Меню

Misha Simachev Blog

Малодеятельные ж/д Смоленской области
16.12.2018

ФОТКИ

Ж/д Смоленской области yandex, vk
Смоленская область yandex, vk
Чертово городище yandex, vk

ВИДЕО

Чертово городище youtube, vk

В течение двух выходных дней (21-22.07.2018) прокатился на машине по Смоленской и Калужской областям с целью осмотра нескольких малодеятельных железнодорожных веток, а также других интересных объектов.

Сафоново-Дурово-Игоревская-Владимирский тупик (79 км). По будням (по другим данным — бывает, что и в выходные) не каждый день, без расписания (по мере необходимости) с Сафоново отправляется поезд на Игоревскую, предположительно — во второй половине дня. В Дурово не останавливается. В Игоревской находится завод древесноволокнистых плит МДФ, который и заказывает вагоны. Дальше на Владимирский тупик движения нет – рельсы ржавые, наката не заметно, хотя светофоры работают. Расстояние от Игоревской до Владимирского тупика – 29 км, вполне можно пройти пешком, тем более что местность там, судя по всему, живописная. Станция во Владимирском тупике представляет собой небольшую бытовку. Назад можно вернуться автостопом, дорога – частично асфальтирована, частично – грунтовка средней степени убитости, трафик очень слабый. Линия отремонтирована по всей длине (бетонные шпалы).

С Сафоново также есть активное движение на Дорогобужский завод азотных удобрений (хороший накат), но про график ничего неизвестно. Длина этой линии – 20 км. Ответвление на Дорогобуж разобрано.

Смоленск-Сошно (примерно 110 км). Подъездной путь Смоленской ГРЭС (55°36’33″N 32°24’42″E), по которому раньше возили уголь, но теперь станция работает на газу, поэтому надобность в железной дороге отпала. Никакого движения по ней нет (и, похоже, давно), рельсы ржавые, умеренно заросшие (проехать, скажем, на велодрезине не получится), светофоры отключены. В Сошно полный дестрой. До 2005 года рельсы уходили и дальше за Сошно в поселок Жарковский (28 км) (поездка по линии Земцы-Жарковский описана в другом моем отчете). В районе пересечения с Минским шоссе отвинчен один рельс (возможно, хотели спиздить, но не смогли унести).

Рославль-Фаянсовая (111 км). По словам дежурной в Рославле, по будням (не каждый день) в районе 9 утра в сторону Фаянсовой отправляется автомотриса. В Фаянсовой про нее ничего не знают, возможно, она сворачивает в Десногорск (на Смоленскую АЭС). В Бетлице (примерно середина пути между Рославлем и Фаянсовой) рельсы ржавые, наката не заметно, но светофоры работают. В Фаянсовой говорят, что автомотриса на Рославль вроде бы бывает по понедельникам, но не каждую неделю, и это не точно

Козельск-Белёв (39 км). Никакого движения нет вообще по меньшей мере год. В 2016 году небольшой накат еще наблюдался, хотя пассажирское движение на тот момент было давно отменено. Линия уже упоминалась в другом моем отчете.

Что еще посмотрел:

Огромный глобус (54°56’59″N, 33°21’32″E) – установлен у проходной Дорогобужского завода азотных удобрений

Усадьба Алексино (54°47’0″N 33°24’29″E) – от Минского шоссе 50 км по хорошей дороге

Деревня Рай (54°42’26″N, 32°0’56″E) – деревня как деревня, интерес представляет только название

Успенская церковь (54°7’42″N, 32°17’42″E) – качество дороги не помню, но вроде не очень

Смоленская АЭС (54°10’3″N, 33°14’20″E) – можно объехать со всех сторон и пофоткать

Чёртово городище (54°4’30″N 36°3’2″E) – это уже Калужская область. Городище представляет собой живописные нагромождения камней, напоминающих скалы, не характерные для этого региона. Удалось добраться до этого места только с третьей попытки, две предыдущие были в рамках других поездок, тогда я пытался подъехать с других сторон, но упирался в непролазную грязь, проходимую только на навороченных внедорожниках. Нормальный подъезд есть только со стороны Сосенского. Поворот с асфальта в точке 54°03’31″N, 35°59’48″E, дальше — разбитая грунтовка, по которой 1 км можно проехать на любой машине и еще 1 км — на внедорожнике (в сухую погоду, возможно, и на обычной машине). Далее (54°4’8″N, 36°1’35″E) дорога перегорожена, по выходным сидит егерь, собирает по 100р за вход (вроде всё официально — выписывает пропуск и выдает чек). От егеря до городища — еще примерно километр. По всей протяженности пути (начиная от поворота с асфальта) установлены указатели, так что не заблудишься, только по самому городищу есть шанс поплутать, т.к. тропинок много, следует выбирать самые нахоженные. На осмотр всего городища в экспресс-режиме, включая пеший путь от машины и назад, уходит 1.5-2 часа.

Затем, несмотря на то, что оставалось еще много свободного времени, поездку пришлось прервать и спешно вернуться в Москву, поскольку у меня загудел ступичный подшипник, который мог дать клина в любой момент.