Меню

Misha Simachev Blog

Ленские столбы (25-29.06.2015)
06.07.2015

ФОТКИ

yandex, vk

ВИДЕО

Якутский Новый год youtube, vk
Ленские столбы youtube, vk

Свершилась ещё одна моя небольшая мечта – я побывал на Ленских столбах! Ленские столбы – это скальные образования высотой до 100 м, расположенные на берегу Лены в 200 км от Якутска. Добраться до них можно только по воде, экскурсии организуют 2 фирмы:

1) Ленатурфлот. Двухдневный круиз на большом теплоходе, цена – 9000-10000р (при одноместном размещении). Что делать на теплоходе целых 2 дня – я не представляю, поэтому этот вариант отмел сразу.
2) VisitYakutia. Они предлагают сразу несколько вариантов однодневного посещения Ленских столбов:
— на катере (в группах 8-15 человек), цена – 8000р с человека;
— на машине до поселка Булгунняхтах, затем – на моторной лодке (в группах по 4 человека), цена – 6700р с человека;
— на машине до поселка Еланка (это чуть дальше, чем Булгунняхтах, но дорога там хуже), затем – тоже на моторной лодке (в группах по 4 человека), цена – 5600р с человека.

В конце мая я написал письмо в VisitYakutia с просьбой включить меня в одну из групп на любой выходной в конце июня или в начале июля. Наиболее предпочтительным был вариант через Булгунняхтах, т.к. в этом случае программа самая насыщенная: помимо Ленских столбов туда также входит посещение пустыни Тукуланы, Еланских  столбов  с  наскальными  рисунками и бизонария. В начале июня мне пришло сообщение о том, что собралась группа на 28 июня, правда в дальнейшем её состав менялся, и вообще дата поездки некоторое время оставалась под вопросом, поэтому я затянул с покупкой авиабилетов до Якутска. А ситуация с билетами была следующая: сначала они стоили около 9000 (в один конец), но когда пришло время их покупать, они подорожали сначала до 11, через день – до 12, а ещё через день – до 13 тыс. Я посмотрел цены на начало июля – они оказались ещё выше, поэтому купил за 13, однако через неделю обнаружил, что они опять стали стоить 9000, а через несколько дней подорожали до 14000, короче, хрен поймешь.

Изначально я планировал вылетать в пятницу вечером, чтоб субботу посвятить осмотру Якутска, а в воскресенье ехать на Ленские столбы, но потом выяснилось, что в субботу, скорее всего, соберётся группа на ледник Булуус, к тому же, в этот день недалеко от Якутска проходит крупный национальный праздник – Ысыах (Якутский Новый год), и его тоже было бы интересно посетить, так что я поменял билет с пятницы на четверг (это обошлось в 1000р).

25-26 июня (четверг-пятница)

Старт в 20:40 из Домодедово (но рейс задержали примерно на 40 минут), лететь предстояло больше 6 часов (приземлились в 11 по якутскому времени, разница с Москвой – +6 часов), на этот раз решил попробовать поспать, но, несмотря на все принятые меры (снотворное, беруши, повязка на глаза), отрубиться мне так и не удалось, в очередной раз убедился, что совершенно не могу спать сидя. Несмотря на это, весь день чувствовал себя вполне бодро.

Аэропорт находится недалеко от города, доехал на автобусе и заселился в гостиницу, которая оказалась обычной 4-комнатной квартирой (правда, с хорошим ремонтом), в которой мне досталась одна комната. Стоимость – 1500р в сутки.

Пятницу я посвятил осмотру Якутска, который меня порядком разочаровал. Город на удивление маленький для столицы самого крупного субъекта РФ  и довольно обшарпанный. Исторический центр представлен небольшим кварталом «Старый город», состоящим из нескольких деревянных домов, полностью отстроенных заново. Достопримечательностей мало, и их можно обойти не спеша за несколько часов. Из музеев советуют посетить музей мамонта, но я не пошёл, рассудив, что мамонтов можно посмотреть и в московском Палеонтологическом музее. Из тех городов, где я был, Якутск больше всего похож на Новый Уренгой, но последний – более ухоженный.

Якутск находится в зоне вечной мерзлоты, поэтому большинство зданий стоит на сваях (для предотвращения оттаивания грунта). Я ожидал, что деревья будут низкорослыми (как везде на севере), но они оказались самыми обычными. Якутск находится примерно на той же широте, что Петрозаводск, но летом тут гораздо теплее, в июле температура поднимается до 30 градусов и даже выше, а Лена прогревается достаточно для комфортного купания. Зато зимы в Якутске особенно любые: мороз -50 – обычное дело.

Кстати, вечную мерзлоту можно буквально потрогать руками, отправившись в «Царство Вечной Мерзлоты» — сеть штолен в горе Чочур-Муран на окраине Якутска, которая была передела в музей (стоимость посещения – 500р). Даже летом температура внутри не поднимается выше -7 градусов, поэтому на входе дают теплую одежду и обувь. После посещения этого музея имеет смысл пройти пешком пару километров вдоль озера и подняться на сопку Чочур-Муран (высота – около 100м), откуда открывается прекрасный вид на долину Туймаада и Якутск.

Что ещё сказать про Якутск? Всё довольно дорого (даже по московским меркам), 92-й бензин стоит 40-45р. Общественный транспорт представлен только автобусами (ПАЗ-ики и ЛИАЗ-ы), цена проезда – 18р, оплата на выходе. Такси по городу стоит от 150р, за город – резко дороже. Большую часть населения составляют якуты, а русских очень мало (по крайней мере, на улицах и в транспорте) – не больше 10%, для меня это было очень непривычно. Якуты говорят между собой как по-русски, так и по-якутски, но в последнем случае всё равно используют некоторые русские слова. Надписи и объявления остановок в автобусах дублируются на русским и якутском.

Отправляясь в российские ебеня, я при любом удобном случае интересуюсь у местных жителей о тенденциях изменения уровня жизни, так я и сделал в этот раз. Удалось узнать, что за последнее десятилетие в целом уровень жизни повысился, особенно за счет массового строительства нового жилья. Работа в городе вроде бы есть, и платят неплохо, однако правительством Якутска местные жители недовольны. Оно и понятно: Якутия занимает одно из первых мест по разнообразию и запасам полезных ископаемых (особенно, алмазов), но при этом столица производит довольно депрессивное впечатление. В качестве контрпримера приводили город Мирный, который выглядит гораздо более ухоженным.

Что посмотрел в Якутске:

Цирюльня (62°1'34''N, 129°44'40''E)
Дом народов Севера (62°1'32''N, 129°44'32''E)
Памятник, посвященный 375-летию вхождения Якутии в состав России (62°1'26''N, 129°44'18''E)
Вечный огонь (62°1'24''N, 129°44'10''E)
Свято-Преображенский собор (62°1'26''N, 129°44'11''E)
Квартал «Старый город» (62°1'28''N, 129°44'15''E)
Фонтан на пл. Ленина (62°1'37''N, 129°43'58''E)
Дом Правительства (62°1'41''N, 129°43'50''E)
Памятник Дежневу и Абакаяде (62°1'50''N, 129°43'23''E)
Памятник И.Н.Барахову (62°1'51''N, 129°43'18''E)
Музыкальное училище (62°1'53''N, 129°43'14''E)
Памятник мамонтёнку (62°1'53''N, 129°43'23''E)
Государственный цирк Республики Саха (62°1'56''N, 129°43'26''E)
Католическая церковь (62°2'8''N, 129°43'49''E)
Новоапостольская церковь (62°2'30''N, 129°43'57''E)
Мост через оз.Солдатское (62°2'24''N, 129°44'50''E)
Памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны (62°2'26''N, 129°45'23''E)
Площадь Победы (62°2'21''N, 129°45'20''E)
Памятник в честь столетия судоходства по реке Лена (62°2'15''N, 129°45'45''E)
Памятник П.А.Ойунскому (62°2'2''N, 129°44'34''E)
Фонтан на пл.Орджоникидзе (62°2'0''N, 129°44'36''E)
Литературный музей им.П.А.Ойунского (62°1'37''N, 129°43'18''E)
Галерея западно-европейского искусства (62°1'27''N, 129°43'8''E)
Государственный театр оперы и балета (62°1'24''N, 129°43'7''E)
Здание Президиума Якутского филиала Сибирского отделения РАН (62°1'26''N, 129°43'16''E)
Памятник А.Е.Кулаковскому (62°1'22''N, 129°43'14''E)
Фонтан на Теплом озере (62°1'15''N, 129°43'9''E)
Шахта Шергина (62°1'19''N, 129°43'30''E)
Центр духовной культуры «Арчы Дьиэтэ» (62°1'14''N, 129°43'50''E)
Речной порт (62°2'49''N, 129°46'17''E)
Музей вечной мерзлоты (62°2'39''N, 129°37'29''E)
Этнографический комплекс «Чочур Муран» (62°2'27''N, 129°37'26''E)
Сопка Чочур-Муран (62°1'16''N, 129°36'2''E)

Под вечер я решил отправиться в Нижний Бестях на конечную станцию (61°52'3''N, 129°57'23''E) недавно достроенной Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, чтоб разведать обстановку. Открытие станции состоялось ещё 2 года назад, но движение (по крайней мере, пассажирское) до сих пор не осуществляется, и я хотел узнать, почему. Нижний Бестях находится на другой стороне Лены, переправиться можно на пароме, который работает с 6 утра до 11 вечера (ходит примерно раз в час), либо на моторных лодках и лодках на воздушной подушке (с 7 утра до 9 вечера), которые отплывают по мере наполнения (отсюда: 62°2'38''N, 129°46'11''E). Я выбрал второй вариант, ждать пришлось не более 10 минут, переправа заняла 15 минут и обошлась в 300р. Обычный паром стоит 100р.

Станция находится в 10 км от поселка, поэтому прямо на причале я нашёл такси, договорился на 500р. Кстати, здесь довольно распространено, когда таксист берёт тебя в уже занятую машину с условием довезти сначала тех, кто застолбил её первым, а уже потом – тебя. На станцию мне попасть не удалось, т.к. за километр до неё дорогу преградил КПП – оказалось, что ни проехать, ни пройти без пропуска дальше нельзя, пришлось возвращаться ни с чем. Тут я впервые столкнулся с хитрожопостью якутов: таксист отказался везти меня назад меньше, чем за ещё 500р. На моё замечание, что если бы я остался, ему всё равно пришлось бы ехать назад порожним забесплатно (при этом траты времени и бензина были бы такими же), он заявил, что это не имеет значения, и потом ещё всю дорогу назад возмущался, что и так повез меня очень дешево (якобы, другие запросили бы не меньше 1500р в один конец), а я ещё имею наглость требовать скидку. К слову, ехать там от силы 15 минут по нормальному шоссе.

27 июня (суббота)

С утра в планах была поездка на праздник Ысыах (по-русски читается «Ысэх»), который проходит в местности Ус Хатын (62°11'43''N, 129°46'54''E) в 20 км от Якутска на север. Выехал в 9 утра с автовокзала на автобусе 105, дорога заняла 1:20, т.к. несмотря на ранее время, из-за праздника уже образовались нехилые пробки. Автобус, на котором ехал я, к месту проведения праздника не сворачивал, поэтому пришлось пройти пешком около километра, однако были и бесплатные автобусы, организованные специально для доставки людей непосредственно на Ысыах, просто я не разобрался, откуда они отправляются.

Ысыах – главный якутский праздник, поэтому уже в 10 утра народу была тьма (и люди продолжали прибывать). Подавляющее большинство посетителей – якуты, многие были одеты в национальные костюмы. Место проведения представляло собой обычное поле, на котором были возведены многочисленные постройки в якутском стиле (вроде юрт, не знаю, как правильно называется). Из развлечений были различные конкурсы, спортивные игры, борьба, скачки, угощение блюдами национальной кухни, а также какие-то непонятные мне ритуалы. Кроме того, можно было прикупить сувениров.

В 11:30 началась церемония открытия, наблюдать за которой можно было с трибун. Церемония представляла собой несколько ритуально-обрядовых действ, которые длились около часа и в которых участвовало не меньше сотни человек (в том числе, дети) в национальных костюмах, смотрелось это всё очень колоритно. Шаман произносил какие-то молитвы, но исключительно на якутском языке, так что я ничего не понял)) Затем со сцены стали толкать речь различные высокопоставленные гости (в том числе, Валентина Матвиенко), а закончилось всё традиционным массовым хороводом, в котором приняли участие многие зрители.

В этот день у меня в планах было посещение ледника Булуус (61°20'16''N, 129°4'7''E), поэтому по окончании церемонии открытия (примерно в 13 часов), я сел в автобус и вернулся в Якутск (доехал быстро, а вот у тех, кто выезжал ближе к вечеру, обратный путь из-за пробок занял целых 4 часа). Поездка на Булуус складывалась довольно странно. Сначала я хотел поехать туда с группой от VisitYakutia (цена – 10000р на всех), но достаточное количество желающих не набралось. Зато вроде бы наметилась возможность совместить Булуус и Ленские столбы в один день (ехать в одну сторону), но т.к. Булуус находится в 15 км от Лены, нужно было дополнительно найти автобус. В субботу мне сообщили, что этого сделать не удалось, и поездка на Булуус не состоится, но у меня заранее был заготовлен запасной план – ехать туда самостоятельно на такси.

Ещё находясь в Москве, я обзвонил несколько служб такси, цены везде очень разнились: от 2500 до 10000р за дорогу туда-обратно с часом ожидания. Приехав в Якутск, я позвонил по тому номеру, где назвали наименьшую цену, оператор принял заказ, но вскоре мне перезвонил водитель и попросил объяснить, куда именно мы едем. Узнав, что придется переправляться на пароме, он заявил, что в такую даль не поедет, и повесил трубку. Разговор со следующим водителем закончился примерно так же, а вот третий оказался более сговорчивым – обещал подъехать и обсудить подробности на месте. Обсуждение заключалось в набивании цены)) Я уже понял, что за 2.5к меня никто не повезет (да и времени на поиски не было), поэтому в итоге мы договорились на 5к.

До Булууса можно доехать как по левому берегу Лены (где Якутск), так и по правому (где Нижний Бестях). В первом случае через Лену можно переправиться на пароме Мохсоголлох-Качикатцы (61°22'59''N, 128°54'54''E), во втором – непосредственно в Якутске. Дорога по правому берегу гораздо хуже (грунтовка, местами асфальт), так что мы выбрали первый вариант. Путь до парома занял 1.5 часа (90 км), асфальтовое покрытие сносное (бугристое, но без больших ям), последние пара км (съезд к парому) – грейдер. Дорога местами живописная, но в целом ничего особенного.

Паром ушел прямо перед нашим носом (но мы всё равно на него не влезли бы, т.к. он был забит под завязку), а когда ждать следующего – было совершенно непонятно. Паромы там отправляются по мере наполнения, а трафик в тот день был очень слабым (за полчаса приехала всего одна машина). К счастью, по знакомству нам удалось вписаться на грузовой паром (предназначенный только для фур), причем бесплатно, а так перевозка легкового автомобиля стоит 500р (грузовики – 3000-8000р в зависимости от длины и массы), эти 500р я накинул водителю сверх оговоренных 5к. Грузовой паром был уже почти заполнен, так что ждать пришлось недолго, и через полчаса мы отправились.

Плыли долго, почти целый час (скорость составляла 11-12 км/ч), все-таки Лена широченная, к тому же, пришлось огибать острова. Дальше снова 5 км по грейдеру, 5 км по хорошему асфальту, ещё несколько сот метров по лесной дороге, и вот мы на месте! Вход на территорию парка платный – 150р, для посещения ледника желательно иметь резиновые сапоги (которые я предусмотрительно привез из Москвы). Булуус – это огромная наледь, которая образуется каждую зиму в котловане между сопками и которая не тает даже летом. Лед имеет голубоватый оттенок и прорезан несколькими извилистыми каналами, через которые протекает небольшая речушка, склоны покрыты сосновым лесом, место очень живописное. Говорят, что раньше лёд занимал все пространство котлована, но сейчас осталось всего лишь около метра.

На леднике я пробыл полчаса (больше там делать особо нечего), после чего мы тронулись в обратный путь. Подъехав к паромной переправе, мы увидели, что очередной паром уже практически полностью загружен, и даже думали, что не сможем на него попасть, но в итоге поместились не только мы, но и ещё целых 3 машины, для этого пришлось «утрамбовать» всех так, что машины стояли практически вплотную друг к другу – еще один пример хитрожопости якутов)) В Якутск вернулись в 10 вечера, таким образом, вся поездка заняла 7 часов.

К слову, из разговора с водителем я узнал, что сам он – армянин, а в Якутске оказался по довольно странной причине – пригнал сюда машину, которую задешево купил на родине с расчетом выгодно продать. Говорит, что за 12 дней проехал 9500 км, самые хреновые из которых – последние 800 км, участок Нерюнгри-Якутск (грунтовка), правда он ехал зимой. Машину продать не удалось, т.к. на ней были армянские номера. Какой-то его знакомый обещал это дело утрясти (непонятно как), но по факту сделать ничего не смог, и теперь он собирается ехать назад, но сначала хочет найти попутчиков, чтоб не платить за бензин из своего кармана.

28 июля (воскресенье)

Изначально планировалось поехать на Ленские столбы через Булгунняхтах (сначала на машине, потом – на моторной лодке) в группе 4 человек, однако нас под разными предлогами вынудили вместо этого присоединиться к группе, которая едет на катере (весь путь от Якутска до Столбов – по воде). Цена при этом выше (8000 вместо 6700), а программа – меньше (собственно, только Ленские столбы), однако я взял с экскурсовода обещание, что мы сделаем получасовую остановку у пустыни «Малые Тукуланы» (61°14'22''N, 128°37'54''E).

Когда в 8 утра я прибыл на место сбора (Речной порт), оказалось, что желающих ехать на Столбы далеко не 8 человек, как было оговорено, а больше 20-ти, и сначала всех хотели запихнуть в один катер (который рассчитан на 15 человек). Разумеется, поднялась буча, поэтому в итоге всех рассадили в 2 катера. Дорога до Столбов заняла 4.5 часа, скорость составляла 50 км/ч. Кстати, оказалось, что катер ведут по GPS-навигатору, который показывает линию фарватера. Первая половина пути – довольно унылая, т.к. берега реки низкие и однообразные, взгляду не за что зацепиться, но затем становится интереснее. Сами Ленские столбы простираются более чем на 50 км, мы высадились примерно посередине (вот здесь: 61°4.182'N, 127°20.219'E). В этом месте оборудована экологическая тропа длиной 2 км, по которой можно подняться на один из столбов, что мы и сделали. Столбы, конечно, впечатляют, но всё же я ожидал большего. Возможно, виной тому стала плохая погода: жарко было только в пятницу, в выходные же температура не поднималась выше 15 градусов, было пасмурно, и периодически начинал моросить дождь.

На Столбах мы пробыли около 3 часов, а затем отправились в обратный путь. Теперь мы уже мчались со скоростью 60 км/ч, т.к. плыли по течению. Между делом выяснилось, что посещение Булууса всё же состоится, но в ущерб Тукуланам, на которых мы не сможем остановиться из-за нехватки времени. С одной стороны, обидно, конечно, что я потратил время и деньги, съездив на Булуус накануне, но с другой – ещё более обидно было бы, если бы поездка не состоялась, и я не побывал бы там вообще.

В 5 часов вечера мы причалили к уже знакомой мне пристани паромной переправы у деревни Качикатцы, вскоре подъехал автобус. За проезд заломили 450р с человека, но поскольку я накануне был введен в заблуждение относительно Булууса, а также остался без обещанного посещения Тукуланов, то счёл, что имею моральное право не платить ни за проезд, ни за посещение парка, поэтому сразу по приезду на место съебался в лес и, минуя главный вход, спустился к леднику по дальнему склону

Второе посещение Булууса запомнилось встречей с тремя пьяными якутами, один из которых был весьма агрессивен и пытался доебаться до некоторых участников нашей группы. Вообще, судя по рассказам, якуты очень чувствительны к алкоголю и становятся совершенно неуправляемыми, поэтому продажа спиртного разрешена только с 2 часов дня до 8 часов вечера, а в недалеком будущем ожидается и ещё большее сужение этого окна.

Пара слов о нашей группе: компания собралась очень разношерстная. Как выяснилось, большинство участников оказались в Якутске по работе, а в качестве туристов приехали немногие. Были и несколько иностранцев – две бабульки из Польши (приехали на конференцию) и семья оттуда же (но последние 3 года живущая в Москве). Все они хорошо говорили по-русски, было интересно с ними поболтать. Вообще все, с кем мне удалось перекинуться хотя бы парой слов, показались довольно необычными людьми, но это и не удивительно: кто, кто попроще, едут в Турцию или Египет, но никак не в далекую и холодную Якутию))

По возвращении в Якутск (в 9 вечера) посетил ресторан и затестил местную кухню, а именно: салат из тростника (похоже на стручковую фасоль), стейк из жеребятины (мясо как мясо) и кумыс (больше всего похож на тан или кефир, только менее густой, содержит немного алкоголя и дает по шарам))

29 июля (понедельник)

В аэропорт доехал на автобусе, расстояние – всего 7 км, но дорога заняла целых 40 минут из-за хитровыебанного маршрута и большого количества остановок (в т.ч. на светофорах). Пробок не было совсем, несмотря на «пробочное время» (8-9 утра).

Аэропорт Якутска – на удивление крупный и понтовый))) Из Москвы в Якутск прилетает 4-5 рейсов в день, а из Якутска есть рейсы во многие крупные города России. С чем связано такое активное движение в аэропорту при сравнительно небольшом городе? Ответ, скорее всего, кроется в том, что Якутск является перевалочным пунктом на пути в другие города Якутии, до большинства которых можно добраться только по воздуху: Белая Гора, Тикси, Среднеколымск, Батагай и т.п.

Бюджет поездки

Получилось совсем не бюджетно

Авиабилеты: 27300
Жильё: 4500
Поездка на Булуус: 6500
Поездка на Ленские столбы: 8000
Разное: 8870
Итого: 55170