Меню

Misha Simachev Blog

Южно-Уральский трип
16.06.2016

ФОТКИ: yandex, vk
ВИДЕО: youtube, vk

На июньские праздники мы с Арсением осуществили затею, которую задумали ещё год назад – тр*йнх*пнуть по Южному Уралу, а именно – по маршруту Магнитогорск-Уфа-Челябинск, где расположены самые жирные горы. В других частях Урала горы довольно посредственные, хотя это, наверное, вопрос вкуса.

Для затравки, краткие характеристики участков, по которым мы проехали:

Магнитогорск-Инзер (190 км). Однопутка, электрифицированная переменкой. Переменка тут, кстати, какая-то особенно злая: вагоны шибаются током сильнее, чем на других линиях, где нам доводилось бывать. Магнитогорск находится на равнине, но горы начинаются почти сразу за городом: сначала просто холмы, а потом всё выше и выше. В какой-то момент горы сменяются равниной, но затем появляются снова и даже круче, чем были. В Белорецке расположен очень понтовый заброшенный железнодорожный мост арочного типа через реку Белая (53°55’50″N, 58°22’43″E). В Белорецке заканчивается Южно-Уральская и начинается Куйбышевская железная дорога. Перед Инзером дорога некоторое время идет вдоль горной реки. Инзер – станция смены рода тока.

Инзер-Дёма (170 км). Однопутка, электрифицированная постоянкой (после Карламана – двухпутка). Этот участок ещё красивее, чем предыдущий (река, высокие скалистые горы). Также по пути расположен Карламанский туннель (54°28’57″N, 57°16’32″E) длиной 422 м. Оба портала охраняются: с южной стороны будка находится на одном уровне с поездом, с северной – на возвышении (палево!), также оба портала оборудованы несколькими видеокамерами. Последние примерно 70 км дорога проходит по равнине, и в целом она отдалённо напоминает на линию Саянская-Абакан, про которую я писал в отчёте о поездке по БАМ. Дёма – крупная сортировочная станция на окраине Уфы.

Дёма-Златоуст (331 км). Двухпутка, электрифицированная постоянкой. Поезда отправляются из южного парка (54.641033, 55.847336), причём в ту же сторону, что и назад в Инзер, т.к. идут по грузовому обходу вокруг Уфы (обход этот однопутно-двухпутный).  Первые примерно 100 км (до Аши) – равнины, из интересных объектов – нефтекачалки и даже несколько факелов (54°47’12″N, 56°20’44″E). После Аши начинаются великолепные горы, и, к тому же, дорога долгое время идет вдоль реки. В Аше есть противообвальная галерея (55°0’8″N, 57°17’29″E). Почти все интересности расположены справа по ходу движения. Также недалеко от Аши находится место крупнейшей железнодорожной катастрофы в истории СССР/России, в память о которой рядом с ж/д установлен монумент (54°56’54″N, 57°5’23″E). В Кропачёво заканчивается Куйбышевская и снова начинается Южно-Уральская железная дорога. В Златоусте – смена бригад, хотя она может произойти и раньше.

Златоуст-Челябинск (166 км). После Златоуста горы постепенно сходят на нет, и большую часть пути дорога пролегает по равнине (до самого Челябинска). Ничего интересного.

Итак, самый жир – от Инзера до Равтау (100 км) и на участке Аша-Златоуст (200 км).

Из-за сложного профиля на всех участках используются по 2 двухсекционных электровоза, правда, не везде второй электровоз включен. Везут металл, лес, руду, песок, вакуум))

11 июня (суббота)

Вылет из Москвы в 0:50, 2 часа над облаками, и вот в 5 утра по местному времени мы приземляемся в аэропорту Магнитогорска. Самолет — Sukhoi Super Jet, я прежде на таком не летал. Интересно, есть ли ещё в мире такие ебанутые, кто преодолевает на самолетах тысячи километров с единственной целью – тр*йнх*пнуть?)) В багаж мы ничего не сдавали, так что немедленно выдвинулись на улицу, где сразу же нашли сравнительно недорогое такси (400р), с помощью которого добрались до станции Магнитогорск-грузовой (53°27’50″N, 59°4’45″E, 25 км от аэропорта).

Мы думали, что уедем быстро, но хрен там. Сначала выяснилось, что отправление поездов (и прицепка локомотивов) осуществляется в парке «О» (53.471185, 59.058847), куда мы и направились пешком (15 минут  быстрым шагом). На путях стояло несколько составов, но ни один локомотив прицеплен не был, и вообще было тухло. Чуть позже в парк прибыл ещё один состав под электровозом. Мы спросили у машика, не на Инзер ли он поедет, на что он ответил, что сейчас отцепляется и вообще «по выходным мы туда не ездим». Чтоооо?! Мы прилетели в Магнитогорск, чтоб узнать, что движения на Инзер не будет?!

Некоторое время мы пребывали в мрачных раздумьях. Тут ещё нужно заметить, что всё утро моросил дождь, что также не добавляло оптимизма. Затем я отправился к дежурной (53.469635, 59.061572) и выяснил, что поезд в нужную сторону таки будет, в 7:40 по Мск, или в 9:40 по местному времени, то есть через полтора часа. За время ожидания дождь прекратился, выглянуло солнце, и дальше весь день погода была отличной, мы загорели. Кстати, в Магнитогорске в воздухе стоит запах, как на складе химреактивов. Город вроде как находится на 3-м месте по числу онкологических заболеваний. А еще в Магнитогорске есть довольно ламповый трамвай.


Когда к одному из составов начали прицеплять локомотив, мы отправились в его хвост, чтоб залезть в какой-нибудь полувагон, но по дороге наткнулись на обходчика, который шёл в одном направлении с нами, так что залаз пришлось отложить. Кстати, в этой поездке мы активно пользовались рыжухами, по станциям перемещались только в них, и оказалось, что это сразу снимает все вопросы и претензии к нам со стороны работников станции. Так вот, мы, как ни в чем не бывало, прошли до конца состава и ушли с ж/д путей к трамвайной остановке, и оттуда наблюдали за происходящим. Обходчик ещё некоторое время маячил в хвосте, а затем ушёл в будку, расположенную там же. Дополнительной проблемой был маневровый тепловоз, стоявший на соседних путях. Выждав, когда до отправления останется 10 минут, мы внаглую пошли вдоль состава тем же путём, что пришли на остановку, и залезли в полувагон примерно в середине (подальше от тепловоза и будки). Внутри оказались очень толстые (9 см) листы железа. В 9:40, как и было обещано, благополучно отправились.

Поскольку линия однопутная, мы несколько раз подолгу стояли на скрещении, да и вообще скорость не превышала 50 км/ч. Доехать на этом поезде нам удалось только до Белорецка, куда мы прибыли в 12:30, проехав 106 км за 3 часа. Там наш состав неожиданно поставили на башмаки, а электровоз отцепили. Незадолго до этого, при торможении на крутых спусках состав окутывало сизым дымом (а может это была пыль), появлялся запах гари. Мы предположили, что наша незапланированная остановка связана с какой-то неисправностью, но, забегая вперед, скажу, что следующий состав, на котором мы ехали, вел себя на спусках аналогично. Вообще я никогда раньше с подобным не сталкивался.

Так вот, электровоз отцепили, после чего мы вылезли и стали думать, что делать дальше. На путях стояло ещё 2 состава, на одном из них чуть ранее вроде бы производилась проба тормозов. Мы спустились с насыпи, надели рыжухи и для начала решили оттереться от грязи влажными салфетками (в вагоне ранее перевозилась руда, так что мы покрылись черным налетом). Стоило нам приступить к процессу очищения, как крайний состав тронулся и медленно поехал. Буквально в 50 метрах от нас маячил обходчик, но он шел спиной к нам, кроме того, вдалеке на платформе находились ещё 2 рыжика, а также поблизости стоял маневровый тепловоз под парами. 30 секунд на раздумья – и мы решаем цеплять на похуй. Догоняем последний полувагон из тех, что не загружены лесом по самые помидоры, и успешно запрыгиваем – вроде не спалились, победа! Внутри – рулоны железа, ехать на них оказалось очень удобно. Из Белорецка мы стартовали в 13:00, то есть пробыли на станции в сумме всего полчаса.

В Инзер мы прибыли в 15:30 проехав 84 км за 2.5 часа. Встали очень неудачно: с одной стороны находилась будка на возвышении, в которой постоянно тусили сотрудники станции (мы это видели через дырку в стене вагона), с другой – на соседнем пути, аккурат напротив нашего вагона стоял сломанный тепловоз, который как раз в этот момент ремонтировали. Буквально через 15 минут объявили отправление какого-то другого состава на Карламан (то есть, куда нужно), а наш состав поставили на башмаки – и мы ничего не могли поделать, сидели тихо, боясь пошевелиться. Решили не вылезать вообще, а ждать, когда сменят локомотив и нам.

Более 2 часов не было совершенно никакого движения, и в итоге мы, наплевав на палево, всё же решили вылезти, чтоб заночевать в Инзере (мы ведь бодрствовали уже вторые сутки). Как ни странно, наша эвакуация из вагона осталась незамеченной, и как раз в это время на станцию прибыл ещё один грузовой поезд на Уфу. Мы немедленно одели рыжухи, прошли вдоль состава в северную горловину и засели неподалеку от путей. По закону подлости, из депо выехал электровоз ВЛ10 и стал цепляться к нашему составу, то есть, мы не дождались буквально 15 минут. Делать нечего, выждали, пока уйдут вагонники, и так же внаглую прошли вдоль состава в обратную сторону и залезли в полувагон ближе к голове, но зато дальше от будки и сломанного тепловоза.

Нас опять никто не спалил, отправились в 18:30. Поскольку мы находились очень близко к локомотиву, мы устроили вагон-раннинг: выбирая удобный момент, когда из электровоза нас точно не видно, перелезали на вагон дальше в сторону хвоста. В одних вагонах были разные металлические изделия, в других – песок белого цвета, причем какой-то странный: под его воздействием на руках (и даже ногах) образовывались противные мелкие занозы. Но на асбест не похож. Карламанский туннель (про существование которого мы не знали) застиг нас в вагоне с песком. Если бы это произошло в вагоне с рулонами железа, можно было бы спрятаться в них, а так нас почти наверняка спалили ВОХРы на выезде из туннеля (будка там на возвышении).

Далее, на одном из разъездов (Равтау вроде) поезд сбросил скорость примерно до 10-15 км/ч. На светофоре горели 2 желтых, а также стоял встречный состав. Мы решили применить заранеесходинг, чтоб потом переместиться в один из последних вагонов. Я побоялся, что поезд не остановится, и, пропустив примерно 10-15 вагонов, запрыгнул на ходу. Арсений почему-то этого делать не стал. Между тем, поезд действительно не остановился, а напротив – начал набирать скорость. Я предположил, что Арсений остался на разъезде, но позже выяснилось, что это не так, об этом будет написано дальше.

С этого момента состав понёсся довольно быстро (60-70 км/ч) и без остановок, и только в Карламане (крупная станция) сбавил ход. Памятуя о том, что нас могли спалить у туннеля, я спрятался внутрь рулона железа (представляя себе, что это томограф)), но поезд вскоре снова набрал скорость. В 23:00 мы остановились на светофоре, не доезжая примерно 1 км до западного парка Дёмы (проехали 170 км за 4.5 часа). Я вылез и пошёл дальше пешком, причем, что интересно, когда я проходил мимо электровоза, он мне сначала поморгал фарами, а затем посигналил. Пока я шёл, меня дико жрали комары, их было так много, будто я нахожусь где-то на севере, в тундре.

Судьба Арсения сложилась следующим образом. Полувагон он зацепить не смог, т.к. насыпь была покатой, и бежать по ней было неудобно, однако он сумел запрыгнуть на автосцепку последнего вагона (цистерны), а затем перебрался на подножку, на которой проехал следующие 50 км. Переместиться в ближайший полувагон физически не было возможности. На разъезде его спалил охранник и проорал ему «Ты что, ебанутый?». Затем его спалили на охраняемом мосту через реку Белая (недалеко от Карламана), и в Карламане поезд замедлился именно из-за этого. Арсений применил заранеесходинг и спрятался в кустах, а затем пошёл по поселку к шоссе. Почти сразу его подрезала машина, из которой выскочил мужик (оказавшийся ментом в гражданской одежде) и стал до него докапываться на тему того, кто он такой и что здесь делает, а главное – не он ли сейчас приехал на грузовом поезде. Арсений шёл в отказ, и мент от него вроде бы отстал и уехал, однако вскоре нарисовался снова и настаивал на том, чтоб Арсений проехал с ним к посту ЭЦ на опознание. Арсений каким-то образом отболтался, и мент свалил, на этот раз уже насовсем. Затем Арсений вышел на шоссе и застопил машину до Уфы (60 км). А электровоз мне сигналил, скорее всего, потому, что машик решил, что я и есть тот чувак, который ехал на подножке последнего вагона.

Заночевали в гостинице неподалеку от Дёмы (54.673070, 55.806246) 4-местный номер с удобствами (без подселения) – 1200р.

12 июня (воскресенье)

Подъем в 7 утра, т.к. халявный завтрак. Спать мы легли позже 1 ночи, а предыдущую ночь не спали вообще (т.е. проспали всего 5.5 часов за 2 суток), тем не менее, состояние было вполне удовлетворительным. Пришли в западный парк (54.680514, 55.815098) станции Дёма, от дежурной узнали, что поезда на Челябинск есть, но неизвестно, когда что-нибудь отправится, и засели в горловине парка в тени у будки путейцев. Через некоторое время до нас доебался ВОХР, который оказался очень нудным. Сначала проверил документы (паспорта и удостоверения), причем мой паспорт он листал несколько минут, разглядывая каждую страницу по несколько раз, затем всё переписал в свою книжечку и начал расспрашивать нас, кто мы такие и что здесь делаем. Мы отвечали, что работаем на московской железной дороге, но здесь находимся по личным делам и хотим попроситься в заднюю кабину до Челябинска, чтоб сэкономить денег. ВОХР сказал, что из этого парка на Челябинск вроде бы ничего не отправляется, и повёл нас на исполнительный пост, чтоб узнать это наверняка. Когда мы проходили мимо электровоза челябинской приписки, я предложил спросить у бригады, куда они едут, но ВОХР почему-то довольно резко ответил «Нельзя! Исполнитель скажет!» И вообще пока мы шли, он каждые несколько секунд огладывался на нас, как будто мы собираемся сбежать. Исполнительный пост находится в одноэтажном здании, соседствующим с постом ЭЦ, там нам подтвердили, что поезда на Челябинск уходят из южного парка (54.641033, 55.847336), до которого, кстати, через 15 минут будет служебный автобус.

Автобус подъезжает почти к посту ЭЦ, мы встали на остановке в его ожидании, однако ВОХР никуда не уходил, стоял и поглядывал на нас, а через некоторое время подошёл и попросил показать содержимое рюкзаков. Подробно не досматривал, глянул только, что лежит сверху. Мне всегда было интересно, что в подобных случаях они рассчитывают там увидеть? Мешок наркотиков или калаш? Если б я вёз что-то запрещённое, то уж наверняка бы запрятал это поглубже. Досмотром дело не ограничилось: откуда ни возьмись, перед нами материализовались 3 мента (мы уверены, что их вызвал ВОХР), и теперь уже они рассматривали наши документы и расспрашивали о нашей сущности. Предъявить нам было нечего, и вскоре от нас отстали. Как раз в это время подъехал автобус, и мы с облегчением свалили из негостеприимного западного парка.

Выйдя из автобуса в южном парке, мы сразу же столкнулись лицом к лицу с местными ВОХР-ами. Третья проверка документов и третий рассказ о том, кто мы и что мы. Впрочем, ВОХР-ы южного парка оказались более миролюбивыми и надолго нас не задержали, сказали только в напутствие, что в заднюю кабину нас, скорее всего, никто не возьмёт. Эту фразу сотрудники РЖД повторяют, как мантру, я слышал её десятки раз, и даже в этой поездке уже раз пятый. Тем не менее, мы выяснили, на каком пути стоит поезд на Челябинск, попросились в ЗК, и нас, конечно же, взяли. Можно было применить тр*йнх*п (станция в целом не очень палевная, да и погода располагала), однако, учитывая произошедшее за последние 2 часа, мы решили не испытывать судьбу.

Отправились в 12:15. Останавливались всего 3 раза: перед заездом на обход вокруг Уфы, перед съездом с него, и затем ещё на какой-то станции для пропуска попутного пассажирского. В Златоуст, где происходит смена бригад, прибыли в 19:45, проехав 331 км за 7.5 часов. В этот день мы решили больше никуда не ехать и поселились в комнатах отдыха на вокзале, сняли мегапонтовый двухкомнатный люкс за 1880р. А других вариантов там не было: либо люксы, либо 6-местный «хостел»)) Можно было переночевать и в одной из многочисленных гостиниц, но все они были расположены далеко от вокзала. Остаток вечера потратили на ужин в единственном в городе кафе, которое ещё работало в это время (все прочие заведения закрываются в 7 вечера). Город оказался довольно большим (точнее, длинным), уютным и в меру обшарпанным. Он раскинулся на склонах гор и знаменит, в том числе, тем, что в нём расположена самая высокогорная трамвайная система в мире. Прокатиться на трамвае нам, правда, не удалось, т.к. пока мы созрели до этой затеи, стало слишком поздно (движение прекращается в 9 вечера).

13 июня (понедельник)

С утра шёл дождь, поэтому мы снова решили вписаться в заднюю кабину. Пошли узнавать насчёт поездов в Челябинск. Пост ЭЦ там находится в здании пассажирского вокзала, но дверь оказалась закрыта на домофон, что нажимать – непонятно. Подошёл какой-то мужик, спросил, что нам нужно, мы рассказали. Он также повторил мантру о том, что в локомотив нас не возьмут, но пообещал спросить у дежурной, а нас оставил стоять на улице. Мы безрезультатно прождали 10 минут (под дождем), плюнули и решили действовать самостоятельно. Поднялись на мост, обнаружили под электровозами 2 состава, спустились на пути, спросили у одного, оказалось, что он только приехал и сменяется. А вот второй ехал в Челябинск и после некоторых раздумий дал разрешение на проезд в задней кабине. В отличие от ВЛ10, в котором мы ехали накануне, на этот раз нам достался современный 2ЭС6, я в таких раньше не ездил. Внутри оказалось гораздо более просторно, все приборные панели были электронными, в кабине имелся небольшой холодильник и даже микроволновка.

Отправились в 9:30. Про дорогу до Челябинска рассказать нечего, т.к. местность была довольно унылой (равнины), и я большую часть пути продремал. В 13:00 мы остановились на окраине Челябинска (примерно здесь: 55.106152, 61.405559), проехали 166 км за 3.5 часа, остановок по дороге не было. Поездка в ТИСС. Мы вылезли, нагуглили гостиницу рядом с вокзалом (двухместный номер с удобствами – 1300р), и добрались до неё с помощью автобуса и ног.

Дальше, как обычно, наши пути разделились: Арсений встретился со своими знакомыми, а я отправился изучать город в одиночку. Сначала, по совету этих самых знакомых, доехал до конечной остановки 19-го трамвая «Коксохим»: там обещали погружение в настоящую челябинскую атмосферу в виде бескрайних промзон. На самом деле, промзоны начинаются за 3 или 4 остановки до конечной. Я был единственным пассажиром, доехавшим до конца, причём кондукторша незадолго до прибытия даже спросила меня, точно ли я еду куда нужно, не ошибся ли)) Дальше трамвай заезжает на территорию завода, катается там некоторое время и вскоре едет обратно. Проехать внутри него можно только при наличии пропуска, так что мне пришлось минут 15 ждать у ворот завода, наслаждаясь «свежим» воздухом, имеющим запах в точности как в Магнитогорске.

Затем я вернулся в центр и гулял там до вечера. Центр приятно удивил: большинство зданий – в стиле сталинского ампира (но есть и более ранние, а также много типовых кирпичных 5-этажек), всё достаточно ухоженное, широкие проспекты, тихие уютные дворы, сравнительно много зелени. Современных высотных зданий всего несколько штук. Я ожидал, что это будет суровый промышленный город, но нет, по крайней мере – не центр. Не могу не отметить, что в городе много красивых девушек, что тоже оказалось весьма неожиданно. Особенно если сравнивать с Екатеринбургом (до которого всего 200 км) и Пермью, где в этом плане всё очень-очень плохо)) Причём если в названных двух городах преобладает один характерный типаж, то в Челябинске девушки совершенно разные, на любой вкус.

Кстати, в Челябинске строят метро! Я об этом не знал.

Что посмотрел:

Дом-особняк купца Рябинина (55°10’24″N, 61°23’43″E)
Мемориальный комплекс «Солдатам правопорядка» (55°10’6″N, 61°23’45″E)
Ак-мечеть (55°10’0″N, 61°23’50″E)
Государственная публичная библиотека (55°9’39″N, 61°23’50″E)
Памятник-мавзолей В.И.Ленину (55°9’37″N, 61°23’28″E)
Александро-Невская церковь (55°9’45″N, 61°23’27″E)
ул.Кирова (начало — 55.160453, 61.400958, конец — 55.167763, 61.400315) — пешеходная улица с большим количеством бронзовых скульптур
Бизнес-центр «Челябинск-Сити» (55°9’52″N, 61°24’4″E) — вроде бы есть смотровая площадка
Театр юного зрителя (55°9’33″N, 61°24’1″E)
Скульптура «Железный человек» (55°9’32″N, 61°23’55″E)
Театр оперы и балета (55°9’59″N, 61°24’7″E)
Дом В.Г.Жуковского (55°10’5″N, 61°24’10″E)
Синагога (55°10’1″N, 61°24’26″E)
Бульвар Славы (начало — 55.163439, 61.410872, конец — 55.163230, 61.400980)
Театр Манекен (55°9’28″N, 61°24’31″E)
Городской сад им.А.С.Пушкина (55°9’17″N, 61°24’24″E)
Театр драмы (55°9’21″N, 61°24’10″E)
Старый элеватор (55°9’13″N, 61°24’0″E)
Старинная водонапорная башня (55°9’18″N, 61°23’40″E)
«Сфера любви» (55°9’24″N, 61°23’42″E)
Южно-Уральский государственный университет (55°9’37″N, 61°22’12″E) — весьма напоминает МГУ
Памятник И.В.Курчатову (55°9’33″N, 61°21’45″E)
Детская железная дорога (55°9’58″N, 61°22’9″E)
Монумент «На Новый путь» (55°8’50″N, 61°25’1″E)

14 июня (вторник)

В 13:30 самолет в Москву. Арсений улетел раньше, ещё ночью. До аэропорта добрался на такси (435р) за полчаса, в пробках нигде не стоял. Можно доехать и на автобусе (№1 от ж/д вокзала), но я его не дождался.

Бюджет

А/б Москва-Магнитогорск: 9750р (Аэрофлот)
А/б Челябинск-Москва: 5260р (S7)
Жильё: 2190р
Разное: 4060р
Итого: 21260р