Меню

Misha Simachev Blog

Камчатка (часть 2/3)
09.11.2017

ЧАСТЬ 1

11 сентября (понедельник)

Несколько часов с утра снова посвятили Толбачинскому долу, в этот раз были следующие достопримечательности: мёртвый лес (55.64246, 160.25855), кратер «Звезда» (55°38'29''N, 160°13'0''E) с небольшой пещерой, хвост вертолёта, засыпанного пеплом во время извержения (55°39'32''N, 160°14'39''E, координаты требуют уточнения) и второй конус северного прорыва (55°41'21''N, 160°14'33''E). Конус интересен тем, что содержит внутри себя множество минералов, в том числе, нигде больше не встречающихся. Мы на него поднимались (высота — 278 м) и видели работавших там геологов. Желающие, в том числе и я, набрали в качестве сувениров красивых разноцветных камушков)) У подножья конуса расположен стол с навесом, где мы перекусили. Там же расположен самодельный лабиринт из камней (55°41'0''N, 160°14'54''E), мы тоже внесли лепту в его достройку))

В этот день мы вернулись в Козыревск и заночевали там же, где и в прошлый раз.

12 сентября (вторник)

Довольно скучный день, весь его мы провели в дороге назад в Петропавловск. Единственное развлечение – купание в Малкинских горячих источниках (53°19'20''N, 157°32'27''E). Это, кстати, единственные источники, в которых я купался за эту поездку. В дальнейшем в программе были ещё несколько штук, но суть везде одна, поэтому мне даже переодеваться ради этого было лень)) Ночевал снова в гостинице Гейзер и снова без подселения.

13 сентября (среда)

Свободный день, который можно потратить на одну из двух вертолётных экскурсий – в Долину гейзеров или на Курильское озеро. Про Долину гейзеров будет сказано дальше, а Курильское озеро интересно тем, что в период нереста рыбы там собирается большое количество медведей. Однако сентябрь – уже не сезон, и есть шанс, заплатив внушительную сумму денег, ни одного медведя так и не увидеть.

Все вертолетные экскурсии выполняет одна авиакомпания – Витязь-Аэро, цены устанавливаются в начале сезона и будут одинаковыми везде – как в самой авиакомпании, так и в турфирмах-посредниках. В 2017 году полет в Долину гейзеров с посещением кальдеры вулкана Узон и Налычевской долины стоил 37 000 (только в Долину гейзеров – чуть дешевле, 33 0000). Цена экскурсии на Курильское озеро с посещением вулкана Ксудач и Ходуткинских горячих источников – 36 000. В стоимость входит трансфер из Петропавловска на вертодром (53°2'32''N, 158°18'39''E) и назад. Себестоимость лётного времени в этом году – 160 000/час, в вертолет влезает 20 человек, время в пути туда/обратно – 2 часа, таким образом, прибыль составляет более 100%. Несмотря на довольно-таки высокие цены, вертолетные экскурсии очень популярны, в сезон на них выстраиваются очереди, особенно если перед этим были нелетные дни. В связи с этим, авиакомпания планирует в ближайшее время построить несколько дополнительных взлетно-посадочных площадок в Долине гейзеров и других местах.

Погода в этот день стояла отличная, так что экскурсия в Долину гейзеров состоялась. Это мой второй полет на вертолете (первый был из Нового Уренгоя в Красноселькуп и назад по время поездки на Трансполярную магистраль), как и в прошлый раз, лететь – чуть больше часа. Полет проходил очень близко к вершинам сопок, кроме того, мы облетели два вулкана – Карымский (54°2'51''N, 159°26'31''E) (действующий) и Малый Семячик (54°7'4''N, 159°39'20''E) (недействующий, но с кратерным озером, имеющим необычный ярко-бирюзовый цвет воды).

Камчатская долина гейзеров (54°26'21''N, 160°8'12''E) – вторая в мире по количеству гейзеров (после Йеллоустоуна), и первая в мире по их компактному расположению. Подробнее про неё лучше прочитать в википедии. Гейзерные поля также есть в США, Исландии, Новой Зеландии и Чили, а одиночные гейзеры – еще в Японии и Китае (вообще это очень редкое природное явление). Работает гейзер следующим образом. Где-то под землей должен существовать подогреваемый резервуар, сообщающийся с источником холодной воды. Вода в этом резервуаре постепенно нагревается, а при её закипании начинается извержение. На место выброшенной воды снова поступает холодная, и цикл повторяется.

Долина находится на территории заповедника, и для туристов открыта лишь примерно одна седьмая её часть, ходить разрешено только по настилам. Одно время в Долину существовала также оборудованная пешая тропа (на дорогу туда/обратно уходила неделя), но потом её закрыли – возить туристов на вертолетах получается выгоднее. Место очень живописное – на склонах реки Гейзерной расположены многочисленные гейзеры, а также грязевые котлы, фумаролы и просто термальные источники. Из доступных туристам, наиболее интересный гейзер носит название «Большой» (54°26'15''N, 160°8'11''E), он извергается раз в 70 минут, егеря знают точное время этого события, и сразу по прибытии очередной группы сообщают эту информацию гиду, чтоб можно было правильно спланировать маршрут. Например, нас сначала провели по всей оборудованной территории и только потом к гейзеру, а следующую группу – сразу к гейзеру. Гейзер выбрасывает воду на высоту до 10 метров, однако из-за облаков пара, которые при этом окутывают всё вокруг, этого почти не видно. Извержение длится всего пару минут и носит характер плевков, а не одиночного мощного и длительного выброса, как я ожидал. В Долине гейзеров мы пробыли чуть больше 1.5 часов.

Если сравнивать это место с Йеллоустоуном (я там не был, видел только фотки), то надо признать, что Долина гейзеров сильно проигрывает ему по красоте и разнообразию. Кроме того, на Камчатке существует т.н. «Малая долина гейзеров» (52°31'50''N, 158°11'27''E), которая доступна простым смертным (можно доехать практически на любом автомобиле за несколько часов), и, хотя настоящих гейзеров там нет, внешне она довольно-таки похожа. Тем не менее, я не жалею потраченных денег, тем более что также побывал в кальдере вулкана Узон, о которой речь пойдет дальше.

От Долины гейзеров до вулкана Узон (54°29'42''N, 159°59'27''E) менее 10 минут лёта. Кальдера – разновидность кратера, имеет размеры 9х12 км и представляет собой равнину, окружённую невысокими гребнями скал. В кальдере расположено множество фумарол, грязевых котлов и несколько кислотных озёр, значительная часть равнины заболочена, удивительное сочетание цветов делает её очень живописной. Кроме того, здесь обнаружены следы нефти, которая считается самой молодой в мире. Как и в Долине гейзеров, для туристов доступна лишь небольшая часть кальдеры, и передвигаться тоже можно только по настилам. Здесь мы пробыли ровно час.

Третья посадка – в Налычевской долине, рядом с одноимёнными термальными источниками (53°30'28''N, 158°46'21''E). Лететь от вулкана Узон – чуть более 40 минут. В отличие от двух других достопримечательностей, сюда можно попасть не только по воздуху, но и по земле (на внедорожнике или квадроцикле). Первое, что мы увидели после приземления – медведя, пасущегося неподалеку. Медведь жрал ягоды и не обращал внимания не только на туристов, но и на собаку, которая бегала вокруг него и отчаянно лаяла)) В Налычевской долине никаких настилов нет, можно гулять где угодно, однако из-за присутствия медведя нам настоятельно рекомендовали далеко не отходить. Далее было купание в источниках (я купаться не стал) и обед. Здесь мы пробыли чуть больше часа.

От Налычевской долины до вертодрома – 20 минут лёта. После приземления всем раздали сертификаты о посещении Долины гейзеров, а затем отвезли назад в Петропавловск. В отеле я оказался примерно в 6 часов вечера, таким образом, вся экскурсия заняла 9 часов. Остаток дня потратил на поездку на «10-й километр» (3 или 4 остановки на автобусе) чтоб отремонтировать кроссовки. Дело в том, что во время поездки на Толбачик я поставил их под струю горячего воздуха печки, обогревавшей салон вахтовки, и у них отклеилась рифленая часть подошвы, в результате кроссовки стали совершенно лысыми, и ходить в них по горам стало невозможно. В единственном работавшем ремонте обуви меня «обрадовали», сообщив, что ремонт займет не менее 2 дней и будет стоить 2000р, что сопоставимо со стоимостью новых аналогичных кроссовок. В общем, я решил, что попробую обойтись резиновыми сапогами.

В тот вечер произошёл один забавный случай. Я зашел поужинать в столовку и там разговорился с каким-то местным мужиком. «По работе приехал?» – спросил он – «Не, турист» – «Ну ты даешь! Чо здесь смотреть-то?!». Вообще это довольно типичная реакция, с которой мне доводилось сталкиваться в разных уголках нашей Родины, но услышать такое про Камчатку было как-то совсем уж странно, ведь, по мнению многих, Камчатка является одним из самых интересных мест не только в России, но и на всём Земном шаре.

14 сентября (четверг)

Почти весь день мы снова провели в дороге – переезд к подножью Мутновского вулкана. На этот раз у нас сменился водитель вместе с автомобилем (КамАЗ вместо ЗИЛа), а также повар. Кроме того, наша группа увеличилась на 4 человека (3 девушки и парень). Что посмотрели по пути:

Вилючинский перевал (52°40'46''N, 158°10'38''E), высота 825 м над уровнем моря. Неподалёку расположены два довольно популярных водопада – Вилючинский (52°43'6''N, 158°14'14''E) и Спокойный (52°39'16''N, 158°11'45''E), но мы, к сожалению, туда не заезжали.

Мутновская геотермальная электростанция (52°32'14''N, 158°12'4''E) – работает за счет пара, который поступает из специально пробуренных скважин (всего их тут больше сотни, но используется около половины, остальные законсервированы). Выглядит впечатляюще.

Дачные источники («Малая долина гейзеров») (52°31'50''N, 158°11'27''E) – на самом деле, гейзеров здесь нет, но есть многочисленные термальные источники и фумаролы, которые, так же, как в «настоящей» Долине гейзеров, расположены на склонах каньона, поэтому в целом эти два места внешне похожи друг на друга.

Мутновская ГеоЭС и Дачные источники расположены по соседству, от поселка Паратунка к ним ведёт грунтовка длиной 60 км. В принципе, дорога проходима для любого автомобиля, но на перевале встречаются большие валуны, поэтому лучше иметь машину с высоким клиренсом, иначе придется ехать катастрофически медленно и аккуратно, объезжая каждый булыжник. Дорога очень живописна – это я смог оценить, напросившись в кабину на обратном пути. По рассказам, зимой высота снежного покрова тут превышает 10 м, и для проезда автомобилей в нём прорубают глубокий коридор.

Следующие примерно 20 км до туристического приюта (52°30'8''N, 158°8'6''E), расположенного у подножья Мутновского вулкана, проходимы только на внедорожнике. Путь частично проходит по кальдере вулкана Горелый. Последний, наиболее крутой подъем длиной несколько сот метров грузовик одолеть не смог из-за снежного покрова, на котором скользили колеса, поэтому вещи пришлось перетаскивать вручную. Туристический приют представлял собой двухэтажный домик с печкой, кухней и нарам, и он пришёлся нам очень кстати, поскольку в палатках мы бы задубели (высота – 1040 м над уровнем моря, ветер, утром температура опускалась ниже 0 градусов). А так, благодаря натопленной печке, температура всю ночь была очень комфортной (особенно на втором этаже, где я и спал прямо на полу), некоторым даже было жарко.

Туристический приют предназначен только для коммерческих организованных групп (запирается на ключ), но рядом расположен домик поменьше, который всегда открыт и доступен простым смертным. Когда мы приехали, там уже жили несколько человек – это были волонтеры, ремонтировавшие туалет, пострадавший от урагана неделей ранее (его буквально разнесло в щепки). Один из волонтеров оказался немцем, очень хорошо говорившим по-русски. Ремонт у них занял меньше суток, и к вечеру следующего дня туалет приобрёл первоначальный вид.

15 сентября (пятница)

День отведен на восхождение на Мутновский вулкан. Длина маршрута от туристического приюта составляет 9 км, но на самом деле часть пути (примерно 3 км) можно проехать на машине, просто наш водитель отказался это делать, боясь что-нибудь повредить на своем КамАЗе. Восхождение чуть более сложное, чем на Толбачик (но зато более короткое), путь в один конец у нас занял 4 часа. До конца дошли все за исключением одного немца (того, что помоложе), который вообще предпочёл остаться дома, т.к. плохо себя почувствовал.

Для меня наибольшую сложность представлял участок длиной примерно 200-300 метров, покрытый снегом, по которому предстояло идти под продольным уклоном. Утром снег был покрыт ледяной коркой, а поскольку мои кроссовки пришли в негодность, я шел в резиновых сапогах, которые сильно скользили, и даже треккерные палки не помогали (на обратной дороге снег подтаял, и идти стало намного легче). А вот дальше сапоги меня очень даже выручили, поскольку по пути встречались многочисленные говна, представлявшие собой глину, пропитанную водой, в которую можно было провалиться по щиколотку.

Ну пути к вершине был и один реально опасный участок – тропа шла через ущелье, где в результате частых камнепадов погибло значительное количество туристов. Этот отрезок мы преодолели, соблюдая дистанцию не менее 3 метров друг от друга в гробовом молчании, внимательно прислушиваясь.

Мутновский вулкан – действующий, в его кратере расположено множество фумарол (в том числе, довольно мощных) и грязевых котлов. В воздухе стоял такой сильный запах сероводорода и сернистого газа, что порой было сложно вздохнуть. Я даже поинтересовался, не умирал ли тут кто-то от отравления (сероводород очень токсичен), но нет, таким способом туристы в мир иной отсюда не отправлялись))

Поскольку мы ночевали у подножья, то пришли в кратер самыми первыми, зато на обратном пути оказалось, что нам навстречу идёт несколько других групп, которые немного припозднились, поскольку ехали из Петропавловска. В сезон тут, судя по всему, просто толпы народа, как и на других простых для восхождения вулканах. Обратный путь был чуть длиннее (11 км, но тоже занял 4 часа), поскольку мы сходили к водопаду в каньоне Опасный (52°28'46''N, 158°7'46''E), расположенному чуть в стороне от тропы. Водопад и каньон очень впечатлили, опять было ощущение, будто находишься где-то на Марсе!

На обратной дороге у меня разболелось левое колено (сбоку, с внешней стороны), причем настолько сильно, что последний километр я шёл с трудом. Что интересно, боль возникала только при спуске и немного – при хождении по ровной поверхности, зато на подъём я шёл, как ни в чём ни бывало. Мне сказали, что это с непривычки, и дело в связках. Вообще я уже давно заметил, что спускаться ненамного легче, чем подниматься, в какой-то степени – даже сложнее, т.к. работают совершенно другие мышцы. Сначала я подумал, что всё – отходился, однако пребывание в покое до следующего утра и 2 таблетки диклофенака более-менее решили проблему.

Ночевка там же, где и накануне – в туристическом приюте.

16 сентября (суббота)

Ранний подъем и короткий переезд к подножью вулкана Горелый (координаты стоянки — 52°34'28''N 158°5'24''E, ее высота – 1030 м над уровнем моря). Подъем довольно крутой, но короткий (4.5 км), у нас он занял 2.5 часа (набор высоты – 740 м). По пути тоже встречаются говна (особенно их много наверху), так что сапоги снова меня выручили. Очень желательно иметь треккерные палки, т.к. часть пути проходит по снегу, ноги на котором скользят. Горелый имеет два кратера, в одном из них на дне находится небольшое озеро (в наш визит оно было замерзшим), на склонах другого расположено небольшое количество не особо активных фумарол. Сверху открываются прекрасные виды на Мутновский вулкан и Вилючинскую сопку.

Спуск у меня занял примерно 1.5 часа, причём я в итоге оказался в самом хвосте из-за разболевшегося колена (на этот раз правого). Обнадеживало то, что левое колено поболело и прошло, значит, пройдёт и правое – в итоге так и случилось. Кстати, немец помоложе снова никуда не пошёл (у него были какие-то проблемы с желудком), зато тот, что постарше, на удивление легко осилил подъём, а ведь ему целых 62 года!

В этот день снова было много туристов (ещё больше, чем на Мутновском), но, поскольку мы ночевали поблизости, то и в этот раз достигли вершины первыми. Когда мы спустились, вся поляна у подножья была заставлена разнокалиберными машинами, а наверх струился бесконечный поток людей всех возрастов.

Пока нас не было, к вахтовке приходила лисица в надежде перехватить чего-нибудь вкусненького (и ей действительно перепало). Ещё одну лисицу видели прямо на дороге по пути в Петропавловск. Также в горах живут так называемые еврашки (американские суслики), довольно крупные и наглые. За время путешествия мы видели их несколько раз, а однажды даже покормили печеньем.

Ещё в этот день мы посетили Верхние Паратунские источники (52°49'25''N, 158°9'48''E), которые представляли собой крошечную купель максимум на 5 человек (я снова купаться не стал). От дороги к источникам ведёт оборудованная тропа длиной примерно 200-300 м, уходящая довольно круто вверх.

Ночёвка – в гостинице Гейзер, на этот раз у меня был сосед – тот самый парень из тех, кого присоединили к нашей группе 2 дня назад. По его словам, в предыдущие дни его, как и меня, селили в двухместный номер одного, что довольно странно.

ЧАСТЬ 3