Меню

Misha Simachev Blog

Транссибирский трип (часть 2/3)
17.05.2015

ЧАСТЬ 1

5 мая (вторник)

С утра поместил рюкзак в камеру хранения автовокзала и отправился на прогулку по Иркутску. Как и в большинстве других городов, туристический интерес представляет только центр, на его осмотр ушло 4 часа (быстрым шагом). Скорее понравилось, чем нет, ожидал, что будет хуже)) Много деревянных домов, некоторые отреставрированы, а некоторые находятся просто в ужасном состоянии (даже не представляю, как в них живут люди), впрочем, хватает и симпатичных зданий из кирпича, посмотреть есть на что. Немного походил по подворотням (куда ж без этого), встречаются очень любопытные)) Много прикольных граффити. Что интересно, повсюду висят указатели для туристов. Затем я немного прибарахлился – купил новые джинсы (старые порвались) и шапку-балаклаву, т.к. ездить с полиэтиленовым пакетом на голове ржачно, но неудобно)) После чего на такси доехал до Иркутской ГЭС и погулял ещё там. Вот перечень достопримечательностей, которые удалось посмотреть:

Памятник жёнам декабристов (52°17’17»N, 104°18’20»E)
Дом и усадьба Волконских (52°17’14»N, 104°18’17»E)
Пожарная каланча (52°17’2»N, 104°17’54»E)
Синагога (52°17’11»N, 104°17’48»E)
Стрит-арт «Open your eyes» (52°17’21»N, 104°17’39»E), вернее, то, что от него осталось. Автор — Никита Nomerz
Эйфелева башня (52°17’0»N, 104°17’31»E), расположена на пешеходной улице Урицкого
Скульптура «Турист» (52°17’4»N, 104°17’17»E)
Мозаичное панно «Интернационал» (52°17’9»N, 104°17’22»E)
Граффити «Журавли» (52.285263, 104.287689)
Памятник Ю.А.Ножикову (52°17’2»N, 104°17’3»E)
Двор с граффити (52°17’3»N, 104°17’2»E)
Памятник Леониду Гайдаю и героям его фильмов (52°17’12»N, 104°17’13»E)
Городской Дворец детского и юношеского творчества (52°17’16»N, 104°17’6»E)
Дом Файнберга (52°17’20»N, 104°17’11»E)
Католический костёл (52°17’25»N, 104°16’56»E)
Памятный камень (52°17’27»N, 104°16’54»E)
Памятник Петру и Февронии (52°17’28»N, 104°16’51»E)
Вечный огонь (52°17’27»N, 104°16’48»E)
Собор Богоявления Господня (52°17’32»N, 104°16’57»E)
Московские Триумфальные ворота (52°17’36»N, 104°17’10»E)
Памятник геодезистам (52°17’39»N, 104°17’17»E)
Пешеходный вантовый мост (52°17’43»N, 104°17’31»E)
ул.Франк-Каменецкого, 30а (52°17’22»N, 104°17’57»E)
Мечеть (52°16’52»N, 104°18’21»E)
Областной противотуберкулезный диспансер (52°16’24»N, 104°18’29»E)
Памятник копейке (52°16’23»N, 104°18’32»E)
Иркутская магнитно-метеорологическая обсерватория (52°16’19»N, 104°18’27»E)
130-й квартал (52°16’26»N, 104°17’22»E) — отреставрированные деревянные дома
Скульптура «Бабр» (52°16’33»N, 104°17’11»E)
Иркутский областной театр юного зрителя (52°16’39»N, 104°17’7»E)
Солнечные часы (52°16’40»N, 104°17’2»E)
Денежная розетка (52°16’45»N, 104°17’0»E) — уже третья в моей «коллекции». Две другие — в Екатеринбурге и Вологде
Здание Русско-Азиатского банка (52°16’47»N, 104°16’55»E)
Сквер со скульптурами (52°16’48»N, 104°16’53»E)
Двор с азбукой (52°16’46»N, 104°16’44»E)
Декоративная колоннада (52°16’39»N, 104°16’48»E)
Памятник Вампилову (52°16’42»N, 104°16’51»E)
Иркутский академический драматический театр им.Н.П.Охлопкова (52°16’39»N, 104°16’52»E)
Иркутский областной краеведческий музей (52°16’32»N, 104°16’41»E)
Памятник Александру III (52°16’31»N, 104°16’37»E)
Памятник «Погибшим Милиционерам» (52°16’59»N, 104°16’15»E)
Памятник российско-японской дружбе (52°17’7»N, 104°16’40»E)
Государственный архив Новейшей истории Иркутской области (52°17’8»N, 104°16’40»E)
ул.Свердлова, 14 (52°17’1»N, 104°16’44»E)
ул.Марата, 40 (52°16’59»N, 104°16’43»E)
Памятник иркутской кошке (52°16’54»N, 104°16’46»E)
Управление комбината «Востсибуголь» (52°17’8»N, 104°16’53»E)
Иркутская ГЭС (52°14’13»N, 104°19’18»E)
Ледокол «Ангара» (52°15’0»N, 104°20’37»E)
Храм во имя Веры, Надежды, Любови (52°15’29″N, 104°19’43″E)
Дом-музей декабриста Трубецкого (52°17’20»N, 104°18’6»E)
Ж/д вокзал (52°16’59»N, 104°15’35»E)

К 5 вечера я был уже полностью свободен и охуевал от безделья, а поскольку не было понятно, когда освободится Арсений, я позвонил своему коллеге, который родом из Иркутска, и спросил, куда ещё можно съездить в свободный день. Он посоветовал курорт Аршан, который знаменит водопадами, геотермальными источниками и буддистским дацаном. Находится он в 200 км на юго-восток от Иркутска, и доехать до него можно на автобусе, который отправляется с автовокзала в 8 утра, однако обратное расписание не было известно, а мне очень желательно было попасть назад в Иркутск или Слюдянку самое позднее – к вечеру следующего дня (6 мая). Сначала я решил взять машину на прокат и даже нагуглил агентство, где это можно сделать сегодня же (стоимость аренды — 2400р в сутки), но потом ещё раз переговорил с Арсением (по телефону), и мы решили на следующий день с утра выдвинуться вместе дальше на запад. Тем не менее, я всё-таки решил тр*йнх*пнуть по участку Слюдянка-Иркутск, так что этим же вечером отправился в Слюдянку на ПДС-е (плацкарт – 700р) и заночевал там.

6 мая (среда)

Я проснулся в 5 утра, собрался и поднялся на мост. В нужную сторону стоял всего один состав (из пустых полувагонов), что было довольно странно, т.к. станция оживленная, и, как правило, почти все пути заняты. Залезать в вагон прямо на станции в такой ситуации было бы палево, т.к. всё отлично просматривалось (как с платформы, так и с моста), на путях шароёбились обходчики, а на платформе стоял охранник. Я прошел в сторону головы (почти за пределы станции) в расчете запрыгнуть на поезд, когда он отправится, однако вскоре приехал ещё один состав (контейнерный), который всё обломал: теперь мои маневры были бы заметны только что прибывшей локомотивной бригаде. Я быстрым шагом направился в сторону хвоста в расчёте обойти второй поезд и залезть в свой, однако, когда я уже был на платформе, мой состав тронулся. Наплевав на палево (к счастью, охранник куда-то ушёл), я перелез (по верху) через контейнерный поезд (он как раз полностью остановился) и на ходу залез в один из последних полувагонов. Время – 6:15.

Сразу после Слюдянки начинается довольно крутой подъем на перевал, вид на поселок и Байкал просто шикарный, этот участок реально стоил того, чтоб переться туда отдельно)) Профиль дороги настолько сложный, что все встречные составы едут с подталкиванием (дополнительный электровоз в конце). Ещё этот участок интересен тем, что проходит сквозь 2 длинных тоннеля в скалах: Нижний Прибайкальский (51°44’32″N, 103°42’0″E) длиной 500 м и Верхний Прибайкальский (51°44’4″N, 103°47’8″E) длиной 667 м. Оба оказались охраняемыми, но я об этом не знал, поэтому чуть не спалился (а может и спалился): на выезде из первого высунулся из вагона, чтоб сфотографировать портал, и оказался лицом к лицу с охранниками, которые как раз выходили из будки (она там расположена на возвышении). Как меня можно было не заметить – я не знаю, но я благополучно и без остановок доехал до станции «Иркутск-Пассажирский», где сошёл, никем не замеченный. Впрочем, встреча с правоохранительными органами нам в этот день ещё предстояла)) Дорога заняла 3 часа (ровно столько же, сколько на ПДС-е), расстояние – 126 км.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

По прибытии в Иркутск я созвонился с Арсением, он уже ждал меня на станции «Иркутск-Сортировочный», который находится в 7 км от «Пассажирского», поэтому я доехал туда на такси. На «Сортировочном» можно было поймать транзитный состав (они там обычно тормозят), но на станции тусило большое количество ментов (вероятно, в связи с праздниками), поэтому мы решили переместиться туда, где формируются новые поезда, и прошли пешком ещё примерно 5 км до станции «Горка» (52°22’10″N, 104°10’8″E). По дороге до нас хотел было доебаться ВОХР (мы шли прямо по путям), но Арсений применил против него удостоверение РЖД и окончательно нейтрализовал словами «Всё нормально, свои»)))

На путях стоял состав, к которому как раз прицепляли электровоз. Мы пошли в хвост и залезли в один из последних полувагонов. В 12:30 поехали, но почти сразу остановились на станции Батарейная, где простояли ещё около часа. Когда мы тронулись дальше, выяснилось, что к хвосту прицепили ещё один электровоз и хуеву тучу вагонов (такие поезда называются сдвоенными, для увеличения пропускной способности магистрали). Электровоз был всего в нескольких вагонах от нас, но его окна были загорожены идущим впереди полувагоном, так что мы сочли, что лок.бригада нас, скорее всего, не увидит.

Однако наши проблемы только начинались. Когда мы проезжали станцию Суховская, нас спалил ВОХР, стоявший на мосту. На нас он никак не отреагировал, даже не пошевелился, и мы подумали, что он то ли исповедует похуизм, то ли спит стоя)) Но нет. Поезд проехал ещё немного и остановился на станции Ангарск, а снаружи началась движуха. С контактного провода сняли напряжение (и даже заземлили его), после чего над бортиком вагона возникло улыбающееся лицо путейца: «О, да вас тут двое! Ну что, ребята, вылезайте! Рюкзаки подержать или сами справитесь? Видите, какой сервис, даже электричество отключили!»

Мы вылезли на платформу, там нас ждали 3 путейца и 2 мента, которые взяли нас под руки и повели в отделение, находившееся прямо на вокзале. На входе обыскали (включая содержимое рюкзаков), но без особого пристрастия. К примеру, включив фотоаппарат Арсения, они заметили, что флешки нет (он спрятал её в носок), но искать её не стали. А обнаружив наши удостоверения РЖД, просто сказали что-то типа «О, они ещё и в РЖД работают», и больше про них не вспоминали. Некоторое время занимались составлением протокола, потом Арсения вызвали на «беседу». Стало понятно, что допрашивать нас будут по-отдельности, а поскольку мы с самого начала наврали, что едем из Иркутска, куда прилетели на самолете, то в наших рассказах будет много несостыковок.

Арсения долго не было (не менее получаса), тем временем другой мент как бы между прочим задавал мне всякие каверзные вопросы типа «Сколько вы уже тут дней, чем занимались?», «Сколько стоил авиабилет?» и т.п. Когда на допрос вызвали меня, всё оказалось гораздо проще. Опер сказал следующее: «У тебя есть два варианта: можешь отказаться давать пояснения согласно 51 статье Конституции, как сделал твой приятель, — получишь штраф 5000р, либо рассказать всё как было – заплатишь 500р». Я знаю, что за это нарушение штраф составляет всего 100р, но спорить не стал, сижу молчу. Тогда он говорит: «Вот ознакомься с тем, что рассказал твой друг (кое-что он всё-таки рассказал, просто подписывать не стал), и дальше думай сам». Я прочитал, всё было написано складно, ничего лишнего, поэтому решил не выёбываться и подписал. Вкратце там было вот что: мы прилетели на праздники для осмотра Байкала, Иркутска, Читы и других городов, далее планировали ехать в Зиму (следующий крупный город после Ангарска на запад), где у нас есть знакомые, но опоздали на электричку, поэтому и залезли в грузовой поезд на станции Батарейная.

Затем у нас хотели взять отпечатки пальцев, но Арсений уже ранее выяснил, что это незаконно (их снимают только при помещении в ИВС или при невозможности установить личность), и отказался. Я отказался тоже. Один из ментов (как я понял, более старший по званию) наорал на нас и сказал, что будем сидеть, пока не станем более сговорчивыми. На тот момент мы находились в отделении уже 2.5 часа, а согласно КоАП, нас могли держать там не более 3 часов, так что мы решили подождать истечения этого времени и только после этого начать качать права. Закончилось всё наилучшим образом: буквально через 15 минут тот мент, который на нас наорал, вернул нам паспорта и со словами «Извините за беспокойство, всего хорошего» отпустил на все четыре стороны. А второй мент (который составлял протоколы), даже улыбался и махал нам рукой на прощанье)) Вообще на протяжении всего этого времени обращались с нами вполне нормально, не прессовали и не хамили, только крутили пальцем у виска и говорили, что мы отмороженные. А штрафы нам так и не выписали, видимо, они придут позже по почте.

Поскольку тр*йнх*пнуть из Ангарска в нашей ситуации было малореально, мы взяли билеты на электричку до Зимы на 7 часов вечера и прибыли туда в 22:30. Переночевали в комнатах отдыха на вокзале, двухместный номер обошелся примерно в 1000р. В сумме за этот день проехали 240 км (в основном, на электричке). Сразу за Иркутском горы заканчиваются, и дальше дорога идет через бескрайние поля до самого Нижнеудинска, поэтому этот отрезок не очень интересен.

7 мая (четверг)

Мы проснулись примерно в 6 утра, вышли на улицу и поднялись на мост через ж/д. В Зиме происходит смена лок.бригад, так что здесь останавливается большинство поездов, однако все составы, стоявшие на станции, следовали на восток. С помощью спутниковых снимков на Яндекс-картах мы выяснили, что на самом вокзале расположен парк отправления на восток, а парк на запад находится примерно в 2 км, почти у реки Ока (53.907037, 102.069674), туда мы и направились. На путях стояло несколько составов, мы на удачу выбрали крайний, залезли в один из последних полувагонов (пустой, из-под угля, как и все остальные, в которых нам довелось ехать в этом путешествии) и уже через 10 минут (в 8:20) тронулись. Станция оборудована видеокамерами, но нас никто не спалил.

Ехали мы то быстро, то медленно, пару раз подолгу стояли (не помню где) из-за ремонта путей, и всё шло к тому, что в Нижнеудинске будет смена бригады, однако, как ни странно, этого не произошло. Мы тормознули там буквально на 5 минут и затем ехали до самого Тайшета быстро и без остановок. Участок Нижнеудинск-Тайшет тоже очень живописен, т.к. проходит через горный перевал.

В Тайшет мы прибыли в 16:50, проехав 420 км за 8.5 часов. Сошли на малом ходу при заезде на станцию, нас никто не спалил, но чуть позже (когда мы уже шли в сторону вокзала) до нас доебались ВОХРы. Мы снова предъявили удостоверения РЖД (а также паспорта) и затерли про то, что возвращаемся из похода, вполне мирно побеседовали и разошлись)) Тайшет – довольно крупная станция, здесь сходятся Транссибирская и Байкало-Амурская магистрали. Она имеет вытянутую форму (парки расположены последовательно один за другим), так что до вокзала пришлось переть почти 7 км пешком, мы заебались, особенно учитывая рюкзаки за плечами  и жаркую погоду, которая, наконец, установилась. Переночевали на вокзале в комнатах отдыха, примерно 700р за место в 3-местном номере (2-местные были заняты). Также недалеко от вокзала есть гостиница, но там стоимость двухместных номеров начинается от 3200р в сутки, и вообще в Тайшете всё дорого.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

8 мая (пятница)

Из Тайшета на запад уходят 2 ветки: в Красноярск (двухпутка) и в Абакан (однопутка), поезда отправляются из одного и того же парка (расположен он примерно здесь: 55.930363, 98.027462), и узнать, куда какой поезд поедет, не так-то просто, а права на ошибку у нас не было (позже выяснилось, что направление движения объявляют по громкой связи). Арсений отправился к дежурной по станции и толкнул историю про то, что его отправили в командировку, а денег на обратную дорогу дали мало, поэтому он хочет сэкономить и напроситься в заднюю кабину электровоза. Дежурная к такой просьбе отнеслась нормально и сообщила номер пути, на котором стоял состав на Красноярск. Где именно этот путь находится, мы ещё дополнительно уточнили у путейцев, он оказался самым крайним, что для меня было очень удобно. Дальше мы разделились: Арсений действительно пошел проситься в электровоз (т.к. ему надоело ехать в вагонах из-под угля), я же направился в сторону хвоста и залез в один из последних полувагонов. Вагон оказался обжитым, там валялись стаканчики, разбитая бутылка из-под водки и другие признаки жизнедеятельности, я столкнулся с подобным впервые)))

Арсения в заднюю кабину не взяли, мотивировав это специальным распоряжением начальства на период майских праздников никого не брать, и он тоже пошел в конец, чтоб залезть в полувагон, но сделать это ему не удалось: откуда-то нарисовался ВОХР, который стал наблюдать за поездом и не уходил до самого его отправления (а тронулись мы буквально через 15 минут после того, как я залез, в 8:30). В итоге я уехал, а Арсений остался. Дежурная по станции сообщила, что следующий поезд в Красноярск – только в 5 вечера, Арсений также провел опрос среди лок.бригад стоявших на станции поездов, но все они ехали в Абакан, поэтому он решил не мучиться и купил билет на ближайший ПДС.

Про дорогу из Тайшета в Красноярск рассказать особо нечего, она тоже проходит по равнине и, несмотря на большое количество кривых, смотрится довольно уныло по сравнению с тем, что нам довелось повидать в предыдущие дни. Интересны только последние примерно 20 км перед Красноярском, где опять начинаются горы. Ехали быстро (70 км/ч), длительная стоянка была только в Иланском (1.5 часа), где, судя по словам дежурной, должна была произойти смена бригад. Сразу за Тайшетом находится граница часовых поясов – переводим часы на час назад. В 5 вечера (по иркутскому времени) мой состав остановился, немного не доезжая станции Красноярск-Восточный, где находится крупная сортировка, проехав 390 км за 8.5 часов, моё путешествие по Транссибу длиной 2000 км закончилось. Поездка в ТИСС

Затем на маршрутке и автобусе (с пересадкой) я доехал до Красноярска-Пассажирского, это заняло целых 1.5 часа (расстояния там приличные). Комнаты отдыха оказались дохуя дорогими, поэтому я заплатил только за пару часов, чтоб привести себя в порядок (угля больше не будет, наконец-то!), а тем временем приехал и Арсений, произошло второе за поездку воссоединение московского филиала ТХПЧ)) Погода следующие дни обещала быть жаркой (+25), а из обуви у меня были только зимние ботинки на меху (легкую куртку, к счастью, привез из Москвы), поэтому я подорвался в Спортмастер и купил кроссовки, а Арсений тем временем нагуглил жильё – однокомнатную квартиру в центре по цене 1080р в сутки. Квартира оказалась довольно-таки раздолбанной, но нам и не в таких условиях доводилось ночевать)))

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

ЧАСТЬ 3