Меню

Misha Simachev Blog

УЖД-тур II
05.06.2016

ФОТКИ

УЖД Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия yandex, vk
УЖД Торфопредприятия Ларьян yandex, vk
УЖД Кушаверского торфопредприятия yandex, vk
УЖД Боровичского комбината yandex, vk
Кневицкая УЖД yandex, vk
Ветка Валдай-Крестцы yandex, vk
Другие фотки с поездки yandex, vk

ВИДЕО

УЖД Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия youtube, vk
УЖД Торфопредприятия Ларьян youtube, vk
УЖД Кушаверского торфопредприятия youtube, vk
УЖД Боровичского комбината youtube, vk
Кневицкая УЖД youtube, vk

GPS-ТРЕКИ
Группа VK, посвященная узкоколейкам, на которых я побывал

В эти выходные мы совершили вторую относительно крупную экспедицию по узкоколейкам с использованием собственной пионерки, на этот раз – в Новгородскую и Ленинградскую области (были также немного захвачены Ярославская и Вологодская). Первая экспедиция, напомню, была по Кировской области, а помимо неё были ещё 2 короткие поездки – на Колногорскую УЖД и Мезиновскую УЖД.

Выехали 27 мая (пятница) в 6 утра.

Москва – Тверь (170 км)

До Солнечногорска — по платной трассе (400р), в Солнечногорске и дальше пробок не было.

Тверь – Сонково – Октябрь (170 км)

Асфальт местами бугристый, но без больших ям.

УЖД Мокеиха-Зыбинского торфопредприятия (57°49’43″N, 37°23’24″E). Ссылка 1, ссылка 2

Проехали по всей длине дороги, от Октября до торфполей – примерно 20 км. Недалеко от торфполей находится разворотный треугольник со светофорами (давно не работающими) и короткое ответвление к пассажирской железнодорожной станции Мокеиха-2 (57°56’37″N 37°24’5″E), которая выглядит довольно колоритно. Также на данной УЖД можно отметить капитальный мост через речку (57°54’53″N, 37°24’25″E), который раньше был двухпутным(!). Дорога действует, в процессе покатушек нами было замечено целых 3 тепловоза.

Остаток дня решили потратить на то, чтоб доехать до самой дальней точки маршрута (п.Красава), в расчётом посетить остальные УЖД, двигаясь в обратном направлении.

Октябрь — Красный Холм — Молоково — Сандово — Устюжа — Трасса А-114 (170 км)

Асфальт разный, но не слишком сильно разбитый, есть грунтовые участки (грейдер). По дороге посетили следующие интересные объекты:

Красивое деревянное здание (58°3’37″N, 37°7’45″E)
Вокзал Красный Холм (58°2’55″N 37°6’20″E)
Первый советский трактор (58°23’34″N, 36°35’32″E)

Трасса А-144 — Пикалево – Тихвин (210 км)

Идеальный асфальт, камеры всего в одном или двух местах. В Пикалево посмотрели 2 арт-объекта авторства Никиты Nomerz: «The Keeper of the Keys» (59.514578, 34.196882) и «Pikalek» (59.512452, 34.192934, координаты требуют уточнения)

Тихвин – Красава (12 км)

Вроде бы сносный асфальт, но точно не помню. В Красаве мы заночевали прямо на вокзале УЖД. Арсений спал в машине, а я поставил палатку на веранде станции, чтоб её крыша защищала меня на случай возможного ночного дождя.

УЖД Торфопредприятия «Ларьян» (59°33’17″N 33°35’6″E). Ссылка 1, ссылка 2

По УЖД выехали 28 мая в 6 утра. Дорога оказалась короткой – всего 6 км и, судя по всему, её продолжают разбирать. Рассказать про нее особо нечего, кроме того, что она проходит через красивый сосновый лес.

Красава — Тихвин – Ефимовский (77 км)

Какой асфальт после поворота с трассы А-114 на Ефимовский – я не помню, но вроде норм, и ехать там совсем немного.

Кургальская УЖД (59°30’19″N, 34°41’16″E). Ссылка 1, ссылка 2

Оказалась полностью разобрана (в 2015 году). Лесхоз куплен компанией из Евросоюза

Ефимовский – Сазоново – Юбилейный – Кабожа (110 км)

После поворота с трассы A-114 асфальт вроде бы сносный

УЖД Кушаверского торфопредприятия (58°50’17″N 34°59’42″E). Ссылка 1, ссылка 2

Проехали от вокзала до торфполей (чуть больше 10 км). На торфполях оказалось много народа, реагировали они на нас неадекватно, например, какой-то мужик фотографировал нас на телефон, приговаривая «на случай, если что-то пропадёт», а женщина накинулась на нас со словами «Да кто вам разрешил!?  У меня тут по линии, между прочим, единица ходит!». Единицу (тепловоз) мы и правда встретили по дороге назад (изначально он стоял на вокзале), его водитель оказался более приветливым, предложил нас подвезти (пионерку он сначала не заметил). Из достопримечательностей на УЖД можно отметить пересечение с автодорогой (58°51’6″N, 34°56’0″E). Разбирать дорогу в ближайшее время не собираются, т.к. местная котельная работает на торфе.

Затем мы заехали на станцию широкой колеи Кабожа с целью узнать, есть ли движение на ламповом ответвлении в Чагоду. Дежурная по станции сообщила, что да, есть, но только грузовое, причем состав ушёл совсем недавно (а перед ним – ещё один), и больше сегодня ничего не ожидается. У нас также были сведения, что по этой ветке вроде бы ездят на пионерках, но дежурная про это ничего не знала. Станция Кабожа, как и Хвойная, мне уже знакома из прошлогодней поездки на грузовых поездах в Питер.

Кабожа – Хвойная – Боровичи (120 км)

Асфальт хреновый, есть сильно разбитые участки с огромными ямами, но не всю дорогу, а фрагментарно. В Боровичах очень красивый вокзал (уже не действующий)

УЖД Боровичского комбината (58°23’1″N 33°57’4″E). Ссылка 1, ссылка 2

УЖД находится на территории кирпичного завода, куда нас сначала пускать не хотели, но потом один из сотрудников согласился устроить нам экскурсию. Длина дороги – всего пара километров, но зато она электрифицирована (постоянка 270В). Возят глину с карьера в цех, где её сразу же пускают в обработку. Работает завод круглосуточно и без выходных, дела вроде бы идут неплохо, недавно закупили новое импортное оборудование.

Боровичи – Валдай (80 км)

Асфальт получше, чем на предыдущем участке.

Далее нас интересовала заброшенная ветка Валдай-Крестцы, на ней расположены 2 сохранившихся деревянных моста (первый — 58°1’32″N 33°9’34″E, второй — 58°9’17″N, 32°44’58″E), а также арочный каменный мост (58°8’22″N, 32°51’23″E). Каменный мост я уже посетил в прошлом году, в этом меня интересовали деревянные, про которые я прежде не знал. Дойти до каждого из них проще всего от ближайшего пересечения с автодорогой (до первого – 2 км от 58.012375, 33.178728, до второго – 1.2 км от 58.147289,32.763856). Уникальной особенностью ветки является то, что первые 8 км капитально отремонтированы (бетонные шпалы, бесстыковый путь, новые платформы), остальное же заброшено, но при этом до сих пор не расхищено на металлолом (за исключением короткого участка). Граница отремонтированного и неотремонтированного участков находится примерно здесь — 58.020708, 33.170014, на полпути от переезда к первому деревянному мосту. Подробнее про дорогу можно почитать здесь и здесь.

Затем мы посетили остатки усадьбы Заветное, которую мне не удалось найти во время моей прошлогодней поездки в Новгородскую область. Нужно ехать по трассе Крестцы-Окуловка, асфальт — норм, есть не считать того, что большая часть его оказалась срезана для последующего ремонта. Съезд с дороги находится здесь — 58°23.124’N, 32°59.663’E. Немного углубившись по тропе в лес, можно увидеть каменные входные ворота. От усадьбы почти ничего не осталось (да и не понятно, была ли она вообще достроена), но если пройти по хорошо протоптанной тропе ещё метров 500, взгляду открывается очень симпатичная башенка (58°23’1″N, 33°0’1″E), на верх которой можно подняться по винтовой лестнице.

В завершение дня мы посетили вокзал Крестцы (58°14’18″N, 32°31’4″E), но там оказалось совершенно пусто и почти не интересно. Заночевали в придорожной гостинице неподалеку от Валдая (1300р за двухместный номер с удобствами на этаже).

Валдай – Яжелбицы – Каменная гора – Кневицы (90 км)

Асфальт нормальный, есть бугристые участки, но без больших ям.

Кневицкая УЖД (57.922690, 32.222893). Ссылка 1, ссылка 2

Подъехав к леспромхозу, мы уперлись в закрытый шлагбаум. На территории – ни души, от шлагбаума до УЖД – примерно 300 м хреновой грунтовки, дотащить пионерку было бы сложно, да и непонятно в каком состоянии дорога: учитывая общее запустение вокруг, она могла зарасти, и мы бы в любом случае не проехали. После опроса местных жителей выяснилось, что леспромхоз год как заброшен, но дорогу поддерживают в рабочем состоянии собственными силами и используют для поездок на охоту и за грибами. На ходу один тепловоз и несколько пионерок.

Поскольку шлагбаум нам никто открыть не мог (директор леспромхоза свалил на охоту на все выходные), мы решили не ехать на своей пионерке, а договориться о покатушках с кем-то из местных. Нам посоветовали Сергея, участок которого находится слева от шлагбаума, он довольно легко согласился. Ехали мы с приключениями – пионерка периодически плохо тянула, а то и вовсе глохла, и причина этого ясна не была. Сергей оказался настолько суров, что выкручивал и вкручивал свечу голыми руками)) Как бы то ни было, вскоре мы достигли 16-го километра (57°47’38″N, 32°12’3″E), где нам устроили небольшую экскурсию по местной инфраструктуре, которая включала в себя капитальный дом и баню (всё сделано на совесть), а также довольно большой железнодорожный мост через речку. Рядом с мостом стоял тепловоз, но вокруг не было не души (видимо, все ушли в лес). Рельсы уходят и дальше (еще примерно 10-15 км), но мы не поехали, т.к. пионерка работала нестабильно. Назад добрались практически без поломок, за покатушки заплатили 500р. Кстати, Сергей вспомнил, как несколько лет назад сюда приезжал предыдущий владелец (и конструктор) нашей пионерки Алексей, и как раз в тот раз у них сломалась ось.

Затем мы взяли курс на Москву и прибыли домой в 8 вечера воскресенья (29 мая). В пробках немного простояли на объездной Твери (ремонт дороги) и в Солнечногорске (неизбежность).

Пробег: 1950 км
Бензин: 180 л
Стоимость бензина: 6100 р
Средняя цена: 33.89 р/л
Расход: 9.2 л/100 км