Меню

Misha Simachev Blog

Тихвин-Будогощь-Хвойная-Кабожа-Огарёво-Чагода
19.09.2016

ФОТКИ

Тихвин-Будогощь: yandex, vk
Будогощь-Хвойная: yandex, vk
Хвойная-Огарево-Чагода: yandex, vk
Старая Ладога, Волхов: yandex, vk

ВИДЕО

Тихвин-Будогощь: youtube, vk
Будогощь-Хвойная: youtube, vk
Хвойная-Огарево: youtube, vk

Продолжаю осматривать ебенёвые ламповые ветки, по которым почти ничего не ездит, и которые вообще удивляют фактом своего существования и наличия хоть какого-то движения вопреки тотальной «оптимизации», проводимой РЖД. В эти выходные (17-18 сентября) я осмотрел 2 таких ветки:

Тихвин-Будогощь. Пассажирский поезд (тепловоз ДМ62 с прицепным вагоном-сидячкой) ходит раз в неделю (по субботам). Отправление из Тихвина – в 08:40, прибытие в Будогощь – в 11:15, отправление из Будогощи – в 18:05, прибытие в Тихвин – в 20:40. Грузового движения нет совсем, существование рабочих поездов под вопросом. Длина ветки: 75 км

Кабожа-Подборовье. Пассажирское движение отсутствует, но есть грузовое. Ежедневно (включая выходные) примерно в 10:45 (может быть чуть раньше или чуть позже) из Хвойной отправляется короткий сборный состав, который следует либо до Огарёво, либо до Чагоды (с обязательной остановкой в Кабоже). Как я об этом узнал? Просто нашёл в инете телефон станции Кабожа, позвонил и спросил) Из Чагоды в Подборовье поезд отправляется в 9 вечера, а из Подборовья назад в Чагоду – в 5 утра (также ежедневно). Это я узнал уже в Чагоде. Расстояние от Кабожи до Чагоды — 48 км, от Чагоды до Подборовья — 46 км (общая длина ветки — 94 км).

Прямых поездов из Москвы в Тихвин нет, а вариантов с пересадкой несколько. Я выбрал поездку на ПДС-е до Волховстроя (плацкарт 1760р), а там – пересадку на электричку до Тихвина. Из Москвы выехал в 16 сентября в пятницу в 21:02 и в 04:23 выгрузился на станции Волховстрой 2. Было совершенно темно и очень холодно, а до электрички оставалось 1.5 часа (отправление в 05:52). Оказалось, что на этой станции напрочь отсутствует какая-либо цивилизация (чтоб хотя бы согреться), вокруг – промзона, поэтому я решил отправиться на станцию Волховстрой 1, тем более что на электричку можно сесть и там. Пошёл напрямик по путям, при этом перешёл огромный охраняемый мост через р.Волхов, и меня никто не остановил, хотя собачка рядом с одной из будок охраны лаяла и бесновалась, но, к счастью, была на привязи. Идти пришлось целых 3 км, но зато согрелся. Придя на станцию, обнаружил нужную электричку, вскоре у неё открылись двери, я сел в неё и почти сразу заснул. Спал до самого Тихвина, проснулся только чтоб отдать контре  187р за проезд.

В Тихвин прибыл в 07:22, отправление в Будогощь – в 08:40, час тупил в зале ожидания, там же сожрал «комплексный обед» за 187р. Билет до Будогощи тоже стоил 187р, нумерология какая-то! Поезд Тихвин-Будогощь, как уже говорилось, представлял собой тепловоз ДМ62 с прицепным вагоном-сидячкой, я всю поездку тусил в тамбуре и фотографировал. Оказалось, что там открываются все двери, и никто за этим не следит. Правда пассажиры (которых было на удивление много) без конца ходили в тамбур курить, и это немного напрягало, но почти все они сошли ещё до середины пути. Также в поезде ехал ещё один любитель железных дорог, который фотографировал окрестности, правда через боковые стекла, сидя в вагоне. Еще одного фотографа я видел снаружи, он стоял на холмике и фотографировал наш проезжающий поезд.

Ветка ламповая и живописная: много кривых и мостиков через ручьи, в том числе, один крупный (59°34’22″N, 33°21’2″E). На ней нет ни одного разъезда, но кое-где видны старые ржавые светофоры. В отличие от ветки Земцы-Жарковский, за этой веткой следят, видны многочисленные следы ремонта и замены шпал. Скорость составляла 30-40 км/ч. Немного пообщался с путейцем, который ехал в поезде и тоже выходил в тамбур покурить. Он не знал, почему эту ветку ещё не разобрали, но предполагал, что её сохраняют как резерв на случай войны (именно для этого она когда-то и строилась), хотя вряд ли это соответствует действительности.

По прибытии в Будогощь (в 11:15) мой путь лежал в Хвойную. Единственный в сутки пригород ушёл туда за 15 минут до прибытия нашего поезда (в 11:00), спасибо РЖД за продуманное расписание. Но у меня оставался вариант с товарняком. Будогощь – станция, где заканчивается контактная подвеска, поэтому у поездов электровоз меняют на тепловоз. Хотя бывает и так, что состав сразу идёт из Питера под тепловозом и в Будогощи не останавливается, но это редко. Также за время моего пребывания на этой станции со стороны Питера приехал короткий состав под тепловозом ДМ62, который затем отцепился и уехал в Хвойную, такие вот чудеса.

Станция маленькая и совершенно беспалевная. На ней стояли 2 состава: один – в сторону Питера (уже под электровозом), другой – без локомотива, полностью состоящий из пустых вагонов (из-под серы). Я спросил путейца, когда что-нибудь поедет, он зашёл в будку и позвонил кому-то, после чего сообщил, что в 12:40 отправится этот полувагонный. А ещё на станции стоял путеизмеритель, который тоже поедет в Хвойную. Решив, что путеизмеритель отправится раньше, я попросил взять меня на борт (предъявив удостоверение), но машик оказался вредным и сказал, что без специальной бумажки (права проезда в локомотиве) он меня не возьмёт (впервые с таким сталкиваюсь). Тогда я дождался, когда к полувагонному составу прицепят тепловоз (2ТЭ) и попросился в ЗК – эти взяли без проблем.

Отправились в 13:00 (раньше путеизмерителя). Я уже ездил по этой ветке (причём тр*йнх*пом), и считаю её самой ебенёвой из тех, где существует регулярное движение, особенно на участок Будогощь-Анциферово – прям элитные ебеня! Вокруг нет вообще нихуя, кроме лесов и болот, цивилизации ноль! А благодаря золотой осени, которая как раз началась, стало особенно атмосферно! В Хвойную прибыли в 17:30, проехав 131 км за 4.5 часа. Где-то ехали 30 км/ч, где-то – 50-60 км/ч, подолгу стояли дважды: в Неболчах (там, по-моему, вообще все останавливаются) и на каком-то разъезде. По сравнению с прошлым годом, значительно увеличилось разнообразие грузов: если раньше были в основном цистерны, а также полувагоны с углем и хопперы в небольшом количестве, то теперь все поезда состоят из множества разных вагонов, что для тр*йнх*па очень полезно.

Хвойная — станция смены бригад и локомотивов. Здесь я первым делом зашел к дежурной по станции и убедился, что поезд на Чагоду следующим утром действительно отправится примерно в 10:45. Затем поселился в гостинице, которая расположена по адресу ул. Красноармейская, 1а (58°54’0″N, 34°31’45″E), телефон +78166750334. Я в ней уже ночевал год назад во время поездки в Питер. Находится она на втором этаже двухэтажного кирпичного здания, в котором расположен магазин Магнит, вход – синяя дверь, соседняя с аптекой, не подписана (если не знать – хрен найдешь). Одноместный номер с удобствами на этаже – 800р. Было очень холодно, но мне дали обогреватель. В посёлке вроде бы есть ещё одна гостиница, расположенная рядом со станцией по другую сторону путей.

Следующим утром встал пораньше (РЖД может преподносить сюрпризы), и в 9 утра уже был на станции, но информация о поезде на Чагоду не изменилась – отправление в 10:45. Вскоре выяснилось, что это короткий сборный состав, находящийся на крайнем пути и состоящий из примерно 10 пустых лесовозов, 10 полувагонов и 3 цистерн в конце. Когда к нему прицепили тепловоз (ДМ62), я успешно напросился в заднюю кабину. Там также ехал ВОХР, который сопровождал груз – те 3 цистерны (две – с бензином, одна – с соляркой). Как выяснилось, поезд идёт только до Огарево, а цистерны предназначены для Чагоды (до которой от Огарево ещё 12 км), в связи с чем ВОХР много возмущался. Вообще он оказался миролюбивым и общительным, всю дорогу травил байки и рассказывал про жизнь в Хвойной, о своем скором переезде в Екатеринбург и ещё много о чём. Сам он родом из Ташкента, но выглядел наполовину русским.

Из Хвойной мы отправились в 10:55, в Кабоже сделали короткую остановку (буквально минута) и до Огарёво ехали нон-стоп, куда прибыли в 12:55, проехав 73 км за 2 часа. Скорость колебалась от 20 до 50 км/ч. Ветка также живописная, ламповая и ебенёвая. На этой линии до сих пор используется электрожезловая система блокировки, а на станции Чагода даже есть 2 действующих(!) семафора (координаты одного из них — 59°10’16″N, 35°18’45″E, второй находится по другую сторону от станции, я туда не ходил). Семафоры раньше были и на станции Огарево, но их недавно ликвидировали. Как выяснилось, посмотреть на эти семафоры время от времени приезжают туристы даже из очень удалённых регионов.

В Огарёво на путях стоял ещё один тепловоз (тоже ДМ62), и больше ничего. Из разговоров с дежурной выяснилось, что тепловоз, на котором я приехал, должен забрать какие-то вагоны в Хвойную (хотя вагонов на станции не было), а второй тепловоз должен отвезти 3 цистерны в Чагоду, займет весь этот процесс 2-3 часа (очень странно, что не могли обойтись одним тепловозом).  Также выяснилось, что есть движение на Подборовье, поезд уходит туда из Чагоды в 9 вечера, а отправляется в обратный путь в 5 утра. В темноте ехать не резон, пришлось отложить эту поездку на следующее лето. Поездка в ТИСС

Я стал думать, как быть дальше, чтоб использовать оставшееся время по максимуму и успеть вернуться в Москву к утру понедельника. Варианты были следующие:

1) Наиболее заманчивый: доехать из Чагоды до Бабаево на попутке. Бабаево – станция смены рода тока, с неё можно тр*йнх*пнуть или уехать в ЗК в Волховстрой или Череповец, а оттуда уже – на ПДС-е в Москву. От этого варианта меня отговаривали все, кого я спрашивал, поскольку от Чагоды до Бабаево 70 км, из которых 30 км – грунтовка. Машины там ездят редко (раз в час) и попутчиков обычно не берут, а такси стоит минимум 1500р. Кроме того, есть риск не успеть добраться до Волховстроя до отправления последнего поезда на Москву (в 1:00), а из Череповца на Москву идет всего 1 поезд (в 22:50), так что в эту сторону ехать ещё более рискованно.

2) Отправиться из Чагоды на автобусе или попутке прямиком в Волховстрой (хорошая трасса Череповец-Питер, по которой я ездил во время УЖД-тура II)

3) Вернуться в Хвойную на том же товарняке, на котором я приехал в Огарёво, а затем доехать на другом товарняке до Сонково, откуда есть поезд в Москву в 23:36 – тоже рискованный вариант, можно не успеть.

В итоге съездил на такси в Чагоду, сфоткал один из семафоров и пообщался с дежурной, которая подтвердила существование 9-часового поезда на Подборовье, но ничего другого пораньше туда шло (а жаль, можно было бы успеть на пригород Подборовье-Волховстрой). По линии также иногда ходят путейские дрезины, которые развозят рабочих, но только в будни, и то не каждый день. Частных пионерок, по словам дежурной, в поселке совершенно точно нет. После этого таксист довез меня до трассы и высадил на автобусной остановке (заплатил ему в сумме 400р).

На автобус я опоздал, но довольно быстро меня подобрала попутка (газель), на которой я доехал до поворота на Старую Ладогу (220 км). Следующая попутка (легковушка) подобрала меня буквально через 5 минут, на ней я добрался до Старой Ладоги (8 км) и осмотрел местную достопримечательность – древнюю крепость (59°59’51″N, 32°17’53″E). Крепость небольшая, её можно обойти за 10-15 минут, вход платный (20р).

На третьей попутке (тоже легковушке) я добрался до Волхова (еще 11 км) и осмотрел Волховскую ГЭС (59°54’46″N, 32°20’19″E) (действующую, одну из старейших в стране), после чего отправился на вокзал Волховстрой-1 (довольно понтовый) и сидел там в зале ожидания с 19 до 24 часов (читал книгу). Мой ПДС отправлялся с Волховстроя-2 в 1:00, были поезда и пораньше, но поскольку  я покупал билет утром и не знал, как будут складываться дела, взял на самый поздний, о чём потом пожалел. В 12 часов выдвинулся пешком на Волховстрой-2, на этот раз по железнодорожному мосту идти не решился, воспользовался заброшенным автомобильным (59°55’23″N, 32°20’36″E) (который теперь переделан в пешеходный), расположенным чуть в стороне (4 км прошел за 40 минут). Можно было поехать такси, но я уже так задолбался сидеть, что решил размяться. В Москве оказался в 10 утра. Плацкарт стоил 2050р.