Меню

Misha Simachev Blog

Углич-Весьегонск
14.11.2017

ФОТКИ

Савелово-Калязин-Углич (2017.09.30) yandex, vk
Сонково-Бологое (2017.10.01) yandex, vk
Сонково-Весьегонск (2017.10.08) yandex, vk
Сонково-Калязин (2017.10.09) yandex, vk

ВИДЕО

Савелово-Калязин-Углич (2017.09.30) youtube, vk
Сонково-Весьегонск (2017.10.08) youtube, vk
Сонково-Калязин (2017.10.09) youtube, vk

30 сентября – 1 октября

Золотая осень – лучшее время для изучения железнодорожных ебеней, и на этот раз я отправился в Савёловскую ГлухоманьTM с целью проехать два непопяченных ранее отрезка: Калязин-Углич и Овинище-Весьегонск. Поскольку интенсивность грузового движения на этих ответвлениях стремится к нулю, было решено ехать на пригороде. Из Савелово в Углич поезд ходит 5 раз в неделю (кроме чт и вс), в обратную сторону, как ни странно, – ежедневно, на участке Сонково-Весьегонск – 2 раза в неделю (чт, вс). Предварительный план был таким:

09:15 – 11:27 Тимирязевская – Савелово (289р)
12:05 – 15:00 Савелово – Углич (263р)
15:42 – 17:07 Углич – Калязин (130р)
21:23 – 23:32 Калязин – Сонково (189р)
09:10 – 12:32 Сонково – Весьегонск (279р)
14:40 – 17:51 Весьегонск – Сонково (279р)
21:23 – 06:27 Сонково – Москва-Белорусская (594р, ПДС, плацкарт)

Про поездку Тимирязевская–Савелово рассказывать нечего. Поезд Савелово–Углич представлял собой тепловоз 2М62У с двумя вагонами – плацкартным и сидячкой, причём Углич в качестве конечной станции был указан только на одном из них, на втором – Сонково, и я подумал, что в Калязине его отцепят, однако до Углича доехали оба. Как обычно, всю дорогу я находился в тамбуре (он был нерабочим) и фоткал. Проводница не обратила на меня внимания и билет продать не пыталась, так что я непроизвольно применил «тамбур-хайдинг», хотя намерения избежать оплаты у меня не было. Что интересно, на обратном пути (Углич – Калязин) меня тоже почему-то не обилетили, хотя большую часть пути я находился в вагоне и в тамбур выходил лишь изредка.

На мой взгляд, участок Савелово–Углич – самый прикольный во всей Савеловской Глухомани, т.к. проходит через несколько красивых мостов (как до Калязина, так и после), но далеко не самый ебенёвый (по сравнению с Тихвин-Будогощь или Окуловка-Неболчи, например). На отрезке Савелово–Калязин уложен бесстыковый путь и существует регулярное грузовое движение (на Сонково и дальше в сторону Питера), а от Калязина до Углича шпалы местами бетонные, местами – деревянные, грузовое движение тут эпизодическое (короткие вывозные составы в лучшем случае несколько раз в неделю).

В Угличе у меня было всего 40 минут, поэтому я предпринял беглый осмотр города на такси, которое вызвал заранее, чтоб не терять ни минуты. Мне показали Угличскую ГЭС (57°31’49″N, 38°17’58″E) и входящий в её состав шлюз (57°31’48″N, 38°17’48″E), а также несколько церквей и монастырей, названий которых я не запомнил. Город достаточно интересный, в нём можно провести целый день. За покатушки заплатил 500р.

Затем я доехал до Калязина и провел несколько часов там. Оказалось, что город довольно уныл, и помимо Колокольни затопленного собора Николая Чудотворца (57°14’38″N, 37°51’24″E) смотреть там практически не на что. Я уже бывал в этом городе ранее (в июле 2012, приезжал на машине), тогда удалось сплавать к этой колокольне на моторной лодке, но то было летом, а в этот раз у причала не было пустынно, хотя, наверное, при особом желании, человека с моторкой найти было бы можно.

Рядом с Калязиным есть ещё одна известная достопримечательность — радиотелескоп РТ-64 (57°13’22″N, 37°54’1″E) диаметром 64 м, один из крупнейших в России. В предыдущую поездку нам даже удалось подняться на самый его верх, т.к. он находился в стадии реконструкции (результат пожара 2010 года) – всё оборудование было снято, и рабочие разрешили нам полазать по нему. В этот раз я туда не ездил (т.к. уже темнело). Судя по информации с викимапии, на данный момент он функционирует. Фотки ниже — с поездки 2012 года

Остаток вечера до поезда на Сонково провёл в единственной работавшей кафешке в центре города. Здания вокзала в Калязине нет (сгорело в 2012 году), так что это было единственное место, где можно было скоротать время в тепле. Цены в кафешке оказались вполне московскими – солянка стоила, кажется, 200р, жаркое – 250р.

Ночь мне предстояло провести в Сонково, а, поскольку гостиниц там нет, спать я планировал в здании вокзала, открытом круглосуточно. Раньше там был небольшой уютный зал ожидания с приглушённым светом, и можно было заныкаться в углу за рядами стульев, расстелив надувной матрас и спальник, однако после реконструкции зал стал просторным и очень светлым – в принципе хорошо, но ламповость пропала. К тому же, ряды стульев установили вдоль стен, и расположиться на ночлег так, чтоб спрятаться от случайных взглядов, стало негде.

Сонково – крупная узловая станция, значит, тут должен быть дом отдыха локомотивных бригад – предположил я и решил туда вписаться. Оказалось, что он действительно существует и расположен за зданием депо (57°46’41″N, 37°9’16″E), там же находится и недорогая РЖД-шная столовка, работающая круглосуточно (правда ассортимент блюд довольно беден). Я предъявил РЖД-шное удостоверение, и меня без проблем поселили, выделив мне одному целый двухместный номер. Отопление ещё не включили, и в комнате было очень холодно (ненамного теплей, чем на улице), но я укутался в спальник и согрелся.

На следующее утро произошел фейл – я проспал поезд на Весьегонск. Такое со мной случается крайне редко, за всю жизнь можно по пальцам сосчитать случаи, когда я не просыпался от будильника (даже при использовании берушей). Но что случилось – то случилось, и дальнейший план пришлось пересмотреть – принял решение ехать в Бологое на грузовом поезде. Я уже однажды ездил по этой ветке (на пригороде), но в тот раз не фотографировал и вообще половину пути проспал, поэтому в любом случае планировал повторить эту поездку.

Придя в западную горловину станции, я обнаружил готовый состав в нужную сторону, полностью состоявший из хопперов. Спросил у машиниста, куда они едут, оказалось, что в Бологое, хотя, в принципе, можно было и так догадаться, поскольку хопперые поезда как раз идут по маршруту Ярославль-Рыбинск-Сонково-Бологое-Дно, и однажды мы на таком тр*йнх*пнули (Бологое-Дно). Предъявив удостоверение, я вписался в заднюю кабину. Затем на сайте РЖД оформил возврат билета Сонково-Москва.

Дорога до Бологого заняла чуть больше 7 часов (отправились в 10:20, прибыли 17:30, расстояние – 193 км). По пути было много остановок для пропуска встречек, в основном это были составы, полностью состоявшие из цистерн либо хопперов, поэтому данная ветка не является «тр*йнх*п-френдли»)) Хотя ситуация постоянно меняется. Ветка довольно ламповая и живописная, из запоминающихся достопримечательностей – Калининская АЭС, которая находится в Удомле, и градирни которой видно издалека, а также дамба-мост через озеро Кафтино (57°55’51″N, 34°15’0″E) на подъехзде к Бологому. Поездка в ТИСС. Из Бологого вернулся в Москву на ПДС-е отправлением в 19:13 и прибытием в 23:54 на Курский вокзал, билет обошелся в 462р (плацкарт боковушка, без белья).

7-10 октября

Незаконченные дела я почти всегда рано или поздно заканчиваю, на этот раз не стал затягивать и снова отправился в Сонково в следующие же выходные. Как и в прошлый раз, прибыл туда в 23:32 (но уже прямиком из Савёлово, без заезда в Углич) и снова отправился в дом отдыха локомотивных бригад. В эту смену администраторша была более строгой и сначала селить меня не хотела, поскольку я не являюсь ни машинистом, ни помогалой, однако потом всё-таки пошла мне навстречу. Номер был тем же, что и в прошлый раз, но теперь внутри было тепло – наконец включили отопление.

Я поставил аж 3 будильника с разницей в 5 минут, положил телефон у самого уха и в результате, конечно, не проспал. Поезд на Весьегонск представлял собой тепловоз 2М62У с одним прицепным вагоном (сидячкой). Тамбур на этот раз был рабочим, и я, следуя предыдущему опыту, заранее подошел к проводнице и попросил разрешения ехать в тамбуре. Сначала она категорически отказывалась, но потом удалось уговорить её разрешить мне находиться там хотя бы до Красного Холма. Дело в том, что на обратной дороге я решил выйти в Холме, чтоб посмотреть там одну достопримечательность (а до Сонково затем доехать автостопом), таким образом, по дороге туда я решил отфоткать отрезок Сонково-Холм, а на обратной дороге, воспользовавшись тем, что тамбур уже не будет рабочим, – отрезок Весьегонск-Холм. По факту получилось, что в тамбуре я ехал до самого Весьегонска: проводница поняла, что никакой опасности я не представляю, поэтому больше ко мне не цеплялась, хотя в Холме вяло попыталась выпилить меня назад в вагон. В любом случае, она сочла меня очень странным))

От Сонково до Овинища шпалы частично бетонные, частично – деревянные (примерно 50/50), затем до Весьегонска – исключительно деревянные, причём утопленные в землю и заросшие травой – очень лампово. Разъездов по дороге нет. Последние километры проходят через обширные болота, сплошь усеянные местными жителями, собирающими ягоды (никогда не видел столько ягодников одновременно!)

По прибытии в Весьегонск я обнаружил маневровый тепловоз с несколькими лесовозами (как раз шла погрузка). Спросил у машиниста, куда они едут и во сколько отправятся – оказалось, в Пестово, а отправятся не скоро (ещё грузить и грузить). Как бы то ни было, когда спустя примерно полтора часа я вернулся на станцию, этого поезда уже не было. Кстати, рельсы уходят еще примерно на 500 м дальше за станцию (через переезд и небольшой мост), там расположен гараж, где, вероятно, хранят тепловоз.

В Весьегонске смотреть нечего. Я дошел до берега Волги, прогулялся по пляжу, а затем вернулся на станцию уже через город. На обратной дороге, как и планировал, вышел в Красном Холме, в окрестностях которого расположена необычная детская площадка (58°2’17″N, 37°4’42″E), созданная одним из местных жителей и являющаяся локальной достопримечательностью. Я уже бывал в Красном Холме раньше, но на тот момент про неё не знал. От станции до детской площадка – 3 км, а поскольку до заката оставалось меньше часа, я добрался до неё на такси. Другие достопримечательности, расположенные по соседству: церковь Зосимы и Савватия (58°2’15″N, 37°4’41″E) (полуразрушенная) и Краснохолмский Николаевский Антониев Монастырь (58°2’17″N, 37°5’17″E) (тоже полуразрушенный, но находящийся в процессе реставрации).

Детская площадка представляет собой несколько самодельных аттракционов (качели, карусели и ещё нечто, не поддающееся классификации), сделанных с большой долей креатива. Осмотрев всё это добро, я оправился к повороту дороги, ведущей в Сонково (58.036920, 37.088484) и начал стопить. Через некоторое время остановился священник, от которого я узнал, что эта дорога очень плохая, поэтому по ней никто не ездит, но в Сонково ведёт и другая более качественная дорога (параллельная этой, но длиннее неё на 8 км). Он подбросил меня до переезда (58.027018, 37.114491), а от него я прошел ещё 2 км пешком до поворота на описанную выше дорогу. Вскоре меня подобрал местный житель и подкинул примерно на 10 км до соседней деревни. Там я простоял минут 40 под фонарем (уже полностью стемнело) задубел и хотел уже пройтись некоторое расстояние пешком, чтоб согреться, как вдруг остановилась девятка, за рулем которой сидел железнодорожник (путеец), ехавший как раз в Сонково. Поскольку я стопил в рыжухе, он принял меня за своего. Дорога до Сонково в основном заасфальтирована, но есть кусок с грунтовым покрытием (нормального качества).

В Сонково я оказался в 19:30, и дальше, по первоначальному плану, можно было бы запилиться в вечерний ПДС на Москву, однако я решил снова здесь заночевать с тем, чтоб вернуться в Москву на утреннем пригороде и отфоткать участок Сонково-Калязин, который во все предыдущие поездки проезжал в темноте. Идти в дом отдыха лок.бригад было немного стрёмно, учитывая холодный приём накануне. Решил мельком заглянуть в комнату администраторши, и, если там будет та же самая, что прошлым вечером, пойти спать на вокзал. В эту смену оказалась другая, гораздо более лояльная, она селила меня в прошлые выходные, без проблем поселила и в этот раз.

Про путь в Москву рассказать особо нечего. В 7:15 погрузился в поезд, представлявший собой один сидячий вагон под тепловозом ДМ62, в 11:24 прибыл в Савёлово, билет стоил 321р. Немного не доезжая Калязина расположен длинный мост через Волгу (57°15’25″N, 37°43’16″E), в остальном отрезок Сонково–Калязин вполне обычный и незапоминающийся. В Калязине – традиционная 40 минутная стоянка для смены направления движения. В Савёлово я сел на ближайшую электричку и через 2 часа оказался дома.

Итак, на данный момент почти вся Савёловская Глухомань попячена, осталься небольшой участок Огарёво-Подборовье. Другие отчёты о моих поездках по СГ:

Ярославль-Рыбинск-Сонково-Бологое (2014)
Поездка в Питер через Савелово и Хвойную (2015)
Тихвин-Будогощь-Хвойная-Кабожа-Огарёво-Чагода (2016)
Неболчи-Окуловка (2016)