Меню

Misha Simachev Blog

Автопробег по Карелии (3/3)
17.10.2017

ЧАСТЬ 2

18 августа (пятница)

В этот день планировалось посетить 3 узкоколейки, но перед этим я успел посмотреть несколько объектов т.н. Саблинского памятника природы:

Саблинский водопад (59°39'39''N, 30°47'6''E) – несколько минут пешком по тропинке

Пещера Левобережная (59°40'1''N, 30°47'50''E) – вход закрыт на решетку и оборудован датчиком движения. Доступ осуществляется о выходным в определенное время, которое я, к сожалению, не записал, и, скорее всего, является платным. На территории Саблинского памятника природы есть множество других пещер, которые можно найти на Викимапии, но все они гораздо меньше, и передвижение по ним затруднено завалами.

Тосненский водопад (59°38'40''N, 30°48'31''E) – порог на р.Тосна. Я подходил со стороны Ульяновки (минут 7 пешком), но вроде можно подъехать и с противоположной стороны.

В 7:30 я снова был около депо УЖД Торфопредприятия «Гладкое» (59°38'44''N, 30°51'0''E). Вскоре из гаража выгнали и стали прогревать два тепловоза. Выяснилось, что они отправятся один за другим, причем первый повезет вагон с рабочими на торфополя. На вопрос, можно ли прокатиться с ними, машинист ответил, что нужно спрашивать разрешения у начальника, сидевшего в машине неподалеку. Начальник моей просьбе удивился, но разрешение дал. В 8:00 отправились, в 8:30 прибыли на торфополя (длина линии – порядка 4 км), там вагон отцепили, и я пересел в тепловоз. Затем проехали еще чуть дальше до конца одного из усов, там подобрали какую-то деталь и вернулись назад в депо (к 9:00). Дорога не особо интересная, но примечательно, что во многих местах лежат бетонные шпалы

УЖД Пельгорского торфопредприятия (59°25'49''N, 31°10'21''E). Когда я приехал на станцию (в 10 утра), там был только дежурный, который сообщил, что все работники на торфополях, и следующий рейс ожидается только в обед. Тем не менее, вскоре на станцию с торфополей приехал тепловоз, и его машинист согласился прокатить меня на пионерке (заплатил, кажется, то ли 700, то ли 1000р). Длина линии – 16 км, тут тоже кое-где встречаются бетонные шпалы, что для узкоколеек – явление уникальное. В одну сторону доехали за час, столько же заняла и дорога назад, причем нам некоторое время пришлось тащиться за груженым поездом, скорость которого не превышала 5 км/ч, но который на разъезде позволил себя обогнать. Суммарно покатушки заняли чуть больше 2 часов

Третья УЖД на сегодня — Тёсовская (58°55'40''N, 31°3'39''E). В отличие от первых двух узкоколеек, добраться до нее непросто. Если двигаться из Питера в сторону Москвы, то с трассы М10 нужно повернуть направо в районе Любани, дальше вроде бы частично асфальт, частично сносная грунтовка (а может и только грунтовка – уже не помню). В точке 59.015967, 31.083614 – поворот налево, отсюда до поселка Тёсово-Нетыльский – 8 км, и это полная жесть, дорога разбита настолько, что ехать по ней можно не быстрее 15 км/ч, и на преодоление этого отрезка уходит почти час. Но главный прикол в том, что, когда в районе Чудово на М10 образуется пробка (случается это довольно часто), навигаторы предлагают объезд по этой дороге (и тот 8-километровый участок – только начало, дальше, по рассказам местных жителей, – еще хуже). В результате здесь собираются толпы незадачливых автомобилистов, которые разбивают дорогу еще больше.

Теперь про саму УЖД. Примечательна она тем, что здесь расположен музей узкоколейной техники, который уже много лет поддерживают и развивают энтузиасты из Питера. У них есть группа в контакте, телефоны на записи на экскурсии: 8-905-207-75-83 и 8-951-676-60-77. К сожалению, эти контакты я узнал уже на месте от хозяйки УЖД, дом которой расположен рядом с музеем, и в то время, когда я приехал, не было никого, кто мог мы меня прокатить на пионерке или тепловозе. Удалось только пофоткать технику, хранящуюся в музее, вся она находилась в очень хорошем состоянии. Длина узкоколейки – 14 км.

Что еще посмотрел в этот день:

Нижнеоредежская ГЭС (59°1'18''N, 30°32'37''E) – заброшенная малая ГЭС. На машине можно доехать до дома отдыха «Оредеж» (дорога – частично асфальт, частично хорошая грунтовка), машину оставить у входа и затем примерно 500 м пешком (вход на территорию дома отдыха вроде бы беспрепятственный, по крайней мере, меня никто не останавливал).

Борщёвские пещеры (58°50'41''N, 30°21'29''E). Чтоб добраться до них, нужно проехать примерно 500 м по грунтовке средней убитости (в дожди, возможно, непроходимой) до точки 58.842458, 30.3576708. Дальше варианты: либо повернуть налево и проехать еще немного вверх до зданий непонятного назначения. Здесь оставить машину и спускаться по крутой тропинке вниз к берегу реки прямо ко входу в пещеру (в дождливую погоду спуститься будет очень тяжело, т.к. скользко). Либо продолжить движение прямо до берега реки и затем пройти примерно 150 м вдоль берега. Пещеры довольно просторные (можно ходить в полный рост) и разветвленные. Длина ходов вроде бы составляет порядка 500 м, но я прошел совсем немного, т.к. не имел нормального фонарика и, как обычно, спешил.

Усадьба Ильжо (58°38'8''N, 29°42'9''E). Стоило мне подъехать к воротам, из будки выбежал охранник. Он был очень агрессивен, запретил не то что заходить на территорию, а даже фотографировать усадебный дом издалека. Также отказался взять у меня фотоаппарат и сфотографировать дом самостоятельно (за вознаграждение). Сообщил только, что посещение усадьбы возможно с разрешения владельца, которым является, внезапно, завод «Магнетон», расположенный в Питере по адресу ул.Курчатова, 9. Контактный телефонный номер, по которому можно было бы узнать подробности, он тоже давать отказался. То есть, мне предлагалось пиздовать в Питер (190 км в одну сторону), обивать там пороги и затем (при успешном получении разрешения) возвращаться назад, только чтоб сделать пару фотографий (я даже внутрь дома заходить не собирался). Совсем ёбу дал, бывают же долбоящеры, прям бомбануло. Сталкиваться с настолько упертыми приходится нечасто.

Усадьба Заполье (58°31'20''N, 29°53'41''E). Тоже находится на охраняемой территории, однако охрана здесь оказалась гораздо более лояльной, мне удалось попасть внутрь и пофоткать.

Заночевал в Луге, одноместный номер – 1200р

19 августа (суббота)

Лужский каньон (58°49'28''N, 29°59'9''E) – в точке 58.823982, 29.979010 нужно повернуть налево на грунтовку и двигаться по ней, пока позволяет машина, а затем – пешком (суммарно от асфальта – 600 м)

Рождественская пещера (59°18'44''N, 29°57'25''E) – от трассы – примерно километр по полевым дорогам (их несколько, в сухую погоду они проходимы на любой машине). Сама пещера совсем короткая и быстро сужающаяся вглубь. По ее дну протекает ручей, так что сапоги обязательны.

Сиверская ГЭС (59°21'25''N, 30°4'20''E) и обнажения пород на р.Оредеж (59°21'36''N, 30°4'25''E) – к ГЭС можно подъехать на машине почти вплотную, но она не очень интересная. Обнажения расположены вдоль реки на довольно большом протяжении

Усадьба Елисеева (59°21'3''N, 30°7'43''E) – можно подъехать на машине вплотную. Находится на огороженной территории, но туда легко попасть через Институт сельского хозяйства, расположенный по соседству, охраны нет. Неподалеку находится Белогорская ГЭС (59°21'3''N, 30°7'51''E), тоже не особо интересная

Дом Братца Иоанна Чурикова (59°25'15''N, 30°21'34''E) – церковь староверов, можно подъехать на машине вплотную

Усадьба Прибытково (59°26'10''N, 30°5'52''E) – можно подъехать вплотную

Приоратский дворец (59°33'29''N, 30°7'16''E) – мейнстримовая достопримечательность, как и большинство перечисленный далее)) Можно подъехать вплотную, вход на территорию платный

Большой Гатчинский дворец (59°33'47''N, 30°6'26''E) – могут быть проблемы с парковкой. На заднем дворе расположены могилы домашних животных царской семьи (59°33'48''N, 30°6'33''E). К дворцу прилегает обширный парк

Дача В.В.Грачёва (59°34'29''N, 30°4'25''E) – можно подъехать вплотную

Фонтанирующие скважины: первая (59°33'10''N, 30°0'14''E), вторая (59°33'3''N, 30°0'23''E), третья (59°32'51''N, 30°0'42''E), четвертая (59°32'48''N, 30°0'45''E). Машину оставил на краю деревни (59.551873, 30.0089278), дальше – пешком. Проще всего дойти до второй скважины (150 м по натоптанной тропинке), она наименее интересная, т.к. забрана в трубу (местные жители набирают там воду). От второй скважины можно дойти до первой вдоль берега реки (250 м). До третьей и четвертой нужно идти не вдоль берега реки (он заболочен), а немного по-другому: вернуться почти к исходной точке, а затем идти через лес по диагонали налево, ориентируясь на тропы и по координатам (суммарно примерно 600 м). Напор воды в скважинах из года в год меняется, иногда некоторые могут совсем пересыхать. В мой приезд самый слабый напор был в первой скважине, а самый сильный – в четвертой. Происхождение и назначение скважин неизвестно.

Кирха Святой Марии (59°30'10''N, 29°50'47''E) – можно подъехать почти вплотную и затем пешком подняться на холм. Полуразрушенная и сильно заросшая.

Усадьба Пятая Гора (59°26'32''N, 29°45'19''E) – можно подъехать вплотную

Усадьба Врангеля (59°31'11''N, 29°34'0''E) – можно подъехать вплотную

Радоновые источники (59°44'21''N, 29°24'26''E) – расположены на склоне, примыкающем к озеру. Содержит ли вода радон на самом деле – вопрос открытый. Озеро, когда-то кристально чистое, сейчас плотно заросло тиной и больше напоминает болото. Рядом находится заброшенное форелевое хозяйство. Всё вместе смотрится крайне уныло, но, тем не менее, место достаточно популярное

Валун «Петровицкий» (59°44'44''N, 29°9'24''E) – расположен посреди поля, от трассы по полевой дороге – чуть больше километра (в сухую погоду можно проехать на любой машине)

Крепость Копорье (59°42'32''N, 29°1'54''E) – можно подъехать вплотную, вход платный (кажется, символические 50р). На территории находится примечательное дерево, на стволе которого место спиленной ветки по форме напоминает сердце

Ленинградская АЭС (59°51'7''N, 29°3'4''E) – естественно, удалось посмотреть только снаружи

Детский игровой комплекс Андерсенград (59°53'41''N, 29°5'18''E) – выглядит довольно современно, хотя построен был достаточно давно – в 1980 году

Большой Меншиковский дворец (59°54'52''N, 29°45'11''E) и павильон Катальной горки (59°54'59''N, 29°44'39''E) – дворцово-парковый ансамбль «Ораниенбаум». Машину удалось поставить неподалеку, на другой стороне дороги (59°55'2''N, 29°45'8''E)

Дача М.Н.Бенуа (59°53'56''N, 29°51'21''E), дача А.А.Грубе (59°53'56''N, 29°51'35''E), дача Л.И.Крона (59°53'56''N, 29°51'43''E) – находятся на одной территории рядом друг с другом (350 м), машину можно оставить у ворот (59.89864, 29.8605545) и немного прогуляться пешком)

Большой дворец (59°53'4''N, 29°54'31''E), дача Хрущева (59°52'47''N, 29°54'34''E), дворец "Коттедж" Николая I (59°52'42''N, 29°56'43''E), фермерский дворец (59°52'45''N, 29°56'0''E) – некоторые из многочисленных достопримечательностей Петергофа, которые удалось посмотреть. С парковкой, в принципе, проблем не было, но иногда приходилось ходить пешком в пределах километра. Доступ на некоторые территории закрывается в 6 часов вечера

Ропшинский дворец (59°43'25''N, 29°51'35''E) – огорожен двумя рядами заборов, вроде бы ведется реставрация, попасть на территорию не удалось.

Заночевал в Пушкине в гостинице рядом с Екатерининским парком, койкоместо в 4-местном номере – 600р. Со мной в комнате был сосед родом из Читы, который приехал сюда по делам. Из разговора с ним я почерпнул несколько странных теорий, например, как правильно выбирать качественные продукты. Оказывается, в магазине нужно обращать внимание не то, что покупают бабульки, а в столовой – что заказывает обычный рабочий люд, а не хипстеры там всякие. Я всегда был убеждён в обратном – обе категории людей выбирают, исходя, прежде всего, из дешевизны, а также калорийности, но уж никак не натуральности и полезности, подобные продукты им просто не по карману. Также он утверждал, что в Питере, в отличие от Читы, царит бездуховность (про Москву и говорить нечего).

20 августа (воскресенье)

Утро посвятил беглому осмотру Александровского и Екатерининского парков. Екатерининский дворец, как и другие павильоны, открывается, кажется, в 9 утра (и при этом вход в парки становится платным). Просто гулять по территории, причем бесплатно, можно, начиная с 6 утра. Машину оставил здесь: 59.7123339, 30.3780298. Что посмотрел:

Павильон «Шапель» (59°42'55''N, 30°22'47''E) – находился на реставрации

Пирамида (59°42'34''N, 30°23'19''E) и павильон Турецкая баня (59°42'34''N, 30°23'27''E) – расположены на территории Екатерининского парка, зачем-то отгороженного забором от Александровского (хотя по сути это одно целое, и деление чисто условное), но охранник меня пропустил

Екатерининский дворец (59°42'58''N, 30°23'41''E) – удалось только пофотографировать снаружи

Что еще посмотрел в Пушкине:

Скульптурная композиция «Наталья» (59°43'1''N, 30°24'29''E)

Дворцовая электростанция (59°43'11''N, 30°23'55''E)

Феодоровский городок (59°43'30''N, 30°23'37''E) – напоминает небольшой кремль, находится в плохом состоянии (требует реставрации), вход на территорию закрыт, но можно походить вокруг и пофотографировать

Царь-ванна (59°42'31''N, 30°20'40''E) – на машине нужно доехать до парк-отеля «Потёмкин» (59°42'32''N, 30°20'29''E) и затем пройти 250 м пешком. Царь-ванна – это огромная ванна, выточенная из цельного куска гранита. Павильон, в котором она расположена, находится на реставрации и охраняется. Охранник сначала не хотел меня пускать, но, когда я уже собрался уходить, вдруг сказал: «Ладно, давай, только быстро!»

Что еще посмотрел в окрестностях Питера в это утро:

Крепость «Бип» (59°40'50''N, 30°26'36''E) – находится на огороженной территории, и из-за раннего времени, вход оказался закрыт, однако охранник согласился меня пустить

Усадьба Демидовых (59°39'21''N, 30°9'22''E) и готические ворота (59°39'23''N, 30°9'17''E) – в полуразрушенном состоянии, вход свободный. На мой взгляд, далеко не самая интересная достопримечательность, однако, одновременно со мной, туда приехал целый автобус туристов

Башня Инка (59°39'39''N, 30°14'31''E) – уже не помню, как удалось к ней подъехать, но это оказалось не очень просто, пришлось покружить и поездить несколько километров по сильно разбитым дорогам. Есть подозрение, что существует нормальная дорога, просто я ее не нашел

Пулковская обсерватория (wiki). Находится в полузаброшенном состоянии, вход на территорию, судя по всему, свободный: я оставил машину рядом с КПП (59°46'2''N, 30°19'48''E) и беспрепятственно прошёл мимо охраны. Наибольший интерес представляет Большой Пулковский Радиотелескоп (59°46'4''N, 30°19'23''E), подобный я видел на Кавказе — РАТАН-600 (43°49'33''N, 41°35'13''E). Рядом с ним расположено три «тарелки». Вообще по территории разбросано множество павильонов с различной астрономической техникой, все – в плачевном состоянии и явно давно не используются. Отреставрировано только главное здание (59°46'18''N, 30°19'34''E). Есть мнение, что обсерватория потеряла свое значение из-за световой и радио-засветки, вызванных близостью города и аэропорта.

Остаток дня я посвятил покатушкам по Питеру и для этого впервые за путешествие переоделся в нормальную одежду)) Что конкретно смотрел – описывать не буду, это не очень интересно, можно сказать, «подчищал хвосты» по достопримечательностям, оставшимся с предыдущих поездок. Это моя вторая поездка по Питеру на машине (и первая – на своей, в предыдущий раз брал напрокат), заметил следующие закономерности

1) Вопреки расхожему мнению, что Питер – «меедленный» город, водят тут гораздо более шустро и агрессивно, чем в Москве. Позже это наблюдение подтвердил один мой друг родом из Питера, но живущий в Москве последние несколько лет. Причина такого стиля вождения – небольшое количество камер (а те, что есть, – вроде бы даже не работают)

2) На большинстве перекрестков (в том числе, крупных) можно поворачивать направо и налево, хотя светофоры не оборудованы дополнительными стрелками. При этом, зачастую, нужно пересекать траекторию пешеходов, для которых в данный момент горит зеленый свет (по идее, их нужно пропускать, но далеко не все это делают). Впрочем, подобная ситуация существует почти во всех городах, кроме Москвы. Только в Москве светофоры спроектированы так, что совершенно невозможна ситуация, когда автомобиль едет наперерез пешеходу, которому горит зеленый. В общем, в Москве пешеходы чувствуют себя наиболее вольготно по сравнению с другими городами России))

3) Кое-где встречаются полосы для общественного транспорта. По сравнению с Москвой, их совсем мало, но зато на них нельзя заезжать в выходные

4) Проблем с парковками нигде нет (Невский проспект и прилегающие к нему переулки – исключение). Платных парковок очень мало

5) Некоторые знаки снабжены немного странными табличками, например, «Остановка запрещена» + «суббота 00:00-07:00»

6) Есть несколько пересечений с железной дорогой на одном уровне (регулируемые переезды). В Москве такие переезды не встречаются

Мое путешествие подошло к концу, и с наступлением сумерек я взял курс на Москву, рассчитывая заночевать в какой-нибудь придорожной гостинице. Только выехав из Питера, заметил, что у меня спускает колесо. Тормознул на какой-то заправке, поставил запаску, поехал дальше в поисках шиномонтажа, но через километр вспомнил, что забыл на заправке колесный колпак (а стоит он более 2000р), пришлось возвращаться, развернувшись дважды через сплошную. Заночевал в придорожной гостинице в районе Чудово, койкоместо в не помню скольки местном номере (без подселения) – 500р

21 августа (понедельник)

До Москвы домчал часов за 6, и уже к обеду был дома. В пробке постоял только раз – полчаса в Солнечногорске (классика). За всю поездку получил всего один или два штрафа.

ИТОГИ

Бензин: 17710р
Жилье: 4850р
Разное: 12370р
Итого: 34930р

Общий пробег: 5700 км
Сожжено бензина: 480 л
Средняя стоимость бензина: 36.9 р/л
Средний расход: 8.4 л/100 км