Меню

Misha Simachev Blog

Монзенский трип
03.07.2013

ФОТКИ

Ярославская область (2013.06.28) yandex, vk
Монзенская дорога (2013.06.29-30) yandex, vk
Галическая радиомачта (2013.06.30) yandex, vk
Костромская область (2013.07.01) yandex, vk

ВИДЕО

Монзенская дорога (2013.06.29-30) youtube, vk

Хочу рассказать о 4-дневном путешествии по Вологодской и Костромской областям, из которого недавно вернулся.

28 июня (пятница)

Я выехал из Москвы в 9 утра по Ярославскому шоссе и довольно быстро доехал до Ярославля (в небольшой пробке постоял только в Юбилейном из-за ремонта дороги). В этот день я посетил следующие объекты:

1) Заброшенные элеваторы. Можно подъехать на машине вплотную и забраться на крышу любого здания (внутри есть лестницы), откуда открывается красивый вид на Волгу. Территория никем не охраняется
2) Детская железная дорога. Изначально в планах её не было – обнаружил случайно. Посетил местный музей (150р) и прокатился на поезде (120р), поездка заняла полчаса
3) Полуразрушенные Тихвинская и Спасская церкви
4) Водозабор Красного Профинтерна. Рядом находится очень необычный дворец Понизовкиных, который сейчас реставрируют, а также паромная переправа
5) Кедровая роща

Переночевал в гостинице в Грязовце (Гостевой дом Уют). Одноместный номер с удобствами обошелся в 1250р

29 июня (суббота)

Проснулся в 6 утра, перекусил на Лукойловской заправке на М8 и отправился в Вохтогу, откуда стартовала двухдневная поездка по Монзенской железной дороге. Монзенская дорога — одна из крупнейших в России ведомственных железных дорог широкой колеи (однопутная, неэлектрифицированная), которая находится на территории Вологодской и Костромской областей и проходит по глухим местам, являясь единственной связью большинства посёлков в прилегающих к ней районах. Имеется редкое пассажирское движение, а также грузовое (вывоз леса и продукции Солигаличского известкового комбината).

Для поездки был арендован мотовоз с прицепом, народу собралось человек 15, и стартовали мы в 9 утра. Ехали не спеша со скоростью 20-40 км/ч (которая зависела от состояния путей) и с большим количеством остановок. Места довольно живописные и почти не тронутые цивилизацией (например, сотовой связи не было на всём пути). Густые леса иногда сменялись болотами или вырубками, а по дороге встречались многочисленные речушки (в одной мы искупались) и небольшие, зачастую заброшенные, поселки. Вдоль дороги проходила уже недействующая телеграфная линия, часть столбов была повалена… Вдоль путей установлено большое количество семафоров, но они не действуют.

Примерно на середине пути (станция Ламса) свернули на ветку в сторону Солигалича, в конце которой была запланирована 3-часовая стоянка. Часть народа пошла в город (до которого 3 км), а я решил посетить карьер, находящийся неподалёку. В 6 вечера мы двинулись дальше, причем в Ламсе пришлось пропустить какой-то состав. На конечную станцию Ида мы приехали в 9 вечера, преодолев 155 км. На самом деле, дорога идет дальше до станции Кема, но этот 100-километровый участок сейчас заставлен пустыми цистернами (всего на Монзенской дороге отстаивается около 3000 цистерн, принадлежащих ОАО РЖД)

Ночевали в палатках, которые установили прямо на путях

30 июня (воскресенье)

В обратный путь тронулись в 9:30 и ехали уже практически без остановок. Прибыли в Вохтогу около 15 часов, причём полчаса потратили на то, чтоб пропустить ещё один состав.

Затем я решил повторить свое путешествие двухлетней давности в Галич и Чухлому, но сначала хотел посетить узкоколейку в Талице (Колногорскую УЖД) недалеко от города Буй. К сожалению, сделать этого не удалось: на картах Navitel Талица была указана неверно, и, на самом деле, она располагалась на 27 км дальше, а у меня как раз заканчивался бензин. После опроса местных жителей я выяснил, что ближайшая бензоколонка находится в Буе, пришлось возвращаться. Было уже около 8 вечера, поэтому в Талицу я не поехал (все равно вряд ли застал бы там кого-нибудь), а вместо этого взял курс на Галич. Дорога резко ухудшилась: асфальт сменился грейдером, а потом и вовсе началась ужасная грунтовка, которая, несмотря на сухую погоду, была вся в грязи и с проходима с огромным трудом (некоторые участки преодолевал с разгона, один раз почти застрял). К счастью, через пару километров эта жесть внезапно закончилась, и следующие 50 км был практически идеальный асфальт. Ума не приложу, почему не могли доделать этот маленький кусочек, из-за которого дорога практически не используется (объезд – через Кострому). Впрочем, на границе областей подобная хрень встречается часто.

Первым делом я посетил заброшенную телемачту высотой 350 м. Сначала я не планировал забираться на нее, хотел только узнать, как обстоят дела со входом. В прошлый раз попасть на вышку удалось лишь после длительных переговоров с охраной и внесения значительной суммы, в этот же раз всё оказалось значительно проще: плати 1000р и забирайся (тариф для парашютистов – 5000р)! Солнце было высоко, а на небе – ни облачка, так что я решил покорить вышку ещё раз)) Кстати, забираться на крышу здания не пришлось, т.к. в сетке, опутывающей основание вышки, проделали дырку. Собак тоже не было.

Наверх я поднялся за 40 минут (отдыхал на каждой второй площадке примерно по минуте), затем влез на следующую площадку по лестнице внутри трубы, после чего поднялся на самую верхнюю маленькую площадку ещё двумя метрами выше (в прошлый раз я на это не решился). Кстати, со второй оттяжки начинает чувствоваться ветер, который усиливается по мере подъема, но дует с одинаковой скоростью и в одном направлении, поэтому не очень напрягает. Тем не менее, желательно иметь закрытую одежду и головной убор, т.к. довольно холодно. Вниз спустился за 20 минут (без остановок на отдых). Охранники мне сказали, что некоторые поднимаются за 15 минут!

Переночевал в Чухломе в гостинице Берёзка (одноместный номер без удобств – 850 р, душ в этот раз был бесплатным). Кстати, по дороге в Чухлому видел на обочине двух лисиц!

1 июня (понедельник)

Первым делом я направился к одному из лесных теремов — особняку Поляшова в Погорелово. Проехав в сторону Солигалича 4 км, я свернул на ответвление в сторону Судая, проехал 20 км по асфальту, а затем повернул направо и еще 15 км проехал по довольно хорошей грунтовке до п. Красная Нива. Там перебрался через речку по деревянному мосту (рядом был ещё один обрушившийся) и смог проехать на машине ещё около километра по лесной дороге. Дальше пришлось идти пешком по глубокой колее еще столько же, причём очень желательно иметь резиновые сапоги и закрытую одежду (трава по пояс и огромное количество слепней). По дороге мне встретилась речка, которую я перешёл в брод (воды по колено). Вскоре взору предстал удивительной красоты терем, особенно контрастирующий с окружающими его заброшенными избушками. Дом явно жилой, но он оказался заперт, а вокруг — ни души. Я побродил вокруг и вернулся к машине (по дороге встретил зайца).

Дальше я отправился ко второму деревянному терему в Осташово, который мы не нашли в прошлый раз. Грунтовка от Красной Нивы до Петровского (примерно 15 км) была сильно разбита лесовозами, проехать её удалось только благодаря сухой погоде и полному отсутствию луж, а так пришлось бы делать крюк через Чухлому. Кроме того, по пути пришлось перебираться по ещё одному деревянному мосту, который мог рухнуть в любой момент! От деревни Фалеево до Осташево сделали относительно нормальную дорогу, но поскольку она выложена песком, машину сильно заносит, и лучше ехать без остановок. Сам терем сейчас полностью перестраивают, и значительная часть работ уже выполнена, но смотреть пока особо не на что.

После этого я без приключений доехал до Костромы, где посетил необычный памятник Ленину и Музей деревянного зодчества. Сама Кострома тоже понравилась! В Москве был около 10 вечера, в пробках нигде не стоял. В сумме за эти дни проехал на машине более 1500 км

P.S. В эти же выходные на Монзенскую дорогу ездил известный исследователь железных дорог С.Болашенко, вот его отчет