Меню

Misha Simachev Blog

Абхазская/Северо-Кавказская ЖД (часть 2/2)
11.03.2018

ЧАСТЬ 1

4 января

Третий день нашего пешего путешествия по шпалам стал самым интересным. Через 4 км от места нашей ночевки мы пересекли крупный мост через р.Кодор (42°50’44″N, 41°10’0″E). Мост оказался охраняемым, но в будке с восточной стороны (откуда мы шли) никого не оказалось, и мы беспрепятственно перешли на другую сторону. В будке же с западной стороны тусили сразу 2 человека (видимо, один охранник пришёл в гости к другому), они с интересом наблюдали за нами, но ничего не сказали. В дальнейшем встретилось еще много мостов (уже не таких крупных), а также несколько живописных разрушенных станций, и вообще окружающая местность радовала красотой и разнообразием.

Через 16 км от точки старта дорога вышла к берегу моря и шла вдоль него следующие 6 км, застройка здесь уже была довольно плотной – пригороды Сухума. В самом Сухуме рельсы пролегают в основном по эстакадам и высоким насыпям, пересечений ж/д и автодорог на одном уровне в Сухуме нет, что довольно необычно. Также в Сухуме есть тоннель (43°0’23″N, 41°1’51″E) длиной 1.2 км, он оказался охраняемым с обеих сторон, и нас в него не пустили, пришлось идти в обход.

Осмотрев западный портал тоннеля, мы уже было продолжили путь в сторону вокзала, когда к нам привязались два типа, которые перед этим наблюдали за нами и теперь стали вести себя довольно агрессивно. Спрашивали, кто мы такие и нафига тут всё фотографируем, затем очень настойчиво несколько раз спросили, знаем ли мы, что такое «клад» (мы отвечали, что нет), после чего всё-таки оставили нас в покое. На самом деле, современное значение этого слова я знаю, «клад» = «закладка», а именно – наркотики, спрятанные продавцом в определенном месте, которое затем сообщается через интернет (или другими способами) покупателю (акт купли-продажи в этом случае доказать очень сложно). То ли в нас заподозрили «кладменов» (тех, кто делает «закладки»), то ли эти типы сами были «кладменами» и подумали, что мы тырим чужие «закладки» или что-то подобное.

Вообще уровень безопасности в Абхазии ниже среднего. Например, 2 года назад моих знакомых там натурально ограбили. Дело было между Ткуарчалом и Очамчирой (ближе к последней) в безлюдной местности. Они, так же, как и мы, шли по шпалам, когда дорогу им преградили два мужика в гражданской одежде, которые представились сотрудниками спецслужб и настояли на досмотре вещей, в процессе которого забрали почти всё ценное и свалили. Сопротивляться было чревато, т.к. неподалеку их ждала машина с сообщниками, и это могло закончиться еще более печально. В новостях я встречал немало подобных историй, в том числе и про убийства туристов с целью ограбления.

На вокзал Сухума мы пришли уже в темноте. Мы ожидали увидеть там тот поезд с углем, про который нам рассказывали в Очамчире, но его не оказалось: похоже, он ходит не каждый день. Спросили у таксистов про ночлег, нас сначала направили в гостиницу, расположенную на другой стороне дороги, однако потом один из таксистов сказал, что может вписать нас у себя всего за 600р. Его дом (частный двухэтажный) находился тоже недалеко от вокзала, нас поселили на втором этаже, предоставив в распоряжение 2 комнаты и веранду с кухней. Всё бы ничего, но было очень холодно – практически как на улице. Нам дали обогреватель, но он оказался настолько маломощным, что толку от него было чуть более чем никакого. В одной из комнат мы нашли вентилятор, включили его и направили на обогреватель, чтоб разгонять тепло по комнате, но в результате получили просто сквозняк, от которого стало еще холодней. К счастью, у меня с собой был спальный мешок (летний вариант, но всё же лучше, чем ничего), я уже воспользовался им в первую ночь в Абхазии, выручил он меня и теперь – укутавшись в него с головой, я быстро согрелся и вскоре уснул. Ну а в целом эта ночевка оказалась самой беспонтовой за всю поездку.

5 января

Придя утром на вокзал, мы снова не обнаружили готовых к отправлению поездов, однако маневровая работа велась. Наконец увидели, как тут переводят стрелки – вращая специальную рукоятку, которую путейцы носят с собой (стрелки все автоматические, но провода давно обрезаны). Поскольку надежды на тр*йнх*п не было, мы решили ехать на ПДС-е отправлением в 13:39 и пошли в кассу покупать билеты. Там нас сразу спросили, точно ли мы уверены, что хотим ехать именно на поезде, поскольку билет на него (плацкарт) стоит целых 900р, а на маршрутке можно доехать за 200р. Высокая цена билета оказалась обусловлена комиссией 300р за оформление. Электронный билет не катит, т.к. электронной регистрации на этот поезд нет. Если б знать наверняка, в какой день нам придется уезжать из Сухума, можно было бы купить и распечатать билеты заранее.

На выходе из здания вокзала до нас докопался ППС-ник – проверка документов. Спустя минуту рядом с ним нарисовались два довольно наглых джигита в гражданской одежде (типа тоже из «органов», но на самом деле, скорее всего, нет), которые заявили, что сейчас повезут нас в отдел «для проверки нарушений», однако мы можем «договориться» (цену обозначили в 500р). Мы сказали, что договариваться нам не о чем, т.к. наша совесть чиста. Некоторое время мы пререкались, джигиты куда-то пропали, а ППС-ник уже стал просто клянчить «хотя бы на кофе», на что мы отвечали, что «какого хрена, мы просто пришли покупать билеты, а тут с нас денег на кофе требуют, это нормально вообще?» и всё в таком роде. В конце концов, нас оставили в покое.

Тем временем, приехал ПДС, он оказался очень длинным (не менее 15 вагонов). Несмотря на наличие контактной подвески, пассажирские поезда здесь ходят под тепловозами из-за частых перебоев с электроснабжением. До отправления оставалось еще 3 часа, за это время мы сходили до моря (1.7 км в одну сторону), понаблюдали с моста за маневровыми работами и схавали шаурму, которая оказалась дорогой (180р) и беспонтовой (практически одна капуста).

Сразу после отправления мы отправились в последний вагон, чтоб пофоткать через окно торцевой двери, идти пришлось почти через весь поезд. В последнем вагоне всегда едут две проводницы, одна из них оказалась лояльной, и, несмотря на то, что тамбур был рабочим, разрешила нам там постоять. Зато через некоторое время нас обнаружила вторая проводница, после чего стала настойчиво и решительно выпиливать нас назад в свой вагон. В конце концов нам удалось с ней договориться: за право находиться в тамбуре мы купили 4 лотерейных билета (по 100р каждый) – у проводников есть план по их продаже, а также по продаже чайной продукции, за его невыполнение их как-то карают. Забегая вперед, скажу, что 2 билета оказались выигрышными – 103 и 105 рублей)

Дорога проходит через множество мостов и туннелей (почти все туннели – охраняемые), а также большую часть пути пролегает вдоль берега моря, поэтому виды максимально живописные, и пофоткать тут есть что. Этот участок я мечтал проехал со времен своей предыдущей поездки в Абхазию. Незадолго до станции Цандрыпш нам пришлось вернуться в свой вагон, поскольку на этой станции поезд проверяют абхазские пограничники. Проверка закончилась очень быстро, по-моему, они даже не смотрели документы. Следующая проверка – в Веселом, уже нашими пограничниками, здесь тоже все прошло быстро, вещи не смотрели – только документы, причем на отклеившийся ламинат в Ванином паспорте в этот раз не обратили внимания, хотя смотрели его как будто бы довольно внимательно. Не считая пограничных станций, остановок по дороге было три: Новый Афон, Гудаута и Гагра.

В Адлер мы прибыли уже в темноте — в 18:37. На ночлег вписались в комнаты отдыха на вокзале, двухместный номер без удобств обошелся в 610р за койкоместо, он оказался очень цивильным (как и весь вокзал), и единственными минусом были розетки, почему-то расположенные на высоте человеческого роста.

6 января

План на день был таким: съездить на поезде в Розу Хутор, вернуться назад, затем доехать на ПДС-е до Горячего ключа, откуда вернуться любым способом в Туапсе.

В Розу Хутор несколько раз в день ходят «ласточки», первая – в 7:58, время в пути – 50 минут, остановка по дороге всего одна — Эсто-Садок. Эта железная дорога (и проложенная параллельно ей автомобильная) считается чуть ли не самым дорогим объектом Олимпийской стройки, и теперь мне стало понятно, почему. Дорога проходит вдоль русла реки Мзытма, которая, как и все реки, постоянно петляет, и, чтоб спрямить траекторию, дорога большую часть пути пролегает по эстакадам и мостам (а также через несколько туннелей). Зачем было строить новую автомобильную дорогу – не совсем понятно, т.к. она дублирует две уже имеющихся. И если одна из них (самая старая) представляет собой опасный серпантин, который сейчас уже почти не используется (вроде бы даже въезд на него закрыт), то вторая – вполне приличная и относительно прямая, причем автобусы идут именно по ней, т.к. съездов в населенные пункты с новой дороги почти нет.

Местность довольно живописная и интересная, но пофоткать удалось плохо, т.к. в «ласточке» нет открывающихся окон. Роза Хутор – первое место за поездку, где мы увидели снег, но тут его было немного. Назад мы ехали на такси, чтоб успеть на поезд в сторону Горячего ключа отправлением в 10:22, обошлось это в 1320р (доехали минут за 30). Были и более поздние поезда, но они прибывали в Горячий ключ уже в темноте, а нам хотелось посмотреть отрезок Туапсе-Горячий ключ, т.к. он проходит через горный перевал. От таксиста узнали, что Роза Хутор весьма популярна у иностранцев: во-первых, это один из немногих горнолыжных курортов в Европе, расположенных вблизи аэропорта, во-вторых, номера в гостиницах тут просторные и по их меркам недорогие.

Наш вагон снова оказался вдали от хвоста (пришлось идти через весь поезд). Проводница на этот раз оказалась более лояльной и просила нас временно покинуть тамбур (который снова был рабочим) только на станциях. Линия проходит вдоль моря на всём протяжении, по большей части она двухпутная, но есть и однопутные участки. Местность живописная, но в целом однообразная, по дороге встречается несколько туннелей. Вопреки предположениям, грузовое движение на участке Адлер-Туапсе довольно активное: мы видели 2 встречных товарянка (сборных), кроме того, по прибытии в Туапсе, где у нас была длительная стоянка, следом за нами прибыл еще один грузовой (попутный), полностью состоявший из полувагонов, так что тр*йнх*пнуть там вполне реально.

Участок Туапсе-Горячий ключ – полностью однопутный, грузовое движение здесь активное. По дороге встречается только один туннель (Лысогорский), но зато длинный – 3200 м. Из Горячего ключа мы планировали вернуться в Туапсе (чтоб на следующий день двигаться в сторону Армавира), способов это сделать было три: тр*йнх*п (готовых поездов ни в одну сторону не оказалось), электричка (более чем через 2 часа), либо автостоп (мы выбрали его). Выйдя на трассу, мы почти сразу застопили жигули-классику пятой модели. За рулем сидел чувак лет 20, а на пассажирском сидении, судя по всему, – его отец. Чувак гнал за всю хуйную, выжимая из машины всё возможное, при этом вибрация была такой, что мне постоянно казалось, что еще чуть-чуть, и у машины отвалятся колеса или другие детали)

Проехать с ними нам удалось примерно треть пути, нас высадили в горах у придорожного кафе, где мы похавали и стали стопить дальше. Здесь удача нас покинула: мы простояли часа полтора, голосуя как по очереди, так и одновременно, экспериментируя с расположением на трассе, а когда стемнело – одев оранжевые жилетки, но никто не останавливался. В конце концов нас подобрал автобус, что было очень кстати, т.к. мы к тому времени уже задубели. На нём мы доехали до Джубгы, где сразу пересели в автобус до Туапсе.

Заночевали в гостинице рядом с вокзалом (хотя, как потом выяснилось, на вокзале были комнаты отдыха), койко-место в двухместном номере без удобств – 350р.

7 января

В 08:08 мы выехали на электричке в сторону Белореченской и прибыли туда в 11:44. Линии на Белореченскую и на Горячий ключ некоторое время идут параллельно и расходятся в стороны в районе станции Индюк. Дальше, как и накануне – однопутка, туннелей на этот раз 6 штук, а грузовое движение еще более интенсивное – на некоторых разъездах стояло сразу по несколько товарняков, пропускавших нас и друг друга. Большинство грузов идет в порт Туапсе, вагоны по большей части – цистерны и хопперы.

В Белореченской я предпринял попытку применить тр*йнх*п. Ване же в любом случае предстояло ехать на электричке, т.к. в Армавире ему через несколько часов нужно было пересаживаться на поезд до Ростова, а грузовые поезда в Армавире останавливаются редко. В нужную сторону готовился всего один состав, почти полностью состоявший из цистерн (плюс два хоппера в середине), поэтому от тр*йнх*па снова пришлось отказаться (я тоже поехал на электричке). Белореченская-Армавир – это бескрайние поля, ничего интересного.

Прибыли мы на станцию Армавир-2 (Туапсинский), а нужно нам было на Армавир-1 (Ростовский), который расположен примерно в 5 км, но дорога до него на маршрутке заняла не менее получаса. Далее мы несколько часов тупили в кафе наподобие Макдака, затем Ваня сел на поезд до Ростова, а я вписался в комнаты отдыха, место в 3-местном номере обошлось в 360р.

8 января

В 7:38 я сел на ПДС Армавир-Кисловодск и решил ехать до конечной с расчётом вернуться потом на электричке назад в Минеральные воды, откуда у меня вечером был вылет в Москву. В кои веки мой вагон (сидячка) оказался хвостовым, но сзади было прицеплено еще 2 почтово-багажных вагона, поэтому пофоткать через торцевое стекло в тамбуре не удалось. Впрочем, фоткать было нечего – снова бескрайние поля. В Минеральных водах стоянка целый час, и я успел сходить похавать, а также подвергнуться проверке документов, тем временем, багажные вагоны отцепили, и это было очень кстати, т.к. местность дальше стала гораздо более интересной (многочисленные сопки). Тамбур и в этом раз оказался рабочим, но меня оттуда не прогоняли. На участке Минеральные воды-Кисловодск никакого грузового движения нет, эта ветка чисто пассажирская.

В Кисловодске, куда я прибыл в 12:20, я немного пошатался по привокзальной площади и пофоткал, затем сел на ближайшую электричку и вернулся в Минеральные воды. От вокзала до аэропорта можно доехать на маршрутке, но, по словам местных, она ушла буквально перед моим носом, а следующая – только через час, поэтому я воспользовался такси, которое обошлось на удивление недорого (180р, ехать 7 км). Вылет по расписанию – в 18:30, но рейс задержали на 1.5 часа из-за позднего прибытия самолета из Москвы. Полет снова занял 2 часа, плюс мы еще более получаса кружили над аэропортом Домодедово в ожидании разрешения на посадку.

Бюджет

А/б Москва-Адлер 4150
А/б Минеральные воды-Москвы 9590
Другие билеты 4430
Жилье 2870
Такси 2290
Разное 4120
ИТОГО 27450