Меню

Misha Simachev Blog

УЖД-тур (часть 2/2)
02.09.2014

ЧАСТЬ 1

22 августа (пятница)

Мы проснулись в 4 утра, а в 5:30 уже ждали около диспетчерской Кобринской УЖД. Как и было условлено, тепловоз пришел в 6, и мы тронулись в путь. По дороге заехали на ответвление в поселок Волосница, чтобы захватить еще пассажиров, но вообще народа собралось немного, и некоторые вышли на промежуточных остановках (за грибами и ягодами). Ехали довольно быстро – 20-30 км/ч, поскольку состояние путей на этой УЖД сравнительно хорошее, и 70 км главного хода преодолели за 3 часа, а медленно тащились только по усу до делянки (10 км за час). Оказалось, что лес в этом месте еще не рубят, а только подготавливают территорию. Рабочих сюда отвозят в понедельник, а забирают в пятницу.

В этом небольшом поселке, состоящем из нескольких вагончиков, мы пробыли чуть больше часа, за это время мне удалось вдоволь полакомиться ягодами (земляника, брусника, черника и костяника), которых тут просто море. Затем все погрузились в вагон и тронулись в обратный путь, народа и теперь было немного, причём почти все вышли на пересечении УЖД с трассой Киров-Сыктывкар (59°46’20″N, 49°22’55″E). Также на обратном пути подобрали человек 5 охотников и грибников.

В целом про Кобринскую УЖД могу сказать, что она не очень интересна, из достопримечательностей можно отменить только небольшой мост через речку и несколько заброшенных деревень недалеко от депо. Как и на других дорогах, наиболее живописны усы к делянкам.

Поездка закончилась в 3 часа дня, и мы решили попытать счастья на Опаринской УЖД, для чего еще раз позвонили директору леспромхоза. Он сообщил, что через полчаса отправляется тепловоз с рабочими, которые будут разбирать одно из ответвлений, но они там проведут весь следующий день, так что нам лучше найти пионерку, а где ее найти, он тоже объяснил: сразу после поворота в Опарино будет переезд через УЖД, там нужно оставить машину и пройти 100 метров вдоль железки в сторону поселка. Так мы и сделали, и пионерка нашлась почти сразу: прокатить нас вызвались 2 чувака лет 18-ти, за поездку запросили 1400р.

Как выяснилось, дорога простирается на 47 км, причем ветку с 32 по 47 км сейчас разбирают, а вместо нее строят новую («восточную») ветку, берущую начало тоже на 32-м километре, только в другую сторону. Вывоз леса осуществляется только с «южной» ветки (ответвление на 16-м километре). Также нам сообщили интересную подробность: один из самых крупных мостов, расположенный примерно на 44-м километре, этой весной сгорел. В поджоге подозревают местных жителей, которые таким образом пытались воспрепятствовать разбору УЖД. Впрочем, буквально за пару недель на месте сгоревшего возвели новый мост (правда ниже и проще), после чего разбор дороги продолжился. К слову, мостов на этой дороге много, в том числе, 4 крупных (раз, два, три, четыре), и вообще она оказалась одной из самых живописных в нашем путешествии. Еще одной интересной особенностью дороги является то, что, начиная с 16-го километра, она проходит по территории республики Коми.

Мы тронулись в путь в 5 часов вечера и ехали крайне аккуратно и неспешно – чуваки утверждали, что состояние путей очень плохое, и можно запросто вылететь с колеи, но мне всё-таки кажется, что можно было ускориться)) Тем не менее, мы вскоре догнали тот поезд, про который говорил директор УЖД (он состоял из тепловоза, платформы и пассажирского вагона и ехал еще медленнее) и некоторое время тащились за ним, однако на ближайшем разъезде он позволил себя обогнать. До 47-го километра мы доехали только к 20:30 (то есть, через 5.5 часов) – уже начало смеркаться. Попив чаю, мы тронулись в обратный путь практически в полной темноте, фара на пионерке отсутствовала, но к счастью Арсений взял с собой карманный фонарь, которым мы и освещали дорогу. Вскоре вдали появился свет фар тепловоза, который мы обогнали днем, и ехал он на удивление быстро – мы еле успели скинуть пионерку с рельсов!

Во время ночной езды мы заметили интересное явление: в свете фонаря местность хорошо видна только первые 5 минут после начала движения, а затем что-то случается с фокусировкой глаз, и, как ни напрягайся, всё вокруг превращается в непонятную черно-белую кашу, и единственный способ обрести прозрение хоть на короткое время – остановиться. Тем не менее, хозяева пионерки перед всеми опасными местами притормаживали, по их словам, они тут ездят каждый день и знают всё наизусть. Обратный путь тоже занял больше 5-ти часов, и мы, честно говоря, порядком подзаебались. Всю дорогу на горизонте зловеще сверкали молнии, мы ожидали начала грозы с минуты на минуту, и это тоже действовало на нервы, но в итоге под дождь мы так и не попали, он начался аккурат по прибытии. За нечеловеческий труд мы накинули чувакам еще 300р сверх оговоренного – как-никак, целых 11 часов отпахали!))

Ночевать мы сначала хотели в палатке или заброшенном доме, но тут внезапно выяснилось, что в поселке есть гостиница! Дальнейшие события развивались довольно забавно. Найдя гостиницу, я постучал в дверь, но никто не открыл. Обнаружив, что дверь не заперта, я зашел внутрь и позвал хозяев, однако и на этот раз мне никто не ответил. Я рискнул пройти дальше прихожей, оказалось, что в гостинице имеются всего 4 комнаты: одноместный, двухместный и четырехместный номера, а также душевая. Все двери были открыты. В одноместном номере лежали вещи, но никого не было, двухместный номер был свободен, а в четырехместном спал мужик (на тот момент мне в темноте показалось, что и этот номер пуст). Я вышел на улицу и позвонил по номеру телефона, указанному на двери. Заспанный женский голос ответил:

— Извините, мест нет…
— Как так? Я сейчас нахожусь в гостинице, тут ни души, и все номера свободны!
— Да? Во дела… Ладно, тогда занимайте двухместный номер, цена – 400р за койко-место, я приеду завтра утром – расплатитесь.

Так я был предоставлен сам себе и благополучно лег спать. Арсений решил и в этот раз ночевать в машине. Подозреваю, что в гостинице должен был находиться администратор, но он куда-то смотался, возможно – бухать, пятница все-таки)) К слову, происходило это всё в 3 часа ночи.

23 августа (суббота)

С утра приехала сотрудница гостиницы, взяла у меня 400р и снова уехала, оставив мне ключи как от номера, так и от всего здания. По ее словам, оставаться я тут могу хоть до вечера, а когда буду уезжать, ключи нужно занести в соседний магазин. Вот это я понимаю коммунизм!)))

Как я уже упоминал, мы совершили ошибку, поехав сначала на Октябрьскую УЖД, а не на УЖД Дымного торфопредприятия, и теперь мы решили эту оплошность исправить, хоть это и стоило нескольких лишних сотен километров. Итак, мы выдвинулись в сторону Кирса, по дороге опять миновали Киров, а также посетили мост через р. Белая Холуница (58°43’30″N, 50°17’11″E) на разобранном участке Каринской УЖД. Общая длина пути составила 380 км, которые мы преодолели за 7 часов. Асфальт до Белой Холуницы хороший, а дальше много заплаток, ехать быстрее 60 км/ч рискованно, зато дорога очень живописная. К слову, это был первый дождливый день в нашем путешествии, и, к счастью, практически весь его мы провели в дороге. В следующие дни погода была прохладной и переменчивой, но сильный дождь пошел лишь однажды. Еще мы заметили, что листья на деревьях пожелтели, и это произошло буквально за пару дней (а может быть это просто особенность местного климата, ведь мы продвинулись на 1000 км на северо-восток от Москвы по прямой).

В Светлополянске, где начинается узкоколейка, мы нашли депо (59°25’18″N, 52°22’2″E) и пообщались с диспетчером, которая тоже оказала нам чрезвычайно радушный прием! Она сообщила, что в данный момент действуют две ветки: 15 км до базы №1 и 10 км до базы №9, остальное разобрано. До базы №1 в 7 утра ежедневно, а в будни ещё и вечером ходит тепловоз с пассажирским вагоном. На базу №9 рабочих возят на автобусе. Особенностью данной УЖД является то, что в сухую погоду торф возят только ночью, а если идет дождь, то и днем. Причина – высокая опасность пожаров, которые возникают, в том числе из-за искр, летящих от тепловоза. Пионерок в поселке почему-то нет совсем.

В общем, мы запланировали покатушки на завтрашнее утро, а в этот день осмотрели только мост УЖД (59°25’51″N, 52°22’41″E) над путями широкой колеи (ветка в сторону базы №9), после чего поехали в Кирс и переночевали там в гостинице (1000р за двухместный номер с удобствами на этаже).

24 августа (воскресение)

В 6:30 мы были снова у депо в Светлополянске, где уже стоял тепловоз с пассажирским вагоном и открытой платформой для перевозки вещей. Я зашел в диспетчерскую, там сидела уже другая женщина, но о нас ее предупредили, и она даже обещала попросить машиниста, чтоб он покатал нас по усам. Народа собралось человек 10-15, большинство из них оказались охотниками, они сошли на промежуточной остановке в лесу.

Мы тронулись ровно в 7, а уже в 8 были на базе №1. Здесь вагон отцепили, и нас действительно немного покатали по торфполям, после чего снова взяли вагон на буксир и отправились в обратный путь. По прибытии в депо нам разрешили остаться в кабине тепловоза, чтоб поучаствовать в маневрах и даже посмотреть на процесс перегрузки торфа из вагонов УЖД в грузовики (для этого здесь используется вагонопереворачиватель). Торф дальше везут в Киров на тамошнюю ТЭЦ, что довольно удивительно, ведь даже в небольших поселках за последние годы почти все ТЭЦ перевели на газ. Из достопримечательностей на этой ветке можно отметить мост через речку (59°25’16″N, 52°28’30″E).

В 10 часов утра мы снова тронулись в путь – на Созимскую УЖД до которой 65 км по не слишком хорошему асфальту: ям нет, но много бугров, ехать получается не быстрее 50 км/ч. По дороге в одной из полузаброшенных деревень видели таксофон, оборудованный огромной солнечной батареей, причем самого телефонного аппарата не было (варварски спиздили).

В Созимский мы приехали в 12, некоторое время катались по поселку, пока, следуя советам местных жителей, не оказались у проходной (59°43’38″N, 52°13’54″E) колонии-поселения, где начинается УЖД. Сначала охранники отнеслись к нам настороженно, но когда убедились, что мы просто туристы, вполне позитивно с нами пообщались и даже вызвонили своих знакомых, которые согласились прокатить нас на пионерке (за 1000р). Общая длина дороги – порядка 30 км, тепловозы ходят ежедневно по несколько раз в день, но без определенного расписания. Пионерок в поселке много.

Мы тронулись в путь в 13:20 и на этот раз ехали с ветерком: наш водитель, мужик лет 30 с признаками четкости, гнал за всю хуйню)) С несколькими короткими остановками на мостах (раз, два, три) до конца путей мы добрались за 1.5 часа. Дорога очень живописна. Примерно на середине пути нам встретилась развилка, где мы свернули направо. Это ответвление уже не используется, и скорее всего, скоро будет разобрано, а лес возят по левой ветке, но сколько там километров дороги, выяснить не удалось.

На обратном пути на этой развилке случилось следующее происшествие. Мы возвращались по правой ветке, а по левой ехали две пионерки, груженые рельсами (местные жители тырят их на металлолом), навстречу нам из депо шел тепловоз с пустыми сцепами. Две пионерки с рельсами заехали к нам на правое ответвление, чтоб пропустить тепловоз, но в момент прохождения стрелки один из сцепов сошел с рельсов, да так, что вылетела колесная пара. Чтобы миновать создавшееся препятствие, общими усилиями мы проволокли нашу пионерку несколько десятков метров по траве, что далось очень нелегко, т.к. под ноги попадались старые шпалы и бревна, а пионерка весила, по меньшей мере, 200 кг. В итоге мы поехали дальше, а водители двух других пионерок остались помогать ставить сцеп на рельсы. Кстати, один из них сообщил, что в прошлом году сюда приезжал Болашенко и подарил ему книгу!

Дальше в наших планах было доехать до Шарьи (через Киров и Котельнич), а затем взять курс на Великий Устюг. Дело в том, что к оставшимся трем узкоколейкам в том районе (Пинюгская, Лунданская и Аникинская УЖД) более качественные дороги проходят со стороны Вологодской области. От Опарино до Пинюга чуть больше 50 км, но, судя по информации из интернетов, дорога там просто ужасная. Как выяснилось позже, дорога эта не так уж плоха, поэтому тем, кто пойдет по нашим стопам, я советую сначала посетить УЖД Дымного торфпредприятия и Созимскую УЖД, а затем — Октярьскую, Кобринскую, Опаринскую, Пинюгскую, Лунданскую и Аникинскую УЖД в указанной последовательности, после чего ехать в Великий Устюг и возвращаться в Москву по трассе М8. Забегая вперед, скажу, что дороги до последних трех УЖД крайне хреновые, с какой стороны ни подъезжай, поэтому наматывать круги смысла нет.

В этот день нам удалось доехать только до Котельнича (380 км), где мы заночевали в гостинице (1000р за двухместный номер с удобствами на этаже).

25 августа (понедельник)

С утра мы продолжили путь в сторону Великого Устюга, но по дороге решили все-таки посетить УЖД Отворского торфопредприятия, до которого нам не удалось доехать 18 августа. От Котельнича до поворота с трассы (немного не доезжая Свечи) – 50 км, затем еще 20 км по довольно странной дороге: первые 10 км – более-менее нормальный грейдер, потом небольшой участок асфальта (причем заасфальтирована только правая полоса), затем еще кусок грейдера, после чего 10 км хорошего асфальта до п.Светлый (причем в самом поселке асфальта уже нет). Оказалось, что незадолго до развала СССР в Светлом построили асфальтобетонный завод, и именно из-за этого обстоятельства дорогу начали прокладывать со стороны поселка (а не со стороны трассы, как бывает обычно). Потом началась перестройка, асфальтирование дороги свернули, а завод разобрали и перевезли в какой-то другой регион.

В депо (58°5’13″N, 47°35’40″E) мы приехали в 10 часам утра, к нам и тут отнеслись очень доброжелательно. Один тепловоз уехал на торфполя рано утром, зато второй как раз отправлялся на маневры в сторону станции широкой колеи Ежиха (там осуществляется перегрузка), и нам разрешили проехать в его кабине. Дорога небольшая: от депо до Ежихи – 5 км и от депо до торфполей – еще 10 км (мы проехали только первый участок). Никаких достопримечательностей на этой УЖД нет, однако не могу не отметить, что все тепловозы были свежепокрашенными и чистыми изнутри, да и само депо выглядело очень опрятно – пожалуй, ни на одной другой УЖД мы такого не видели!

Затем за 5 часов мы доехали до Кичменского городка (380 км от Светлого), где нанесли короткий визит моим родственникам, у которых я раньше никогда не бывал. Асфальт на участке Котельнич-Шарья хороший, а на участке Шарья-Кичменский городок местами бугристый, но по большей части тоже хороший (заплатки в основном на первых и последних 30 км).

В 5 часов вечера мы выехали из Кичменского городка в сторону Пинюга, до которого 140 км. Через 10 км асфальт сменился грейдером средней разбитости длиной 80 км (до Подосиновца) – по таким длинным грейдерам я еще не ездил! Водитель встречного лесовоза сообщил, что нам еще повезло – буквально вчера проехала машина, ровняющая дорогу (собственно, грейдер), а до этого тут была яма на яме. Подосиновец внезапно оказался городом с отличным асфальтом, со всех сторон окруженным грунтовками (асфальтовых дорог к нему нет), хотя обычно бывает наоборот – внутри маленьких городов дороги всегда более разбиты, чем вне. Этим он мне напомнил Красноселькуп – город в ЯНАО, тоже с хорошими дорогами, но окруженный лесотундрой (добраться можно только на вертолете или по зимнику). Дорога от Подосиновца до Пинюга (50 км) на 2/3 – сильно разбитый асфальт (такой, что лучше б его вообще не было) и на 1/3 – нормальный грейдер. В итоге на эти 140 км мы потратили почти 5 часов, порядком подзаебались и в Пинюг приехали уже затемно. В то же время, нельзя не признать, что дорога оказалась очень живописной, и это в определенной степени компенсировало затраченные усилия.

Первым делом мы нашли депо (60°15’37″N, 47°47’1″E), но оно оказалось явно заброшенным. Тогда мы приступили к опросу местных жителей, которых, несмотря на поздний час, на улице было немало. Чаще всего нам отвечали, что ни про какую УЖД знать не знают, либо что она давно закрылась, и лишь кассирша на заправке сообщила, что дорога худо-бедно, но действует. Из этого мы сделали вывод, что раз никто не в курсе судьбы градообразующего предприятия, то значит даже в Пинюге одни понаехавшие)))

На ночлег мы попытались вписаться в дом отдыха локомотивных бригад (60°14’53″N, 47°47’15″E), но сотрудница сказала, что это возможно только с разрешения начальницы, которая сейчас в Кирове, так что ночевать пришлось в походных условиях: я спал в палатке, Арсений – в машине.

26 августа (вторник)

С утра мы провели повторный опрос местных жителей и в итоге выяснили, что дорога действительно функционирует (на данный момент ее длина составляет порядка 25 км), хотя тепловозы ходят и не каждый день, например, сегодня никто не поедет. Координаты нового депо — 60°15’3″N, 47°47’21″E. Пионерок в поселке хватает, но все уехали за грибами рано утром, однако упорство – ценное качество, и спустя час одного пионерочника мы все-таки нашли.

Покатушки получились довольно лайтовыми: отправились в путь в 10, ехали неспешно, на одну из делянок прибыли в 11:30 (проехали 24 км), полакомились брусникой и вернулись назад в 12:50. Дорога довольно живописна, из достопримечательностей можно отметить дамбу (60°16’22″N, 47°47’25″E), небольшой мост через речку (60°19’34″N, 48°0’13″E) и очень крутой спуск-подъем (60°21’1″N, 48°2’47″E) на одном из усов. За поездку заплатили всего 500р.

После этого мы отправились на Лунданскую УЖД, для этого пришлось вернуться в Подосиновец, а затем взять курс на Лузу. От Подосиновца до Лунданки – 60 км более-менее нормального грейдера. Подъехать к диспетчерской (60°28’13″N, 47°29’33″E) вплотную не удалось, т.к. дорога в этом месте была разворочена лесовозами, примерно 300 м пришлось пройти пешком (это был единственный случай подобной необходимости, я упоминал о нем в предисловии). В диспетчерской нас снова встретили чрезвычайно позитивно, правда в этот день движения тепловозов не намечалось, но нас пообещали прокатить на пионерке завтра или послезавтра и оставили телефон для оперативной связи.

Чтоб не терять время, в этот день мы решили доехать до Таврического, где начинается Аникинская УЖД, чтоб разведать обстановку там. От Лунданки до Лузы  25 км (проехали за час), первая половина пути – грейдер (есть парочка разбитых мест, но в целом норм), вторая половина – бетонка среднего качества. В Лузе дороги разбиты просто в хлам (хуже, по-моему, не видел нигде), от Лузы до Таврического – 30 км нормальной бетонки (проехали за час).

Когда я зашел в диспетчерскую (60°43’32″N, 47°39’59″E), там в этот момент находился начальник УЖД. Сначала он довольно категорично отказал нам во вписке на тепловоз (по его словам, туристы сюда приезжают каждый год и уже задолбали), но после недолгих переговоров смягчился и дал добро на покатушки. Длина дороги – 39 км плюс усы, движение очень активное (до 8 рейсов в день), тепловозы уходят рано: в 4, 5, 6 и 7 утра, причем два из них таскают сцепы от делянок до ближайшего разъезда, а два других (магистральные) уже везут лес в депо. Пионерок в поселке всего несколько штук, и они не приветствуются. Оказалось, что дорога работает последний год, а затем рубить здесь будет уже нечего, и ее разберут, а всю технику перевезут в Боровицу (60°32’46″N, 48°9’4″E), где находится не действующая на данный момент ветка УЖД.

Мы договорились вписаться на 6-часовой тепловоз и отправились на поиски места для ночлега. Поскольку непрерывно моросил дождь, палатку было ставить влом (да и намокает она), поэтому мы сначала искали подходящий заброшенный дом (их было немало, но везде стоял жуткий срач), а потом решили залезть в инет и поискать гостиницу поблизости. К нашему удивлению, одна оказалась в Лальске, но по указанному номеру никто не брал трубку. Поскольку Лальск всего в 3 км от Таврического, мы решили съездить и узнать всё лично. Найти её удалось не сразу, местные жители на мой вопрос реагировали удивленно: «Гостиница?! Здесь?!», но потом все-таки припомнили, что находится она в здании автосервиса на окраине города.

В гостинице оказался всего один номер, зато какой! Огромная комната (наверное, 30 квадратных метров) с хорошим ремонтом, кухней, двумя большими диванами и душем! Мало того, это была первая за нашу поездку гостиница с вайфаем! Сложно было поверить в существование такого оазиса среди тлена и безысходности российских ебеней!))) И стоило это удовольствие всего 1200р! Поскольку на следующий день нам предстояло уезжать в 5 утра, хозяйка оставила нам ключи от дома и показала, где их спрятать при выселении – еще один островок коммунизма (первый мы обнаружили в Опарино).

27 августа (среда)

В 5:40 мы тронулись в путь, к 8-ми доехали до конца главного хода (39 км) и свернули на ус, а в 8:20 прибыли к месту погрузки. Дорога было довольно однообразной, из достопримечательностей можно отметить только 3 или 4 небольших мостика через ручьи, а живописно выглядят только усы. На этой, как и многих других лесовозных УЖД, распиловка происходит непосредственно на делянке, и на сцепы грузят уже готовые бревна, очищенные от сучков и распиленные на нужную длину (6 или 8 м). Оказалось, что на делянках работают несколько подрядных организаций, которые нанял леспромхоз, и при погрузке бревна помечают буквенным кодом, чтоб потом определить, сколько каждая из них напилила. На некоторых УЖД (например, Кобринской) деревья возят на сцепах целиком (хлыстами), а пилят на пилораме рядом с депо. Погрузка происходит с помощью специального экскаватора (не знаю, как правильно называется), который захватывает по несколько бревен за раз, поэтому процесс идет очень быстро. 10 пачек бревен (по 2 пачки на сцеп) погрузили всего за полчаса!

Поскольку тепловоз, на котором мы приехали, был одним из тех, что курсируют весь день по усам, нас (и груженые сцепы) дотащили до разъезда, где оставили ждать магистральный тепловоз. Рядом находился домик для охотников, внутри были нары для двух человек и металлическая печка, которую мы растопили от нечего делать. Таких домиков немало вдоль почти всех узкоколеек, так что тем, кто идет на охоту или по грибы, беспокоиться о палатках не нужно. Через час (в 11 утра) приехал магистральный тепловоз, причем за рулем сидел начальник УЖД собственной персоной)) Взяв на буксир груженые сцепы, мы тронулись в обратный путь. Ехали неспешно и в депо прибыли только через 3 часа.

Затем мы позвонили по телефону, оставленному сотрудницей Лунданской УЖД, и договорились о покатушках на пионерке (за 700р). По знакомой дороге через Лузу мы доехали до Лунданки, где нас уже ждали, так что мы без промедления тронулись в путь. К моему удивлению, на пионерке был установлен двигатель от бензопилы Урал (до этого мы видели только двигатели от мотоциклов, чаще всего – Минска), а с осью он был соединен через редуктор, взятый с заводской пионерки. Вообще же пионерок в поселке всего 3, и все они на двигателях от бензопил.

УЖД небольшая (13 км) и ничем не примечательная. Мы стартовали в 16:30 и ровно за час не спеша проехали ее до конца. Вывозка леса в данный момент не производится, т.к. строят ус к новой делянке. Вторая половина дороги не эксплуатируется, и состояние путей на ней довольно плохое (один раз мы даже сошли с рельсов, т.к. они разъехались в разные стороны). Наш водитель, который давно работает в лесхозе, сообщил нам интересную деталь: оказывается, по сравнению с советскими временами к лесу стали относиться более бережно, а за процессом вырубки строго следят.

Эта УЖД была последней в нашем путешествии, поэтому мы поехали в Лузу, где наши пути разделились. Арсений решил сэкономить время, чтобы вернуться в Москву пораньше (в пятницу утром), и взял билет на вечерний поезд до Кирова, а оттуда – на ПДС до Москвы. Я же планировал осмотреть еще несколько достопримечательностей в Вологодской области, не связанных с УЖД, так что мне предстояло провести в пути еще минимум 2 дня. Заночевал в гостинице в Лузе (800р за место в двухместном номере с удобствами на этаже, без подселения, т.к. свободных номеров было достаточно).

28 августа (четверг)

От Лузы до Великого Устюга – 70 км нормального грейдера (проехал за 2 часа), в конце пути нужно переправиться через Северную Двину на пароме (60°44’6″N, 46°21’1″E), который ходит круглосуточно каждые полчаса (цена – 150р с машины). Когда я подъехал к парому (в 9:40), передо мной было всего 3-4 машины. На пароме ко мне привязался какой-то выходец из южных республик, который сначала предложил купить дудки, а затем стал клянчить 100р на оплату парома, но был послан)))

В Великом Устюге я первым делом посетил железнодорожный вокзал, чтобы выяснить, есть ли там пассажирское движение. Судя по всему, ни электрички, ни ПДС-ы по этой ветке теперь не ходят, а здание используется как автовокзал.

Затем я отправился в Усадьбу Деда Мороза (60°45’8″N, 46°11’14″E) – место баянное и попсовое, но раз уж проезжаю так близко, то полчаса потратить можно. Вход стоит 450р, народа – никого (будни, утро, дождь). Усадьба представляет собой огороженный кусок соснового леса, на котором расположено несколько зданий (дом Деда Мороза и т.п.) и игровых площадок. Всё это может быть интересно только детям, так что я не слишком там задержался и продолжил путь в сторону Вологды.

Следующей достопримечательностью было урочище Опоки, где на берегах р.Сухонка расположены геологические обнажения высотой до 50 м, которые образуют пейзажи, очень нетипичные для нашей полосы, но главной жемчужиной этого места является самоизливающаяся скважина (60°35’13″N, 45°30’29″E). Она была пробурена в 1941 году во время инженерно-геологических изысканий (глубина 192,4 м), и с тех пор из нее круглый год бьет фонтан воды высотой несколько метров. Похожая скважина (но меньше) есть под Владимиром.

Грунтовка привела меня к маленькой пристани (60°35’31″N, 45°29’13″E), где стояло несколько лодок, а неподалеку весело объявление с номером телефона, по которому можно было договориться о переправе на другой берег (до скважины можно добраться только по воде). Уже через 10 минут после звонка подъехал лодочник, установил на лодку мотор, и мы понеслись по реке, любуясь необычными видами. Фонтан меня, конечно, впечатлил: не ожидал, что он окажется таким высоким и мощным! В этот день народа было немного (всего одна группа туристов), что неудивительно – будни и плохая погода, – но в выходные летом здесь, наверное, аншлаг. Мне рассказали, что сюда на практику каждый год приезжают студенты-геологи, да и иностранцы здесь не редкость – место действительно уникальное! За переправу туда/обратно заплатил 300р.

В этот день я посетил еще одно место, в котором давно хотел побывать – Спасо-Каменный монастырь (59°36’27″N, 39°34’24″E), расположенный на острове в Кубенском озере неподалеку от Вологды. К слову, расстояние от Великого Устюга до Вологды – 450 км, асфальт хороший на всём протяжении. Я приехал в город Устье, который расположен на берегу Кубенского озера и после опроса местных жителей отправился на набережную (59°37’34″N, 39°43’32″E) где висело объявление с телефоном лодочника. Несмотря на то, что дело шло к вечеру (было 7 часов), лодочник согласился свозить меня до острова и обратно (договорились на 1500р). Плыть примерно 10 км в одну сторону, это расстояние мы преодолели за 20 минут. При высокой воде (весной) путь можно значительно сократить, но к концу лета уровень воды в озере существенно снижается, обнажая многочисленные отмели, поэтому приходится делать крюк. Насколько я понял, монастырь пока не действует. Остров совсем маленький, на нем расположено небольшое жилое здание, несколько деревянных построек и руины собора, который сейчас восстанавливают.

Переночевал в гостинице на окраине Вологды (1600р за одноместный номер с удобствами и вайфаем).

29 августа (пятница)

Накануне вечером, получив, наконец, доступ к быстрому интернету, я обнаружил еще одну узкоколейку, про которую совсем забыл — Семигороднюю УЖД. Она находится недалеко от Вологды, поэтому с утра я решил её посетить, хоть и пришлось по второму разу ехать через Сокол мимо Устья. Что ж, наматывать круги мне приходится не в первый раз)) От Вологды до УЖД – 110 км, двигаться нужно почти до Харовска (асфальт местами бугристый, но в целом норм), после Бекренихи свернуть направо, и затем – еще 10 км по сносному грейдеру.

Когда я подъехал к депо (59°48’27″N, 40°10’44″E) (было около 10 утра), оттуда как раз отправлялся тепловоз. Сотрудники были готовы взять меня «на борт», но предупредили, что скорость у них небольшая, и поездка растянется минимум на полдня. К тому же, ехали они только до середины дороги (общая длина – 28 км, до пересечения с М8). В общем, я решил найти пионерку, но успехом это не увенчалось – все разъехались рано утром, кто – в город на работу, кто – в лес за грибами. Я решил не терять время и отправился назад в Вологду, где осмотрел несколько достопримечательностей. Также заехал на вокзал, чтоб купить сувениров. Вологда произвела впечатление исторически интересного, но какого-то неопрятного города.

Последней достопримечательностью в этом путешествии была дача купца Сорокина (57°53’49″N, 39°27’56″E), расположенная на берегу Волги недалеко от Тутаева. Точных координат у меня на тот момент не было, поэтому пришлось прибегнуть к помощи местных жителей. Тутаев нужно проехать насквозь и затем двигаться в сторону Красного бора (везде нормальный асфальт). Дорога упрется в забор центра содержания нелегальных мигрантов, здесь нужно свернуть налево в лес, ехать по грунтовой дороге почти до берега Волги, и потом повернуть направо (от конца асфальта до дачи – меньше километра, в сухую погоду дорога проходима на любой машине). Дача представляет собой очень красивый деревянный терем, который использовался до начала 2000-х и поэтому находился в отличном состоянии. Затем, как это обычно бывает, он был заброшен и варварски разрушен дачниками, которые растащили его на стройматериал, однако даже то, что от него осталось сейчас, производит впечатление.

Для разнообразия я решил вернуться на М8 по другому берегу Волги, для чего второй раз за путешествие переправился через речку на пароме (57°52’39″N, 39°32’25″E). Когда я приехал на пристань, там было огромное количество машин, но оказалось, что это такси, ждущие людей, которые должны прибыть с того берега, и когда паром пришел, все быстро разъехались. В результате со мной на пароме переправлялось всего 2 автомобиля. Паром ходит раз в час, цена – 220р, причем билет покупается в кассе.

После этого я взял курс на Москву, и в 10 вечера был дома (в пробках нигде не стоял), таким образом, путешествие закончилось даже на 2 дня раньше, чем предполагалось изначально. Поездка получилась одной из самых насыщенных событиями в моей жизни, но, признаться, от бесконечных узкоколеек за это время мы порядком устали))

Итоги

Удалось посетить УЖД: 17 (из 19-ти)
Проехать (хотя бы частично): 13
Километраж по УЖД: 714 км
Автопробег: 5360 км
Сожжено бензина: 443 л (средний расход – 8.3 л на 100 км)
Потрачено на бензин: 14 200 р (средняя цена – 32 р/л)
Мои общие расходы на поездку: 30 830 р

UPDATE

Вскоре после поездки пионерку капитально отремонтировали: установили ведущую ось вдвое большего диаметра и двухрядные подшибники. Теперь она вообще неубиваемая