Меню

Misha Simachev Blog

Крым 2013 (часть 1/2)
11.06.2013

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2

ФОТКИ

yandex, vk

ВИДЕО

Сборная солянка youtube, vk
Полет на параплане youtube, vk

Автомобильное путешествие по Крыму я задумал ещё в прошлом году и довольно тщательно к нему готовился. В то же время, поскольку это моя пока что самая дальняя поездка на машине, я не знал, как она будет проходить, и поэтому не стал составлять жесткого плана. Перелопатив интернет на предмет интересных мест, я выбрал более 100 точек, расставил их на карте и решил действовать по ситуации, рассчитывая посетить примерно треть (в итоге посетил две трети). Некоторые достопримечательности (канатная дорога Ай-Петри, пещеры Мраморная и Эмине-Баир-Хосар, пещерный город Эски-Кермен, база подводных лодок в Балаклаве и др.) я посмотрел в прошлом году, поэтому в этот раз не стал включать их в маршрут.

Поездка удалась: с минимумом проблем мы получили максимум впечатлений! За 14 дней проехали 5800 км, на бензин потратили 18 000р (примерно 1250 л), на жилье – 17 000р. Общие затраты – 68 000 р (не шиковали, но и особо себя не ограничивали).

Сначала несколько общих слов.

1 грива примерно равна 4 рублям.

Питались в различных кафе. Едим мы мало, и полный обед никогда не заказывали, обычно суп + салат (тем более что порции большие), это обходилось в 30-50 гривен на человека.

Жили в различных гостиницах (всегда брали двухместный номер с удобствами), платили 250-300 гривен в сутки. Маршрут рассчитывали так, чтоб к вечеру добраться до какого-нибудь крупного города или до побережья, поэтому проблем с поиском жилья практически не было. Вдоль крупных трасс (М2 и М4) тоже достаточно отелей.

Пользовались услугами сотового оператора Life. За всю поездку не израсходовали даже по 25 гривен, хотя я довольно много пользовался интернетом, т.к. периодически приходилось что-то делать по работе (удалённо)

Бензин в полтора раза дороже, чем у нас. 95-й стоил 10.5-11.5 гривен. Бензоколонок много, так что проблем с бензином не возникало. Заправлялись чаще всего на Лукойле и ТНК. В отличие от России, на многих украинских бензоколонках можно рассчитаться с заправщиком, а не через кассу.

Большую часть Крыма занимают равнины, горы есть только в южной части (поэтому пляжи там галечные, в то время как на западе и востоке – в основном, песчаные). Основная часть интересных мест сосредоточена тоже на юге (особенно в районе Ялты), вообще же достопримечательностей в Крыму очень много, как природного, так и исторического плана – целого лета не хватит, чтоб все их посетить!

Осмотр практически всех популярных мест  – платный (от 20 до 60 гривен с человека), но поскольку мы приехали не совсем в сезон (началом сезона считается в конец июня), то во многих местах не платили, т.к. там просто не было человека, собирающего деньги 🙂 В любом случае, при желании почти везде можно пробраться бесплатно обходными тропами. Помимо банальных экскурсий на автобусе существуют экскурсии по малоизвестным местам Крыма на УАЗ-иках. Например, нам предлагали путешествие по горному массиву Демерджи по цене 1200 гривен за машину в день

Лучшее время для осмотра крымских водопадов – период с конец марта по начало апреля, затем большинство пересыхает, остаются в лучшем случае маленькие ручейки (исключение – водопад Джур-Джур). Тем не менее, я посетил несколько водопадов (в том числе, сравнительно труднодоступных) из спортивного интереса.

В Крыму 6 оборудованных пещер, посещение которых возможно только в группе с экскурсоводом. Экскурсии проводятся регулярно, так что по прибытии на место обычно приходится ждать не более получаса. Вообще же в Крыму несколько сот пещер, и, судя по рассказам, некоторые можно посетить, не имея специального оборудования и подготовки. При посещении пещер и каменоломен нужно одеваться теплее, т.к. температура в них не превышает 10 градусов

Как выяснилось, многие территории в Крыму относятся к заповедникам. Это значит, что заходить туда пешком, а тем более – заезжать на машине запрещено (как мне сказали, штраф составляет 780 гривен), и единственный способ легально попасть туда – с экскурсией или в сопровождении егеря. Кое-где на въезде стоит шлагбаум или даже целый КПП, а где-то –  просто неприметная табличка. «Договориться» с егерями о разрешении въезда мне ни разу не удалось, но несколько раз проезжал или проходил нелегально

В мае в лесах и горах Крыма особенно много клещей, поэтому все пешие походы, не смотря на жару, мы совершали в закрытой одежде (кроссовки, джинсы, балахон или куртка с капюшоном на голове), и это вызывало дополнительные трудности. После каждого похода осматривали друг друга, но за всю поездку ни одного клеща не нашли (пару раз сгонял у себя с рук жуков, напоминающих клещей, но не уверен, что это были они). Также в Крыму много сколопендр (и мы даже видели одну). Из змей видели только желтопузика (и то дохлого), но по слухам также распространены гадюки и медянки. Как нам сказали, ни сколопендры, ни змеи первыми на людей не нападают, а наоборот стараются скрыться при приближении человека.

От клещей плавно переходим к ГАИ-шникам 🙂 Штраф пришлось платить дважды за схожие нарушения — выезд на встречную полосу в местах, где это запрещено. На Украине нет такой статьи в явном виде, нарушение квалифицируется как несоблюдение требований дорожных знаков и разметки (ст.122, ч.1) и «стоит» 255-340 гривен, но менты пытаются квалифицировать его как ст.122, ч.4 (те же нарушения, повлекшие создание аварийной ситуации) – тут уже грозит лишение прав на срок от 6 до 12 месяцев, либо штраф от 680 до 850 гривен. Что такое «аварийная ситуации», нигде точно не определено, поэтому если ты не согласен, то придётся доказывать это в суде. Кстати, времянка, которую выдают при задержании прав, в России не действительна, поэтому с ней гарантированно возникнут проблемы по дороге домой. Кстати, один мой знакомый, которого лишили прав на Украине, по приезду в Москву просто пошел в ГАИ и восстановил их как утерянные.

В первый раз я совершил обгон в зоне действия знака «обгон запрещен», т.к. не заметил его, а разметка была прерывистой. Поскольку это было в самом начале поездки, я не стал пререкаться и откупился 600 гривнами.

Во второй раз я запутался на перекрестке и тоже случайно выехал на встречку. Гаишники начали меня прессовать (зарядили цену сразу в 2500 гривен!), а когда я стал спорить (я ведь не создавал аварийную ситуацию, дорога была пуста), решили подвести меня под пьянку: сделали анализ слюны с помощью какой-то бумажной тест-полоски, по которой выходило, что у меня больше 0.2 промилле. Как такое получилось, я не знаю, но перед тем, как тест-полоску достали из упаковки, меня под разными предлогами выпроводили из комнаты. Я ничего не пил и не употреблял, поэтому твердо сказал, что готов поехать в больницу на освидетельствование, а затем пошел в машину и стал обзванивать телефоны МВД и УСБ, которые распечатал перед поездкой, т.к. боялся, что ГАИ-шники в сговоре с врачами. Вскоре один из ГАИ-шников подошёл и предложил уладить дело на месте («Ты сюда отдыхать приехал или по судам ходить?»), на 300 гривен не согласился, пришлось опять заплатить 600.

Вообще ГАИ-шников на дорогах немало (стоят с радарами), но встречные машины обычно предупреждают о них морганием фар, да и мы старались не лихачить, поэтому других встреч с ними не было. Лишь один раз остановили просто для проверки документов (на посту).

Большинство машин едет не спеша, но есть лихачи, которые мчатся «тапок в пол», обгоняя через сплошную. Тем не менее, за всё время пребывания в Крыму видели только одну аварию.

Покрытие основных крымских трасс – очень хорошее, а если ехать куда-то в глубинку, то как повезет, но в целом лучше, чем я ожидал 🙂 По большинству грунтовок в сухую погоду можно без труда проехать даже на низкой машине (исключение составляют грунтовки в горах – туда без внедорожника лучше не соваться). Несмотря на то, что многие грунтовки есть на картах Navitel, их расположение указано неточно (оно меняется каждый год), к тому же, имеется множество ответвлений и объездов, поэтому легко заблудиться.

Что касается туристических троп, то некоторые хорошо протоптаны и даже размечены (цветовые пятна на деревьях и камнях), однако чаще ситуация аналогична грунтовкам – легко заблудиться, лучше ходить с навигатором, чтобы хотя бы примерно знать, где находишься.

Единственной серьёзной проблемой с машиной за всю поездку стало пропоротое огромным болтом колесо (шиномонтаж обошёлся в 300 гривен). Ещё после поездки по дорогам Арабатской стрелки разболталась петля замка двери (хорошо, что вовремя заметили и прикрутили). По приезду в Москву сразу загнал машину в сервис на диагностику подвески. Как ни странно, вся подвеска в целости (хотя в ямы и на кочки мы попадали не раз, в том числе, на приличной скорости), потребовалось только сделать сход-развал.

А теперь всё по порядку

25 мая (суббота)

Мы выехали из Москвы в 9 утра по трассе М2. Через несколько сот километров дорога становится двухполосной и часто проходит через населенные пункты, в которых установлены видеокамеры. Мы ехали не спеша (превышали скорость не более чем на 20 км/ч) и поэтому не получили ни одного штрафа. По мере приближения к границе дволь шоссе появляется множество палаток, где можно поменять рубли на гривны и купить украинское ОСАГО (мы купили на месяц за 700р, т.к. не знали точно, сколько времени пробудем в Крыму, но минимум можно на 2 недели за 350р). Границу решили пересекать не в Нехотеевке (крупная таможня, через которую идёт основной трафик, и образуются огромные очереди), а в гораздо менее известном пункте Шебекино-Плетенёвка (тоже недалеко от Белгорода, координаты 50°20’50»N, 36°55’14»E). Еще есть вариант пересечения границы в районе Суджи, но в этом случае крюк будет гораздо больше.

Так вот, до границы мы доехали в 7 часов вечера, и перед нами была всего одна машина. Нас пустили по зеленому коридору, но затем всё-таки дали декларацию и предложили избежать ее заполнения за небольшое вознаграждение (500р), мы спорить не стали 🙂 Машину осматривали чисто символически, и уже через полчаса после прибытия на таможню мы оказались на Украине. Следующие примерно 20 км асфальт довольно плохой, но затем дорога улучшается. Мы миновали Харьков и взяли курс на юг по новой трассе E105. Стемнело, и пора было искать место для ночлега, но кроме редких бензоколонок никаких признаков жизни вокруг не наблюдалось. В придорожном кафе нам посоветовали отель «Лесной» (49°20’9»N, 35°28’42»E) недалеко от деревни Наталино, куда мы и направились (пришлось съехать с трассы). Ночёвка обошлась в 360 гривен + 15 гривен стоянка

26 мая (воскресенье)

На следующий день, мы продолжили путь в сторону Крыма и по дороге решили заскочить на довольно известный заброшенный аэродром (47°54’52»N, 34°58’6»E), но, к сожалению, нас не пустил охранник. Также проезжали через Днепропетровск и Запорожье, оба города понравились!

Прежде чем въехать на Крымский полуостров, мы решили посетить Арабатскую стрелку, точнее, её северную часть со стороны Геническа. Арабатская стрелка – это песчаная коса длиной более 100 км и шириной порядка километра, что уже само по себе необычно, к тому же, на ней расположены несколько геотермальных источников — к одному из них мы и направились. Первые 20 км дорога довольно хорошая, она выложена бетонными плитами, оставшимися от разобранного под Геническом аэродрома (т.н. «Взлетная дорога»), однако затем покрытие заканчивается, и дорога превращается в «стиральную доску» (или «шифер»), ехать по которой быстрее 20 км/ч невозможно. К счастью, нам предстояло преодолеть всего пару километров, и вскоре мы подъехали к геотермальному источнику (45°51’32»N, 34°54’28»E), который представлял собой небольшой рукотворный бассейн. В него из находящейся рядом скважины подавалась вода, которая имела своеобразный запах, была довольно горячей (примерно 60 градусов) и сильно пенилась. Охранник сообщил нам, что это частная собственность, но за 50 гривен разрешил искупаться. Кстати, неподалеку есть ещё как минимум один общедоступный и бесплатный источник (45°59’29»N, 34°51’2»E), но из-за большого количества посетителей и, как следствие, антисанитарии, мы туда не поехали. Затем мы отправились на ближайший пляж и искупались в Азовском море.

;

Въехав, наконец, в Крым, мы первым делом решили посетить полуразрушенный Чешский костёл в Александровке (45°34’38»N, 34°5’53»E). В этом регионе – сплошные поля и равнины, местность малообжитая, много заброшек. Дороги есть, но асфальтовое покрытие оставляет желать лучшего (к счастью, больших ям почти не было). Уже в темноте доехали до моря (западное подережье) и после некоторых поисков нашли приличное жильё в п. Стерегущее (200 гривен).

27 мая (понедельник)

Дальше буду просто перечислять по порядку места, которые мы посетили, с комментариями.

1. Бакальская коса (45°47’44»N, 33°10’3»E) и мыс Песчаный (который сейчас превратился в остров). По косе проложена хорошая грунтовка

2. Затонувший сухогруз Ибрагим-Яким (45°20’56»N, 32°29’0»E) у мыса Тарханкут (он хорошо виден с берега). Там же расположен маяк и остатки воинской части.

3. Урочище Джангуль (45°25’51»N, 32°31’7»E) и остатки маяка (45°24’6»N, 32°28’53»E). Дорога пролегает через поля, хорошо проходима в сухую погоду, но легко заблудиться из-за большого количества ответвлений

4. Ихтиандр 66 (45°19’54»N, 32°34’27»E) и Чаша любви (45°19’52»N, 32°34’24»E). Дорога — как в предыдущем пункте. Это место очень популярно у дайверов

5. Ветровые электростанции: Тарханкутская (45°25’30»N, 32°46’8»E), Донузлавская (45°23’48»N, 33°8’48»E), и Мирновская (45°19’42»N, 33°6’8»E). До каждой из них можно доехать по асфальту, они не огорожены и не охраняются.

6. Казантип (45°17’33»N, 33°2’17»E). Сейчас там идет активная подготовка к новому сезону. Также посетили жилой комплекс, к котором мы останавливались в прошлом году, и поели в известной столовке в Мирном 🙂

7. Поселковый трамвай (45°11’27»N, 33°13’38»E) – короткая трамвайная линия от п. Молочное до пляжа. К сожалению, покататься нам не удалось, т.к. трамвай находился на ремонте, а движение должно было начаться с 1 июня.

8. Межгорное водохранилище. Судя по всему, объект секретный, т.к. на картах Navitel не было ни самого водохранилища, ни дорог вокруг, поэтому добирались мы практически наугад по очень хреновой грунтовке (как потом оказалось, нормальная дорога всё-таки была). Удивительно, но охранник разрешил нам немного погулять и пофотографировать. Особый интерес представляет башня водозабора (45°3’59»N, 33°46’17»E)

9. Радиотелескоп в Школьном (45°3’9»N, 33°53’24»E). Радиотелескоп  давно не работает, а вокруг полный дестрой. Нам удалось подъехать на машине довольно близко, однако дальше пришлось идти пешком. Вскоре дорогу преградила колючая проволока, но я без проблем пролез сквозь неё. До радиотелескопа оставалось буквально 50 м, когда я увидел с лаем несущуюся на меня овчарку. От расправы меня спас только ультразвуковой отпугиватель собак, который я предусмотрительно взял с собой (кстати, очень полезная вещь, хотя действует не на всех собак). Пока я размышлял, стоит ли идти до конца, появились вторая собака и мужик, одетый в военную форму, поэтому пришлось срочно сматываться. Пролезая в спешке сквозь колючую проволоку второй раз, довольно сильно поранил ногу, но в остальном обошлось без последствий

10. Пещерный город «Бакла» (44°48’51»N, 34°0’12»E). Найти дорогу без подсказки местных жителей было бы сложно. По грунтовке средней разбитости проехали несколько километров, оставили машину возле небольшой церкви и дальше пошли пешком по тропе, которую показали нам монахи (она шла через лес и довольно круто в гору). Идти пришлось примерно полчаса, и как-то так получилось, что когда мы вышли из леса, Бакла оказалась где-то снизу. Поскольку солнце уже садилось, мы решили не тратить время на посещение города и пофотографировали его сверху, а затем спустились к машине тем же путём

11. Астрофизическая обсерватория (44°43’38»N, 34°0’42»E). Уже в темноте доехали до поселка Научный, где находится обсерватория, но там нам сказали, что экскурсий сегодня нет из-за большого количества облаков на небе, и вообще надо записываться заранее.

Переночевали в гостинице в Бахчисарае (280 гривен)

28 мая (вторник)

1. Пещерный город «Чуфут-Кале» (44°44’28»N, 33°55’16»E). Примерно за километр до города дорога перегорожена, поэтому машину пришлось оставить на парковке (20 гривен) и дальше идти пешком (в гору). К сожалению, одна из наиболее интересных достопримечательностей города – осадный колодец (44°44’26»N, 33°55’11»E) – оказалась закрыта из-за профилактической покраски. За 200 гривен его готовы были открыть специально для нас, 🙂 однако мы сами не рискнули спускаться из-за сильного запаха краски. У входа в город мы договорились с одним из экскурсоводов, которые там тусуются и предлагают свои услуги за 100 гривен. В итоге накинули еще 50, т.к. экскурсия оказалась очень интересной и длилась полтора часа вместо обещанных 40 минут, и сделали вывод, что без экскурсовода в подобных местах делать нечего. Помимо этого, пришлось заплатить еще по 50 гривен с человека за входной билет.

2. Сфинксы Каралезской долины (44°37’42»N, 33°47’31»E). Хорошо видны с шоссе, наверх подниматься не стали

3. Водопад Мердвен-Тобе и грот Коба-Чаир (44°32’56»N, 33°44’24»E). Подъехать на машине можно очень близко (со стороны п. Родное), однако потом предстоит спуск вниз, сложность которого состоит в преодолении практически отвесного участка высотой больше 2 м (единственное, за что можно ухватиться – металлическая скоба, которую, видимо, сделали специально для этих целей). Вроде бы есть дорога и к самому водопаду (через страусиную ферму). Место очень живописное, водопад напоминает «Козырёк», но воды поменьше.

4. Водопад «Козырёк» (44°31’10»N, 33°48’34»E). Проехали несколько километров через поля (дорога хорошо укатана, но из-за большого количества ответвлений путь уточняли у прохожих), затем оставили машину на опушке и дошли до водопада по тропе через лес (минут 10 быстрым шагом, заблудиться сложно). Дальше я решил посетить грот Фатьма-Коба (44°31’55»N, 33°48’0»E), который находится неподалеку, но, несмотря на наличие подробного описания дороги к нему (взятого в интернете) довольно скоро потерял даже намеки на тропу и решил оставить эту затею.

5. Астрофизическая обсерватория. В этот раз небо было совершенно чистым, а на экскурсию мы записались по телефону, поэтому в 8 вечера снова были в Научном. Экскурсия стоит 50 гривен с человека и длится около 3 часов. В программу входит осмотр действующих телескопов, после наступления темноты – наблюдение объектов звездного неба через небольшой демонстрационный телескоп (нам показали Сатурн и два каких-то звездных скопления), а также небольшая заключительная лекция в конференц-зале. Экскурсия очень понравилась!

Переночевали снова в Бахчисарае, но уже в другой гостинице (250 гривен)

ЧАСТЬ 2