Меню

Misha Simachev Blog

Байконур (часть 2/2)
12.11.2018

ЧАСТЬ 1

22 марта (четверг)

Ранний подъем – в 5 утра. До ж/д станции Тюратам я добирался уже самостоятельно, на такси (150р). Меня закошмарили тем, что на поиск моего пропуска на КПП может уйти до 40 минут, поэтому выезжать пришлось сильно заранее. По факту КПП проскочили за несколько секунд, у меня даже не проверили документы. Дождавшись поезда, я погрузился в свой вагон и хотел было сразу лечь досыпать, но проводнику почему-то не нравился мой билет, и он будил меня несколько раз, чтоб еще раз его проверить. В итоге оказалось, что билет действительно неправильный: при покупке я по ошибке указал февраль вместо марта. Пришлось заплатить проводнику 8000 тенге (1430р, примерно как еще за один такой же билет), и в течение следующих суток он тасовал меня по разным купе, по мере того, как они заполнялись или освобождались. На случай проверки нужно было прятаться в купе проводника на багажной полке, да не просто на ней, а за съемными панелями, за которыми проходят коммуникации и есть немного пространства, чтоб лежать, сложив руки по швам (панели при этом устанавливаются на место, а полка заполняется вещами – хрен найдешь). Я потренировался, но даже при моем худощавом телосложении залезть туда оказалось непросто и находиться там длительное время – удовольствие так себе) К счастью, применять это на практике в дальнейшем не пришлось, проверок не было. На станциях во время длительных стоянок нужно было тусоваться на улице, чтоб опять же не нарваться на ревизоров.

Несмотря на свое нелегальное положение, я все-таки сходил в последний вагон и некоторое время пофоткал убегающие вдаль рельсы через стекло торцевой двери. Проводница сначала не обратила на меня внимания, но когда позже я пришел туда во второй раз, погнала меня ссаными тряпками назад в свой вагон. Линия Тюратам-Арыс – неэлектрифицированная однопутка с двухпутными вставками (и, похоже, ее собираются сделать полностью двухпутной). Недавно отремонтирована (как, по рассказам, и другие ж/д Казахстана) – бесстыковый путь, скорость поезда составляет 70-80 км/ч. Грузовое движение очень активное, встречные составы наблюдались буквально каждые полчаса, иногда и чаще. В качестве локомотивов используются в основном 2ТЭ10МК, которые заметно отличаются от привычных нам 2ТЭ10 (и не только раскраской – снаружи еще есть две боковые переходные площадки). В Чиили локомотив зачем-то поменяли на ТЭ33А, это заняло полчаса (как обычно бывает и у нас на пассажирских поездах). А вот грузовым меняют, судя по всему, быстрей: у нас это занимает минимум час (из-за полной пробы тормозов), а там я наблюдал ситуацию (опять же в Чиили), когда локомотив подцепили, и уже буквально через 15 минут состав уехал. Про местность можно сказать, что это бескрайняя и ровная как стол степь – необычно, но однообразно.

В Арысе начинается электрификация, а линия становится двухпутной, локомотив заменили на привычный ВЛ80 (у нас они используются в основном на грузовых составах). Дальше местность становится гораздо более интересной: довольно высокие холмы, между которых линия постоянно петляет. К тому же, здесь впервые появляется зеленая трава. В Чимкенте стало темнеть, поэтому фотосъемку пришлось прекратить. Ночевал в купе проводника на верхней полке, чтоб, в случае чего, успеть оперативно спрятаться.

23 марта (пятница)

Прибыв в Алматы в 10:30 утра, я первым делом вызвал такси и поехал в горы, на Чимбулак, точнее, к нижней станции канатной дороги (43°9’46»N, 77°3’5»E). Там же расположен высокогорный каток Медео (43°9’27»N 77°3’33»E). Расстояние от ж/д станции – 30 км, за поездку в один конец отдал 2500 тенге (450р), но можно доехать и на автобусе. Канатная дорога состоит из двух частей (очередей), поездка по обеим в оба конца стоит 3500 тенге (625р). Первая очередь гораздо длинней второй и проходит над очень живописной местностью, поездка по второй очереди сопровождалась сильным снегопадом, в который превратился дождь на этой высоте, поэтому ничего толком разглядеть не удалось. Кстати, общий набор высоты составляет 1200м (с 1600 м у нижней станции до 2800 м у верхней). Что интересно, на первой очереди используются только закрытые кабинки, а на второй – как кабинки, так и кресла (4-местные). Проезд в туда/обратно занял равно час. Назад в город вернулся с тем же таксистом, который вызывался меня подождать, обошлось это в 3000 тенге (535р), что равно стоимости услуг бомбил, дежурящих на Чимбулаке (вернуться обратно в город стоит немного дороже).

Высадили меня у нижней станции (43°14’32»N 76°57’32»E) второй алма-атинской канатной дороги на гору Кок-тобе, находящейся уже в черте города и непосредственной близости от центра. Тут проезд туда/обратно стоит 2000 тенге (360р) и занимает всего 6 минут (перепад высот – 250 м). Окошки кабинок оказались запилены оргстеклом с мелкими дырками (для вентиляции), поэтому сделать качественные фотки не удалось. Наверху расположено колесо обозрения и небольшой парк с кафе и сувенирными ларьками. Кроме того, на горе Кок-тобе находится алма-атинская телебашня (43°13’43»N 76°58’35»E), доступ на которую простым смертным, к сожалению, закрыт.

Остаток дня гулял по Алма-Ате. Несмотря на то, что это самый крупный город Казахстана и к тому же бывшая столица, выглядит он очень провинциально. Застройка в основном поздне-советская (панельные 9-этажки и т.п.), исторический центр не обнаружен, какой-то восточный колорит почти отсутствует. Ситуацию спасают только горы, у подножья которых он расположен, кроме того, говорят, что здесь красиво поздней весной и летом, когда зеленеют и цветут многочисленные деревья. Что посмотрел:

Памятник группе «Битлз» (43°13’58»N, 76°58’33»E)
Дворец школьников (43°14’15»N, 76°57’32»E)
Дворец Республики (43°14’35»N, 76°57’34»E)
Гостиница «Казахстан» (43°14’41»N, 76°57’27»E) — самое высокое здание города (102 м)
Граффити на стене дома (43.245030, 76.954819)
Академия наук (43°14’45»N, 76°57’11»E)
Гостиница «Достык» (43°14’39»N, 76°57’3»E)
Дом дружбы (43°14’40»N, 76°57’0»E)
Дом приёмов (43°14’39»N, 76°56’56»E)
Дом Головизина (43°14’40»N, 76°56’54»E)
Эйфелева башня (43°14’29»N, 76°56’53»E)
Монумент независимости Казахстана (43°14’18»N, 76°56’43»E)
Яблоко (43°14’58»N, 76°56’32»E)
Казахский театр оперы и балета (43°14’55»N, 76°56’44»E)
Здесь снималась финальная сцена фильма «Игла» (43°14’56»N, 76°56’57»E)
Республиканский музей книги (43°14’59»N, 76°57’4»E)
Оздоровительный комплекс «Арасан» (43°15’32»N, 76°56’55»E)
Пешеходный участок улицы Жибек-жолы (43°15’42»N, 76°56’35»E)
Торгово-промышленный дом «Исхак Габдулвалиев с Сыновьями» (43°15’45»N, 76°57’1»E)
Свято-Вознесенский кафедральный собор (43°15’31»N, 76°57’11»E) — был на реконструкции
Мемориал Славы (43°15’32»N, 76°57’20»E)
Дом Офицеров (43°15’32»N, 76°57’25»E)
Бывшее училище им.Г.Колпаковского (43°15’39»N, 76°57’25»E)
Зелëный Базар (43°15’49»N, 76°57’16»E)
Центральная мечеть (43°16’6»N, 76°57’11»E)
Синагога (43°15’45»N, 76°54’2»E)
Мавзолей Райымбек-батыра (43°15’54»N, 76°54’24»E)
Вокзал Алматы-2 (43°16’25»N, 76°56’21»E)
Казахский государственный цирк (43°14’21»N, 76°55’2»E)
Казахский академический театр драмы (43°14’29»N, 76°55’4»E)
Центральный Дворец Бракосочетания (43°14’28»N, 76°55’12»E)

Когда стало темнеть – спустился в метро, и, поскольку спешить мне было некуда, провел в нем больше часа, высаживаясь на каждой станции и подробно их фотографируя. Метрополитен состоит из одной линии длиной 10 км, содержащей 9 станций как глубокого, так и мелкого заложения. Цена проезда – 80 тенге (14р), проход через турникеты осуществляется как по жетонам, так и по карточкам, причем жетоны имеют радиометку и срок годности. Интервал между поездами – 10 минут в будние дни. Метрополитен новый (открыт в 2011 году), станции оформлены в современном стиле наподобие хай-тек, почти все – интересные и своеобразные. Обследовав метро, доехал до ж/д вокзала и в 22:30 погрузился в поезд до Астаны.

Куда еще можно съездить в окрестностях Алма-Аты одним днем: Большое Алматинское озеро (43°3’4»N 76°59’7»E) и Тянь-Шаньская Обсерватория ГАИШ (43°3’28»N 76°58’11»E), расположенные по соседству. Расстояние от центра города – 50 км, за дорогу туда/обратно таксист назвал мне цену 10000 тенге (1785р)

24 марта (суббота)

Весь день провел в дороге в Астану. На этот раз в хвост поезда был вцеплен то ли багажный вагон, то ли вагон-генератор, поэтому поснимать через стекло торцевой двери не удалось. Плацкартные вагоны в этом поезде оказались самыми обычными, а теми трёхполочными, которые я видел по дороге в Алматы. Как мне рассказали, эти вагоны – китайского производства и остались только на той линии. Окна в поезде не мыли, кажется, несколько месяцев – я читал, что для Казахстана это обычное дело, однако в предыдущем поезде (Тюратам-Алматы) окна были вполне чистыми. А еще там туалеты были «био» (причем кнопку для смыва я смог найти только с подсказки проводника), а в этом поезде – обычные. Местность – снова бескрайняя степь, причем присыпанная снегом – здесь уже гораздо холодней, чем в Алма-Ате.

В Астану прибыл в 8 вечера, заночевал в комнатах отдыха на вокзале, цена койко-места в трехместном номере – 2000 тенге (357р), душ оплачивается отдельно, цену не помню, но очень дешево.

25 марта (воскресенье)

Весь день гулял по Астане. Город поделен рекой Ишим на две части: старую (со стороны вокзала) и новую. Старая ничем не примечательна: как и Алма-Ата, она застроена панельными 9-этажками и т.п., а вот новая – это небоскребы из стекла и бетона (некоторые – необычной формы) и широченные проспекты. С погодой не повезло – весь день шел снегопад, видимость была очень плохой, и фотки получились так себе. Что посмотрел:

Железнодорожный вокзал (51°11’44»N 71°24’32»E)
Театр оперы и балета (51°11’25»N 71°24’20»E)
Бизнес центр Marden (51°10’13»N 71°25’15»E)
Дом-музей С.Сейфуллина (51°10’17»N 71°25’24»E)
Монумент дружбы народов (51°10’11»N 71°25’31»E)
Монумент «Голодомор» (51°10’7»N 71°25’32»E)
Музей первого президента Республики Казахстан (51°10’0»N 71°25’8»E)
Театр драмы им.М.Горького (51°9’54»N 71°24’58»E)
Шахматный сквер (51°9’53»N 71°25’35»E)
Президентский центр культуры (51°9’21»N 71°25’52»E)
Монумент «Жер-Ана» (51°9’12»N 71°25’54»E)
«Лист Мёбиуса» (51°9’8»N 71°25’49»E)
Мост «Караоткель» (51°9’6»N 71°25’40»E)
Монумент памяти жертвам политических репрессии (51°8’54»N 71°25’15»E)
Цирк (51°8’41»N 71°25’7»E)
ЖК «Триумф Астаны» (смотровая) (51°8’25»N 71°24’53»E)
Театр оперы и балета (51°8’7»N 71°24’38»E)
ТРЦ «Хан Шатыр» (51°7’56»N 71°24’13»E)
Скульптура «Влюбленные» (51°7’54»N 71°24’29»E)
АО «КазМунайГаз» (51°7’51»N 71°24’45»E)
Круглая Площадь (51°7’50»N 71°24’51»E)
Мечеть «Нур Астана» (51°7’36»N 71°24’56»E)
Административно-технологический комплекс «Транспорт Тауэр» (смотровая) (51°7’53»N 71°24’59»E)
АО «Казахстан Темир Жолы» (51°7’51»N 71°25’17»E)
raquo;» target=»_blank»>БЦ «Изумрудный квартал» (51°7’50»N 71°25’25»E)
ЖК «Северное сияние» (51°7’42»N 71°25’19»E)
Национальный Архив Республики Казахстан (51°7’40»N 71°25’37»E)
Монумент «Байтерек» (смотровая) (51°7’41»N 71°25’49»E)
Пекин Тауэр (51°7’23»N 71°25’58»E)
Прокуратура города Астаны (51°7’23»N 71°24’37»E)
Триумфальная арка (смотровая) (51°6’15»N 71°25’48»E)
Центральный концертный зал «Казахстан» (51°7’22»N 71°26’30»E)
Ак Орда (51°7’32»N 71°26’47»E)
Мост «Архар» (51°7’51»N 71°26’54»E)
Астана Мюзик Холл (51°7’52»N 71°27’23»E)
Дворец мира и согласия (смотровая) (51°7’23»N 71°27’48»E)
Монумент «Казак Ели» (51°7’19»N 71°28’11»E)
Дворец творчества «Шабыт» (51°7’22»N 71°28’22»E)
Мечеть «Хазрет Султан» (51°7’31»N 71°28’22»E)
Дворец Независимости (51°7’14»N 71°28’19»E)
Национальный музей республики Казахстан (51°7’5»N 71°28’8»E)

Некоторые объекты, согласно сведениям из инета, имеют смотровые площадки, но из-за плохой погоды я поднимался только на Монумент «Байтерек». Вход наверх платный, цену не помню, но недорого. Обзор оттуда не очень, поскольку смотреть приходится через мутное стекло.

Осмотр города я закончил в 16 часов, затем поймал такси и поехал в аэропорт. Ехать недалеко (минут 20), цену не помню, что-то типа 1000 тенге. До самолета оставалось 4 часа, время я провел с пользой – целый час зависал в туалете и сушил феном насквозь промокшие за день ботинки)) Место выбрал в хвосте и снова убедился, что так и нужно делать: если самолет полупустой, как было и на этот раз, то хвост заполняется в последнюю очередь, поэтому я сидел один на трех креслах, like a boss – неплохое завершение поездки)

Пара слов про казахов. Народ очень приветливый, на улицах многие улыбаются, а однажды, опознав во мне туриста (рюкзак), предложили куда-нибудь подвезти. Среди казахских девушек много симпатичный, с миниатюрными аккуратными фигурками. Несмотря на то, что большая часть – мусульманки, ведут себя довольно раскованно (например, на улицах много обнимающихся и целующихся парочек, гораздо больше, чем в Москве). Дважды они со мной сами заговаривали, причём в одном случае приняли меня за американца)

Бюджет

Тур: 37370
Авиабилеты: 25730
Другие билеты: 5370
Разное: 8680
ИТОГО: 77150