Меню

Misha Simachev Blog

УЖД-тур III
05.05.2019

ФОТКИ

Ярославская область (2018.08.11) yandex, vk
УЖД Бельниковского торфопредприятия (2018.08.11) yandex, vk
УЖД Пижемского ЛПХ (2018.08.12) yandex, vk
УЖД Пищальского торфопредприятия (2018.08.12) yandex, vk
Папуловская УЖД (2018.08.13) yandex, vk
Дорога в Великий Устюг (2018.08.13) yandex, vk
УЖД Лойга, западная ветка (2018.08.14) yandex, vk
УЖД Лойга, восточная ветка (2018.08.15) yandex, vk

ВИДЕО

УЖД Бельниковского торфопредприятия (2018.08.11) youtube, vk
УЖД Пижемского ЛПХ (2018.08.12) youtube, vk
УЖД Пищальского торфопредприятия (2018.08.12) youtube, vk
УЖД Лойга, западная ветка (2018.08.14) youtube, vk
УЖД Лойга, восточная ветка (2018.08.15) youtube, vk

Логическое продолжение моей двухнедельной поездки по узкоколейкам Кировской области в 2014 году.

11 августа (суббота)

В Архангельскую область решил ехать, сделав крюк через Костромскую и Кировскую области, чтоб осмотреть там УЖД, упущенные в предыдущих поездках. Выехал из Москвы в 6 утра и взял курс на УЖД Бельниковского торфопредприятия, но по дороге посетил пару объектов в Ярославской области:

Руины церкви Покрова Пресвятой Богородицы (56°59’29»N, 39°24’41»E) – на машине можно доехать до п.Рюмниково (дорога – частично асфальт, частично – хороший грейдер), затем еще 2 км пешком по сильно разбитой полевой дороге

Канатная дорога через р.Которосль (57°29’46»N, 39°43’3»E) – представляет собой металлическую кабинку, подвешенную на тросе и приводимую в движение электродвигателем. Подъезд со стороны СНТ Дружба (на машине можно подъехать вплотную). Построена местным жителем, но его не оказалось дома, а т.к. включить ее может только он, прокатиться не удалось. Неподалеку расположен подвесной мост (57°29’40»N, 39°44’31»E), можно подъехать почти вплотную.

В 15:40 я подъехал к депо УЖД Бельниковского торфопредприятия (58°18’27»N, 43°35’5»E). Мне повезло – как раз в этот момент на торфполя отправлялся тепловоз, чтоб отвезти туда охранника-сменщицу. Из разговора с машинистом выяснилось, что торф больше не возят (весь выработали), а узкоколейка, похоже, доживает последние дни. Длина ветки составляет 4.5 км (конечная точка дороги — 58.33489, 43.55118). Из интересных объектов стоит отметить разворотный треугольник (58.3117602, 43.5772791), переезд (58°18’49»N, 43°34’43»E) а также мост через ручей (58.3172871, 43.5410521), который находится на вероятно разобранном ответвлении, и который я не видел. Помимо двух тепловозов в депо стоят еще две пионерки.

В этот день я доехал до УЖД Пижемского леспромхоза (57°51’48»N, 47°8’6»E), где я уже бывал раньше во время первого УЖД-тура. Решил побывать еще раз, поскольку поступила информация, что дорогу отремонтировали и вроде бы даже продлили. В Пижму я прибыл уже в сумерках и, после опроса местных жителей, нашел человека, который согласился прокатить меня на пионерке следующим утром.

УЖД Альцовского торфопредприятия, расположенного тоже в Пижме, но по другую сторону ж/д широкой колеи, похоже, полностью разобрана. Заночевал в палатке неподалеку от поселка.

12 августа (воскресенье)

С владельцем пионерки мы встретились в 7 утра у въезда в леспромхоз (57°51.741’N, 47°08.473’E), там же расположены многочисленные гаражи с пионерками. Поездка в одну сторону заняла полчаса, длина дороги составляет 11 км, заканчивается она неподалеку от р.Унжа и по сравнению с 2014 годом стала короче – раньше дорога уходила и дальше, но была сильно заросшей до состояния непроезжабельности. Первые 2/3 дороги действительно отремонтированы, но последняя треть в плохом состоянии (на обратной дороге мы даже сошли с рельсов). Как выяснилось, лес возят только зимой, поскольку техника на делянках может работать только когда почва замерзает, да и заказов на лес мало.

Дальше я взял курс на УЖД Пищальского торфопредприятия. Подъехать на машине к ней можно только через Оричи, а для этого мне пришлось бы сделать огромный крюк через Киров, поэтому сначала я планировал доехать на машине до Котельнича, а там сесть на электричку. Изучив расписание, я в итоге пришел к выводу, что, несмотря на перепробег, по времени выйдет примерно одинаково, но зато, перемещаясь на машине, я буду более мобилен и не привязан к расписанию электричек. Дорога до Мирного, где расположена УЖД, хорошая (асфальт).

Зашел в диспетчерскую (58°18’11»N 48°38’6»E), которая по совместительству является и общежитием, пообщался с диспетчером. Дорога активно используется, движение ежедневное, но возят по ней в основном рабочих – летом торф только заготавливают, а вывозят зимой на машинах (хотя бывает, что и по УЖД). Пионерка, по словам диспетчера, есть только одна (служебная), но я думаю, что их больше, т.к. видел в окрестностях депо характерные гаражи. УЖД популярна у туристов, приезжают даже иностранцы. Ветки сейчас две: одна длиной 13 км, вторая, кажется, 20 км, развилка (58°15’14»N 48°31’0»E) находится на 8-м километре. Первый рейс – в 7 утра, второй – в 15:30, но могут быть и более поздние.

Я приехал в 13:30, до отправления второго рейса оставалось еще 2 часа, за это время погулял по окрестностям депо и затарился в магазине провизией. В назначенное время на торфполя отправлялись сразу два тепловоза, один из них (который по более короткой ветке) – с двумя пассажирскими вагонами, чтоб забрать рабочих, причем до развилки оба шли в сцепке для экономии топлива. Я хотел вписаться в тот, что идет на дальние торфполя, но машинист меня не взял, аргументируя тем, что в кабине едет его собака, которая не любит чужих и может укусить, а снаружи ехать нельзя, но мне кажется, что это была лишь отговорка. Поехал на втором. По приезду на торфполя (58°15.207’N, 48°28.385’E) оказалось, что возвращаться в поселок пока еще никто не планирует (все работают). Отцепили вагоны и, захватив пару человек, поехали назад резервом с тем, чтоб вернуться позже. УЖД не очень интересна, из достопримечательностей можно отметить вагонопереворачиватели и пару небольших мостиков.

Вернувшись в поселок, я снова сел в машину и вырулил на трассу на Сыктывкар. Доехал, кажется, до Объячево, где заночевал в придорожной гостинице (600р). Интересно отметить, что трасса пересекается (59°46’20»N 49°22’55»E) с Кобринской УЖД, по которой я ездил в 2014 году.

13 августа (понедельник)

Встал очень рано, часа в 4 кажется. Сегодня мне предстояло проехать по 250-километровой грунтовке, уже частично знакомой мне по поездке 2014 года (тогда я проехал по ней примерно треть – от Лальска до Великого Устюга). Первые несколько километров – асфальт, который затем сменяется грунтовкой нормального качества: можно ехать 40-60 км/ч, лишь иногда замедляясь на разбитых участках. Кое-где (в окрестностях Лузы) уложены бетонные плиты, а местами даже асфальт. Местность очень живописная (высокие холимы), иногда кажется, будто находишься где-то на Урале. По дороге встречаются два понтонных моста: раз (60°25’14»N 48°34’0»E), два (60°42’41»N 47°34’40»E). Интересно отметить, что несмотря на ебеневость, по пути есть несколько заправок.

Первой в этот день была узкоколейка, берущая начало в поселке Коржинский – новая, ее начали строить только в этом году и построили уже, по слухам, более 10 км. В Коржинский я приехал в 6 утра, все еще спали, а немногие бодрствующие жители про УЖД почти ничего не знали – слышали, что да, где-то строится, но не более. Указали примерное направление, но дорога оказалась сильно разбита лесовозами, и проехать по ней удалось не более километра. Уже по возвращении в Москву удалось выяснить, что направление было правильным, но ехать там нужно было более 10 км (координаты начала УЖД — 60.3443, 48.66935), что невозможно было сделать на обычной машине, оставалось только стопить лесовозы, которых не было. Рассказ о поездке на эту УЖД Сергея Болашенко.

Следующая УЖД – Папуловская, чтоб добраться до нее, нужно свернуть с главной дороги, дальше – 8 км пиздеца, проезжабельного только в сухую погоду (а такая и была, поэтому мой заезд имел успех), плюс еще один понтонный мост (60°30’39»N 48°8’20»E). Координаты начала УЖД — 60°32.710’N, 48°10.857’E, там велась погрузка леса на грузовики, перекинулся парой слов с рабочими, но они были заняты, так что выяснить удалось немного. Дорогу разбирают, осталось 4 км главного хода и ус неизвестной длины. Тепловозы ушли в лес в 7 утра (немного опоздал), а пионерок, как я понял, тут нет в принципе, поэтому решил идти пешком.

Начало дороги очень живописное – сосновый лес и песчаная почва, затем – ничего особенного. По усу удалось пройти всего километр, т.к. рельсы положены кое-как на сваленные в несколько ярусов бревна, и идти по ним очень сложно и опасно. Дорога в один конец заняла час. В конце главного пути стоит платформа, рядом с ней видел зайца.

Затем я довольно оперативно (не жалея машину) добрался до паромной переправы (60°44’6»N 46°21’1»E) и переправился в Великий Устюг. Паром ходит с 6 до 19 часов раз в час, цена, кажется, 200р за легковой автомобиль (актуальную информацию можно узнать здесь), очередь на паром небольшая. В Великом Устюге отремонтировал колесо, которое понемногу спускало, кроме того, в результате поездки по грунтовке перестала работать правая фара, но ее починить не удалось (позже выяснилось, что перегорел блок розжига ксенона).

Дальше в программе – Удимская УЖД. После поворота от трассы на Котлас до нее 40 км, из которых примерно половина – асфальт, вторая половина – грунтовка хорошего качества. Приехав в леспромхоз (это произошло в 3 часа дня), я обнаружил, что тут все серьезно: предприятие оборудовано проходной и снабжено охраной, чего в других леспромхозах не наблюдалось. Далее я совершил ошибку: вместо того, чтоб идти к машинистам тепловозов, которые стоят за пределами леспромхоза, я решил пообщаться с охраной. Те вызвонили директора предприятия, он вскоре приехал и заявил, что разрешения на проезд в тепловозах не дает (без объяснения причин), но я, если очень хочу, могу попробовать договориться с владельцами пионерок. Ехать на пионерке не хотелось, т.к. периодически начинался ливень (да и вряд ли кто-то повез бы в такую погоду), поэтому я сел в машину и стал выведывать информацию у проходивших время от времени рабочих. Везти на пионерке меня действительно никто не хотел, но мне сообщили, что скоро в лес поедет тепловоз, и я могу попробовать вписаться в него. Вообще же тепловозы уходят в 6-7 утра, а возвращаются в 2 часа дня, может быть несколько рейсов. Длина дороги – 20 км. Дождавшись этого тепловоза, я пошел договариваться с машинистом, но, прежде чем я успел сказать хоть слово, он заявил, что конкретно меня директор брать запретил. Я понял, что на сегодня всё потеряно, и решил ехать в Лойгу, а в Удиме попытать счастья еще раз по возвращении оттуда через пару дней.

Лойга – крупнейшая лесовозная узкоколейка не только России, но и Европы, ее особенностью является отсутствие подъездов к ней на автомобиле: 12-километровый зимник до Киземы летом проходим только на болотоходах. От Удимы до Лойги можно доехать на ПДС-е за 1.5 часа, поездов – два, оба вечером (а в обратном направлении – наоборот, утром), можно также доехать на пригороде с пересадкой в Киземе, но это неудобно, т.к. поезда не согласованы. Итак, я решил пересесть на поезд и собрал в рюкзак минимально необходимое, чтоб прожить в автономных условиях пару дней (взял в том числе и палатку, которая в итоге не пригодилась).

Сначала думал поставить машину у станции, но потом запараноил и решил оставить ее на хранении у кого-то из местных. Наудачу выбрал первый попавшийся участок и пообщался с хозяйкой, она оказалась очень радушной и разрешила поставить машину у их забора (оказалось, что я не первый, кто обратился к ней с подобной просьбой). Я записал ее телефон, и впоследствии это сэкономило мне кучу нервов.

Плацкарт до Лойги обошелся в 626р, причем на станции нет кассы, поэтому билет можно купить только через интернет. Если интернета нет, то единственный выход – ехать следующим поездом (на час позже), поскольку там есть сидячий вагон, билеты в который продает проводник.

В Лойге я оказался в 22:30. Сначала я планировал переночевать в какой-нибудь подсобке на станции и обратился с этим вопросом к дежурному по станции, но тот ответил, что ничем помочь не может, и вообще он не местный, даже не знает, где расположена УЖД. К счастью, дорогу мне показала местная жительница, тоже приехавшая на этом поезде, и даже проводила примерно половину пути. А идти пришлось прилично – от станции широкой колеи до диспетчерской УЖД (61°3’51»N 44°35’13»E) – почти 3 км, причем полпути нужно идти по узкоколейке, сам бы я в темноте не нашел. Интересно отметить, что, несмотря на позднее время, в поселке кипит жизнь, на улицах много молодежи (точка сборки – высокая деревянная горка).

В диспетчерской ко мне отнеслись очень лояльно и даже выделили для ночлега комнату с надписью «Директор», оборудованную диваном (спал в спальнике).

14 августа (вторник)

На Лойгинской УЖД сейчас используются две ветки: 45 км (на Сулонгу, 60°49’33»N 44°7’54»E) и 60 км, развилка (60°59.959’N, 44°33.779’E) находится на 8-м километре, кроме того, существует множество малоиспользуемых ответвлений. Тепловозы отправляются в 6, 7 и 8 утра. Основной вывоз леса идет по 60-километровой ветке, а на Сулонгу ездят гораздо реже: оттуда тоже осуществляется вывоз леса (в меньших объемах), кроме того, это выход на «большую землю» — из Сулонги (п.Конторка) существует круглогодичная автодорога. В этот день один из тепловозов шел как раз на Сулонгу, и я решил этим воспользоваться. Взяли меня без проблем, выехали в 7:30.

Дорога пролегает через разнообразный смешанный лес (местами заболоченный) и довольно живописна, особенно стоит выделить крупный мост (60°55’46»N 44°21’15»E) через р.Уфтюга. На одном из разъездов захватили пустые сцепы, их оказалось на один меньше, чем ожидали (7 вместо 8), что немного расстроило рабочих, поскольку платят за количество перевезенных кубометров леса. В Сулонгу приехали в 10 утра, т.е. дорога заняла 2.5 часа, а средняя скорость составила 20 км/ч. Одна из причин приезда в Сулонгу – на тепловозе привезли некий агрегат, нуждающийся в ремонте, там его переложили в грузовик и отправили в цивилизацию. Погрузка леса заняла почти 2 часа, затем мы отправились в обратный путь, и теперь уже ехали со скоростью не более 8 км/ч, поэтому дорога назад заняла 4.5 часа, было довольно скучно, но зато пообщался с работниками узкоколейки, которые пообещали меня устроить на ночлег в общежитие.

С общежитием, которое представляло собой длинный одноэтажный деревянный дом, не срослось: в комнате, куда меня хотели поселить, уже находились два человека, и один из них был явно недоволен появлением нового соседа, поэтому я решил по-тихому смыться в расчете снова переночевать в диспетчерской. Кстати, под диспетчерскую сейчас достраивается новое огромное здание (61°4’19»N 44°35’39»E), где также будет и депо. А еще в поселке есть несоразмерно большая кирпичная школа (61°4’28»N 44°36’8»E).

Диспетчер в этот раз была другая, гораздо менее лояльная и более подозрительная. Она сразу же позвонила директору УЖД и рассказала про меня. Он ответил, что прежде чем даст мне разрешение на проезд в тепловозе, хочет поговорить со мной лично, но приедет он только в 8 утра, то есть на последний тепловоз я при этом наверняка уже не успею, таким образом, оставался один вариант – ехать на пионерке. К счастью, переночевать в диспетчерской мне снова разрешили.

Найти пионерку через людей, с которыми я познакомился в этот день, не удалось – говорили, что все работают, и поэтому покатать меня никто не сможет (вот если б были выходные – тогда пожалуйста), однако оставался еще вариант. Дело в том, что договориться о покатушках на пионерке я пытался еще 13 августа по телефону, который мне дал один знакомый, тоже интересующийся узкоколейками. Человек, который взял трубку, сказал, что на Лойге уже не работает, однако организовать покатушки может, правда заломил за это аж 7000р (поездка по обеим веткам). Он предупредил, что в дождь меня никто не повезет, и мы сошлись на том, что при плохой погоде я впишусь в тепловоз. Погода в этот день и в правду была переменчивой (дождь пошел ближе к вечеру), поэтому, зная прогноз, я с утра отправил ему смс, предупредив, что всё отменяется. Теперь я позвонил ему снова с просьбой организовать поездку на пионерке на следующий день. К моему удивлению, он начал очень нагло и грубо на меня наезжать на тему того, что я неправильно поступил, самостоятельно договорившись с машинистами и что «тут так дела не делаются». Связь была очень плохой, и нормально объясниться нам не удалось. В итоге я решил, что будь что будет, и лег спать.

15 августа (среда)

Встал пораньше (в 6 утра), чтоб иметь возможность расспросить рабочих насчет пионерки (пионерок в поселке, кстати, очень много), и в итоге желающий прокатить меня все-таки нашелся, правда цена быстро выросла с первоначальных 1000р до 3000р. В районе 8 утра действительно приехал директор узкоколейки, но никакого интереса ко мне не проявил, а я сам не стал заострять на себе внимания. В любом случае, погоду обещали отличную, и я уже настроился ехать на пионерке, т.к. это намного быстрей. При поездке на тепловозе на это ушел бы целый день, и я вернулся бы в поселок уже затемно, а так я мог успеть на вечерний пригород до Киземы (в 18:48), переночевать там, а затем на утреннем поезде вернуться в Удиму (прибытие в 6:34) и успеть на рейс по Удимской УЖД.

Мы выехали в 8:40, ехали очень шустро и местами разгонялись до 40 км/ч. На дороге была довольно активная движуха: помимо нас – еще пара пионерок, два или три хозяйственных поезда (ремонт путей). Вскоре мы догнали состав с пустыми сцепами, вышедший из Лойги раньше нас, но он пропустил нас вперед на ближайшем разъезде. Суммарно проехали 52 км за 2 часа, в том числе, 10 км по усу (координаты его начала — 60°43.533N 44°29.967E), но до его конца не доехали, т.к. навстречу уже вышел груженый поезд, поэтому мы решили развернуться, т.к. иначе пришлось бы долго тащиться за ним со скоростью 7-8 км/ч. Местность примерно такая же, как на вчерашней ветке, и здесь тоже есть крупный мост (60°46’11»N 44°30’48»E).

На обратной дороге понаблюдали, как ставят на рельсы сошедший с них тепловоз (тот, который мы обогнали раннее, с пустыми сцепами) – справились быстро, примерно за 15-20 минут! Делается это с помощью двух небольших кусков рельсов и еще двух металлических хреновин, названия которых я не запомнил. Вообще для этого предназначены специальные приспособления – «лягушки», но тут всё дешево и сердито).

Продолжение следует