Меню

Misha Simachev Blog

Невель-Витебск-Смоленск-Кубинка (13-14.09.2014)
15.09.2014

ФОТКИ

Новосокольники-Невель (2014.09.13) yandex, vk
Невель-Витебск (2014.09.13) yandex, vk
Витебск-Смоленск (2014.09.13) yandex, vk
Смоленск-Кубинка (2014.09.14) yandex, vk

Давние планы съездить в Белоруссию на грузовых поездах в эти выходные получили, наконец, практическую реализацию. Маршрут был такой: Новосокольники-Невель-Витебск, затем либо Орша-Смоленск, либо сразу Смоленск, а дальше как пойдет. Поскольку мы очень смутно представляли себе, как будет происходить пересечение границы, и какие сложности могут при этом возникнуть, то решили сэкономить время и большую часть пути по российской территории проделать на ПДС-е.

Итак, в пятницу в 8 вечера мы выехали с Рижского вокзала на псковском поезде (плацкарт – 1050р) и в 7:30 утра вышли в Новосокольниках. Дальше мы планировали тр*йнх*пнуть до Невели (это еще Россия, но прямых поездов из Москвы туда нет) и отправились в Витебский парк (56°20’3″N, 30°9’29″E). Там стоял состав в сторону Дна, который вскоре уехал, а больше ничего не намечалось – грузовое движение на этой станции довольно редкое. Кстати, в Новосокольниках до сих пор используются стрелки с ручным переводом! Мы залезли в инет и обнаружили, что через 8 минут в Невель отправляется пригородный поезд, а других вариантов добраться туда в ближайшие несколько часов нет, поэтому бегом ломанулись назад на вокзал и успели за 3 минуты до отправления.

Поезд в Невель представлял собой т.н. «рельсовый автобус», билет стоил 98р, его можно было купить у кондуктора. Народа внутри было немного – не более 20 человек, многие вышли на промежуточных станциях. Несмотря на то, что до Невели всего 45 км, ехали мы целых 2 часа и прибыли в 9:55 – дело в том, что на некоторых станциях запланирована длительная стоянка, предположительно, для пропуска грузовых поездов (которых, впрочем, на этот раз не было). Дорога однопутная, неэлектрифицированная и очень живописна, мы проезжали несколько крупных озер.

Невель-2 (56°1’3″N, 29°56’17″E) оказалась совсем маленькой станцией, парк приёма/отправления там находится в непосредственной близости от платформы. Несмотря на табличку «Зона таможенного контроля» каких-либо признаков этого контроля не наблюдалось)) На путях стоял вроде бы годный состав, но без тепловоза. На сайте gdevagon.ru мы выяснили, что он прибыл из Новосокольников в 7:10, причем накануне (по информации оттуда же) аналогичный состав отправился в Витебск в 12:50, так что мы нацелились на него. Поскольку времени у нас было много, мы сходили в центр города и перекусили, а затем посидели в здании вокзала, где удалось подзарядить телефоны. Вскоре по громкой связи объявили прибытие тепловоза с соседней станции. Тепловоз прицепили к нашему составу, убрали башмаки и произвели пробу тормозов. Мы залезли в предпоследний полувагон (он оказался пустым) и ровно в 12:50 тронулись.

Несмотря на наши опасения, никаких дополнительных остановок и проверок не производилось, и уже через полчаса мы ехали по территории Белоруссии. Ура, мы съебали из сраной Рашки в сраном полувагоне, почти как поросенок Петр))) Я забыл залить на телефон карту Белоруссии, но инет в этих краях оказался на удивление быстрым, так что, несмотря на солидный размер (более 100Мб) её удалось скачать за считанные минуты. Дорога тоже однопутная и неэлектрифицированная, она оказалась не особо богатой на достопримечательности, но глазеть по сторонам все-таки хотелось, а т.к. ступеньки внутри вагона были покорежены, то стоять на них было довольно утомительно, однако выход был найден. Следующий полувагон был гружен металлоломом, я перелез в него и выбрал несколько железяк, с помощью которых сделал ступеньки более удобными, а затем даже соорудил что-то типа насеста, на котором можно было довольно удобно устроиться (при этом голова оказывалась выше бортиков вагона).

В Витебск поезд прибыл в 14:50 (за 2 часа проехали 100 км), мы сошли, никем не замеченные, и отправились на вокзал, до которого нужно было вернуться примерно на 500 метров назад. В первую очередь мы решили обменять русские рубли на белорусские, но очередь в обменник оказалась довольно большой, так что мы просто сняли деньги в банкомате. Потом мы похавали и отправились на поиски сувенирных рюмок, но их не оказалось в продаже ни на вокзале, ни в магазинчиках по соседству (в российских городах сувенирные рюмки продаются на вокзалах практически всех крупных городов).

После небольшого отдыха было решено ехать дальше, и мы отправились в Орловский парк (55°11’12″N, 30°11’2″E). На путях стоял годный состав, полностью состоящий из полувагонов, на котором как раз производилась проба тормозов. У его хвоста маячил обходчик, так что мы пошли вдоль состава в сторону головы, а когда обходчик скрылся из виду, залезли в один из полувагонов примерно в середине (он оказался пустым, с остатками угля). Долго ждать не пришлось, в 16:40 мы тронулись, и вскоре выяснилось (по навигатору), что мы едем сразу в Смоленск (был еще вариант, что поезд поедет в Оршу, где нужно будет сделать пересадку в сторону Смоленска).

Ветка также однопутная и неэлектрифицированная, причем довольно живописная, т.к. проходит по холмистой местности и часто петляет. Ступеньки внутри вагона находились в еще более плачевном состоянии, чем в предыдущем составе, поэтому стоять на них больше минуты было невозможно, но и ехать на дне вагона, видя только верхушки деревьев и небо, не хотелось, поэтому пришлось опять что-то придумывать, и решение снова было найдено. У меня с собой был довольно большой кусок полиэтиленовой плёнки на случай дождя, и она оказался достаточно прочной для того, чтобы сделать из нее небольшой гамак. Концы плёнки я привязал к петлям, находящимся в верхней части торцевой стенки вагона, а на середину для придания конструкции жесткости положил надувную подушку и уселся сверху – оказалось очень удобно!

Незадолго до Смоленска появился второй путь и конташка (переменка). Вокзал мы проехали на довольно большой скорости (30 км/ч), так что применять «заранеесходинг» не рискнули, пришлось ехать до парка приема, который находится на несколько километров дальше. Поезд остановился в 20:20, и мы сошли, никем не замеченные. Расстояние в 140 км проехали за 3:40 с одной длинной стоянкой (около часа) в Рудне.

Мы пошли вдоль путей с целью найти выход на нормальное шоссе и поймать машину до вокзала, и уже на выходе с сортировочной нас окликнули менты. Оказалось, что на нас настучали обходчики, которые увидели, как я фотографирую цистерну с патокой (я впервые такую видел и решил сфоткать). Менты потребовали документы, а также объяснений, как мы здесь оказались (хождение по путям – административное правонарушение), мы им наплели, что приехали утром на ПДС-е, гуляли вдоль Днепра и заблудились. К счастью, проверять вещи, а также смотреть фотографии ментам в голову не пришло, а наша грязная одежда не бросилась в глаза в сгущающихся сумерках, так что это объяснение их удовлетворило, они переписали паспортные данные и даже рассказали, как проще всего выйти на шоссе. До центра мы доехали на автобусе (14р), похавали в Макдаке и заселились в комнату отдыха на вокзале (двухместный номер с удобствами на этаже – 780р с человека). Смоленск нас впечатлил тем, что стоит на многочисленных очень высоких холмах – такое ощущение, что находишься где-то в горах!

Воскресный подъем был ранним – в 5:30. Сортировка в Смоленске просто огромная (больше 5 км), мы точно не знали, где она заканчивается, и наудачу решили доехать до станции Колодня, а в качестве транспорта выбрали такси. Бомбилы у вокзала заломили аж 500р, но, выйдя за его территорию, мы сразу же нашли таксиста, запросившего вдвое меньше)) По прибытии на место оказалось, что мы немного ошиблись, и пришлось вернуться пешком на одну станцию назад – до остановки «Вагонное депо», парк отправления в сторону Москвы находится там. Мы заняли наблюдательный пункт (54°48.368’N, 32°07.710’E) и стали ждать, в наших намерениях было уехать в сторону Сухиничей, а затем Тулы, куда ведет однопутная неэлектрифицированная ветка.

Несколько составов отправилось в сторону Вязьмы под электровозами (движение на этом участке очень оживленное), а тепловозы периодически приезжали и уезжали, совершая непонятные маневры, но ни один них не прицеплялся (судя по всему, это были тепловозы, курсирующие на участке Витебск-Смоленск). На сайте gdevagon.ru мы выяснили, что за последние двое суток из Смоленска в Сухиничи прибыло всего 4 состава, причем 2 из них – сегодня утром (в 5 и 7 часов), таким образом, стало понятно, что сегодня туда вряд ли еще что-нибудь поедет, поэтому мы решили возвращаться в Москву по главному ходу (Смоленск-Вязьма-Кубинка), хоть это и более уныло.

Мы дождались, пока к составу, полностью состоящему из полувагонов, прицепят электровоз и проведут пробу тормозов, после чего залезли в один из полувагонов, находящихся ближе к голове (идти в хвост было стремно, т.к. там находилась будка обходчиков). В 10:30 мы тронулись. Полувагон и на этот раз оказался пустым и со сломанными ступеньками, поэтому опять пришлось вешать гамак, при этом надувную подушку у меня унесло ветром)) Ехали мы очень быстро (70-80 км/ч) и без остановок, поэтому уже через 2.5 часа (в 13:00) прибыли в Вязьму, проехав 170 км. Ветка двухпутная электрифицированная (переменка) и довольно живописная, особенно в окрестностях Смоленска.

В Вязьме происходит смена рода тока (с переменки на постоянку), замена локомотива обычно занимает минимум 3 часа, так что мы вылезли и отправились прогуляться до вокзала, где перекусили и купили сувениров, а затем вернулись назад в парк отправления и засели в кустах (55.194064, 34.317418). На путях стояло 3 состава, готовых к отправке (на последнем вагоне – красный круг), но все они были подбашмачены. Помимо того, на котором мы приехали, нам был знаком еще один – мы видели его в Смоленске, но он уехал раньше, причем здесь к нему прицепили еще несколько полувагонов (как позже оказалось – с песком) и цистерн. Вскоре у этого состава началась проба тормозов, а потом пришел обходчик и убрал башмаки. Как только он ушел, мы забрались в один из последних полувагонов и вскоре (в 14:30) поехали.

Ехать на песке было очень удобно, но погода в этот день подкачала: с утра было солнечно, но холодно, а к обеду солнце скрылось за тучами, заморосил мелкий дождик. Нам пришлось одеть всю теплую одежду, какая была, например, на мне были подштанники, джинсы, две толстовки, непромокаемая куртка с капюшоном, шарф, шапка и две пары перчаток (неопреновые, а поверх них – обычные рабочие рукавицы), тем не менее, мы всё равно постепенно задубели. Если сидеть прямо у стенки вагона с подветренной стороны, то еще ничего, но стоит встать в полный рост, чтоб поглазеть по сторонам (к слову, ветка не особо интересная) – из-за ветра становится зябко. К счастью, был еще термос с горячим чаем (свежего кипятка набрал в Вязьме), и это частично спасало.

На этом участке мы ехали тоже очень быстро (70-80 км/ч) и без остановок, немного замедляя ход только при проезде крупных станций. На сайте gdevagon.ru мы выяснили, что поезд следует в Бекасово (крупная сортировочная на БМО на пересечении с киевским ходом), но доехать туда нам не удалось: перед Кубинкой состав свернул на БМО и почти сразу остановился (это произошло в 17:40, таким образом, за 3:10 мы проехали 180 км). Дело в том, что пробки бывают не только на автодорогах, но и на ж/д, и участок перед Бекасово – как раз то место, где они образуются с завидной регулярностью, простоять там можно несколько часов. Поэтому мы слезли и пешком отправились в сторону платформы Кубинка-1, до которой примерно 3 км, чтобы уехать оттуда на электричке в Москву. Пока шли, видели еще несколько грузовых, заезжающих на БМО, либо стоящих в очереди (движуха там ого-го!), а также довольно редкое для БМО явление – ПДС (сообщением Ташкент–Санкт-Петербург)

Электричка пришла почти сразу, и через час мы оказались на Белорусском вокзале. За эти выходные мы проехали на грузовых поездах 590 км с тремя пересадками под всеми видами тяги (тепловоз, переменка и постоянка) и дважды пересекли границу республики Беларусь, было эпично! Поездка в ТИСС