Меню

Misha Simachev Blog

Дальневосточный трип (часть 5/5)
08.09.2016

ЧАСТЬ 4

РАЗДЕЛ 4 – Тр*йнх*п из Владивостока в Читу

ФОТКИ

Владивосток-Артем: yandex, vk
Артем-Ружино: yandex, vk
Ружино-Хабаровск: yandex, vk
Хабаровск-Известковая: yandex, vk
Известковая-Облучье: yandex, vk
Облучье-Белогорск: yandex, vk
Белогорск-Шимановская: yandex, vk
Шимановская-Магдагачи: yandex, vk
Магдачи-Уруша: yandex, vk
Уруша-Могоча: yandex, vk
Могоча-Чернышевск: yandex, vk
Чернышевск-Карымская: yandex, vk
Карымская-Чита: yandex, vk
Чита-Улан-Удэ: yandex, vk
Улан-Удэ-Слюдянка: yandex, vk
Слюдянка-Иркутск: yandex, vk
Зима-Тайшет: yandex, vk
Тайшет-Красноярск: yandex, vk

ВИДЕО

Мост через Амур (Хабаровск): youtube, vk
Облучьенские тоннели: youtube, vk
Мост через Бурею: youtube, vk
Строительно-монтажный поезд на Бамовской: youtube, vk
Уруша-Могоча: youtube, vk
Могоча-Чернышевск: youtube, vk
Чернышевск-Карымская: youtube, vk
Чита-Улан-Удэ: youtube, vk
Улан-Удэ-Слюдянка: youtube, vk
Слюдянка-Иркутск: youtube, vk
Зима-Тайшет: youtube, vk
Тайшет-Красноярск: youtube, vk

Прежде всего, нужно отметить, что грузовые поезда  начинают свой путь по Транссибу не из Владивостока, а из Находки (некоторые – из Артема) и во Владивосток они не заезжают, поскольку, как уже говорилось, Владивосток находится на полуострове. Уехать непосредственно из Владивостока тоже реально (со станции «Первая Речка»), но трафик там слабый (2 поезда в сутки, по выпискам с gdevagon). Далее будет дана сводная справочная информация как по участку Владивосток–Чита, так и по участку Чита–Красноярск, который я проехал в прошлом году, чтоб всё было в одном месте.

Группа VK, в которую я поместил все фото и видео по Транссибу за 2 поездки (2015/2016)

Смена бригад происходит на следующих станциях: Находка, Ружино, Хабаровск-2, Облучье, Белогорск-2, Шимановская (под вопросом), Магдагачи, Уруша, Могоча, Чернышевск, Карымская, Чита-1, Хилок, Улан-Удэ, Слюдянка, Иркутск-Сортировочный, Зима, Тайшет, Иланская, Красноярск.

Отличить станции смены бригад очень просто – они полностью забиты стоящими составами, в то время как обычные станции – пустые или полупустые. На подъезде к станциям смены бригад возникают пробки, которые проявляются в том, что поезд периодически останавливается прямо на перегоне, и происходит это тем чаще, чем ближе станция. Особенно выделяется в этом плане станция Могоча – пробки перед ней растягиваются чуть ли не на 100 км как с востока, так и с запада. Об этом ещё будет рассказано далее.

Палева на большинстве станций немного, и применять тр*йнх*п легко, главное – угадать состав, который отправится первым. Лучшая практика тут такая: залезать в любой и ждать, что будет происходить дальше. Если трогается какой-то другой – быстро вылезать и цеплять его. Я так и поступал, хотя почти всегда мне везло, и выбранный состав отправлялся первым. В любом случае, движение очень активное, и какой бы состав вы ни выбрали, уедете максимум через час, даже никуда не перелезая.

От Находки до Читы расположено 10 тоннелей, 6 из них (Хинганские тоннели) – в районе Облучья. Через многие я успешно проехал тр*йнх*пом, просто сидя на дне вагона и не высовываясь. Рамку видел только в Карымской (не исключено, что она также есть в Хабаровске и Чите), видеокамеру заметил только на охраняемом мосту где-то между Ерофеем Павловичем и Могочей.

Транссиб – это не БАМ, цивилизации тут гораздо больше, и проблем с ночлегом не возникает: на всех крупных станциях есть комнаты отдыха и/или гостиницы.

По сравнению с прошлым годом сильно возросло разнообразие грузов. Если раньше 90% составлял уголь, то теперь его не больше половины, а второе и третье места занимают контейнеры и цистерны соответственно. Также везут лес и изделия из металла, а вообще встречаются все типы вагонов. Между Находкой и Карымской используются современные электровозы 2ЭС5К и 3ЭС5К, затем – ВЛ80 и ВЛ85. Между Находкой и Белогорском часто можно встретить сдвоенные поезда (примерно каждый третий), а западнее Белогорска такой поезд я видел лишь однажды, на участке Могоча-Чернышевск. На многих участках уложен бесстыковый путь, но в то же время много где до сих пор используются деревянные шпалы.

Теперь краткие характеристики каждого из участков. Забегая вперед, скажу, что я тр*йнх*пнул из Артёма, до которого добрался на электричке.

Владивосток-Артем (60 км) – ветка по большей части проходит по побережью, но многочисленные признаки цивилизации портят виды.

Находка-Артем (145 км) – я там не ездил, но есть основания полагать, что там красиво. Поезда зачем-то подолгу стоят в Смоляниново.

Артем-Ружино (345 км) – в основном равнина, хотя есть холмистые участки. Уныло.

Ружино-Хабаровск (399 км) – аналогично предыдущему участку, чуть поинтереснее, но тоже ни о чём. В Хабаровске грузовая станция находится здесь: 48.430012, 135.127450.

Хабаровск-Облучье (343 км). Сразу за Хабаровском – автомобильно-железнодорожный мост через Амур, есть также шанс проехать по тоннелю под Амуром, по нему вроде бы иногда пускают составы, следующие на запад. До Биробиджана – равнины, затем железная дорога идёт у подножья гор. В Известковой находится примыкание соединительной ветки с БАМ-ом (из Ургала). Перед Облучьем расположены 2 тоннеля: Лагар-Аульский (49°0’11″N, 131°12’48″E) длиной 1260 м и Облученский (48°59’22″N, 131°3’33″E) длиной 310 м. Довольно интересный участок.

Облучье-Белогорск (318 км). В Облучье линия делает огромную петлю, поскольку поселок расположен в долине, окруженной горами, после чего проходит через 4 близко расположенных туннеля: Большой Казачинский (49°2’52″N, 130°51’28″E) длиной 460 м, Касаткинский (49°8’23″N, 130°44’30″E) длиной 75 м (неохраняемый), Тарманчуканский (49°10’9″N, 130°41’38″E) длиной 2030 м и Рачинский (49°15’25″N, 130°22’17″E) длиной 955 м. Затем дорога идет в основном по равнине, то есть участок уныл чуть более, чем наполовину. После Облучья – смена часовых поясов (MSK+6). В Бурее заканчивается Дальневосточная и начинается Забайкальская железная дорога. В Белогорске грузовая станция находится на 5 км восточнее пассажирского вокзала, здесь – 50.886524, 128.510038.

Белогорск-Магдагачи (379 км) – равнины, ничего интересного. После Шимановской появляются сосны.

Магдагачи-Уруша (284 км) – сначала равнины, затем Керакский тоннель (53°51’2″N, 124°11’56″E), после которого местность становится более всхолмленной и интересной. Сразу после Сковородино расположен прикольный арочный мост(53°59’20″N, 123°54’57″E). В Бамовской находится примыкание соединительной ветки с БАМ-ом (из Тынды).

Уруша-Могоча (303 км) – горы становятся всё выше, после Ерофея Павловича почти 200 км линия идет вдоль реки. Довольно-таки красиво, особенно по сравнению с тем, что было до этого. На этом участке возможны серьезные пробки! Чтоб добраться до Могочи не за полночь, последние 70 км мне пришлось проехать автостопом. В Могоче парк отправления на запад («нечетный») находится на 2.5 км западнее пассажирского вокзала, здесь – 53.755398, 119.732342.

Могоча-Чернышевск (321 км) – очень разнообразный рельеф, горы, реки, Артеушенский туннель (53°47’10″N, 119°16’12″E) длиной 150 м. На мой взгляд, самый красивый участок Транссиба! Однако даже ему до БАМ-а далеко.

Чернышевск-Карымская (293 км) – линия в основном проходит у подножья невысоких голых сопок вдоль реки. Красиво, но несколько однообразно. На участке есть несколько противолавинных галерей.

Карымская-Чита (99 км) – теперь сопки покрыты соснами, поэтому становится красивее. Местность густо заселена. В Чите грузовая станция находится здесь: 52.030357, 113.480844.

Чита-Хилок (261 км) – сначала – озеро Кенон, затем сопки и реки аналогично предыдущему участку, но почти без населенный пунктов. На этом участке расположен Яблоновый перевал – высшая точка Транссиба.

Хилок-Улан-Удэ (293 км) – аналогично предыдущему участку. Ближе к Улан-Удэ сопки отступают вдаль, и линия идет по равнине.

Улан-Удэ-Слюдянка (330 км) – первые 100 км – аналогично предыдущему участку, затем линия выходит к берегу Байкала и идет вдоль него до самой Слюдянка. Здесь горы уже гораздо выше, их вершины покрыты снегом, сначала они видны прямо по курсу, затем – слева. По мере приближения к Слюдянке их опять сменяют сравнительно невысокие сопки. Горы на другом берегу имеют синеватый оттенок. Берег Байкала покрыт крупной галькой и валунами, местами он отделен лесополосой, но чаще находится в непосредственной близости от ж/д. Береговая линия имеет сложную конфигурацию (большое количество мысов), поэтому ветка постоянно петляет. По пути встречается множество неохраняемых мостов через ручьи и речки, а также короткий тоннель (51°38’15″N, 103°46’45″E) (неохраняемый, но оборудован видео камерой на выезде). Через тоннель проходит путь на восток, а путь на запад проходит по выемке. Один из самых красивых участков Транссиба.

Слюдянка-Иркутск (134 км) – сразу после Слюдянки начинается крутой подъем на перевал (открывается великолепный вид на поселок и Байкал), а затем – затяжной спуск до самого Иркутска. Составы, следующие на восток, едут с толкачом. На перевале расположены 2 тоннеля: Нижний Прибайкальский (51°44’32″N, 103°42’0″E) длиной 500 м и Верхний Прибайкальский (51°44’4″N, 103°47’8″E) длиной 667 м, оба – охраняемые.

Иркутск-Зима (243 км) – сразу за Иркутском горы заканчиваются, и линия проходит через бескрайние поля. Ничего интересного.

Зима-Тайшет (419 км) – до Нижнеудинска – поля, затем горный перевал, который продолжается до самого Тайшета.

Тайшет-Красноярск (418 км) – слегка холмистая местность (уныло), и только за 20 км до Красноярска снова начинаются горы. Сразу за Тайшетом находится граница часовых поясов (MSK+5).

Суммарное расстояние от Артёма до Читы – 3084 км, из них я проехал 343 км на ПДС-е, 284 км – в задней кабине электровоза, 70 км – автостопом, остальные 2387 км – тр*йнх*пом. Кроме того, проехал по соединительной ветке Известковая-Ургал (328 км в одну сторону), туда – на ПДС-е, обратно – в задней кабине грузового тепловоза. Заняло всё 8 дней.

26.07.2016 (вторник) – Владивосток-Артем-Ружино

В 6:58 я погрузился в электричку в сторону Находки с целью доехать до Смоляниново, где можно поймать состав на запад. Было бы заманчиво тр*йнх*пнуть непосредственно из Находки, но там порт, а значит – пропускная система и много палева (аналогично Ванино). Электричка оказалась ламповой ЭР9ПК, сто лет на таких не ездил! Проезжая Первую речку, отметил, что станция практически пустая, по крайней мере, готовых составов там точно не было. Зато я увидел годный состав под электровозом на станции Артём-Приморский-III и решил сойти чуть раньше. Станция совершенно беспалевная, и я без проблем залез в полувагон (из-под угля) ближе к хвосту.

Фотки: yandex, vk

Отправились в 9 утра. Выглянув за борт вагона, я обнаружил, что к хвосту прицепили второй состав (то есть, поезд стал сдвоенным). Окна второго электровоза полностью загораживал хвостовой вагон первого состава, однако я старался лишний раз не высовываться, особенно на кривых. Погода была так себе: периодически моросил дождь, поэтому пришлось использовать плащ и пленку (чтоб укрывать рюкзак).

В Ружино прибыли в 16 часов, проехав 345 км за 7 часов. В этот день я решил дальше не ехать (погода сыграла не последнюю роль) и поселился в гостинице, расположенной прямо напротив вокзала. Койко-место в двухместном номере (без подселения) с удобствами на этаже – 750р.

Фотки: yandex, vk

27.07.2016 (среда) – Ружино-Хабаровск-Известковая-Ургал

Уже не помню, как выбрал состав и залез в него, но ничего сложного точно не было. Вроде бы пришлось довольно долго ждать, отправились в 7:30. На этот раз поезд был обычным (не сдвоенным), а погода значительно улучшилась (особенно к середине дня). В 14:30 поезд надолго остановился на перегоне в паре километров от Хабаровска, и я решил десантироваться. Проехал 390 км за 7 часов. На платформе, куда я вылез из товарняка, находился какой-то дедуля, ждавший электричку, у нас состоялся следующий диалог:

– Диверсант?!
– Путешественник! Из Владивостока еду!
– Что, прямо из Владивостока, вот в этом вагоне?!
– Ага, уже второй день в пути!
– Ну ты даешь! Ахахаха

Фотки: yandex, vk

14:30 – ни то, ни сё, то ли ехать сегодня дальше, то ли нет (я ведь езжу только в светлое время суток). Изучил расписание и обнаружил, что в 16:20 из Хабаровска в Чегдомын отправляется ПДС, который следует по соединительной ветке с БАМ-ом Известковая-Ургал, по которой я давно мечтал проехать. Путь до Известковой он проделывает, пока ещё светло, остальное – ночью, в Новый Ургал пребывает в 6:45. Назад я планировал доехать на товарняке в течение следующего дня. Всё взвесив, купил билет (с телефона) – плацкарт за 1413р.

Так вот, я вылез из товарняка, вышел на грунтовку поблизости и на попутке доехал до окраины Хабаровска, где меня высадили на автобусной остановке. Затем с помощью автобуса и трамвая добрался до ж/д вокзала, заняло это довольно много времени, так что ни поесть, ни помыться до отправления поезда я не успел. Впрочем, несмотря на поездку в вагоне из-под угля, я в этот раз не особо испачкался.

Смена локомотива (с электровоза на тепловоз) почему-то происходит не в Известковой, а в Бире, где поезд стоит 30 минут. До Известковой я смотрел в окно и фоткал, потом стемнело, и я лёг спать – посмотрю всё завтра на обратной дороге.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

28.07.2016 (четверг) – Ургал-Известковая-Облучье

В 6:45 я сошёл на станции Новый Ургал (снова знакомые ебеня!), немедленно сел на такси и добрался до грузовой станции (51.091473, 132.565446), которая находится в паре километров от пассажирской. На путях стояли 2 одинаковых состава на запад, полностью состоявших из полувагонов, один как раз отправился, но непонятно куда – то ли в Февральск, то ли в Известковую. Можно было его зацепить, но я не стал рисковать и пошёл к тепловозу второго состава, чтоб узнать, куда он едет. Мне повезло – в Известковую! Вписался в заднюю кабину, отправились почти сразу, в 7:15. Куда следует состав, можно определить, никого не спрашивая: в западной горловине станции все пути сходятся не в один, а в два, правый – на Февральск, левый – на Известковую. Таким образом, можно сидеть в горловине и смотреть, на какой из путей съезжает поезд, если на нужный – цеплять на ходу. Ветка оказалась очень живописной (в отличие от ветки Комсомольск-Хабаровск), поскольку проходит через два горных перевала с относительно ровным участком между ними (там расположена станция Тырма). Пейзажи чисто БАМ-овские: скалы, горные реки, редкий лиственничный лес и, конечно же, глухие ебеня – в общем, красота!

На скрещениях я видел несколько встречных поездов, все они были сборными и короткими, наш – единственный длинный, состоящий из пустых полувагонов из-под угля. Большинство разъездов – совсем маленькие, двухпутные. В Тырме произошла смена бригад, но вообще иногда едут без смены. Первая бригада пересела ко мне в заднюю кабину, большую часть дороги они проспали, сошли в Кульдуре, за пару станций до Известковой.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

В Известковую я прибыл в 16:15, проехав 328 км за 9 часов (из них 40 минут простояли в Тырме). После смены локомотива этот состав должен был ехать дальше на запад, но когда это случится – было непонятно, а ничего другого подходящего на станции не стояло, так что я купил билет на ближайший ПДС до Облучья (плацкарт за 565р). Таким образом, участок Хабаровск-Облучье я проехал на ПДС-ах. По словам небезызвестного Дениса Разина, тр*йнх*пнуть из Хабаровска (грузовая станция Хабаровск-2), не составляет никаких проблем, мост через Амур он тоже преодолел успешно, никому не спалившись.

В Облучье я заночевал на вокзале в комнатах отдыха – 800р за койко-место в не помню скольки местном номере с удобствами на этаже.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

29.07.2016 (пятница) – Облучье-Белогорск

Подъем в 5 утра. Поезда, следующие на запад, останавливаются чуть западнее пассажирского вокзала, но в это утро мне повезло: на вокзале торчал хвост длиннющего сдвоенного поезда, на котором как раз производилась проба тормозов. Я залез в вагон, находящийся аккурат под мостом, чтоб с моста меня не было видно, вскоре отправились – в 5:20. Как уже говорилось, за Облучьем находятся 4 коротких туннеля, а также граница часовых поясов (переводим часы на час назад).

За день погода менялась несколько раз с жары на ливень, так что приходилось оперативно переодеваться. К счастью, это был последний дождливый день, и в дальнейшем непогода не портила мне поездку. В Белогорск прибыли в 15:30 по новому времени, проехав 318 км за 11 часов (перед Белогорском несколько раз подолгу стояли на перегонах). В Белогорске грузовая станция (пл.7871 км — 50.886175, 128.508864) находится в 5 км восточнее пассажирской, до вокзала добрался на автобусе. Заночевал в комнатах отдыха – 560р койко-место в не помню скольки местном номере с удобствами на этаже, плюс 160р – душ.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

30.07.2016 (суббота) – Белогорск-Шимановская-Магдагачи

Подъем в 5 утра. До грузовой станции добрался на такси, как выбрал состав – не помню, вроде бы наудачу. В 6 утра отправились. Опять было несколько длинных стоянок на перегонах, в Шимановскую прибыли в 13:00, проехав 149 км за 7 часов.

Фотки: yandex, vk

В Шимановской поезд остановился здесь: 51.997678, 127.709228. Не знаю, была ли смена бригад, но на это косвенно указывает то, что почти сразу после остановки началась проба тормозов, да и по времени пора. Я вылез и ждал в лесочке, чтоб зацепить первый отправившийся состав. В итоге первым отправился мой (он стоял на крайнем пути), это произошло ровно через час, в 14:00. За упомянутым лесочком, слева (если смотреть на запад) находятся пути, по которым следуют транзитные поезда (без остановки), таких за время ожидания было несколько штук.

В Магдагачи прибыли в 19:30, проехав 230 км за 5.5 часов, а всего за день – 379 км за 13.5 часов. На вокзале оказался в наличии одноместный люкс с душем с почасовой оплатой, я снял его на 10 часов, это обошлось всего в 680р – самая цивильная и дешевая ночевка за всю поездку!

Фотки: yandex, vk

31.07.2016 (воскресенье) – Магдагачи-Уруша-Могоча

В это утро я решил вписаться в заднюю кабину электровоза – для разнообразия, а также из-за того, что на участке Магдагачи-Уруша расположен туннель, который я хотел нормально пофоткать. Взяли без проблем, отправились в 5:20. В Бамовской находится примыкание соединительной ветки с БАМ-ом, её я посмотрю в рамках поездки по Амуро-Якутской магистрали, когда её достроят. На участке Бамовская-Сковородино видел встречный состав под тепловозом (сборный), идущий с БАМ-а (локомотив меняют в Сковородино). В Бамовской видел довольно интересный поезд, состоящий из очень старых пассажирских вагонов, буханок, пустых платформ, платформ с техникой, платформ с теплушками и вроде бы даже с банями (на веревках сушилась одежда), а также целых трёх тепловозов (в начале, в середине и в конце) – длинный, несколько десятков вагонов. В таком поезде может долгое время автономно проживать очень большая бригада рабочих, интересно, что они строят – может, АЯМ?

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

В Урушу прибыли в 13:20, проехав 284 км за 8 часов. Я вылез с целью попроситься в ЗК электровоза, который отправится первым. На станции стояло много поездов, но бригада была только в одном (контейнерном). В ЗК меня не взяли, аргументировав тем, что там уже едет охрана. Я решил, что ездить в локомотиве – это всё равно не моё, и пошёл вдоль одного из полувагонных поездов в сторону хвоста, чтоб применить тр*йнх*п. Когда я был примерно у середины состава, он вдруг тронулся и стал быстро набирать скорость, хотя я был почти уверен, что в кабине никого не было – чистая удача! Я его немедленно зацепил, произошло это в 13:40.

Буквально сразу начались дикие тормоза: 15 минут стоишь, 15 минут едешь (медленно). Бывало, что час едешь быстро, но потом опять по новой. Начиная со станции Амазар, поезд стал останавливаться буквально на каждом светофоре. До Могочи – еще 100 км, а было уже 8 вечера, так что я решил применить автостоп при первом удобном случае. Как назло, места, где трасса расположена близко к ж/д, поезд проезжал быстро, а останавливался там, где до неё нужно было топать пару километров по пересеченной местности. Наконец, подходящий момент настал, и я вылез (это произошло ровно в 9 вечера). Проехал примерно 230 км за 7.5 часов. В сумме за день – 514 км за 16 часов, рекорд!

Затем я надел резиновые сапоги, пересек заболоченный луг (в процессе всё равно промок) и оказался на трассе. Переодевшись назад в кроссовки, накинул рыжуху и начал стопить. Движение было очень редким, зато остановилась первая же машина (фура), на которой я доехал до поворота на Могочу. Здесь водитель решил заночевать, а мне ещё предстояло преодолеть 12 км до самого города, который расположен в стороне от трассы. Первым делом я пошёл похавать в придорожное кафе, там сидело несколько мужиков, и я спросил их, не едет ли кто-то из них в Могочу. В Могочу они не ехали, но зато начали кошмарить меня в стиле «никто тебя не повезёт в такое время», «это бандитский город, у тебя рюкзак отнимут», «и пешком ты не дойдёшь, заблудишься», «иди лучше к дорожникам, попросись переночевать в бытовку, завтра с утра пойдёшь» и всё в таком духе. Перекусив, я вернулся на перекресток, одел рыжуху, включил фонарик на телефоне (было уже совершенно темно), и буквально через 5-7 минут меня подобрала первая же попутка.

На вокзале комнат отдыха не оказалось, как не оказалось и самого здания вокзала (там вообще шла какая-то стройка), но я нашёл неподалёку гостиницу, где и заночевал. Койко-место в двухместном номере (без подселения) с удобствами на этаже – 800р.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

1.08.2016 (понедельник) – Могоча-Чернышевск

Накануне я лёг за полночь, поэтому в этот раз проспал аж до 8 утра. Впрочем, сегодня я решил никуда не торопиться и доехать только до Чернышевска, от которого до Читы остаётся один день езды. В Могоче на пассажирском вокзале останавливаются поезда, следующие на восток, а следующие на запад – на 2.5 км западнее (53.755398, 119.732342). Пешком дошёл до «нечетного парка» и после некоторых раздумий залез в один из стоявших составов, хотя было палевно из-за рыжиков на путях. Лучше всё-таки приходить на станцию рано-рано утром.

Мне снова повезло, и мой состав снова отправился первым, это произошло в 10:15. До Чернышевска ехали почти без остановок, но поездка получилась довольно нервной, т.к. приходилось постоянно прятаться от рыжиков, ремонтировавших пути, и многочисленных встречек, которые могли появиться из-за любого поворота. А высовываться приходилось постоянно, поскольку, как уже говорилось, это самый красивый участок Транссиба. Оказалось, что пробка перед Могочей образовалась из с запада: первые примерно 30 км встречки стояли буквально на каждом светофоре, то же самое наблюдалось и за 20-30 км до Чернышевска.

В Чернышевск я прибыл в 17:10, проехав 321 км за 7 часов. Заночевал в комнатах отдыха на вокзале, номер был вроде бы одноместным, с удобствами на этаже по цене 552р + 145р душ.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

2.08.2016 (вторник) – Чернышевск-Карымская-Чита, Молоковка, «Кадалинские Дворцы»

Подъем в 4:30 – чтоб гарантированно достичь в этот день Читы, желательно – как можно раньше. Снова угадал с поездом, отправились в 5:10. Стартовать рано утром – одно удовольствие, никакого палева! Правда первый час ехал в густом тумане, но это по-своему прикольно. Я думал, что доеду до Читы без пересадок, но оказалось, что в Карымской происходит не только смена бригад, но и смена локомотива. На въезде в Карымскую установлена рамка с видеокамерами, я этого не ожидал и проехал под ней, после чего немедленно применил заранеесходинг.  Это произошло в 13:30, проехал 293 км за 8.5 часов.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

Пешком дошёл до того места, где торчат хвосты составов и уселся неподалеку. Один из поездов стащили с башмаков, и я стал думать, как бы незаметно к нему пробраться (в хвосте тусовалось много рыжиков). Пока я тупил, поезд уехал. Тогда я просто пошёл вдоль крайнего состава (им оказался тот, на котором я приехал), залез в тот же вагон (я узнал его по гнутой лестнице) и затаился. Немного погодя, с башмаков стащили соседний состав и стали протягивать. Я немедленно вылез, чтоб пересесть на него, но, высунувшись из межвагонья, увидел буквально в 20-30 метрах нескольких путейцев. Вернулся в свой вагон и ещё немного подождал. Вскоре соседний состав отправился, я снова вылез, но уже на другую сторону, рассчитывая пробежать несколько вагонов вперед, подальше от путейцев, затем перелезть первый состав по автосцепке и зацепить отправившийся, но вот облом: с другой стороны тоже откуда-то возникли путейцы, причём как раз в том направлении, куда мне нужно было бежать. Решил действовать на похуй: спрыгнул на правую сторону, быстро прошёл 2 вагона вперед (до путейцев оставалось уже буквально 10 метров), перелез по автосцепке на левую сторону и зацепил соседний поезд, несмотря на то, что вторая группа путейцев всё еще была в зоне прямой видимости. То ли я умудрился не спалиться, то ли в связи с жаркой погодой рыжики на меня забили, но я благополучно доехал до Читы. Вагон мне на этот раз достался из-под леса, до этого все были из-под угля. Поезд состоял в основном из контейнеров, а значит в задней кабине локомотива могла ехать охрана, поэтому я старался особо не высовываться.

Итак, из Карымской я выехал в 14:20, а в 16:20 поезд остановился где-то на окраине Читы (вероятно, здесь: 51.980995, 113.586135 – я не запомнил). Проехали примерно 90 км за 2 часа. Сначала я думал подождать отправления, но потом решил не испытывать судьбу (если меня все-таки спалили, то могли принять на грузовой станции Читы) и вылез. Как оказалось, правильно: поезд остановился для разгрузки, предпоследняя буханка была открыта, и мужики перетаскивали какие-то мешки из неё в грузовик. Поездка в ТИСС

Фотки: yandex, vk

Неподалёку я увидел легковушку, подошел и попросил водителя докинуть меня до центра. Он согласился подвезти меня до самой гостиницы, правда за 150р. Остановился я там же, где и в прошлом году – в гостинице «Чита», одноместный номер с удобствами на этаже – 1000р. Общих душа на всю гостиницу – всего два (а гостиница огромная – 5 этажей), поэтому в них была очередь.

Чита – конечная точка моего месячного путешествия, и дальше оставалось только лететь домой, но стоимость билета до Москвы оказалась заоблачной – 36к. Из Улан-Удэ – ещё дороже, из Иркутска – немного дешевле, но тоже дохрена – 26к. Такими были расценки накануне, билетами я впервые озаботился в Чернышевске, когда стала точно известна дата моего прибытия в Читу. С тех пор я проверял цены ещё несколько раз, они постоянно менялись, минимальная цифра, которую я видел – 23к из Читы. Утром 2 августа я ради интереса посмотрел цены на вылет в тот же день, билет стоил всего 16к, из чего я сделал вывод, что если покупать билет за несколько часов до вылета, то можно сильно сэкономить. В итоге решил так: проснуться рано утром 3 августа и чекнуть цены на билеты. Если они будут заоблачными или билетов не будет вовсе – уехать утренним ПДС-ом в Улан-Удэ и посетить там Иволгинский Дацан (то, чего я не сделал в прошлый раз и о чём жалею). А из Улан-Удэ отправиться на товарняке (тр*йнх*пом или в задней кабине) в Слюдянку, чтоб ещё раз побывать на Байкале, только уже в разгар лета, после чего улететь в Москву из Иркутска. Также рассматривал вариант поездки в Москву на ПДС-е, но самый дешевый билет стоил 11к, плюс потеря 4-х суток.

До вечера оставалось ещё немало времени, так что я вызвал такси, чтобы съездить в Молоковку (51°54’44″N, 113°32’53″E), где находится минеральный источник. Ехать недалеко, дорога асфальтированная, и поездка стоит недорого, что-то типа 350р туда/обратно. Источник представляет собой часовню, внутри которой находится труба, из которой льется вода. Вода оказалась довольно вкусной и даже слегка газированной. Неподалеку от Читы есть второй источник под названием «Курорт Кука» (51°43’36″N, 112°56’52″E), по рассказам, вода там ещё более газированная, но я туда не ездил.

В окрестностях Читы есть ещё одна достопримечательность, которую я хотел посетить – скалы «Кадалинские Дворцы» (52°6’11″N, 113°9’47″E), правда дорога до них, по слухам, очень плохая, например, водитель, который подбросил меня до гостиницы, ехать туда отказался. Я спросил насчет скал у водителя, с которым поехал в Молоковку, и он заявил, что знает хорошую дорогу. В процессе выяснилось, что хорошая дорога (бетонка) – только до деревни Дворцы (52°4’26″N, 113°12’58″E), а затем она резко ухудшается. Доехать можно и на недоприводе, но нужно иметь хороший клиренс, т.к. по пути встречаются огромные валуны. Нам удалось проехать всего метров 500 от деревни, дальше я решил идти пешком, а водитель вызвался меня подождать.

Идти нужно по наиболее накатанной колее, примерно через 3 км дорога выходит из леса на поляну, в этом месте нужно повернуть направо и по хорошо протоптанной тропе подниматься вверх ещё примерно 200м к одному из останцев. Путь в один конец очень быстрым шагом занимает полчаса, много комаров и мошки. Как я понял, останцев в этом урочище много, но я видел только один, напоминает Красноярские столбы, но поменьше. Место довольно популярное: даже в будний вечер видел встречную машину по дороге туда, и ещё одну встречную машину по дороге обратно, а также пешую компанию из трёх человек, так что не потеряешься. Трек, к сожалению, не записал. За поездку на такси (с ожиданием 1.5 часа) в сумме заплатил 1650р.

Фотки: yandex, vk

3.08.2016 (среда) – Чита-Москва

Проснулся в 4 утра и сразу же проверил цены на билеты: Чита-Москва – 27к, Иркутск-Москва – 26к. Мои надежды не оправдались, и билет не подешевел, а даже немного подорожал (вечером он стоил 26к). После некоторых колебаний решил возвращаться в Москву сегодня. Со сборами (1600р) и со скидкой (2%) билет обошелся почти в 29к. Ради интереса, за час до вылета ещё раз проверил стоимость билетов – она не поменялась, в итоге в самолете осталось несколько свободных мест. До аэропорта добрался на такси (310р). Вылет – в 10:00, 6.5 часов в воздухе, прибытие в Домодедово – в 11:00. Ура, я дома! Ощущение – как будто и не уезжал.

БЮДЖЕТ

А/б Москва–Южно-Сахалинск: 12 000 (Аэрофлот)
А/б Чита–Москва: 28 940 (S7)
Тур на Кунашир: 57 000
Аренда авто на Сахалине: 33 930
Бензин на Сахалине: 8 140
Аренда авто во Владивостоке: 3 590
Бензин во Владивостоке: 2 960
Разные билеты: 8 670
Такси: 3 160
Жилье: 21 300
Разное: 25 290
ИТОГО: 204 980