Меню

Misha Simachev Blog

УНК Протвино
31.03.2013

Фотки yandex, vk

Немногие знают о том, что в Подмосковье недалеко от Серпухова расположен недостроенный ускоритель (точнее, ускорительно-накопительный комплекс), практически не уступающий по размерам знаменитому адронному коллайдеру в Женеве. Подземный кольцевой тоннель длинной 21 км и диаметром 5 м был прорыт на глубине от 20 до 60 м (в зависимости от рельефа местности), но из-за недостатка финансирования дальше дело не пошло, и в 1998 году ускоритель был законсервирован. Информации об этом объекте в сети немного (по крайней мере, в открытом доступе), и единственное, что я понял – большинство шахт, ведущих в тоннель, заварено и забетонировано, а немногие действующие хорошо охраняются. Кроме того, сейчас там ведутся какие-то работы, и вероятность запала очень высока, поэтому ехать туда в одиночку (без опытного сопровождающего) я не видел смысла.

Случай подвернулся совершенно неожиданно: один знакомый задумал снять клип внутри ускорителя, и вечером 30 марта (это была суббота) в компании 5 человек (некоторые из них были диггерами) мы выдвинулись в сторону Серпухова. В Протвино мы подобрали еще одного человека (он приехал на электричке), но поскольку машина была большая, все поместились (двое – в багажнике))). По дороге к залазу мы наткнулись на ментовскую машину, а поскольку (по словам моих новых знакомых) в ускорителе на тот момент уже находилось приличное количество народа, мы решили, что они спалились, и их приняли, а дорогу перегородили специально, чтоб больше никто не лез. Тем не менее, мы решили попробовать подъехать с другой стороны (территория там довольно большая) и вскоре столкнулись с первой трудностью: капитально застряли в снежной колее.

Около двух часов ушло на то, чтоб вытащить машину – в дело пошло всё, что было: лопата, антибуксы, ветки и домкрат. Время — 2 часа ночи, до ближайшего шоссе — около километра, поэтому вытащить нас было некому. Мы уже отчаялись и решили вызывать эвакуатор, но последняя попытка обернулась успехом, и мы, наконец, выбрались!

Как оказалось, мы даже заехали не на ту дорогу: залаз находился рядом с нормальным шоссе, и нашли мы его довольно быстро. Машину пришлось оставить на небольшой проселочной дороге, т.к. менты, зная интерес диггеров к ускорителю, патрулируют округу, и бросать машину на видном месте — палево. Следующая трудность: путь через кусты и овраг, по пояс в снегу (это заняло минут 15, но за это время мои джинсы полностью промокли). И, наконец, последнее испытание – сам залаз, который представляет собой обычную дыру в земле, настолько узкую, что в нее едва можно пролезть, вытянув руки вперед (вещи при этом нужно толкать перед собой). По сути это подкоп под фундамент будки, установленной над стволом шахты. Ползти нужно метров 10, сначала становится немного просторнее, но затем приходится сильно изловчиться, чтоб вылезти наверх, внутрь будки. После этого путь вниз по лестнице кажется уже совсем легким делом, тем более что через каждые 5 м есть площадки для отдыха.

Наконец мы внизу (время – 3 часа ночи)! Комплекс ускорителя состоит из основного кольцевого тоннеля, параллельно которому проходит еще один — служебный, а также множества различных ответвлений. Основной тоннель поддерживается в нормальном состоянии, там чисто, сухо (но всё равно сапоги обязательны), а служебный тоннель значительно подтоплен (в некоторых местах воды по колено). По обоим тоннелям проходят рельсы (временные, на период строительства), а также имеется небольшой аккумуляторный электровоз для перевозки рабочих и грузов.

Мы вышли в главный тоннель и двинулись по нему, освещая дорогу фонариками. Видно, что комплекс не заброшен: в некоторых местах горит свет и стоит явно новое оборудование. Вскоре мы услышали звук приближающегося электровоза. Пришлось спрятаться в одно из ответвлений и ждать, пока он проедет (а ждать пришлось долго, потому что по звуку сложно определить, на каком расстоянии он находится и с какой скоростью движется). Так вот, электровоз проехал мимо нас, но кто им управляет, понять не удалось (как потом оказалось – другие диггеры). Мы подождали, пока он уедет подальше, и продолжили путь.

В итоге мы прошли порядка 5 км в поисках подходящего места для съемок клипа, но при этом потеряли много времени, т.к. периодически приходилось прятаться: то мы слышали чьи-то шаги, то звук электровоза… Да и вообще в этом комплексе довольно много стрёмных звуков, т.к. автоматически включается и выключается различное оборудование (вентиляция, дренажные насосы), капает вода, слышится какой-то скрежет и т.п.

Дело шло к утру, а значит, теоретически, могли появиться рабочие, поэтому мы решили оставить затею и повернуть назад. Примерно на полпути наткнулись на тот самый электровоз, долго над ним экспериментировали и в итоге смогли завести! Упускать такой шанс было бы глупо, поэтому мы все погрузились на него и поехали, однако буквально через километр аккумулятор сел, и снова пришлось идти пешком.

Мы вернулись к точке заброса и поднялись на поверхность, было 9 утра (получается, что мы пробыли внутри 6 часов). Мы дошли до машины и частично переоделись, а сидения в машине накрыли полиэтиленовой пленкой, т.к. были грязными, как шахтеры, после чего тронулись в обратный путь. Когда мы приезжали по шоссе неподалеку от залаза, то увидели там служебный автомобиль (буханку) – видимо, мы где-то спалились, но успели вовремя свалить.

Это был мой первый залаз на подобный объект, так что впечатления потрясающие!

Update от 18.11.2017

Спустя 5 лет, мы решили попытаться прожать в УНК еще раз, теперь уже в другом составе. Точного места залаза никто не знал, было только очень примерное описание, где его искать. В Противно оказались довольно поздно — в 14:30, а закат — в районе 17 часов, так что на поиски при свете дня оставалось совсем немного времени. Вдоль туннеля поверху идет бетонка (но на не всём его протяжении, а только примерно 1/4 его длины), и мы некоторое время двигались по ней. Первый ствол на нашем пути (54°53'36"N, 37°11'8"E) был охраняемым, но мы решили обследовать лес по соседству и обнаружили огороженный забором участок, похожий на дачу (54°53'43"N, 37°10'58"E). На участке нас привлекло нечто, по описанию похожее на спуск в ствол УНК. Поверх забора весела колючая проволока, но не на всём его протяжении, при этом самым забавным было то, что калитки (их было две) закрывались на обычные щеколды (без замка), открыть которые оказалось довольно просто, забравшись на забор. Итак, мы запилились на участок, тщательно обследовали все строения, но ничего интересного не обнаружили. Зато в старом гнилом сарае, расположенном за пределами участка, схабарили штыковую лопату, которая позже очень пригодилась.

Затем, двигаясь по бетонке, мы останавливались и углублялись в лес ещё пару раз, но всё, что нам удалось найти — несколько холмов, из которых торчали трубы диаметром меньше метра. Трубы уходили глубоко под землю, на дне виднелась вода. Следующий по порядку ствол (54°54'20"N, 37°10'32"E) тоже был охраняемым, а вот ещё один при движении по часовой стрелке (54°55'6"N, 37°10'39"E) — уже нет, ворота открыты, на территории разруха. Ствол шахты мы нашли почти сразу, он оказался сверх забетонирован, но в одном месте бетон был раздолбан, и там виднелся заваренный листом железа люк. С помощью лома и гвоздодера мы окончательно разъебали бетон вокруг люка, а сам люк смогли немного отогнуть (погнув при этом и лом), но сварной шов не поддался ни капельки, нужно приезжать туда с бензорезом или газовой сваркой. Позже в интернетах по этому стволу нашли информацию, что он забетонирован снизу и частично затоплен, а лестницы внутри него нет.

Тем временем, полностью стемнело, а мы двинулись дальше, и так получилось, что оказались у ствола, через который залезали в 2012 году. Как будет видно дальше, скрывать на данный момент уже нечего, поэтому вот его координаты: 54°55'53"N, 37°11'42"E. Здесь расположены два домика, один открыт, и ничего интересного внутри нет, другой имеет форму усеченной трапеции, и не имеет ни окон, ни дверей (и даже намека на них). Нам это показалось очень подозрительным, и мы решили, что спуск в ствол находится как внутри него. Рядом с этим домиком в земле была воронка, и как раз там заканчивалась бетонная плита, на которой домик был установлен. Мы решили сделать здесь подкоп и сходили в машину за лопатой, схабаренной ранее.

Копать было относительно легко, т.к. грунт был песочным (с небольшими вкраплениями глины), однако туннель пришлось сделать довольно большим (примерно метр на метр), иначе в нём было бы не развернуться. Действовали так: сначала лопатой разрыхляешь грунт в забое, затем руками перекидываешь его чуть ближе к выходу, после чего толкаешь к выходу уже ногами. При этом сам покрываешься песком с ног до головы (песок был даже волосах и в трусах). У выхода второй человек с помощью лопаты выкидывает грунт наружу. Чем дальше двигались, тем тяжелее становилось: во-первых, накапливалась усталость, во-вторых, грунт с каждым разом нужно было выталкивать всё дальше. Суммарно прокопали примерно 5.5 м (до стены домика), ушло на это примерно 3 часа чистого времени (не считая перерывов). Вполне возможно, что мы были очень близки к успеху, но силы окончательно покинули нас, и прокопать еще хотя бы пол метра стало просто физически невозможно. Приняли решение разъехаться по домам.

Помимо двух описанных выше домиков, на этой территории находилась большая куча (метра 3 высотой) бетонных блоков вперемешку с песком, которая тоже привлекла наше внимание. Приехав домой, я посмотрел старые фотки и понял, что копали мы не там. Эта куча как раз и была тем самым домиком, который раньше венчал ствол и который теперь снесли. А что находится в доме без окон и дверей — вопрос открытый. Может, кто-то продолжит наше дело и закончит подкоп?