Меню

Misha Simachev Blog

Трансполярная магистраль (часть 2/2)
23.07.2014

ЧАСТЬ 1

16 июля (среда)

Просыпаемся в районе 8 утра и завтракаем кашей с тушенкой, на этот раз разогретой на костре, но вкуснее она от этого не стала – мне удалось осилить 2/3 банки, после чего я решил, что лучше буду голодать, чем жрать эту дрянь)) Хорошо, что есть ещё шоколадки)). Часть банок прячем в кустах, собираемся и выдвигаемся дальше. Через 500 м после треугольника располагается достаточно крупный полуразрушенный мост, налегке перебраться через него нетрудно, но наличие рюкзаков все-таки осложняет задачу. Сразу за мостом располагается еще несколько платформ, а на протяжении следующих 1.5 км – 3 небольших моста через ручьи (раз, два, три), после чего мы упираемся в ЛЭП и новенький трубопровод, где делаем привал.

Я забираюсь на трубопровод и прохожу по нему несколько сот метров влево (если смотреть на восток). Вскоре лес сменяется тундрой, и, начиная с этого места, из каждой опоры трубопровода торчат от 4 до 8 длинных металлических радиаторов. Позже выяснилось, что это термостабилизаторы, заполненные хладагентом, которые прогружены в грунт на несколько метров и препятствуют оттаиванию вечной мерзлоты и проседанию опор. Также обнаруживаю табличку, на которой указано, что это магистральный нефтепровод «Ванкор-Пурпе». Хождение по трубопроводу кажется мне отличным развлечением)) Его диаметр составляет 82 см, и после небольшой тренировки можно разогнаться до 6 км/ч, что гораздо быстрее, чем хождение по лесу или, тем более, по тундре, а обзор на местность открывается просто замечательный (высота опор в некоторых местах достигает 5 м). Решаю на обратном пути совершить более длительную прогулку в обе стороны. Кстати, мы обнаружили, что рядом с нефтепроводом ловит МТС!

Идем по насыпи дальше, примерно через километр лес впервые сменяется тундрой (вот здесь). С помощью навигатора определяем, что отсюда до точки, которая на Викимапии обозначена как конец путей, осталось 7 км. Время – 11 часов утра, и мы решаем оставить рюкзаки здесь и идти дальше налегке в расчете вернуться назад в тот же день. С собой берем только котелок, чашку, сухой спирт, зажигалку и бутылку с водой. Покупная вода у нас закончилась утром, так что мы набрали новой из ручья. Вся вода тут имеет оранжевый торфяной цвет, набирать ее из болот и озер не рекомендуется, а вот из рек и ручьев – можно, причем вроде бы даже допустимо пить её в сыром виде (как будет видно дальше, это действительно так).

С началом тундры качество насыпи резко ухудшается — дорога напоминает американские горки. Через 500 м от того места, где мы оставили рюкзаки, натыкаемся на первое и единственное серьезное препятствие – сравнительно широкую речку. Рельсы в этом месте ушли под воду, а моста вроде бы даже и не было никогда. Аккуратно идем вперед, прощупывая дно палкой, и вскоре становится понятно, что высоты болотников не хватит. К счастью, речка заболочена, и в итоге мы переходим ее по кочкам, сделав небольшой крюк вправо. В дальнейшем рельсы уходят в болото еще не раз, но все заболоченные участки – небольших размеров, и их удается обойти по тундре, не делая большой крюк (иногда, впрочем, проще пройти напрямик по болоту – высоты сапог обычно хватает). Что такое тундра и почему по ней так сложно ходить? Простыми словами, это крайне неровная поверхность, покрытая толстым слоем мха и поросшая багульником. Чтоб ноги не запутывались, приходится высоко поднимать их при ходьбе, а на мхе они пружинят, в результате большая часть усилий уходит впустую.

Нам очень хочется пить, и мы решаем сделать привал и вскипятить воды. Поскольку кругом сухой мох (а под ним — торф) нормальный костер развести нельзя, поэтому мы устраиваем мини-костер на рельсе (который в этом месте лежит горизонтально), однако на таком пламени за пол часа удается довести до кипения только одну чашку воды.

Идем дальше, по пути встречается еще несколько небольших мостов через ручьи. Примерно через 2 км после начала тундра опять сменяется лесом. Там мы натыкаемся на самый крупный мост в нашем путешествии (речка под ним имеет довольно быстрое течение, ее журчание слышно издалека), а вскоре после него обнаруживаем еще одну дрезину. Через 200 м лес снова переходит в тундру, а насыпь заканчивается, рельсы дальше проложены прямо по земле. По навигатору до конца дороги еще 3 км, а идти становится всё сложнее. Мой попутчик решает повернуть назад, но я намерен идти до конца. Договариваемся встретиться в том месте, где оставили рюкзаки, отдаю ему котелок и воду (все равно в таких условиях вскипятить её не получится) и ломлюсь дальше.

Через 1.5 км снова начинается лес, и, несмотря на бурелом, идти по нему всё же легче, чем по тундре с ее многочисленными болотами. Натыкаюсь на еще один крупный мост через речку. В результате пожара он сильно разрушен, рельсы висят в воздухе, а пройти по низу затруднительно, поэтому я сажусь на один из рельсов и, приподнимаясь на руках, аккуратно передвигаюсь на другой берег (в стиле «краб»). Вскоре опять начинается тундра. Судя по навигатору, точку, обозначенную, как конец пути, я уже прошел, а рельсы всё уходят вдаль, хоть и заросли настолько, что уже еле угадываются. Кстати, накладки, которыми рельсы соединены между собой, здесь уже не металлические, а деревянные. Перед очередным перелеском (66°03.805'N, 82°26.298'E, в итоге пройдено 3 тундровых участка), я решаю повернуть назад: силы на исходе, ужасно хочется пить, и нет никаких догадок о том, сколько ещё придется идти (я и так уже прошел на километр больше, чем рассчитывал).

Путь назад проделываю практически на автопилоте. Если раньше я старался обходить болота, то теперь почти всегда ломлюсь напрямик, особенно если рельсы не полностью ушли под воду (впрочем, ноги проваливаются не больше, чем по колено). Когда сил совсем не остается, просто ложусь на землю и лежу минут 5-10 (таких остановок делал 3 или 4 штуки). Пить хочется насколько сильно, что решаю рискнуть и пью сырую воду из той быстрой речки, про которую писал выше, а затем еще из одного ручья. Несмотря на оранжевый цвет, вода практически не имеет вкуса и запаха, и, забегая вперед, скажу, что никаких проблем с пищеварением после этого не было (по возвращении в Москву на всякий случай принял таблетку немозола).

Обратный путь длиной 8 км я преодолел за 3.5 часа, таким образом, средняя скорость движения по лесотундре составляет примерно 2 км/ч (и это налегке!). По дороге назад записал GPS-координаты всех интересных объектов и в дальнейшем тоже старался это делать, а по приезду в Москву отметил их все на Викимапии. Единственный участок, где я не записывал координаты (и поэтому они требуют уточнения) — от Долгого до треугольника. Дело в том, что сенсорный экран телефона не реагирует на нажатия рукой в перчатке, но потом я приноровился нажимать «кнопки» носом))

В этот день мы вернулись назад к нефтепроводу и установили там палатки. Место, можно сказать, обжитое (видно, что лагерь здесь ставили не раз, да после строительства нефтепровода осталось большое количество мусора, который можно приспособить для бытовых нужд), поэтому мы решили остаться здесь на весь следующий день, чтоб отдохнуть после изматывающего перехода и набраться сил для дороги назад. Этот и следующий вечера радуют нас потрясающими закатами: солнце имеет насыщенный темно-красный цвет (никогда раньше такого не видел) и выглядит просто адово))

17 июля (четверг)

Как я уже говорил, консервированную кашу я решил больше не жрать, а на шоколадках далеко не уедешь (к тому же, их мало), поэтому с утра я решил пойти за грибами, чтоб сварить суп. В том, что я соберу грибов, я даже не сомневался, т.к. накануне видел несколько подберезовиков и подосиновиков на насыпи, однако, когда я углубился в лес, то жестко обломался – их не было вообще. Лес рядом с нефтепроводом достаточно заболочен, земля покрыта толстым слоем мха, и я сделал вывод (возможно, неправильный), что в таких условиях грибы не растут. Пошел по насыпи в сторону треугольника, то тут, то там углубляясь в лес, и в итоге дошел до крупного моста, через который мы с трудом перебрались с рюкзаками накануне, но ни одного гриба так и не нашел, зато случайно набрел на лагерный пункт.

Возвращаюсь к месту нашей стоянки и решаю пройтись по трубопроводу в правую сторону (если смотреть на восток) с целью дойти как минимум до пересечения с ж/д веткой в сторону Седельниково, чтобы поискать грибов там. Прогулка получилась легкой и увлекательной, и я дошел до самой реки Таз (6 км), правда пересечения с ж/д я не нашел (позже выяснилось, что оно почти незаметно, т.к. рельсы там полностью убраны, а постоянно глазеть по сторонам на ходу опасно – можно потерять равновесие). К слову, трубопровод постоянно петляет, меняя свое направление буквально каждые 50-100 м. Сначала я думал, что это из-за особенностей местности, но оказалось, что это сделано для того, чтоб снизить напряжения в трубе при движении грунта. Кстати, на трубопроводе установлены километровые таблички. Первое пересечение с ж/д  находится посередине между 222 и 223 километрами, второе – между 225 и 226 (ближе к 226), ну а Таз находится на 229-м.

Так вот, выйдя к берегу реки, я обнаружил островок цивилизации! Там находится какая-то станция (предположительно нефтеперекачивающая), в которую входит одна труба, а выходят две, рядом установлена вышка ретранслятора какого-то местного сотового оператора (МТС, Билайн и Мегафон там не ловят) и несколько вагончиков, в которых явно живут люди. Кроме того, неподалеку имеется вертолетная площадка, а у берега стоит катер. Недалеко от берега трубы уходят под землю: здесь расположен подводный переход нефтепровода под рекой Таз, сам же берег утыкан десятками термостабилизаторов (как нам объяснили позже, чтобы не допустить его оттаивания и оплывания).

Почти на всем пути от нашего лагеря я шел в гору и у станции оказался на самой высокой точке (дальше идет резкий спуск к воде). Лес здесь сухой и имеет нормальную почву, однако, поплутав по нему с полчаса, грибов я так и не нашел (зато нашел старинный трактор времен строительства Трасполярки). Отчаявшись, я постучал в один из домиков. Из него вышли 2 мужика на вид лет 30-ти, и я спросил у них, есть ли здесь грибы (может, я плохо ищу?). Оказалось, что еще не сезон, но, узнав, что у нас нечего жрать, они подарили мне 2 упаковки армейского «сухого пайка» («Индивидуальный рацион питания повседневный»).

На радостях я отправился в обратный путь чуть ли не бегом и дошел почти за час)). Я сообщил своему попутчику, что у нас сейчас будет праздник живота (ему каша тоже надоела), и мы раздербанили первую упаковку)) Внутри внезапно оказались еще две банки с аналогичной кашей)) Но помимо них была также банка нормальной тушенки, банка паштета, несколько упаковок печенек, два пакета с яблочным повидлом, какой-то растворимый напиток, чай, сахар, 3 таблетки сухого горючего и даже витаминка! В первый раз с начала похода мы пожрали от души!)) А вообще могу сказать, что все эти дни есть не очень-то и хотелось — больше пить.

Немного отдохнув, я решил совершить еще одну прогулку по трубопроводу, на этот раз налево, в тундру. Когда не нужно прилагать усилия для каждого шага (как накануне), тундра оставляет исключительно положительное впечатление)) Во время прогулки можно наблюдать все возможные оттенки желтого, зеленого и коричневого в любых комбинациях, рельеф и раскраска поверхности меняются каждые 100 метров, то тут, то там видны озера и небольшие группы низкорослых деревьев (в основном, елок и берез), и всё это хочется фотографировать и фотографировать! В итоге я прошел еще 6 км, и с удовольствием шел бы дальше, но дело уже шло к ночи, а ноги гудели от усталости. В сумме в этот день я прошел по трубопроводу 24 км (с 217 по 229 км туда и обратно). Кажется, я придумал новый вид экстремального отдыха – «трубопровод-трэвэллинг»)))

По возвращении к лагерю, воспользовавшись тем, что телефон в этом месте ловит, позвонил лодочнику и сообщил, что у нас все в порядке. Поскольку мы договорились встретиться в том месте, где трубопровод выходит к реке (и где сегодня побывал я), я высказал свои сомнения относительно того, что не знаю, где заканчивается ветка, ведущая в Седельниково, и возможно ли оттуда легко дойти до места встречи (как выяснилось, берега Таза очень топкие). В итоге он посоветовал нам, в случае чего, вернуться к трубопроводу, и дойти до берега вдоль него (благо что время на это есть).

18 июля (пятница)

Утром не спеша собираемся, доедаем второй «сухой паек», доходим до треугольника, где поворачиваем на левую ветку в сторону Седельниково и вскоре оказываемся у второго пересечения с трубопроводом (от конца треугольника – чуть меньше километра). Здесь наши пути разделяются: мой попутчик решает идти вдоль трубопровода сразу к берегу Таза, а я прячу рюкзак в кустах и иду дальше по насыпи. Идти сравнительно легко, никаких серьезных препятствий на пути нет (несколько разрушенных мостов можно пройти по низу), единственный минус – довольно жарко (вообще это первый жаркий день за наше путешествие, до этого было не больше +15). Из интересных объектов на этом участке можно отметить разве что второй путь длиной примерно 500 м, проложенный правее (скорее всего, недостроенный разъезд).

Через полтора часа, преодолев 3.5 км (от трубопровода) выхожу к нефтеперекачивающей станции, то есть как раз туда, куда нужно. Знал бы – взял бы рюкзак сразу, но делать нечего, забираюсь на трубопровод, возвращаюсь к пересечению с ж/д, одеваю рюкзак и после некоторых раздумий решаю снова идти по трубопроводу. С рюкзаком это более рискованно, но дорога вдоль трубопровода (если это вообще можно назвать дорогой) местами сильно раскисла, и переход по ней отнимет много сил. В итоге без происшествий добираюсь до берега Таза, где меня уже давно ждет мой попутчик.

Время – 3 часа дня, а заберут нас отсюда в 8 вечера. Чтобы как-то убить время, первым делом решаем искупаться и залезаем в воду прямо в одежде, включая болотные сапоги и антимоскитный костюм))) После длинного перехода по жаре это доставляет кучу удовольствия, особенно учитывая, что в последний раз мы мылись в понедельник, еще находясь в Москве. Оставшееся время сушим одежду на костре и просто отдыхаем. Чуть позже я купаюсь второй раз, уже по нормальному, без одежды (вода, кстати, как ни странно, не очень холодная). Еще за это время нам довелось пообщаться с тремя вахтовиками (но не теми, которые угостили меня «сухими пайками» накануне), настроены они были дружелюбно, но узнав, что мы приехали сюда, как туристы, крутили пальцем у виска и говорили, что мы – отмороженные))) Также они сообщили, что видели наши палатки с вертолета во время планового облета.

В 19:30 за нами приехал лодочник, и мы отправились назад в цивилизацию. Погода была отличной, и лодка ровно неслась по спокойной воде, а я лежал на её дне, глазел по сторонам и испытывал то приятное чувство, когда всё самое сложное позади, и теперь можно расслабиться. До Красноселькупа доплыли за 1:10 (скорость по навигатору была 40 км/ч), оставили рюкзаки в доме у лодочника и отправились в гостиницу (да, там есть гостиница, причем не одна!), чтобы узнать цены – очень уж хотелось, наконец, помыться и выспаться в человеческих условиях. В гостинице нам сообщили, что цена – 3125р, но все номера заняты, и отправили нас в соседнюю, заверив, что цены везде одинаковые. Во второй гостинице выяснилось, что названная цена — это С ЧЕЛОВЕКА!!, то есть двухместный номер стоит 6250р – нормально, да? В общем, мы решили, что комфорт тут какой-то слишком дорогой даже по московским меркам, вернулись за рюкзаками и спросили у лодочника, где лучше поставить палатки, однако он настоял, чтоб мы переночевали у него, и даже подбросил нас на следующий день до аэропорта, за что ему огромное спасибо! Кстати, если кто туда соберется, могу подсказать его телефон – разрешение на это он дал.

19 июля (суббота)

Вертолет в Новый Уренгой улетает рано – в 8:00. Аэропорт представляет из себя грунтовую взлетную полосу (огороженную забором), и небольшое деревянное здание, где проходит регистрация на рейсы. От этого здания до места посадки вертолета уложено всего несколько бетонных плит, по которым можно дойти, не запачкав ног. Нормальную взлетную полосу обещают сделать уже который год, но пока всё никак. Вообще странная ситуация – вымостить все улицы бетонных плит хватило (причем, по рассказам, их перекладывают чуть ли не каждый год), а аэропорт – нет. К слову, похожая ситуация с газопроводом – газ провели в поселок только недавно и со второй попытки: в первый раз газопровод строили-строили и в итоге бросили, а спустя какое-то время начали строить заново, но уже по другому маршруту.

Сотрудники Красноселькупского аэропорта оказались даже бдительнее своих коллеги из Нового Уренгоя: при просвечивании рюкзака обнаружили находящийся там топор, очень удивились, как я умудрился провезти его сюда, и передали его пилотам (вернули после приземления). В этот раз мы тоже долетели быстрее, чем по расписанию (за 1:15), в аэропорту сдали багаж в камеру хранения (120р за место) и на автобусе поехали в Новый Уренгой, поскольку наш самолет в Москву улетал нескоро – в 19:10. Были и более ранние рейсы, но я специально купил билет на попозже, т.к. теоретически из-за погодных условий вертолетный рейс могли задержать.

Остаток времени гуляли по Новому Уренгою, но, как я уже говорил, город хоть и современный, но неинтересный, и смотреть там нечего. Мы даже просили нескольких таксистов отвезти нас куда-нибудь загород, например, на какое-нибудь месторождение, но оказалось, что туда без пропуска не попасть, а посоветовать что-то другое они  затруднились. Что в итоге посмотрели:

Южная часть:

Новый ж/д вокзал (66°5'22"N, 76°41'27"E)
Старый ж/д вокзал (66°5'24"N, 76°41'44"E)
Грузовой тепловоз серии ТЭЗ (66°5'19"N, 76°41'37"E)
Памятник «Пионерам освоения Уренгоя» (66°5'18"N, 76°41'21"E)
Церковь Богоявления Господня (66°4'57"N, 76°39'28"E)
Мечеть (66°4'53"N, 76°38'40"E)
Первая скважина (66°4'47"N, 76°38'20"E)
Памятник первопроходцам (66°4'55"N, 76°41'46"E)
Памятный знак в честь 30-летия "Газпром добыча Уренгой" (66°5'24"N, 76°40'3"E)

Северная часть:

Фонтан «Парус» (66°6'48"N, 76°40'9"E)
Храм в честь Серафима Саровского (66°6'33"N, 76°40'44"E)
Памятник погибшим воинам (66°7'1"N, 76°41'9"E)
Бюст Оруджеву Сабиту Атаевечу (66°6'58"N, 76°41'20"E)
Дворец Бракосочетания (66°6'44"N, 76°40'52"E)

Бюджет поездки (на одного человека)

Самолет Москва — Новый Уренгой: 6765р
Самолет Новый Уренгой — Москва: 11165р
Вертолет Новый Уренгой — Красноселькуп: 4530р
Вертолет Красноселькуп — Новый Уренгой: 4730р
Лодка Красноселькуп — Долгий — Красноселькуп: 4000р (половина стоимости)
Другие расходы: 5390р
ИТОГО: 36580р

Полезные ссылки

Отчет о поездке в Долгий Андрея Оболенского: часть 1, часть 2, часть 3
Отчет о поездке в Долгий Владимира Буракшаева: часть 1, часть 2, часть 3
Пеший поход в Долгий Алексея Ерастова (очень хорошо написано, рекомендую!) + видео
Большая экспедиция по всей 501 стройке
Еще один небольшой отчет по поездке в Долгий
Полет над Долгим на вертолете
Фотографии участка на Panoramio
Видео о походе по какому-то из участков 501 стройки
Видео о Долгом
Видео об эвакуации одного из паровозов в музей
Группа о стройках 501 и 503 вконтакте
Красноселькупский форум
Поход А.Кротова по участку от Надыма до Салехарда