Меню

Misha Simachev Blog

Байконур (часть 1/2)
12.11.2018

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2

ФОТКИ

Байконур (2018.03.20-21) yandex, vk
Кызылорда-Чимкент (2018.03.22) yandex, vk
Чимбулак (2018.03.23) yandex, vk
Алматы (2018.03.23) yandex, vk
Алматы метро (2018.03.23) yandex, vk
Астана (2018.03.25) yandex, vk

ВИДЕО

Байконур (2018.03.21) youtube, vk
Кызылорда-Чимкент (2018.03.22) youtube, vk

Продолжаю закрывать пунктики по СНГ, их уже осталось немного, в этом сезоне, видимо, предстоит несколько коротких, но относительно дорогостоящих поездок. На этот раз – поездка на Байконур, наблюдение за запуском пилотируемого космического корабля «Союз МС-08», который должен доставить очередную смену космонавтов на МКС. Пилотируемые запуски осуществляются 4 раза в год и каждый раз привлекают большое количество туристов, непилотируемые (грузовые) случаются чаще, но пользуются меньшей популярностью. Возможность поехать на Байконур в качестве туриста существует уже много лет, раньше это удовольствие стоило довольно дорого (от 100к), затем значительно подешевело, но теперь снова резко подорожало (говорят, что в 2018 году Роскосмос поднял цены сразу в 4 раза). На данный момент стоимость однодневного тура (существуют также трех- и пятидневные) в турфирме Астроверты составляет 35к (авиабилеты в стоимость не входят) – это самый дешевый вариант, который мне удалось найти. Доплата за размещение в одноместном номере (с удобствами) в общежитии – 2000р за двое суток.

Изначально запуск был запланирован на 8 марта, но затем его дважды переносили, поэтому купить билеты сильно заранее не получилось. Добраться до Байконура из Москвы не так-то просто, самый быстрый и дешевый вариант – лететь до Кызылорды с пересадкой в Астане и затем еще 3-4 часа ехать на поезде или автобусе. Аэропорт («Крайний») есть и в самом Байконуре, но туда летают только чартерные рейсы дважды в неделю (а/к РусЛайн и Алроса), а цены довольно высокие (20-25к в один конец), причем билеты можно купить только непосредственно в офисе авиакомпаний. К тому же, в данном случае рейсы были в неподходящие дни.

Помимо Байконура, в рамках этой поездки я решил посетить также Алма-Ату и Астану, до которых планировал добираться на поезде (рядом с Байконуром расположена ж/д станция Тюратам). Москва-Астана-Кызылорда и Астана-Москва – на самолете, авиакомпания Air Astana. Чтоб сэкономить значительную сумму, все авиабилеты нужно покупать разом (выбрать на сайте составной маршрут), суммарно это обошлось в 25к. Билеты на поезда можно купить на сайте РЖД, но лучше так не делать, т.к. цены там почему-то завышены в несколько раз, поэтому лучше обратиться к первоисточнику (Казахстанские железные дороги).

Электронные билеты возможно купить лишь в некоторые вагоны, цены, по сравнению с билетами на аналогичные расстояния в России, довольно низкие, и купе стоит лишь немного дороже плацкарта. Брать лучше именно купейные места, т.к. в плацкартные вагоны проводники любят подсаживать «зайцев», и поэтому там вечно толпы и проходной двор. Кроме того, на линии Актобе-Алма-Ата курсируют поезда, содержащие плацкартные вагоны, в которых отсутствуют боковые полки, зато полки третьего уровня предназначены не для вещей, как у нас, а для людей. Как там можно ехать, не очень понимаю, потому что места там настолько мало, что буквально утыкаешься носом в потолок.

В итоге был составлен следующий план:

Москва-Астана 19.03 22:20 — 20.03 04:50
Астана-Кызылорда 20.03 07:35 — 20.03 09:10
Кызылорда-Тюратам 20.03 14:46 — 20.03 18:06 (плацкарт, 220р)
Тюратам-Алматы 22.03 07:09 — 23.03 10:36 (купе, 1440р)
Алматы-Астана 23.03 22:33 — 24.03 20:12 (купе, 1230р)
Астана-Москва 25.03 20:35 — 25.03 21:20

19-20 марта (понедельник-вторник)

Офис -> Белорусская -> аэроэкспресс -> Шереметьево -> прохождение таможни и паспортного контроля -> вылет в Астану. Багаж оформили сразу до Кызылорды, получать и снова сдавать его в Астане не нужно. Перелет занял 3.5 часа (и еще +3 часа – разница во времени), самолет был на треть пустым, во многих пассажирах я позже опознал посетителей Байконура. Air Astana мне понравилась: несмотря на недолгий перелет, была возможность посмотреть фильм, в наборах для еды были металлические приборы (а не пластиковые, как обычно) и другие приятные мелочи.

В аэропорту Астаны, который в это время суток оказался совершенно пустым, всех, совершающих пересадку, организованно встретили и провели через паспортный контроль, где также выдали миграционные карты Заполнять нужно только ФИО, гражданство и цель визита (туризм), остальное – не обязательно. На обратной стороне указано, что в течение 5 дней пребывания в Казахстане необходимо зарегистрироваться в миграционной службе, но для граждан России этот срок на самом деле составляет 1 месяц.

Пара часов ожидания и снова посадка в самолет, на этот раз он забит под завязку, лететь 1.5 часа. Тут уже почти все пассажиры – будущие посетители Байконура, прилетевшие с разных концов России и не только. Аэропорт в Кызылорде совсем маленький, то ли недавно построенный, то ли отреставрированный, выглядит более-менее прилично. Багажной ленты нет, багаж сгружают вручную прямо в зал прилета, предварительно выгнав оттуда всех посетителей (после чего снова впускают). На выходе сверяют багажные бирки, чтоб никто не унес чужое. Если Астане еще вовсю царствовала зима и температура воздуха отпускалась ночью до -10 (как в Москве), то в Кызылорде уже утром было +15, что не могло не радовать. Казалось бы – всего 800 км по прямой, а такая разница!

От Кызылорды до Байконура 250 км, это 4 часа на поезде или 3 часа на машине. До поезда, на который я купил билет, оставалось еще 5 часов, а делать в Кызылорде совершенно нечего, поэтому я решил попробовать добраться до Байконура каким-то другим способом. Для одной из туристических групп прямо от аэропорта был организован трансфер на автобусе, туда можно было вписаться и мне, но цена оказалась совершенно неадекватной – 2000р с человека (для сравнения – поездка в Байконур на такси обошлась бы в 4000-5000р, то есть, если скидываться вчетвером, то по 1000р с человека).

Для начала решил поехать на такси в город (от аэропорта до ж/д станции Кызылорды – 25 км), договорился на 400р (можно было и за 300), но на полпути передумал и вышел на трассе, ведущей в сторону Байконура с целью поехать дальше автостопом (таксисту пришлось заплатить 300р, на меньшее он не соглашался). Простоял с поднятой рукой около часа, машины периодически останавливались (один раз – даже полиция), но все были локальными (ехали недалеко). В конце концов меня подобрал рейсовый автобус, следующий в Байконур (ходит он, кажется, раз в 1-2 часа), проезд стоил 800 тенге (140р), но, поскольку у меня не было ни тенге, ни мелких российских купюр, пришлось разменять у водилы 500р по варварскому курсу, и в итоге проезд обошелся в 210р. Да, кстати, курс местной валюты на момент поездки был таким: 1 рубль = 5.6 тенге.

Дорога заняла примерно 3 часа, автобус прибыл на автовокзал, расположенный недалеко от въезда в г.Байконур, оттуда я позвонил по телефону, оставленному турфирмой, меня вскоре забрали и отвезли в общежитие. Город огорожен двойным забором, в нем действует пропускной режим, кроме того, он находится под юрисдикцией одновременно России и Казахстана, это значит, что расплачиваться можно как рублями, так и тенге, а все государственные заведения дублируются. Город имеет размеры примерно 4х4 км и выглядит крайне обшарпанным, зданий выше 5 этажей в нем нет, особых достопримечательностей – тоже (за исключением нескольких памятников).

Первым делом я отправился миграционный отдел, чтоб встать на учет согласно требованию, написанному на обороте миграционной карты (планировал оставаться в Казахстане более 5 дней), там-то я и узнал, что для граждан России этот срок увеличен до месяца. Затем сходил на центральный рынок, обменял там рубли на тенге, а также купил местную симку (4Гб интернета и несколько сот включенных минут – 325р). Позже (в Алма-Ате) счет пришлось пополнить еще на 500 тенге (90р). После этого вернулся в общежитие и лег спать, чтоб наверстать бессонную ночь.

21 марта (среда)

В течение всего дня мы передвигались на автобусе в составе двух групп (от разных турфирм) общей численностью примерно 30 человек. Всего же в Байконур в этот день приехало более 300 человек, что не является пределом (до поднятия цен собиралось порядка 700 человек). За день произошло следующее:

• Завтрак – в холле одной из гостиниц города. Когда мы приехали, места были заняты другими группами, а затем еду долго не несли, в результате все последующие мероприятия сдвинулись и проходили в режиме крайней спешки.

• Посещение площадки 250А, сооружения 60 (45°59’11»N, 63°16’24»E) — бывшего командного пункта «Энергия Буран» (теперь здесь музей)

• Посещение площадки 31, стартового комплекса «Союз» (45°59’45»N, 63°33’51»E), полностью аналогичного тому, с которого вечером планировался запуск

• Посещение площадки 42, сооружения 41 (45°58’0»N, 63°39’1»E) – монтажно-испытательного комплекса (МИК) ракет-носителей «Зенит»

• Посещение площадки 45, стартового комплекса ракет-носителей «Зенит» (45°56’35»N, 63°39’10»E)

• Посещение площадки 23, измерительного пункта №5 (45°42’17»N, 63°20’28»E) – большинство «тарелок» уже не действуют и оставлены, судя по всему, для красоты, их заменили современные фазированные антенны

Надо сказать, что Байконур занимает достаточно большую площадь (6717 км², прямоугольник размером 70х90 км), поэтому между некоторыми площадками приходилось ехать иногда по 40 минут. Этим же объясняется и затруднительное попадание на люблю из площадок нелегально, хотя забором космодром не окружен: преодолеть такие расстояния пешком очень сложно, хотя примеры есть (видео Ильи Бондарева). Космодром покрыт сетью как автомобильных, так и железных дорог, ежедневно несколько поездов доставляют сотрудников из города к месту работы и обратно.

• Трансфер в город, обед, обзорная экскурсия по городу, посещение музея истории космодрома Байконур (45°36’46»N, 63°18’20»E). Времени на всё перечисленное одновременно не оставалось, поэтому пришлось выбирать между обедом и экскурсией по городу. Большая часть группы выбрала обед, я и еще несколько человек – экскурсию, которая осуществлялась на автобусе (в сопровождении дополнительного гида), останавливались только в двух местах: памятник ракета-носитель «Союз» (45°37’42»N, 63°19’15»E) и также мозаичное панно с неофициальным названием «Рыбак» (45°37’8»N, 63°16’30»E), расположенное за пределами города. Кстати, оказалось, что в Байконуре есть филиал (45°37’6»N, 63°18’19»E) Московского Авиационного института, который я в свое время заканчивал. Музей неожиданно порадовал (хотя музеи я не люблю) – во-первых, он современный и красивый, во-вторых, экскурсовод рассказывала очень интересно и совсем не скучно.

• Посещение площадки 17 (это еще территория города), гостиницы «Космонавт» (45°38’5»N, 63°19’35»E), где проживают космонавты, участвующие в пилотируемом запуске. Наблюдение за их торжественным выходом из гостиницы и погрузкой в автобус для дальнейшего перемещения на космодром. Народа было ооочень много, протолкнуться в первый ряд было почти невозможно. Что характерно, первыми из гостиницы вышли представители РПЦ (даже сюда они проникли!)

• Посещение площадки 2, на которой расположены макет орбитального корабля «Буран» (45°54’34»N, 63°19’4»E), музей космодрома Байконур (45°54’33»N, 63°19’4»E) и деревянные домики Гагарина и Королева (45°54’30»N, 63°18’55»E). Музей, а также экскурсовод снова порадовали, было очень интересно, даже пожалел, когда пришлось ехать дальше, хотя, повторюсь, музеев я стараюсь избегать)

• Посещение площадки 254 (45°55’21»N, 63°18’3»E) – сюда выходят космонавты после одевания скафандров для доклада Председателю Госкомиссии. Здесь обзор был гораздо лучше за счет трибун, сам доклад длился буквально минуту, после чего космонавты снова погрузились в автобус и отправились на площадку старта. Всё это происходило уже в сумерках. Мы же снова вернулись в музей космонавтики и пробыли там еще около часа.

Рядом с площадкой 254 расположен ангар (45°55’40»N 63°17’52»E), печально известный тем, что в мае 2002 года у него рухнула крыша и погребла под обломками хранящийся там космический корабль «Буран», который в результате пришел в полную негодность.

Старт ракеты запланирован в 23:44 с площадки 1 (45°55’12»N, 63°20’32»E) (т.н. «Гагаринский старт»), мы наблюдали за ним с расстояния 2 км, расположившись на специально оборудованной территории неподалеку от музея космонавтики. На территории был установлен шатер, внутри которого можно было купить поесть, а также посмотреть на одном из двух мониторов прямую трансляцию со стартовой площадки (звук тоже транслировался, причем колонки стояли не только в шатре, но и на улице). Из других ништяков были туалетные кабинки и бесплатный вайфай. Минус состоял в том, что наш наблюдательный пункт, как и площадка 1, находились в разных низинах, разделенных небольшой возвышенностью, из-за которой ракета была видна лишь наполовину. Из разговоров представителей турфирм стало понятно, что место в этот раз было выбрано неудачно, и раньше наблюдение за пуском происходило с более близкого расстояния, но что-то менять было уже поздно. В итоге народ выстроился в длинную шеренгу вдоль обочины дороги, откуда вид был относительно хорошим. Сам старт напомнил ядерный взрыв (несмотря на приличное расстояние, на несколько секунд вокруг стало совершенно светло) и произвел сильное впечатление!

ЧАСТЬ 2