Меню

Misha Simachev Blog

Елец-Валуйки-Лиски (4-5.10.2014)
09.10.2014

ФОТКИ

Елец-Валуйки (2014.10.04) yandex, vk
Валуйки-Лиски (2014.10.05) yandex, vk
Воронеж (2014.10.05) yandex, vk

ВИДЕО

youtube, vk

С начала лета у нас осталось одно незаконченное дело в Ельце (в тот раз мы не доехали до Старого Оскола), поэтому план на выходные был таким: Елец-Старый Оскол-Валуйки-Лиски-Ртищево. Мы выехали в 22:30 с Курского вокзала и в 6 утра прибыли в Елец (плацкарт – 890р). Похавав в столовке на вокзале, мы отправились на автобусную остановку с целью доехать до ст.Улусарка, до которой примерно 10 км (дело в том, что ветка, которая нам нужна, не проходит через Елец). Нам повезло – буквально через 15 минут отправлялся автобус в Воронеж, маршрут которого пролегал недалеко от нужной нам станции. Мы вышли в Екатериновке, прошли пешком еще примерно 2 км и оказались почти на том самом месте, куда прибыли вечером 24 мая.

На путях стоял товарняк в сторону Грязей, который вскоре уехал, а мы тем временем прогулялись почти до станции. Вдруг из-за поворота показался состав в нужную сторону, сначала он ехал на довольно большой скорости, и мы думали, что он проследует без остановки, но он все-таки затормозил. Поскольку он остановился на главном пути (там еще есть дополнительный путь для разъезда), стало понятно, что, скорее всего, он простоит недолго, поэтому мы ломанулись назад к хвосту. Как назло, навстречу нам шел обходчик, он явно что-то заподозрил, т.к. когда мы его миновали, он несколько раз оборачивался. Объявили отправление, поезд тронулся (в 7:30) и мы залезли в соседние полувагоны (они оказались пустыми), обходчик это спалил. Сначала поезд набрал ход, но почти сразу снова остановился, при этом наши вагоны оказались как раз напротив станции. Снаружи началась какая-то движуха, и через минуту в вагон, где сидел Арсений, залез обходчик и спокойно сказал: «Ребята, вылезайте». Мы вылезли, готовые к тому, что на нас наорут и сдадут ментам, но ничего такого не произошло: обходчики отправились по своим делам, как ни в чем не бывало, не сказав нам больше ни слова))) А мы снова вернулись на прежнее место (туда, где останавливаются последние вагоны), только теперь уже по кустам, чтоб нас не спалили. Не исключено, такой похуизм со стороны сотрудников станции был связан с пересменком (в 8 утра), и нами никто не хотел заниматься.

Ждать пришлось недолго: буквально через полчаса приехал новый состав в нужную сторону. Он встал на дополнительном пути, но по громкой связи объявили «без смены» (видимо, бригад), так что мы подумали, что и он простоит недолго, поэтому сразу залезли в один из последних полувагонов (он тоже оказался пустым). Почти сразу по главному пути без остановки проехал товарняк в Старый Оскол, а вот мы простояли около 2 часов и тронулись только в 10:30. Вагон был из-под угля, остатки которого несильно, но  настойчиво пылили, так что к концу пути мы покрылись черным налетом)) Кроме того, в вагоне напрочь отсутствовали ступеньки и петли, однако мы все же нашли к чему прикрепить гамаки и с комфортом устроились в них)) Смотреть по сторонам можно, стоя в гамаке, хоть это и не очень удобно (ноги скользят), и вообще гамак — это вещь, теперь мы будем брать их в каждую поездку!)) Ветка имеет большое количество поворотов и перепадов высот (нас тащил трехсекционный электровоз), но в целом не очень интересно, т.к. практически на всём протяжении пути виды загораживают деревья, посаженные вдоль железной дороги.

В Старый Оскол мы прибыли в 14:00, проехав 170 км за 3.5 часа (без остановок). Поезд остановился сразу после вокзала, и поскольку мы не знали, куда он поедет дальше, то решили сойти. Чуть позже по громкой связи объявили, что он следует в Стойленскую (которая находится в 10 км от города, причем в той стороне, куда нам совершенно не нужно), так что мы всё сделали правильно. Дальше мы планировали тр*йнх*пнуть до Валуек, но было не совсем понятно, как это сделать. Часть поездов в нужную сторону уходит со Стойленской, однако станция устроена так, что непонятно, куда поедет поезд, поэтому этот вариант мы отмели. Из выписки по станции Старый Оскол (на gdevagon.ru) выяснилось, что в среднем каждые 4-5 часов через нее идут транзитные поезда в Валуйки, и последний ушел в 10 утра, так что очередной, скорее всего, должен пойти в ближайшее время, поэтому мы устроились под автомобильным мостом (51.304338, 37.855341) и стали ждать.

Вскоре к одному из стоящих составов прицепили тепловоз, а это означало, что, скорее всего, он пойдет по однопутной неэлектрифицированной ветке в Губкин или Ржаву. После некоторых размышлений мы решили не упускать такой шанс и залезли в полувагон с щебнем, находящийся примерно в середине состава (подальше от пешеходного моста, с которого нас могли увидеть). В 15:50 поезд тронулся, причем не было ни полной пробы тормозов (когда обходчик проходит весь состав и проверяет колодки), ни объявления по громкой связи, и вскоре стало понятно почему. На тепловозную ветку мы не свернули, а проехали по главному ходу 10 км до станции Котел, где наш состав поставили на башмаки, а тепловоз отцепили. Зачем было использовать тепловоз на электрифицированной ветке, мы так и не поняли и даже думаем написать по этому поводу жалобу в РЖД — ибо нефиг сбивать с толку сотрудников ТХПЧ))

Мы вылезли, прогулялись туда-суда и выяснили, что ничего подходящего на путях не стоит, однако решили больше никуда не ехать, а подождать здесь, тем более что как запасной вариант в 18:00 должна приехать электричка до Валуек. Станция оказалась довольно большой, с сортировочной горкой и длинным подземным пешеходным туннелем (впервые такой вижу за пределами крупных городов), однако на этом признаки цивилизации заканчивались, поблизости не было даже магазинов. Мы повесили гамаки на перила, установленные на одном из вестибюлей туннеля, и коротали время до электрички, лежа в них. Ни одного товарняка в сторону Валуек так и не проехало.

До Валуек доехали за 3 часа (расстояние – 130 км, цена билета – 208р). Вторая половина дороги очень интересна, т.к. проходит через меловые горы (в том числе – прямо у их подножья), но, к сожалению,  к тому времени уже стемнело, так что полюбоваться этой красотой мы практически не смогли. Кстати, между Новым Осколом и Валуйками есть станция с названием Рай)) Электричка, на которой мы ехали, оказалась ламповой ЭР9 (в московском регионе такие давно не используются), причем внутри она выглядела, как новенькая. Поначалу народа было много, кроме того, постоянно ходили кондукторы и охранники, однако за одну станцию до прибытия последний вагон, наконец, опустел, и мы повесили гамак между багажными полками))

Переночевали в Валуйках на вокзале в комнатах отдыха (550р за место в трехместном номере с удобствами на этаже). Проснулись в 5:30, перекусили и поднялись на мост, чтоб осмотреть станцию. В одну сторону можно уехать в Лиски, в другую – назад в Старый Оскол или на Украину. К слову, Валуйки – пограничная станция, и мы ожидали увидеть большое количество ментов, пограничников и другого палева, но ничего такого не было. На путях стояло несколько поездов, но с моста не было видно, что находится в начале, поэтому мы спустились вниз, прошли в сторону головы и обнаружили, что к одному из составов уже прицеплен электровоз. Из выписки по станции мы знали, что в сторону Лисок поезда отправляются в среднем раз в 4 часа, так что это было относительной удачей. А тр*йнх*пнуть нам было нужно во что бы то ни стало, т.к. других способов уехать в Лиски в течение дня нет (пассажирские поезда ходят там только ночью). Обходчик, который проверял тормоза, прошел в обратную сторону, а вскоре после этого объявили отправление, и мы залезли в полувагон, находящийся ближе к голове состава, но зато подальше от моста, на котором установлены камеры.

Мы тронулись в путь в 7 утра, было еще темно, но уже через час взошло солнце. Получив выписку по станции на gdevagon.ru, мы выяснили, что поезд едет куда-то на Урал через Ртищево (то есть туда, куда нам нужно). Вагон был наполовину заполнен окатышами, еще слегка теплыми, что было очень кстати, т.к. утро выдалось морозным. Оказалось, что окатыши пылят не меньше, чем уголь, только красят одежду не в черный, а в модный фиолетово-малиновый цвет)) Одеты мы были тепло, поэтому почти не мерзли, например, на мне были зимние ботинки, двое теплых носок, джинсы с подштанниками, две толстовки, зимняя куртка с капюшоном, шарф, шапка, а поверх нее – еще шапка-маска с вырезами для глаз и рта («балаклава»). Однако если все-таки замерзаешь, помогает, например, бег на месте.

Путь до Лисок у нас занял целых 7 часов, хотя расстояние там всего 160 км: мы много раз останавливались (иногда – надолго), либо медленно тащились, хотя были и моменты, когда скорость достигала 80 км/ч. Особенно много остановок было перед Лисками, тупили по полчаса буквально на каждом втором перегоне – судя по всему, пропускали многочисленные поезда, идущие по воронежскому ходу. Первые 2/3 пути не очень интересны, зато потом опять начинаются меловые горы. Особенно впечатлил участок, проходящий у подножья Дивногорья (а по другую сторону дороги течет Дон)!

Во время очередной стоянки мы перебрались в вагон, находящийся ближе к концу состава, при этом нас наверняка заметили путейцы, работавшие поблизости, но, судя по всему, им было не до нас. Затем при заезде на мост через Дон нас спалила тетка, сидевшая в будке (которая там находится на большом возвышении), поэтому, как только поезд сбавил ход, мы эвакуировались и дошли до вокзала пешком (это произошло в 14:20). Поездка в ТИСС. Наш поезд встал у одной из платформ, и вдоль него в конец пошли 2 охранника, но я не уверен в том, что они искали нас. Вообще Лиски нас удивили просто огромным количеством метов и видеокамер — ни на одной станции мы еще такого не видели!

В наших планах было ехать и дальше, но, поскольку поезд пробыл в пути уже 7 часов, в Лисках, скорее всего, предстояла смена бригад, поэтому у нас было время прогуляться и перекусить. Чуть позже мы увидели, как от нашего состава отцепили примерно 10 последних вагонов и утащили куда-то маневровым тепловозом (хорошо, что мы не остались внутри!) К слову, один из парков в Лисках находится прямо на вокзале (и движение там очень активное), но практически невозможно определить, куда следует тот или иной состав (он может уехать как в Ртищево или Валуйки, так и в Воронеж), т.к. развязка находится в нескольких километрах от города.

Вскоре по громкой связи объявили, что скоро в Воронеж отправится электричка. Было уже 3 часа дня, мы всё взвесили и поняли, что до Ртищево (и даже до Поворино) тр*йнх*пнуть не успеем, поэтому решили ехать на ней. Билет стоил 150р, расстояние – всего 100 км, но ехать пришлось целых 2.5 часа (медленнее всего тащились перед Воронежем). Ветка проходит по равнине и ничем не примечательна. Народа в электричке было много, в какой-то момент – почти битком. Арсений решил выйти в Придаче, чтоб сесть на ПДС, который не заезжает в Воронеж, и приехать в Москву пораньше, я же поехал до конечной. Кстати, наконец проехал через туннель под взлетной полосой аэродрома Придача, но ничего особенного в нем нет, похоже на обычное метро.

Еще в электричке (на сайте РЖД) я купил билет на ПДС до Москвы (плацкарт – 1050р), отправляющийся из Воронежа в 22:20. На вокзале сдал вещи в камеру хранения (90р), погулял 1.5 часа по городу, а когда стемнело, вернулся на вокзал, перекусил, принял душ в комнатах отдыха (200р, но есть еще душ на первом этаже за 80р — менее цивильный), после чего погулял уже по ночному городу еще 1.5 часа. В Москве (на Павелецком вокзале) оказался в 9 утра. Проводница начала всех будить буквально за 5 минут до прибытия, так что удалось отлично выспаться))

Уже в Москве, запросив выписку по поезду, на котором мы приехали в Лиски, мы узнали, что он был сформирован в Стойленской и ушел оттуда в 23:30, в Валуйки прибыл в 4:57 (стоянка 2 часа), из Лисок отправился в 18:00, Поворино проехал в 22:53 (стоянка 3 минуты), а Ртищево – в 4:11 (стоянка 11 минут).