Меню

Misha Simachev Blog

Мурманский трип (часть 1/2)
20.08.2015

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2

ФОТКИ

Мурманск (2015.08.08) yandex, vk
Мурманск и область (2015.08.09) yandex, vk
Мурманск-Никель (2015.08.10) yandex, vk
Кольская сверхглубокая скважина (2015.08.10) yandex, vk
Никель-Мурманск (2015.08.10) yandex, vk
Мурманск-Полярные Зори (2015.08.11) yandex, vk
Апатиты (2015.08.12) yandex, vk
Кировск (2015.08.12) yandex, vk
Молибденовый рудник (2015.08.13) yandex, vk
Голубые озера (2015.08.13) yandex, vk
Водопад Красивый (2015.08.13) yandex, vk
Апатиты-Кандалакша (2015.08.14) yandex, vk
Кандалакша-Беломорск (2015.08.15) yandex, vk
Беломорск-Медвежья Гора (2015.08.16) yandex, vk

ВИДЕО

Порог на реке Западная Лица youtube, vk
Мурманск-Полярные зори youtube, vk
Дорога к водопаду Красивый youtube, vk

Группа VK (в ней собраны все фотки и видео с поездки)
Выписки с gdevagon

Про это лето я с уверенностью могу сказать, что, несмотря на хуевую погоду, я его не проебал)) Не успев прийти в себя после одной поездки, сразу же отправляюсь в следующую, а в перерывах успеваю поучаствовать в чём-то интересном в Москве, и остаётся даже время на работу и на сон, а также чтоб запилить этот отчёт)) Сейчас речь пойдет по моей недавней поездке в Мурманск. Это моя четвертая поездка на север, и надо сказать, что север каждый раз разный, однако Мурманская область по красоте вне конкуренции! Даже сейчас, сидя дома и просматривая фотки, я с трудом могу поверить, что видел всё это великолепие собственными глазами!

Поездка получилась незапланированной, и я почти к ней не готовился. Изначально я собирался трейнхопнуть по БАМ-у (из Комсомольска-на-Амуре в Братск), но потом понял, что не потяну это мероприятие ни по времени, ни по деньгам, ведь на начало сентября у меня запланирована ещё одна большая поездка в сторону Астрахани и Казахстана на машине (это типа анонс). Update: в итоге всё-таки поехал осенью на БАМ. Как более лайтовый вариант, был выбран трейнхоп из Мурманска в сторону Москвы или Питера, однако, как это часто у меня бывает, программа по ходу дела была значительно расширена, и собственно трейнхоп занял меньше половины времени. В итоге поездка получилась очень яркой и богатой на впечатления.

Для начала несколько общих слов. Природа Мурманской области – это скалистые сопки, покрытые низкорослым лесом, горные реки с порогами и перекатами и большое количество озер от крошечных до многокилометровых. Слой почвы довольно тонкий (а под ним – камень), поэтому старые электрические и телеграфные столбы не вкопаны в землю, а просто обложены вокруг булыжниками в опалубке, выглядит это ненадежно, но как-то держится)) Жемчужина Мурманской области – горный массив Хибины, рядом с которым расположены города Апатиты и Кировск (150-200 км южнее Мурманска), я провел там 2 дня, ознакомившись на наиболее легкодоступными достопримечательностями.

Из Мурманска уходят 2 железнодорожные ветки: одна (главный ход) – на юг (электрифицированная переменкой), другая – на запад (тепловозная), я проехал по обеим. Наиболее интересные участки – Мурманск-Заполярный и Мурманск-Апатиты. Несмотря на то, что по всей длине главного хода сделан бесстыковый путь, поезда едут медленно (30-60 км/ч), часто и подолгу стоят на разъездах, поэтому средняя скорость движения при трейнхопе составляет в среднем всего 200-250 км за световой день. Вероятно, это связано с перегруженностью сортировочных станций. На участке Беломорск-Мурманск 90% составов – полностью состоящие из полувагонов (остальные – цистерны либо хопперы), на сервер везут уголь (который потом перегружают на баржи), на юг вагоны едут порожними.

С погодой скорее повезло, чем нет. Сильный дождь шёл только дважды (9 и 12 августа) и только в первой половине дня, остальное время была переменная облачность в основном без осадков. Начиная с 14 августа, дул сильный и очень холодный ветер, мне потребовались все мои теплые вещи, и даже пришлось докупить кое-что ещё. Местные жители рассказали, что лето в этом году совсем не задалось. То же самое я слышал в Салехарде и Якутске, аналогичные вести буквально на днях пришли от Арсения из Перми))

8 августа (суббота)

В 13:15, через 2.5 часа после вылета из Москвы, я приземлился в мурманском аэропорту. На самом деле, аэропорт находится в 30 км южнее Мурманска, и поездка на маршрутке до города заняла 50 минут. Дорога проходит по сопкам вдоль Кольского залива и очень живописна. Маршрутка прибыла на автовокзал, который находится рядом с ж/д вокзалом, куда я отправился на разведку. У меня в планах было прокатиться по тепловозной однопутке Мурманск-Никель (на запад, почти до границы с Норвегией), но оказалось, что пассажирский поезд ходит только до станции Нял (примерно середина дороги) и только дважды в неделю (четверг, пятница), зато каждый день (кроме воскресенья) в 7:37 отправляется рабочий поезд до станции Заполярная (то есть почти до конца). Грузовое движение там тоже есть, но об этом позже.

Затем я заселился в гостиницу неподалеку от вокзала (1300р в сутки) и отправился на осмотр достопримечательностей. Надо признать, что Мурманск – самый обшарпанный город, который мне доводилось видеть)) Краска на большинстве домов выцвела и облезла (причина тому, скорее всего холодный и влажный климат), и город производил бы крайне депрессивное впечатление, если б не то обстоятельство, что он весь расположен на сопках, и поэтому смотрится не так уныло. Осматривать город пешком оказалось довольно утомительно: к примеру, на карте две достопримечательности расположены рядом друг с другом, а по факту оказывается, что нужно либо делать огромный крюк по дорогам, либо карабкаться по крутому склону (причем это ещё и не всегда возможно – то тут, то там путь преграждают заборы). Так вот, после часа хождений вверх/вниз я решил вызвать такси и дальше передвигался на нём. Цены довольно гуманные – 400р/час, на осмотр города ушло 2.5 часа, заплатил 1000р. Что посмотрел:

Памятник рыбакам (68°57’36»N, 33°3’49»E)
Фрагмент скелета синего кита (68°57’38»N, 33°4’4»E)
Новоапостольская церковь (68°57’19»N, 33°4’3»E)
Недостроенный храм в готическом стиле (68°57’0»N, 33°3’23»E)
Заброшенные лыжные трамплины (68°57’2»N, 33°8’3»E)
Каменная мостовая (68°57’14»N, 33°6’51»E)
Мост через Кольский залив (68°54’23»N, 33°2’45»E)
Атомный ледокол “Ленин” (68°58’29»N, 33°3’34»E)
Кот Семен (68°59’39»N, 33°5’39»E)
Фонтан на озере Семёновском (68°59’33»N, 33°5’38»E)
Океанариум (68°59’40»N, 33°5’23»E)
Мемориал защитникам Заполярья «Алёша» / смотровая (68°59’34»N, 33°4’16»E)
Скала «Бараний лоб» (68°59’40»N, 33°4’19»E)
Памятник «Ждущая» (68°59’59»N, 33°3’51»E)
Рубка подлодки «Курск» / маяк / смотровая (68°59’8»N, 33°5’39»E)
Музей истории мурманского морского пароходства (68°58’32»N, 33°5’11»E)
Памятник ледоколу «Ермак» (68°58’25»N, 33°5’8»E)
Памятник Бредову (68°58’20»N, 33°4’54»E)
Памятник жертвам иностранной интервенции (68°58’18»N, 33°4’31»E)
Кинотеатр «Родина» (68°58’22»N, 33°4’42»E)
Площадь «5 Углов» (68°58’13»N, 33°4’28»E)
Памятная доска «Зарядись энергией денег» (68°58’7»N, 33°4’29»E)
Гранитная лестница (68°57’59»N, 33°4’58»E)
Памятник Пикулю (68°57’59»N, 33°5’8»E)
Дом культуры им. Кирова (68°58’10»N, 33°4’51»E)
Мурманская областная дума (68°58’7»N, 33°4’48»E)
Железнодорожный вокзал (68°58’18»N, 33°4’13»E)
Стелла Мурманск (68°53’46»N, 33°4’26»E)
Подворье Трифоно-Печенгского монастыря (68°55’36»N, 33°6’27»E)

На одном из домов я видел табло, отображающее температуру, давление, а также уровень радиации. Причина появления последнего – атомные ледоколы, стоящие в Кольском заливе, а также захоронение ядерных отходов в старых шахтах за городом (69°5’3″N, 32°44’1″E)

Что ещё рассказать про Мурманск? Народ довольно приветливый, почти нет выходцев из южных республик, молодежь позитивная, много симпатичных девушек. Продажа алкоголя разрешена с 11 утра до 9 вечера. С работой в городе не очень, поэтому в последнее время наблюдатеся отток жителей. 92-й бензин стоит 34р (так же, как в Москве).

9 августа (воскресенье)

В этот день у меня по плану был трейнхоп в сторону Апатитов (от поездки в Никель поначалу решил отказаться, чтоб не терять 2 дня). Накануне погода была хорошей, но в воскресенье с утра шёл проливной дождь. Я был к этому готов, поэтому надел непромокаемый костюм, отправился к пешеходному мосту через ж/д (68°58’2″N, 33°3’48″E) и уселся рядом с ним на автобусной остановке. Станция в Мурманске устроена как Лось/Лосиноостровская в Москве. Составы готовят на сортировочной, тепловозом вытягивают к указанному мосту, а там уже по мере необходимости цепляют к ним электровозы. Наблюдательный пункт я занял около 7 утра, но долгое время ничего не происходило. Потом неподалеку остановился тепловоз, и я пошёл пообщаться с машинистом. «Доброе утро! Вы на Никель?» — «Нет, я в Колу. На Никель состав отправился из Мурманска в 6:45, а из Колы – в 9:40» — «А другие поезда сегодня туда ожидаются?» — «Ну, может в 16 часов».

Около 10 утра к одному из составов прицепили электровоз. Дождь лил и лил, не переставая, поэтому ехать в полувагоне было вообще не вариант, и я пошёл проситься в заднюю кабину (взяли без лишних вопросов). В ожидании отправления я попытался открыть окна, но мне это не удалось, и я решил, что они наглухо заварены (но, скорее всего, просто нужно было сильнее наживать), таким образом, получалось, что из кабины я увижу даже меньше, чем если поеду на ПДС-е, а хороший обзор играет для меня ключевую роль в трейнхопе. В общем, я решил всё же ехать в полувагоне, и сказал машинисту, что у меня поменялись планы, и мне придется задержаться в Мурманске. Пройдя в сторону хвоста, я проверил несколько полувагонов, но ни в одном из них не было ни ступенек, ни каких-либо выступов. Окончательно расстроившись, я сделал вывод, что сегодня не мой день, поэтому лучше задержаться в Мурманске ещё на пару дней, пока не установится хорошая погода, которую обещал прогноз.

Из обуви у меня были только кроссовки, и за утро они насквозь промокли, это было очень некомфортно, поэтому, как только открылись магазины (а открываются они в Мурманске поздно – в 11 утра), я купил резиновые сапоги и теплые носки, они меня в дальнейшем очень выручили. Вернувшись в гостиницу, я заплатил ещё за одни сутки и стал думать, чем себя занять. Накануне я заценил заброшенный лыжный трамплин, но видел его издалека, а поскольку теперь времени в избытке – почему бы на него не залезть?  Снова вызвал такси, показал таксисту на навигаторе, куда ехать, он немного удивился и говорит: «Ооо, да это далеко, давай я тебя на другие трамплины свожу, они ближе» — «Что, тоже заброшенные?» — «Да». В общем, оказалось, что это и есть те самые трамплины, хотя я сам это не сразу понял. Забрался наверх, пофоткал.

Таксист предложил мне устроить экскурсию по различным прикольным местам в городе и за ним. Сначала мы заехали к спутниковой антенне системы «Орбита» (68°57’0»N, 33°8’30»E), находившейся неподалеку от трамплинов, а после этого – к гостинице «Огни Мурманска» (68°55’53»N, 33°8’36»E), расположенной на высокой сопке, откуда открывается хороший вид на Мурманск. Рядом с гостиницей установлен ветрогенератор (68°55’56»N, 33°8’48»E).

Дальше наш путь лежал на запад, в сторону Никеля, там в 70 км от Мурманска расположены две достопримечательности: порог-водопад на реке Западная Лица (69°22’16»N, 32°8’16»E) и Мемориальный комплекс «Долина Славы» (69°18’39»N, 32°12’21»E). Водопад интересен тем, что примерно раз в минуту из воды выскакивают рыбины: это сёмга идёт на нерест вверх по течению и пытается этот порог перепрыгнуть. И, говорят, перепрыгивает, хотя высота порога около метра! Водопад расположен в километре от шоссе, к нему ведет грунтовка, в сухую погоду проходимая для любого автомобиля. Что касается «Долины славы», то это место, где во время Великой Отечественной войны велись ожесточенные бои, и где было остановлено наступление немецких войск на Мурманск.

По возвращении в Мурманск посетили ещё две достопримечательности: мемориал 1-го корпуса ПВО на Абрам-Мысе (68°58’29»N, 33°1’16»E) и затопленный карьер (68°55’47»N, 33°5’6»E). Вся экскурсия заняла 5 часов, заплатил 2200р. К слову, дорога на запад очень живописна (горы, озера, реки), асфальт отличный, но много камер (буквально через каждые несколько километров).

После этого я отправился на ж/д вокзал, чтоб прояснить ситуацию с грузовым движением на Никель, поскольку хотел на следующий день туда трейнхопнуть. Маневровый диспетчер сообщил, что на Никель давно ничего не было и не ожидается, и очень удивился, когда узнал от меня, что сегодня в 6:45 из Мурманска туда ушёл поезд. Смотрел графики, уточнял даже у кого-то по рации, но в итоге сказал, что ничего про этот 6-часовой поезд не знает. Позже выяснилось, что, судя по всему, эти поезда вообще не имеют отношения к РЖД, за них отвечает «Норильский никель». Принял решение ехать на рабочем поезде.

10 августа (понедельник)

Встал пораньше в надежде всё-таки поймать утренний товарняк на Никель, но в 6:30 на путях не оказалось ни тепловозов, ни даже электровозов. Рабочий поезд отправляется с пассажирской платформы от ж/д вокзала, причём сначала уходит поезд в Оленегорск (почему-то под тепловозом), а сразу следом за ним – в Заполярный. Поезд состоял из тепловоза (который прицепили буквально за 10 минут до отправления), плацкартного вагона и платформы. На входе проводница спросила меня: «Вы по форме?» Я показал удостоверение, но попасть в поезд можно было и без него: «на борт» брали дачников и грибников. Всю дорогу я ехал в тамбуре, там открывались торцевая и обе боковые двери, так что можно было делать качественные фотографии (не через стекло). Сначала проводница не возражала, но под конец немного напряглась, т.к. другие пассажиры стали задавать ей вопросы, что за непонятный чувак тусуется в тамбуре, да ещё и фотографирует))

На выезде из Мурманска вагон был почти пустым, но в Коле, а затем в Мурмашах село большое количество рабочих. В дальнейшем поезд делал много остановок, как на станциях, так и посреди перегонов, где рабочие сходили, до Заполярного доехало всего несколько человек. В Луостари, судя по карте, дорога имеет такую конфигурацию, что я думал, что тепловоз будут перецеплять с другой стороны, но оказалось, что там просто очень крутой разворот. Там же на путях стоял сборный товарняк под тепловозом (цистерны, полувагоны, думпкары, контейнеры, всего примерно 30 вагонов), судя по всему – пропускал нас.

Дорога очень живописна, поскольку проходит по горной лесотундре (причем, чем дальше на запад, тем леса меньше). В Заполярном находится металлургический комбинат, и по мере приближения к городу пейзажи становятся «марсианскими»: растительность практически отсутствует, огромные отвалы породы тянутся на километры, из труб комбината валит дым, а в воздухе чувствуется сильный запах сернистого газа, в общем, рай для любителей техногена))

В Заполярный мы прибыли в 12:10, проехав 170 км за 4.5 часа. Назад я планировал ехать на маршрутке (для разнообразия), но на всякий случай узнал, что в обратный путь поезд отправляется в 16:40. Дальше у меня в планах было посещение Кольской сверхглубокой скважины (69°23’46″N, 30°36’32″E) (статья в Википедии), которая находится в 15 км от города. Я позвонил в такси, номер которого узнал заранее, и переговорил с водителем. Он сказал, что не знает точного месторасположения скважины, и в каком состоянии там дорога, но дал номер своего знакомого, который и знает, как проехать, и располагает внедорожником. Уже через 10 минут после разговора мы встретились около ГОК-а, который находится рядом со станцией, в машине было два человека – водитель, с которым я разговаривал по телефону, и ещё один человек, который знал дорогу к скважине, поскольку раньше работал на ней. Как оказалось, он ведет группу вконтакте.

Первые 10 км пути проходят по шоссе, а затем нужно ехать через карьеры по грунтовке (в сухую погоду проходимой для любого автомобиля), и найти скважину действительно непросто, поскольку дорог много, и они меняют свое расположение из года в год по мере разработки карьеров. При въезде на территорию карьеров расположен КПП, но пускают всех. Интересная деталь: рядом со скважиной российские сотовые операторы не ловятся, зато ловятся норвежские (ретрансляторы у которых более мощные), мне пришла смс «Добро пожаловать в Норвегию»))) Граница действительно находится совсем рядом, старые охранные вышки видны с шоссе по дороге в Заполярный.

Работы на скважине прекратились в начале 90-х, а полностью заброшена она была в 2008 году, после чего всё оборудование было варварски распилено охотниками за металлом. Сейчас комплекс представляет собой несколько полуразрушенных бетонных зданий, буровая установка давно вывезена, а ствол скважины закрыт крышкой, завинченной на 12 болтов и заваренной по кругу. Мы провели на территории около часа, мне рассказали много интересной информации и показали, где что раньше находилось. В одном из зданий, кстати, лежал ещё не растаявший снег. В целом экскурсия заняла 2 часа, заплатил 1000р.

Меня докинули до автовокзала, где в кассе сообщили, что ближайшая маршрутка в Мурманск будет только в 19:30 (а было 15:20). Я залез в инет и нашёл телефон другого перевозчика, их маршрутка отправлялась в 17:00, что немного позже рабочего поезда, но всё равно она прибудет в Мурманск раньше, т.к. едет быстрее. Забронировал себе место, цена – 460р.

Дорога назад тоже очень понравилась (хотя половину её я уже видел накануне, когда ездил в Долину Славы), поскольку имеет большое количество крутых поворотов, спусков и подъемов (практически серпантин). Недалеко от поселка Старая Титовка расположен пограничный КПП (69°28’46″N, 31°49’29″E), на котором у всех пассажиров проверили паспорта. В Мурманск приехали в 19:30, проехав 160 км за 2.5 часа. Переночевал в комнатах отдыха на вокзале, одноместный номер – 1250р, что всего на 200р дороже койко-места в двухместном номере. А вообще, по-хорошему, нужно было сразу снять квартиру и взять на прокат машину, но изначально я не планировал задерживаться в Мурманске больше, чем на сутки.

11 августа (вторник)

Наконец пришло время трейнхопнуть в Апатиты, тем более что установилась отличная погода. С утра пораньше припёрся на свой наблюдательный пункт (68°58’2″N, 33°3’48″E), но, как и в прошлый раз, электровоз начали прицеплять только в районе 10 утра. Я направился к хвосту состава и стал выбирать подходящий полувагон, найти его удалось только с 5-й попытки, т.к. нигде изнутри не было ни ступенек, ни каких-либо выступов (похоже, это общая беда для данного направления). Тронулись в 11:00.

Ветка Мурманск-Апатиты превзошла все мои ожидания! Она проходит у подножья сопок и постоянно петляет, к тому же, первую половину пути она идет вдоль реки Кола, пересекая ее дважды (оба моста – неохраняемые), а затем – вдоль огромных озер с островами и каменистыми берегами, которые смотрятся очень живописно. Кола имеет как участки с порогами и перекатами, так и с ровным течением, в некоторых местах разливается на сотни метров, а кое-где становится совсем узкой. В общем, окружающая местность радует красотой и разнообразием, посмотреть есть на что, я фоткал, не переставая!

В Оленегорск мы прибыли в 15:50, там происходит смена бригад, я решил не вылезать. В 17:15 тронулись дальше. Если до Оленегорска мы часто и подолгу останавливались для пропуска встречек и попутных ПДС-ов (ветка однопутная), то теперь разогнались и неслись без остановок. Апатиты, где мне нужно было сходить, проследовали на скорости 30 км/ч. Я даже вылез из вагона, но прыгать не решился: не хватало ещё в самом начале путешествия поломать себе ноги или получить сотрясение мозга. Можно было, конечно, дернуть концевик и тормознуть поезд, но так делают только конченные уебаны, которым похуй на всех, кроме себя.

Что интересно, на Суперкарте ЖД указано, что двухпутка начинается от Полярных Зорь, на самом же деле она начинается со станции Хибины, но перед Полярными Зорями имеется короткий 2-километровый однопутный участок (от 67.381103, 32.539649 до 67.375342, 32.500046). Кстати, немного не доезжая Полярных Зорь находится полузаброшенный городок со странным названием Африканда (67°26’29″N, 32°47’15″E)

Первую остановку поезд сделал на маленькой станции Пинозеро по середине между Полярными Зорями и Кандалакшей, но я уже настроился ехать в Кандалакшу, чтоб там заночевать, поэтому вылезать не стал. Ждать пришлось очень долго (в сумме около 2 часов), в какой-то момент состав вдруг дернулся, но потом застыл, такое бывает, когда отцепляют локомотив. Я стал вылезать, чтоб проверить, при этом отломалась единственная (верхняя) ступенька, на которой я подтягивался, и я ебнулся на дно вагона и больно ушиб задницу, а вылезать стало ещё сложнее (из-за тяжелого рюкзака), но я справился)) Прошёл в сторону головы – нет, электровоз вроде на месте… Вернулся назад и стал ждать дальше. Ещё через некоторое время мимо моего вагона неспешно проехал электровоз, я подумал, не мой ли это, вылез снова – и точно, отцепили! Ради интереса прошёл в сторону хвоста и увидел, как к составу с другой стороны прицепляют тепловоз, который приехал со стороны Кандалакши ранее. Значит, поезд поедет в Ковдор, а я в пролёте.

Вышел на ближайшую дорогу и начал ловить машину, а параллельно искать в инете, где переночевать. Гостиницы оказались как в Кандалакше, так и в Полярных Зорях, решил ехать туда, куда быстрее поймаю попутку. Машин было очень мало, но на удивление буквально через 10 минут ожидания в сторону Полярный Зорь проехал таксист, который докинул меня за 150р. Заселился в гостиницу (место в двухместном номере – 800р, обошлось без подселения), сходил на вокзал и купил билет на утренний ПДС назад в Апатиты (плацкарт 550р). В этот день я проехал 250 км за 9 часов.

ЧАСТЬ 2