Меню

Misha Simachev Blog

Дно-Новосокольники-Луки-Земцы-Жарковский
15.09.2016

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

На эти выхи план был таким: Москва-Дно-Новосокольники-Великие Луки-Земцы-Жарковский-Земцы-Москва. Основные цели: проехать по веткам Дно-Новосокольники и Земцы-Жарковский (последняя является эталоном ламповости, поезд ходит по ней всего дважды в неделю: по средам и воскресеньям).

9 сентября, в пятницу в 19:05 я погрузился в фирменный поезд «Псков», который оказался очень понтовым: каждое место было оборудовано собственной розеткой, и впервые в истории РЖД появились нормальные матрасы. Само собой, был и биотуалет. Плацкарт обошелся в 1 403р.

Рано утром (в 5:40) я вышел на станции Дно, укутанной в предрассветных сумерках, и сразу же направился в грузовой парк, который находится неподалеку (57.825781, 29.973523). Из этого парка можно уехать как в Новосокольники, так и в Псков, но пункт назначения обычно объявляют по громкой связи. В нужную сторону под тепловозами стояли 2 состава, и как раз в этот момент объявили отправление на Новосокольники. Я подошёл к одному из тепловозов и спросил, куда они едут, оказалось – в Великие Луки (то есть туда, куда нужно). Напросился в заднюю кабину, и стоило мне подняться на тепловоз – мы отправились (в 5:50). Тр*йнх*п применять не стал, т.к. просто не успел бы добежать до хвоста, плюс в начале были цистерны, я и подумал, что поезд состоит из них целиком (позже оказалось, что полувагонов тоже дофига). А ещё я не рассчитал с теплой одеждой – утром было дико холодно, и я мерз даже в кабине тепловоза.

Вообще я планировал перебраться в полувагон на одном из разъездов, но тут помогала поручил мне потягивать ленту в скоростеизмерителе (после каждой станции или разъезда). Если кто не знает, согласно должностной инструкции, помогала обязан время от времени проходить тепловоз из конца в конец, чтоб убедиться, что всё работает нормально, и каждый такой проход отмечать протягиванием ленты на 0.5-1 см. Чтоб самому не напрягаться, он поручил эту задачу мне))

От ветки Дно-Новосокольники я ожидал чего-то необычного, как минимум – элитной ебенёвости, но она оказалась самой обычной (а может я просто уже избалован). Ветка проходит по равнине, первая половина пути – через лес, вторая – через поля. Поселков достаточно много, так что ебенями эту местность не назовешь.

Вопреки моим ожиданиями, в Новосокольниках мы не остановились, а поехали до Великих Лук (на 30 км дальше), где происходит смена бригад (и смена локомотива). В Луки прибыли в 11:20, проехав 205 км за 5.5 часов. Поездка в ТИСС. Поскольку поезд в Жарковский – только завтра, я стал думать, как убить время. Появилась идея съездить на товарняке в Себеж – приграничную с Латвией станцию, и я спросил у той бригады, с которой я приехал, возьмут ли меня туда. Конечно, возьмут – чего бы и нет? – ответили они.

Я дождался, пока к поезду в нужную сторону прицепят тепловоз (который оказался тем же самым, на котором я приехал), и я снова задал свой вопрос новой бригаде. Машик спросил, есть ли у меня пропуск на станцию, я ответил, что нет. Тогда он сказал, что меня сразу по приезду примут пограничники, да ещё и бригаде приздюлей навешают, поэтому взять меня они никак не могут. В составе были полувагоны, и я еле удержался от того, чтоб тр*йнх*пнуть, остановила только перспектива пролететь с поездкой в Жарковский, ради которой всё и затевалось.

Решил дауншифтить в Великих Луках. Заселился в комнаты отдыха на вокзале (450р за койко-место в двухместном номере без подселения) и отправился на маршрутке в центр. Хотел осмотреть Великолукскую крепость, но от нее ничего не осталось (вроде бы собираются реставрировать). Немного погулял по центру, но ничего интересного не нашёл, поэтому вернулся на вокзал и до вечера читал книжку.

Утром (8:35) сел на пригород до Земцов, который представлял собой одновагонный рельсовый автобус РА2, билет стоил 294р. Народа ехало немного, на крупных станциях вагон почти полностью пустел, а затем частично снова заполнялся.  Ветка Новосокольники-Земцы гораздо интереснее, чем Дно-Новосокольники, поскольку местность здесь холмистая, а растительность разнообразная.

В Земцах ждал второй рельсовый автобус РА1 (тоже одновагонный), следующий в Жарковский отправлением в 11:10 (то есть, на пересадку – всего 7 минут). Как мне рассказали, рельсовый автобус пустили пару лет назад, а раньше ходил тепловоз с прицепным вагоном. Когда мы отправились, оказалось, что это действительно самый медленный поезд в России, всю дорогу его скорость колебалась в пределах 14-16 км/ч, а на преодоление 47 км ушло почти 3.5 часа. Воспользовавшись удостоверением РЖД, я обосновался в задней кабине и фотографировал оттуда, т.к. из боковых окон ничего интересного не видно.

Эта ветка оказалась одной из самых ламповых, какие я видел. Шпалы, разумеется, деревянные, и такое впечатление, что их не ремонтировали с момента постройки: обычно участки, где меняют шпалы, как-то выделяются, но тут всё равномерно заросло травой. Деревья подступают к линии совсем близко и задевают ветками проезжающий поезд. Дорога в основном прямая, каких-то особых достопримечательностей на ней нет (за исключением нескольких мостиков через ручьи), но атмосфера очень своеобразная. В качестве сравнения в голову приходит только Монзенская дорога, да и там цивилизации больше. Всю дорогу меня не покидала мысль – как такая линия может существовать при тотальной экономии на всём со стороны РЖД? Последние несколько километров перед Жарковским дорога проходит через обширные болота, где местные жители собирают ягоды в промышленных масштабах. Собственное, все, кто ехал в поезде (человек 10) – ехали за ягодами, до конечной добрался я один.

На протяжении 47 км нет ни одного светофора или разъезда, первый светофор – в Земцах, и еще два – перед Жарковским, и всё. По пути расположены 2 или 3 небольших населенных пункта, но мне сказали, что постоянных жителей там нет, это дачи москвичей, они приезжают туда на машинах и железной дорогой не пользуются.

Вообще из Западной Двины до Жарковского можно добраться по автодороге. Кондуктор сообщила, что дорога хорошая и полностью заасфальтирована, в то время как дежурная по переезду заявила, что асфальт там не везде, весной всё разливается, и в результате кроме как по железке в Жарковский не доедешь.

В Жарковском стоянка всего час, после чего поезд едет обратно. Сначала я сходил до реки Межи и обнаружил через неё капитальный железнодорожный мост (55°50’59″N, 32°16’29″E). Рельсы были на месте, но без наката. Время поджимало, поэтому дальше вдоль путей я не пошёл, а вернулся к переезду (55°51’24″N, 32°16’13″E) и пообщался с дежурной. Из её рассказа выяснилось, что помимо пассажирских поездов ходят также грузовые – возят уголь для отопления поселка (в сумме 11 вагонов за август). Как раз один такой полувагон стоял на разъезде, его должны были забрать на следующий день. Никакой вывозки из поселка не осуществляется, т.к. леспромхоз больше не работает (раньше вывозили лес). На перспективы дороги дежурная смотрит оптимистично, утверждает, что дорога нужна, и разбирать её в ближайшее время не планируют.

Что касается ответвления, идущего через мост, то там рельсы сохранились до Барсуков (3.5 км), но они не используются уже несколько лет. Раньше дорога шла до Озёрного (30 км), а оттуда – в Смоленск. Участок Смоленск-Озёрный функционирует до сих пор (обслуживает Смоленскую ГРЭС), но там только грузовое движение.

На мой вопрос, есть ли в поселке пионерки, дежурная ответила отрицательно. Тогда я обратил её внимание на гараж, расположенный рядом с путями, из которого до железной дороги тянулись следы явно от колес (к тому же, в том месте на путях был характерный настил) – то есть, не оставалось сомнений в том, что в гараже находится пионерка. Она сказала, что не знает, что внутри, а заглядывать в щель мне запретила. Конспираторы хреновы))

На обратной дороге немного пообщался с кондуктором (кстати, проезд в один конец стоит 113р). Она тоже недоумевает, зачем нужен этот поезд, и почему не разбирают дорогу: больше десятка пассажиров никогда не набирается, а зимой вообще может никого не быть (хотя поезд продолжает ходить по расписанию круглогодично). Зато часто встречаются туристы (железнодорожные фанаты). Также она ни разу не видела, чтоб дорогу ремонтировали. Она предполагает, что на эту дорогу есть какие-то планы у военных, поэтому её до сих пор не закрыли.

Назад в Земцы мы прибыли 18:53, а поезд на Москву ожидался только в 23:51 (плацкарт — 742р), и я снова несколько часов дауншифтил на вокзале Земцов и читал книгу. Следующим утром, по прибытии на Рижский вокзал умудрился за 2 минуты перебежать на пригородный поезд (мне нужно было проехать одну остановку до Дмитровской, где я живу). У турникетов попросил меня пропустить, мотивируя тем, что опаздываю и куплю билет у кондуктора. Мне поверили и пропустили, но кондуктора не оказалось, так что я доехал бесплатно, а  главное – максимально быстро)) Следующий поезд был по расписанию только через час, так что пришлось бы ехать на метро с 2 пересадками.