Меню

Misha Simachev Blog

ЯНАО-Урал-НиНо (2/3)
28.08.2017

ЧАСТЬ 1

8 июля (суббота)

Старт поездки – из Нового Уренгоя. Можно было бы прилететь в Надым, но в этом городе нет контор по прокату авто. Авиабилет (а/к S7) покупал примерно за 2 недели до поездки, он обошелся в 7165р, но позже (я периодически смотрел цены) он подешевел до 5600р (такой была цена и в день вылета). Билеты на середину июля были в 2 раза дороже (достигали 15000р), подозреваю, что это как-то связано с началом и окончанием вахты. Итак, вылет из Москвы (Домодедово) в 11:20, приземление в Новом Уренгое в 16:45 (MSK+2), но это в теории, а в реальности рейс задержали на полчаса. Второй раз оказываюсь в этом городе, что изменилось по сравнению с 2014 годом:

1) По прилету больше не проверяют паспорта (а одно время для попадания в Новый Уренгой вообще нужно было делать пропуск)
2) Цены на бензин сравнялись с московскими: в Москве 92-й подорожал с 32 до 36 рублей, а здесь как стоил 36, так и стоит
3) Открыли новый железнодорожный вокзал, огромный и понтовый

Еще находясь в Москве, я договорился об аренде машины. В аэропорту меня встретил сотрудник прокатного агентства и довез до места. В Новом Уренгое вроде бы только два прокатных агентства – «NUR прокат» и «Ямал авто», я арендовал машину во втором – двухдверный Opel Corsa с МКПП, 3000р в сутки (это был самый дешевый вариант), залог – 25000р (довольно-таки много, обычно 3-5к), лимит пробега – 300 км в сутки, перепробег – 7 р/км.

Из прокатного агентства я немедленно взял курс на Надым. Стоит отметить, что я не ездил на машине с ручной коробкой передач ровно 10 лет и даже немного переживал, что утратил навыки и теперь буду адски тупить и глохнуть)) Оказалось, что навыки никуда не делись, наоборот, было ощущение, как будто управлял машиной с МКПП только вчера, видимо, этому нельзя разучиться, как и кататься на велосипеде, например.

По дороге много раз останавливался, чтобы пофоткать ж/д линию Новый Уренгой-Надым (в основном, мосты и переезды), да и просто местность вокруг. В районе 23 часов (я к этому времени проехал Пангоды) солнце зашло, и стало темновато для фотографирования (несмотря на белые ночи), поэтому оставшийся участок дороги я дофоткал на обратном пути (утром 10 июля). В Надыме нашел относительно дешевую (по северным меркам) гостиницу рядом с аэропортом, место в 6-местном номере – 1300р. Номер был пустым, но мне сообщили, что 10 июля приедет новая партия вахтовиков, и всё будет забито.

9 июля (воскресенье)

В этот день я планировал проехать по строящейся автодороге Надым-Салехард, которая проходит неподалеку от остатков линии 501-й строки, и сначала попробовал выехать на нее по грунтовке (65.546652, 72.482742), по которой меня повел навигатор, однако дорогу мне преградили кучи земли. Позже выяснилось, что они были насыпаны для того, чтоб ограничить въезд на строящуюся трассу только через КПП (65.557456, 72.527858), к которому можно подъехать по другой дороге (асфальтированной). На КПП, где я оказался около 9 утра, охранник «обрадовал» меня тем, что проезд «простых смертных» возможен только в период с 0 до 6 часов, а в остальное время на дороге работает строительная техника. Уговоры всё-таки пропустить и просьбы позвонить начальству ни к чему не привели. Как сообщил мне охранник, штраф за пропущенного автолюбителя составляет 15к. Сначала я решил подождать начальника, который вроде бы должен был скоро проехать, но потом, всё взвесив, предложил охраннику 5к (по северным меркам это немного), и после некоторых раздумий он все-таки согласился пропустить меня. Как оказалось, это было правильным решением, т.к. чуть позже я бы уже физически не смог проехать по этой дороге из-за того, что там начали бы класть асфальт. А еще можно было приехать пораньше, до 8 утра: по словам охранника, в это время на КПП никого нет.

Суммарно сейчас отсыпано щебенкой примерно 100 км дороги (и дальше еще сколько-то песком, по которому на недоприводе не проехать), а заасфальтировано первые 20 км. Я решил в экспресс-режиме доехать до конца щебенки, чтоб сразу понять масштабы работы, которую предстоит проделать, а фотографирование местности выполнить на обратной дороге. В месте, где кончается асфальт, пришлось постоять минут 10, т.к. дорогу преградил бензовоз, заправлявший строительную технику, а еще через несколько километров встретился второй КПП, охранник на котором сообщил, что проехать я могу, а вот вернуться назад – не раньше 18 часов (на самом деле, 17:30), когда закончится асфальтирование.

Так вот, я довольно быстро и ненапряжно (часа за полтора вроде) доехал до конца щебенки, а назад поехал с многочисленными остановками. В отличии от линии Надым-Новый Уренгой, которая проходит вплотную к шоссе, здесь железная дорога отстоит от автомобильной на расстоянии от 100 м до километра, и идти к ней приходится по лесотундре, так что сапоги обязательны, однако несмотря на их наличии, я по неопытности и из-за спешки все-таки умудрился замочить обе ноги)) Фотографировал в основном многочисленные мосты, а из нестандартного – лагерный пункт Щучий, который сложно не заметить из-за установленного рядом с ним биллборда, гласящего «Не допусти разрушения! На общественных началах проектируется мемориал Лагпункт у разъезда Щучий». Комаров было не так много, как во время моей поездки в Долгий, а мошки не было вообще (видимо, из-за прохладной погоды), однако я все-таки ходил с накомарником на голове. Про комаров даже можно сказать, что их концентрация повышалась в определенных местах (особенно рядом с реками), а кое-где их почти совсем не наблюдалось.

Назад к КПП я подъехал в районе 15 часов, никого действительно не пропускали, и собралась небольшая очередь (суммарно около десятка машин). До открытия оставалось еще 2.5 часа (до 17:30, а не до 18:00, как оказалось), я потратил это время на изучение еще нескольких мостов, которые перед этим посчитал расположенными слишком далеко от дороги, чтоб идти к ним. Среди мостов стоит выделить один капитальный (65°36'32"N, 71°58'52"E) – не деревянный, а металлический, ферменной конструкции, он расположен ближе к Надыму.

В гостиницу (ту же самую, что и накануне) вернулся в районе 8 вечера, заплатил еще 1300р за место в 6-местном номере (он снова оказался пустым). По итогам, эта гостиница оказалась самой дорогой за поездку, но, повторюсь, для данного региона это еще гуманные цены, в других местах стоимость койко-места начиналась от 2.5к. На севере проживание в гостиницах оплачивается, как правило, из бюджета организаций, нанимающих вахтовиков, и чем севернее, тем цены выше. К примеру, в гостиницах Ямбурга, по слухам, цена койко-места превышает 10к.

10 июля (понедельник)

С утра пораньше выехал назад в Новый Уренгой. По дороге, в частности, осмотрел недавно достроенный мост через реку Надым (65°33'11"N, 72°43'13"E). Автомобильная его часть открыта 13.09.2015, а железнодорожной построено только 2 пролета, и дальнейшая его достройка в ближайшее время не планируется, поскольку средства были переброшены на продление линии Обская-Карская до поселка Сабетта, расположенного на восточном берегу полуострова Ямал. Рядом с мостом на берегу реки видел зайца.

В Новом Уренгое первым делом приехал на ж/д вокзал и поинтересовался у машиниста маневрового тепловоза, стоявшего на станции, есть ли какое-то движение на Ямбург. Как и ожидалось, линия закрыта и больше не используется, ее дальнейшая судьба неизвестна, движение есть только до станции Еваяха (первые примерно 10 км), куда этот тепловоз с десятком полувагонов и направлялся (это я узнал позже).

Мой ПДС из Нового Уренгоя на юг отправлялся в 16:50, а было 11:30, оставшееся время я решил потратить на то, чтоб максимально далеко проехать или пройти вдоль ветки на Ямбург (и вернуться назад). Доехать удалось до точки 66.138968, 76.728851, здесь расположен поворот на грунтовку, идущую вдоль ж/д, однако проезд был закрыт шлагбаумом, а дорога имела песчаное покрытие, опасное для проезда на недоприводе. Там я оставил машину и пошел дальше пешком, как раз в этот момент в Еваяху проехал грузовой поезд под тепловозом, который я видел перед этим на вокзале Нового Уренгоя.

В итоге прошел с 8 по 15 километр, до моста через р.Сидяхорловаяха (66°11'16"N, 76°38'13"E), это заняло час, затем я отправился в обратный путь, т.к. нужно было еще вернуть машину, предварительно помыв ее. Простейшая мойка обошлась в 200р. Общий пробег за 2 дня составил 750 км, что на 150 км больше разрешенных, так что за перепробег пришлось доплатить еще 1000р, суммарно прокат машины обошелся в 7200р + 2000р бензин.

В 16:50 отправился на ПДС-е в Пурпе и, как обычно, обосновался в тамбуре последнего вагона, чтоб фотографировать местность через стекло торцевой двери, однако на первой же остановке меня прогнала проводница, мотивировав это тем, что тамбур рабочий. Позже я убедился, что гораздо больше шансов остаться в тамбуре, если договориться с проводницей заранее, может также помочь обращение к начальнику поезда.

В Пурпе, куда я приехал уже в сумерках, заночевал в гостинице недалеко от вокзала (комнат отдыха на станции нет), мне выделили аж двухкомнатный номер с удобствами за 1000р с условием, правда, ничего не трогать во второй комнате))

11 июля (вторник)

Рано утром пришел на станцию, на станции наблюдались одни цистерны, ни одного полувагона. Готовых поездов в нужную сторону не было, однако вскоре к одному из них прицепили тепловоз (какая-то современная модификация 2ТЭ), и я вписался в заднюю кабину. Отправились в 8:25, прибыли в Ноябрьск 2 в 12:40, проехав 184 км за 4:15. Грузовая станция находится в Ноябрьске 1, но здесь мы встали, судя по некоторым признакам, надолго, поэтому я поехал в Ноябрьск-1 на такси. Поездка в ТИСС

На грузовой станции уже стоял готовый поезд (сборный, содержащий, в том числе, полувагоны с металлоломом), я также вписался в заднюю кабину. В 14:05 отправились, в 19:15 прибыли в Сургут, проехав 258 км за 5:10. Поездка в ТИСС

В Сургуте переночевал на вокзале в комнатах отдыха, 800р за койко-место в, кажется, трехместном номере.

12 июля (среда)

Сначала всё шло стандартно: вписался в заднюю кабину локомотива поезда, полностью состоявшего из цистерн, отправились в 6:50. В Демьянку, где происходит смена бригад, прибыли в 14:10, проехав 295 км за 7:20. Поездка в ТИСС

В Демьянке я пересел в другой локомотив, уже готовый к отправке, но бригада не знала, докуда они поедут – то ли до Тобольска, то ли до Войновки (тюменская сортировка). Отправились в 14:30. Незадолго до прибытия в Тобольск выяснилось, что всё-таки в Тобольске будет смена бригад. В Тобольск прибыли в 18:10, проехав 181 км за 3:30. Поездка в ТИСС

В Тобольске грузовая станция (58.299755, 68.336496) находится в 2 км севернее пассажирской, хотя грузовые поезда отправляются и с пассажирской станции тоже. В нужную сторону ни там, ни там ничего не стояло (зато и там, и там, стояло по несколько готовых составов на север). Решаю ехать на пассажирском, их два – в 18:30 (через 15 минут) и в 18:50, пытаюсь успеть на первый, бегу что есть сил, успеваю за минуту до отправления. Прошусь в заднюю кабину, мотивируя тем, что не успеваю купить билет, машик отказывает – «езжай на следующем». Забегаю на платформу, тем временем, поезд трогается, но первый вагон какой-то странный – зеленого цвета, дверь тамбура открыта, там стоит мужик кавказской внешности, на проводника не похожий (в обычной одежде). Прошусь взять меня до Тюмени – «запрыгивай, выбирай любое купе, все свободны». Ура!

В Тюмень я приехал уже в темноте, на вокзале охуел от цен на всё (например, полторашка обычной воды «Святой источник» тут стоит 150р, в то время как в московском магазине ее цена не превышает 30-40р), купил билет на ближайший поезд в Екатеринбург, погрузился, лег спать.

13 июля (четверг)

В Екб прибыл, кажется, в 4:30 утра и был сильно не выспавшимся, а поскольку до электрички на Кузино оставалось еще много времени, завалился спать на удобном диванчике в зале ожидания повышенной комфортности (комнаты отдыха показались дорогими для пары-тройки часов сна). Электричка на Кузино отправляется в 7:30 (ехать 2 часа), всю дорогу тоже проспал.

Из Кузино в Чусовскую уходит ламповая тепловозная ветка. Ежедневно, раз в день (отправлением в 9:40 и прибытием в Чусовскую в 16:35) туда идет пассажирский поезд, состоящий из сидячего вагона под маневровым тепловозом. Задний тамбур вагона оказался рабочим, но я заранее попросил у проводницы разрешения там стоять, чтоб фотографировать, она отнеслась лояльно.

В Чусовской на Гороблагодатскую, куда дальше лежал мой путь, ничего не стояло, и я решил в этот день больше никуда не ехать, зато лечь спать пораньше. Переночевал в гостинице в нескольких километрах от вокзала, обошлось это в 800р, что был за номер – не помню.

14 июля (пятница)

В 5 утра (даже чуть раньше) уже был на станции, вскоре к этому из составов прицепили электровоз, в 5:50 отправились. Сначала со мной в задней кабине ехала вторая бригада, но они сошли на первой же крупной станции (Архиповка). По дороге было несколько остановок под скрещение, в том числе одна длительная (Теплая гора, 2 часа), в Гороблагодатскую прибыли в 12:15, проехав 183 км за 6:25. Поездка в ТИСС

Далее я планировал уехать на Серов, но в ту сторону ничего не стояло, поэтому я зашел к дежурной по станции. Она про поезда на Серов тоже ничего не знала, но дала мне номер телефона (служебный) человека (уже не помню, кто это был), который сможет подсказать, и я тут же от нее позвонил. Мужской голос сообщил, что вскоре из Смычки на Серов отправится поезд (и даже сообщил точное время), на вопрос, остановится ли он в Гороблагодатской, ответил «Да, он тут номер будет менять». Поезд действительно прошел (с небольшим опозданием), но без остановки и на приличной скорости. Я снова зашел к дежурной и от нее узнал, что поезда, отправленные из Смычки, вообще редко здесь останавливаются.

Сначала я расстроился (поскольку было потеряно уже много времени, а поездов на Серов ни из Гороблагодатской, ни из Смычки больше не ожидалось), но потом спонтанно решил поехать в Качканар, тем более что у поезда на Качканар, который уже давно стоял на станции, наконец сменилась бригада. Попросился в заднюю кабину, отправились в 15:30, ехали без остановок, в Качканар-сортировочный прибыли в 16:40, где отцепились от состава и затем отправились в Качканар-пассажирский, расположенный в 2 км севернее. Проехали 59 км за 1.5 часа. Поездка в ТИСС

В Качканаре я остановился в недорогой гостинице (450р за койко-место в пустом двухместном номере вроде бы даже с удобствами), выложил ненужные вещи из рюкзака и на такси отправился к подножью горы Качканар, на вершине которой расположен неофициальный буддийский монастырь Шад Тчуп Линг (единственный буддийский монастырь на Урале).

На машине можно доехать до КПП Западного карьера (58°44'53"N, 59°28'41"E), стоит это, кажется, 200-250р. КПП лучше обойти слева по лесу (по разным данным, непосредственно через КПП то пускают, то нет), далее можно смело выходить на дорогу и идти по ней. Первая развилка будет почти сразу за красным административным зданием (через километр от КПП), там дорога разветвляется на три направления, нужно выбирать самое левое. Еще через 1.8 км (в точке 58.7647732, 59.4498281) нужно повернуть налево (поворот обозначен ленточками на деревьях, не ошибетесь), но если в этом месте пойти прямо, то буквально через 50 м выйдете на смотровую площадку карьера, туда тоже стоит сходить.

Третья развилка находится в точке 58°46'48"N, 59°24'16"E, там расположено дерево, увешанное ленточками. Здесь широкая дорога заканчивается и начинаются две тропы: направо – к монастырю (58°46'37"N, 59°23'13"E), налево – к озеру (58°46'38"N, 59°24'16"E). Табличка, установленная в этом месте, гласит, что на скалу Верблюд (58°46'23"N, 59°23'6"E) (высшую точку горы Качканар) необязательно ходить через монастырь, а можно через озеро, однако, забегая вперед, скажу, что лучше-таки через монастырь, потому что тропа через озеро гораздо длинней, сложней, и там больше вероятность заблудиться. От дерева с ленточками до монастыря еще километр, завершается тропа крутым подъемом. Суммарно от КПП до монастыря 8 км, дорога всё время идет в гору, но подъем не крутой. У меня вся дорога заняла 1:40 (в хорошем темпе и почти без остановок, но я немного потупил в начале, не зная, какую дорогу выбрать на первом перекрестке). По опыту моих знакомых, на гору лучше подниматься после обеда, т.к. утром очень вероятен сильный туман, из-за которого сверху ничего не увидишь, а виды сверху шикарные.

Про монастырь особо рассказать нечего, я пробыл там недолго из-за того, что оказался там уже в районе 7 вечера. Затем поднялся на скалу Верблюд, которая из монастыря хорошо просматривается, и дорогу к которой найти не проблема, а назад вернулся по тропе через озеро – вот тут пришлось поплутать, особенно в начале, т.к. троп вокруг скалы Верблюд много, они постоянно то разветвляются, то теряются. По пути встречаются грязные участки, поэтому во влажную погоду лучше иметь сапоги (речь про тропу через озеро).

По пути назад влился в группу туристов и вместе с ними на маршрутке, которую они заранее заказали, добрался до города. Вообще туристов я встретил много, несмотря на будний день и позднее время.

ЧАСТЬ 3