Меню

Misha Simachev Blog

Волгоград-Астрахань-Казахстан (часть 3/3)
15.09.2016

ЧАСТЬ 2

29 августа (понедельник)

Трасса Астрахань-Волгоград (М6) представляет собой двухполосное шоссе с хорошим асфальтом. Как уже говорилось, гостиниц на этом участке практически нет, а кафе мало. Что посмотрел:

Астраханский вододелитель (46°42'36''N, 47°51'20''E), а также шлюз, расположенный рядом с ним (46°42'43"N, 47°50'18"E). Вододелитель практически не охраняется, можно подъехать вплотную и пофоткать со всех сторон. Вероятно, это связано с тем, что он много лет не используется и возможно заброшен.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (47°17'48"N, 47°1'37"E) – заброшенная деревянная церковь. От трассы до нее – 10 км по нормальному асфальту

Перед Волгоградом переводим часы на час назад (теперь время московское). В юго-восточной части Волгограда я посмотрел несколько достопримечательностей, которые не посетил в прошлый раз, т.к. было не по пути:

Кафе «Самолет» (48°31'10''N, 44°33'20''E)
Волго-донские ворота (48°31'10''N, 44°33'11''E) и Шлюз №1 Волго-Донского канала. Неплохой вид открывается как с набережной, так и с автомобильного моста (48.515522, 44.554911)
Самый высокий памятник Ленину (48°31'39''N, 44°33'32''E) – 56.76 м
Скульптура «Первому учителю» (48°31'1''N, 44°32'38''E)

Дальше был длинный путь через весь Волгоград (объездной дороги нет), который растянулся вдоль Волги на целых 70 км, заняло это больше часа, после чего я оказался на трассе Волгоград-Саратов, идущей по левому берегу Волги (если смотреть в сторону Саратова). Трасса довольно живописна, т.к. проходит по высоким холмам, и от бесконечных спусков/подъёмов закладывает уши. На подъёмах иногда появляется третья полоса для обгона грузовиков. Также эта трасса, вероятно, является рекордсменом по количеству гостиниц, кафе и заправок, которые расположены буквально через каждые несколько километров, да ещё и сразу по несколько штук в одном месте.

Что посмотрел:

Дуб 231 год (49°3'28''N, 44°50'57''E) – находится на территории санатория. Нужно спуститься к берегу Волги так, чтоб забор санатория был слева, после чего просто обойти забор и идти по тропинке вдоль берега 300 м.

Заброшенный купол радара ПВО «Луч-1» (50°2'58"N, 45°15'11"E) – от трассы 1 км по грунтовке и затем немного пешком. Изначально этого объекта в планах не было, увидел с дороги и решил посетить. Внутри очень крутое эхо.

Столбичи (50°29'49''N, 45°47'38''E) – высокий (десятки метров) обрывистый берег Волги, по виду напоминающий скалы. После Камышина Navitel предложил мне ехать не по трассе, а свернуть на дорогу, идущую правее, ближе к Волге (хотя можно было продолжать двигаться по трассе и свернуть направо позже). Асфальт на этой дороге оказался хорошим. По дороге пришлось дважды миновать санитарный пост, где нужно было проехать несколько метров по сену, прописанному каким-то раствором. На табличке рядом с одним из постов было что-то написано про африканскую чуму свиней. На этом участке дороги, кстати, я впервые за последнюю неделю увидел лес. В деревне Щербатовка нужно свернуть направо и ехать по хорошему грейдеру до берега Волги, где расположена ещё одна небольшая деревушка. Там тоже нужно свернуть направо на одну из многочисленных грунтовок, пересечь брод (50°30'32"N, 45°45'49"E), подняться вверх на холм и дальше следовать по верху вдоль берега по координатам. В сухую погоду дорога проходима для любого автомобиля, но в случае дождей могут быть проблемы из-за очень крутых спусков/подъёмов (до 45 градусов), а также при преодолении брода.

Утёс Степана Разина (50°36'34''N, 45°39'48''E). Сначала Navitel предложил мне маршрут с возвращением на трассу и огромным крюком общей длиной 100 км. По прямой от «Столбичей» до утёса – всего ничего, поэтому я решил рискнуть и отключил опцию «Избегать дорог с грунтовым покрытием» — длина маршрута сразу сократилась до 40 км, а фактически я проехал ещё меньше, т.к. Navitel знает не все дороге и всё равно предлагал мне крюк. Я вернулся в Щербатовку тем же путем, что приехал, и продолжил движение по асфальту на север до деревни Воднобуерачное, где асфальт закончился. Из этой деревни ведет хорошо накатанная грунтовка, проходящая неподалеку от берега Волги. Иногда она раздваивается, нужно выбирать наиболее накатанную. Сначала ехать легко, но потом грунтовка спускается в овраг, где, несмотря на многомесячную засуху, присутствуют говна. Впрочем, я их преодолел без особых проблем. Дальше дорога уходит вверх (иногда очень круто), сильно петляет, а местами идет под наклоном чуть ли не 45 градусов относительно продольной оси автомобиля (это когда водительское сидение оказывается значительно выше пассажирского), при этом справа – обрыв и Волга. В дождь я бы не рискнул там ехать даже на внедорожнике, т.к. даже в сухую погоду машина пару раз чуть не соскочила с колеи вниз. Дорога также иногда раздваивается, нужно выбирать наиболее накатанную, но при этом уходящую налево-вверх, т.к. ответвления вправо-вниз приводят к рыбацким стоянкам. В конце концов, натерпевшись страха и чуть не поседев от напряжения, я все-таки выехал к утёсу, заняло это чуть больше часа, длина маршрута составила примерно 15 км. По дороге потерял передний левый подкрылок (ну он всё равно был поломанным, не жалко). Зато видел крупное животное, похожее на косулю. Утёс – довольно популярное место, я застал там несколько отдыхающих, кто-то снимал фотосессию, кто-то медитировал, сидя у обрыва. Выехать отсюда к цивилизации значительно проще: нужно двигаться 6 км по хорошо укатанной грунтовке, идущей вдоль Волги на север до деревни Белогорское, а оттуда – 12 км на запад по хорошему грейдеру до трассы.

Заброшенный католический собор (50°41'36''N, 45°25'25''E) – 6 км от трассы по нормальному асфальту.

Заночевал в придорожной гостинице, одноместный номер с удобствами на этаже – 450р + 50р стоянка. Первая цивилизованная ночевка за последние 5 дней! Опять всю ночь были хождения и разговоры в полный голос так, что даже беруши не спасали. Придорожные гостиницы – это адъ.

30 августа (вторник)

Заброшенная лютеранская кирха (51°9'9''N, 44°48'28''E) – Navitel предложил огромный крюк длиной под 300 км с возвращением в Камышин, а при отключенной опции «Избегать дорог с грунтовым покрытием» — 100 км по сомнительным дорогам. Решил не ездить, хотя очень хотелось, т.к., судя по фоткам, здание очень интересное.

Бывшая лютеранская кирха (50°58'34''N, 45°32'54''E) – 5 км от трассы частично по асфальту, частично по грейдеру.

Узкоколейка Красноармейского кирпичного завода (51.0134982, 45.6817746) – 5 км от трассы по асфальту. Длина узкоколейки – меньше километра, распложена она за территорией завода, и вдоль неё можно проехать на машине по грунтовке. Судя по всему, в последнее время не используется. У здания депо стоит тепловоз без передних колёс.

Затем я въехал в Саратов и посветил несколько часов его осмотру. Город исторически интересный, но довольно обшарпанный и очень эклектичный, многие здания требуют реставрации, асфальт крайне неровный (но хотя бы без ям). В связи с будним днем, движение в городе было плотным, но, честно говоря, я удивлялся, что поток вообще двигается при сочетании следующих факторов: многочисленные автобусы и маршрутки, занимающие правую полосу, многочисленные желающие повернуть налево на каждом перекрестке, занимающие левую полосу, еле плетущиеся трамваи и грузовики, а также плохой асфальт. Большинство улиц в центре города – односторонние, либо со встречной полосой только для общественного транспорта. Что посмотрел:

Необычный памятник Ленину (51°31'48''N, 46°0'3''E)
Бывшая паровая мельница (51°31'48"N 46°0'2"E)
Двор со скульптурами (51°32'4''N, 46°0'37''E)
Корпус №10 Саратовского государственного университета (51°32'19"N, 46°0'36"E)
Корпус №1 Саратовского государственного университета (51°32'20"N, 46°0'32"E)
Зональная научная библиотека СГУ (51°32'22''N, 46°0'22''E)
Бизнес-центр «Атлант» (51°32'5"N, 46°0'40"E)
Галерея «Каштан» (51°32'2"N, 46°0'51"E)
Институт мелиорации и леса СГАУ (51°31'49"N, 46°1'2"E)
Крытый рынок (51°31'55"N, 46°1'12"E)
ул. Чапаева, 60 (51°31'53"N, 46°1'14"E)
Фонтан «Одуванчик» (51°31'59''N, 46°1'15''E)
просп. Кирова (пешеходный) (начало: 51.5328688, 46.0213852, конец: 51.5299322, 46.0347748)
Памятник "женатому парню" (51°31'54''N, 46°1'32''E)
Особняк Тилло (51°31'49''N, 46°1'32''E)
Памятник саратовской гармошке (51°31'49''N, 46°1'54''E)
Цветомузыкальный фонтан «Мелодия» (51°31'48"N, 46°2'4"E)
Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (51°31'48"N, 46°2'8"E)
Саратовская государственная консерватория (51°31'47''N, 46°2'3''E)
Художественный музей им.А.Н.Радищева (51°31'52"N, 46°2'18"E)
Саратовская областная дума (51°31'53"N, 46°2'12"E)
Памятник П.А.Столыпину (51°31'54"N, 46°2'10"E)
Художественный музей им.А.Н.Радищева (51°31'55"N, 46°2'6"E)
Часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (51°31'57"N, 46°2'10"E)
Нижне-Волжский научно-исследовательский институт геологии и геофизики (51°32'4"N, 46°2'5"E)
Саратовская областная универсальная научная библиотека (51°32'2"N, 46°1'55"E)
«Дом Сатова» (51°32'1"N, 46°1'52"E)
Фонтан «Три льва» (51°32'5''N, 46°1'32''E)
Усадьба Шмидта (51°31'31''N, 46°1'57''E)
Областной медицинский колледж (51°31'22"N, 46°1'52"E)
ул. Чернышевского, 173 (51°31'30"N, 46°2'22"E)
Хачкар — армянский архитектурный памятник (51°31'37''N, 46°2'44''E)
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла (51°31'38"N, 46°2'40"E)
Памятник одноклассникам (51°31'28''N, 46°2'44''E)
Саратовский мост (51°30'59''N, 46°4'15''E)
Памятник «Первой учительнице» (51°31'51''N, 46°2'51''E)
Памятник «Вечному Студенту» (51°32'18''N, 46°2'25''E)
Мечеть (51°32'14"N, 46°2'17"E)
Монумент «Журавли» (51°32'39"N, 46°2'58"E) — отличный вид на Саратов и Волгу

Что посмотрел в окрестностях Саратова:

Сероводородный источник 1 (51°24'57''N, 46°18'6''E) – расположен в непосредственной близости от трассы, представляет собой довольно большой бассейн, в середине которого торчит труба, из которой бьёт вода. Территория окультурена, купание платное (50р).

Сероводородный источник 2 (51°19'33''N, 46°5'45''E) – в отличие от предыдущего, это «дикий» источник, который представляет собой просто небольшой пруд, заросший со всех сторон травой. Вода в нем красивого бирюзового цвета. От трассы до пруда – 5 км по нормальной грунтовке через поля.

Когда я ехал от первого источника ко второму, то забыл включить опцию «Избегать дорог с грунтовым покрытием», в результате Navitel повёл меня по таким ебеням, что на очередной кочке у меня отломался глушитель (в месте присоединения к пламегасителю). Похожее со мной уже случалось в Абхазии, но тогда там была только трещина, а на этот раз глушитель оторвался полностью, в итоге рёв двигателя моей машины стал слышен на всю округу)) Пришлось передвигаться на минимально возможных оборотах и при остановке сразу глушить двигатель, чтоб от горячего воздуха не перегрелось днище машины и/или не загорелась трава на земле. До второго сероводородного источника я все-таки доехал (т.к. оставалось меньше километра), затем взял курс на ближайший поселок Терновка, но автосервиса там не оказалось. Пришлось отказаться от осмотра третьей достопримечательности – места приземления Юрия Гагарина (51°16'15''N, 45°59'50''E) – и вернуться в Энгельс. Тошнил 20 км со скоростью 40-60 км/ч со включенной аварийкой)) Примерно с пятой попытки удалось найти сервис, где был сварщик, глушитель мне приварили за 500р. Это был заключительный фейл в этой поездке.

Затем я вернулся по мосту через Волгу в Саратов, проехал его насквозь и взял курс на Тамбов, а по дороге осмотрел несколько заброшенных нефтяных скважин:

Первая (51°37'49"N, 45°20'51"E) – 3 км от трассы то ли по асфальту, то ли по грунтовке (уже не помню). Рядом расположено несколько работающих скважин.
Вторая (51°38'53"N, 45°19'40"E) – неподалеку от первой, можно проехать по полю, а можно вернуться на трассу, но потом снова по полю. Рядом также расположено несколько работающих.
Третья (51°39'9"N, 45°13'3"E) – эта стоит особняком, других скважин в радиусе нескольких километров нет. Причём вышку оттащили от непосредственно самой скважины в сторону, всё оборудование было полностью снято. Расположена она в 10 км от трассы, дорога – то ли асфальт, то ли грейдер (не помню).

Этой ночью я снова хотел заночевать в палатке, но потом посмотрел прогноз погоды – утром обещали дождь. Доехал до Ртищево и заночевал там в комнатах отдыха на вокзале. Одноместный номер с удобствами на этаже (на 12 часов) обошёлся всего в 360р. Это самая бюджетная ночевка за всю мою практику!

31 августа (среда)

Трассу Саратов-Тамбов можно разделить на две части: Саратов-Кирсанов и Кирсанов-Тамбов. На первой части асфальтовое покрытие так себе (очень бугристое, но без ям), однако 110 км/ч можно ехать запросто. Эта часть сравнительно пустынна: мало машин, кафе и другой инфраструктуры и почти нет камер. На второй части асфальт хороший, но зато плотный трафик и много камер (в том числе, переносных).

К 9-ти утра я домчал до Тамбова и предпринял беглый осмотр города. Тамбов мне неожиданно понравился, т.к. имеет богатый и интересный исторический центр, который приведен в порядок и выглядит очень достойно. Что посмотрел:

Памятник тамбовскому волку (52°42'44''N, 41°31'21''E)
Памятник русскому мужику (52°43'1''N, 41°27'47''E)
Управление архитектуры и строительства (52°43'2"N, 41°27'45"E)
Тамбовский Государственный Технический университет, корпус Л (52°43'5"N, 41°27'46"E)
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (52°42'57"N, 41°27'54"E)
Римский католический костел (52°42'50''N, 41°27'30''E)
Здание МЧС (52°42'43"N, 41°27'42"E)
Памятник студенту (52°42'6''N, 41°28'17''E)
Памятник Архиепископу Луке (52°42'17''N, 41°28'32''E)
Дом Асеева (52°42'25''N, 41°28'40''E)
Советская ул., 64а (52°42'42"N, 41°27'45"E)
Советская ул., 56 (52°42'38"N, 41°27'48"E)
Советская ул., 70/22 (52°42'46"N, 41°27'41"E)
Управление культуры и архивного дела (52°42'50"N, 41°27'37"E)
Казанский мужской монастырь (52°43'16"N, 41°27'34"E)
Тамбовский Государственный Технический Университет, корпус Г (52°43'11"N, 41°27'24"E)
Московская ул., 65 (52°43'50"N, 41°27'12"E)
Железнодорожный вокзал (52°43'7"N, 41°25'37"E)

После осмотра Тамбова я ломанулся в Москву с остановками только на дозаправку, чтоб успеть до начала вечерних пробок, дома оказался в 4 часа дня. На МКАД-е пришлось немного постоять.

По дороге туда я получил один штраф 500р, по дороге обратно три – 500 + 500 + 1000р. Оплатил сразу же со скидкой 50%.

ИТОГИ

Россия
Пробег: 4200 км
Бензин: 319 л на 11420 р (средняя стоимость — 35.75 р/л)
Средний расход: 7.6 л/100 км

Казахстан
Пробег: 2530 км
Бензин: 193 л на 4770 р (средняя стоимость — 24.77 р/л)
Средний расход: 7.6 л/100 км

Общий пробег: 6730 км (самая длинная поездка в моей практике)

Бензин: 16190 р
Жилье: 4210 р
Машина: 4650 р
Штрафы: 1250р
Разное: 12670 р
ИТОГО: 38970 р