Меню

Misha Simachev Blog

Салехард-Карская-Киров (часть 2/2)
29.07.2015

ЧАСТЬ 1

19 июля (воскресенье)

Утром на путях был обнаружен состав под тепловозом в нужную сторону, полностью состоявший из полувагонов с углем. Я залез в один из вагонов ближе к голове, т.к. рядом с хвостом находилось трехэтажное здание, из окон которого открывался вид на станцию (в хвост перебрался чуть позже – на одном из разъездов). В 7:40 (спустя примерно час ожидания) поезд тронулся. На скорости выше 60 км/ч выяснилась одна крайне неприятная деталь: уголь сильно пылил, т.к. представлял собой мелкий порошок, а не куски, как обычно (на таком я ещё не ездил). Пылил он настолько сильно, что невозможно было не то что открыть глаза, а даже коже лица было больно от попадавших частиц. В общем, большую часть пути пришлось ехать либо с закрытыми глазами, либо повернувшись спиной по ходу движения. Впрочем, как я уже говорил, ветка неинтересная, и смотреть особо не на что. Единственное, что привлекло внимание – необычные трапециевидные здания, возвышавшиеся над лесом недалеко от Печоры, позже выяснил на викимапии, что это надгоризонтная радиолокационная станция «Дарьял» (65°12’34″N, 57°17’13″E).

В Сыне была длительная стоянка (около двух часов), дальше начинается двухпутка, хотя двухпутные участки встречаются и раньше. В Печоре, где происходит смена бригад, я применил заранеесходинг (проехал 180 км за 6.5 часов), кое-как оттерся от угля влажными салфетками и отправился на станцию. Персонала и палева было немного, в нужную сторону – только один поезд (на котором ехал я), чуть позже прибыл ещё один сборный, и я решил залезть в него (в той ситуации это было менее палевно), но в полувагонах не оказалось ни ступенек, ни выступов, поэтому я снова залез в тот, на котором приехал, и правильно сделал, т.к. сборный вскоре поставили на башмаки. Вообще, судя по выпискам с gdevagon, по этой ветке из Воркуты (точнее, из Мульды) идут транзитные составы (с углем) до самого Череповца, остальные формируются и расформировываются на промежуточных станциях. В обратную сторону полувагоны идут порожними, так что на этой ветке гораздо удобнее тр*йнх*пать с юга на север, а не как я.

Смена бригады произошла сравнительно быстро – всего 1:20, причем вроде бы не было даже полной пробы тормозов, и в 15:40 поезд тронулся дальше. До Кожвы тащились, простояли там больше часа из-за ремонта путей (делают бесстыковый путь), зато потом неслись без остановок со скоростью 70-80 км/ч до самого Сосногорска. Про этот участок тоже рассказать особо нечего. В Сосногорске я оказался в 20:50, проехав 250 км за 5 часов, а в сумме за день – 430 км за 13 часов.

Последствия поездки на порошковом угле были плачевными, он был повсюду: во рту, носу, ушах и волосах, не говоря уже про глаза (которые воспалились и болели), в ботинках, карманах и даже трусах, во всех отделениях рюкзака (включая застегнутые на молнию), между страниц книги… Чтоб оттереть лицо до приемлемого состояния (но всё же не до конца) у меня ушел весь запас влажных салфеток (20 штук), а все последующие дни эта поездка давала о себе знать (хотя на угле я больше не ездил): при каждом залезании в карман или в рюкзак рука становилась черной, то же самое происходило и с ногами к концу дня из-за угля, пропитавшего ботинки. Короче, это была самая хуевая поездка за всю мою практику тр*йнх*па)))

Переночевал в гостинице недалеко от вокзала (двухместный номер с удобствами на этаже – 1000р).

20 июля (понедельник)

С утра похавал в РЖД-шной столовке, поднялся на мост и осмотрелся. В нужную сторону под тепловозом стоял сборный состав, но все имевшиеся полувагоны были заполнены таким же углем, как накануне. Я решил, что если залезть в самый первый полувагон, то пылить будет меньше, но пока думал, как это незаметно сделать (на станции было много палева), состав тронулся и уехал. Помимо него на путях стояли ещё 2 полностью состоявших из полувагонов с углем, было понятно, что ничего лучшего в ближайшие часы ожидать не стоит. Я всё взвесил и решил, что даже из окна ПДС-а увижу больше, чем если поеду на угле (ехать-то придется с закрытыми глазами), поэтому взял билет до Сольвычегодска на ближайший ПДС (в 9:20).

После Сосногорска действительно начинают преобладать сосны, но интереснее ветка не становится, она по-прежнему по большей части прямая и проходит по равнине сквозь бесконечные леса и редкие поселки (хотя уже не такие редкие, как раньше), немного холмов расположено только в районе Ухты. В 14:40 мой поезд прибыл на крупную станцию Микунь (примерно посередине между Сосногорском и Сольвычегодском), я решил попробовать снова применить тр*йнх*п, вышел из поезда и поднялся на мост, но в нужную сторону стоял только один контейнерный состав. Поскольку незадолго до этого на разъезде мы обогнали тот сборный состав, который ушел у меня из-под носа утром, я сначала подумал дождаться его, но как раз в этот момент начался дождь, поэтому я отказался от этой идеи и вернулся в ПДС.

В Сольвычегодске оказался в 18:40, проехав 470 км за 9 часов. Поездка в ТИСС. Дальше было 2 варианта маршрута: двухпутка в Коношу и однопутка в Киров, второй вариант привлекал меня гораздо больше не только по причине ламповости, но ещё и потому, что станции на этой ветке были хорошо мне знакомы из прошлогоднего путешествия по узкоколейкам Кировской области, и было бы интересно посмотреть на них теперь не из окна автомобиля, а из-за бортика полувагона)) Однако определить, куда пойдет поезд, простому смертному невозможно, поэтому я вооружился удостоверением РЖД и отправился к дежурному по станции, где толкнул историю про командировку и желание доехать в задней кабине тепловоза до Мурашей (крупная станция по дороге в Киров). «Ну вот в 23 часа будет поезд» — «А завтра? У меня сегодня тут ещё кое-какие дела» — «А ты во сколько хочешь уехать?» — «Примерно в 6 утра» — «Про завтра ничего сказать не могу, будет другая смена. В 6:20 бывает поезд, в 9…» — «Хорошо, тогда подойду завтра около 6-ти».

Дальше встал вопрос о том, где переночевать. Оказалось, что город Сольвычегодск находится в 20 км от станции, а сама станция, несмотря на название, расположена в поселке Вычегодский. Гостиниц в поселке не оказалось, но местные жители посоветовали мне попробовать вписаться в комнату отдыха локомотивных бригад, что я и сделал. Снова предъявил удостоверение РЖД и рассказал про командировку, меня поселили без лишних вопросов. Комнаты отдыха оказались довольно цивильными трехместными номерами, объединенными в блоки по три номера. На каждый блок были отдельные душ и туалет. Изначально я был в номере один и думал, что позже ко мне кого-то подселят, но этого не произошло, в общем, переночевал с комфортом, да и к тому же ещё и бесплатно. В здании есть недорогая столовка, которая работает круглосуточно.

21 июля (вторник)

Утром первым делом я снова отправился к дежурному по станции. «Опоздал ты, в 4:20 ушел поезд» (а было 5 утра) —  «А когда будет следующий?» — «Не знаю, у меня на Мураши пока только 13 вагонов. Хотя подожди, в 9:10 сюда прибудет транзитный, отправиться он должен в 10:10, но не знаю, успеет ли. Вообще тебе проще доехать на пассажирском в 7 утра». Ясное дело, что на пассажирском я ехать не собирался, поэтому отправился в горловину станции (примерно вот сюда: 61.238024, 46.920700). Поезда приезжают на станцию по двум ответвлениям, и я расположился между ними так, чтоб видеть оба. В 9:10 действительно приехал поезд, полностью состоявший из полувагонов, я сфотографировал последний вагон и запомнил его номер, чтоб не перепутать, после чего отправился вслед за поездом. Он остановился в самом дальнем от меня парке (61.246333, 46.852998), так что пришлось идти целых полчаса через всю станцию. У меня оставались сомнения насчет того, тот ли это поезд, который нужен, но идти к дежурному ещё раз не было ни времени, ни желания (пусть думает, что я уехал на пассажирском).

В 9:55 я залез в один из полувагонов в хвосте, и к огромному облегчению обнаружил, что внутри не уголь, а глина. Не самый лучший вариант, т.к. в отличие от угля она оставляла на моей черной одежде видимые пятна, но она, по крайней мере, почти не пылит. В 10:10 ничего не произошло, и уже я подумал, что ошибся, однако спустя ещё 10 минут поезд тронулся, и вскоре стало понятно, что едет он туда, куда нужно. WIN!

Как я и ожидал, ветка оказалась не просто ламповой, но и очень живописной (особенно отрезок Луза-Пинюг), с большим количеством поворотов и крутых подъемов и спусков (прежде я такие видел разве что на ветке Сухиничи-Плеханово). Поскольку почти на всем протяжении был бесстыковый путь, неслись мы под 80. Стоянок было немного: первая, кажется, в Сусоловке (час), где спереди прицепили дополнительный новенький тепловоз синего цвета, вторая – в Пинюге (2 часа судя по всему, смена бригад), синий тепловоз заменили на старый зеленый. В Мураши поезд прибыл в 7 вечера и снова остановился. Сколько он там простоял, я не знаю, т.к. вскоре перебрался в соседний состав (такой же, как мой, с глиной, только в конце было прицеплено несколько вагонов другого типа), на котором началась проба тормозов. Из Мурашей выехал в 20:30.

Оставшийся путь до Кирова проделали без остановок и на высокой скорости. Сумерки сгущались, всё вокруг покрылось густым туманом, таким плотным, что иногда видимость была не дальше, чем на один вагон, создавалось ощущение какой-то нереальности происходящего, особенно фееричным показался переезд по мосту через Вятку. В 22:30 поезд остановился на маленькой станции Матанцы, расположенной на окраине Кирова. Я прождал час, после чего залез в инет (который работал там очень плохо) и стал искать, где переночевать. Вопрос был в том, дожидаться ли отправления товарняка (и ехать до Лянгасово), или вылезать здесь. Рядом с Лянгасово гостиниц не оказалось. Можно было бы снова попробовать вписаться в комнату отдыха лок.бригад, но сегодня мне хотелось гарантированно иметь отдельный номер, чтоб оттереть одежду от глины и привести себя в порядок (накануне помыться не удалось из-за отсутствия горячей воды). Поездка в ТИСС

Ближайшая от Матанцев гостиница оказалась расположена на расстоянии 5.5 км, но зато по прямой, вдоль ж/д путей, одноместный номер с удобствами в ней стоил 1200р, я принял решение все-таки вылезти и правильно сделал, т.к. в течение следующего часа (пока я шёл), поезд так и не поехал (я бы услышал). Идти было немного жутковато: полная темнота (подсвечивал дорогу телефоном), слева и справа от насыпи возвышается лесополоса, где-то слышан лай, не хватало ещё, чтоб на меня напали бродячие собаки, поэтому на всякий случай держал в руке камень, но дошёл без происшествий. По дороге сильно промок из-за того, что иногда приходилось идти по траве.

Заселившись в гостиницу, худо-бедно застирал джинсы и высушил их утюгом, который попросил на ресепшене. Ботинки посушил феном, который вожу с собой как раз для таких случаев, куртку оттер тряпкой, на всё это ушло 2 часа, лег спать в 3 ночи. В этот день проехал 400 км за 12 часов.

22 июля (вторник)

С утра доехал на автобусе до Площади XX партсъезда, где похавал в столовке и затарился провизией, после чего поймал машину до Лянгасово (за 300р), где находится крупная сортировка и откуда я планировал тр*йнх*пнуть до Нижнего Новгорода. На запад из Лянгасово можно уехать не только в Нижний, но и в Вологду, причем в Вологду отправляется подавляющее большинство составов, а определить, куда какой пойдёт, невозможно, т.к. развилка находится в Котельниче. Дежурный по горке сообщил мне, что нужный состав стоит на 2-м пути транзитного парка и должен отправиться в 1 дня, но посоветовал ещё уточнить у дежурного по транзитному парку. Дойдя до этого парка, я узнал у путейцев, какой путь является 2-м (нумерация там слева направо, если смотреть на запад), и пошел вдоль нужного состава, который состоял из цистерн и хопперов, однако ближе к голове обнаружились 3 или 4 полувагона, куда я немедленно залез. Внутри оказались мешки с хлористым калием, и я удобно расположился между ними. Ждал очень долго, составы приезжали и уезжали, а с моим ничего не происходило. Всё это время шёл дождь, но мне это было нипочём, т.к. я накрылся пленкой и даже немного поспал.

Около 4 часов дня по громкой связи, наконец, объявили: «Второй транзитный на Горький, готовим поезд». Мой состав стащили с башмаков, но на этом всё закончилось. Я прождал до 7 вечера, после чего решил валить, т.к. стало понятно, что затемно я не успею доехать даже до Шахуньи, а поездка в темноте теряет для меня всякий смысл (езжу ночью только в самых крайних случаях). Пока шёл до шоссе, попал под сильный дождь и промок до нитки (не успел даже плащ достать), настроение упало до нуля. Останавливаться никто не хотел, но, к счастью, у меня был номер такси, который я узнал утром в гостинице. Я позвонил, и буквально через 5 минут меня подобрали, поездка до вокзала обошлась всего в 230р. Затем я купил билет на ближайший поезд в Москву (плацкарт 2770р), после чего отправился в зал ожидания повышенной комфортности (все комнаты отдыха были заняты), где переоделся в чистую одежду и снова посушил ботинки феном.

Больше за эту поездку ничего интересного не произошло. В Москве оказался на следующий день в 10 утра. В сумме за эти дни я проехал по ж/д 3270 км (всё в светлое время суток, за исключением последнего участка Киров-Москва), из них 830 км тр*йнх*пом.

Бюджет

Авиабилет до Салехарда: 12000р (а/к S7)
Поездка Обская-Карская-Обская: 33000р
Билеты на пассажирские поезда: 5250р
Жилье: 3000р
Разное: 9030р
Итого: 62280р