Меню

Misha Simachev Blog

Транссибирский трип (часть 1/3)
17.05.2015

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3

ФОТКИ

Чита (2015.05.01) yandex, vk
Чита-Улан-Удэ (2015.05.02) yandex, vk
Улан-Удэ (2015.05.03) yandex, vk
Улан-Удэ-Слюдянка (2015.05.03) yandex, vk
Круглобайкальская ж/д (2015.05.04) yandex, vk
Иркутск (2015.05.05) yandex, vk
Слюдянка-Иркутск (2015.05.06) yandex, vk
Зима-Тайшет (2015.05.07) yandex, vk
Тайшет-Красноярск (2015.05.08) yandex, vk
Красноярск (2015.05.09-12) yandex, vk
Чертов мост, ГЭС (2015.05.10) yandex, vk
Мост, смотровая (2015.05.10) yandex, vk
Красноярские столбы (2015.05.10) yandex, vk
Прогулка по Енисею (2015.05.12) yandex, vk

ВИДЕО

Чита-Улан-Удэ youtube, vk
Улан-Удэ-Слюдянка youtube, vk
Слюдянка-Иркутск youtube, vk
Зима-Тайшет youtube, vk
Тайшет-Красноярск youtube, vk

Желание проехать по Транссибу на грузовых поездах возникло давно, но это казалось чем-то далеким и трудновыполнимым (впрочем, как и любые другие глобальные задумки), однако буквально за неделю оно оформилось во вполне конкретный план, который практически не вызвал споров, так что мы немедленно купили авиабилеты. Почему именно на грузовых? 1. Хороший обзор (а места там красивые) 2. Приключения!)) Стартовать решили из Читы, а финишировать – в Красноярске, длина маршрута – 2000 км, срок – 11 дней (все майские), за это время можно проехать такое расстояние без особого напряга, посмотреть Байкал и города (Чита, Улан-Удэ, Иркутск и Красноярск). Совмещение тр*йнх*па с культурной программой давало некоторую гибкость – если не будем успевать одно, можем сэкономить время на другом и наоборот. Направление движения выбрали не случайно: на восток везут уголь и лес, а на запад поезда едут в основном порожними.

Update: В июле 2016 года состоялась поездка на Дальный Восток, в рамках которой я проехал по Транссибу от Владивостока до Читы.

Группа VK, в которой собраны фотки и видео с обеих поездок

Больше всего вопросов вызывало то, во что одеваться, ведь температура на майские праздники в тех краях могла колебаться от 0 до +30 (так и получилось), а много взять с собой нельзя – только то, что поместится в рюкзак средних размеров. К тому же, для прогулок по городу желательно иметь комплект чистой одежды, чтоб не выглядеть бомжом)) Что взял с собой я: зимние ботинки на меху, двое джинсов (для тр*йнх*па и для города), подштанники, 2 футболки и 2 толстовки, 2 комплекта нижнего белья (один стирал ежедневно под краном и сушил феном), толстые зимние перчатки, шапку и шарф, зимнюю кожаную куртку на меху чёрного цвета (в ней можно ходить по городу, если протереть после покатушек мокрой тряпкой), легкую ветровку и непромокаемый плащ, а также полиэтиленовую пленку на случай сильного дождя (не пригодилась). Ещё нужно было взять шапку-балаклаву и легкие кроссовки, их пришлось докупать на месте.

Как мы и предполагали, погода все праздники была очень нестабильной, с утра всегда было холодно (ниже нуля), иногда шел снег, днем обычно становилось жарко, но при этом дул холодный ветер. Даже удивляюсь, как при таком раскладе я не простудился)) Местные жители сказали, что обычно на майские теплее. Я начал обгорать на солнце буквально с первых же дней, особенно сильно обгорел 9-10 мая, когда температура днём поднималась до +30, в итоге у меня облезла вся кожа на лице, особенно нос))

Другим непонятным моментом была вероятность принималова: мы совершенно не представляли, хорошо ли охраняются станции и исповедуют ли похуизм сотрудники РЖД в том регионе. Опыта в тр*йнх*пе у нас на тот момент было достаточно, но мы решили перестраховаться и сделали себе удостоверения РЖД, они нас потом не раз выручали. А вот главные проблемы тр*йнх*па в Московском регионе – уехать не туда или застрять где-то надолго – нам не грозили: поезда ходят по Транссибу буквально каждые 15 минут, а единственная развилка на нашем маршруте расположена в Тайшете, на других же станциях всё просто, понятно и однозначно.

И, наконец, третья проблема – забайкальские клещи, которые считаются особенно лютыми. От энцефалита мы были привиты, по траве старались лишний раз не лазать, в итоге столкнуться с ними так и не довелось.

30 апреля — 1 мая (четверг-пятница)

В аэропорт (Шереметьево) решили ехать на такси. Несмотря на вечерний час-пик, благодаря новой трассе Москва-Питер, дорога заняла всего полчаса. Вылет – в 22:10, приземление в Чите – в 9:20 по местному времени (лететь чуть меньше 6 часов и разница с Москвой +5 часов). Долго думал, спать или не спать во время полета, в итоге решил не спать, и правильно сделал, т.к. в противном случае чувствовал бы себя, скорее всего, более разбитым, а так за чтением книги полет прошел на удивление быстро и ненапряжно. На выходе из аэропорта чувствовали себя очень бодро – сказывалось предвкушение больших приключений)))

До города доехали на автобусе (дорога заняла полчаса), сдали багаж в камеру хранения на ж/д вокзале и отправились на осмотр достопримечательностей. Чита расположена в котловине у подножия сопок, на одну из них (Титовскую, самую известную) мы и поднялись первым делом. Город оттуда виден, как на ладони, но вид, впрочем, довольно унылый: на переднем плане – сортировочная ж/д станция, остальное – новостройки вперемешку с крышами частного сектора и промзонами. Сами сопки – практически голые, когда-то здесь был лес, но он то ли выгорел, то ли вырубили. В конце мая на склонах распускается множество цветов (первые появились уже сейчас), но пока горы имеют цвет ржавчины.

К слову о забайкальских пожарах, про которые так много говорят в новостях в последнее время: лес действительно горит, мы это увидели ещё с самолета. Очаги пожаров разбросаны по всему району, а город затянут лёгкой пеленой дыма, чувствуется запах гари. Пожары вяло пытаются тушить с вертолёта, но вообще от местных мы узнали, что лес поджигают специально, и делают это егеря: пускают несильный низовой пожар, а потом отдают весь участок под вырубку. Причина – официальная стоимость леса после пожара падает на 90%, при этом объективное качество древесины практически не меняется. Кстати, на вокзале видели тот самый вагон РПЦ с «благодатным огнем», который сюда пригнали для борьбы с пожарами! Честно говоря, до последнего момента думал, что это прикол, просто в голове не укладывается, как в светском государстве может твориться такой абсурд)))

Затем мы вернулись к вокзалу, чтобы заселиться в комнаты отдыха, но они оказались дохуя дорогими (что-то типа 3.2к за двухместный номер на 12 часов), поэтому мы выбрали гостиницу поблизости (цена – кажется, 2100 р в сутки за двухместный номер без удобств), после чего продолжили культурную программу. Поскольку Арсений уже бывал в Чите раньше, вскоре мы разделились: он созвонился и встретился с коллегой, а я гулял по городу один. Центр небольшой и достаточно интересный, а вот окраины производят депрессивное впечатление: покосившиеся некрашеные заборы, деревянные дома, как будто собранные на помойке, огромное количество бродячих собак (вроде бы не агрессивных) и прочие прелести российских ебеней. Перечень достопримечательностей, которые удалось посмотреть:

Аэропорт Кадала (52°1’13»N, 113°18’28»E)
Железнодорожный вокзал (52°1’42»N, 113°29’43»E)
Церковь Казанской иконы Божией Матери (52°1’47»N, 113°29’49»E)
Площадь Ленина (52°2’0»N, 113°30’3»E)
Часовня Александра Невского / смотровая площадка на Титовской сопке (52°1’36»N, 113°28’32»E)
Крест на Титовской сопке (52°1’29»N, 113°28’5»E)
Здание ОФСБ России по 29 армии (52°1’46»N, 113°29’40»E)
ул.Амурская, 106А (52°1’54»N, 113°29’40»E)
Усадьба Коновалова (52°1’55»N, 113°29’39»E)
Дом архитектора Г.В.Никитина (52°1’59»N, 113°29’27»E)
Управление Роспотребнадзора по Забайкальскому краю (52°1’55»N, 113°29’35»E)
Главпочтамт (52°2’1»N, 113°29’54»E)
ЗабГУ (52°2’15»N, 113°30’8»E)
СУСК России по Забайкальскому краю (52°2’13»N, 113°30’7»E)
Музей истории Забайкальской милиции (52°2’4»N, 113°30’37»E)
Синагога (52°1’33»N, 113°30’56»E)
Соборная мечеть (52°1’25»N, 113°31’2»E)
Церковь Евангелистских христиан-баптистов (52°1’19»N, 113°31’1»E)
Сквер любви и верности (52°1’27»N, 113°30’45»E)
Библиотека №9 им.Нарышкиных (52°1’20»N, 113°30’43»E)
Музей «Церковь декабристов» (52°1’17»N, 113°30’47»E)
Ингодинский районный суд (52°1’41»N, 113°30’28»E)
Забайкальское Линейное управление МВД России на транспорте (52°1’42»N, 113°30’25»E)
Дома М.Д.Игнатьевой (52°1’41»N, 113°30’23»E)
Пассаж Второва (52°1’41»N, 113°30’18»E)
Усадьба Зазовских (52°1’44»N, 113°30’23»E)
Дом Ф.Бергут (52°1’46»N, 113°30’8»E)
Краевой кардиологический диспансер (52°1’48»N, 113°30’5»E)
Дом офицеров Читинского гарнизона (52°1’56»N, 113°30’18»E)
Памятник Петру Бекетову (52°1’53»N, 113°30’18»E)
Шумовский Дворец (52°1’53»N, 113°30’25»E)
ул.Ленина, 58 (52°1’51»N, 113°30’29»E)
Читинский дацан (52°3’13»N, 113°30’36»E)
Странное заброшенное здание (52°2’53»N, 113°30’6»E)
Церковь «Спасение в Иисусе» (52°2’37»N, 113°30’18»E)
ул.Ленина, 102 (52°2’4»N, 113°29’54»E)
Особняк купца Д.В.Полутова (52°2’4»N, 113°29’56»E)

2 мая (суббота)

Мы проснулись в 4 утра и на такси доехали до сортировочной станции Чита-1 (52.030357, 113.480844). На путях стояло несколько составов, через некоторое время на одном из них началась проба тормозов, и мы залезли в полувагон ближе к хвосту. В 5:40 поезд тронулся, наше путешествие по Транссибу началось!

Дорога шла в основном у подножья сопок, поросших редкими сосными. Для меня, человека, прожившего всю жизнь среди равнин, это было как бальзам на душу)) Недалеко от Читы, кстати, расположена наивысшая точка Транссибирской магистрали – Яблоновый перевал. Сначала мы миновали озеро Кенон (справа по ходу движения), затем линия некоторое время шла вдоль реки Ингода (слева), а чуть позже – вдоль реки Хилок (тоже слева), поэтому пейзажи были очень живописными. Несмотря на большое количество поворотов, спусков и подъемов, мы ехали со скоростью 60-70 км/ч – нас тащил трехсекционный ВЛ80.

Первую длинную остановку сделали в Хилке, где произошла смена локомотивной бригады. Обычно этот процесс занимает не менее часа, но тут уложились всего в 35 минут (мы не стали вылезать, переждали в вагоне). После Хилка погода испортилась. Прохладно было с самого начала, но теперь температура опустилась практически до нуля, небо затянуло тучами, периодически начиналась метель, однако мы были готовы к такому повороту и заранее утеплились. Единственное, в чём я просчитался – слишком тонкая шапка, которую продувало ветром, но и тут выход был найден: я обмотал голову полиэтиленовым пакетом и надел шапку поверх него, стало гораздо теплее, однако шапку то и дело норовило сорвать с головы, поскольку она скользила по полиэтилену))

Примерно в 16:30 мы остановились, не доезжая порядка 50 км до Улан-Удэ (кажется, в районе станции Заиграево) и стояли долго, больше часа. Мы предположили, что это пробки на въезде в Улан-Удэ, и даже если мы всё же поедем, то стоять будем на каждом втором перегоне, а поскольку рядом проходила сравнительно оживленная трасса, мы вылезли и пошли стопить. Останавливаться никто не желал, наш поезд тем временем уехал, а все следующие за ним шли без остановок. Позже выяснилось, что задержка движения была связана с ремонтом путей, и составы пускали реверсивно то в одну, то в другую сторону. Что касается пробок, то они в основном при движении на восток, мы видели немало встречных составов, стоявших на перегонах. В конце концов нас подобрал таксист и довез до ж/д вокзала Улан-Удэ за 600р, там мы оказались в 7 вечера.

Прямо на входе в здание вокзала до нас доебались менты, проверили документы и даже пробили паспорта по базе, а буквально через 5 минут уже другие менты доебались до нас повторно. Раньше с нами ничего подобного не случалось, о чём мы им и сообщили. На вопрос «что за хуйня» ответили, что это усиление мер безопасности из-за событий на Украине. Странно: где Украина и где Улан-Удэ?.. Вероятнее дело было в моей роже, испачканной углем, который не удалось полностью оттереть с помощью влажных салфеток))) Затем Арсений внезапно сказал, что ему нужно по делам в Иркутск, и взял билет на пассажирский поезд (ПДС), который уходил в 10 вечера того же дня. А я заселился в комнату отдыха на вокзале и почти сразу лег спать. Цену не помню, но что-то в районе 1000р на одноместный номер без удобств (на 12 часов). В этот день мы проехали примерно 500 км за 11 часов.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

3 мая (воскресенье)

Я проснулся в 4 утра, позавтракал и предпринял беглый осмотр города, для чего забросился на такси на самую дальнюю точку осмотра (примерно 5 км от вокзала), после чего уже пешком вернулся назад. Достопримечательностей в Улан-Удэ немного, однако, город оказался гораздо крупнее и современней, чем я предполагал. Кроме того, он расположен на холмах и выглядит довольно живописно. Что посмотрел:

Соборная мечеть (51°47’55»N, 107°36’10»E)
Русский драматический театр (51°48’28»N, 107°36’33»E)
Скульптура «Лучник» (51°48’34»N, 107°36’30»E)
Памятник Гэсэр-хану (51°49’21»N, 107°35’36»E)
Мемориал Победы (51°49’39»N, 107°35’26»E)
Улица Ленина (пешеходная) (начало 51.830023, 107.584368, конец 51.826601, 107.584578)
Памятник А.П.Чехову (51°49’39»N, 107°35’5»E)
Верхнеудинский купец Евсей Лукич (51°49’53»N, 107°35’1»E)
Арка «Царские ворота» (51°49’57»N, 107°35’2»E)
ул.Некрасова, 20 (51°49’55»N, 107°35’4»E)
Здание комбината «Забайкаллес» (51°50’2»N, 107°35’1»E)
Театр оперы и балета (51°49’58»N, 107°35’0»E)
Самая большая голова Ленина в мире (51°50’5»N, 107°35’6»E)
Скульптура «Юность Бурятии» (51°50’28»N, 107°34’37»E)

В Улан-Удэ происходит смена бригад, и грузовые поезда останавливаются прямо на пассажирском вокзале. Закончив культурную программу, я поднялся на мост через ж/д (51°50’30″N, 107°34’47″E). В нужную сторону стояло 2 состава: один сборный и один из пустых полувагонов, плюс только что приехал ещё один из пустых полувагонов. В списке достопримечательностей неосмотренным остался буддийский центр (дацан) «Ринпоче-Багша» (51°51’55″N, 107°35’39″E), который находился на приличном удалении, поэтому я поехал к нему на такси. Стоит он на возвышенности («Лысая гора»), откуда открывается шикарный вид на город, так что съездить туда стоит хотя бы из-за этого. Таксист подождал, пока я всё пофоткаю, и отвез меня назад, так что времени это много не заняло. Потом я ещё раз похавал и снова поднялся на мост, те 3 состава так и стояли. После короткого раздумья я спустился вниз и залез в тот, который приехал последним. Вокруг было много палева, но мои действия вроде бы остались незамеченными. В какой-то момент мой состав тронулся, но поехал на восток, в то время как мне нужно было на запад. Я слегка прихуел и хотел уже спрыгивать, но к счастью оказались, что его просто осаживали, и проехали мы не более 50 м.

Вскоре на запад уехал соседний состав, а через 10 минут (в 8:40) тронулся и мой, на этот раз в нужную сторону. До моста через Селенгу (52°1’20″N, 107°30’6″E) ехали медленно, потом разогнались. В 11 утра мы достигли, наверное, самой ожидаемой точки этого путешествия: места, где Транссиб выходит к берегу Байкала и идет вдоль него следующие 200 км. Иногда линия отделена небольшой лесополосой, но большую часть пути Байкал хорошо виден, до него буквально рукой подать! Со стороны Улан-Удэ он оказался ещё покрыт льдом, но по мере продвижения на запад льда становилось всё меньше, а в Слюдянке не было вообще. Местные жители позже объяснили, что это из-за ветров, которые приносят теплый воздух. Мне, правда, ехать было довольно-таки холодно, потому что с Байкала тянуло почти морозной свежестью))

Береговая линия имеет сложную конфигурацию (много крутых поворотов), но, несмотря на это, мы неслись под 80 км/ч. Ландшафт постепенно менялся: например, сначала впереди виднелись высокие горы со снежными вершинами, потом они оказались слева, а позже – позади, их сменили горы пониже, рыжего цвета. Горы на другом берегу Байкала имели синеватый оттенок, что в сочетании с бирюзовой водой и пляжами, покрытыми крупной галькой и валунами смотрелось очень необычно, почти сказочно. Именно за это сочетание, как я понял, Байкал и любят. На ветке имеется большое количество мостов (неохраняемых) через многочисленные ручьи и речки, впадающие в Байкал, что тоже добавляет ей, так сказать, очков. Без сомнения, это наиболее интересный и живописный участок на отрезке Чита-Красноярск, а может и на всём Транссибе.

В Слюдянке происходит смена бригад, путь до неё занял ровно 7 часов (прибыл туда в 15:40, проехав 330 км), из них час простояли, кажется, в Бабушкине, пропустив примерно по 5 составов в каждую сторону. В Слюдянке я сошел на малом ходу при заезде на станцию и отправился на вокзал, который оказался отреставрированным и очень цивильным. Оплата комнат отдыха – почасовая, одноместный номер (без удобств) стоит 65 р/час, я арендовал его почти на сутки, поскольку на следующий день в планах была поездка по Круглобайкальской железной дороге (КБЖД). Похавать можно в РЖД-шной столовке, которая находится на другой стороне (нужно перейти через мост) и работает круглосуточно, цены довольно гуманные (полный обед – 120-150р), пускают всех.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

4 мая (понедельник)

КБЖД уже не является частью Транссиба, это тупиковое однопутное неэлектрифицированное ответвление длиной примерно 90 км, которое начинается в Слюдянке и заканчивается в месте впадения Ангары в Байкал (станция «Порт Байкал»). Раньше оно было двухпутным и шло до самого Иркутска, но в результате строительства ГЭС участок Порт Байкал-Иркутск затопили, а второй путь разобрали, взамен же построили новую ветку Слюдянка-Иркутск.

Дорога проходит по берегу Байкала и знаменита огромным количеством мостов, тоннелей и других сооружений, которые строились по нетиповым проектам в начале ХХ века и сохранились в первозданном виде по сей день. Проехать по КБЖД изначально планировалось 6 мая на специальном экскурсионном поезде, однако экскурсию отменили из-за того, что не набралось достаточное количество желающих. Был и другой вариант – проехать её на обычном пассажирском поезде («мотаня»), который ходит несколько раз в неделю, в том числе, по понедельникам, то есть, сегодня.

Поезд должен был отправиться в 13:24, а проснулся я, как обычно, рано, поэтому у меня была куча свободного времени. В Слюдянке помимо вокзала (51°39’31″N, 103°43’27″E) есть ещё парочка достопримечательностей: водонапорная башня (51°39’23″N, 103°43’13″E) и церковь Николая Чудотворца (51°39’34″N, 103°43’32″E), но больше смотреть там нечего, поэтому я прогулялся вдоль ж/д на восток (примерно 5 км в одну сторону) и дошел до тоннеля (51°38’15″N, 103°46’45″E), который заприметил ещё накануне. Тоннель короткий (несколько десятков метров), через него проходит путь, идущий на восток, а путь на запад проходит по выемке (раньше там тоже был тоннель, но его взорвали). На выезде из тоннеля висит видеокамера.

Вернувшись в Слюдянку, я обнаружил поезд, на котором предстояло ехать по КБЖД, он представлял собой тепловоз с двумя вагонами: плацкарт и сидячка. Билет на него стоил 80р. Предположив, что из окон пассажирского вагона не будет видно всех красот, я напросился ехать в тепловозе (предъявив удостоверение РЖД), меня пообещали взять, но не с самого начала, а после станции «139 км», поскольку там находится база директора дороги. В итоге этой возможностью я так и не воспользовался: оказалось, что стекло в торцевой двери последнего вагона – чистое, и через него отлично всё видно. К тому же, в тамбуре открывались обе боковые двери, так что можно было спокойно высовываться на ходу, и за этим никто не следил (это оказалось даже лучше экскурсионного поезда, в котором такое вряд ли допустили бы).

Погода с утра была отличной: светило солнце, и было так жарко, что я гулял без куртки, однако начало поездки по КБЖД совпало с началом сильнейшего снегопада: видимость была не более 50 м, а за полчаса всё замело так, будто на дворе был не май, а самый разгар зимы. Впрочем, ехать нам предстояло целых 5 часов (скорость не превышала 30 км/ч), и за это время погода постепенно наладилась, а снег растаял. Что можно сказать про КБЖД? Несомненно, она очень интересна и живописна, но я ожидал большего. Тоннелей действительно много, но почти все они – однотипные (трёх или четырёх видов, на мой дилетантский взгляд), крупных мостов всего несколько штук. Изначально у меня была мысль пройти её пешком от начала до конца (в формате отдельной поездки), как делали некоторые мои знакомые, но сейчас я думаю, что общее впечатление о ней можно составить по первым 15-20 км. На протяжении всей дороги расположено несколько новеньких туристических баз, и вообще она выглядит довольно ухоженной, подозреваю, что летом там просто море народа. К слову, со мной в вагоне ехала парочка туристов из Германии, остальные пассажиры были местными жителями (КБЖД является единственным способом добраться до населенных пунктов, расположенных вдоль неё, автодорог там нет).

По прибытии в порт Байкал (в 18:30) предстояло переправиться на пароме на другую сторону Ангары, в поселок Листвянка, от которого есть шоссе до Иркутска, но оказалось, что последний паром уже ушёл. Впрочем, довольно быстро удалось найти моторную лодку, переправа обошлась в 350р за троих – меня и парочки туристов из Иркутска, с которыми я познакомился ещё в поезде. Затем мы почти сразу поймали маршрутку до Иркутска и доехали примерно за час (60 км, цена – 120р с человека). Заночевал в гостинице на автовокзале (52°17’23″N, 104°18’17″E), одноместный номер без удобств – 1000р за 12 часов.

ЧАСТЬ 2