Меню

Misha Simachev Blog

Ледяная пещера / Сьяны / Сокские штольни
11.03.2018

ФОТКИ

Ледяная пещера yandex, vk
Сьяны yandex, vk
Самара yandex, vk
Сокские штольни yandex, vk

Бывать под землей мне доводилось не так часто (я больше любитель высоты), сейчас кратко расскажу про три системы каменоломен, которые я посетил

Ледяная пещера под Старицей (2013.03.03)

Одна из нескольких систем известняковых каменоломен в этом районе, небольшая – можно обойти за полчаса, не торопясь. Интерес представляют первые два зала, в которых в начале весны (когда начинается таянье снега, но температура воздуха всё ещё остается отрицательной) вырастают ледяные сосульки-сталагмиты высотой до полуметра и даже больше. Кроме того, здесь водятся в большом количестве летучие мыши, которые целыми семьями спят в углублениях в потолке. Мышки совсем маленькие – с пол кулака, людей почти не боятся. Для фотографирования сосулек рекомендуется взять с собой десяток свечек, а лучше – разноцветных фонариков: если их правильно расставить, можно получить очень необычную картинку.

Координаты входа в пещеру — 56°34'50"N, 34°59'46"E. На машине можно доехать до Пентурово, дальше примерно 1.5 км пешком до Толпино и еще столько же до входа в пещеру (идти около часа быстрым шагом). В Толпино необходимо переправляться в брод (или перепрыгивать) через ручей, так что лучше иметь сапоги. Последние 500 метров — по протоптанной тропинке. На случай, если тропинка занесена снегом, найти дорогу можно так: вход в пещеру расположен на берегу ручья (в овраге, но не у самой воды, а чуть повыше), который впадает в Волгу, с правой стороны (если стоять спиной к Волге), на расстоянии примерно 100 м от берега Волги. Вообще входа два, но один побольше (тот, который немного дальше от Волги), в него можно войти, просто пригнувшись.

Общее расстояние от Москвы – 240 км, ехать примерно 4 часа в один конец. Дорога запомнилась небольшим происшествием. Я ехал по обледенелой дороге за каким-то местным лихачом, но на крутом повороте смалодушничал и слегка притормозил. Несмотря на то, что я лишь чуть-чуть коснулся педали тормоза, машина тут же ушла в занос, ее пару раз развернуло вокруг своей оси и вынесло на обочину. К счастью, обошлось без повреждений, отделались легким испугом. За мою огромную автомобильную практику подобное случилось со мной потом еще раз, причём летом, на грунтовой дороге в Костромской области. Неочевидное свойство грунтовок состоит в том, что они являются очень скользкими, будто покрытыми льдом, об этом я более подробно писал в отчете о поездке в Карелию.

Сьяны (2017.12.16)

Сьяны (статья в википедии) – главный подмосковный баян, они настолько популярны, что в любой день недели и любое время суток в системе постоянно находятся десятки человек, а на открытие сезона (в 2017 году это было 3-5 ноября) Сьяны за выходные посещает более тысячи человек. Представляют собой разветвленную систему ходов общей длиной более 30 км, настолько запутанную, что новичку будет трудно разобраться в ней даже при наличии подробной карты. Вход в каменоломни (55°29'7"N, 37°47'15"E) представляет собой автобусную остановку, внутри которой расположен колодец глубиной метров 10, укрепленный бетонными кольцами и оборудованный металлической лестницей. Внизу при входе, как и в большинстве других подземных системах, лежит тетрадка, в которую желательно записаться при «забросе» и «выбросе», чтоб, в случае чего, тебя стали искать. Впрочем, все записываются как попало, ни фамилий, ни даже имен, в основном «погоняла».

Коридоры довольно просторные, почти везде можно ходить в полный рост или слегка пригнувшись, и лишь кое-где нужно передвигаться на четвереньках, а в отдельных местах (т.н. «шкурники») – ползти на пузе, толкая перед собой рюкзак, но мы в такие дебри не забредали. Почти везде сухо и относительно негрязно, резиновые сапоги или какая-то спец.одежда не требуются. Температура воздуха внутри – 5-7 градусов, пока двигаешься – тепло даже без куртки, но, если долго сидеть, можно подмерзнуть.

Вообще Сьяны интересны большим количеством «арт-объектов», например, «Алтарь желаний», «Аристарх», «Памятник Цою», почтовый ящик с письмами Деду Морозу, телефон «Позвони маме», качели… За многие годы разными людьми сюда было принесено огромное количество различных табличек: с названиями городов и улиц, с номерами домов и маршрутов автобусов, дорожных знаков и т.п. Также интерес представляет «водокап» — в месте, где с потолка особенно активно капает вода, натянут кусок полиэтилена, по которому эта вода стекает в специальный бак, откуда её потом может набрать любой желающий (вроде бы можно пить даже без кипячения, но это не точно).

Контингент, регулярно посещающий Сьяны, довольно специфичный – почти все жестко бухают и/или употребляют беспонтовые вещества типа тарена. Ведущий себя неадекватно, а иногда и вовсе валяющийся без сознания человек – обычное дело, но для окружающих эти типы опасности не представляют, т.к. ведут себя неагрессивно. Нам довелось побывать в одной из центральных зал, через которую ведут все ходы, и, минуя которую, попасть в другие части системы невозможно. Она знаменита тем, что там постоянно сидит куча народа и происходит адский бухач: в центре залы стоит ведро с водкой, и всех проходящих мимо чуть ли не насильно заставляют её пить (нам пришлось преодолевать это место почти бегом).

В то посещение нас было четверо, и самый опытный из нас бывал в Сьянах прежде всего три раза, поэтому с непривычки, несмотря на наличие карты, мы довольно много плутали и поэтому продвигались вперед крайне медленно. За несколько часов мы успели пройти не более километра в одну сторону, попить чайку в одном из гротов и вернуться назад. Сначала пара человек из нашей компании планировала остаться в Сьянах на ночевку, но затем все приняли коллективное решение возвращаться в Москву вместе. Вообще с Сьянах немало тех, кто забрасывается туда на несколько дней, а некоторые и вовсе живут там неделями. Ну это, конечно, на любителя, я бы охренел от скуки, хотя опыт, наверное, интересный.

Эта поездка в Сьяны была ознакомительной, планирую вернуться туда еще раз с прошаренным экскурсоводом.

Сокские штольни (2018.02.10-11)

Сокские штольни расположены посередине между Самарой и Тольятти в недрах Жигулевских гор, это тоже местный баян, но, в отличие от Сьянов, коридоры тут очень просторные (высота потолков достигает 6 метров), кроме того, все ходы параллельно-перпендикулярны друг другу, так что заблудиться здесь гораздо сложней, особенно если использовать компас. Как и Сьяны, Сокские штольни содержат разные арт-объекты, их тут меньше, но зато они более основательные и впечатляющие, например, подвесной мост, вагонетка, приделанная к потолку, избушка, построенная из брёвен, использовавшихся раннее в качестве опалубки, огромный «водокап». Кое-где сохранился рельсовый путь и даже остатки мотовоза.

В пятницу вечером мы в составе 6 человек выехали из Москвы в Самару на двухэтажном поезде (по акции купе обошлись всего в 999р). Погода выдалась морозной (-15), поэтому гулять по городу мы не планировали, тем более что он довольно обшарпанный и не очень интересный, в Самаре нас интересовали только Самарский метрополитен и железнодорожный музей.

Самарский метрополитен представляет собой одну линию мелкого заложения с 10 станциями, самая дальняя от ж/д-вокзала станция – Юнгородок – является наземной. Чисто внешне Самарский метрополитен не отличается от других российских метрополитенов. Вход осуществляется как по жетонам, так и по современными бесконтактным карточкам.

В железнодорожном музее (53°13'29"N, 50°17'51"E), который расположен недалеко от Юнгородка, мы были единственными посетителями, и его смотритель был очень рад таким неожиданным гостям – устроил нам экскурсию с подробным рассказом об экспонатах, а затем даже угостил чаем.

От ж/д музея мы дошли до станции Средневолжская и там сели на электричку в сторону Тольятти. Ближайшая к Сокским штольням станция – Царевщина, но от нее до штолен (53°24'53"N, 50°8'57"E) пёхать более 3 км по грунтовке, находящейся в неизвестном состоянии (возможно, покрытой толстым слоем снега), поэтому мы проехали на 2 станции дальше – до платформы 151 км, расположенной в городе Волжский, а оттуда до штолен добрались на такси (4 км). Железнодорожная ветка Самара-Тольятти проходит по очень живописным местам, было бы интересно проехать там летом. Я уже бывал в тех краях в прошлом году, но в тот раз от Самары до Тольятти добирался на теплоходе, что даже более интересно.

Так вот, в 3 часа дня мы, наконец, запилились в штольни. В первом зале, как и в описанной выше «Ледяной пещере» были обнаружены ледяные сталагмиты, правда довольно маленькие. Судя по информации из инета, в этих краях существуют еще Сокские штольни-2, в которых эти сосульки гораздо выше, и вообще там вроде как более интересно, но до них пришлось бы идти примерно 7 км по снегу. Если мерить систему от края до края, то она не очень большая, примерно 1х2 км. Как уже было сказано, заблудиться здесь сложней, чем в Сьянах, к тому же, один человек из нашей компании уже бывал здесь раньше и неплохо ориентировался, так что мы почти не тупили и довольно быстро дошли до самого дальнего грота, где оставили свои вещи и пошли дальше гулять налегке, а также заниматься фотодрочерством (фотографировать по многу раз один и тот же объект с разными настройками и при разном освещении).

Что именно мы видели – описывать не буду, про это лучше расскажут фотки, упомяну только летучих мышей, которые на фотках получились плохо) Далее в наших планах была ночевка непосредственно в штольнях, и когда мы уже возвращались в свой грот, чтоб там разложиться, обнаружили другую стоянку, гораздо более основательно оборудованную, чем наша. Во-первых, здесь был большой настил для спанья, на котором поместилась бы вся компания, и не пришлось бы спать на земле, во-вторых, большой стол (примерно 1.5х3 м) с толстой стеклянной(!) столешницей, как её судя притащили – непонятно, думаю, она весила под сотню кг. А еще здесь была наряженная елка, какое-то подобие мангала (мешок с углем прилагался) и другие ништяки. Несмотря на то, что данная стоянка находилась на проходе, и ночью нас могли потревожить другие спелеологи, мы решили перебазироваться сюда.

Уже перед сном произошло интересное совпадение, которое к посещению штолен имеет лишь косвенное отношения, но про которое хотелось бы рассказать. Дело в том, что в эти выходные в Москву с концертом приехал известный в узких кругах шведский эмбиент-дуэт «Carbon Based Lifeforms», поклонником которого я являюсь. Этот концерт я ждал с нетерпением и даже заранее купил билет, однако, скрепя сердце, отказался от его посещения в пользу поездки в штольни (билет, правда, удалось продать). Так вот, сидим мы за столом, и тут один чувак из нашей компании решает разбавить тишину, включив музыку на телефоне, и это оказываются… как раз-таки «Carbon Based Lifeforms»! Учитывая тот факт, что про эту группу знает довольно ограниченный круг людей, я был очень удивлен, а услышать их музыку (пусть и в записи) под землей в такой необычной обстановке было, вероятно, даже интересней, чем живьем в клубе!

Спал я крепко, хоть и мёрз (пришёл к выводу, что мне нужен более тёплый спальник). Подъём был ранним – в 6 утра. Обнаружили, но ночью приходила мышка и погрызла одну из оставленных на столе сосисок) На поверхности наши пути разделились: 4 человека вызвали такси и поехали в Волжский, чтоб сесть на электричку до Тольятти, где они планировали осмотреть два музея и затем неспешно возвращаться в Москву. А мне с подругой предстояло ехать назад через Самару, т.к. в понедельник утром нам нужно было успеть на работу. Пешком (800 м) мы дошли до кругового движения на трассе Самара-Тольятти и там почти сразу застопили автобус. На нем удалось доехать только до окраин Самары, там мы пересели на другой автобус, который довез нас уже до самого ж/д вокзала.

В Самаре есть еще один интересный объект – бункер Сталина (53°11'48"N 50°5'54"E), но оказалось, что он открыт только в будни. Мы потупили в KFC, и, поскольку до поезда оставалось еще несколько часов, решили сходить в кино. Кинотеатр, расположенный в ТЦ неподалеку от вокзала, оказался очень понтовым: сидения при нажатии на кнопку трансформировались в диваны, на которых можно было смотреть фильм полулёжа, и стоило это удовольствие всего 210р. В 14:24 мы погрузились в поезд (он снова был двухэтажным с дешевыми купе) и вскоре уснули, проспав до самой Москвы, куда мы прибыли в 05:45. Перед работой я успел заехать домой, разобрать вещи и привести себя в порядок.