Меню

Misha Simachev Blog

Уральский трип (часть 3/3)
14.05.2014

ЧАСТЬ 2

9 мая

Гуляю по центру Перми, выполняю культурную программу. По случаю Дня победы в городе проходят праздничные мероприятия, но погода паршивая (очень холодно, периодически начинает моросить дождик), поэтому народа немного. Общее впечатление от Перми: центр, пожалуй, более интересен, чем в Екатеринбурге, а вот окраины производят более унылое впечатление. Пермь на Лурке. Что посмотрел в этот день (в список вошли запланированные достопримечательности и те, которые я нашел случайно):

1. Пермская соборная мечеть (58°0’50»N, 56°13’39»E)
2. Пожарная часть с каланчой (58°0’49»N, 56°13’47»E)
3. Церковь Надежды Евангельских Христиан Баптистов (58°0’43»N, 56°13’44»E)
4. Памятный знак погибшим в клубе «Хромая лошадь» (58°0’46»N, 56°13’52»E)
5. «Белый дом» (58°0’40»N, 56°14’6»E)
6. Граффити «Есенин» (58°0’21»N, 56°14’16»E)
7. Памятник человеческому сердцу (58°0’20»N, 56°14’6»E)
8. Скульптура «Водопроводчик» (58°0’26»N, 56°14’54»E)
9. Скульптурная композиция «Трус, Балбес и Бывалый» (57°59’59»N, 56°14’56»E)
10. Здание ГУ МВД России по Пермскому краю (57°59’41»N, 56°15’13»E)
11. Памятник Петру и Февронии Муромским (57°59’54»N, 56°15’41»E)
12. Школа №22 (57°59’58»N, 56°15’42»E)
13. Скульптура «Гироскоп» (57°59’58»N, 56°15’48»E)
14. Памятник «Разорванное братство» (57°59’59»N, 56°15’36»E)
15. Администрация Свердловского района (58°0’2»N, 56°15’37»E)
16. Памятник второкласнику и второгоднику (57°59’58»N, 56°15’32»E) в «Сквере Желаний»
17. Доходный дом купца И.Ф.Федотова (58°0’31»N, 56°15’4»E)
18. Главный учебный корпус ПГПУ (58°0’30»N, 56°15’7»E)
19. Памятник Пушкину (58°0’34»N, 56°15’2»E)
20. Театр юного зрителя (58°0’41»N, 56°14’48»E)
21. Памятник Попову (58°0’30»N, 56°13’33»E)
22. Скульптура «Яблоко» (58°0’29»N, 56°13’27»E)
23. Памятник светофору (58°0’24»N, 56°13’19»E)
24. Феодосьевская церковь (58°0’20»N, 56°13’15»E)
25. Памятник Ф.Х.Гралю (58°0’19»N, 56°12’24»E)
26. Триумфальная арка из бревен (58°0’16»N, 56°11’36»E) и скульптура «Жук-скарабей» (58°0’17»N 56°11’31»E) в «Саду камней»
27. «Дом грузчика» (58°0’32»N, 56°11’56»E)
28. Свято-Троицкий кафедральный собор (58°0’44»N, 56°13’1»E)
29. Дом Боброва (58°0’52»N, 56°14’12»E)

К 4 часам дня неосмотренными остались всего несколько удаленных объектов, которые я решил оставить на следующие дни, когда у меня будет машина, и отправился откисать в отель, поскольку гулять в такую погоду – сомнительное удовольствие.

10 мая

С утра вызываю такси, еду в офис за машиной, поездка на расстояние 4.5 км (через пол города) обошлась в 110р – цены более чем гуманные. Оформление документов занимает не более 15 минут, и вот я снова за рулем (или, как сказал бы один мой знакомый, «на руле»)))! Машина более потрепанная, чем та, что была в Екатеринбурге, и по началу она мне кажется неуправляемой (особенно учитывая колейность на шоссе), но постепенно привыкаю и к концу дня чувствую себя уверенно.

В первую очередь еду в Копань (wikimapia) (57°53’54»N, 54°20’41»E) – это искусственный канал, имеющий длину более километра и глубину до 40 м, прорытый вручную еще в начале 19 века. В нем имеются несколько водопадов. Путь лежит на запад, ехать 150 км, дорога первые 20 км 4-полосная, затем в основном 2-х или 3-х. Качество асфальта нормальное, но есть несколько участков, где дорога разбита в полный хлам, и где приходится проезжать со скоростью пешехода. Часть таких участков обозначена знаками, часть – нет, поэтому ночью я бы побоялся там ехать. За 30 км до цели начинается более-менее нормальный грейдер, правда на 7 километре есть короткий участок (буквально 20-30 м), который скорее всего трудно проходим в сырую погоду. В остальном же дорога кажется хорошей, но это обманчивое впечатление, и разгоняться быстрее 50 км/ч я бы не советовал: на песке и мелком гравии машина скользит, как на льду. Однажды на похожей дороге (в Костромской области) я улетел в кусты (к счастью, без последствий). Так вот, ехать нужно по главной дороге, в деревни не сворачивать, пока не появится указатель «Копань 2 км» (поворот направо). Остаток пути – грунтовка, проходимая только в сухую погоду, а поскольку именно такой погода и была, я добрался без проблем.

К моему удивлению, у водопада оборудовано несколько деревянных навесов, а также установлена табличка с описанием происхождения этого канала. Несмотря на глушь и удаленность от цивилизации, место довольно популярное, помимо меня там находились еще несколько семей. Канал очень глубокий – целый каньон, – и производит впечатление! Фотографирую место слияния двух речек – тут расположены самые высокие водопады, иду вдоль берега вниз по течению, вскоре вижу веревочную лестницу, по которой можно спуститься на дно и пройти понизу, но сейчас это неактуально – слишком много воды. Иду дальше, но на некотором отдалении от берега, поскольку он плотно зарос деревьями. Несколько попыток пробраться сквозь заросли закончились обнаружением на одежде не менее десятка клещей (они уже активизировались). Сгоняю их щелбанами и больше в траву стараюсь не лезть. Прохожу несколько сот метров (дорога спускается вниз) и наконец нахожу нормальный выход к воде. В этом месте каньон уже совсем не глубокий и напоминает бурный ручей. Возвращаюсь к отправной точке и поднимаюсь немного вверх по течению, перехожу маленькую речку по бетонной трубе, которая непонятно откуда здесь взялась, и оказываюсь у самого водопада. Спрашиваю других туристов, имеет ли смысл идти дальше, отвечают – нет, всё самое интересное – здесь и ниже по течению.

Выдвигаюсь в обратный путь, следующий пункт путешествия – небольшой городок Култаево (в пригороде Перми), где расположены 2 арт-объекта Никиты Nomerz: «The tower man» (57°53’46»N, 55°56’25»E) и «The faces» (57°53’57»N, 55°56’28»E).

После этого отправляюсь на Козубаевское нефтяное месторождение, про которое я узнал буквально накануне, читая чей-то отчет о путешествии по Пермскому краю. На Викимапии я нашел 2 скважины, но на самом деле их намного больше (судя по номерам, которые на них указаны). Находятся они в 20 км от Перми в сторону Кунгура, и по дороге я понимаю, что меня не обманули, посоветовав ехать из Кунгура в Пермь на электричке: всё перекопано, идет глобальная реконструкция дороги, пробок правда нет, но в начале выходных они вполне могли быть. Сворачиваю на небольшое шоссе, проезжаю несколько километров и вижу первую (57°47’46»N, 56°16’25»E) скважину, которая находится прямо у дороги. Она никем не охраняется, можно погулять вокруг и посмотреть, как она работает. Насос там установлен электрический, мощность двигателя — 22 кВт, напряжение — 380В. Затем проезжаю еще 3 км и нахожу вторую (57°46’25»N, 56°14’23»E), которая выглядит более понтово))

Возвращаюсь в Пермь, осматриваю объекты, которые не успел осмотреть накануне:

1. Эйфелева башня (57°58’16»N, 56°11’38»E)
2. Кафе в форме самолета «Ан-24» (57°58’58»N, 56°12’31»E)
3. Сад им. Свердлова («Райский сад») (58°2’17»N, 56°19’14»E)

Затем у меня возникает идея пройти пешком по железнодорожному мосту через Каму, подъезжаю к нему настолько близко, насколько возможно (вокруг промзона и дорог мало), оставляю машину здесь, иду пешком по железнодорожным путям. У моста стоит будка охраны, я понимаю, что мне, скорее всего, не прожать, но всё равно иду. Когда до моста остается метров 100, охранник через громкоговоритель орет: «Назад! Запретная зона! Назад!» Проблем мне не нужно (даже за простое хождение по путям предусмотрен штраф), разворачиваюсь.

После этого еду на Камскую ГЭС (wikimapia, wikipedia) (58°6’52»N, 56°19’40»E), оставляю машину недалеко от смотровой площадки, гуляю вокруг, фотографирую. От мощности падающей воды захватывает дух! Брызги долетают до шоссе, а в мелких капельках воды, висящих в воздухе, видна радуга. К слову, в районе Перми через Каму проходят 4 моста: 1) плотина Камской ГЭС (по ней проходят автомобильная и железная дороги) 2) автомобильный узкий 3) железнодорожный 4) автомобильный широкий (не менее 3 полос в каждую сторону). По 4-му я уже ездил сегодня утром и ещё тогда отметил, что на нём можно безнаказанно остановиться и пофотографировать, к нему я теперь и направляюсь (но уже по другому берегу Камы, не тому, где Пермь). Проезжаю мост в обе стороны, делаю при этом несколько остановок, фотографирую шикарные виды, после чего возвращаюсь в отель и ещё час гуляю пешком по центру города и набережной. Очень тепло и солнечно, народ выполз на улицы и уже не производит того мрачного впечатления, какое у меня возникло в первый день))

11 мая

Сегодня последний день моего путешествия, поэтому накануне я раздумывал о том, куда поехать, выбирал между «Каменным городом» (58°43’22»N, 57°37’59»E) (180 км), «Пермью-36» (58°15’48»N, 57°25’46»E) (120 км) и «Хохловкой» (58°15’43»N, 56°15’41»E) (40 км). Учитывая то, что вечером самолет, и поэтому рисковать нельзя, первый вариант отбросил сразу – слишком далеко. А вот «Хохловка» наоборот слишком близко – останется много свободного времени. Решил, что выбирать буду утром, в зависимости от того, сколько просплю. Проснулся равно (в 8 утра), собрал вещи, выселился из гостиницы, погрузил сумку в машину и выдвинулся в «Пермь-36». Дорога красивая, с большими перепадами высот (так, что закладывает уши), шоссе в основном 2- или 3-полосное, асфальт хороший.

Приезжаю на место и вижу объявление: музей закрыт по техническим причинам (как выяснилось позже – нет электричества). Звоню в звонок – никто не открывает, признаков жизни вокруг не наблюдается. В подобной ситуации я не в первый раз, поэтому, не раздумывая, нахожу подходящее место и перелезаю через забор (зря штоле 2 часа ехал?). Некоторое время гуляю по территории, однако вдруг появляются два пьяных охранника, и настроены они агрессивно. Один требует показать, что я успел сфотографировать, я показываю, он забирает у меня фотоаппарат и заявляет, что вернет его только в обмен на 5000р, в противном случае удалит все фотографии (а копии у меня нет). Ситуация мне кажется довольно стремной, однако веду себя спокойно и пытаюсь договориться по-хорошему, в итоге они соглашаются на 1000р. После получения денег охранники заметно веселеют и проявляют радушие)) Один даже вызвался провести мне экскурсию, открывает несколько зданий и водит меня по ним, но он пьян в хлам, и я не понимаю половины того, что он говорит, к тому же, рассказ периодически скатывается в «Давай выпьем» и «Ты меня уважаешь?»))) Я уже проклинаю себя за то, что сунулся туда, и не знаю, как от него отделаться, а он еще и намекает на то, что неплохо бы нам вместе сгонять в ближайший город и взять еще бухла. Говорю, что съезжу сам, спрашиваю, что купить и быстренько съебываю.

Свободного времени ещё море, еду в Хохловку, но дороге решаю заехать на мыс Стрелка (wikimapia) (58°10’0»N, 56°20’56»E) — место, где р. Чусовая впадает в Каму. От шоссе до мыса всего 5 км, но дорога настолько разбита, что приходится ехать со скоростью 5-10 км/ч. Место, конечно, красивое, если б я знал, что на дорогу в один конец уйдет больше получаса, то еще подумал бы, стоит ли тратить время))

До Хохловки еще 40 км, снова проезжаю через Камскую ГЭС, дорога хорошая, но есть пара коротких сильно разбитых участков. Вход стоит 120р, народа немного, видимо из-за плохой погоды (с утра шел дождь, но как раз к моему приезду выглянуло солнце). От Хохловки я не ожидал ничего особенного, поскольку уже был в нескольких музеях деревянного зодчества, и с Малыми Карелами по размаху, она, конечно, не сравнится. Тем не менее, место довольно приятное и живописное (находится на берегу Камы), и я прогулялся с удовольствием (всю территорию обошел за пол часа быстрым шагом).

Время – 4 часа дня, я договорился сдать машину в 5, а самолет – в 9 вечера. Приезжаю в офис, администратор бегло осматривает машину, всё в порядке, мне возвращают залог за вычетом 500р (мойка). Как ни странно, с меня не взяли денег за перепробег (я проехал 100 км сверх разрешенных 600, а это дополнительные 300р). Сотрудник предлагает отвезти меня в аэропорт за 500р, мне так даже проще (планировал вызвать такси). Расстояние в 20 км проезжаем меньше чем за пол часа, в результате на месте оказываюсь задолго до вылета, свободное время посвящаю написанию этого отчета (на ноуте). Аэропорт, кстати, совсем маленький, в ближайшие несколько часов – всего десяток рейсов. В Шереметьево прилетаем по расписанию, но в процессе погрузки/разгрузки у моей сумки отломалось колесо, поэтому до дома приходится добираться на такси (1300р)

О поездках на автомобиле

На дорогах Екатеринбурга напрочь отсутствует какая-либо разметка (изредка угадываются её блеклые остатки). Дополнительные секции на светофорах почти не встречаются, поэтому почти на всех перекрестках можно поворачивать направо или налево, пропустив пешеходов, если для них горит зеленый цвет. Манера езды у всех довольно спокойная (видимо, это связано с разбитыми дорогами – не разгонишься), но пропускать кого-то не принято, как и моргать аварийкой в знак благодарности. То же самое касается Перми, но там асфальт немного лучше и разметка встречается чаще. В Екатеринбурге очень мало указателей и табличек с названиями улиц, ориентироваться без навигатора довольно сложно, в Перми же названия улиц указаны почти везде, по крайней мере, в центре.

За городом дороги в основном лучше, чем в городе, с разметкой правда тоже беда. Иногда встречаются сильно разбитые участки, о которых обычно (но не всегда) предупреждает знак «Искусственная неровность». Колейность местами просто адовая. Дороги чаще двухполосные, но на длинных подъемах (горы всё-таки) обычно появляется дополнительная полоса для обгона грузовиков. В маленьких городах дороги разбиты просто в хлам, ямы там ремонтируют так: засыпают щебнем и заливают сверху гудроном, понятно, что живет такая заплатка недолго)) Вокруг Екатеринбурга проходит ЕКАД, но это не аналог МКАДа – она двухполосная и проходит на сравнительно большом удалении от города, скорее это что-то типа нашей малой бетонки.

Камеры есть как в городе, так и за городом, но не так много, как в Московском регионе, зато гораздо чаще, чем у нас, можно увидеть ментов на обочине (об этом встречные машины предупреждают морганием фар).

Стоимость бензина — как в Москве, заправки в основном — Лукоил

Бюджет поездки

Билеты: 3990 + 4190 + 1330
Экскурсия по УЖД: 6500
Машина: 6870 + 4500 + 1000 (мойка 2 раза)
Бензин: 6000
Гостиница: 12700 + 4500
Разное: 14350
Итого: 65930