Меню

Misha Simachev Blog

Автопробег по Карелии (2/3)
17.10.2017

ЧАСТЬ 1

14 августа (понедельник)

В этот день ехал по следующему маршруту: Гимолы-Суккозеро-Сонозеро-Муезерский-Ледмозеро-Костомукша-Войница-Калевала (суммарно 460 км без учета заезда на водопад Куми). От Гимол до Муезерского дорога так себе, по крайней мере, первые две трети (можно ехать не быстрее 40 км/ч), потом постепенно начинает улучшаться, местами даже появляется асфальт. От трассы «Кола» до Костомукши дорога полностью заасфальтирована, качество асфальта хорошее, но кое-где встречаются ямы (я проехал только участок от Ледмозера до Костомкши). От Костомукши до Калевалы (через Войницу) – грунтовка хорошего качества. От Калевалы до трассы «Кола», по рассказам, чередование грунтовки и асфальта средней степени разбитости (но я там не ездил). Что посмотрел по дороге:

Костомукша – сравнительно крупный и благополучный современный город (единственный полноценный город в северо-западной Карелии). Существует за счет Костомукшинского ГОКа, где добывают железную руду. По слухам, стоимость квартиры здесь сопоставима с московской. Много машин с финскими номерами, в магазинах можно услышать финскую речь. До границы с Финляндией отсюда всего 50 км.

Карьер Костомукшского ГОКа (64°41’15»N, 30°41’6»E). Въезд на территорию – по пропускам (координаты КПП — 64°39’18»N, 30°43’5»E), но пропуск можно получить и с чисто туристическими целями, на КПП скажут, куда именно обращаться. Я не стал заморачиваться, т.к. уже бывал на карьерах много раз.

Водопад Куми (65°16’34»N, 30°11’54»E) – с грейдера А135 нужно свернуть направо (при движении со стороны Войницы) в точке 65.2457112, 30.0634089 (навигатор еще предлагает свернуть в точке 65.206112, 30.3142319, но там дорога гораздо хуже). Затем в точке 65.279455, 30.131464 есть два варианта: если повернуть направо, то можно доехать до моста (65°16’40»N, 30°10’2»E), который на август 2017 года разрушен, но по нему можно перейти пешком – отсюда до водопада 5 км (я ходил пешком). Если в указанной выше точке повернуть налево, то дорога выходит к забору русской-финской границы со следовой полосой и некоторое время идет вдоль него. После деревянного моста (65°17’31»N, 30°8’31»E), который выглядит ненадежно, но, судя по знаку, выдерживает 10 тонн, нужно повернуть направо. В этом месте дорога ухудшается (большие лужи), но я уверен, что проехать всё-таки можно. Я не поехал, т.к. поговорил с водителем встречной машины, который как раз ехал с той стороны, и он сказал, что дальше есть разрушенный мост. Я подумал, что это какой-то другой мост, но потом оказалось, что это тот самый, описанный выше, и ехать по нему не нужно, мужик просто запутался, т.к. никогда не был на водопаде и не имел навигатора. В общем, я вернулся назад к смытому мосту и пошел к водопаду пешком. Водопад впечатляющий и стоит потраченных усилий.

смытый мост

русско-финская граница

Порог Войницкий (65°14’50»N, 30°20’49»E) – похоже, когда я составлял план поездки, я перепутал его с водопадом Воицкий Падун (63°53’0»N, 34°18’36»E), но об этом я узнал позже, а в тот день попытался до него добраться. В точке 65.2028004, 30.3639965 есть поворот налево (если ехать со стороны Войницы), но дорога сильно заросла, по ней – только пешком (7 км). Навигатор предложил мне другой маршрут: нужно ехать в сторону Калевалы до другого поворота налево (к сожалению, координат не записал), который обозначен памятным знаком «Лесная дорога инженера Горохова Александра Васильевича». Повернув, я некоторое время ехал по этой самой дороге, следуя указаниям навигатора (дорога кстати вполне приличного качества и к тому же довольно живописная), но, когда до конечного пункта оставалось 4 км, навигатор предложил повернуть на заросшую даже не дорогу, а тропу. Решил идти пешком, судя по всему, это была очень старая лесовозная дорога, теперь полностью заросшая. Пройти удалось 2 км, дальше тропа выходила на поляну, а ее продолжения не было видно. Дело шло к вечеру, и я повернул назад

Сосна Лённрота (65°11’41»N, 31°10’55»E) – в Калевале. Ствол высохшего дерева, каких полно на Воттовааре, ничего интересного

Заночевал в Калевале в гостинице, 700р, что был за номер – не помню

15 августа (вторник)

Встал не очень рано, поскольку день планировал посвятить национальному парку Паанаярви, а его визит-центр (65°45’39»N, 31°4’13»E), расположенный в Пяозерском, открывается в 9 утра. От Калевалы до Пяозерского – 86 км, в основном нормальная грунтовка и немного асфальта в конце. В визит-центре я оформил пропуск, который предъявляется на въезде в парк, а также разрешение на установку палатки в кемпинге, мне это обошлось суммарно в 440р на одни сутки (в стоимость также входит баня). Вообще в Паанаярви довольно много гостевых домов, но все они оказались заняты, и бронировать их нужно сильно заранее (чуть ли не за несколько месяцев). Место в кемпингах тоже ограничено, а ставить палатку где попало запрещено, мне досталось место в кемпинге «Оланга 2» в самом центре парка (на пересечении двух перпендикулярных дорог).

От Пяозерского до КПП (66°9’44»N, 30°32’45»E) – 60 км по нормальной грунтовке, от КПП до центра парка, где на пересечении двух дорог находится инфоцентр (66°16’22»N, 30°27’9»E) и кемпинги – еще 20 км по такой же дороге. Чем заняться в парке Паанаярви? Прежде всего, в парке есть 4 пеших тропы разной степени оборудованности:

1) Тропа на гору Нуорунен (66°8’27»N, 30°14’42»E), координаты ее начала — 66°8’17»N, 30°32’40»E (находится за пределами заповедника), длина маршрута в одну сторону – 21 км (не для слабаков)), я там не ходил, её состояние неизвестно

2) Тропа на гору Кивакка (66°12’7»N, 30°31’46»E), координаты ее начала — 66°12’9»N, 30°28’17»E, длина маршрута в одну сторону – 5 км. Наиболее хорошо оборудованная тропа из четырех (множество настилов), можно идти без сапог (хотя в дождливую погоду их всё-таки лучше иметь). У меня путь в один конец занял ровно час (в хорошем темпе почти без остановок). Вид сверху потрясающий, гора обязательна к посещению! Наверху сильный ветер, поэтому даже в теплую погоду желательно иметь куртку. Путь назад занял чуть меньше времени – 50 минут, а суммарно весь поход – 2:10

3) Тропа к водопаду Киваккакоски (66°12’57»N, 30°35’21»E), координаты ее начала — 66°14’21»N, 30°34’22»E, длина маршрута в одну сторону – 4 км. Кое-где лежат настилы, но сапоги нужны в любом случае, т.к. грязи много (ее можно обойти, но это будет очень запарно). У меня путь в один конец занял 50 минут, и столько же назад, поскольку тропа проходит по ровной местности. По дороге встречается Иванов порог (66°13’9»N, 30°35’5»E), нужно не перепутать его с водопадом, который расположен чуть дальше и который намного больше

4) Астерваярвская тропа – начинается в точке 66°18’22»N, 30°27’11»E и заканчивается у берега озера Паанаярви в точке 66°16’37»N, 30°19’53»E, ее длина —  то ли 8, то ли 10 км. Настилы есть только через болота и только в ее восточной части (в западной – сгнили), сапоги обязательны! Каких-то особенных достопримечательностей на тропе нет, она будет интересна только эстетам, способным замечать детали. Местность очень пересеченная: приходится то взбираться в гору, то спускаться вниз к речкам или болотам (очень много комаров!). В идеале нужно, чтоб до начала тропы кто-то подбросил на машине, а затем забрал у ее конечной точки, в противном случае придется совершить круговой поход общей длиной 20 км, наполовину проходящий по тропе, наполовину – по обычным грунтовкам. Мне попутных машин найти не удалось, поэтому я сначала на своей машине доехал до озера Паанаярви и прошел примерно 2.5 км по западной части этой тропы (до остатков водяной мельницы), затем вернулся назад, доехал на машине до начала восточной части и прошел по ней еще примерно 2.5 км (до глыбового обвала) и назад.

Также существует водный маршрут по озеру Паанаярви на моторной лодке, который проходит через всё озеро (18 км в одну сторону) и заканчивается у водопада Мянтюкоски (66°15’59»N, 29°57’10»E), который, собственно, достижим только по воде. По словам сотрудницы заповедника, на другом берегу, напротив упомянутого выше водопада, есть еще один поменьше, его при желании тоже можно посетить. Аренда моторной лодки с инструктором обойдется в 2440р, но, если умеете управлять лодкой сами, можно и без инструктора, минимальная цена при этом составляет 550р за час. К сожалению, мне по озеру сплавать не удалось, т.к. из-за сильного ветра и волн все заплывы отменили не только в этот день, но и в последующие.

Зимой в парке тоже есть чем заняться – существует несколько снегоходных маршрутов. Все подробности о парке, а также цены можно узнать на его официальном сайте.

Итак, в этот день я сходил по трём тропам (ну, почти по трём), поставил палатку, помылся в бане, постирал кое-что из одежды и лег спать.

16 августа (среда)

В этот день проехал по маршруту Паанаярви-Пяозерский-Трасса «Кола»-Петрозаводск-Сортавала. От Паанаярви до Пяозерского, как уже упоминалось – нормальная грунтовка, от Пяозерского до трассы «Кола» — частично грунтовка, частично асфальт разной степени разбитости (чем ближе к «Коле», тем дорога лучше). Суммарное расстояние от центра парка Паанаярви до «Колы» — 180 км, я проехал его за 3.5 часа. По трассе «Кола» до Петрозаводска – 540 км, проезжается легко и быстро, дорога пустая, асфальт идеальный, камер мало, и они видны издалека. От Петрозаводска до Сортавалы – 230 км, асфальт тоже идеальной, но дорога извилистая, и машин гораздо больше, так что скорость движения тут редко превышает 90 км/ч.

Что посмотрел в этот день:

Шлюз №10 Беломорско-Балтийского канала (63°52’45»N, 34°18’42»E) и водопад Воицкий Падун (63°53’0»N, 34°18’36»E) – можно подъехать на машине вплотную. Асфальт от трассы до водопада не идеальный, но норм, последние несколько сот метров – разбитая грунтовка (но проехать можно)

Водопад Верхняя Койриноя (61°38’18»N, 31°24’37»E) – недалеко от трассы, можно подъехать вплотную

Водопад Юканкоски (Белые мосты) (61°45’12»N, 31°24’37»E) – от трассы до водопада 9.8 км, первые 6.6 км – в стадии реконструкции (вероятно, скоро будет асфальт), и затем еще 3.2 км – очень сильно разбитая грунтовка (скорость на ней не превышает 15 км/ч). Место очень популярное, несмотря на будний день – куча машин, часть бросают машины на полпути и идут пешком, но на самом деле можно проехать на любой машине, по крайней мере, в сухую погоду. Водопад впечатляет! Рядом расположен еще один поменьше (61°45’14»N, 31°24’41»E), правда я про него не знал, нашел уже позже на викимапии

Ляскеля ГЭС (61°45’41»N, 31°0’7»E) – в непосредственной близости от шоссе

Заночевал в Сортавале в хостеле, койкоместо в 4-местном номере (был один сосед) – 600р

17 августа (четверг)

В этот день, за небольшим исключением, передвигался только по асфальту. Что посмотрел:

Рюмякоски ГЭС (61°54’32»N, 30°37’16»E) и одноименный порог – можно подъехать вплотную. ГЭС была недавно отстроена заново и является действующей, причем работает автоматическом режиме, судя по всему – без персонала. Не особо интересно.

Водопад Ахвенкоски (Рускеальский) (61°54’58»N, 30°37’38»E) – дольно большая окультуренная территория с оборудованными тропами, на которой помимо водопада расположено несколько порогов. В рабочее время вход платный, но я приехал рано утром (6:30), никого не было, и всё было открыто.

Мраморный карьер Рускеала (координаты парковки — 61°56’38»N, 30°34’52»E) – одна из самых известных достопримечательностей Карелии. Территория окультурена, вход платный (250р). Несмотря на то, что на момент моего прибытия на территории находился только охранник (касса не работала), он всё равно затребовал денег за вход. В парк запросто можно проникнуть бесплатно в обход, но я решил не борзеть и заплатил, чтоб потом спокойно погулять, не шугаясь. Помимо, собственно, мраморного карьера, в парке расположены следующие интересные объекты: ствол шахты (61°56’53»N, 30°34’52»E) и вход в нее (61°56’54»N, 30°34’52»E), провал (61°56’55»N, 30°34’40»E), мраморный «итальянский» карьер (61°56’57»N, 30°34’26»E), озеро Мраморное (61°56’57»N, 30°34’9»E), Монферранов карьер (61°56’46»N, 30°34’40»E). Над мраморным карьером натянут троллей, на нем можно прокатиться за 1000р, также можно поплавать по карьеру на лодке и заглянуть в штольни, которые достижимы только по воде. Ни то, ни другое я сделать не смог, т.к. было еще слишком рано (парк открывается в 9). Суммарно я провел в этом месте ровно час.

Старые печи для обжига извести (61°57’1»N, 30°34’47»E) – недалеко от мраморного карьера, можно дойти пешком или подъехать на машине вплотную (дорога проходит через действующий карьер, но моему проезду никто не препятствовал).

Гора Филина (61°32’54»N, 30°12’0»E) – небольшая живописная гора, внутри которой во время войны был бункер, а теперь – музей, состоящий из двух залов (один посвящён геологии, другой – военным действиям), вход стоит 300р (на мой взгляд, цена завышена). Подняться на гору можно и бесплатно

Кирха Лумиваара (61°25’59»N, 30°8’34»E) – от трассы к Лумивааре ведут две дороги, я проехал по обеим, одна (со стороны Лахденпохьи) – грунтовка, но очень хорошая (можно разгоняться до 80 км/ч), вторая – вроде бы асфальт (но точно уже не помню). К самой кирхе можно подъехать на машине вплотную

На этом Карелия закончилась и началась Ленинградская (а в последствии – Новгородская) область.

Церковь Андрея Первозванного на Вуоксе (60°52’37»N, 29°49’30»E) – крошечная церковь на небольшом острове, расположенном на реке Вуокса. Раньше до нее можно было добраться только по воде, но недавно построили мост, который, на мой взгляд, всё испортил. Время работы церкви – сб, вс с 12 до 17, а также во время богослужений, расписание которых висит на двери при входе на мост. Подъехать на машине можно почти вплотную (от дороги до берега придется пройти сотню метров пешком)

Церковь прихода Ряйсяля (60°55’23»N, 29°45’38»E) – можно подъехать на машине вплотную

Озеро Треугольное (61°6’35»N, 29°9’37»E) – навигатор предлагает путь через Свободное, но по информации из инета, ехать там не нужно, т.к. дорога довольно плохая (а в распутье, возможно, даже непроходимая, т.к. является лесной). Ехать нужно через Лесогорский и Лосево, хотя этот путь гораздо длинней. К сожалению, до озера мне доехать не удалось: перед Лесогорском дорогу преградил КПП, и пограничники, дежурившие на нем, спросили, куда я еду. Я честно ответил, что еду на озеро Треугольное, они знали, где это (популярное туристическое место), но сказали, что пропустить меня не могут, т.к. озеро находится в приграничной зоне (на самом деле нифига – до границы там 10 км), и для проезда туда нужен пропуск, который делается заранее. Знать бы наперед – сказал бы, что еду в Лесогорск или еще какую-нить мелкую деревню подальше от границы. Пришлось разворачиваться. Позже оказалось, что в этом районе есть 2 озера Треугольных, и одно из них действительно находится в 5-километровой зоне, пограничники подумали про него. А через этот КПП вроде бы можно проехать, показав вместо пропуска загранпаспорт. Когда ехал назад (через Выборг), то где-то в районе Выборга (причем очень далеко от границы) видел еще один такой же КПП. Тормозят только машины, едущие в сторону границы, в обратную сторону все проезжают свободно.

Комарово – поселок на берегу Финского залива, в котором расположено множество красивых особняков необычной архитектуры. У меня был большой план их осмотра, но вскоре выяснилось, что все (или почти все) они находятся в частной собственности и огорожены высокими заборами. Пришлось забить

Дом-музей Репина «Пенаты» (60°9’21»N, 29°53’47»E) – можно подъехать на машине ко входу, доступ свободный и бесплатный

Музей «Шалаш В.И.Ленина» (60°4’56»N, 30°1’45»E) – знаменитый шалаш, в котором летом 1917 года скрывались Ленин и Зиновьев. По факту не особо интересно. Рядом еще расположен музей, но я туда не ходил

Крепость Орешек (59°57’13»N, 31°2’17»E) – находится на острове. Я подъехал со стороны поселка им.Морозова, координаты пристани — 59°57’26»N, 31°1’56»E, отсюда каждые 15-30 минут отправляются катера, стоимость переправы в обе стороны – 250р (вход в крепость оплачивается отдельно, уже на острове), время работы: май-август – 10-18 (будни), 10-19 (выходные); сентябрь-ноябрь – 10-17 (будни), 10-18 (выходные); последний рейс на остров – за 50 минут до окончания работы. Можно добираться и со стороны Шлиссельбурга, координаты пристани — 59°56’46»N, 31°1’48»E, цены на переправу и график работы вроде бы такие же.

Каньон реки Лавы (59°52’49»N, 31°35’6»E) – можно доехать до моста (59°52’39»N, 31°35’10»E), оставить там машину, спуститься к реке и прогуляться вдоль ее русла. Рядом расположен старый арочный мост (59°52’36»N, 31°35’7»E)

Еще в этот день успел заехать в депо УЖД Торфопредприятия «Гладкое», где выяснил, что тепловоз отправляется на торфополя в 8 утра.

Заночевал в Ульяновке в гостевом доме, койкоместо в, кажется, 6-местном номере – 400р (помимо меня там было еще 3 человека), причем байкерам предоставляется скидка 100р

ЧАСТЬ 3