Меню

Misha Simachev Blog

Полистовье-Остров-Псков
14.10.2016

ФОТКИ

Полистовье: yandex, vk
Узкоколейка: yandex, vk
Остров: yandex, vk
Псков: yandex, vk

Про Полистовский заповедник я впервые узнал из эпичнейшей и угарнейшей книги «Сказки темного леса», в которой ему посвящены несколько глав — «Страна болот» (части 1-5), а тут представилась возможность туда съездить в рамках экскурсии от Поезднапркат. Программу я самостоятельно видоизменил и на второй день не остался – поехал сначала в Остров (знаменитый цепными мостами через р.Великая), затем – в Псков. Катание по узкоколейке было заменено пешей прогулкой, поскольку узкоколейку недавно начали разбирать.

1 октября в 9 утра я прибыл на ПДС-е на станцию Сущёво, расположенную в 4 км от поселка Бежаницы, где меня встретил сотрудник заповедника и отвез в визит-центр (56°58’36″N, 29°52’36″E). Вскоре туда подъехала остальная группа. Оказалось, что почти все приехали из Москвы на микроавтобусе, а на ПДС-е помимо меня – всего 1 человек, которого изначально почему-то забыли забрать со станции. Когда все собрались, мы отправились в поселок Цевло, который расположен в 35 км от Бежаниц. Там находится гостевой дом (57°2’47″N, 30°16’34″E), и оттуда, собственно, стартуют экскурсии по заповеднику. На экскурсии можно попасть и самостоятельно (без посредников), информация о них есть на официальном сайте, и я планирую съездить туда еще разок, весной.

В этот раз нам была предложена экскурсия «Плавницкое болото». Сначала – 8 км на болотоходе, затем – 4 км пешком через лес и по болотам. Болотоход представлял собой модификацию «Газели» на огромных колесах, причем это была не самоделка, а «официальная версия», выпускаемая заводом. К сожалению, на болотоходе мы ехали не по болоту, а через лес, по самому обычному бездорожью. По болотам, как оказалось, ездить вообще запрещено – охранная зона, а я-то надеялся на экстрим, ну да ладно))

Пеший маршрут начинается примерно здесь 57.0980277, 30.3679276 и походит по деревянным настилам, поэтому сапоги необязательны (весной – обязательны, т.к. настилы заливает водой иной раз по щиколотку и даже выше). Первая половина пути – через лес, вторая – по болоту, из достопримечательностей – 10-метровая вышка, с которой можно полюбоваться панорамой, и самодельный понтонный мост (из пустых бочек) через р.Плавница. Болота я вообще люблю за минимализм, а тут еще и золотая осень, клюква и брусника – в общем, мне понравилось! Длилась вся экскурсия (включая переезд от Цевла и назад) 3.5 часа в неспешном режиме, прогулка сопровождалась интересными рассказами экскурсовода про особенности природы здешних мест, практически всё сказанное было для меня в новинку.

По возвращении в Цевло, мы пообедали в гостевом доме, а затем группа отправилась на экскурсию по поселку, хотя хз, что там интересного. Я же отделился, чтоб пройти пешком вдоль полуразобранной узкоколейки Полистовье-1. Узкоколейка примечательна тем, чем официально не эксплуатируется аж с 1993 года, и до последнего момента на ней существовало только пионерочное движение. Собственник неоднократно менялся, но каким-то чудом дорогу никто не трогал все эти 13 лет, однако последний собственник («крепкий хозяйственник», хаха) заявил о своем намерении начать ее разбор дороги после выборов (то есть, 19 сентября). Свое намерение он осуществил, причем разбор начался со стороны поселка, поэтому наша зыбкая надежда все-таки успеть прокатиться не оправдалась.

Так вот, я решил прогуляться вдоль УЖД пешком, чтоб осмотреть остатки былой роскоши и изучить то, что осталось. Во время прогулки записал gps-трек и выяснил, что к 1 октября было разобрано чуть более 3 км путей. Вообще же дошел до моста через р.Пылка (57°5’18″N, 30°14’54″E), путь в один конец составил 9 км и занял почти 2 часа (с остановками для фотографирования), назад — быстрее. Поскольку дорога не ремонтируется уже много лет, шпалы практически скрылись под покровом земли и травы, а мостики через ручьи оказались полностью разрушены (рельсы просто висели в воздухе). Честно говоря, не знаю, как дорогу будут разбирать дальше, т.к. на машине (даже на Урале) проехать там будет сложно. Общая длина узкоколейки – 15 км, и она отличается от других торфовозных УЖД только крайней степенью заброшенности (даже удивительно, как по ней ездили на пионерках при таком состоянии полотна). Дальше за мостом вроде бы есть двухпутный участок.

В 20:30 из Бежаниц отправляется автобус в Остров, и я договорился с организатором нашей группы, чтоб он докинул меня туда из Цевла, условились встретиться в 19:50 в гостевом доме, но эта договоренность чуть не сорвалась из-за того, что я заблудился в Цевле и более получаса не мог найти гостевой дом. Он расположен недалеко от начала УЖД, но меня одолен топографический кретинизм. Кроме того, уже стемнело, и людей, у кого спросить дорогу, на улицах не было, да еще и связь (Билайн) отсутствовала, в Цевле ловит только Мегафон.

В последний момент я все-таки нашел гостевой дом, меня довезли до автовокзала Бежаниц, где я благополучно сел на автобус до Острова (про него я знал из Яндекс-расписаний и до последнего момента вообще сомневался в его существовании, т.к. в таких ебенях общественный транспорт ходит по своим законам). До Острова  — 120 км, время в пути – 2 часа. В Острове я заночевал в гостинице (ул. 25 Октября, 17), номер в которой забронировал заранее (одноместный, без удобств – 850р).

2 октября погода не задалась: весь день лил дождь, однако я, облачившись в дождевик, культурную программу выполнил полностью. Что посмотрел в Острове:

Собор Троицы Живоначальной (57°20’30»N, 28°21’7»E)
Первый цепной мост через р.Великую (57°20’25»N, 28°21’8»E)
Церковь Николая Чудотворца (57°20’23»N, 28°21’5»E)
Второй цепной мост через р.Великую (57°20’19»N, 28°21’4»E)
Бывшая кирха Святого Иоанна (57°20’47»N, 28°20’35»E)
Бывший католический костёл (57°20’51»N, 28°20’36»E)
Железнодорожный вокзал (57°21’15»N, 28°19’2»E)

Остров с Псковом соединяет железная дорога, однако пассажирского сообщения на ней нет, а воспользоваться товарняком не удалось: ходят они довольно редко и тормозят только на скрещении. До Пскова добрался на автобусе (60 км, примерно час в пути, стоимость проезда – 90р).

Псков оказался довольно интересным, но всё же я ожидал большего. Город еще реставрировать и реставрировать. Что посмотрел:

Железнодорожный вокзал (57°48’15»N, 28°21’42»E)
Псковский кремль (57°49’21»N, 28°19’43»E)
Бывший дом Ивана Степанова (57°49’20»N, 28°19’59»E)
Золотая набережная (57°49’21»N, 28°19’52»E)
Инсталляция «Россия начинается здесь» (57°49’13»N, 28°19’43»E)
Граффити «Мальчик» (57°49’6»N, 28°19’28»E) — под лестницей
Псковский государственный университет (57°49’9»N, 28°20’2»E)
Дом Епифанова (57°48’45»N, 28°20’3»E)
Граффити «Ребёнок» (57.812969, 28.335044)
Скульптура «Псковский скобарь» (57°48’54»N, 28°20’13»E)
Граффити «Девушка» (57.815751, 28.338932) — у подъезда №1
Доходный дом Б.Ю.Кербера (57°48’51»N, 28°20’40»E)
Памятник Пушкину и няне (57°48’50»N, 28°20’45»E)
Церковь Сергия Радонежского с Залужья (57°48’48»N, 28°20’34»E)
Дом Советов (57°48’56»N, 28°20’31»E)
Доходный дом Лахновского (57°49’4»N, 28°20’33»E)
Дворец бракосочетаний (57°48’44»N, 28°19’55»E)
Площадка молодожёнов (57°48’42»N, 28°19’52»E)
Памятник Яну Сибелиусу (57°49’0»N, 28°19’50»E)
Дом Трубинских (57°49’28»N, 28°19’54»E)
Бывший дом Мейера (57°49’30»N, 28°19’52»E)
Церковь Ильи Пророка-Мокрого (57°49’31»N, 28°20’1»E)
Площадка «Место встречи» (57°49’5»N, 28°20’4»E)
Псковский академический театр драмы (57°49’1»N, 28°20’23»E)
Бывшая гостиница «Россия» (57°48’59»N, 28°20’19»E)
Дом Смоленского (57°49’6»N, 28°20’29»E)
Храм Покрова Пресвятой Богородицы от Торгу (57°49’5»N, 28°20’39»E)
Современный дом с круглыми окнами (57°48’51»N, 28°21’28»E)
Костел Пресвятой Троицы (57°48’50»N, 28°21’35»E)

Что планировал посмотреть, но не смог (из-за того, что приложение «Google Мои карты» для Android не видит метки нового типа):

Варлаамская (Наугольная) башня (57°49’37»N, 28°19’23»E)
Козьмодемьянская (Гремячая) башня (57°49’23»N, 28°20’55»E)
Михайловская башня (57°49’8»N, 28°21’5»E)
Покровская башня (57°48’17»N, 28°20’1»E)
Бывший тир Псковского кадетского корпуса (57°48’59»N, 28°20’44»E)
Церковь Одигитрии (57°48’53»N, 28°19’55»E)
Бывшее здание земской управы (57°48’54»N, 28°20’34»E)
Дом Батова (57°49’5»N, 28°19’27»E)
Памятник «Два капитана» (57°48’51»N, 28°20’16»E)

На осмотр ушло 4.5 часа, и я освободился в 15:30, а поезд в Москву был в 19:30, так что оставшиеся 4 часа я провел в зале ожидания на вокзале (как обычно, читал книгу). Плащ я повесил сушиться неподалёку от того места, где сидел, но в какой-то момент обнаружил, что он исчез. Обратился к охранникам, те меня послали в отделение милиции, которое находится тут же на вокзале. Менты посмотрели записи с камер и выяснили, что плащ подрезал какой-то дедуля, который сразу после этого, вероятно, сел на пригород до Луги. Дедуля этот был ментам знаком (говорят, что постоянно тусовался на вокзале), но в воровстве прежде замечен не был. В итоге я написал заявление на отказ от розыска плаща и возбуждения дела по этому поводу. Хотя плащ был хороший, нервущийся и даже в какой-то степени трофейный  — я купил его в городе Усть-Кут (Красноярский край) по время прошлогоднего путешествия по БАМ-у.

Больше за эту поездку ничего интересного не произошло, в Москве я оказался на следующий день в 6 утра.