Меню

Misha Simachev Blog

Осташков-Соблаго-Кувшиново-Торжок
17.11.2017

ФОТКИ

Осташков-Соблаго yandex, vk
Соблаго-Кувшиново yandex, vk
Торжок-Кувшиново yandex, vk
УЖД Боровичевского комбината yandex, vk
Новгородская область yandex, vk

ВИДЕО

Осташков-Соблаго youtube, vk
Соблаго-Кувшиново youtube, vk
Торжок-Кувшиново youtube, vk
УЖД Боровичевского комбината youtube, vk
Изливающаяся скважина youtube, vk

5-6 октября

Наконец мои руки и ноги дошли до ветки Соблаго-Кувшиново-Торжок, которая не только считается элитными ебенями, но и является одной из немногих, до сих пор оборудованных действующими семафорами. На участке Осташков-Соблаго-Кувшиново существует пассажирское движение, но лишь дважды в неделю (пн, пт), на участке Кувшиново-Торжок – только редкое грузовое, мне удалось проехать оба, правда, не за одну поездку.

Используя последние свободные дни своего фрилансерского образа жизни (по ряду причин вскоре снова решил вернуться к офисной работе), для поездки по первому участку выбрал пятницу (6 октября). До Осташкова решил добираться на маршрутке накануне вечером. Маршрутки ходят довольно часто, предпоследняя – в 16:30 (прибытием в Осташков в 23:22), последняя – в 18:30 (прибытием в 0:30). Билет покупал заранее на Яндексе, поскольку, как и предполагалось, желающих больше, чем мест. Сначала решил ехать на предпоследней маршрутке, но, когда уже был в метро, понял, что забыл фотоаппарат, пришлось возвращаться домой, сдавать билет и покупать на более поздний рейс (730р).

В Тушино, откуда отправляются маршрутки, я приехал сильно заранее (минут за 40), т.к. подозревал, что не сразу найду место их отправления. На поиски действительно ушло около получаса, оказалось, что стоянка, с которой отправляются междугородние автобусы, находится здесь: 55.826618, 37.438615. Несмотря на час-пик, в пробках немного постояли только на выезде из Москвы, а дальше маршрут проходил по Новорижскому шоссе, и мы ехали очень шустро, поэтому в Осташкове оказались почти на час раньше (примерно в 23:30)

В Осташкове я заранее забронировал хостел, но, придя по указанному адресу, ничего похожего на гостиницу не обнаружил. Звоню, уточняю – да, адрес правильный, но дом, который по нему расположен, должен быть не двух-, а четырехэтажным. Тут меня осеняет мысль, спрашиваю: «А город какой – Осташков?» – «Нет, вообще-то мы в Питере» – «А на Яндекс-картах вы отмечены в Осташкове» – «Очень странно, мы разберёмся». Мда, бывает. Опять же на Яндекс-картах стал искать другие места для ночлега, и вскоре нашёл приемлемое по цене (что-то типа 600р за койко-место), причём прямо на берегу Селигера (здесь 57.149879, 33.113999). Там и заночевал.

Поезд Осташков-Кувшиново представлял собой тепловоз ТЭП70 с прицепным вагоном-сидячкой. Отправление – в 7:40, прибытие на конечную станцию – в 12:17, в Соблаго стоянка полчаса для смены направления движения, цена билета – 365р. До Соблаго крайний тамбур был нерабочим, но затем стал рабочим, однако проводница была лояльна к туристам вообще, и ко мне в частности, поэтому разрешила находиться в нём всю дорогу. На участке Осташков-Соблаго шпалы в основном бетонные (кстати я уже проезжал здесь однажды в рамках поездки Великие Луки – Бологое), на участке Соблаго-Кувшиново – исключительно деревянные, ветка очень живописная и ламповая и настоятельно рекомендуется к посещению. Семафорами оборудованы 3 станции: Скакулино, Селижарово и Ранцево.

По прибытии в Кувшиново я выяснил у дежурной, что существует грузовое движение на участке Торжок-Селижарово, но сегодня в Торжок поезд пойдет не скоро (в районе 5 вечера, а может и позже). Я не стал ждать, т.к. поездка, скорее всего, будет проходить в темноте и поэтому потеряет всякий смысл. Пешком дошёл до трассы (3 км) и вскоре застопил машину до Торжка, причём за рулем была женщина.

В Торжке я первым делом посетил ж/д станцию и тоже пообщался с дежурной. Выяснилось, что поезда на Селижарово отправляются почти каждый день в промежуток между 9 и 10 утра (в т.ч. в выходные), это может быть короткий состав или тепловоз резервом, причём как магистральный (ДМ62), так и маневровый. Больше в Торжке ловить в этот день было нечего, оставалось возвращаться в Москву через Тверь. Ближайшая электричка на Тверь ожидалась только через 2 часа, и я снова решил применить автостоп. Встал за переездом и бесплодно простоял там примерно полчаса, затем ко мне подошла дежурная по переезду и посоветовала ехать на маршрутке, а также объяснила, где находится автовокзал (57°2'37"N 34°58'5"E). Я последовал её совету (маршрутки в Тверь ходят часто, чуть ли не каждые полчаса, цена билета – 140р), а из Твери вернулся в Москву на «ласточке» (510р). В принципе, из Кувшиново ходят прямые маршрутки сразу до Твери, но тогда я не собрал бы инфу об отправлении поездов из Торжка.

14-15 октября

Очень хотелось всё-таки проехать отрезок Торжок-Кувшиново, но переться ради него одного в такую даль казалось неоправданным, поэтому, после некоторых раздумий, мне в голову пришла мысль объединить эту поездку с автомобильными покатушками выходного дня по Тверской и Новгородской областям, где с давних времён осталось несколько непопяченных интересных объектов.

В субботу в 5 утра я выехал на машине из Москвы в расчёте достигнуть Торжка не позднее 8:30. Дорога была совершенно свободна, и в пробках нигде стоять не пришлось (даже Солнечногорск и Клин проскочил «с ветерком»), поэтому приехал в Торжок даже раньше 8 утра. Дежурная по станции подтвердила, что тепловоз на Селижарово будет сегодня в районе 9:30, но, если б его не было в субботу, я бы приехал в Торжок ещё раз в воскресенье, после осмотра достопримечательностей.

Некоторое время я пошароёбился по станции и вскоре заметил на самых дальних от платформы путях маневровый тепловоз, который только что приехал со стороны депо (57°3'26"N, 34°59'4"E). Я ожидал, что тепловоз будет магистральным, но на всякий случай подошёл и спросил, куда они едут, оказалось – это тот самый тепловоз и есть. Попросил взять меня до Кувшиново (предъявив удостоверение), у меня спросили про право проезда, которого у меня не было, но всё-таки дали разрешение на проезд. Отправились в 9:45. В Торжке мы подцепили 5 хопперов, которые затем отцепили и закрепили в Торжке-Южном, дальше ехали резервом. Помимо меня, машиниста и помощника машиниста в кабине находились ещё двое – вагонник, который осуществлял манипуляции с хопперами, и просто какой-то железнодорожник, которому тоже нужно было в ту сторону. Сначала я не мог придумать, где бы мне встать, чтоб иметь возможность фоткать окружающую местность, но потом нашёл пятачок за сидением машиниста и обосновался там. Это, кстати, моя первая поездка в маневровом тепловозе.

В Кувшиново мы прибыли в 11:20, проехав 58 км за 1.5 часа, остановок, за исключением Торжка-Южного по дороге не было. Поездка в ТИСС. Ветка полностью отремонтирована и не очень интересна, семафоры здесь не встречаются. Назад в Торжок решил возвращаться не автостопом, как в прошлый раз, а на маршрутке. Автовокзал расположен на главной площади (57°1'44"N, 34°9'59"E) в 1.3 км от станции. Когда я пришёл туда, маршрутка на Торжок как раз отправлялась, но мест в ней уже не было, пришлось ехать на следующей (кажется, через 40 минут).

Дальнейшее путешествие, которое растянулось до вечера воскресенья, я продолжил на машине (ночевал в комнатах отдыха на вокзале Бологое). Что посмотрел:

Двойной железнодорожный мост через Тверцу (57°0'23"N, 34°59'31"E) – это первое место, куда я отправился по прибытии в Торжок. Машину оставил у переезда (57°0'9"N, 34°59'2"E), оттуда до мостов 600 м пешком вдоль ж/д. Мостов два, по одному проходит ветка на Ржев (на него можно подняться по лестнице), по второму – на Кувшиново. Я не упустил возможность забраться на мост и пофоткать сверху, причём мне очень повезло: как раз в этот момент на Ржев проехал длинный грузовой состав, который я видел ещё рано утром в Торжке до поездки в Кувшиново. Мосты охраняются, но не очень тщательно: охранник обычно сидит в будке, при проезде поезда он вышел на улицу, но никакого внимания на меня не обратил.

Остатки ж\д моста (57°32'22''N, 34°33'12''E). На машине можно доехать до окраины деревни Кашарово, затем еще примерно 300 м пешком. Мост разрушен, пересечь по нему реку (точнее, рукотворный канал) невозможно. Что за железнодорожная линия здесь проходила – неизвестно (update: Вышний Волочек — карьер "Октябрький")

Калининская АЭС (57°53'59''N, 35°3'3''E). На территорию, конечно, попасть нельзя, но можно объехать вокруг и посмотреть на АЭС с разных ракурсов. На самом деле, экскурсии на АЭС всё-таки возможны, но для этого нужно самостоятельно собирать группу и заранее всё согласовывать.

Дача Чайка (57°58'8''N, 35°2'7''E). Бывшая дача художника В.К.Бялыницкого-Бируля. Расположена неподалёку от Калининской АЭС, можно подъехать на машине вплотную. Я приехал сюда в 17:10, дача ещё была открыта, и мне удалось не только погулять по территории, но и изучить внутреннюю обстановку дома (очень симпатично).

Изливающаяся скважина (58°24'1''N, 34°36'22''E). Расположена в непосредственной близости от дороги, можно подъехать на машине вплотную. От Боровичей в сторону скважины нужно ехать по трассе Р8, асфальт на которой местами сильно разбит. В тех краях есть ещё одна скважина, расположенная на окраине деревни Владыкино (58°16'26"N, 34°34'7"E). На машине можно доехать до деревни Карманово (58°17'57"N, 34°37'5"E), дорога – в основном асфальт умеренной степени разъёбанности и под конец немного грунтовки нормального качества (от первой скважины – 18 км), затем – ещё 4.5 км пешком. Пройти это расстояние мне не удалось, т.к. почти сразу дорогу мне преградило разлившееся после дождя болото, и высоты сапог не хватило, чтоб его преодолеть. По словам местной жительницы, дальше дорога лучше, а в сухую погоду заболоченный участок проходим даже в невысоких сапогах. Подъехать ко второй скважине вроде бы можно также со стороны деревни Изонино (58°16'54"N, 34°33'1"E), к которой ведет нормальная дорога.

УЖД Боровичевского комбината строительных материалов (58°23'1"N, 33°57'4"E). Я уже бывал здесь ранее в рамках поездки «УЖД-тур II», тогда нам в виде исключения разрешили пройти на территорию и немного погулять там, правда, в сопровождении одного из сотрудников. В тот раз мы посмотрели только ту небольшую часть ж/д ветки, которая находится на территории комбината, а она продолжается ещё примерно на 1.5 км в сторону карьера. В этот раз я решил восполнить данный пробел и сначала попытался снова запилиться через проходную комбината, но охранник отказался меня пускать. Тогда я доехал на машине до окраины СНТ (58.3789739, 33.956499), откуда до УЖД ведёт тропинка длиной метров 300. Прошёл по рельсам всю ветку, понаблюдал за погрузкой глины в вагонетки (комбинат работает без выходных), затем вернулся назад, поднялся на глиняный отвал и с него заснял проезд состава. Ветка электрифицирована постоянным напряжением 220 в, скорость электровоза регулируется подниманием и опусканием пантографа (в зацеперской терминологии – «пантографошатанием», здесь оно разрешено официально)))

Валдайский Иверский мужской монастырь (57°59'22''N, 33°18'16''E) – находится на одном из островов Валдайскоро озера, но можно доехать на машине (через мосты и дамбы). Очень живописное место. На территорию монастыря заходить не стал (ибо попса и баян), ограничившись беглым осмотром снаружи, более подробно осмотрю, когда буду на пенсии))

Указатель «Шаурма-Шаверма» (57°55'39''N, 33°34'50''E). Расположен рядом с кафе «Полпути», которое находится примерно посередине между Москвой и Питером. Неподалеку, в г.Валдай, есть ещё один похожий указатель – «Бордюр-Поребрик» (57°58'39"N, 33°15'1"E), туда я заезжал в августе в рамках поездки в Карелию