Меню

Misha Simachev Blog

Волгоград-Астрахань-Казахстан (часть 1/3)
15.09.2016

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3

ФОТКИ

Москва-Волгоград: yandex, vk
Волгоград: yandex, vk
Баскунчак: yandex, vk
Баскунчак-Астрахань: yandex, vk
Казахстан: yandex, vk
Астрахань: yandex, vk
Астрахань-Саратов: yandex, vk
Саратов: yandex, vk
Саратов-Тамбов: yandex, vk
Тамбов: yandex, vk

ВИДЕО

Волгоградское метро: youtube, vk
Лотосы в дельте Волги: youtube, vk
Верблюды (Западный Казахстан): youtube, vk
Нефтекачалки (Западный Казахстан): youtube, vk
Косуля (Саратовская область): youtube, vk

Группа VK, в которой собраны все фотки и видео с поездки

В последнюю неделю августа, наконец, состоялась поездка, которую я вынашивал в уме уже несколько лет: автопробег на юго-восток по маршруту Москва – Волгоград – озеро Баскунчак – дельта Волги – граница Казахстана – Атырау – Актау (Каспийское море) – Атырау – граница Казахстана – Волгоград – Саратов – Тамбов – Москва. На случай, если останется свободное время, планировал также посетить озеро Эльтон, но в итоге оставил его на будущее. Туда лучше ехать весной (в конце апреля), когда цветёт степь. Поездка выдалась рекордно богатой на всякого рода фейлы, но с грехом пополам план был выполнен.

20 августа (суббота)

Выехал из Москвы в 6 утра, в пробках нигде не стоял. Большая часть пути проходит по трассе М6, которая являлась для меня терра инкогнита: поскольку она начинается в 100 км от МКАД как ответвление от М4, я никогда прежде по ней не ездил. Трасса двухполосная и достаточно загруженная, поэтому поездка получилась сравнительно напряженной – приходилось без конца обгонять грузовики и другие тихоходные транспортные средства. Из плюсов – дорога проходит вдали от населенных пунктов, поэтому ограничение скорости – 90 км/ч почти на всём протяжении. Камер не очень много, но они есть (в том числе, переносные). По пути встречается большое количество кафе и гостиниц.

Всегда хотел узнать, где растут подсолнухи, вот теперь сам себе отвечаю: вдоль трассы М6, начиная с 266-го километра и почти до Волгограда. Большинство подсолнухов к концу августа пожухли, но встречались и вовсю цветущие поля. Правда по дороге назад видел всего одно такое, остальные то ли окончательно отцвели, то ли их скосили.

Чем ближе к Волгограду – тем меньше деревьев, вокруг бескрайние поля и степь, температура повышается до 40 градусов. Некоторые считают, что ехать через степь уныло, но я с этим в корне не согласен: люблю минимализм и просторы, особенно когда вид на них открывается с вершины холма. Только в степи или тундре понимаешь, насколько огромна наша страна! А ещё в степи (и в тундре тоже) очень красивые закаты!

В этот день я посетил единственную достопримечательность – Свято-Троицкий Белогорский Каменнобродский мужской монастырь (49°47’50″N, 44°25’35″E), который интересен тем, что частично является пещерным. Добраться до него легко – 70 км от трассы М6 по хорошему асфальту, причём последние 10 км дорога проходит у подножья меловых гор (довольно живописно). Вход в пещеру (49°47’39″N, 44°25’29″E) находится не на территории монастыря, а немного не доезжая его. Дверь оказалась закрыта на замок, я вернулся на территорию монастыря и выяснил график работы: по будням 10:00-17:00, по выходным 11:00-18:00, обед 13:00-14:00, телефон для справок: 8 961 068 61 05. Оказалось, что я опоздал всего на полчаса (было уже 18:30). Позвонил по указанному телефону и попросил в виде исключения пустить меня внутрь, но мне довольно резко и категорично ответили, что это невозможно, поскольку единственный человек, который водит по пещере, сейчас находится на службе, и посещение будет возможно только завтра после 11 утра. Я немного разозлился и хотел сначала ломануть замок (используя руферские навыки), но потому решил, что это не очень богоугодно)) К тому же, я уже бывал в трёх похожих пещерных монастырях (Араповский, Дивногорье и Свято-Спасский), так что, думаю, потерял немного.

Уже в сумерках вернулся на трассу и заночевал в придорожной гостинице (одноместный номер с удобствами на этаже – 900р + 50р стоянка). В который раз убеждаюсь, что ночевка в придорожных гостиницах – это жесть: всю ночь бесконечная ходьба по коридорам и разговоры в полный голос, даже беруши не очень  спасают.

В этот день я проехал 1060 км (причём не особо напрягаясь) – рекорд для меня!

21 августа (воскресенье)

По дороге к Волгограду посетил сероводородный источник (49°8’55»N, 44°6’8»E). Он расположен в непосредственной близости от трассы и окультурен (небольшое здание для помывки + 2 бассейна).

Следующие несколько часов ушли на осмотр Волгограда. Город показался неинтересным, т.к. исторический центр у него отсутствует в связи с тем, что всё было разрушено до основания во время Великой Отечественной войны. Больше всего в этом городе меня интересовала линия подземного трамвая. Начинается она на станции «Ельшанка» (48°40’52″N, 44°28’16″E), а заканчивается – на станции «Площадь Ленина» (48°43’1″N, 44°31’48″E), затем трамвай выходит на поверхность. Всего подземных станций 5 штук: «Ельшанка», «ТЮЗ», «Профсоюзная», «Комсомольская» и «Площадь Ленина».

Между «Профсоюзной» и «Комсомольская»  расположена любопытная станция «Пионерская» (48°42’10″N, 44°30’34″E), которая примечательна тем, что расположена на открытом воздухе на мосту через р.Царица (в этом она похожа на станцию московского метро «Воробьевы горы»). Соответственно, трамвай выезжает из одного туннеля, останавливается на «Пионерской», а затем заезжает в следующий туннель. Однако так едут не все трамваи, часть из них (со стороны «Комсомольской») сворачивает перед вторым туннелем направо и дальше идет по поверхности в другую сторону. До «Ельшанки» доезжает только каждый второй трамвай. Отличить, какой куда пойдет, очень просто: в сторону «Ельшанки» едут современные трамваи, оборудованные дверьми с обеих сторон. А если вы видите старый трамвай «советского» образца, то в «Ельшанку» он не пойдет, свернёт после «Пионерской». Турникетов на станциях нет, оплату за проезд собирает кондуктор, цена – 20р.

Что посмотрел в Волгограде:

Театр Юного Зрителя (48°41’27»N, 44°29’16»E)
Донской казачий театр (48°41’41»N, 44°29’50»E)
Ангел-хранитель Волгограда (48°41’42»N, 44°29’58»E)
ул. Циолковского, 15а (48°41’37»N, 44°29’59»E)
Памятник «Истребителям фашистских танков» (48°42’5»N, 44°30’18»E)
Памятник чекистам (48°42’5»N, 44°30’21»E)
Депо детской железной дороги (48°42’10»N, 44°30’17»E) — находилось на реконструкции
Мемориал «Гаситель» (48°41’51»N, 44°30’46»E)
ЖК «Волжские паруса» (48°41’53»N, 44°30’38»E)
Арочный мост через пойму реки Царица (48°42’8»N, 44°30’31»E)
Речной вокзал (48°42’3»N, 44°31’9»E)
Ресторан «Маяк» (48°42’0»N, 44°30’55»E)
Памятник российскому казачеству (48°42’7»N, 44°30’58»E)
Пётр и Феврония Муромские (48°42’5»N, 44°30’52»E)
Центральная лестница набережной (48°42’14»N, 44°31’17»E)
Памятник «Мирному населению» (48°42’23»N, 44°31’28»E)
Памятник автомобилисту (48°42’29»N, 44°31’19»E)
Часовня Александра Невского (48°42’25»N, 44°30’57»E)
Памятник Защитникам красного Царицына и Сталинграда (48°42’29»N, 44°30’55»E)
Нулевой километр (48°42’30»N, 44°30’53»E)
Гостиница «Волгоград» (48°42’27»N, 44°30’50»E)
Памятник Александру Невскому (48°42’29»N, 44°30’48»E)
Новый Экспериментальный театр (48°42’28»N, 44°30’44»E)
ул. Володарского, 10 (48°42’26»N, 44°30’48»E)
Фонтан Влюблённых (48°42’25»N, 44°30’45»E)
Дворец Культуры Профсоюзов (48°42’14»N, 44°30’51»E)
Скульптура «Подкова счастья» (48°42’15»N, 44°30’42»E)
Памятник основателям города Царицына (48°42’15»N, 44°30’44»E)
Кинотеатр «Победа» (48°42’28»N, 44°30’25»E)
Памятник волгоградскому трамваю (48°42’29»N, 44°30’30»E)
Пожарная каланча (48°42’34»N, 44°30’36»E)
Музей обороны Царицына (48°42’40»N, 44°30’52»E)
Железнодорожный вокзал (48°42’45»N, 44°30’48»E)
Фонтан «Детский хоровод» (48°42’43»N, 44°30’50»E)
Планетарий (48°42’51»N, 44°31’27»E)
Разрушенная мельница (48°42’55»N, 44°31’58»E) — очень колоритное место!
«Дом солдатской славы» (48°42’57»N, 44°31’54»E)
Панорама «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» (48°42’53»N, 44°31’58»E)
Скульптура «Родина-мать зовёт!» (48°44’32»N, 44°32’13»E) — символ Волгограда, размеры впечатляют!
Зал воинской славы (48°44’32»N, 44°32’20»E)
Монумент «Скорбящая мать» (48°44’29»N, 44°32’17»E)
просп. Ленина, 93 (48°45’53»N, 44°33’32»E)
Памятник М.Паникахе (48°46’3»N, 44°33’18»E)
Волжский гидроузел (48°49’46»N, 44°41’3»E)

Затем я переехал на другой берег Волги  по плотине Волжской ГЭС, но не смог найти места, откуда можно было бы сфотографировать гидроузел. Если пройти по плотине пешком (хотя это вроде бы запрещено), то можно пофоткать шлюзы (48°49’17»N, 44°41’53»E), но больше ничего интересного увидеть не удалось. После этого я доехал до Баскунчака по дороге, идущей вдоль левого (если смотреть в сторону Астрахани) берега Волги. Шоссе двухполосное, асфальт нормальный, машин мало, по пути не встречается ничего интересного. При въезде в Астраханскую область (примерно в районе Капустина Яра) переводим часы на час вперед (MSK+1). Чтоб попасть в Верхний, а затем Нижний Баскунчак, нужно в Ахтубинске свернуть с трассы налево, дальше асфальт тоже нормальный. Что посмотрел в окрестностях Баскунчака:

Пещера Баскунчакская (48°16’56»N, 46°47’46»E) – добраться до неё можно по хорошей грунтовке (7 км), ведущей из Верхнего Баскунчака (она есть на Navitel-е). За 2 км до пещеры на дороге установлены 2 транспаранта: «Парк Баскунчак» и «Проезд запрещён», но я, разумеется, всё равно поехал дальше)) Если бы проезд был действительно запрещен, установили бы соответствующие ГОСТ-ам дорожные знаки и/или шлагбаум, а не эту самодеятельность, я таких табличек и сам могу понаставить. Дорога проходит по ровной, как стол, степи, и я никак не мог понять, где тут может быть пещера. Оказалось, что вход в неё расположен на дне небольшой карстовой воронки, которую издалека не видно. В непосредственной близости от пещеры установлены еще два транспаранта: «Вход запрещен, за нарушение штраф, ст.8.39 КоАП»  и «Дирекция парк Баскунчак, проезд на автотранспорте запрещен! КоАП ст.8.39». Погуглив, выяснил, что штраф для физ.лиц составляет 3-4к, и решил, что могу себе это позволить)) Побродил вокруг, нашёл вход в пещеру и прошёл по ней метров 50 (общая длина – 1.5 км). Дальше не полез, т.к. не было нормального фонарика, плюс опасался появления егерей. В пещере стояла приятная прохлада, вылезать было неохота. В Баскунчак вернулся, никем не замеченный. А если по той грунтовке ехать дальше, то всего через 9 км будет граница Казахстана.

Карьер по добыче гипса (48°12’10″N, 46°47’32″E), принадлежащий ЗАО «КНАУФ». Доехал до деревни Средний Баскунчак, оставил машину у отвалов (примерно здесь: 48.2098784, 46.800414) и поднялся по отвалам наверх (48°12’27″N, 46°48’6″E), откуда открывается неплохой вид на сам карьер, озеро Баскунчак и гору Богдо. Пока я фоткал, меня окликнул подошедший охранник и попросил уйти.

Официальный пляж на озере Баскунчак (48°11’39″N, 46°49’45″E). Туристов туда возят на УАЗ-иках, утверждая, что дорога плохая, но я запросто проехал на своей пузотерке. Можно дойти и пешком – 2 км от поселка. Также в поселке на дорогах тусуются многочисленные дети, которые за некую мзду предлагают показать дорогу к пляжу. Дорога эта начинается в районе ж/д станции Нижний Баскунчак и идёт в непосредственной близости от озера, найти её не проблема. Рядом с пляжем есть кафе и душ.

Гора Большое Богдо (48°8’22»N, 46°50’48»E). Дорога к ней начинается примерно здесь: 48.2130921, 46.8277645, но лучше уточнить у местных. Ехать нужно по наиболее накатанной колее в сторону отвалов карьера, а перед отвалами свернуть налево. Дальше ошибиться невозможно, т.к. с этого момента дорога одна-единственная. По пути встречается КПП (48°7’59″N, 46°49’6″E), там нужно заплатить 190р с человека. В конце концов дорога приводит к автостоянке (48°8’21″N, 46°51’27″E), откуда начинается экологическая тропа. Расстояние от Нижнего Баскунчака – 15 км, дорога проходима для любого автомобиля, хотя водители УАЗ-иков утверждают обратное и предлагают свои услуги за 1500р. Длина экологической тропы – примерно 1 км в одну строну, туда имеет смысл идти по верху, а обратно – по низу (для разнообразия). Тропа оборудована многочисленными информационными табличками.

Добыча соли на озере Баскунчак. Прямо по озеру проложена капитальная железнодорожная насыпь, начинается она примерно здесь: 48.2170384, 46.8414974, а подъехать к ней можно, двигаясь по грунтовке между поселком и железнодорожной линией. Переезжать на другую сторону ж/д по переезду не нужно, т.к. там дальше всё перегорожено заборами фабрики «Руссоль». Я оставил машину примерно здесь 48.2177389, 46.8390942, надел сапоги и дальше пошёл пешком по этой самой насыпи вглубь озера. Днём (несмотря на воскресный день) какая-то движуха на дороге наблюдалась, но к 7-ми вечера все работы прекратились, так что мне никто не мешал. Я дошел до того места, где стояли вагоны под погрузку (примерно 2 км от берега), там имелось небольшое ответвление ж/д, причем капитальной насыпи уже не было, а шпалы лежали прямо в воде и были покрыты белоснежной солью. В лучах заката выглядело это очень сюрреалистично (вспомнился мультфильм «Унесенные призраками»). Ходить по озеру нельзя – соляная корка не выдерживает вес человека, и можно провалиться в грязь чуть ли не по колено, однако есть укрепленные участки, по которым может ездить даже тяжелая техника. Внешне эти участки ничем не отличаются от остальной поверхности озера и поэтому обозначены палками, вбитыми в дно через каждые несколько метров. По одному из таких участков можно было бы срезать путь по дороге назад, но я не стал рисковать и вернулся так же, как пришёл – по насыпи.

Заночевал в Нижнем Баскунчаке в 2-комнатной квартире за 600р (телефон нашел на Яндекс-картах, там это обозначено как гостиница, но на самом деле телефон принадлежит агенту по сдаче жилья в частном секторе). Также в поселке есть санаторий, где тоже можно переночевать (цен не знаю). В Верхнем Баскунчаке гостиниц нет.

22 августа (понедельник)

В этот день я решил тр*йнх*пнуть с Верхнего Баскунчака в сторону Астрахани, а вернуться назад рассчитывал на ПДС-е или автостопом. Была информация о том, что транзитные поезда тормозят на пассажирском вокзале, и я первым делом проверил его, но там было пусто. Тогда я поехал на грузовую станцию, которая находится в 2.5 км восточнее вокзала (48.203203, 46.726606), но и там ничего подходящего не стояло. Решил вернуться на вокзал, но по дороге вдруг увидел выезжающий из глубины станции поезд в нужную сторону. Пока нашел место, где можно оставить машину, пока собрал вещи – поезд уже набрал приличную скорость. Теоретически его можно было зацепить, но мне не хотелось оставлять машину за пределами поселка посреди степи, плюс было палево со стороны депо, где стоял заведенный тепловоз в прямой видимости от того места, где я решил цеплять.

В общем, я вернулся назад, оставил машину у вокзала и вышел на платформу. Как раз в этот момент на станцию въезжал грузовой состав в нужную сторону. Он почти полностью состоял из цистерн, но в середине было несколько полувагонов. Я обошёл его с хвоста по путям (это была моя первая ошибка, нужно было переходить по пешеходному мосту) и оказался на другой стороне от ж/д. На крайних путях стоял полувагонный состав, который загораживал приехавший, я прошел вдоль него, и в том месте, где в приехавшем начинались полувагоны, залез в межваг крайнего поезда, чтоб оттуда оценить обстановку. Полувагоны оказались заполнены металлом по самые бортики, так что ехать на этом поезде было не вариант.

Когда я проходил мимо пешеходного моста через ж/д, как раз в этот момент с него спускался ВОХР, который сразу же до меня доебался и спросил, зачем я хожу вдоль поездов. Я ответил, что ходил отлить, тогда он задал ещё несколько каких-то вопросов, проверил документы и вроде бы оставил меня в покое. Я пошёл в западную горловину станции и уселся в тени рядом с заборами частного сектора (примерно здесь: 48.232720, 46.726950). Через некоторое время у последнего вагона того крайнего полувагонного состава появился вагонник и открыл концевик (раздалось шипение) – я предположил, что поезд готовят к отправке. Чуть позже уехал тот состав, на который я нацелился изначально. Кстати, пока он стоял, вдоль него ходил другой ВОХР и проверял пломбы на цистернах. Вообще, как я понял, транзитные составы стоят там примерно по часу – то ли для проверки пломб, то ли пока сменяется бригада, а может и то, и другое.

Через некоторое время вдруг тронулся крайний полувагонный состав. Я подорвался было с места, чтоб зацепить его, но потом подумал, что его тащит на грузовую станцию маневровый тепловоз, т.к. не было полной пробы тормозов (вагонник всё это время стоял в хвосте). Одновременно с этим на станцию въехал ещё один товарняк в сторону Астрахани, и вдоль него опять пошёл ВОХР с целью проверки пломб. Я встал у моста в ожидании подходящего момента, когда состав можно будет зацепить, но буквально через 5 минут на мосту нарисовался тот же ВОХР, только теперь в компании 2х ментов, шли они по мою душу (такое впечатление, что на мосту установлены камеры, хотя я их не видел).

Эта компания стала дотошно расспрашивать меня на тему, кто я такой и что здесь делаю (а также проверили документы и содержимое рюкзака). Как оказалось, менты меня запомнили ещё в тот момент, когда я только зашёл на вокзал, и им казалось подозрительным, что я ошиваюсь на другой стороне, да ещё ходил «отлить» к стоящему на крайнем пути поезду. Также у них вызвала подозрение рыжуха, которая была у меня в рюкзаке, но я отмазался, что это для автостопа в ночное время. На их расспросы я отвечал, что приехал автостопом и жду друга, который должен скоро приехать из Нижнего Баскунчака. Они потребовали, чтоб я ему позвонил. Я покопался в записной книжке и набрал номер знакомого, с которым не общался уже пару лет, в надежде, что номер будет недоступен. Мне не повезло: его телефон оказался включен, и он даже взял трубку, несмотря на очень раннее время (5 утра по Москве). Состоялся следующий диалог:

– Привет, ну ты где?
– В смысле?
– Я тебя у вокзала жду, когда будешь?
– А кто это?
– Как у какого? Верхний Баскунчак, у моста
– А куда вы звоните?
– Понятно… (вешаю трубку)

Один из ментов говорит:

– Он, наверное, ещё спит?
– Ну типа того…
– Почему бы тебе самому не поехать в Нижний Баскунчак и не разбудить его?
– Так мы же здесь договорились встретиться
– Будет лучше, если ты всё-таки поедешь. Или ты не знаешь, где он живет?
– Знаю
– Вот и езжай, а здесь больше не появляйся.

Объяснили мне, как выйти на трассу (я и так знал), делать нечего – пошёл, но, дойдя до переезда, пересек ж/д и отправился назад к вокзалу, где оставил машину. Было довольно стрёмно, т.к. машина стояла прямо перед входом, поэтому пришлось пробираться к ней под прикрытием кустов. В итоге благополучно свалил оттуда, никем не замеченный, но тр*йнх*п обломался. Впервые встречаю такую бдительную охрану! Update: успешно тр*йнх*пнул по этой ветке в 2018 году

Продолжил путь на восток, по дороге посмотрел:

Сарай-Бату (47°14’19»N, 47°22’28»E) – декорации средневекового города, построенные для съёмок фильма «Орда». Ехал я по навигатору (Navitel), и в том месте, где он показывал сворачивать с трассы, действительно была хорошо укатанная грунтовка, правда перегороженная свежевырытой канавой. Второй навигатор (7ways) показывал тот же путь. Такие канавы я уже видел в окрестностях озера Баскунчак: их роют, чтоб люди не ездили по территории заповедника. Думаю: «Ну суки! Щааа бля…» Достал из багажника лопату и быстренько закидал канаву землей, однако не учёл такого момента, что земля рыхлая, поэтому в момент проезда по канаве я забуксовал и сел на днище. Довольно быстро тормознул машину, меня вытащили с помощью троса, и как раз в этот момент к нам подъехали менты. Спрашивают:

– Что случилось?
– Уже ничего. Застрял в канаве, но меня уже вытащили.
– А зачем ты туда поехал?
– В Сарай-Бату

Менты посмотрели на меня, как на идиота. Оказалось, что поворот на Сарай-Бату находится несколькими стами метров западнее, и он даже обозначен огромной вывеской, но в тот момент, когда я его проезжал, там как раз стояли те самые менты, поэтому я больше смотрел на них, чем на вывеску, да и вообще доверился навигатору, о чём им и сообщил. Проверили документы (как у меня, так и у моих спасителей) и уехали восвояси.

От трассы до Сарай-Бату 5 км по хорошей грунтовке, проходимой для любого автомобиля. Место довольно популярное, вход на территорию города стоит, кажется, 150р. Сам город небольшой, его можно обойти за 10-15 минут. Город расположен на высоком холме, заканчивающемся отвесным обрывом, за которым протекает р.Ашулук – довольно живописно.

Хошеутовский хурул (46°55’37»N, 47°36’48»E) – очень интересный буддийский храм (к сожалению, оказался закрыт). От трассы до него – 25 км по асфальту средней степени разбитости.

Учебно-тренировочный центр «Досанг» ООО «Газпром газобезопасность» (46°55’30»N, 47°52’22»E)

Пирамида А.Голода (46°45’27»N, 48°2’39»E) – аналогична той, которая расположена в Истринском р-не Подмосковья (55°47’3″N, 37°3’49″E), но пониже. Оказалась закрыта на замок. Расположена в непосредственной близости от трассы.

Дальше я взял курс вглубь дельты Волги. Волга не впадает в Каспийское море, как любая нормальная река, вместо этого она разделяется на многие сотни мелких речушек, ручьев и проток, которые занимают площадь в тысячи квадратных километров (при этом дельта продолжает ежегодно увеличиваться за счет падения уровня воды в Каспийском море). Если смотреть на дельту Волги на спутниковых картах, можно подумать, что она представляет собой огромное зелёное болото, где нет и не может быть никаких капитальных построек и дорожной инфраструктуры. Оказалось, что это не так: по территории дельты проложены несколько дорог с хорошим асфальтовым покрытием, которые соединяют между собой многочисленные поселки. При въезде на территорию дельты природа резко меняется: если до этого вокруг была голая степь, переходящая в пустыню (верблюды, перекати-поле и песчаные барханы прилагаются), то теперь дорога шла через бесконечные зеленые луга. Дельта Волги в конце августа не выглядит как-то необычно: практически то же самое можно увидеть и в Подмосковье. Сюда интересно было бы приехать в мае, когда Волга разливается, и вместо лугов можно увидеть бескрайние озера. Нечто подобное, но в меньших масштабах, можно наблюдать весной в Подмосковье в районе станции Белоомут (там разливается Ока).

Первым делом я посетил Мавзолей Курмангазы (46°16’1″N, 48°31’6″E) а также современный культурный центр им.Курмангазы (46°16’2″N, 48°30’32″E). До обоих объектов проложен хороший асфальт. Дальше в моих планах было найти лодку, чтоб покататься по протокам и посмотреть цветущие лотосы. Следуя советам местных жителей, приехал в соседний поселок Тумак (46°14.106’N, 48°30.855’E), где довольно быстро нашлись желающие прокатить меня на лодке по цене 1000р/час. Кстати, в посёлке расположена маленькая самобытная мечеть (46°14’8″N, 48°30’48″E).

Сначала мы проплыли по р.Бушма почти по посёлка Зеленга, а затем (46°11’12″N 48°35’3″E) свернули налево в протоку (ерик) Кошиванка и стали двигаться по ней в обратном направлении. Именно здесь и растут лотосы: широких рек с течением они не любят, предпочитая стоячую воду. Вся протока ими заросла так, что двигались мы по большей части не с помощью мотора, а отталкиваясь шестом. Когда-то давно мне рекламировали дельту Волги как некое подобие джунглей Амазонки, но это оказалось совершенно не так. Да, лотосы выглядят прикольно, но в остальном природа самая обычная, такую можно увидеть и в Подмосковье. К тому же, многие лотосы уже отцвели, либо закрыли свои бутоны в связи с наступлением вечера. Лучше всего приезжать в середине августа, а отправляться в плавание – в районе 12 часов дня, когда все цветы открыты. Оказалось, что семечки лотоса можно есть (предварительно очистив их от кожуры), на вкус похожи на горох. А вот рвать цветы запрещено – лотос занесен в красную книгу, однако растет в дельте Волги, как сорняк, и заполонил уже все протоки. Фактически, чтоб посмотреть на лотосы, необязательно приезжать именно туда же, куда я, – они растут повсеместно.

По протоке мы доплыли до остатков понтонного моста, после чего вернулись назад тем же путем, всё заняло 2 часа, заплатил 2000р. Я спросил у лодочника, можно ли доплыть до Каспийского моря, оказалось, что нет: во-первых, это приграничная зона, которую патрулируют на лодках военные, во-вторых там, где начинается море, становится совсем мелко, и всё заросло камышом.

После покатушек я почувствовал себя чрезвычайно хуево. Первые признаки заболевания появились ещё в первую ночь моего путешествия (ломота в ногах, характерная для начинающегося гриппа), однако первые дни я спасался противовирусными средствами (тамифлю, ремантадин). Теперь же (несмотря на дополнительную дозу лекарств) организм окончательно сдал: температура поднялась, по ощущениям, до 39, меня знобило, голова раскалывалась. Доехал до г.Красный Яр и заселился в гостиницу (600р в сутки за койкоместо в двухместном номере без подселения), где провел следующие 2 дня и 3 ночи.

По дороге в Красный Яр можно отметить две локальные достопримечательности: заброшенный пост ДПС необычный формы (46°26’18″N, 48°15’24″E) и платный (110р) понтонный мост через р.Бузан (46°31’24″N, 48°20’32″E) непосредственно на въезде в Красный Яр. Прежде я никогда не встречал платных понтонных мостов. Красный Яр оказался симпатичным аккуратным городком, из достопримечательностей можно отметить дом с интересным фасадом по адресу ул.Карла Маркса, 46 (46°32’3″N, 48°20’55″E) и мечеть (46°31’53»N, 48°20’19»E).

23 августа (вторник)

Весь день провалялся в номере, было довольно хреново. К температуре присоединилось сильное расстройство желудка – то ли это было одно из проявлений гриппа, то ли я ещё и отравился в довесок (подозреваю, что в результате чистки семечек лотоса грязными руками). Для скорейшего излечения применил все известные мне методы: противовирусные средства от гриппа (тамифлю, ремантадин и циклоферон в виде инъекций), а также антибиотик широкого спектра действия (ципрофлоксацин) и противопаразитарное (альбендазол) для борьбы с отправлением. Так сильно я не болел уже минимум 5 лет, но активное лечение сделало свое дело, и на следующий день я почувствовал себя гораздо лучше. Основной причиной простуды считаю кондиционер в машине, хотя я не включал его на полную мощность.

24 августа (среда)

Самочувствие значительно улучшилось, однако решил отлежаться еще денёк, чтоб не разболеться снова где-нибудь в Казахстане, куда мне предстояло ехать на следующий день.

ЧАСТЬ 2