Меню

Misha Simachev Blog

Западно-Карельский трип
27.06.2017

ФОТКИ

СПБ-Янисъярви: yandex, vk
Поросозеро-Костомукша: yandex, vk
Костомукша-Идель: yandex, vk
Беломорск-Медвежьегорск (2015 год): yandex, vk
Петрозаводск-Суоярви: yandex, vk
Суоярви-Питкяранта: yandex, vk

ВИДЕО

Поросозеро-Ледмозеро: youtube, vk
Костомукша-Идель: youtube, vk

Выписки с gdevagon

Западная Карелия (и, в частности, Западно-Карельская железная дорога) привлекают своей ебенёвостью и своеобразной северной природой: скалы, валуны, озера, болота, низкорослый сосново-березовый лес, лишайники. Собирался я туда очень давно и вот, наконец, собрался. Целью поездки был не только осмотр Западно-Карельской ж/д, хотелось также узнать, что собой представляют карельские автодороги, чтоб позже поехать туда на машине. Вопреки моим ожиданиям, оказалось, что много где лежит асфальт, а грунтовки находятся во вполне сносном состоянии.

Для начала несколько общих слов. Прежде всего, про Западную Карелию нужно знать следующее: во всех насленных пунктах, даже в маленьких, даже в удаленных от границы на 70 и больше километров (например, Суоярви) есть пограничники. Также у местных жителей есть телефоны этих пограничников и инструкции сообщать обо всех новых и подозрительных лицах. В связи с этим, в поле зрения пограничников вы, скорее всего, попадете очень быстро. Далее вас подробно расспросят о том, как вы здесь оказались и куда направляетесь дальше (с указанием всех промежуточных пунктов маршрута) и потом в каждом из этих пунктов вас будут уже поджидать, чтоб убедиться, что вы следуете по Карелии тем маршрутом, которым обещали. Вас в буквальном смысле будут «пасти». Из того, что мне рассказали, можно сделать вывод, что это распространяется на всех туристов, путешествующих любым способом (на собственной машине, автостопом или даже на лодках по рекам). Update. В августе совершил недельное путешествие по всей территории Карелии на машине, но сталкиваться с пограничниками больше не довелось, хотя подъезжал даже к самой русско-финской границе

Пограничники также запишут ваш мобильный телефон и, если вас где-то не обнаружат, будут вам названивать. Трубку лучше брать, чтоб не нервировать их. В Карелии в основном ловит только Мегафон, другие операторы – лишь в крупных населенных пунктах, поэтому крайне желательно иметь мегафоновскую симку. Если вас не обнаружат там, где вы обещали быть, и не смогут вам дозвониться – с большой вероятностью поставят всех на уши и начнут за вами охоту. Причина такой повышенной бдительности, со слов пограничников, – большое количество желающих нелегально пересечь русско-финскую границу, как русских, так и уроженцев с Ближнего Востока (Сирия, Иран и т.п.). Надо заметить, что ни в один из населенных пунктов, включая Лендеры, пропуск делать не нужно, достаточно паспорта — это я выяснил, предварительно позвонив в УФСБ по республике Карелия. В Восточной Карелии (Петрозаводск, Медвежьегорск, Беломорск) пограничников нет, там можно чувствовать себя совершенно свободно.

Движение на Западно-Карельской ж/д довольно слабое. Однако, несмотря на это, примерно 60-70% железнодорожного полотна отремонтировано (бетонные шпалы, бесстыковый путь). С помощью выписок gdevagon, личного опыта и опыта «коллег» удалось собрать следующие сведения:

Кузнечное-Сортавала – примерно 1 пара грузовых поездов в сутки, могут быть также короткие поезда до промежуточных станций (Хийтола, Элисенваара)

Сортавала-Суоярви – примерно 1 пара грузовых поездов в сутки, могут быть также короткие поезда до промежуточных станций. На июнь 2017 из Суоярви в Сортавалу поезд отправляется в районе 22 часов.

Янисъярси-Ляскеля – грузового движения нет (либо оно очень редкое – раз в несколько дней), пассажирского тоже. Расстояние – 16 км, теоретически можно пройти пешком

Ляскеля-Питкяранта – примерно одна пара грузовых поездов (10-15 вагонов) в сутки, пассажирского движения нет

Питкяранта-Лодейное поле – 2 пары грузовых поездов в сутки, пассажирского движения нет. На июнь 2017 из Питкяранты поезд отправляется в 18:30 и прибывает в Лодейное поле в 22:15. Из Лодейного поля на Питкяранту отправляется в районе 4 утра. На этой линии до сих пор используется электрожезловая сигнализация, и есть действующие семафоры.

Суоярви-Петрозаводск – не менее 1 пары грузовых поездов в сутки, из Петрозаводска также идут поезда до Падозера, как отличить их от поездов на Суоярви (без общения с машинистом) – непонятно, но садиться на них нельзя, т.к. потом невозможно будет уехать из Падозера дальше (поезд на Суоярви там не останавливается). На июнь 2017 из Петрозаводска поезд отправляется в 18:30 и прибывает в Суоярви в 22:00

Суоярви-Суккозеро-Ледмозеро – участок с самым слабым движением, всего 1 грузовой поезд за трое суток, причем сквозных Суоярви-Ледмозеро нет, с обеих сторон ходят только до Суккозера

Суккозеро-Лендеры – грузовое движение отсутствует, ходит пассажирский поезд из одного вагона по вторникам и четвергам

Костомукша-товарная-Ледмозеро-Идель – сравнительно активное грузовое движение, не менее 2 пар в сутки, с Костомукшинского ГОКа везут окатыши (в полувагонах) в Идель, где тепловоз меняют на электровоз и затем отправляют на юг. В Ледмозере как правило бывает остановка. С Костомукши-товарной также отправляют поезда на Кивиярви и затем в Финляндию (тоже не менее 2 пар в сутки). Пассажирского движения на отрезке Ледмозеро-Идель нет. Линия эта – новая, запущена в 2002 году. Ее хотели электрифицировать (по всей длине установлены столбы контактной подвески), но закончить начатое до сих пор как-то не удалось)) Вдоль линии установлены будки КТСМ, чего не наблюдается на других участках Западно-Карельской ж/д. Некоторые разъезды находятся в полуразобранном состоянии.

Ледмозеро-Юшкозеро – нет никакого движения, вроде бы раз в месяц ходит путейская дрезина.

По средам и пятницам до Костомукши идут два пассажирских поезда: один – из Санкт-Петербурга (через Кузнечное), другой – из Петрозаводска (причем в составе последнего идет прицепной вагон из Анапы). В Суоярви оба поезда объединяют в один. На некоторых станциях (Сортавала, Кааламо) поезд встречают пограничники, которые сразу же берут на контроль всех людей с рюкзаками. Также пограничники садятся в поезд незадолго до Ледмозера и переписывают паспортные данные всех неместных с тем, чтоб по прибытии в Костомукшу убедиться, что все доехали, а также провести некий инструктаж на тему того, что в Костомукше можно, а что – нельзя.

Мой предварительный маршрут выглядел так:

СПБ-Костомушка – на ПДСе
Костомукша-Идель – на грузовом
Идель-Петрозаводск – на грузовом или ПДСе
Петрозаводск-Суоярви – на грузовом
Суоярви-Питкяранта – автостопом
Питкяранта-Лодейное поле – на грузовом

Таким образом, за одну поездку можно осмотреть всю Западно-Карельскую ж/д за исключением отрезков Суккозеро-Лендеры, Ледмозеро-Юшкозеро и Янисъярви-Питкяранта. Поездка заняла 4 полных дня: с 16 по 19 июня.

15 июня, в четверг вечером я выехал из Москвы и в 9:52 прибыл в Питер на Ладжский вокзал, что было очень удобно, т.к. поезд на Костомукшу тоже отпарвляется с Ладожского вокзала (в 14:58). Ехал в купе, т.к. это был один из тех странных случаев, когда купе стоило дешевле, чем плацкарт (1700р). Оставил рюкзак в камере хранения и следующие 5 часов гулял по Питеру, погода, кстати, стояла отличная, гораздо лучше, чем в Москве. Да и в дальнейшем мне с погодой везло: дождей почти не было, за поездку даже умудрился немного обгореть.

Поезд на Костомукшу состоял из тепловоза ТЭП70 и 8 вагонов, среди которых были как плацкартные, так и купейные, а также одна сидячка. У меня был плацкарт за 1570р, однако я, как обычно, почти всю дорогу провел в тамбуре последнего вагона, фоткая через стекло торцевой двери окружающую местность. Поспал всего 4 часа (от Янисъярви до Поросозера), час из которых поезд стоял в Суоярви, так что пропустил совсем немного. Поскольку в эти числа в Карелии белые ночи, всю дорогу было светло (именно поэтому я и поехал в конце июня). Проводница последнего вагона была немного удивлена моим столь длительным нахождением в тамбуре, но прогнать не пыталась (а такое порой случается).

Как я уже писал, пограничиники, севшие в поезд незадолго до Ледмозера, переписали мои данные и телефон, и, уходя, пообещали найти меня по прибытии в Костомукшу, однако в Костомукше-товарной, где поезд сделал техническую остановку 2 минуты, я сошел. Костомукша-товарная находится в 15 км от пассажирской станции, ехать до конца я не посчитал нужным, однако это всё-таки стоило сделать, чтоб не нервировать пограничников (на грузовую станцию лучше затем вернуться на такси), и вот почему. Весь день мой телефон был выключен (чтоб не садилась батарейка, всё равно Билайн в Карелии почти нигде не ловит), включил его лишь по прибытии в Медвежьегорск, и в этот момент мне пришло множество смс о пропущенных звонках (штук 20) с разных номеров. Несмотря на позднее время (около 12 часов ночи), сразу после включения телефона мне перезвонили. Как я и предполагал, это был кто-то из пограничников, он интересовался, куда я делся в Костомукше. Я ответил, что задерживаться в Костомукше не планировал, поэтому вышел на грузовой станции (это они и так уже выяснили), чтоб попытаться вписаться в локомотив до Идели, но меня не взяли, и я поехал в Медвежьегорск автостопом (кстати, от Костомукши до Кочкомы дорога заасфальтирована). Это объяснение его удовлетворило, однако стоило закончить разговор, как мне позвонили еще раз, а потом и еще (тоже пограничники), рассказал то же самое. После этого от меня отстали.

Костомукша-товарная оказалась совершенно беспалевной: всего пара-тройка путейцев, ни ВОХРов, ни пограничников. Пошел к дежурной и узнал, что поезд на Идель отправится в 11:00 (а было 9:30). В 10 часов из депо выехал тепловоз (2ТЭ), и я попросился в заднюю кабину, но меня не взяли, аргументировав тем, что был приказ никого не брать (довольно редкий случай). Уговаривать машиниста я не стал – вместо этого пошел и залез в полувагон)) Внутри оказались окатыши (в Костомукше добывают железную руду). Ровно в 11 действительно отправились, по дороге было несколько коротких остановок (в том числе, в Ледмозере), иногда подолгу тащились со скоростью 10 км/ч, причины этого не ясны. Кочкому проследовали на большой скорости, в Идель прибыли в 16:30, проехав 212 км за 5.5 часов. Поездка в ТИСС. От Костомукши до Ледмозера – не очень интересно, зато далее местность напоминает лесотундру, а дорога часто идет по высокой насыпи, это один из самых колоритных участков Западно-Карельской ж/д.

При заезде на станцию я заметил состав под электровозом на Петрозаводск, причем он оказался соседним с тем, на котором приехал я, поэтому сразу после остановки я перелез туда (в вагоне снова оказались окатыши, вероятно, это был тот поезд, который я видел стоящим в Ледмозере, когда проезжал там на пассажирском). Ждать долго не пришлось – отправились буквально через полчаса, в 17:00. Несмотря на близкое расположение, участок Идель-Петрозаводск резко отличается от участка Ледмозеро-Идель: тундровых участков тут нет, а лес имеет нормальную высоту, зато по дороге встречается несколько огромных озер, причем пути кое-где проходят по дамбе. Я уже ездил здесь во время мурманского трипа, поэтому фоткать не стал (тем более что батарейка была на исходе). Как и в прошлый раз, по дороге было несколько длительных стоянок для пропуска встречек (линия однопутная с двухпутными вставками).

Примерно в 22:50 поезд остановился на станции Вичка, находящейся в 10 км от Медвежьегорска, где происходит смена бригад. Прождав около часа, я плюнул и поехал на такси (заплатил, кажется 220р). Поездка в ТИСС. Скорее всего, длительная стоянка была вызвана забитым до отказа парком Медвежьегорска. Из Медвежьегорска доехал до Петрозаводска на ПДС-е отправлением в 1:48, ехать 2.5 часа, причем купе опять стоило гораздо дешевле плацкарта – 650р. Тр*йнх*п применять не стал, т.к. очень хотелось спать (предыдущей ночью поспал всего 4 часа). Вообще из Иделя лучше было ехать не тр*йнх*пом, а сразу на этом поезде (отправление в 22:55, путь до Петрозаводска занимает 5.5 часов), тогда удалось бы выспаться в дороге, а так по прибытии в Петрозаводск я понял, что всё еще адово хочу спать, и доспал 4 часа в комнатах отдыха (500р за койкоместо в трехместном номере).

В этот день я собирался доехать до Суоярви на товарняке (тр*йнх*пом или в задней кабине), т.к. пассажирский поезд идет туда днём позже. В Петрозаводске грузовая станция находится на 2 км севернее пассажирской. В северной горловине уже стоял состав под тепловозом, от машиниста я узнал, что он едет только до Падозера (примерно 30 км от Петрозаводска). Несколькими часами позже со станции отправился еще один поезд до Падозера.

Сходил к дежурной по станции, но, когда будет поезд на Суоярви, она не знала. Записала мой телефон с обещанием позвонить, если таковой появится. Я обосновался в северной горловине на платформе для погрузки автомобилей на ж/д (здесь: 61.800732, 34.308698) и сидел там суммарно 9 часов, читая книгу, внимания на меня никто не обращал. Вообще Петрозаводск-товарный – станция совершенно беспалевная. В районе 6 вечера к одному из поездов прицепили тепловоз (2М62), наконец-то на Суоярви. По телефону мне никто не перезвонил — то ли забыли, то ли решили, что спустя столько времени это уже неактуально)) Поскольку собирался дождь, я решил не применять тр*йнх*п и попросился в заднюю кабину (где также находился ВОХР), отправились в 18:40. По дороге была одна короткая остановка в Иматозере (буквально 5 минут) для пропуска встречки, в Суоярви прибыли в 22:00, проехав 140 км за 3:20. Поездка в ТИСС. Линия не очень интересная: в основном лес, изредка встречаются заболоченные участки и пару-тройку раз видны озера.

ВОХР, с которым я ехал, был вполне миролюбивым, зато другой ВОХР, который встречал поезд в Суоярви, отнесся ко мне с большим подозрением (скорее всего, он затем настучал погранцам). Дальше произошло вот что. Я заселился в гостиницу (койкоместно в пустом многоместном номере – 500р) и пошел в единственный работавший на тот момент магазин – Пятерочку. Вернувшись, я обнаружил около гостиницы двух ребят (моложе меня), которые представились пограничниками. Они предложили пройти в мой номер, чтобы «побеседовать». Сначала меня подробнейшим образом расспросили, как я здесь оказался (особенно про мою поездку на поезде), а также о моих дальнейших планах относительно передвижения по Карелии (я сказал, что с утра поеду автостопом в Питкяранту, что соответствовало действительности). Всё это записали в некий протокол (вроде бы «протокол опроса свидетелей»), куда также внесли мои паспортные данные, прописку, место работы и т.п. В конце была запись о том, что русско-финскую границу я переходить не собираюсь. Также расспрашивали, нет ли среди моих знакомых тех, кто внезапно стал исповедовать ислам, не вербовали ли меня в ИГИЛ и т.п. Похожие вопросы мне задавали на въезде в Ингушетию во время моего автопробега по Кавказу этой весной.

Затем меня попросили показать фотографии, я спросил «а что, если я некоторые фотографии показывать не хочу?», на что они ответили «покажи в миниатюре, всматриваться не будем, нам важно, чтоб там не было никаких секретных объектов». Показал, и, хотя там были фотки с тр*йнх*па по ветке Костомукша-Идель, они то ли не поняли этого, то ли не подали вида. Заинтересовались только фотками, на которых были изображены здания, но это были фотки из Питера. Затем изучили содержимое рюкзака, после чего, наконец, собрались уходить. Напоследок спросили: «Копия тебе, надеюсь, не нужна?» — «А можно я сфотографирую?» — «Лучше не надо, не хотелось бы, чтоб информация потом где-то светилась» (или что-то в этом роде). Я настаивать не стал, но причину нежелания предоставить мне копию протокола не понимаю, может, кто-то прояснит? Что было бы, если б я отказался с ними беседовать, ссылаясь на 51 статью Конституции? Скорее всего, меня отвезли бы к старшему по званию, и в итоге я потерял бы больше времени. Справедливости ради надо сказать, что беседовали со мной вежливо и на прощание даже пожали руку.

Следующим утром я пешком покинул поселок (чтоб избежать локальных машин) и на его окраине стал стопить в сторону Питкяранты. Расстояние между населенными пунктами – 100 км, дорога представляет собой грунтовку сносного качества (и чуть-чуть асфальт), машин немного – примерно одна в 5-10 минут, останавливаются далеко не все. Вскоре меня подобрали, но подвезли только до поселка Пийтисёки (18 км). Я снова вышел из поселка и стал стопить на выезде. Через некоторое время подъехала машина, за рулем которой был пограничник: как выяснилось из его телефонного разговора с кем-то из коллег, меня здесь уже ждали. Пограничник проверил мои документы, расспросил о поездке и стал помогать мне стопить (то ли для того, чтоб действительно помочь, то ли чтоб я не исчез из их поля зрения).

На следующей машине удалось проехать еще немного – до поселка Лоймалы, где пограничников не оказалаось, и я уже стопил самостоятельно. Третья машина провезла меня довольно далеко (километров на 30), причем в том месте, где им нужно было сворачивать, уже дежурили 2 погранца, которые также поджидали меня. Погранцы провезли меня на своей машине еще немного в сторону цели, после чего застопили мне четвертую машину почти до Питкяранты, при этом они сообщили водителю свой номер телефона с тем, чтоб он позвонил им, когда меня высадит. Охренеть. А высадили меня на пересечении с трассой А121, откуда до Питкяранты было уже недалеко. Пятая машина, за рулем которой оказалась женщина, довезла меня до самой железнодорожной станции, там я оказался примерно в 12 часов дня, то есть затратил на дорогу без малого 5 часов. Автостоп в моем исполнении – это довольно медленно))

Со станции Питкяранта как раз отправлялся поезд в сторону Янисъярви. Я зашел в будку путейцев, чтоб разузнать, что да как. Единственный путеец оказался очень позитивным. Он сообщил, что ушедший поезд идет до самого Янисъярви, и что там по дороге очень красиво (пути проходят сквозь выямку в скалах), однако потом, сделав выписку на gdevagon, я узнал, что тот поезд шел только до Ляскели. Кому верить – непонятно. Также он вместе со мной сходил к дежурной по станции, от нее я узнал, что поезд на Лодейное поле будет примерно в 18:30 (то есть, более чем через 6 часов). Еще путеец рассказал, что недавно РЖД подняли цены на перевозки в 2 раза, в результате чего некоторые картеры разорились, а объем перевозок резко упал.

Я сказал, что пока погуляю вдоль Ладоги, и тогда путеец вызвался отвезти меня на своей машине в довольно симпатичное место (сюда: 61.554522, 31.478945). Немного потусовавшись там, я решил не ждать поезда, а ехать в Лодейное поле автостопом. Не хотелось так долго ждать, плюс я опасался очередного появления пограничников, которые могли воспрепятствовать моему проезду в поезде, что сделало бы бессмысленным столь длительное ожидание, а также поставило бы под вопрос мое возвращение в Москву к утру вторника.

Стартовал в 14:30, в Лодейном поле оказался в 19:30, сменив 3 или 4 машин (расстояние – 180 км, асфальт, машин также очень мало, и останавливаются далеко не все), причем на одной машине я проехал дважды, в ней были парень с девушкой, путешественники из Питера. Где они подобрали меня в первый раз – не помню, но высадили недалеко от Видлицы, где дорога подходит вплотную к Ладоге, и где они решили сделать остановку. Затем нагнали меня в Олонце и довезли почти до Лодейного поля. Спасибо им!

Из Лодейного поля удалось уехать в Москву на фирменном поезде Петрозаводск-Москва, плацкарт обошелся в 2700р, что довольно-таки дорого, но другие варианты были еще дороже. У меня была идея тр*йнх*пнуть до Волховстроя, но оказалось, что в Лодейном поле ничего не останавливается, а идти стопить больше не хотелось.

Другие отчеты о поездках в Карелию, в которых фигурируют пограничники:

http://infojd.ru/dop/poezdka2011lenderi.html
http://infojd.ru/dop/poezdka2010uchk.html
http://plvnkvzmzd.livejournal.com/1337.html
http://plvnkvzmzd.livejournal.com/4575.html
http://telegra.ph/Karelskij-mig-12-20
http://telegra.ph/Poezdka-v-Severnoe-Priladozhe-12-08
https://pikabu.ru/story/podozrenie_v_namerenii_narushit_granitsu_ili_kak_menya_deportirovali_iz_karelii_1_chast_iz_3_5675102
https://pikabu.ru/story/podozrenie_v_namerenii_narushit_granitsu_ili_kak_menya_deportirovali_iz_karelii_2_chast_iz_3_5678039
https://pikabu.ru/story/podozrenie_v_namerenii_narushit_granitsu_ili_kak_menya_deportirovali_iz_karelii_3_chast_iz_3_5688399

Мой отчет о поездке из Мурманска в Медвежьегорск в 2015 году

http://xmixa.ru/18330.html