Меню

Misha Simachev Blog

Мурманский трип (часть 2/2)
20.08.2015

ЧАСТЬ 1

12 августа (среда)

В Апатиты прибыл в 8:40 (дорога от Полярных Зорь заняла час), сдал часть вещей в камеру хранения (120р) и отправился на осмотр первой достопримечательности – «Ущелье Шорохов» (67°37’10»N, 33°27’32»E). В описании, которое я нашёл в инете, было сказано, что тропа к ущелью начинается у фабрики АНОФ-2, которая находится в 10 км от города, поэтому я поехал на такси (150р). Подъехав к КПП (67°36’19″N, 33°25’47″E) я спросил у дежуривших там охранников, как пройти к ущелью, но они не знали. На территорию периодически въезжали/выезжали разные люди, и я стал спрашивать у них, но разговор складывался всегда примерно следующим образом: «Нет, мы не знаем, где это и что это, но на территорию фабрики нельзя!» — «Да мне не нужно на территорию фабрики! А как проще всего пройти к железнодорожным путям там наверху?» — «Не знаем, но через территорию фабрики вы не пройдете! Это режимный объект!». При этом попасть на фабрику, минуя КПП, было как нефиг делать.

Если с утра дождь просто моросил, то теперь начался настоящий ливень, и я укрылся в заброшенном здании по соседству (67°36’18″N, 33°25’46″E), где стал изучать спутниковые карты, а также нашёл на сайте www.hibiny.com съёмную квартиру в Кировске (где собирался провести следующие один-два дня) по цене 700р в сутки. Вскоре дождь закончился, и я оправился на поиски тропы к ущелью. Судя по всему, нужно было подъезжать к фабрике с другой стороны (67°36’57″N, 33°22’47″E), сделав огромный крюк вокруг хвостохранилища (67°38’9″N, 33°16’22″E), но и с этой стороны пройти можно. Не буду описывать свои плутания, приведу сразу правильный вариант.

Если в двух словах, то фабрика находится у подножья гор (это 1-й ярус), чуть выше проходят железнодорожные пути (2-й ярус), а ещё выше – хорошо накатанная грунтовка (3-й ярус), от которой найти дорогу к ущелью уже не проблема. Собственно, главная сложность – подняться сначала на 2-й, а затем на 3-й ярус, поскольку склоны поросли густым лесом. Здесь 67.602000, 33.441891 сворачиваем с шоссе на грунтовку и затем почти сразу (67.601804, 33.445023) поворачиваем налево на ещё более плохую грунтовку, некоторое время идем по ней, проходим под ЛЭП, и рядом со свалкой (67.603056, 33.453864) сворачиваем налево на тропинку, ведущую вверх, и поднимаемся по ней до ж/д путей. Затем прямо по просеке ЛЭП можно сразу подняться ещё на один ярус вверх, выйти на грунтовку и пройти по ней в сторону фабрики до точки(*) 67.607532, 33.447212, где будет поворот направо, на тропу к ущелью. Для первого раза этот путь будет более простым (сложнее заплутать). Либо можно пройти вдоль ж/д путей в сторону фабрики до светофоров. Почти сразу за ними (67.606583, 33.446273) будет неприметный спуск вправо, в овраг, тропа затем ведёт вверх и также выводит к указанной выше точке(*), в которой нужно пересечь грунтовку под прямым углом. Далее нужно просто идти вверх по очень живописной тропе, которая становится всё шире. Здесь 67.610663, 33.449153 будет поворот налево, но поворачивать не нужно. Широкая дорога заканчивается здесь: 67.618297, 33.466437, далее нужно повернуть налево на тропинку, а по ней уже недалеко до ущелья. Все тропы хорошо видны на спутниковых картах. Если не тупить и идти в хорошем темпе, то на всю дорогу от фабрики (3.5 км) уходит час.

Когда я приступил к восхождению, горы были окутаны низкими облаками, так что вскоре я оказался в плотном тумане с видимостью около 10 м. Ущелье узкое (10-15 м) и длинное (400 м), на его дне находятся два озера, соединенных небольшим водопадом, но из-за тумана я почти ничего не смог рассмотреть. Тем не менее, фотки получились очень прикольными! Немного погуляв, я спустился к фабрике, вызвал такси и доехал до вокзала, чтоб забрать вещи из камеры хранения. Попал прямо на начало перерыва (опоздал всего на 5 минут), дежурная по вокзалу сначала свирепо тыкала пальцем в листочек с надписью «Обед с 14 до 15», но потом все-таки открыла ячейку. Также купил в Апатитах новый плащ, т.к. старый порвался во время похода к ущелью.

Дальше в моих планах было попытаться тр*йнх*пнуть до Кировска. Спросил у путейца, откуда отправляются поезда на Титан (станция рядом с Кировском), он поинтересовался, зачем мне, я ответил, что хочу попроситься в заднюю кабину, чтоб доехать до Кировска. Он понял, что я турист, выразил респекты и пожелал удачи)) Сортировочная находится в 1.5 км от вокзала (здесь: 67.547302, 33.396525), поезда на Титан отправляются в ту же сторону, что и на Мурманск, и могут быть как под электровозом, так и под тепловозом. В нужную сторону ничего не стояло, и я отправился к дежурной по станции. Она отнеслась ко мне с подозрением и спросила, какое я имею отношение к станции Титан, я ответил, что просто хочу доехать в качестве пассажира в задней кабине. Оказалось, что до конца смены на Титан ничего не ожидается.

Сначала я решил ехать в Кировск на такси (350р) и созвонился с владельцем квартиры, чтоб договориться о встрече, но оказалось, что он ещё на работе (причём не в городе) и освободится только через пару часов. В итоге, чтоб убить время, решил посетить «Ущелье Шорохов» ещё раз, тем более что погода разгулялась, и теперь был шанс что-то увидеть. Оставил рюкзак в камере хранения (пришлось снова заплатить) и на такси доехал до АНОФ-2. По дороге, кстати, расположен довольно любопытный объект — охладители Апатитской ТЭЦ (67°35’57″N, 33°24’55″E), которые представляют собой несколько бассейнов с большим количеством фонтанов.

По уже знакомой дороге быстро поднялся к ущелью и не пожалел, поскольку теперь оно предстало во всей красе, плюс сверху открылся великолепный вид на Апатиты. Приятно удивило, что в окрестностях ущелья совсем не было мусора. Затем уже в который раз я вернулся на вокзал за вещами, после чего доехал на такси до Кировска. На самом деле, более оптимально было бы спрятать вещи где-нибудь в лесу, поскольку АНОФ-2 находится по дороге в Кировск, а до вокзала приходится делать большой крюк через весь город.

Заселившись в квартиру, я отправился на прогулку по Кировску. Город небольшой, меньше Апатитов. Так же, как и Мурманск, он расположен на сопках, но выглядит чуть менее обшарпанным и более уютным (хотя тоже тлен тленом). Вершины гор, у подножья которых он расположен, были окутаны плотными темными облаками и смотрелись довольно зловеще.  Что посмотрел:

Администрация города Кировска (67°36’46»N, 33°39’24»E)
Памятник Кирову (67°36’52»N, 33°39’35»E)
Гостиница «Северная» (67°36’51»N, 33°39’42»E)
Горно-минералогический музей ОАО «Апатит» («Биг-Бен») (67°36’56»N, 33°39’58»E)
Скульптура «Горнячок» (67°36’55»N, 33°39’57»E)
Разрушенное здание вокзала (67°37’10»N, 33°40’11»E)
Озеро Большой Вудъявр (67°37’58»N, 33°40’21»E)
Озеро Верхнее (67°36’36»N, 33°40’17»E)

Ночью спал очень хорошо. Всё-таки жить на съемной квартире лучше, чем в гостинице, к тому же, это дешевле.

13 августа (четверг)

В этот день по плану были 2 похода в горы (в разные стороны):

1. Озеро Малый Вудьявр (67°40’2»N, 33°37’14»E) и заброшенный молибденовый рудник (67°39’51»N, 33°33’34»E) неподалеку от него
2. Голубые озера (67°35’12»N, 33°41’59»E).

До самого берега Малого Вудьявра доехал на такси (300р), последние 2.5 км – карьерная дорога (грунтовка хорошего качества, проходимая для любого автомобиля). Озеро расположено в долине у подножья гор и выглядит очень живописно, на берегах было много палаток, но на момент моего приезда (8 утра) все спали.

Найти дорогу к молибденовому руднику не очень сложно, но я всё-таки её опишу. Сначала вдоль южного берега озера нужно дойти до брода через р.Вудъяврйок (67°39’49″N, 33°36’46″E), перейти через который можно по валунам, но сделать это, не замочив ноги, невозможно, так что желательно иметь резиновые сапоги либо шлепанцы. Валуны шатаются, а течение быстрое, так что лучше при этом опираться на палки. От брода начинается довольно широкая тропа, которая, петляя, поднимается всё выше. По пути дорогу пересекает небольшая горная речка, которая образует симпатичный водопад (67°39’52″N, 33°35’32″E). Здесь 67°39.912’N, 33°34.806’E дорога заканчивается, дальше нужно свернуть налево на тропинку, которая ведет вверх по склону. Следующий ориентир – старинная паровая машина (67°39’55″N, 33°34’1″E), которая подавала пар на отбойные молотки шахтёров. После паровой машины тропинка идёт совсем уже круто вверх, иногда приходится карабкаться. Накануне я простудился и с утра чувствовал себя неважно, так что последний участок пути дался мне довольно тяжело, приходилось останавливаться отдыхать буквально каждые 20-30 шагов.

В конце концов, я всё-таки добрался до входов в штольни (их там две), произошло это через 2.5 часа после прибытия к озеру (но я делал пару остановок, чтобы переждать дождь). В этом месте, кстати, на склонах лежит ещё не растаявший снег. Сначала лазать по руднику в мои планы не входило, но в итоге я всё-таки соблазнился и отправился на подземную прогулку, освещая дорогу фонариком от телефона (идти, кстати, можно, в полный рост, лишь слегка пригнув голову). Штольня имеет несколько ответвлений, и чтоб не заблудиться, я шёл всё время прямо, придерживаясь металлической трубы, по которой раньше подавали пар. Когда я уже думал, что пора поворачивать назад, вдалеке забрезжил свет, и вскоре я опять оказался на открытом воздухе, но уже с другой стороны горы и гораздо ниже. Назад поднялся снаружи, по тропинке. Что интересно, после посещения рудника я почувствовал себя совершенно здоровым, наверное, он лечебный))

Затем я прогулялся почти до большого водопада, который находился примерно в километре справа (если смотреть на озеро), тропинок там уже не было, шёл напролом, но это было несложно, т.к. растительность на склонах практически отсутствовала. Единственное, что доставляло некоторые проблемы – камни, покрытые мхом, которые в сырую погоду стали довольно скользкими. После этого я спустился назад к озеру и поболтал с туристами. Они мне посоветовали посетить ещё один водопад, но сказали, что идти до него прилично — 5 км. Я решил, что это далековато, и лучше его приберечь на потом, если останется время. Видимо, они имели в виду этот (67°40’12″N, 33°38’11″E), но он находится гораздо ближе, до него меньше километра.

В итоге я вызвал такси к озеру и поехал в микрорайон Солнечный, откуда начинается тропа к Голубым озёрам. Правильный путь нашёл не сразу, сначала выбрал тропинку, начинающуюся примерно здесь: 67.599098, 33.682007, но в процессе подъема она стала разветвляться в разные стороны. Я старался держаться направления вверх и вправо (то есть, от города) и в итоге поднялся на самую вершину горы, откуда открылся великолепный вид на Кировск, а там уже было несложно найти край ущелья, в котором расположены озёра.

Я прошёл всё ущелье по верху и вышел к шоссе, ведущему на карьер (примерно здесь: 67.582789, 33.727962). Затем пересёк шоссе, спустился к реке Айкуайвенйок (которую немного раньше перешёл вброд) и пошёл по левому её берегу (есть хорошо протоптанная тропинка). Судя по описанию из инета, на одном из её притоков должен был быть водопад, но, пройдя 1.5 км, я его не нашёл, и решил повернуть назад. Впрочем, и без водопада прогулка порадовала, т.к. местность была очень живописной, к тому же, вокруг росло много грибов (особенно подберёзовиков), которые подчас достигали гигантских размеров (до 20 см в диаметре). Уже дома, изучив карту, я понял, что водопад (67°34’34″N, 33°45’2″E) находился в 500 м от реки, и я не дошёл до него совсем чуть-чуть.

Возвращаясь назад, я снова пересёк карьерное шоссе и теперь намеревался идти по низу ущелья (для разнообразия), а для этого решил срезать путь и вскоре заблудился. В результате плутаний я каким-то образом опять оказался на самом верху, но уже с другой стороны ущелья. К тому времени я уже так задолбался ходить, что нарезать круги дальше категорически не хотел и стал спускаться по почти отвесному склону высотой несколько десятков метров, цепляясь за траву и кусты)) Внизу обнаружилась хорошо протоптанная тропа, по которой я прошёл вдоль озёр, а затем спустился назад к микрорайону Солнечный. Начинается она около самого крайнего дома (17), примерно здесь: 67.596413, 33.680490. По информации из инета, альтернативная дорога к озёрам начинается от гостиницы «Хибины» (67°36’17″N, 33°41’0″E), но я там не ходил. Вся прогулка заняла около 5 часов.

На часах было только 6 вечера, и хотелось по максимуму использовать оставшееся время, так что я решил снова поехать к озеру Малый Вудьявр, чтоб заценить водопад, про который говорили туристы. Вызвал такси, приехал кроссовер Renault Duster. Мы разговорились с водителем, и он рассказал про другой водопад – гораздо круче, правда находится он далеко (20 км от Кировска), а дорога довольно хреновая, но после некоторых раздумий он согласился свозить меня туда за 1000р (в итоге по собственной инициативе я накинул ещё 500р, т.к. экскурсия заняла более 4 часов).

Дорога к водопаду и в самом деле оказалась непростой. Она проходима только для машин с полным приводом и хорошим клиренсом, поскольку предстоит ехать по крупным валунам и пересекать несколько бродов. Мало того, есть довольно длинный участок (несколько сот метров), где речка течет прямо по дороге, двигаться приходится на подъем и против течения. В итоге эта дорога мне запомнилась даже больше, чем водопад, поскольку именно здесь я прочувствовал всю суровую красоту северной природы.

Как оказалось, этот водопад был отмечен у меня в планах, но я посчитал его слишком труднодоступным и поэтому совсем про него забыл. Называется он Рисйок (Красивый) (67°47’42»N, 33°36’58»E) и является самым известным и посещаемым в Хибинах. Его высота – около 20 м, поток воды очень бурный, производит впечатление! Также посетили базу МЧС (67°48’7»N, 33°36’9»E) и прикольный пешеходный мостик через р.Кунийок (67°48’9»N, 33°36’3»E) рядом с ней, а также поднялись на отвал шахты (67°47’30»N, 33°36’39»E), оставшийся после проведения в 70-80-х годах экспериментальных подземных ядерных взрывов.

По пути назад поучаствовали в «спасении» мужика на переднеприводной пузотерке, который застрял как раз в том месте, где нужно ехать по реке. Правда нужно отдать ему должное – большую часть самого сложного участка он преодолел, закопавшись передними колесами буквально за 10 метров до того места, где начинается более-менее нормальная дорога. Сначала пробовали толкать машину вручную (безуспешно), потом прицепили тросом, дернули назад и вытащили из ямы. Мужик уже было раздумал ехать к водопаду (особенно учитывая сгущавшиеся сумерки), но потом приехала буханка с людьми, которые, как оказалось, ранее заверили его, что он проедет без проблем)) и взяли его на буксир. В Кировск прибыли пол 11-го вечера, это был, пожалуй, самый насыщенный день за всю поездку.

14 августа (пятница)

Планы по беглому осмотру Хибин были выполнены, и теперь мой путь лежал дальше на юг. В 7:30 встретился с владельцем квартиры и отдал ему ключи, после чего доехал на такси до Апатитов (400р), где высадился около сортировочной станции. Можно было бы доехать до Кандалакши на общественном транспорте и ловить товарняк уже там, но оказалось, что первый ПДС туда отправляется только в 1 дня, а автобусы и вовсе не ходят.

На путях в нужную сторону стоял один электровоз, но пантограф был опущен, а в кабине никого не было, однако вскоре началась движуха, и я залез в один из полувагонов, в котором оказался то ли щебень (темно-серого цвета), то ли руда. Отправились в 10:30, но почти сразу встали прямо на перегоне и стояли целых 2.5 часа, пропустив в итоге тот ПДС, про который я писал выше, и отправившись следом за ним. Сразу за Апатитами горы становятся гораздо ниже, а ближе к Кандалакше местность можно назвать разве что холмистой, какой она и остается дальше при движении на юг. Тем не менее, участок интересен тем, что на нем находятся несколько малых ГЭС: раз (67°22’52″N, 32°31’38″E), два (67°18’32″N 32°29’55″E), три (67°16’54″N, 32°27’33″E), четыре (67°13’11″N, 32°26’12″E).

В Кандалакшу прибыли в 15:00 (проехав 90 км за 4.5 часа), где встали на длительную стоянку. Я вылез и решил, что ехать дальше в этот день (который стал самым провальным) не имеет смысла: лучше лечь пораньше сегодня, чтоб пораньше выехать завтра. В пятницу резко похолодало: дул сильный северный ветер и даже шёл мелкий снег (снег, Карл!), который, правда, сразу таял. Несмотря на то, что на мне была зимняя кожаная куртка на меху, я давал дуба, поэтому по прибытии в Кандалакшу купил подштанники и ещё одну пару шерстяных носков.

Затем я заселился в гостиницу неподалеку от вокзала. Она была совершенно пустой, так что мне выделили двухкомнатный номер с душем всего за 1000р. Чуть позже я поднялся на мост через ж/д и немного понаблюдал за обстановкой. За то время, пока я решал вопросы с одеждой и жильём, ни один состав так и не уехал (под электровозами стояли целых 4 штуки). Станция довольно палевная, т.к. грузовые поезда останавливаются прямо напротив здания вокзала, плюс у каждой из горловин находится по высокой будке.

15 августа (суббота)

В 4 утра я уже был на станции. На крайнем пути стоял состав под электровозом, который приехал ещё вчера, так что я решил, что он отправится первым. Да и в плане залаза он был наиболее удобен, т.к. для того, чтобы подойти к другим составам, пришлось бы проходить мимо будки. На платформе тусовались несколько путейцев, я дождался, когда они отойдут подальше и повернутся ко мне спиной, и залез в полувагон прямо напротив вокзала)) Внутри оказался щебень. Затем были 3 часа ожидания, и, несмотря на то, что я утеплился, всё равно было очень зябко лежать неподвижно на ветру, поэтому в итоге я закутался в пленку, немного согрелся и даже вздремнул. Из объявлений по громкой связи я понял, что на север составы уезжали (и приезжали новые) с завидной регулярностью, а на юг никакого движения не наблюдалось. Наконец (в 7:20) мой состав тронулся. На станции Белое море сделали короткую остановку (как оказалось, из-за ремонта путей, т.к. потом некоторое время двигались по неправильной стороне), дальше ехали практически без остановок (потому что двухпутка), но скорость всё равно не превышала 50 км/ч.

При заезде на станцию Кемь, где должна быть смена бригад, я применил заранеесходинг, это произошло в 15:30, то есть, проехали 330 км за 8 часов, неплохой результат. Придя на станцию, я обнаружил, что помимо моего состава под электровозом стоит ещё только один короткий (состоящий из буханок) который охраняют военные с автоматами. Перекусив на вокзале, я залез в тот же вагон, в котором ехал до этого. В 17:30 (через 2 часа после прибытия) поезд отправился.

Следующая крупная станция – Беломорск, туда мы прибыли в 20:00, проехав 55 км за 2.5 часа, а в целом за день – 380 км за 12.5 часов. Отрезок Кандалакша-Беломорск не очень интересен, т.к. проходит в основном через лес (который уже по большей части имеет нормальную высоту) и по равнине (но дорога всё равно постоянно петляет), и даже озёр по пути мало. Когда я изучал карту, меня заинтересовал участок сразу за Кандалакшей, где дорога проходит по дамбе (67°7’2″N, 32°15’0″E) через залив Белого моря. В реальности это выглядит просто как несколько озёр по обеим сторонам железной дороги. Подобные участки (и даже круче) встречаются как до (Оленегорск-Апатиты), так и после (Беломорск-Уросозеро) этого места.

В Беломорске я сначала хотел вписаться в гостиницу «Беломорье», в которой уже однажды бронировал места, когда мы планировали поездку Обозёрская-Беломорск (которая не состоялась), но на двери висело объявление, гласящее, что гостиница прекратила своё существование навсегда. Как ни странно, окно было открыто, и у меня появилась идиотская мысль всё же заночевать там)) Залез внутрь, но оказалось, что электричество и  воду отключили, а из мебели остался только старый диван. В итоге решил не рисковать и нашёл в инете ещё одну гостиницу неподалеку, место в двухместном номере (без подселения, т.к. свободных номеров было много) обошлось в 650р.

16 августа (воскресенье)

Из Беломорска можно уехать либо на Обозерскую, либо на Петрозаводск (мне был нужен второй вариант), а определить, куда какой поезд пойдет, без общения с сотрудниками станции невозможно. Станция оказалась очень большой (путей, наверное, штук 50), под электровозами стояли 3 состава. Один сказал, что ещё не знает, куда поедет, второй ехал в Обозёрскую, а вот третий – куда нужно, правда состоял он из цистерн, поэтому я решил попроситься в заднюю кабину, и спросил, возьмут ли меня до Сегежи (это следующая крупная станция, где я планировал пересесть на поезд, содержащий полувагоны, т.к. ездить в задней кабине не люблю). «Залезай, только в Сегеже мы можем не остановиться. Сходи лучше к дежурной, узнай». Делать нечего, пошёл и даже зашёл в здание, но у дежурной решил ничего не спрашивать: вдруг она скажет, что в Сегеже остановки не будет, и что мне тогда делать – пропускать поезд? В общем, пошёл снова к машинисту и сказал, что в Сегежу мне не очень-то и нужно, если не остановимся – поеду до конца (то есть, до Медвежьей горы, где смена бригад).

Отправились почти сразу, как я залез, в 6:30. При выезде со станции оказалось, что цистерны только в самом начале, а вообще состав сборный, так что на первой же длинной стоянке (в Кочкоме), где мы пропускали ПДС-ы, я сказал машику, что, пожалуй, сойду здесь. Наверное, он подумал, что я очень странный)))

Так вот, я залез в последний полувагон почти в самом конце, он оказался пустым, из-под угля. Приятно почувствовать себя в знакомой обстановке))) В 8:50 отправились дальше, и вскоре прибыли в Сегежу, где была длительная стоянка, и где меня чуть не отцепили. Дело было так. Сижу, жду и вдруг слышу около своего вагона шаги, а затем долгое громкое шипение, какое бывает, когда открывают концевик. Немного позже вагон дернулся, а затем, судя по звуку, основной состав уехал, а мой вагон остался стоять. У меня ещё промелькнула мысль: «Заказывал Сегежу? Вот, получай»))) Выждав некоторое время, я аккуратно высунулся и обнаружил, на самом деле отцепили все последующие вагоны (два сцепа с лесом и несколько цистерн), а мой стал последним. В очередной раз убеждаюсь, что, находясь в полувагоне, очень сложно определить, откуда идёт звук, т.к. он отражается от стенок. На всякий случай я вылез (чудом не спалившись путейцу, который производил описанные манипуляции с поездом), убедился, что состав с электровозом на месте, и мой вагон прицеплен, после чего перебрался примерно на 10 вагонов ближе к голове, от греха подальше)) Ехать в хвосте не всегда хорошо.

В 11:40 поезд поехал дальше. На Суперкарте ЖД участок Беломорск-Петрозаводск указан как однопутный, но на самом деле однопутные перегоны чередуются с двухпутными. По дороге мы несколько раз останавливались, особенно долго простояли в Уросозере (около 2 часов), и я уже подумал, что смена бригад произошла там, а не в Медвежьей горе, как планировалось, поэтому в Медвежьей горе, куда мы прибыли в 16:00, я сначала решил не вылезать.

Вообще у меня в планах было доехать до Петрозаводска, а там свернуть на запад, на тепловозную однопутку до Суоярви, а затем и до Питера. Выписку по Суоярви я изучал, ещё находясь в Москве, и у меня отложилось в голове, что движение там активное на всём планируемом маршруте, но теперь я решил уточнить этот вопрос у Арсения (по смс). Оказалось, что движуха есть только на отрезке Петрозаводск-Суоярви, а из Суоярви в сторону Питера поезда ходят не чаще раза в сутки, причём пассажирское движение ещё более редкое, то есть, в Суоярви можно застрять надолго. Поскольку я уже и так сильно выбился из графика (в понедельник желательно вернуться к работе), то решил отложить эту поездку на другой раз, а в этот день доехать хотя бы до Петрозаводска, но и это мне не удалось сделать, т.к. вскоре выяснилось, что электровоз отцепили. В итоге за этот день проехал 220 км за 9.5 часов.

Выбравшись из вагона и поднявшись на мост, я обнаружил, что в нужную сторону под электровозом стоит только один состав, полностью состоящий из хопперов. Учитывая медлительность этой ветки, мои шансы добраться с помощью тр*йнх*па в Петрозаводск затемно стремились к нулю. Я залез в инет, чтоб посмотреть билеты до Москвы, и оказалось, что остался последний плацкарт (2010р) на поезд, который как раз стоит у платформы и должен отправиться через полчаса. Быстренько сбегал в кассу и погрузился в нужный вагон. До Петрозаводска всего 150 км, но даже у ПДС-а этот путь занял целых 3.5 часа – как я уже не раз говорил, ветка очень тормозная. Участок Беломорск-Петрозаводск более интересен, чем Кандалакша-Беломорск, т.к. проходит мимо большого количества озёр и даже несколько раз идёт по дамбам через них, тем не менее, участок Мурманск-Апатиты – вне конкуренции, и проехав по нему, на остальное время можно не тратить.

Что касается моего обратного пути в Москву, то ехал я в вагоне, практически полностью занятом подростками (примерно 9 класс), возвращавшимися из какого-то похода. Позитивные ребята, и вроде бы неглупые, если современная молодежь такая вся, то она мне нравится!)) Чувствуется сильное влияние на них интернета, но, на мой взгляд, это гораздо лучше, чем быдло/гоп-культура, которая доминировала в 90-х, когда подростком был я.

В Москву прибыл в понедельник в 11 утра. За эту поездку проехал на грузовых 870 км, потратив на это 4 дня. Поездка в ТИСС

Бюджет

Авиабилет до Мурманска: 6300р (а/к Nordavia/S7)
Билеты на ПДС-ы: 2560р
Жильё: 7700р
Разное: 15700р
Итого: 32260р