Меню

Misha Simachev Blog

УЖД-тур (часть 1/2)
02.09.2014

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2

ФОТКИ

Нижний Новгород (2014.08.16) yandex, vk
Нижегородская канатная дорога (2014.08.16) yandex, vk
УЖД Керженецкого торфопредприятия (2014.08.17) yandex, vk
УЖД Пижемского ЛПХ (2014.08.17) yandex, vk
Буреполомская УЖД (2014.08.17) yandex, vk
УЖД Гороховского торфопредприятия (2014.08.18) yandex, vk
Каринская УЖД (2014.08.19) yandex, vk
Октябрьская  УЖД (2014.08.20-21) yandex, vk
Кобринская УЖД (2014.08.22) yandex, vk
Опаринская УЖД (2014.08.22) yandex, vk
УЖД Дымного торфопредприятия (2014.08.23-24) yandex, vk
Созимская УЖД (2014.08.24) yandex, vk
УЖД Отворского торфопредприятия (2014.08.25) yandex, vk
Кичменский городок (2014.08.25) yandex, vk
Пинюгская УЖД (2014.08.26) yandex, vk
Аникинская УЖД (2014.08.26-27) yandex, vk
Лунданская УЖД (2014.08.27) yandex, vk
Великий Устюг (2014.08.28) yandex, vk
Урочище Опоки (2014.08.28) yandex, vk
Спасо-Каменный монастырь (2014.08.28) yandex, vk
Семигородняя УЖД (2014.08.29) yandex, vk
Вологда (2014.08.29) yandex, vk
Тутаев (2014.08.29) yandex, vk

ВИДЕО

УЖД Керженецкого торфопредприятия (2014.08.17) youtube, vk
УЖД Гороховского торфопредприятия (2014.08.18) youtube, vk
Каринская УЖД (2014.08.19) youtube, vk
Кобринская УЖД (2014.08.22) youtube, vk
Опаринская УЖД (2014.08.22) youtube, vk
УЖД Дымного торфопредприятия (2014.08.24) youtube, vk
Созимская УЖД (2014.08.24) youtube, vk
Пинюгская УЖД (2014.08.26) youtube, vk
Аникинская УЖД (2014.08.27) youtube, vk
Урочище Опоки (2014.08.28) youtube, vk
Спасо-Каменный монастырь (2014.08.28) youtube, vk
Паром через Волгу в Тутаеве (2014.08.29) youtube, vk

GPS-ТРЕКИ
Группа VK, посвященная узкоколейкам, на которых я побывал

В связи с покупкой прошлой осенью компактной пионерки, которая в разобранном виде легко помещается практически в любую машину, на лето 2014 была запланирована двухнедельная экспедиция по Кировской и Вологодской областям, которые богаты узкоколейками. Информацию об УЖД брали на сайтах infojd.ru и narrow.parovoz.com, в результате получился следующий список:

1. Альцевского торфопредприятия (57°52’9″N, 47°6’46″E) (ссылка 1, ссылка 2)
2. Аникинская (60°43’32″N, 47°39’59″E) (ссылка 1, ссылка 2)
3. Бельниковского торфопредприятия (58°18’16″N, 43°34’23″E) (ссылка 1, ссылка 2)
4. Большеорловского торфопредприятия (56°25’32″N, 44°35’59″E) (ссылка 1, ссылка 2)
5. Буреполомская (57°54’57″N, 47°24’4″E) (ссылка 1, ссылка 2)
6. Гороховского торфопредприятия (58°11’1″N, 48°0’48″E) (ссылка 1, ссылка 2)
7. Дымного торфопредприятия (59°25’18″N, 52°22’2″E) (ссылка 1, ссылка 2)
8. Каринская (58°32’11″N, 50°1’33″E) (ссылка 1, ссылка 2)
9. Керженецкого торфопредприятия (56°28’12″N, 44°25’28″E) (ссылка 1, ссылка 2)
10. Кобринская (59°31’32″N, 48°49’35″E) (ссылка 1, ссылка 2)
11. Лунданская (60°28’13″N, 47°29’33″E) (ссылка 1, ссылка 2)
12. Октябрьская (59°26’27″N, 48°52’45″E) (ссылка 1, ссылка 2)
13. Опаринская (59°50’39″N, 48°18’3″E) (ссылка 1, ссылка 2)
14. Отворского торфопредприятия (58°5’13″N, 47°35’40″E) (ссылка 1, ссылка 2)
15. Пижемского ЛПХ (57°51’49″N, 47°7’55″E) (ссылка 1, ссылка 2)
16. Пинюгская (60°15’3″N, 47°47’21″E) (ссылка 1, ссылка 2)
17. Пищальского торфопредприятия (58°18’0″N, 48°37’17″E) (ссылка 1, ссылка 2)
18. Семигородняя (59°48’27″N, 40°10’44″E) (ссылка 1, ссылка 2)
19. Созимская (59°43’38″N, 52°13’54″E) (ссылка 1, ссылка 2)

Для двух недель многовато, поэтому план-минимум был хотя бы заехать на каждую из них и узнать об их состоянии (действуют ли, сколько километров путей осталось, каковы дальнейших перспективы), а проехать только по наиболее интересным (интересность определялась по фотографиям, размещенным на указанных сайтах). Забегая вперед, скажу, что даже несмотря на серьезные технические проблемы, удалось проехать почти по всем дорогам. Наиболее красивыми и интересными были признаны Опаринская, Созимская и Каринская. Треки всех поездок (за исключением Аникинской УЖД, когда я забыл телефон в машине) я записал с помощью программы OsmAnd+.

Готовились мы к этой поездке, как к настоящей экспедиции, предполагая, что большую часть времени придется провести вдали от цивилизации, поэтому взяли палатки, спальные мешки, газовую горелку, топор и всё остальное, что обычно берут в поход, но наши ожидания не оправдались. Оказалось, что каждая узкоколейка берет начало в сравнительно крупном поселке, где есть все блага цивилизации, включая даже иногда гостиницу, в результате в палатке мне пришлось ночевать всего трижды (вообще я сторонник комфорта и ночую в походных условиях только при отсутствии выбора). А питались мы либо в кафе (они в большом количестве расположены вдоль трасс), либо шоколадками/булочками/сосисками, купленными в магазине.

Также я готовился к бездорожью, поэтому даже шины поставил такие, которые хорошо гребут по грязи в ущерб другим качествам. По факту оказалось, что дороги в Кировской области просто отличные (в Вологодской и Нижегородской областях – немного хуже, но тоже норм). Интересная особенность: в Кировской области вместо табличек «Аварийный участок дороги» используются таблички «Участок концентрации ДТП», что звучит очень странно: какой концентрации, высокой или низкой? в чем она измеряется?))) В поселках обычно проложена бетонка сносного качества, а совсем уж непролазную грязь мы встретили лишь однажды, и то там до цели оставалось буквально 300 м, и можно было пройти пешком. Лишь в конце путешествия нам пришлось приехать несколько сот километров по грейдеру и разбитому асфальту, об этом будет написано дальше более подробно. К слову, машина у меня низкая (Toyota Celica), а под весом пионерки и вещей она просела еще больше, однако мне довелось проехать на ней десятки тысяч километров по самым разным дорогам, включая сильно разбитые, и поэтому в ней я был уверен. Забегая вперед, скажу, что и на этот раз она с достоинством выдержала все испытания, показав себя настоящим внедорожником))

Если, к примеру, Воронежская область богата черноземом, а Урал – полезными ископаемыми, то Кировская область – лесом и… клещами)) Поскольку изначально мы планировали поездку на начало лета (когда дни длиннее, но и клещей больше), то подготовились к встрече с ними основательно: сделали прививки от энцефалита и купили специальные костюмы с ловушками для клещей. Конец августа выдался достаточно теплым, но клещей уже практически не было: за всю поездку мы видели всего одного. Как бы то ни было, наличие экипировки и иммунитета успокаивало нервы))

Определенные опасения вызывало взаимодействие с местным населением: мы были наслышаны, что в Кировской области много гопников и уголовников, ведь не секрет, что там расположено большое количество колоний, а две из них даже владеют узкоколейками, по которым мы собирались проехать: Буреполомская и Созимская. По итогам могу сказать, что люди, с которыми нам довелось общаться, оставили исключительно положительное впечатление. Одни одобряли наше хобби, другие крутили пальцем у виска, но все без исключения были позитивно настроены и вежливы, а тот факт, что мы из Москвы, вроде бы никак не влиял на отношение к нам (может, нелюбовь к москвичам – это миф?)

Многие узкоколейки Кировской области завязаны на широкую колею (осуществляется перегрузка), поэтому посещать их удобно, путешествуя на обычной электричке от одной станции к другой. Прямые автомобильные дороги есть не всегда, поэтому при путешествии на машине, чтобы добраться от одной УЖД до другой, иногда приходилось делать крюк, в 10 раз превышающий расстояние между ними по прямой.

На какую бы УЖД мы ни приезжали, везде нас предупреждали, что именно тут состояние путей особенно хреновое)) На самом деле, состояние путей было везде примерно одинаковым и вполне нормальным (если сравнивать с заброшенными или полузаброшенными дорогами), без особых рисков можно было ехать со скоростью 20-30 км/ч, что для пионерки достаточно быстро. К своему удивлению, на многих УЖД мы то тут, то там встречали бесстыковый путь (когда рельсы сварены между собой, а не соединены накладками). Как нам объяснили, такое соединение характерно для старых участков, оставшихся с советских времен, поскольку сейчас сварщиков, владеющих навыками для такой работы, практически не осталось.

16 августа (суббота)

Выехали в 7 утра по Горьковскому шоссе, в небольшой пробке постояли только один раз (в районе Лакинска), и в 13:30 оказались в окрестностях Нижнего Новгорода. Сначала посетили арт-объект Никиты Nomerz «The three bogatyrs» в Сысоевке (56°10’38″N, 43°36’3″E), затем отправились в Зименки, где расположена бывшая радиоастрономическая станция НИРФИ (56°9’24″N, 44°16’22″E).  Мы подъехали к проходной, ворота оказались закрыты, а внутри на первый взгляд никого не было, поэтому я решил перелезть через забор, однако пока надевал сапоги и плащ (недавно прошел дождь), из ворот вышел дедок-сторож. Я поздоровался и спросил, можно ли пройти на территорию, но он прошел мимо, даже не повернув голову, как будто меня вообще нет))) Когда он скрылся из виду, я всё-таки перелез через забор и обошел всю территорию – вокруг полный дестрой. Когда-то здесь было много тарелок, но теперь осталась только одна (56°9’15″N, 44°17’4″E) в самой дальней от входа части (остальное попилили на металл). Кстати, забора с той стороны нет, и в хорошую погоду можно подъехать на машине по грунтовке (либо пройти пешком от шоссе 100-200 м).

Затем мы направились в Нижний Новгород с целью осмотреть еще несколько арт-объектов Никиты Nomerz (из числа тех, которые я ещё не видел), но уцелел только один — «The hostage» (56°19’19″N, 44°0’21″E). Также мы обнаружили, что метро провели на другую сторону Оки, где появилась новая станция Горьковская (в моё предыдущее посещение НиНо её ещё не было). По такому случаю мы решили прокатиться на метро одну остановку до вокзала (станция Московская), где пожрали в Макдаке и затарились сувенирами. После этого мы вернулись к машине и выдвинулись в сторону УЖД Большеорловского торфопредприятия, однако, поскольку дорога шла мимо станции канатной дороги Борская (56°21’16″N, 44°3’42″E), мы решили на ней прокатиться туда/обратно (очередей практически не было ни на той, ни на другой стороне).

От Нижнего Новгорода до УЖД Большеорловского торфопредприятия (56°25’32″N, 44°35’59″E) примерно 50 км, дорога – нормальный асфальт. Узкоколейка оказалась разобрана (мы это подозревали, но всё же решили съездить и проверить). Затем мы взяли курс на УЖД Керженецкого торфопредприятия. На карте они рядом, но прямой дороги по асфальту нет (вроде бы есть грунтовка, но мы не рискнули), поэтому пришлось сделать крюк 40 км (тоже нормальный асфальт). Пока мы ехали, стемнело, и мы решили заночевать, для чего свернули на первую попавшуюся грунтовку. При свете фар я установил палатку прямо на обочине, а Арсений лег спать в машине.

17 августа (воскресенье)

Проснулись в районе 6-ти, утро выдалось насколько туманным, что видимость поначалу была не более 50 м. В 7 мы прибыли в Керженец, нашли депо (56°28’12″N, 44°25’28″E) и приступили к сбору пионерки. Из разговора с местными жителями выяснилось, что торфпредприятие закрылось, и линию активно разбирают – осталось всего 6 км. В 7:50 мы выехали и уже в 8:20 доехали до конца путей, где стоял вагончик. Дорога довольно живописна (особенно в условиях тумана), но каких-то особых достопримечательностей (типа мостов) на оставшемся куске нет. Зато нас очень удивило наличие в депо электрических стрелок и бетонных шпал!

Затем мы взяли курс на Пижму, до нее 300 км, асфальт нормальный. Здесь находятся сразу 2 узкоколейки (по разные стороны от ж/д широкой колеи): УЖД Альцевского торфопредприятия (57°52’9″N, 47°6’46″E) и УЖД Пижемского ЛПХ (57°51’49″N, 47°7’55″E). Первое оказалось заброшено (хотя техники в депо стояло немало), рельсы совершенно заросли травой, наката не наблюдалось, поэтому мы решили по ней не ездить.

Вторая по виду казалась более живой, правда из техники был только тепловоз. От местных жителей мы узнали, что дорога уже не действует, однако пионерочное движение на ней осуществляется. Когда мы собрали дрезину и поехали, оказалось, что дорога тоже сильно заросла, так что продвигаться местами было довольно сложно (к тому же, в одном месте были повреждены пути). Нам удалось проехать 11 км (на это ушел час), дальше на пути стали появляться кусты и деревья (без пилы или топора не проехать), поэтому мы повернули назад. Дорога однообразная и неинтересная, никаких достопримечательностей на ней нет.

Третьей в этот день была Буреполомская УЖД, до нее 20 км, половина  — хороший асфальт, половина – то, что осталось после снятия асфальта (видимо, будут доделывать). От поселка Буреполом до узкоколейки еще примерно километр по грунтовке (причем она пересекает ж/д широкой колеи по небольшому туннелю), которая идет вдоль колонии общего режима (эта узкоколейка – лагерная). Приехав на место (57°54’57″N, 47°24’4″E), мы обнаружили, что УЖД разобрана. Пока мы гуляли вокруг, пытаясь найти местных жителей, чтобы узнать подробности, из колонии на велосипеде приехал охранник, чтобы узнать, кто мы такие и что тут делаем. Мы объяснили цель визита, он удивился, но возбухать не стал (и вообще был вежлив), сказал только, что территория режимная, и находиться посторонним здесь нежелательно. Также сообщил, что УЖД находится в процессе разбора, который начался еще в 2013 году. Дорогу разбирают с начала (а не с конца, как обычно), рельсы вывозят на грузовиках. Update: один дальний кусок остался неразобранным и на 2016 год действует

Следующей по плану шла УЖД Гороховского торфопредприятия, по прямой до нее 40 км, но дорог в этом месте нет, пришлось возвращаться назад и делать огромный крюк 300 км (асфальт везде нормальный). В этот день мы до цели не доехали, а заночевали в гостинице на трассе недалеко от Яранска (цена – 1200р за двухместный номер с  удобствами на этаже).

18 августа (понедельник)

В 9 утра мы прибыли в Комсомольский, асфальт везде был нормальным, за исключением куска длиной примерно 10 км (немного не доезжая Комсомольского), где он довольно сильно разбит. Здесь начинается УЖД Гороховского торфопредприятия. Мы нашли диспетчерскую (58°11’1″N, 48°0’48″E) и пообщались с тётенькой, которая там работала. Она отнеслась к нашей затее нормально, предупредила, что на линии сейчас находятся 3 тепловоза, но разрешение на проезд дала и даже включила светофор на переезде, когда мы поехали.

Мы собрали пионерку и тронулись в путь. На втором большом переезде ( 58°6’18″N, 47°58’8″E ) мы встретились с первым тепловозом. Машинист и его помощник (молодые ребята) были очень доброжелательны, наше хобби одобрили. На одном из разъездов стоял второй тепловоз с вагоном, в котором было несколько сотрудников торфпредприятия, судя по их лицам, от нас они были в явном ахуе)) До конца линии (33 км) мы доехали за 1.5 часа, затем обследовали первый ус на торфполя (3 км) и второй частично, т.к. дорогу нам преградил третий тепловоз, и мы решили не тратить время и силы на перетаскивание пионерки. Больше усов на дороге нет (но есть короткие ответвления для разъезда составов), поэтому мы тронулись в обратный путь. Эта УЖД – довольно однообразная и неинтересная, из достопримечательностей – только парочка переездов.

За 8 км до финиша дрезина заглохла и больше не заводилась, однако вскоре в сторону депо поехал тепловоз, который мы встретили первым, и мы попросили ребят взять нас на буксир. Веревки не было, поэтому Арсений залез в кабину тепловоза, а я остался сидеть на пионерке, а за тепловоз держался рукой, что было совсем несложно, и мы доехали без проблем.

По прибытии в депо мы занялись ремонтом и выяснили, что в карбюраторе сломалась заслонка обогатителя (пионерка заглохла, скорее всего, из-за этого), а также куда-то вытекло почти всё масло. То, что масло подтекает, мы заметили давно, но мы не предполагали, что всё так запущенно: пришлось долить почти литр! Кроме того, сломалось ушко крепления одного из амортизаторов. Погрузив всё в машину, мы отправились в ближайший крупный город – Котельнич (30 км). Опросив местных жителей, нашли единственный магазин, торгующий мотозапчастями, и – о чудо – там оказался в наличии именно такой карбюратор, какой нужно! Цена 600р, взяли сразу 2 штуки про запас)) Также купили канистру 4 л масла (учитывая такой расход, его придется часто доливать).

Дальше мы решили двигать на УЖД Отворского торфопредприятия, чтобы там установить новый карбюратор и сразу же обкатать его. От Котельнича до этой УЖД 55 км, а от Комсомольского – 28 км, поехали той же дорогой, что к УЖД Гороховского торфопредприятия, однако после поворота на Комсомольский асфальт становился всё хуже и хуже, а за 5 км до цели оказалось, что вместо нужного поворота – заросшая просека. Переговорив с водителем встречной машины, мы узнали, что здесь мы не проедем, нужно ехать по трассе Котельнич-Шарья и сворачивать налево в районе Свечи. Пришлось разворачиваться…

В районе Котельнича есть еще одна УЖД — Пищальского торфопредприятия, но и до нее так просто не добраться – нужно делать огромный крюк через Киров. В этот день мы доехали до Кирова (180 км) и заночевали там в гостинице (1400р за двухместный номер с удобствами).

19 августа (вторник)

С утра немного покатались по Кирову (город показался безликим и неинтересным), а затем поехали в Кирово-Чепецк (до него 40 км), где находится Каринская УЖД. Когда-то это была огромная дорога, но сейчас осталось лишь 10 км, на которых осуществляется только пассажирское движение. Мы подъехали к конечной станции Новая (58°32’11″N, 50°1’33″E), там стоял тепловоз. У сотрудников мы спросили, во сколько он поедет, и не будем ли мы им мешать, они не возражали против наших покатушек. Мы проехали на машине чуть дальше, до следующий станции Вернисаж (58°32’20″N, 50°2’44″E), т.к. там более удобный подъезд, установили на пионерку новый карбюратор, и она завелась – радости нашей не было предела!

В процессе езды обнаружилось, что двигатель работает нестабильно и через несколько минут после старта имеет тенденцию глохнуть. Использовав подсказку «Звонок другу», мы выяснили, что нужно подогнуть поплавок в поплавковой камере, и это помогло. Также пришлось отрегулировать винты холостого хода и бедности смеси, делается это так: с помощью винта холостого хода устанавливают минимально возможные стабильные обороты, затем с помощью винта бедности смеси добиваются максимального увеличения оборотов. Затем обороты сбрасывают с помощью винта холостого хода, снова крутят винт бедности смеси – и так несколько раз.

Несмотря на нестабильную работу двигателя (окончательно отрегулировали карбюратор только на следующей УЖД), мы проехали всю дорогу до станции Техническая (58°33’29″N, 50°10’55″E), где снова были обнаружены электрические стрелки. Дорога проходит как по городу, так и по сельской местности и очень интересна, из достопримечательностей можно отметить автомобильный путепровод (58°32’22″N, 50°2’49″E), регулируемый переезд (58°32’30″N, 50°4’9″E) и крупный мост через реку (58°32’32″N, 50°4’40″E). Несмотря на короткую длину и наличие альтернативных видов транспорта, УЖД пользуется популярностью у населения: в ожидании поезда на платформах собралось немало народа.

Дальше мы решили ехать на Октябрьскую УЖД, однако, забегая вперед, скажу, что это было ошибкой: сначала нужно было ехать в сторону Кирса, где находятся две другие УЖД. Как бы то ни было, наш путь в любом случае лежал через Киров, и мы решили докупить там запчастей, а именно: запасную катушку зажигания (600р), новые амортизаторы (по 450р), топливный фильтр (20р), 2 запасные свечи (по 55р) и еще что-то по мелочи. Также купили 20-литровую канистру для бензина, поскольку установили, что средний расход топлива составляет 1 л на 15 км, а некоторые УЖД, которые нам предстоит проехать, простираются на 80 км и даже больше.

В 5 часов вечера мы выдвинулись из Кирова. До Октябрьского 110 км, асфальт отличный, в самом поселке – сносная бетонка. Мы нашли диспетчерскую (59°26’27″N, 48°52’45″E) и пообщались с сотрудницей. Она была доброжелательна, разрешение на покатушки дала, а также сообщила, длина дороги составляет порядка 80 км, тепловоз уходит в 5 утра и возвращается под вечер (дорога в один конец занимает более 5 часов). От местных жителей мы узнали, что пионерок в поселке немного – не более 10 штук.

Мы продолжили ремонт пионерки – заменили амортизаторы и катушку зажигания, а также, наконец, выяснили, откуда течет масло. Оказалось, что из-за того, что цепь плохо натянута, она периодически цепляется о корпус и стерла уже приличный слой металла, в этом месте образовались 2 маленькие трещинки. У местного жителя мы стрельнули тюбик автомобильного герметика и замазали это место, а цепь натянули, слегка сместив двигатель на раме (эти меры оказались эффективными: масло перестало течь, а цепь – цепляться за корпус).

На ночлег я устроился на втором этаже недостроенного деревянного дома по соседству – решил сэкономить время, чтоб не ставить палатку, но под утро очень сильно замерз, даже несмотря на теплый спальник: на втором этаже была только крыша (двухскатная), а стен не было, поэтому он продувался ветром. Арсений снова спал в машине.

20 августа (среда)

Проснулись в 6 утра, окончательно отрегулировали карбюратор и собрали вещи для дальнего пути (целых 160 км туда/обратно, как-никак!) Тут вдруг подошла местная жительница и изъявила желание взять у нас интервью для местной газеты: по ее словам, подобные туристы приезжают к ним впервые! Мы ей рассказали о своем хобби и планах, она всё записала.

В путь мы тронулись в 8:40, но проехать нам удалось только 30 км. Сначала мы заметили, что дрезина как-то плохо тянет, а потом у нее отвалилось колесо)) При более внимательном рассмотрении оказалось, что сломалась ведущая ось, это был песдетс… До ближайшего населенного пункта 30 км, тепловоз пойдет назад вечером, остается надеяться только на случайную пионерку, а пешком – это минимум 6 часов, но делать нечего: привязываем к пионерке буксировочный трос, который в этот раз предусмотрительно взяли с собой, и оправляемся в обратный путь, таща её за собой (это не особо затруднительно, т.к. она всё-таки катится).

За полтора часа мы прошли всего 5 км и уже немного подзаебались. Было принято решение все-таки попробовать ехать, и у нас это получилось! Дело в том, что ось сломалась между подшипником и звездочкой, таким образом, из колеса торчал кусок, который можно было вставить в подшипник. К тому же, на подножке с противоположной стороны стояла канистра с 20 л бензина, которая создавала противовес, и теоретически можно было бы ехать вообще на трех колесах. На скорости 5-15 км/ч, соблюдая крайнюю осторожность и постоянно следя за тем, чтоб колесо не отвалилось снова, мы доехали до точки старта за 4 часа (авария у нас произошла в 10:20, а в депо мы оказались в 14:20). Поскольку сломанный конец оси постоянно терся о гайку, которая удерживает подшипник, за это время в гайке образовалась выемка диаметром 1 см (и это при том, что мы периодически поливали это место маслом!)

Тот участок, который нам удалось посмотреть, не слишком интересен, из достопримечательностей можно отметить только довольно живописный мост-дамбу (59°27’57″N, 48°47’32″E), в остальном же дорога довольно однообразна.

Пообщавшись с местными жителями, мы узнали телефон токаря, который согласился выточить новую ось, причем за работу и материал запросил всего 700р. На случай, если отремонтировать пионерку не удастся, мы решили в тот же день посетить две другие ближайшие УЖД и попробовать вписаться на тепловозы. Сначала мы отправились на Кобринскую УЖД, где нам оказали радушный прием. Координаты диспетчерской – 59°31’32″N, 48°49’35″E, от Октябрьской УЖД ехать всего 13 км, асфальт нормальный, последний километр – бетонка. Длина главного хода дороги – более 80 км, на следующий день (в четверг) на одну из делянок отправляется грузовой состав, но на нём ехать нежелательно (да и делянка эта находится примерно на 50-м километре), зато в пятницу в 6 утра на самый дальний участок дороги едет пассажирская дрезина, чтобы забрать рабочих-вахтовиков на выходные. Мы согласились на второй вариант.

Затем мы поехали на Опаринскую УЖД, до нее еще 55 км, из них половина – хороший асфальт (до д.Вазюк), затем – более-менее нормальный грейдер (можно ехать со скоростью 30-50 км/ч). После опроса местных жителей нашли диспетчерскую (59°50’39″N, 48°18’3″E), но там никого не оказалось (рабочий день закончился), а также нам дали телефон водителя тепловоза, который, в свою очередь, сообщил телефон директора УЖД. Последний сказал, что тепловозы сейчас ходят редко и нерегулярно, и посоветовал найти пионерку.

После этого мы вернулись в Октябрьский к дому токаря, где общими усилиями сняли с пионерки ось (за работу он был готов взяться на следующий день). В процессе разговорились с его соседкой-бабулькой, которая угостила нас чаем с пирожками и пригласила на ночлег, чем мы и воспользовались.

21 августа (четверг)

С утра мы первым делом отправились на поиски новых подшипников (старые были признаны негодными, к тому же, было решено поставить подшипники с бОльшим внутренним диаметром), найти их оказалось довольно легко, несмотря на удаленность от крупных городов. Затем мы заселились в гостиницу в Мурашах (1000р за двухместный номер с удобствами на этаже), чтобы отдохнуть и привести себя в порядок, тем более что делать всё равно было нечего. Там же постирали одежду (это обошлось в 100р за одну загрузку).

В 4 часа дня позвонил токарь и сообщил, что ось готова. Мы приехали к нему в Октябрьский и снова общими усилиями стали устанавливать ось на место. На одной из гаек, которая крепит подшипник, сбилась резьба, так что пришлось помучиться, и на приведение пионерки в боевую готовность ушло более 3 часов. За всю работу (изготовление оси и ее установка) токарь запросил всего 1000р, но мы накинули еще 500 – очень хорошее впечатление он на нас произвел! После этого мы отправились на Октябрьскую УЖД, где с целью обкатки доехали до дамбы (8 км) и назад, при этом гнали со всей дури и развили скорость 44 км/ч (по навигатору). Буквально за 100 м до финиша мы остановились, чтобы перевести стрелку, и в момент трогания ось сломалась почти в том же месте, но не до, а после подшипника, так что колесо отвалилось теперь насовсем.

Я настолько акуел, что даже не расстроился, а отнесся к этому обстоятельству по-филосовски: по крайней мере, мы попытались)) К тому же, хорошо, что это случилось не за 30 км от цивилизации, как в прошлый раз, и не на полной скорости. Мы снова доехали до токаря, а также позвонили конструктору пионерки и устроили консилиум, в результате которого пришли к выводу, что дело в плохом качестве стали, и для изготовления оси лучше всего использовать торсион от Камаза. Затем мы очень душевно потрещали за жизнь, нас пригласили в выходные на охоту, но мы были вынуждены отказаться, т.к. впереди было еще много дел, связанных с главной целью поездки. Ночевали в гостинице в Мурашах.

ЧАСТЬ 2