Меню

Misha Simachev Blog

ЯНАО-Урал-НиНо (3/3)
28.08.2017

ЧАСТЬ 2

15 июля (суббота)

В Гороблагодатскую вернулся на первой электричке. На Серов опять ничего не стояло, и дежурная по станции и в этом раз не знала, будет ли что-то в ближайшее время в ту сторону. Она же опять подтвердила, что поезда из Смычки в Гороблагодатской, как правило, не останавливаются, и их лучше ловить в Смычке. Также она сообщила, что сейчас в Смычку поедет грузовой, и машинист должен зайти к ней за предупреждениями, можно попробовать уехать с ним. Мало того, этот же машинист потом поедет в Серов. Машинист вскоре действительно зашел, то брать меня отказался, мотивируя тем, что сейчас по линии ездят инструктора (якобы, ему об этом только что сообщили). Уверен, что никаких инструкторов не было, а нужно было проситься без свидетелей. Сначала я решил применить тр*йнх*п, но потом из расписания узнал, что через час в Смычку пойдет электричка. Решил ехать на том, что отправится раньше, раньше отправилась электричка. Вышел чуть раньше Смычки, в о.п. Депо, поскольку мне нужна была северная горловина станции.

Смычка – это Нижнетагильская сортировка, станция довольно крупная. У путейцев узнал, что парк отправления на Гороблагодатскую (и затем на Чусовскую, Серов или Качканар) находится здесь: 57.9433, 59.97972. Из стоявших там электровозов на Серов никто не ехал, и я зашел к дежурной в будку по соседству, но она сказала, что на Серов в ближайшее время ничего не ожидается (позже оказалось, что это дезинформация). Я уселся ждать неподалеку от будки, рядом тусили несколько ВОХР-ов (позже они ушли), но поскольку на мне была оранжевая жилетка, они не обращали на меня внимания. Через некоторое время я решил спросить про Серов у проходившего мимо путейца, и он сообщил, что поезд на Серов стоит на самом дальнем пути. Мало того, оказалось, что к нему уже прицеплен электровоз (каким-то образом я не заметил, как он приехал, хотя сидел почти в горловине). В очередной раз убеждаюсь, что сотрудники станции обладают разной, зачастую противоречивой информацией, и обязательно нужно спрашивать одно и то же у разных людей.

Вписался в заднюю кабину, поезд состоял из контейнеров, цистерн с газом и полувагонов, отправились в 13:40. В задней кабине до Гороблагодатской (помогала сошел чуть раньше) со мной ехала вторая бригада, ни для того, ни для другого поезд не останавливали, они оба сошли на скорости 15 км/ч. По их рассказам, это обычная практика, однажды им даже пришлось прыгать на скорости 40 км/ч (правда это было зимой), т.к. машик забыл притормозить на нужной станции. Ехали с несколькими короткими остановками на скрещение и одной длинной (час) в Верхотурье, в Серов-сортировочный прибыли в 18:10, проехав 238 км за 6.5 часов. Поездка в ТИСС

В Серове мы остановились в самом дальнем (северном) парке, я вылез с целью дойти до переезда (59.643635, 60.637691) и применить там автостоп. Машик, увидев это и узнав мои намерения, заявил, что меня никто не возьмет, и предложил доехать в локомотиве до депо. Я ответил, что всё-таки попытаю счастья на дороге. «Жилетку тогда хотя бы сними» — сказал он мне вслед. Жилетку я снимать не стал, и, дойдя до переезда, поднял руку – остановилась первая же машина, на которой мне удалось доехать до центра города (5 км). Оставшийся путь до пассажирского вокзала проделал на автобусе. Заночевал к гостинице, расположенной на другой стороне железной дороги, одноместный номер с удобствами – 1000р. Позже выяснилось, что на вокзале есть комнаты отдыха, там, скорее всего, вышло бы дешевле.

16-17 июля (воскресенье-понедельник)

В 6 утра отправился в Приобье на пассажирском поезде Екатеринбург-Приобье (на нем же затем и вернулся назад). Этот поезд ходит не каждый день, и это было еще одной причиной моего не слишком гибкого графика передвижения. Как обычно, обосновался в тамбуре последнего вагона (для этого пришлось идти почти через весь поезд), однако вскоре меня обнаружил там проводник и прогнал, несмотря на то, что тамбур не являлся рабочим. Некоторое время я фотографировал через боковые окна (что не очень удобно), но потом решил, что не стану терпеть такую несправедливость, и решил обратиться к начальнику поезда. Начальником поезда оказалась симпатичная девушка лет 25, выслушав мою просьбу она ответила «Да конечно фотографируй, что мне – жалко, что ли?» Эти слова я передал проводнику и, наконец, получил разрешение ехать в тамбуре, где и пробыл до самого Приобья (суммарно дорога заняла 10 часов, 519 км). В Приобье можно также доехать на пригороде, который на данный момент вроде бы является самым длинным пригородным маршрутом страны, но он приходит на конечную станцию позже ПДС-а, и в этом случае нельзя вернуться назад в тот же день.

По прибытии в Приобье я сразу же ломанулся по улице к своему вагону (а бежать нужно было вагонов 10), чтоб забрать рюкзак. Вагон к тому времени уже покинули все пассажиры (прошло не более 5 минут после прибытия), а мой рюкзак привлек внимание проводницы и начальницы поезда, и они уже начали подвергать его детальному изучению)) Затем я заглянул на речной вокзал, который находится недалеко от железнодорожного. Оказалось, что из Приобья есть регулярные рейсы в Белоярский (976р), Ханты-Мансийск (1231р) и другие города. Особого внимания заслуживает рейс Омск-Салехард: неделя в пути в одну сторону, 2783 км, которые в зависимости от каюты обойдутся в 1791, 2215 или 6048р. Полное расписание можно посмотреть здесь. Также между Приобьем и Салехардом ходит паром, позволяющий перевозить автомобили, подробности здесь. Обратно (до самого Екатеринбурга) отправился на том же самом поезде, дорога заняла ровно сутки. От Нижнего Тагила до Екатеринбурга – ничего интересного. В Екатеринбурге заночевал в комнатах отдыха на вокзале, 800р за койко-место вроде бы в четырехместном номере (все другие койки были заняты).

18 июля (вторник)

В 8:24 отправился на первой электричке в Дружинино, куда прибыл в 10:30. По прибытии приметил небольшой состав под маневровым тепловозом и пошел спросить у машика, не едет ли он на Михайловский завод (ламповая ветка Дружинино-Бердяуш, на которой сейчас есть движение только до Михайловского завода, и очень редко со стороны Бердяуша до Нязепетровской). Он туда не ехал, но рассказал, что на Михайловский завод ежедневно (предположительно, в районе 10 утра) отправляется небольшой состав под магистральным тепловозом, один такой как раз недавно уехал и сегодня больше ничего не ожидается. А еще на Михайловский завод ходит пассажирский поезд, но только по выходным и вроде бы только летом.

В этот день я планировал доехать на грузовых до Агрыза, поэтому вписался в заднюю кабину поезда, полностью состоявшего из полувагонов, который вскоре отправился (в 9:05). В Ключевой была длительная стоянка (более 4 часов) в связи с ремонтом путей, в Зюрзе (недалеко от Красноуфимска) произошла смена бригад, которая заняла 1:20, далее ехали без остановок и прибыли в Агрыз в 0 часов (тут время уже московское), проехав суммарно 486 км за 15 часов. На этой ветке наиболее интересен отрезок Красноуфимск-Черная речка, который проходит через 4 туннеля и 3 впечатляющих виадука, причем ехать там тр*йнх*пом особого смысла нет, поскольку мосты и туннели (кроме одного короткого) охраняются, поэтому придётся прятаться, и большую часть красоты увидеть не удастся. Тем, у кого нет возможности вписаться в заднюю кабину, лучше ехать на электричке. Поездка в ТИСС

В Агрызе переночевал в комнатах отдыха на вокзале, 510р за койко-место в не помню скольки местном номере.

19 июля (среда)

Из Агрыза доехал до Ижевска на электричке (ехать меньше часа). Что интересно, Агрыз – это Татарстан, и время там московское, а Ижевск – Удмуртия, там уже MSK+1. Оказалось, что на линии Агрыз-Балезино довольно активное грузовое движение, однако это я понял уже в Ижевске. Несмотря на то, что отрезок Агрыз-Ижевск электрифицирован, поезда на Балезино идут под тепловозом сразу из Агрыза. В Ижевске станция небольшая, некоторые поезда проследуют ее без остановки, некоторые меняют там бригаду. Изначально я планировал ехать в Балезино на пригороде (отправлением в 17:09) и несколько свободных часов посвятил прогулке по Ижевску (в частности, дошел до Ижевского пруда). Вернувшись на вокзал, обнаружил стоявший там грузовой поезд., полностью состоявший из цистерн. Машик сказал, что они должны смениться, но непонятно, как скоро это произойдет. В итоге пригород (и я на нём) уехал раньше. Чуть раньше уехал пригород на Воткинск, внезапно, под маневровым тепловозом, а наш был под ТЭП70. Задний тамбур и на этот раз был рабочим, но и теперь легко удалось договориться с проводницей о том, чтоб тусить там всю дорогу. Вообще этот поезд был довольно рапиздяйским (люблю такие) – можно было открывать на ходу все двери, некоторые пользовались этим и ходили курить (но чересчур не злоупотребляли). Вообще народа ехало много, правда большая часть пассажиров сошла на промежуточных станциях. По дороге видел несколько грузовых поездов в обе стороны, стоявших на скрещении.

В Балезино оказалась всего одна комната отдыха (двухместная, причем душ на станции отсутствовал вообще), меня поселили туда за 400р. Недалеко от входа в комнату отдыха, за огромным горшком с каким-то растением мирно спал бомж, его никто не трогал (хотя начальница вокзала знала о его существовании), к утру он куда-то исчез))

20 июля (четверг)

Из Балезино в Яр, куда дальше лежал мой путь, в день идут всего две электрички, одна — очень рано (в 6:37), вторая – не очень (в 9:25), я решил ехать на второй и крайне глупо ее проебал, произошло это так. За 5 минут до отправления я вышел на платформу и не увидел никакой электрички, решил подождать, но и через 5 минут ничего не произошло, тогда я покрутил головой и увидел отъезжавшую электричку справа метрах в 100. Как оказалось, пригородные электрички отправляются от специальной маленькой платформы чуть в стороне, а напротив вокзала останавливаются только ПДС-ы. Хорошо хоть билет не купил (в кассе Балезино пригородные билеты не продаются, их можно купить уже в электричке у кондуктора). Больше в этот день в Яр электричек не было. Что делать? Ехать на автобусе. Правда до Яра автобусов тоже не было, но были до Глазова (примерно половина пути), один как раз отправлялся буквально через 5 минут, и я ломанулся покупать билет. Интересно отметить, что билеты на разные автобусы там продаются в разных местах: часть – в здании ж/д вокзала, часть – в будке на привокзальной площади.

Есть мнение, что Глазов – столица наркоманов, но вокзал там понтовый – большой и чистый, я прождал там часа 3 в ожидании электрички на Яр. В Яр прибыл, кажется, за 45 минут до отправления поезда на Верхнекамскую, того самого, на котором мне хотелось проехать аж с 2014 года (УЖД-тур). К сожалению, в конец поезда был вцеплен вагон-зак, так что через окно в последнем тамбуре фотографировать уже не получилось бы, поэтому я пошел проситься в заднюю кабину, честно признавшись, что я тут нахожусь в качестве обычного туриста. Неожиданно, ко мне отнеслись очень лояльно и разрешили проехать в передней кабине, такое случилось со мной второй раз в жизни (первый был на БАМ-е в 2015 году, там я проехал в передней кабине через Северомуйский туннель). Мало того, когда начался дождь, ради меня (чтоб можно было фотографировать) даже починили дворники, которые плохо работали.

В Шлаковой происходит смена бригад, и меня предупредили, что следующий машик может быть не так лоялен, у него это зависит от настроения. Настроение машика оказалось хорошим, и новая бригада отнеслась ко мне не менее радушно, разрешив дальнейший проезд в передней кабине. Как я уже написал, на участке Светлополянск-Верхнекамская используется электрожезловая сигнализация, и на въезде в Верхнекамскую установлен действующий семафор. В Верхнекамской поезд стоит около часа, после чего едет назад, причем сразу до Кирова, со сменой тепловоза на электровоз в Яре. Свободное время я потратил на то, чтоб прогуляться еще немного на север в поисках выходного семафора, но его не оказалось, зато оказалось огромное количество голодных комаров)) Также немного пообщался с дежурной по станции, чтоб узнать про движение на Лесной и наличие рельсов дальше на север, но она была какой-то заебанной и немногословной (о результатах разговора я написал раньше, в общем разделе). Интересно отметить, что по дороге из Яра в Верхнекамскую поезд пересекает границу Удмуртии и Кировской области, где время снова становится московским.

Затем я купил у проводницы билет в плацкартный вагон (всего вагонов было три – плацкарт и сидячка плюс вагон-зак) и лег спать.

21 июля (пятница)

Оказавшись в Кирове в 7 утра, я сразу же сел на электричку до Лянгасово (кировская сортировка, расположенная в нескольких км от города) с целью уехать оттуда на Нижний Новгород на грузовом поезде. Поскольку в Лянгасово непонятно, куда пойдет поезд – на Нижний или Вологду (развилка находится в Котельниче, и поезда там почти никогда не тормозят), я отправился к дежурным по станции (их там несколько и сидят они на последнем этаже 4-этажного здания). Это моя вторая попытка уехать отсюда в Нижний (первая была в 2015 году) и, как ни странно, меня узнали. Мне сообщили, что сейчас готовых поездов на Нижний нет, но скоро такой прибудет, и даже сообщили, на какой путь. Как и в прошлый раз, я отправился пешком через всю станцию в транзитный парк А (58.50147, 49.40697), и пока я шел, действительно приехал тот самый поезд, состоял он полностью из цистерн. Дождавшись, пока сменится бригада, я вписался в заднюю кабину, отправились в 9:20. В Котельниче встали на несколько минут (здесь: 58.326411, 48.322569), после чего ехали без остановок до Шахуньи, где произошла смена бригад. Других поездов ни в одну сторону в Шахунье не было (что подтверждает тезис о том, что днем на этой линии тухло), чуть позже приехал поезд в сторону Кирова. Смена бригад заняла 2 часа, я ждал сначала на улице, потом, когда пошел дождь, в каком-то служебном здании.

Дальше отправились в 15:10, до Сухобезводного (и после него) ехали без остановок, а в Сухобезводном зачем-то отцепились от состава и поехали дальше резервом. Когда на следующий день я проезжал Сухобезводное (с целью прокатиться по линии Сухобезводное-Лапшанга), те цистерны всё еще стояли. Проследовав пассажирский вокзал Нижнего Новгорода, поезд сбавил скорость до примерно 15-20 км/ч, и я применил заранеесходинг, чтоб не ехать на грузовую станцию, куда мне было не нужно. Назад (примерно километр) вернулся пешком. Поездка в ТИСС

Вместо комнат отдыха рядом с вокзалом расположена большая гостиница, там я и заночевал, 450р за койко-место в четырехместном номере, который в этот раз был пустым.

22 июля (суббота)

Первую половину дня потратил на то, что сначала вернулся на электричке назад в Сухобезводное, а оттуда скатался до Лапшанги и обратно на пригородном поезде, состоявшем из сидячего вагона под маневровым тепловозом. Снова ехал в рабочем тамбуре, предварительно договорившись с проводницей. Каким-то чудесным образом, эта явно убыточная линия была недавно отремонтирована (бетонные шпалы), вроде бы решение о ремонте принимал какой-то большой начальник, который был родом из одного из поселков, расположенных вдоль этой железной дороги. Затем опять же на электричке вернулся назад в Нижний.

Вторую половину дня потратил на «экскурсию» в Заволжье, снова на электричке, рассказать тут тоже особо не о чем. Прибыв в Заволжье, решил не уезжать сразу на той же электричке, а поехать на следующей, и в освободившееся время дойти до берега Волги и пофоткать плотину Горьковской ГЭС.

Заночевал в той же гостинице и в том же номере, правда теперь у меня были соседи, один из которых – дед, который, судя по запаху, не мылся минимум неделю. Спать пришлось с открытым нараспашку окном, но даже это не полностью спасало.

23 июля (воскресенье)

Это последний день моего путешествия, и на него я снова запланировал две поездки: по ветке НиНо-Металлист, и по ветке Ильино-Фролищи. В Металлист 1 раз в день (назад – 2 раза) ходит пригород, представляющий собой трёхвагонный РА2. Поскольку из форточек, которые открываются так, что с трудом можно просунуть руку, фоткать неудобно, я попытался напроситься в заднюю кабину, машинист как-то неуверенно ответил «Ну лучше не надо» — «Почему?» — «Могут быть проверки», я не стал настаивать. Тем не менее, подошедшего как раз в это время железнодорожника, имевшего, правда, право на проезд, он взял (в переднюю кабину).

Прибыв в Павлово (город, где расположена станция Металлист), я первым делом отправился к Оке (1.5 км) и пофоткал живописные виды с высокого обрывистого берега. Вернувшись на вокзал, я стал ждать отправления РА-шки назад в НиНо. Вскоре из Нижнего приехал грузовой поезд (короткий, в основном состоявший из буханок и пары полувагонов в начале). Немного подождав, я подошел к машику с вопросом, когда они поедут назад, и можно ли с ними. Довольно резко он ответил, чтоб я ехал на пассажирском. Затем на меня обратили внимание менты, ехавшие в нашем поезде и теперь сидевшие на платформе, спросили, чего это я тут шароёблюсь и с какой целью сюда приехал. Я ответил, что приехал посмотреть на Оку. «И всё?» — «Да». Удивились, но отстали. Назад снова поехал на пассажирском, как обычный человек (тепловоз к тому времени отцепился от состава, но не уехал, стоял в горловине станции), народа в этот раз было битком, особенно на подъезде к Нижнему (а я еще удивлялся по дороге туда, зачем тут понадобилась аж трёхвагонная РА-шка).

По прибытии в НиНо пересел на электричку да Ильино, а там снова пересел в РА-шку, на этот раз одновагонную. И снова попросился в заднюю кабину, но и на этот раз мне отказали. Скатался до Фролищей и обратно, причем обратно со мной ехал всего один человек (девушка), и ехали мы почти без остановок. Тут стоит отметить, что недалеко от Ильино железная дорога пересекает Горьковское шоссе (М7), причем на одном уровне, и там имеется шлагбаум. Поскольку было пол 10-го вечера и электрички в НиНо уже не ходили, я решил возвращаться автостопом и заранее попросил тормознуть у пересечения с трассой (платформа там есть, но, по словам машиниста, если б не я, останавливаться там они бы не стали).

Так вот, я вышел на трассу с уверенностью, что быстро заступлю машину на Нижний, поскольку перед переездом все сбрасывают скорость, но мои планы порушил ДПС-ник, который уже занял козырное место за переездом. На мой вопрос, можно ли здесь голосовать, он ответил, что нет, и в обоснование своих слов прогнал какую-то мутную историю про то, что тут недавно то ли автостопщики обокрали водителя, то ли водитель автостопщиков (я не понял). Предложил мне идти до ближайшего населенного пункта, до которого, по его словам, всего километр, и голосовать там. В итоге оказалось, что до этого населенного пункта топать почти 5 км, я шел, периодически останавливаясь и продолжая голосовать, но никто не тормозил. С этого момента я решил, что, когда сам буду за рулем, по возможности буду брать всех, и теперь действительно следую этому принципу.

Придя в Талашманово (кажется, так назывался тот населенный пункт) я встал у какого-то придорожного кафе и бесплодно простоял еще минут 40, затем ко мне подъехала машина, пассажиры которой перед этим вышли из кафе. «Тебе куда?» — «В Нижний» — «Сколько денег дашь?» — «Ну, рублей 200» (прикинул, что столько стоил бы билет на автобус, ехать 65 км) – «Садись». В машине были двое башкиров (по виду) – парень (за рулем) и девушка, ехали они из Москвы в Челябинск (на родину). На мой вопрос, почему не по трассе М5, ответили, что здесь дорога лучше (потом уже на карте посмотрел, что по обеим трассам расстояние примерно одинаковое, но до этого момента я почему-то думал, что на Урал ездят по М5).

Меня высадили в 5 км от вокзала (им нужно было сворачивать), дальше я решил идти пешком, т.к. до поезда в Москву отправлением в 3:30 (билет я купил заранее) оставалось еще много времени. На вокзале Нижнего Новгорода шел капитальный ремонт, так что нормального зала ожидания не было, все ютились в двух или трех маленьких залах, мне пришлось сидеть на полу (к счастью, у меня была надувная подушка). Погрузившись в поезд, я сразу заснул, а проснулся уже в Москве, так закончилось мое путешествие.

БЮДЖЕТ

Авиабилет Москва-Новый Уренгой: 7170
Билеты на поезда: 10800
Машина+бензин: 9200
Проезд по а/д в Салехард: 5000
Жилье: 9060
Такси: 920
Разное: 12350
ИТОГО: 54500