Меню

Misha Simachev Blog

Трансполярная магистраль (часть 1/2)
23.07.2014

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2

ФОТКИ

Новый Уренгой (2014.07.14,19) yandex, vk
Уренгой-Красноселькуп (на вертолете) (2014.07.15,19) yandex, vk
Красноселькуп (2014.07.15,18) yandex, vk
На лодке по реке Таз (2014.07.15,18) yandex, vk
Трасполярная магистраль (2014.07.15) yandex, vk
Трасполярная магистраль (2014.07.16) yandex, vk
Трасполярная магистраль (2014.07.17) yandex, vk
Трасполярная магистраль (2014.07.18) yandex, vk

ВИДЕО

Уренгой-Красноселькуп (на вертолете) youtube, vk
На лодке по реке Таз youtube, vk

Группа VK, посвященная поездке

Трансполярная магистраль – недостроенная железная дорога, которая должна была пролегать по маршруту Чум – Салехард – Игарка. Одна из самых бессмысленных и беспощадных строек ГУЛАГ-а, которая была прекращена сразу после смерти Сталина. На данный момент действуют участки Чум – Лабытнанги и Надым – Новый Уренгой, остальное же было брошено и вскоре пришло в негодность, однако существует план реконструкции. Впервые об этой дороге я узнал около 3-х лет назад, и на тот момент, читая отчет о путешествии по одному из её участков, даже представить себе не мог, что побываю когда-нибудь на ней сам – настолько труднодоступной она мне казалась. Однако время шло, опыт и знания копились, и постепенно я созрел для этой поездки.

Ехать было решено в заброшенный поселок Долгий, который находится на правом берегу реки Таз (если смотреть на север, по течению). В этом месте было построено порядка 20 км путей (с учетом ответвлений) в сторону Енисея, и интересен этот участок тем, что там было брошено несколько паровозов и другой техники, а благодаря своей труднодоступности, он почти не пострадал от охотников за металлом (правда в 2013 году один из паровозов вывезли на вертолете в музей «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме). Ближайший населенный пункт – поселок Красноселькуп – находится в 45 км выше по течению р.Таз, от него до Долгого планировалось доплыть на моторной лодке с кем-нибудь из местных жителей. В сам Красноселькуп летом можно добраться только на вертолете МИ-8 из Нового Уренгоя или Тарко-Сале (зимой – еще на машине по зимнику). Раньше также летал самолет Ан-2 из Тюмени, но 2 года назад его отменили: взлетно-посадочная полоса в Красноселькупе — грунтовая и может принимать самолеты только в сухую погоду, которая бывает там нечасто.

Вертолет летает 2-3 раза в неделю, и условия бронирования и покупки билетов на него меняются из года в год. В этом году появилась возможность приобрести билеты онлайн на сайте АвиаСпецТехнологии, но все оказалось не так просто. Впервые покупкой билетов я озаботился в мае, и при этом выяснилось, что на июнь уже все раскуплено, а на июль еще даже нет расписания. Я позвонил в авиакомпанию Ямал, которая осуществляет рейсы (телефон есть на сайте АСТ), и мне сообщили, что контракт на июль еще не заключен, а когда это произойдет – неизвестно. Весь июнь я практически ежедневно проверял наличие билетов на сайте, а раз в неделю звонил в авиакомпанию, но ответ был всегда один.

Знаменательное событие (заключение договора) произошло 29 июня, причем на первые 2 недели июля билеты были сразу же раскуплены, поэтому туда было решено лететь 15 июля, а назад – 19-го. При покупке билетов в Красноселькуп (электронных) трудностей не возникло, а вот обратные билеты купить онлайн не удавалось – сайт выдавал непонятную ошибку. После обзвона не менее десятка телефонных номеров я выяснил, что из Красноселькупа возможно вылететь только по бумажным билетам, которые можно купить в Тюмени, Салехарде, Надыме или Новом Уренгое, а вот в Москве нельзя, хотя их представительство здесь есть. После довольно длительных переговоров меня согласились оформить как корпоративного клиента. Я сделал банковский перевод, и, когда деньги поступили на счет (буквально на второй день), мне выписали билеты и отправили их из Тюмени ближайшим самолетом в Москву (забирать их нужно было в аэропорту Домодедово в кассе авиакомпании Ямал). При этом оставался риск, что билеты раскупят еще до поступления моего перевода (в вертолет влезает всего 22 человека, а желающих много), но всё сложилось благополучно, и вскоре билеты были у меня на руках. Сразу после этого мы купили билеты до Нового Уренгоя и назад. Нарисовался следующий план поездки:

14.07 в 12:20 вылетаем из Домодедово в Новый Уренгой, осматриваем город, ночуем в палатках, т.к. гостиницы в там довольно дорогие – от 3900р за двухместный номер
15.07 в 11:20 вылетаем в Красноселькуп, по прилету регистрируемся в МЧС, закупаем продукты, ищем лодку, плывем в Долгий
18.07 примерно в 8 вечера возвращаемся на лодке в Красноселькуп, ночуем там же
19.07 в 8:00 вылетаем в Новый Уренгой, осматриваем город
19:07 в 19:10 вылетаем в Москву

Таким образом, вдали от цивилизации мы проведем почти 4 дня, и за это время нам предстоит пройти примерно 15 км и вернуться назад. Много это или мало – заранее сказать сложно: всё зависит от погоды (которая там очень переменчива) и местности, по которой придется идти. Разумеется, я прочитал несколько отчетов людей, которые там побывали, и даже кое с кем списался, чтоб задать дополнительные вопросы, но некоторая неопределенность всё равно оставалась, особенно пугала перспектива перебираться через разрушенные мосты и болота. Также опасались, что лодочник забухает и забудет вернуться за нами (я читал о похожих случаях). К слову, опыт походов у меня практически нулевой – ночевал в палатке всего несколько раз в жизни, так что дальше буду описывать, что называется, «для чайников»))

Что брали с собой. Одежда: два комплекта термобелья (один – запасной на случай, если промокнем), антимоскитный костюм (с капюшоном и сеткой на лицо), на ноги — обычные джинсы, непромокаемый плащ (не понадобился, т.к. дождей практически не было), перчатки из неопрена для защиты рук от гнуса (очень хорошо себя показали – в них руки почти не потеют), кроссовки и болотные сапоги. Вместо болотных сапог несколько человек советовали взять вторые кроссовки и ходить по болотам в них (а вечером сушить их на костре), но по факту могу сказать, что ходить в болотниках гораздо комфортнее, тем более что современные модели (причем мы брали недорогие – всего за 900р) – легкие и в свернутом состоянии занимают не больше места, чем кроссовки. Да и ходить в них оказалось ненамного тяжелее, чем в кроссовках. Походное снаряжение: палатка, надувной матрас (коврик хоть и легче, но занимает больше места), надувная подушка, теплый спальник (ночью температура опускается до +4), котелок, сухой спирт, топор, универсальный аккумулятор для подзарядки телефона и фотоаппарата (2 штуки по 3000 mA/ч), фонарик (не понадобился, т.к. были белые ночи), баллончик с перцовым газом для защиты от медведей (к счастью, не понадобился). Газовую горелку не брали, т.к. ее запрещено перевозить в самолете. Лекарства: всего понемногу (жаропонижающие, противовоспалительные, противоаллергические, антибиотики, глазные капли, средства на случай отравления, бактерицидный пластырь и бинт), влажные салфетки с антибактериальным эффектом.

Для защиты от гнуса взяли репеллент-аэрозоль и спиральки. Последние хорошо себя показали при использовании в палатке: их нужно поджигать сразу после ее установки, тогда меньше гнуса попадает при залезании/вылезании. Комары под действием дыма от спиралек становятся вялыми, и их можно легко давить, а мошка и вовсе падает на пол и начинает биться в конвульсиях)) Вообще, что касается гнуса, то его в тех краях не просто много, а очень много: к примеру, стоит оголить руку – и на неё в первую же секунду садится с десяток кровососов! Помимо комаров присутствует мошка (и чем выше температура воздуха, тем её больше), она похожа на маленькую муху (примерно в 3 раз меньше комара), но в отличие от комаров, её укусы вызывают довольно сильное воспаление: на коже образуется большой волдырь с красной точкой в середине, который не заживает несколько недель и сильно чешется, однако чесать его ни в коем случае нельзя, т.к. воспаление при этом усиливается в геометрической прогрессии (помогает прижигание йодом). А вот клещи в этих краях не водятся – хоть одна приятная новость)) Забегая вперед, скажу, что поскольку мы были герметично «упакованы», то от гнуса пострадали не сильно. Меня в основном покусали в районе пояса (спина частично оголялась, когда наклонялся или садился). Несмотря на то, что мошка иногда проскакивает сквозь антимоскитную сетку капюшона, на лице у себя я не обнаружил ни одного укуса, в то время как моего попутчика покусали достаточно сильно (предположительно, ночью в палатке, т.к. он не жег спиральки), и его лицо к концу поездки приняло устрашающий вид))

14 июля (понедельник)

В 12:20 вылетаем из Домодедово (авиакомпания Трансаэро). В стоимость билета включено только 10 кг багажа, поэтому пришлось доплатить 500р за перевес (около 10 кг в сумме на двоих). Лететь 3.5 часа, в Новый Уренгой прилетаем в 17:50 (разница во времени +2 часа). При посадке (когда самолет проходит слой облаков) открывается очень непривычный нашему глазу вид на почти голую тундру зеленоватого цвета, усеянную до самого горизонта множеством озер – даже не верится, что находишься на Земле! По прилету проходим паспортный контроль – этот город закрыт для иностранцев, но для граждан РФ пропуск не нужен. Далее планируем сдать багаж в камеру хранения, чтоб ехать в город налегке, но оказывается, что аэропорт закрывается в 8 вечера (а на часах уже около 7-ми). Решаем попытать счастья на ж/д вокзале и сначала хотим ехать на такси (расстояние – 8 км, цена – 400р), но потом обнаруживаем автобусную остановку с расписанием. Оказывается, что автобус до вокзала ходит каждые 15 минут, поэтому едем на нем (билет можно купить у кондуктора за 20р).

Ж/д вокзал в Новом Уренгое – шикарный, единственный его минус – он еще не открылся, т.к. только недавно был построен))) Старый же вокзал – унылое одноэтажное здание, и камера хранения там действительно есть, но она закрыта. Ждем дежурную по вокзалу, минут через 15 она появляется, но потом опять куда-то убегает. Вскоре решаем больше не терять время и идем гулять по городу с рюкзаками. Пока были на вокзале, выяснили насчет ж/д ветки в Надым: оказалось, что пассажирского движения на ней нет совсем (даже рабочие поезда не ходят), а грузовое осуществляется нерегулярно (без расписания), в среднем — раз в 3 дня.

Новый Уренгой – небольшой современный город (основан в 1975 году, население – 115 тыс. человек), и достопримечательностей в нем практически нет (перечень того, что посмотрели, будет в конце). Чуть больше часа гуляем по улицам, в глаза бросается огромное количество объявлений о сдаче квартир посуточно, а также вывески Газпрома на каждом шагу. Затем перекусываем в кафе и находим место для ночлега в лесочке недалеко от берега реки Тамчара-Яха (она разделяет город на северную и южную части), ставим палатки и разводим костер в мангале, найденном там же. Это наш, можно сказать, «тренировочный», ночлег в облегченных условиях перед основным путешествием (по крайней мере, комаров не так много). Ночи в это время года здесь фактически нет: солнце заходит около 12-ти, а встает уже в 2:30, и в этом промежутке практически так же светло, как у нас в пасмурный день.

15 июля (вторник)

Просыпаемся в 7 утра, собираемся и едем в аэропорт. Регистрация на вертолетный рейс в Красноселькуп осуществляется там же и так же, как на обычные авиарейсы, единственное отличие – багаж не сдается, нужно брать его с собой в салон вертолета. В очереди на регистрацию с нами заговаривает один попутчик: он удивлен тем, что мы тоже летим в Красноселькуп (видимо, на местных не похожи) и интересуется целью поездки. Мы рассказываем о наших планах и спрашиваем насчет лодки. Он звонит кому-то из своих знакомых, но тот загибает цену в 20к, и мы отказываемся.

Объявляют начало посадки, мы проходим через рамку металлоискателя, а багаж просвечивают рентгеном (как обычно), обращают внимание на топор в моем рюкзаке, но пропускают)) До вертолета едем на автобусе, затем размещаемся внутри на двух длинных скамейках вдоль стен, а багаж складываем в проходе между ними. Пилот проводит краткий инструктаж (буквально 2-3 предложения), и мы взлетаем точно по расписанию (в 11:20). До Красноселькупа – примерно 250 км на восток. Первая половина пути проходит над относительно заселенной местностью (город Старый Уренгой, месторождения), затем начинается совершенно безлюдная лесотундра, которая меня, как непривычного человека, восхищает и завораживает (большинство же пассажиров спят или копаются в телефонах, и лишь некоторые изредка бросают взгляд в иллюминаторы). По расписанию лететь 1:35, но на самом деле дорога занимает всего 1:10, и вот мы на месте!

Первым делом узнаем у прохожих, где находится МЧС (Нагорная ул., 61, в здании лесхоза) и направляемся туда, чтоб зарегистрироваться – все-таки нам предстоит ехать в места, удаленные от цивилизации, где отсутствует мобильная связь, и откуда нам, в случае чего, самостоятельно не выбраться. Признаться, Красноселькуп нас удивил! Мы ожидали увидеть серый полуразрушенный умирающий поселок, какими выглядят большинство удаленных населенных пунктов в России, однако нашему взгляду предстали широкие улицы, аккуратно и ровно вымощенные бетонными плитами, и новенькие коттеджи, раскрашенные в яркие цвета, а на столбах даже висели видеокамеры! Поселок не умирал, а наоборот активно развивался, хотя чем там живут люди и как зарабатывают деньги, нам выяснить так и не удалось. В городе много машин, причем не внедорожников, а самых обычных. Как выяснилось, зимой за зимником следят, и по нему можно доехать даже на пузотерке. Летом на «большую землю» на машине можно добраться по реке Таз на барже – примерно 400 км на север до поселка Газ-Сале, откуда уже есть нормальная дорога (путь занимает в среднем 2 суток и обходится в 12-15 тыс. руб.). Бензин тут стоит аж 42 рубля (в Новом Уренгое — 36, в Москве — 32).

Сотрудник МЧС оказал нам радушный прием, записал наши ФИО и дату планируемого возврата, ответил на все вопросы (в частности, как себя вести при встрече с медведем – единственным опасным зверем в этих краях) и даже взялся организовать доставку нас на лодке в Долгий и обратно, для чего позвонил своему знакомому, который пообещал подъехать через пол часа. Это время мы решили провести с пользой и отправились в магазин за продуктами (к слову, магазинов в поселке более чем достаточно). Тут мы совершили стратегическую ошибку: по совету продавщицы взяли не обычную тушенку, а консервированные гречневую и рисовую каши с тушенкой по 7 банок каждой (из расчета по 2 штуки в день на человека). К счастью, я также купил 8 «сникерсов» на перекус. Еще купили 2 бутылки по 1.5 литра воды и 10 пакетиков растворимого кофе «3 в 1».

Возвращаемся в здание МЧС, вскоре туда приезжает лодочник, по деньгам договариваемся на 8000р за дорогу до Долгого и обратно, забрать он нас должен 18 июля (в пятницу) в районе 8 вечера, но не в Долгом, а около нефтепровода, который находится на 5 км выше по течению (т.е. ближе к Красноселькупу), и куда предположительно выходит ответвление Трансполярки в сторону заброшенного поселка Седельниково. Отплываем в 14:30, движемся быстро (45 км/ч), из-за ветра на реке волны, и лодку довольно сильно подкидывает, но брызг почти нет. Таз – очень широкая река, местами до километра и даже больше, но судоходной является лишь небольшая её часть (она обозначена буйками). По сравнению с весной уровень воды опустился на метр (это видно по берегам), и ещё на метр опустится к августу, в результате чего образуются обширные отмели. Часто встречаются острова, протоки и ответвления. В Долгом мы оказываемся через 1:10, лодочник возвращается в Красноселькуп, а мы остаемся один на один с северной природой и начинаем осматриваться.

На берегу стоит крест с надписью «Господи спаси и сохрани Россию», за ним – металлический навес со скамейками, а вокруг разбросаны остатки каких-то старинных механизмов. Налево и вверх уходит хорошо протоптанная тропинка, мы идем по ней и буквально через 100 метров оказываемся перед главной местной достопримечательностью – брошенными паровозами. Всего их было 4, но, как я уже писал, в 2013 году один из них вывезли в музей, а два других покрасили черной краской (видимо, чтоб не допустить дальнейшей коррозии). Последний (самый дальний) паровоз не тронули, и он выглядит вполне аутентично. Зрелище, конечно, впечатляющее – не каждый день увидишь такое посреди леса.

Немного полазав по этому «музею под открытым небом», решаем перекусить и открываем купленные банки с кашей. Такой гадости я не ел давно! Не то что бы она была отвратной на вкус, но абсолютно пресной и сухой, каждую ложку приходилось долго-долго пережевывать (а запивать нужно было экономно, ведь запас воды ограничен), в результате к середине банки у меня эта каша уже вызывала рвотные позывы, и я её так и не доел. Мой попутчик оказался более всеядным – осилил свою порцию и даже попросил добавки))

Затем отправляемся на осмотр первого ответвления – оно идет вдоль реки (на север) к затопленному карьеру и имеет протяженность примерно 1.5 км. Найти его легко – нужно просто двигаться вдоль путей, на которых стоят паровозы, однако даже не смотря на то, что мы оставили рюкзаки в кустах и идем налегке, продвигаться получается с трудом. На самом деле, идти непосредственно по рельсам на этом ответвлении вообще невозможно: они либо плотно заросли деревьями, либо завалены буреломом, либо скрылись в болоте, таким образом, мы постоянно обходим то слева, то справа, а периодически вообще теряем рельсы из вида и из-за этого рискуем заблудиться. Наконец рельсы заканчиваются (по крайней мере дальше мы их не обнаружили), но ничего интересного здесь нет, и даже признаков  карьера не наблюдается – лес как лес. Вообще это ответвление ничем не примечательно, кроме нескольких стоящих на нём платформ – имеет смысл пройти только из спортивного интереса.

Возвращаемся к исходной точке и начинаем искать основной ход дороги. Первые несколько сот метров рельсов снято, поэтому найти его удается не сразу. Некоторое время ломимся через бурелом (что с рюкзаками на плечах дается непросто), но когда все-таки выходим на насыпь, идти становится намного легче. Дорога выглядит очень живописно, иногда встречаются небольшие мостики через ручьи и поваленные деревья, но серьезных препятствий нет. Из достопримечательностей можно отметить пересечение с зимником (в этом месте рельсы сняты) и сравнительно большой мост. В детстве мне казалось, что север – это очень уныло, но теперь с каждой поездкой северная природа очаровывает меня все больше (видимо,  это связано с моей любовью к минимализму). Идем довольно бодрым шагом, за полтора часа преодолеваем 4.5 км и оказываемся около «треугольника»: в этом месте находится ответвление в сторону Седельниково, по которому нам предстоит возвращаться в пятницу.

Время – 20:30, и мы решаем, что на сегодня хватит. Разбиваем лагерь прямо на насыпи и там же разводим костер (вообще насыпь – единственное место, где можно жечь костер без риска устроить пожар, поскольку кругом сухой мох и торф). Обхожу треугольник вокруг (общая длина – около километра), его левая сторона полностью занята платформами (31 штука), на правой стороне стоят еще 5 платформ, а на третьей имеется небольшой мост и дрезина, а также стрелка и остатки будки стрелочника.

ЧАСТЬ 2