Меню

Misha Simachev Blog

Волгоград-Астрахань-Казахстан (часть 2/3)
15.09.2016

ЧАСТЬ 1

25 августа (четверг)

Почувствовав себя полностью здоровым, с утра пораньше выдвинулся в сторону казахской границы, до которой от Красного Яра всего 25 км. Прохождение границы происходит следующим образом:

1. Российский КПП «Караозек» (46°32'45"N, 48°38'16"E). Необходимо выйти из машины и отдать в будку паспорт (без обложки) и свидетельство о регистрации на машину. Автомобиль досматривают, но не очень тщательно, просто заглядывают в багажник, бардачки и под капот. Также дают специальный талончик.
2. Российский КПП на мосту через р.Кигач (46.5474096, 48.7520242) – там нужно просто отдать полученный ранее талончик.
3. Казахский КПП на том же мосту (46.5496084, 48.7539768) – здесь дают новый талончик.
4. Казахский КПП «Котаевка» (46°33'12"N, 48°45'49"E). Так же, как и на первом российском, нужно предъявить паспорт и свидетельство о регистрации на авто, а также полученный на мосту талончик. Машину досматривают ещё менее тщательно, чем на российском КПП. Кроме того, здесь необходимо заполнить миграционную карту, в которой достаточно указать ФИО и цель визита. Карту необходимо сохранять до конца поездки, за её утерю предусмотрен крупный штраф. В случае пребывания в Казахстане более 5 дней, нужно оформить регистрацию (например, в гостинице), но я этого не делал, т.к. уложился в 3 дня.
5. Сразу после прохождения Казахского КПП необходимо в одной из близстоящих будок приобрести местный полис ОСАГО. Мне сделали на 15 дней за 1800р (либо 9000 тенге), при этом в полисе была указана сумма 8153 тенге, и вообще, по слухам, бывают полиса и на меньший срок (до 5 дней). Но выбора не было. Там же можно поменять деньги у менял по курсу 1 рубль = 5 тенге. Я подумал, что курс так себе, и обменял только 2000р, но позже оказалось, что курс вполне нормальный (например, при оплате бензина картой Сбербанка курс составлял 5.05 тенге за рубль).
6. На выезде с территории КПП необходимо пройти фитосанитарный контроль (просто проехать по матам, пропитанным каким-то веществом). Аналогичный пост находится на подъезде к г.Атырау.

Весь процесс прохождения границы, включая покупку ОСАГО, занял 1.5 часа, дольше всего пришлось ждать на первом российском КПП. Передо мной было примерно 5 машин, включая одну фуру, очередь для фур и легковых – общая, но пунктов досмотра два.

Тут стоит рассказать такую историю. На территории первого российского КПП я попал в небольшое ДТП: стал сдавать назад и уткнулся в левый угол переднего бампера неизвестно откуда взявшейся сзади десятки. Ни у меня, ни у него никаких повреждений не было, точнее, бампер десятки уже был треснувшим и примотанным веревкой, но водитель начал орать, что я должен ему денег. Пограничники встали на мою сторону, утихомирили его и отправили восвояси. Мне же сказали, что он едет только до казахского КПП (чтоб продлить регистрацию) и сразу назад, поэтому, если я боюсь с ним сталкиваться за пределами пограничной зоны, то могу подождать здесь, пока он не вернется назад и не уедет в Россию. Я отказался (чтоб не терять время), а насчет мужика решил, что если будет сильно приставать, дам ему 1000р. Разумеется, он поджидал меня сразу за казахским КПП и тут же накинулся со словами, что я должен ему 3500р за бампер. Я ответил, что бампер уже был сломан, и больше 1000р я не дам, а если он не согласен, то пусть вызывает ментов. Совсем ничего не давать (как советовали погранцы) я побоялся – меня ведь могли лишить прав за сокрытие с места ДТП. После некоторых препирательств он все-таки выхватил 1000р и убежал, явно недовольный. Терпеть не могу таких базарных персонажей. Неоднократно сам бывал в качестве пострадавшей стороны в подобных ДТП, но ввиду незначительности или полного отсутствия видимых повреждений полюбовно разъезжался с виновником, не требуя с него никаких денег.

Несколько слов про казахские ПДД и штрафы. Правила в целом похожи на российские, но есть ряд отличий. Наиболее важное, на мой взгляд: запрещено выходить из машины в случае остановки инспектором ГАИ, а равно запрещено оставаться в машине, если инспектор попросил выйти. Штраф за это составляет примерно 2000р (это вообще минимальный штраф в Казахстане). Такой же штраф предусмотрен за невключение поворотников. Превышение скорости на 10-20 км/ч – примерно 4000р, зато максимально разрешенная скорость за городом – 110 км/ч (а не 90, как у нас). В городе максимально разрешенная скорость – 60 км/ч, но в большинстве населенных пунктов (особенно маленьких) она ограничена до 40 км/ч с помощью знаков. Камеры встречаются в крупных городах, ментов на трассах достаточно много, особенно вблизи крупных городов, но меня ни разу не остановили, и ни одного штрафа я не получил (штрафы с камер передаются на пограничные посты, так что выехать из страны, не оплатив их, невозможно). Впрочем, я особо не нарушал. Превышал скорость, только пристроившись за каким-нибудь местным лихачом (а их было достаточно много, и разгонялись они до 150 км/ч, несмотря на огромные штрафы). Если же трасса была пустой, то ехал на круиз-контроле, установив скорость на 115-117 км/ч. Нигде  я прежде не пользовался круиз-контролем так часто, как в Казахстане, причина этому – ровные, прямые и почти пустые дороги.

Не выясненным остался следующий момент. Раньше в случае совершения правонарушения гаишник забирал права себе, а вместо них выписывал времянку. Вернуть права назад можно было только после оплаты штрафа, причём приходилось вылавливать на трассе того самого гаишника, чтоб предъявить ему квитанцию. По словам местных, сейчас такого уже вроде бы нет, но на 100% утверждать не могу.

Приятный момент: в Казахстане довольно дешевые бензин и газ – 92-й стоит 125 тенге (25р, в 1.3 раза дешевле, чем в Москве), а газ – 35 тенге (7р, в 2.3 раза дешевле, чем в Москве), причём через границу можно провозить  любое количество бензина. Заправляться лучше на сетевых заправках — КазМунайГаз, Бахыт, Helios, там принимают российские банковские карты, но не все (Сбербанк точно принимают). Заправки есть во всех крупных поселках, но между некоторыми поселками может быть расстояние 200 км и даже больше, поэтому лучше заправляться при каждом удобно случае. В Казахстане очень много кто ездит на газу, и газовых заправок тоже много, причем они стоят отдельно от бензиново-дизельных. Например, у КайМунайГаза в поселке могут быть 2 заправки: в одной – только газ, в другой – всё остальное. То же самое относится и к Волгоградской и Астраханской областям (правда цены на бензин и газ там такие же, как в Москве).

По приезду в Казахстан желательно купить местную симку, т.к. инет в роуминге очень дорогой (Билайн – минимум 200р в сутки, Мегафон – минимум 240р в сутки). По этой же причине ещё до пересечения границы мобильный интернет на телефоне нужно отключить, т.к. любой современный смартфон самостоятельно постоянно лазает в сеть по своим нуждам. Я купил симку Билайн в придорожном магазине за 200 тенге (эквивалентно 40р, эта же сумма была на счету), даже не предъявляя паспорт. Несмотря на то, что за 3 дня нахождения в Казахстане я неоднократно пользовался инетом (смотрел спутниковые карты, гуглил), со счёта почему-то не списалось ни одного тенге.

Так вот, я пересёк границу (при этом нужно перевести часы ещё на час вперед, теперь уже MSK+2), дальше мне предстоял долгий путь почти в 300 км до города Атырау по самой хреновой дороге в стране. Дорогу эту можно условно разделить на 4 участка:

Котяевка – Ганюшкино (50 км). Если ехать по главной дороге, то, по словам местных, там просто ужас, не дорога, а полоса препятствий. Но, к счастью, есть объезд, и чтоб попасть на него, сразу после пограничного КПП нужно повернуть направо. Асфальт там вполне сносный, за исключением пары участков с глубокой колейностью. В основном можно ехать 90 км/ч
Ганюшкино – Зинеден (60 км) – асфальт сильно бугристый либо с глубокой колеей (настолько глубокой, что моя машина время от времени чиркала днищем), но с минимальным количеством ям. Ехать можно местами 40 км/ч, а кое-где – разгоняться до 90.
Зинеден – примерно до Жанбая (70 км) – огромные ямы глубиной с пол колеса плюс колейность и бугры. Такое впечатление, что дорогу не ремонтировали с момента постройки. Мало того, что нужно объезжать ямы, необходимо ещё и успевать уворачиваться от встречек, которые тоже объезжают ямы, используя всю ширину проезжей части, а также обгонять медленно ползущие грузовики. Трафик довольно плотный. Короче, Адъ и Израиль. Скорость – не больше 40 км/ч, хотя некоторые местные гоняют под сотню, виртуозно уворачиваясь от ям, встречек и попуток. Пытаться за ними угнаться настоятельно не советую (почему – будет сказано позже).
Жанбай – Атырау (110 км) – асфальт почти без ям, но тоже очень бугристый и местами с глубокой колеей. В основном можно ехать 90 км/ч.

Путь от границы до Атырау у меня занял равно 5 часов. Все остальные дороги в Казахстане – с практически идеальным покрытием, почему не могут отремонтировать эту – загадка. По пути встречаются следующие достопримечательности: съезд к Каспийскому мору в районе поселка Зинеден (о нём ещё будет сказано), многочисленные нефтекачалки КазМунайГаз (46°45'55"N, 50°9'9"E), и некое святое для мусульман место (координат не знаю и на викимапии его не нашёл), находится примерно посередине между Зинеденом и Жанбаем, заметить его легко: там останавливаются почти все проезжающие, чтоб помолиться и кинуть монетку.

В этот день я доехал до поселка Сай-Утёс, где меня застигли сумерки. В темноте я ездить не люблю, а гостиниц в тех краях не оказалось, поэтому я заночевал в палатке, установив её прямо на стоянке для дальнобойщиков (44°18'52"N, 53°33'41"E). Сплю я с берушами в ушах, поэтому звук приезжающих/уезжающих машин мне не мешал. В этот день проехал почти 900 км. Из достопримечательностей видел только многочисленные казахские кладбища, которые внешне не имеют ничего общего с нашими и выглядят довольно помпезно. Все надписи — на казахском языке (по-русски дублируются редко). Вдоль дорог пасётся огромное количество верблюдов (как одногорбых, так и двугорбых). Помимо них, довольно много лошадей, чуть меньше овец, и совсем редко встречаются коровы и козы.

26 августа (пятница)

С утра собирался посетить две достопримечательности – солончак Тузбаир (44°0'48"N, 53°14'51"E) и урочище Боз-Жира (43°25'1"N, 54°4'27"E). До Солончака – всего 7 км по прямой от трассы, но подъехать к нему я так и не смог. Попробовал несколько грунтовок, но понял, что на своей машине рано или поздно застряну – нужно клиренс побольше, а ещё лучше иметь полный привод, т.к. встречаются песчаные участки и крутые подъёмы. До Боз-Жиры и вовсе более 100 км по степи. Дороги, которую предлагал Navitel, в реальности не оказалось. Я глянул спутниковые карты и понял, что дорог в степи сотни, они сходятся и расходятся, поэтому заблудиться – как нефиг делать. Для путешествий по степи на большие расстояния нужен не просто внедорожник, а ещё и огромный запас бензина (у меня была канистра 20 л, чего явно недостаточно).

В общем, ни к солончаку, ни к Боз-жире я не поехал, однако оказалось, что красоты Казахстана можно посмотреть, и не уезжая с трассы. Если днём раньше я ехал по ровной, как стол, степи, то после перевала Маната (44°6'7"N, 53°12'3"E) ландшафт резко изменился: в этом месте находится как бы огромная ступенька и длинный крутой спуск на дно древнего высохшего моря (как я предполагаю). Дальше дорога проходит по местности, очень напоминающей Гранд Каньон, расположенный в Аризоне, США. Взгляд радуют разноцветные горы причудливой формы, а дорога то взбирается высоко вверх (и оттуда открывается шикарный вид на десятки километров во все стороны), но спускается круто вниз, так что закладывает уши – и продолжается это до самого побережья Каспийского моря (Актау).

В этот день я проехал по маршруту Сай-Утёс – Шетпе – Жетыбай – Актау – Жынгылды – Шетпе – Сай-Утёс. Что удалось посмотреть по дороге:

Гора Шергала (44°15'23''N, 52°0'22''E) – примерно 20 км от Шетпе, часть – по асфальту, часть – по нормальной грунтовке, можно подъехать вплотную.

«Долина фигур» (43°32'28''N, 51°49'42''E) – покатался по грунтовкам в окрестностях указанных координат, «долину фигур» не нашёл, но видел живописный каньон, а также оттуда открывается вид на солончак. Позже выяснилось, что это озеро Батыр (43°22'47"N, 51°46'28"E), которое находится во впадине Карагие – низшей точке Казахстана (132 м ниже уровня моря)

Актау – крупный курортный город с высотными зданиями, расположенный на северо-восточном побережье Каспийского моря. В отличие от северо-западного побережья, где находится дельта Волги, и моря как такового не видно, здесь море самое что ни на есть настоящее. Береговая линия представляет собой естественную каменную плиту, которая образует высокий порог. В некоторых местах с него можно даже нырять (глубина позволяет), но есть и места, где можно плавно зайти в воду. Не упустил возможности искупаться. Для меня это третье море за лето: первым было Черное (Абхазии, май), вторым – Охотское (Сахалин, Курилы, июль), и, в отличие от первых двух, оно оказалось очень теплым. Купался здесь: 43°38'5''N, 51°9'25''E.

Долина шаровидных конкреций (44.3615377, 51.5608978). Сначала пытался подъехать на машине по грунтовкам, но чуть не завяз в песке. В итоге оставил машину на обочине (здесь 44.3747026, 51.5410441), надел сапоги (ходить по степи в кроссовках некомфортно – колючки цепляются) и направился перпендикулярно дороге по низине меж двух холмов, следуя в направлении координат. Вскоре действительно начали попадаться шарообразные камни, а через 2 км я набрел на целую поляну, усыпанную ими. Далеко не все были круглой формы, но некоторые выглядели очень прикольно. В целом ожидал большего. Вообще, судя по карте, этими шарами усыпана довольно большая площадь, но я ограничился одной поляной, т.к. ходить по степи в сапогах при 30-градусной жаре – удовольствие сомнительное. По дороге назад видел двух зайцев.

Город-декорация Абаста (44°23'54''N, 51°34'10''E) — построен для съемок фильма «В ожидании моря» и состоит из десятка различных строений. Находится в непосредственной близости от шоссе.

В этот день я снова заночевал в палатке на том же месте, где и накануне – на стоянке для фур рядом с посёлком Сай-Утёс.

27 августа (суббота)

Поскольку часть моего пути в этот день лежала строго на восток, я выехал пораньше, ещё до рассвета, чтоб восходящее солнце не слепило глаза. Еду и вдруг вижу прямо в центре шоссе лисицу, которая была чем-то поглощена настолько, что даже не обратила внимания на мою машину, проехавшую буквально в полуметре от неё. Неудивительно, что в процессе путешествия по Казахстану я видел огромное количество сбитых лисиц. В течение первой половины дня я довольно шустро доехал до Атырау и рассчитывал уже к вечеру быть в Астрахани. Чтоб побыстрее проехать последний наиболее разбитый участок дороги (от Атырау до границы), я сел на хвост одному из местных лихачей (причём далеко не самому шустрому, некоторые там под 120 км/ч шпарили) и пытался повторить его маневры. До поры до времени мне это с грехом пополам удавалось, но в определенный момент он успел объехать одну особо опасную яму, а я – нет, и влетел в неё колесом на скорости 90 км/ч. Удар был таким, что шина лопнула, я немедленно остановился и понял, что, как говорится, пизда рулю. Быстренько заменил колесо на докатку и поехал дальше крайне аккуратно, но даже несмотря на это, довольно быстро умудрился погнуть диск (на докатке он штампованный), в результате чего шина сдулась. Выправить диск молотком не удалось,  и тогда я понял, что теперь пизда рулю уже окончательная.

Я оказался аккурат по середине меж двух крупных городов: до Атырау – 140 км, до Ганушкино – 110 км. Первой была мысль вызвать эвакуатор, желательно из Ганушкино, поскольку мне всё равно ехать в ту строну. Залез в инет, но ничего толкового не нашёл, тогда стал тормозить машины и спрашивать насчет эвакуатора у водителей. Останавливались почти все, но никто ничего не знал, зато записывали мой телефон с обещанием узнать и перезвонить. Потом остановилась попутная газель с астраханскими номерами, водитель предложил свежую идею: подбросить меня вместе с колесом до ближайшего шиномонтажа, где мне его отремонтируют, а назад к машине тоже вернуться на попутке. Так и сделали, но ехать пришлось до самого Ганушкино, т.к. по дороге не оказалось ни одного шиномонтажа, что довольно-таки странно при таком качестве дорожного покрытия. Пока мы ехали, я видел ещё как минимум троих таких же неудачников, менявших колеса. Объявлений с телефоном эвакуатора тоже нигде не было, хотя на других трассах они встречались с завидной регулярностью.

Работающий шиномонтаж нашли не сразу. Сначала я планировал заменить лопнувшую шину на временную б/у-шную, но шин подходящего размера не оказалось, тогда внутрь моей шины просто установили камеру, а дырку (размером с ноготь большого пальца) заложили толстым куском резины. За такую «реконструкцию» прошлось заплатить 800р (казахских денег у меня к тому времени уже не осталось), что, на мой взгляд, очень дохуя, т.к. работы там было на 5-7 минут. После этого водитель, который привез меня в Ганушкино, помог мне поймать попутку в обратную сторону (он свободно говорил как на русском, так и на казахском, хотя сам был родом из Астрахани и внешне был больше похож на русского, чем на казаха). В качестве благодарности я оставил ему 400р (последние мелкие купюры, которые у меня были), хотя он сам вознаграждения не требовал. Назад я ехал тоже на газели, водитель был родом из Дербента (Дагестан), в Атырау ехал по работе – вёз печенье в какой-то магазин, меня он взял с неохотой.

Поездка до Ганушкино и обратно заняла в сумме 5 часов. К тому времени, как я установил отремонтированное колесо, на часах уже было пол 9-го, сумерки стремительно сгущались. При движении в полумраке скорость потока упала до минимума, причём все ехали со включенным дальним светом, слепя друг друга, но иначе невозможно было разглядеть ямы. Худо-бедно добрался до нефтекачалок (46°45'55"N, 50°9'9"E), где, по моим данным, была возможность выехать к берегу Каспийского моря, до которого от трассы по прямой всего 4 км – там я планировал заночевать в палатке. Уже в полной темноте вырулил на какую-то грунтовку и некоторое время вполне успешно продвигался по ней в нужную сторону, как вдруг внезапно начался песок, и я немедленно в нём застрял)) Как уже говорилось, эта поездка оказалась просто феерически богата на фейлы, причём этот был ещё не последним))

Утро вечера мудренее – решил я, поставил палатку и лег спать. Вообще я не люблю ночевать в палатке, т.к. обычно замерзаю к утру (несмотря на хороший спальник), но в этих широтах было исключительно тепло в любое время суток, и все ночевки в палатке проходили комфортно.

28 августа (воскресенье)

Сначала я попробовал выехать из песка самостоятельно. Домкратил машину, подкладывал под колеса специальные антибуксы и ветки, но за час смог сдвинуться всего на полметра (а по песку я успел проехать ночью метров 10). Пошел на базу к нефтяникам, попросил их меня вытащить, они согласились, но только за вознаграждение. Пришлось дать им 500р (самая мелкая купюра, которая у меня была). Вытащили легко (с помощью газели), а также объяснили, как добраться до берега моря. Ехать нужно через поселок Зинеден, расположенный по соседству, а дорогу на пляж уточнить ещё у местных жителей.

Дорогу я в итоге нашёл, но она тоже проходила через песчаные барханы, в которых легко было снова застрять, поэтому я оставил машину на окраине деревни (где эти барханы начинались) и дальше пошёл пешком. За полосой барханов обнаружилось уходящее вдаль совершенно ровное поле, поросшее редкой травой, а на горизонте виднелось море. От барханов до воды по этому полю идти ещё как минимум 2 км. Я рассудил, что раз я уже искупался в море, то теперь время можно не тратить, и повернул назад. Кстати, это ближайшая к Астрахани точка, где можно увидеть настоящее море. Другой вариант – ехать на юг, в сторону Махачкалы, но это в несколько раз дальше.

Вернувшись на шоссе, я довольно ненапряжно доехал до Ганушкино, заправил там полный бак дешевого казахского бензина и отправился назад в Россию. В этот раз пришлось постоять как на казахском КПП, так и на российском, на полное прохождение границы снова ушло 1.5 часа (передо мной было 5 машин). При въезде в Россию перевёл часы на час назад (MSK+1). Резюмируя впечатление о Казахстане, могу сказать, что он показался мне другой планетой, совершенно чужой и какой-то неуютной. Впрочем, 3-х дней явно недостаточно для составления объективного мнения.

Дальше мой путь лежал в Астрахань, но по дороге я хотел посмотреть парочку достопримечательностей, расположенных рядом: мавзолей Сеид-Бабы (46°40'50"N, 48°28'28"E) и могила Букей-Хана (46°40'50"N, 48°28'31"E). Сделать мне этого не удалось, т.к. примерно за 3 км до цели дорогу преградили военные, которые заявили, что дальше – приграничная зона, въезд в которую – только по пропуску. Пришлось развернуться.

В Астрахани я первым делом занялся ремонтом колес. Ехать дальше на таком колесе, которое мне сделали в Ганушкино, не представлялось возможным, т.к. оно было до крайней степени неотбалансировано (из-за толстого куска резины, закрывающего дырку), и на скорости более 60 км/ч машина начинала адово вибрировать. С третьей попытки нашёл шиномонтаж, где оказалась в наличии б/у-шная шина нужного размера (за 400р), правда с другим рисунком протектора, поэтому её поставили назад. Параллельно выяснилось, что у меня погнуты 3 диска из 4-х (причем два – сильно), пришлось выправлять. На всё-провсё ушло чуть больше часа и 2500р. Кроме того, мне выправили диск на докатке (с помощью молотка, всего за 50р, и получилось почти идеально), а также сделали диагностику подвески, которая показала, что, как ни странно, с подвеской всё ОК. В очередной раз убеждаюсь, что на моей машине она неубиваемая.

Первой достопримечательностью, которую я посетил в Астрахани, был «Дом для всех», открытый Академией Вольных путешествий. Представлял он собой обычную съёмную квартиру, и чтоб попасть в неё, нужно было созвониться с организатором, после чего встретиться с дежурным в назначенном месте. Точный адрес квартиры в инете указан не был, во избежание, как мне сказали, нашествия нежелательных элементов вроде бомжей. Квартира располагалась на одном из верхних этажей типовой панельной высотки на окраине города, содержала 3 комнаты и была довольно просторной. Когда я попал туда, там находились 5 или 7 человек (включая организатора и дежурного), а вообще с момента открытия этого «дома» (в середине июня) в нём побывало порядка 150 человек. Большинство посетителей задерживались не более чем на 1-2 для, но были такие, кто жил там с самого основания. Ночевать в «доме» я не планировал, т.к. рассчитывал осмотреть Астрахань и в тот же день, не теряя времени, выехать в сторону Волгограда. Соответственно, мы немного поболтали с присутствующими о том, о сём, я помылся (впервые за 3 дня, если не считать купания в море), переоделся в приличную одежду и отправился в центр Астрахани.

Астрахань мне очень понравилась: исторический центр довольно обширный и самобытный, большинство зданий отреставрировано, дороги ровные, много зелени и вообще всё очень прилично. Что посмотрел:

Памятник погибшим кораблям (46°22'14''N, 48°2'31''E)
Иоанно-Предтеченский монастырь (46°20'56''N, 48°3'30''E)
Дом Шелихова (46°21'10''N, 48°2'50''E)
Какая-то усадьба (46°21'10''N, 48°2'52''E)
Дом купца Тетюшинова (46°21'18''N, 48°2'37''E)
Дом П.Буракова (46°21'18''N, 48°2'35''E)
Купеческий особняк начала XX в. (46°21'19''N, 48°2'36''E)
Городская электрическая станция 1916 г. (46°21'10''N, 48°2'30''E)
Собор Казанской иконы Божьей матери (46°21'24''N, 48°2'29''E)
ул. Свердлова, 111 (46°20'41''N, 48°3'17''E)
Кавказская мечеть (46°20'43''N, 48°3'20''E)
Северо-восточная башня Спасо-Преображенского монастыря (46°21'4''N, 48°2'31''E)
Администрация Астраханской области (46°20'58''N, 48°2'27''E)
ул.Кирова (пешеходная) (начало: 46.352156, 48.03743, конец: 46.3494974, 48.0366468)
Бизнес-центр «Атриум» (46°21'0''N, 48°2'14''E)
ул. Кирова, 18/4 (46°20'57''N, 48°2'10''E)
Заброшенный особняк (46°21'12''N, 48°2'38''E)
ул. Набережная 1 Мая, 73 (46°20'45''N, 48°2'15''E)
Театр юного зрителя (46°20'47''N, 48°1'56''E)
Скульптурная композиция "Иванушка и Конёк-Горбунок" (46°20'48''N, 48°1'58''E)
Астраханский Кремль (46°20'58''N, 48°1'49''E)
ул. Свердлова, 8/5 (46°21'14''N, 48°1'56''E)
"Лавочка влюбленных" (46°21'19''N, 48°2'1''E)
Дворец бракосочетания (46°21'20''N, 48°1'58''E)
Лотосы (46°21'22''N, 48°2'2''E)
Фонтан «Свадебный вальс» (46°21'21''N, 48°1'59''E)
ул. Максима Горького, 7 (46°21'14''N, 48°1'48''E)
Скульптура "Дама с собачкой" (46°21'13''N, 48°1'44''E)
Свето-музыкальный фонтан "Петровский" (46°21'9''N, 48°1'38''E)
Скульптура "Чистильщик обуви" (46°20'57''N, 48°1'12''E)
пл. Ленина, 2/8 (46°20'47''N, 48°1'32''E)
Памятник Петру I (46°20'49''N, 48°0'57''E)
Белая мечеть (46°20'34''N, 48°1'49''E)
Скульптура "Вобла-Кормилица" (46°20'26''N, 48°2'18''E)
Астраханский планетарий (46°20'47''N, 48°1'21''E)
Астраханский государственный театр оперы и балета (46°21'36''N, 48°2'38''E) — самое помпезное здание в городе
Храм во имя Святого великомученика и целителя Пантелеимона (46°24'23''N, 47°56'15''E) — за пределами города

Осмотр Астрахани несколько затянулся, так что из города я выезжал уже в сумерках. Для разнообразия, в Волгоград решил ехать по другой стороне Волги (по правой, если смотреть в сторону Астрахани). Трасса оказалась бедна на придорожные гостиницы (вернее, их вообще не было), поэтому я доехал до г.Нариманов, съехал на какую-то всеми забытую грунтовку и поставил палатку прямо на ней. В этот раз к утру всё-таки стало прохладно и влажно.

ЧАСТЬ 3