Меню

Misha Simachev Blog

Камчатка (часть 3/3)
09.11.2017

ЧАСТЬ 2

17 сентября (воскресенье)

По программе тура в этот день предусмотрена прогулка по Авачинской бухте, но несколькими днями раннее нам предложили расширенный вариант – до бухты Русской, это на 4-5 часов дольше и на 4000р с человека дороже (доплачивали непосредственно на борту катера). Обсудив накануне это предложение, мы единогласно его приняли.

Трансфер из гостиницы в порт (его координаты — 53.01324, 158.64719) и назад входят в стоимость, отплытие в 8:30, возвращение – в 19:30, итого 11 часов, общий километраж составил 170 км. Во избежание укачивания мы все, независимо от степени подверженности этому недугу, на всякий случай приняли таблетки драмина, купленные заранее.

Что мы увидели за день? Прежде всего, невероятно красивую береговую линию и скалы причудливой формы, которые сопровождали нас всю дорогу. Самые известные – остров «Старичков» (52°46'37''N, 158°37'7''E) и скалы «Три брата» (52°53'35''N, 158°41'19''E), которые считаются одним из символов Камчатки. Лежбища сивучей (морских львов) на мысе Кекурный (52°25'0''N, 158°33'14") – видели как отдельно лежащих самцов, так и гарем (самец в окружении множества самок) и даже битву двух самцов за гарем, а также лежбище сивучей-подростков (они обосновались на пляже, в то время как остальные грелись на скалах). Семью касаток – их пришлось догонять и даже в каком-то смысле преследовать, т.к. контакта с людьми они избегают. Касатки дышат кислородом воздуха, поэтому им приходится время от времени выныривать (примерно раз в 30-60 секунд), и где это произойдёт в следующий раз, угадать сложно – они очень хитро и умело уходили от катера)). Различных птиц (запомнил чаек и топорков). Сивучей и касаток мы увидели только благодаря расширенной программе, поскольку они находятся за пределами Авачинской бухты.

Ловили рыбу (я, правда, в этом не участвовал – не моё). Собственно, рыбная ловля заключалась в простом закидывании удочки – клюёт моментально. Также на судне был водолаз, который наловил крабов (их затем сварили и съели). Очень впечатлил капитан – кажется, что он знает о Камчатке абсолютно всё, начиная с культурно-исторических и природно-биологических сведений и заканчивая многочисленными байками и историями из жизни. Практически все 11 часов путешествия он говорил без умолку, и оторваться от рассказа было невозможно. Морская прогулка стала, пожалуй, самым ярким впечатлением за всю поездку на Камчатку.

Вернувшись в порт, мы заехали в отель за вещами, оставленными там утром в камере хранения (это бесплатно), и отправились к подножью Авачинского вулкана (ехать недалеко – пару часов на вахтовке). Ночевать в палатках не пришлось и на этот раз – к нашим услугам был прекрасно оборудованный дом (53°15'37''N, 158°44'11''E) с электричеством, поступающим от дизельного генератора. Спали на двухэтажных кроватях в спальных мешках (белья предусмотрено не было).

Немцы на Авачинский вулкан не поехали (остались в отеле) по причине так и не прошедшего недомогания одного из них.

18 сентября (понедельник)

За последнюю неделю в горах выпал обильный снег, и мы до последнего момента не знали наверняка, удастся ли нам покорить Авачинский вулкан, но в любом случае решили попытаться: куда дойдем – туда дойдем. Мои колени полностью прошли (спасибо диклофенаку), так что я имел боевой настрой. Напомню, что Авачинский вулкан – самый сложный из четырех: крутой подъем длиной 8.5-9.5 км (в зависимости от маршрута), причем чем выше – тем круче, набор высоты – 1850 м, примерно треть пути проходит по снегу. На снегу ноги скользят (особенно утром при минусовой температуре), поэтому необходимы треккерные палки, но если бы снега не было, то была бы сыпуха (толстый слой мелких камней, осыпающихся под ногами), и говорят, что это даже хуже.

Я напялил на себя все теплые вещи (подштанники под джинсы, две толстовки и ветровку, балаклаву и перчатки) и в принципе почти не мёрз (пока двигаешься, холодно вообще не бывает), мёрзли только ноги в сапогах. Кстати на сапоги многие смотрели скептически и позже удивлялись, как я умудрился в них дойти, но на самом деле они скользят ненамного сильней, чем обычая обувь. Реальные минусы сапог – в них потеют ноги, а также в них залетают мелкие камушки и снег (приходится постоянно вытряхивать). Однако я уже ходил в этих сапогах десятки километров и знал, что это не смертельно.

В отличие от предыдущих восхождений, в этом нас сопровождали 2 гида, один – впереди, другой – в хвосте. Примерно в середине пути (на высоте 1200 м относительно лагеря) делается длинный привал, во время которого каждый оценивает свои силы и решает, сможет ли он двигаться дальше. Решивших вернуться назад провожает один из гидов. Из нашей группы на этом привале никто сдаваться не стал, но сдалась одна девушка в самом начале – когда мы отошли от лагеря буквально 500 м. Поскольку лагерь находится в низине, его видно со всех сторон, и потеряться невозможно, поэтому её решили не провожать, и позже это обернулось неприятной историей.

На самом деле, идти не так уж сложно, главное – поймать комфортный темп и придерживаться его. Дыхание при этом остается ровным, усталость почти не чувствуется, и кажется, что в таком ритме можешь идти много часов без перерыва. Именно такой тип ходьбы используют опытные альпинисты – медленно, равномерно и почти без остановок. Реально напрягает только последний километр, когда подъём становится совсем крутым (30 градусов к вертикали) – тут уже приходится часто останавливаться, чтоб перевести дух.

Кстати, по дороге к нашей группе присоединился самостоятельный путешественник – американец, отлично говоривший по-русски. Как оказалось, он путешествует по России и СНГ уже больше полугода (в основном, автостопом), а на Камчатку попал самолётом из Магадана, в который приехал из Якутска по Колымской трассе (тоже автостопом, кстати – ещё одна моя мечта). О своем путешествии он обещал написать книгу, причём как на английском, так и на русском языках. Кому интересно – вот его контакт.

Итак, наше восхождение заняло ровно 5 часов и не сказать чтоб было каким-то особенно изматывающим. Жерло вулкана «запечатано» лавовой пробкой, из-под которой выходит дым. Интенсивность дыма меняется день ото дня, сегодня он валил не слишком сильно. Стенки вулкана местами имеют ярко-бордовый цвет и смотрятся довольно необычно. Почва теплая, у меня, наконец, согрелись ноги)) С Авачинского вулкана открывается отличный вид на соседний – Корякскую сопку. Больше, в принципе, рассказать нечего.

Спуск был очень веселым: почти всю часть склона, покрытую снегом, я проехал на жопе (а вот спускаться по-нормальному было бы крайне сложно, т.к. очень скользко), при этом раскатал дорожку, осложнив подъём следующей группе)) Остальную часть пробежал бегом, в итоге спуск занял 2.5 часа. Кстати, американец, упомянутый выше, рассказывал про своё восхождение на некий американский вулкан, покрытый снегом от подножья до самой вершины. Так вот, это восхождение заняло целых 10 часов, а спуск – всего час (разумеется, тоже на пятой точке)!

Вернувшись в лагерь (это произошло довольно рано – в 16:30), мы не обнаружили ту девушку, которая отбилась от нас в самом начале. Её телефон находился в комнате, а куртки и фотоаппарата не было. В лагере её никто не видел, как не видели и в соседнем лагере, а также на находящейся неподалеку базе МЧС. Сначала предположили, что она всё-таки пошла на вулкан, присоединившись к другой группе. Изучая склон в бинокль, вроде бы обнаружили кого-то, похожего на неё, и стали ждать, пока она спустится, это заняло довольно много времени (порядка двух часов), и в итоге выяснилось, что это не она.

Дело шло к вечеру, поэтому было решено сообщить в МЧС, а также приступить к поискам самостоятельно. Двое гидов, при поддержке американца, вооружившись фонарями, отправились искать её по соседним холмам и примерно через час нашли (уже в темноте)! Как оказалось, она действительно решила идти наверх, но, поскольку не знала троп, пошла наугад по совершенно другому склону (поэтому её не видели ни мы, ни другие группы) – и, что самое удивительное, дошла до самого верха! Что случилось дальше, я до конца не понял – то ли она просто не успела спуститься засветло, то ли спустилась, но заблудилась в небольшом каньоне, расположенном неподалеку от лагеря (это единственное место, откуда лагерь не видно).

К счастью, всё закончилось благополучно, но назад мы отправились только в 9 вечера. К тому времени, кстати, дом заполнила новая группа, полностью состоявшая из множества китайцев)). В связи с поздним возвращением, пришлось отменить прощальную вечеринку, которую мы наметили изначально.

19-22 сентября (вторник-пятница)

Перед отлетом у меня остались 4 резервных дня, которые я решил потратить на следующие однодневные экскурсии: сплав по реке Быстрая (7000р), вулкан Вачкажец (6500р) и озеро Толмачева (7000р). Записывался в том же турагентстве, через которое приехал (без предоплаты). Если на какой-то день у них нет своих вариантов, они предлагают варианты других турагентств – очень удобно. Планам не суждено было сбыться, т.к. утром 19-го я почувствовал себя очень плохо, и понял, что чем-то сильно отравился, поэтому следующие 3 дня лежал в лёжку и ещё один день просто приходил в себя. С другой стороны, погода всё равно испортилась: и из этих четырёх дней два лил непрерывный дождь, два других было пасмурно и туманно, поэтому состоялся только сплав (без моего участия), другие экскурсии были отменены.

Куда ещё можно съездить на Камчатке:

Термальные источники «Озерки» (53°17'15''N, 158°20'55''E) – вода не просто горячая, а ещё и лечебная (в отличие от большинства других источников). Кроме того, тут из-под воды вроде бы выходит газ, который можно поджечь.

Голубые озера (53°9'34''N, 158°8'14''E) – от Елизово 15 км пешком (в одну сторону) по оборудованной тропе

Бечевинка (53°16'18''N, 159°46'54''E) – заброшенный военный городок, судя по рассказам – очень атмосферный. Достижим только по воде (примерно 100 км от Петропавловска на север), ездят обычно не менее чем на 2 дня, и обходится это недешево.

Посёлок Озерновский (51°29'31''N, 156°30'42''E) – находится в юго-западной части Камчатского полуострова на берегу Охотского моря, добраться можно только на самолете (а/к Витязь-Аэро). По словам гида, там есть прикольное кладбище (51°29'25''N, 156°29'37''E), которое постепенно размывается волнами, в результате могилы осыпаются в море. Ну на любителя))

Посёлок Октябрьский (52°39'39''N 156°14'35''E) – находится в западной части Камчатского полуострова на берегу Охотского моря, добраться можно на 208-м автобусе из Петропавловска с автовокзала, расположенного на «10-м километре» (53°4'18''N, 158°35'31''E). Отправление – ежедневно в 8 часов утра (но это нужно уточнять), время в пути – примерно 4 часа, можно съездить туда/обратно одним днём. Интересен тем, что в нескольких метрах от моря там расположены полуразрушенные здания (на фотках смотрятся постапокалиптично, тоже на любителя). Тем не менее, у кого я ни спрашивал про этот поселок, все мне говорили, что делать там нечего, а гид и вовсе настоятельно отговаривал от поездки туда: по его словам, местные жители очень агрессивны, и отхватить там пиздюлей можно почти со 100-процентной гарантией))

Несколько слов о последних днях моего пребывания в Петропавловске. Поскольку жить в «Гейзере» очень дорого, я заранее забронировал на booking.com одноместный номер на Партизанской, 31 – 1500р в сутки + 10% туристический налог. Когда я приехал на место, оказалось, что одноместных номеров нет в наличии, и меня поселят в двухместный с подселением, причём за ту же цену (правда, не стали брать туристический налог). Гостиница – пиздец и ахуй: ушатанные прокуренные номера, а основной контингент – моряки, которые пропивают тут зарплату, полученную за рейс. Круглые сутки – какие-то хождения, разговоры, мат, ругань, звон бутылок, звуки блёва из туалета и т.п., периодически кто-то пытается вломиться в твой номер. Я чувствовал себя очень хуево, поэтому пришлось согласиться на такие условия, а так унёс бы ноги из этой дыры. Единственный плюс – удобное расположение: центр. Вообще номер в гостинице за эти деньги в Петропавловске найти довольно сложно (так что цена в принципе соответствует качеству), но можно снять квартиру.

В первый день моим соседом был пожилой моряк, который пришёл только переночевать. Следующие 3 дня – тоже моряк, помоложе (примерно лет 40). До этого он жил в другом номере, но потом решил отселиться от своих друзей-алкашей, находиться с которыми в одной комнате стало невыносимо. Хороший мужик, но очень навязчивый, постоянно пытался меня накормить или предлагал выпить, хотя знал, что, в связи с отравлением, ни есть, ни тем более бухать мне нельзя. Как ни странно, примерно 3/4 всего времени он проспал – я даже не думал, что человек может столько спать. По его рассказам, последние полгода он провёл на острове Матуа в составе экспедиции Русского географического сообщества (работал там поваром). Матуа расположен в центральной части Курильской гряды, во время Второй Мировой войны его активно использовали японцы, в связи с этим, сейчас там ведутся раскопки.

23 сентября (суббота)

Погода, наконец, наладилась, а моё недомогание полностью прошло, но сегодня уже предстояло лететь домой, правда самолёт – только в 15:30, так что с утра я успел кое-куда съездить, а именно – на Халактырский пляж и Мишенную сопку.

Халактырский пляж (53°0'46''N, 158°53'57''E) – кусок береговой линии с черным песком, довольно популярное место, и, если вы только приехали на Камчатку, вам понравится, мне же здесь показалось не очень интересно – слишком много всего более впечатляющего довелось увидеть в предыдущие дни. Расположен в 20 км от Петропавловска, примерно треть дороги довольно сильно разъёбана, но, несмотря на это, до самого берега можно доехать на любой машине. Если добираться своим ходом, то сначала на автостанции КП (53°2'10''N, 158°39'40''E) нужно сесть на автобус до Заозерного, затем ещё около часа идти пешком. Я ездил на такси.

Мишенная сопка (53°2'27''N, 158°38'14''E) – находится почти в центре Петропавловска, имеет высоту 383 м и является самой высокой точкой города. В хорошую погоду сверху открывается замечательный вид на Петропавловск, Авачинскую бухту и вулканы. Наверх ведёт разъёбанная грунтовка-серпантин, общественный транспорт туда не ходит, я ездил на такси. Пара слов о Петропавловске. Город относительно современный и исторического центра не имеет, смотреть особо нечего. Часть зданий выглядят новенькими (или были недавно отреставрированы), часть стоят с облупившейся краской (а-ля Мурманск) и имеют довольно плачевный вид.

Затем меня отвезли в аэропорт, покатушки суммарно заняли 2.5 часа, заплатил за них, кажется, 2500р. Назад я летел с комфортом: самолет оказался полупустым, рядом со мной было 2 свободных места, и я разлёгся на них like a boss)). А вот по дороге туда самолет был забит под завязку, конец августа / начало сентября – это всегда ажиотаж. Пролетая над Красноярским краем, видел в иллюминатор плато Путорана – ещё одна моя мечта, обязательно побываю там в ближайшие годы! Приземлились в 15:00 – даже раньше, чем вылетали, впереди ещё целый день! Люблю летать с востока на запад))

БЮДЖЕТ

Авиабилеты+аэроэкспресс 32 720
Тур+морская прогулка 64 600
Долина гейзеров 37 000
Жилье (последние 4 дня) 6 000
Разное 7 680
Итого 148 000