Меню

Misha Simachev Blog

Архангельский трип
30.07.2013

Фотки

Северодвинск (2013.07.26-27) yandex, vk
Остров Ягры (2013.07.26) yandex, vk
Кудемская УЖД (2013.07.27) yandex, vk
Архангельск (2013.07.28) yandex, vk
Малые Корелы (2013.07.28) yandex, vk

Видео

Кудемская УЖД (2013.07.27) youtube, vk

Вот и состоялась мое долгожданное путешествие на русский Север, а именно – в Архангельскую область. План поездки был таким:

1-й день: перелет из Москвы в Архангельск, переезд в Северодвинск и осмотр города, поездка на остров Ягры к Белому морю, ночёвка в Северодвинске
2-й день: поездка по Кудемской узкоколейке, ночёвка в Северодвинске
3-й день: переезд в Архангельск и осмотр города, поездка в Малые Корелы, ночевка в Архангельске
4-й день: перелет из Архангельска в Москву

С погодой нам не повезло: было пасмурно и холодно (14-17 градусов, но, по крайней мере, дождей практически не было), поэтому искупаться в Белом море не удалось. Не смог я во всей красе оценить и белые ночи, которые почти закончились (хотя сумерки сгущались очень медленно, и в 12 ночи можно было, например, читать книгу)

26 июля (пятница)

Мы вылетели из Шереметьево в 9:45 авиакомпанией НордАвиа (лететь полтора часа, билет туда/обратно стоит 11200р). Из аэропорта Талаги, который находится в 10 км от Архангельска, ходит автобус до Северодвинска (150р), но он уехал у нас из-под носа, и мы решили поймать такси. Бомбилы у аэропорта называли цены от 1300 до 1500р, но, отойдя немного в сторону, мы поймали машину за 1000р. До Северодвинска примерно 60 км, ехать полтора часа. По дороге переезжали по интересному мосту через Двину, центральная часть которого является разводной для пропуска крупных судов (обычно это происходит ночью в течение 3-4 часов)

В дальнейшем мы передвигались только на машинах, т.к. это быстро и дешево: по городу – от 90р. В пробках нигде не стояли, но вообще, по рассказам, они иногда бывают. Бомбил мало, поэтому лучше вызывать такси, которое подъезжает в течение 5 минут. Кстати, такси – единственное дешевое, что есть в этом регионе. Стоимость бензина и продуктов – такие же, как в Москве. Цены в кафе сильно различается в зависимости от заведения, но в среднем тоже похожи на московские. По рассказам, самая дешевая квартира в Архангельске (в панельной 9-этажке) стоит от 2 млн. руб. При этом с работой очень плохо, многие предприятия ликвидируются (например, недавно закрыли один из целлюлозно-бумажных комбинатов в Архангельске). Два градообразующих завода в Северодвинске (Севмаш и Звездочка, которые выпускают и ремонтируют атомные подводные лодки) пока успешно работают, но зато периодически происходят сокращения личного состава местного гарнизона, и увольняют в первую очередь молодежь. Ещё одна интересная подробность: гаишники не берут взяток (по крайней мере, так там сказал один из таксистов)!

Ну ладно, это было небольшое лирическое отступление, а мы тем временем приехали в Северодвинск и стали искать гостиницу. Выяснилось, что существуют два дома с таким адресом, и тот, который мы нашли первым, оказался деревянным и полуразрушенным, поэтому мы очень удивились))) Заселившись, мы первым делом пошли в парк аттракционов, который находился рядом, и прокатились на колесе обозрения, с которого, правда, был виден только местный рынок, а затем отправились гулять по городу. Как мне и говорили, смотреть в Северодвинске совершенно нечего, и выглядит он довольно уныло. Приведена в порядок и представляет исторический интерес, пожалуй, только главная улица – проспект Ленина, но мне также понравились довольно своеобразные деревянные дома в центре.

Во второй половине дня мы отправились на остров Ягры, который омывается Белым морем и который является частью Северодвинска (добраться до него на машине из центра можно буквально за 15 минут). Искупаться, естественно, не удалось: на улице — дубак, а вода – ледяная, но зато мы прогулялись по набережной и по сосновому бору, который нам очень понравился. Согревались местным бальзамом Поморье)))

Под конец дня мы съездили на станцию Водогон, где начинается узкоколейка, чтоб узнать точное время отправления поезда (по телефонам, которые у меня были, никто не брал трубку). Оказалось, что никакого расписания там нет, но местные жители, которые как раз устанавливали свою дрезину на рельсы, сообщили, что поезд отправляется в 16:00 (мы думали, что в 9 утра). Кстати, около станции много гаражей, где хранятся дрезины.

Перечень достопримечательностей, которые мы посетили в Северодвинске:

1. Колесо обозрения (64°34’1″N, 39°50’12″E). Цена – 50р
2. Краеведческий музей (64°33’56″N, 39°50’25″E). Цена – 140р
3. Памятник милиционерам (64°33’49″N, 39°50’28″E)
4. Стадион «Энергия» (64°34’8″N, 39°50’3″E)
5. Памятник «Мастерок» (64°33’10″N, 39°50’7″E) и «Аллея влюбленных» (64°33’7″N, 39°50’5″E)
6. Памятник Ломоносову (64°33’29″N, 39°49’46″E)
7. Площадь Победы и памятник Ленину (64°33’48″N, 39°49’26″E)
8. Парк Любви и Дружбы и монумент «Ратному подвигу северодвинцев» (64°33’45″N, 39°49’9″E)
9. Площадь Егорова с якорем с центре (64°34’4″N, 39°49’16″E)
10. Заводской парк (64°34’7″N, 39°48’48″E)
11. Николо-Корельский монастырь (64°34’59″N, 39°50’42″E) – видели издалека, т.к. он находится на территории завода Севмаш, и просто так туда не попасть
12. Пешеходный мост к Яхтклубу (64°35’50″N, 39°49’40″E) и Церковь Воскресения Христова (64°35’44″N, 39°49’28″E) на острове Ягры
13. Памятный знак Ричарду Ченслеру (64°35’55″N, 39°47’40″E) и городской пляж на Белом море
14. Памятник А.Ф. Зрячеву (64°36’0″N, 39°47’47″E)
15. Ягринский сосновый бор (64°36’55″N, 39°48’45″E)
16. Памятник корабелам (64°33’0″N, 39°46’41″E)

27 июля (суббота)

Мы проспали до 12 часов дня, а затем отправились на площадь Победы, где проходили народные гуляния по случаю Дня города. Какие-то мероприятия также были на набережной Александра Зрячева на острове Ягры, но мы в этот раз туда не поехали. Народа было немного, и в целом всё было прилично, особенно учитывая то, что алкоголь в этот день нигде не продавали)))

В 15-30 мы приехали на станцию Водогон, где уже стоял поезд, состоящий из тепловоза, двух обычных вагонов, двух открытых площадок и еще одной дополнительной площадки для вещей. Мы, естественно, поехали на открытой площадке.

Несколько слов о Кудемской узкоколейке (статья в Википедии). Это одна из немногих узкоколеек в России, на которых существует пассажирское движение. Основной участок (примерно 35 км) пролегает от станции Водогон (которая находится примерно в 10 км от центра Северодвинска) до деревни Белое озеро. Белое озеро — сравнительно крупный населенный пункт (более 300 постоянных жителей), там даже есть школа и детский сад, а попасть туда можно только по железной дороге (на машине – только в холодное время года по зимнику, когда болота замерзают), поэтому для поддержания железной дороги в нормальном состоянии из бюджета выделяются средства (недавно даже купили новый вагон за 6 млн. руб.!)

В Белом озере дорога не заканчивается – ещё через 25 км находится поселок Палозеро. Официально он уже не существует и сейчас используется под дачи. Там даже нет электричества (хотя раньше было), и местные жители пользуются генераторами. Состояние путей на этом участке заметно хуже: шпалы не меняли много лет, а деревянные мосты через многочисленные речки (особенно самый большой – через р.Узурга) могут рухнуть в любой момент.

Оказалось, что рельсы уходят ещё дальше (примерно на 30 км), но шпалы практически полностью сгнили, поэтому ездить там не рискуют даже местные жители. Почему этот участок ещё не разобрали на металл – непонятно. Говорят, что была попытка вывезти рельсы с помощью вертолета(!). Примерно посередине между Белым озером и Палозером было ответвление в сторону р.Казанка – его разобрали, остался лишь маленький кусочек (по просеке сездят на квадроциклах)

Здесь можно почитать правду о том, как Кудемская УЖД попала в рейтинг «самых красивых железнодорожных маршрутов планеты». По моему мнению, например, узкоколейка в Гуамском ущелье в Краснодарском крае гораздо красивее (хоть она и короче), но и северной природе надо отдать должное! Это низкорослые леса, состоящие в основном из сосны и берёзы, обширные болота, покрытые толстым слоем мха, в котором утопают ноги, многочисленные ручьи и речушки и, конечно, огромное количество озер, больших и маленьких. Охота и рыбалка, а также сбор грибов и ягод – главные развлечения местных жителей и туристов, приезжающих сюда. Кроме того, недалеко от Белого озера проводятся ежегодные ролевые игры, на которые съезжаются несколько сот человек из разных городов, а по реке Узурга иногда сплавляются на байдарках.

Итак, ровно в 16:00 мы тронулись. Проезд до Белого озера стоил 30р (деньги собирала кондукторша). Видимо, можно выйти и раньше (нас спрашивали, до какой станции мы едем), но поезд остановился лишь один раз (в лесу), чтоб подобрать каких-то рабочих. Максимальная скорость составляла 30 км/ч, и в Белое озеро мы прибыли в 17:20. По дороге мы разговорились с попутчиками, и они нас «обрадовали», сообщив следующее: 1) В обратную сторону поезд идёт только в воскресенье в 5 вечера (это мы и так знали), а на дрезине нас, скорее всего, никто не отвезёт даже за деньги, т.к. все уже бухие))) Кроме того, есть шанс столкнуться со встречной дрезиной, и если бы мы поехали в Белое озеро в пятницу, то обратно в тот же день точно не смогли бы вернуться, т.к. во избежание аварий существует договоренность в пятницу ехать только в сторону Белого озера, а в воскресенье – только в сторону Водогона. 2) В Палозеро вообще лучше не ездить, т.к. там, якобы, полный беспредел, и нас могут избить и отнять всё ценное. Забегая вперед, скажу, что это неправда: по рассказам местных жителей, весь беспредел остался в 90-х, а сейчас в обоих поселках довольно спокойно. В итоге наши попутчики оставили номер для связи (кстати, ловит там только Мегафон) и сказали, чтоб мы позвонили, если всё будет плохо и негде будет переночевать.

Ночёвка в Белом озере в наши планы не входила (иначе мы взяли бы палатки), поэтому сразу по приезду мы отправились на поиски «таксиста», который отвёз бы нас назад. Дрезин там действительно много, но никто не горел желанием прокатить нас даже за деньги, и вообще смотрели, как на идиотов (особенно когда узнавали, что мы приехали из Москвы), однако вскоре нас свели с одним парнем, который согласился устроить нам экскурсию до Палозера, а затем отвезти назад на Водогон. Цену, правда, назвал немаленькую – 4000р, но это, видимо, связано с тем, что дрезина принадлежала одному человеку, а повез нас другой, причем с нами поехал ещё один парень, который переводил стрелки и помогал затаскивать дрезину на рельсы (весила она порядка 300 кг). Водителю надо отдать должное – ехал аккуратно, перед поворотами притормаживал и был не против остановиться в любом интересном месте, чтоб погулять и пофотографировать.

Из Белого озера мы выехали в 18:45, в Палозеро прибыли в 20:05 (по дороге делали несколько остановок, а максимальная скорость составляла 30 км/ч). Палозеро оказалось небольшим, тихим и довольно ухоженным поселком рядом с озером (длиной целых 11 км), на берегах которого было множество лодок. Обещанной жести в виде пьяных гопников мы не видели))) В обратный путь тронулись в 20:45, в Белое озеро приехали в 22:15, через пол часа продолжили путь и в Водогоне оказались в 0:05. У водителя мы взяли контакты, так что если кто соберется туда поехать – пишите

Координаты станций и других объектов на Кудемской УЖД:

1. Станция Водогон (64°30’55″N, 39°44’28″E)
2. Песчаный карьер (64°19’28″N, 39°48’20″E) – используется для ремонта дороги
3. Станция Белое Озеро (64°16’3″N, 39°50’44″E)
4. Мост через р.Урзуга (64°13’19″N, 39°42’29″E)
5. Ответвление в сторону р.Казанка (64°11’13″N, 39°39’22″E)
6. Станция Палозеро (64°8’26″N, 39°43’3″E)

Интересный отчет о поездке по Кудемской УЖД: часть 1, часть 2
Чье-то видео

28 июля (воскресенье)

Мы проснулись в 9 утра, позавтракали и на такси доехали до Архангельска (860р, 45 км, ехать чуть больше часа), оставили вещи в гостинице и сразу поехали в Малые Корелы (тоже на такси, 350р, 25 км, ехать примерно пол часа). Малые Корелы – музей деревянного зодчества, один из крупнейших в России, в нём представлены церкви, ветряные мельницы, различные избы и другие постройки русского Севера. Вход стоит 150р. На осмотр всего комплекса у нас ушло 2 часа (не очень досконально, но и не бегом).

Затем мы вернулись в Архангельск и стали изучать город. Он, конечно, поинтереснее Северодвинска, но основные достопримечательности сосредоточены в районе набережной, и их можно обойти не спеша за несколько часов, а в основном город состоит из унылых 5- и 9-этажек, а также некоторого количества деревянных домов. Оказалось, что 28 июля празднуют день ВМФ, так что мы опять попали на гуляния))) В Архангельске они тоже проходили достаточно цивилизованно, и лишь один раз (в подворотне) мы случайно услышали такой диалог: «Блевать будем? – Да, щас блеванём»))))

Вечером мы совершили часовую прогулку на теплоходе по Двине (170р) и посмотрели на город с воды.

Перечень достопримечательностей, которые мы посетили в Архангельске:

1. Подвесной мост (64°33’24″N, 40°5’54″E) – по дороге из Северодвинска в Архангельск
2. Северодвинский мост (разводной) (64°31’15″N, 40°33’38″E)
3. Малые Корелы (64°27’10″N, 40°56’8″E)
4. Церковь Александра Невского (64°30’27″N, 40°39’51″E) и Краснофлотский мост (64°30’21″N, 40°39’4″E)
5. Скульптура архангела Михаила (64°31’42″N, 40°34’49″E)
6. Памятник защитникам Советского Севера (64°31’52″N, 40°32’5″E)
7. Проспект Чумбарова-Лучинского (64°32’6″N, 40°31’43″E) – пешеходная улица, аналог нашего Арбата
8. Памятник русским женам (64°32’1″N, 40°31’56″E)
9. Памятник Архангельскому мужику (64°32’7″N, 40°31’39″E)
10. Памятник Степану Писахову (64°32’8″N, 40°31’35″E)
11. Здание проектных организаций (64°32’18″N, 40°31’5″E) — cамое высокое здание в городе
12. Памятник Ленину (64°32’23″N, 40°30’56″E)
13. Обелиск Севера и здание правительства Архангельской области (64°32’26″N, 40°30’51″E)
14. Нулевой километр (64°32’17″N, 40°30’50″E)
15. Памятник Петру I (64°32’12″N, 40°30’39″E) – тот самый, который изображен на 500р
16. Памятник жертвам интервенции (64°32’5″N, 40°30’53″E)
17. Шхуна «Запад» (64°32’1″N, 40°30’52″E) – видели издалека, т.к. она находится на огороженной территории
18. Обелиск на мысе Пур-Наволок (64°32’19″N, 40°30’31″E)
19. Гостинный двор (64°32’19″N, 40°30’40″E) – находится на реставрации
20. Колесо обозрения (64°32’19″N, 40°30’42″E). Цена – 70р
21. Стела «Город воинской славы» (64°32’30″N, 40°30’36″E)
22. Памятник Тюленю (64°32’38″N, 40°30’38″E) и Вечный огонь (64°32’36″N, 40°30’45″E)
23. Памятник Виноградову (64°32’35″N, 40°30’55″E)
24. Танк «Mark-V» (64°32’40″N, 40°31’2″E)
25. Лютеранская церковь Святой Екатерины (64°32’43″N, 40°30’54″E)
26. Памятник Соловецким Юнгам (64°32’43″N, 40°30’43″E)
27. Вышка телецентра (64°32’46″N, 40°30’55″E). Высота 151 м. По-моему, очень портит облик города
28. Развалины цирка (64°32’45″N, 40°31’11″E)
29. Танк «ИС-3» (64°32’52″N, 40°31’11″E)
30. Развалины старого пивзавода (64°32’52″N, 40°30’57″E)
31. Здание детской школы искусств (64°32’52″N, 40°30’51″E)
32. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (64°33’0″N, 40°30’54″E)
33. Памятник Петру и Февронии Муромским (64°32’58″N, 40°30’56″E)
34. Здание Молодежного театра Панова (64°32’58″N, 40°31’8″E)
35. Кузнечевский мост (64°34’4″N, 40°31’52″E)
36. Теплоход «Профессор Зенкевич» (64°34’17″N, 40°30’14″E) – видели издалека, т.к. находится на территории судоремонтного завода
37. Причал, с которого отправляются прогулочные теплоходы (64°31’52″N, 40°31’22″E)
38. Антенна спутниковой связи (64°32’32″N, 40°33’18″E). Судя по всему, недействующая

29 июля (понедельник)

До аэропорта мы доехали на такси буквально за 15 минут (250р) и в 12:15 вылетели в Москву.

Бюджет поездки

11200 – перелет Москва-Архангельск-Москва
3000 – гостиница в Северодвинске (за 2 дня)
2400 – гостиница в Архангельске
8580 – еда, такси и т.п.

Итого 24980р