Меню

Misha Simachev Blog

Уральский трип (часть 2/3)
14.05.2014

ЧАСТЬ 1

5 мая

В этот день предстоит поездка на запад: Дидинский тоннель (wikimapia) (56°49’5»N, 59°42’21»E) и природный парк Оленьи ручьи (wikmapia, wikipedia, официальный сайт) (56°31’22»N, 59°13’42»E). Выезжаю в 8:30 утра, в городе довольно серьезные пробки, но, благодаря навигатору, их удается объехать (стою минут 15 только в одном месте). Двигаюсь по Новомосковскому Тракту в сторону Перми, дорога первые 20 км — 4-полосная, затем – 2-х (иногда 3-х), качество покрытия сносное, трафик не очень плотный. Приближаюсь к точке, навигатор предлагает свернуть на грунтовку. Оценив ее состояние, решаю, что проехать по ней можно только на тракторе, ищу на карте навигатора альтернативный путь, он проходит через город Ревда (всего 25 км). 15 км проходит по асфальту, но затем опять начинается раскисшая грунтовка, о состоянии и конечном пункте которой затрудняются что-то сказать даже местные. Возвращаюсь в Ревду, хочу попробовать добраться на электричке (2 остановки). Расписание на вокзале невразумительное, кассира нет на месте, покупаю билет в автомате (46 руб) в надежде, что там будет указано время отправления, но нет. Наконец появляется кассирша и сообщает, что предыдущий поезд  ушел час назад, а следующий будет только через 3 часа. Сначала думаю забить на осмотр тоннеля, но потом все-таки возвращаюсь к той грунтовке, куда навигатор привел меня с самого начала, одеваю сапоги и выдвигаюсь пешком (идти чуть больше 5 км в одну сторону). Погода хорошая (хоть и прохладно) и прогулка совсем не напрягает. Придя на точку, ничего не обнаруживаю – вокруг лес и никаких признаков жизни (как потом оказалось, у меня были координаты центра тоннеля, а его длина – больше километра). Брожу вокруг, спускаюсь к путям действующей железной дороги (она проходит в глубоком овраге), некоторое время иду вдоль нее, снова забираюсь наверх и с удивлением вижу машину, в которой сидят парень с девушкой примерно моего возраста и женщина постарше (как я понял – мать девушки). Оказалось, что это путешественники из Челябинска, они тоже любят всякие необычные места и тоже ищут тоннель. Первый мой вопрос к ним – как они сюда доехали? Машина – переднеприводный паркетник Tagaz, резина – обычная городская липучка! Отвечают – запросто, даже не буксовали! Мне это кажется очень странным, ведь дорога представляет из себя разбитую грунтовку, раскисшую от таящего снега, да еще с длинными (больше километра) подъемами и спусками. Меня однажды с подобной дороги вытаскивали трактором…

Начинаем искать вход в тоннель вместе, на это уходит около часа, причем за это время машина дважды застревает на не очень сложных участках (снова про себя удивляюсь, как они доехали). В итоге все-таки находим вход (56.818666, 59.696906) (он оказался рядом с заброшенной деревней Тоннель). Мои новые знакомые одевают сапоги, и мы отправляемся внутрь. Идти довольно стремно: под ногами то лед, то водно-ледовая каша, в некоторых местах сверху капает вода, из стен торчат стальные прутья. Мне удалось пройти 2/3 пути, дальше для моих сапог стало слишком глубоко, и мне пришлось повернуть назад. Прохожу поверху и нахожу второй вход (56.817959, 59.715488), там встречаю своих знакомых и возвращаю им фонарик, который они мне любезно одолжили (своего у меня не было). Сначала думаю сесть к ним в машину и доехать до трассы, но они не особо спешат, поэтому решаю не ждать их (тем более что времени уже потрачено сверх запланированного) и возвращаюсь так же пешком. На всё ушло 4 часа (не считая времени, потраченного на нарезание кругов на машине) и этот объект оказался самым сложным в путешествии, хотя я думал, что это займет не более 30 минут (так бывает нередко).

Продолжаю путь в сторону Оленьих ручьев, после поворота на Нижние Серги дорога становится довольно живописной. Приехав на место, оплачиваю прогулочный билет (150р) и парковку (50р), мне вручают схему парка и сообщают, что из-за половодья для прогулок доступен только один берег р.Серга, а именно – «Малый экскурсионный маршрут» (6 км) и еще одна тропа до «Карстового моста» (3.5 км в одну сторону). Также существует «Большой экскурсионный маршрут» (13 км) и еще несколько троп в совсем удаленные части парка, но я бы их в любом случае уже не осилил – поход к тоннелю меня изрядно вымотал. Парк неплохо обустроен, тропы оборудованы указателями, так что заблудиться сложно. К тому же, есть гостиница, где можно переночевать, ведь обойти весь парк за один день не всякому по силу. Народа практически нет (будни, вторая половина дня), так что я наслаждаюсь тишиной и одиночеством, а вообще это очень популярное место, в выходные здесь, наверное, адово из-за наплыва обывателей с маленькими детьми.

Сначала иду по «Малому экскурсионному маршруту», который имеет круговую форму. Большая его часть меня не впечатлила (лес как лес), интересен кусок, который проходит вдоль реки, берега которой представляют собой высокие отвесные скалы. Затем, вернувшись почти ко входу, отправляюсь к «Карстовому мосту». Первая половина пути тоже не особо интересна, но потом тропинка спускается ближе к берегу, откуда открываются великолепные виды. Перехожу Сергу по подвесному мосту, поднимаюсь на скалу, фотографирую панораму – красотища! Обратный путь проделываю на отваливающихся ногах: за день прошел в сумме около 30 км (причем не в самой удобной обуви и по пересеченной местности), для меня это рекорд. В парке я пробыл 3 часа, солнце еще высоко, не спеша возвращаюсь в Екатеринбург (до него 120 км), по дороге пару раз останавливаюсь, чтобы сфотографировать виды: горы – это всегда красиво!))

6 мая

Сегодня путь лежит на север (в сторону Нижнего Тагила). Решил выехать попозже (в 9-30), и не прогадал – пробки значительно уменьшились. Первый объект – скалы «Чертово городище» (wikimapia, wikipedia) (56°56’29»N, 60°20’49»E), по асфальту удается доехать до г.Исеть, затем начинается грунтовка, которая если и проходима, то явно не в это время года)) От местного жителя узнаю, как срезать путь: дорога петляет (5 км), а тропа идет напрямик (3 км), но зато часто в крутую горку. За ночь ноги отдохнули, так что прогулка доставляет море удовольствия, тем более что кругом горы, ручьи и сосновый лес. Прихожу на место – там аншлаг: не менее десятка палаток, а множество альпинистов (по большей части – подростков) прокачивают свой скилл)) В выходные тут, наверное, вообще жесть)) В любом случае, скалы очень необычные и впечатляют! Кстати, по дороге я набрел на другие похожие скалы, они, правда, пониже, но зато вокруг – ни души!

Возвращаюсь к машине, выдвигаюсь в Невьянск. Шоссе отличное: по 2 полосы в каждую сторону на всем протяжении (причем проезжие части разделены), асфальт в основном тоже очень хороший. Во многих местах дорога прорублена в скалах, так что периодически над трассой нависают живописные каменные стены. В Невьянске мне была интересна только знаменитая наклонная башня (wikimapia, wikipedia) (57°29’23»N, 60°13’23»E), и на ее осмотр ушло буквально 10 минут.

Время – только середина дня, других планов нет, решаю ехать в Нижний Тагил, до которого всего 50 км. Залезаю в инет, ищу достопримечательности. Оказывается, что интересного в этом городе мало, но ведь это же ТАГИИИИИЛ!!!11 Стоит съездить из-за одного только названия))) Благополучно добираюсь о Тагила, нахожу Лисью гору (57°53’58»N, 59°56’48»E) – самую высокую точку, с которой город виден, как на ладони, забираюсь на нее, фотографирую панораму. Вообще Тагил с виду довольно уныл, но любители техногена наверняка найдут там немало интересных объектов – город сугубо промышленный. Например, прямо у подножья Лисьей горы расположен бывший металлургический завод завод им. Куйбышева (57°54’22»N, 59°56’41»E), который сейчас превращен в музей под открытым небом.

Вспоминаю, что при поиске достопримечательностей встретил упоминание наличия в Висиме (еще 50 км от Тагила на запад) водопада (57°40’54»N, 59°21’47»E) и страусино-оленьей фермы (57°38’59»N, 59°32’33»E), решаю ехать туда. Дорога проходит через горы и довольно живописна – множество крутых поворотов, подъемов и спусков (почти серпантин), ехать быстрее 60 км/ч опасно, асфальт нормальный. В Висиме спрашиваю у местных жителей про водопад, мне сообщают, что он в Висимо-Уткинске (это еще 10 км). Начинается дождь, а бензина в баке остается маловато (при том, что ближайшая бензоколонка осталась далеко позади), меня это нервирует (в очередной раз ругаю себя за то, что не заправился, когда была возможность), поэтому решаю забить на страусов и оленей, еду дальше. Водопад оказался искусственным и представлял собой водосброс местного пруда, но из-за половодья поток был очень мощным, так что в целом понравилось. Возвращаюсь назад, по дороге несколько раз останавливаюсь, чтобы сфотографировать местность, в частности, красивые озера с островами (раз, два, три), расположенные у подножья гор.

7 мая

Еду на восток, сначала – в г.Асбест, где расположен огромный асбестовый карьер (wikimapia). Дорога проходит по равнине, поэтому практически ничем не примечательна. Количество полос – то 2, то 4, покрытие разное, но в целом сносное. Сначала приезжаю на смотровую площадку (57°0’38»N, 61°30’18»E). Размеры, конечно, впечатляют: пока что это самый большой карьер, который мне доводилось видеть! Вывоз материала осуществляется сначала грузовиками, а затем — по железной дороге, которая проложена на среднем ярусе. Почему-то в этот день работы не велись, а жаль: очень хотелось бы увидеть всю это мощь в действии! Еще немного катаюсь вокруг, фотографирую карьер с разных точек, забираюсь на отвалы породы, останавливаюсь на двух мостах и фотографирую карьерную ж/д ветку.

Дальше мой путь лежит к золотодобывающей драге (еще инфо) (56°55’7»N, 60°59’52»E). Несмотря на то, что она тоже расположена на востоке, приходится возвращаться почти до Екатеринбурга. Навигатор ведет меня через Старопышминск (я сначала даже не посмотрел, а зря – потерял не менее часа). За 5 км до цели асфальт заканчивается, и если сначала дорога еще более-менее проходима, то потом начинается жесть. Сравниваю с вариантом, который мне накануне предлагал Яндекс – через Становую, там тоже несколько километров придется ехать по грунтовке, но она, по крайней мере, гарантированно есть, а эту дорогу, судя по карте, пересекает несколько речушек, так что даже неизвестно можно ли пройти там пешком. Возвращаюсь назад, доезжаю до Становой (в сумме крюк 25 км), прямо перед началом деревни сворачиваю налево на грунтовку, которая вполне проходима для пузотерки даже в дождливую погоду. Вскоре оказываюсь у КПП, табличка гласит, что объект режимный, проход и проезд запрещен (еще бы, золото ведь!). Спрашиваю у работяг, можно ли посмотреть на драгу, они настроены вполне доброжелательно, объясняют, где она находится, и даже разрешают проехать на машине, сколько смогу (дорога дальше становится всё хуже и хуже). От КПП до драги по прямой буквально 500 м, но поскольку вокруг множество небольших озер (судя по всему, выкопанных драгой за много лет работы), дорога делает большой крюк. Проезжаю на машине примерно пол километра (до первой трубы, по которой вода стекает из одного пруда в другой), дальше дорога разворочена тракторами, поэтому одеваю сапоги и иду пешком еще примерно километр. По дороге встречаю еще одну табличку, сообщающую, что проход только по пропускам, но всем как всегда похуй, проезжающий мимо тракторист не обращает на меня никакого внимания)) Драга представляет собой целый дом (напоминает воскресенский абзацер, но поменьше). Она плавает в озере, и, вращаясь вокруг своей оси, с помощью специальных ковшей «поедает» берега. Добраться до нее можно только на лодке. Как и воскресенский абзацер, драга работает на электричестве, поэтому сюда проведена отдельная линия и установлена небольшая трансформаторная подстанция.

Погода не радует (идет дождь, хоть и несильный), поэтому мысленно вычеркиваю пункт «Все-таки прожать на мраморный карьер» и возвращаюсь в отель. Всего 4 часа дня, по крайней мере, есть свободное время привести в порядок вещи и мысли, тем более что завтра рано утром предстоит переезд в Пермь.

8 мая

Поезд на Кунгур отходит в 8:40, я просыпаюсь в 6:30, собираюсь, в 7:30 завтракаю (это самое ранее, во сколько можно позавтракать в отеле), в 7:45 выдвигаюсь в сторону вокзала. Движение в городе уже затруднено, сдать машину я договорился в 8:00, а ведь еще нужно заправиться. С грехом пополам успеваю к офису в 8:10, звоню в домофон – никто не отвечает, звоню менеджеру на мобильный, оказывается, что он ждет меня у вокзала (при вчерашнем разговоре я упомянул, что уезжаю поездом, и он решил упростить мне задачу). Менеджер подъезжает буквально через 5 минут (вокзал находится на соседней улице), бегло осматривает машину, всё ОК. Я отдаю ему 500р за мойку (чтоб самому не мыть машину) и сломя голову ломлюсь на вокзал. Как назло, мой поезд стоит на самой дальней платформе, однако я благополучно успеваю погрузиться в нужный вагон за 5 минут до отправления.

До Кунгура примерно 300 км, ехать почти 4.5 часа (дорога петляет, и поезд не разгоняется). В купе со мной никого нет, всю дорогу смотрю в окно, но виды самые обычные. Интересное начинается за 15 минут до прибытия, в этом месте железная дорога проходит по берегу реки Сылва на дне каньона, но смотреть надо вправо по ходу движения, так что мне пришлось выйти в коридор. В частности, виден довольно известный камень Ермак (wikimapia, wikipedia) (57°22’51»N, 57°7’16»E).

В Кунгур прибываю в 13:05 и сдаю сумку в камеру хранения (150р). На самом деле, как мне сказали, камера хранения на ремонте, так что сумка остается в кабинете дежурной по вокзалу. От станции до Кунгурской пещеры (wikimapia, wikipedia, официальный сайт) (57°26’27»N, 57°0’21»E) ходят автобусы, но их не видно, а экскурсия должна начаться через пол часа (в 14:00). Ловлю такси за 150р, ехать буквально 5-7 минут. Записываю телефон таксиста, чтобы доехать назад. Он также предлагает свозить меня на Белую гору (местная достопримечательность) за 2500р туда/обратно (в одну сторону — 80 км), но я в итоге отказываюсь от этого предложения. Покупаю билет на экскурсию за 500р + 150р за фотосъемку. В группе набирается порядка 20 человек, экскурсовод спрашивает, есть ли кто-то из Пермского края – никого нет, все приехали издалека!

Экскурсия длится 1:20, за это время мы проходим все полтора километра оборудованной части пещеры (общая длина разведанных ходов – 5 км). Пещера хорошо подсвечивается, можно фотографировать с руки (то есть, без штатива) и без вспышки. Как и при посещении других пещер, я занимаю место в хвосте группы: когда остальные проходят вперед, я немного отстаю и уже тогда фотографирую. Ледяной Кунгурская пещера называется из-за первых двух залов, где круглый год стоит минусовая температура и куда через трещины проникает теплый влажный воздух, в результате на стенах образуются крупные блестящие кристаллы. Пещера также знаменита большим количеством подземных озер, в одном из них даже проводятся ежегодные массовые крещенские купания. Общее впечатление – красиво и необычно, но до крымских пещер (особенно, Мраморной и Эмине-Баир-Хосар) всё-таки не дотягивает.

Оказавшись на поверхности, звоню таксисту, он приезжает очень быстро, и вот я уже на вокзале. Он советует ехать до Перми на электричке, т.к. из-за ремонта дороги автобусы стоят в пробке. Изучаю расписание, электричек немного, ближайшая – в 16:19 (через пол часа), но указано, что она отменена, а следующая – через несколько часов. При получении сумки спрашиваю дежурную по вокзалу про эту электричку, оказывается, что она всё-таки будет (какое-то специальное распоряжение), покупаю билет (138р), оставшееся время наблюдаю, как по одной из веток туда-сюда катается ретро-паровоз, который пустили по случаю Дня Победы.

Расстояние в 100 км до Перми мы преодолеваем за 2 часа. На вокзале вбиваю в навигатор координаты отеля, до него почти 4 км, идти с сумкой нереал, а разбираться с общественным транспортом неохота. Спрашиваю цену у стоящих на вокзале таксистов, мне традиционно загибают 500р, я, конечно, отказываюсь, в итоге везут за 300 (на самом деле, можно было вызвать такси и доехать за 100). Заселяюсь в отель, который находится в старинном здании, но, к моему удивлению он занимает лишь небольшую часть второго этажа, а так это что-то типа бизнес-центра, в котором расположено множество офисов. Номер хороший, правда нет окна, но для меня это плюс: не люблю с утра солнце в глаза, а нормальных штор я еще не встречал ни в одной гостинице – везде они какие-то полупрозрачные))

Отправляюсь на прогулку по Перми. Если в Екатеринбурге я чувствовал себя спокойно, то тут у меня постоянное ощущение, что либо доебутся, либо огреют битой и отнимут всё ценное))) Возможно, я просто себя накрутил, но лица людей тут какие-то особенно суровые, мрачные и потертые жизнью, а я в эту картину совершенно не вписываюсь)) Как бы то ни было, в итоге обошлось без происшествий)) Что посмотрел в этот день (в список вошли запланированные достопримечательности и те, которые я нашел случайно):

1. Православный паломнический центр «Пермь Великая» (58°0’47»N, 56°14’15»E)
2. Скульптура «Пермский медведь» (58°0’38»N, 56°14’15»E)
3. Скульптура «Кама-река» (58°0’37»N, 56°14’11»E)
4. Скульптурная композиция «Пермяк солёные уши» (58°0’35»N, 56°14’23»E)
5. Особняк К.Ф.Токаревой (58°0’38»N, 56°14’26»E) – находится в начале пешеходной ул.Пермская (аналог Арбата)
6. Дворец Детского (Юношеского) Творчества (58°0’36»N, 56°14’53»E)
7. Евангелическо-Лютеранская церковь (58°0’47»N, 56°15’18»E)
8. Дом купца Грибушина (58°0’57»N, 56°15’13»E)
9. Мемориал «Скорбящая» (58°0’56»N, 56°16’4»E)
10. Планетарий (58°1’9»N, 56°16’17»E)
11. Радиобашня «Ростелеком» (58°1’23»N, 56°16’13»E), высота – 180 м
12. Стрит-арт «Братья-пилоты» (58°1’17»N, 56°17’4»E)
13. Пермский цирк (58°1’14»N, 56°16’33»E)
14. Памятник Татищеву (58°1’1»N, 56°15’37»E)
15. Причал на Каме (58°1’14»N, 56°14’58»E)
16. Спасо-Преображенский кафедральный собор (58°0’59»N, 56°14’5»E) и Памятник Николаю Чудотворцу (58°0’56»N, 56°14’3»E)

Возвращаюсь в отель, и вот тут выясняется подох. Администратор говорит: а вас предупреждали, что у нас по выходным ночью шумно? На первом этаже находится ночной клуб. Я говорю: да хуйня, у меня же есть беруши)) Тем временем, снизу и в самом деле начинает доноситься музон. Затыкаю уши и довольно быстро засыпаю, т.к. очень устал, однако в 4 утра меня будит даже не звук (он сквозь беруши почти не проходит), а вибрация. Музон кстати ничо так, даже проскочила мыслишка пойти потусить, но подозрительные крики сразу отбили эту охоту)) В итоге я выпил снотворного, залил его водкой, снова заткнул уши и вскоре вырубился))

ЧАСТЬ 3