Меню

Misha Simachev Blog

Абхазия (Часть 2/2)
15.05.2016

ЧАСТЬ 1

14. Пицунда. Находится в 10 км от трассы, на берегу моря.

14-1. Бывший Дом творчества кинематографистов (43°9’49»N, 40°19’11»E). Заброшенное современное 8-этажное здание. Поднялся наверх

14-2. Заброшенный корпус дискотеки (43°9’18»N, 40°20’52»E)

14-3. Скульптурная композиция «Море» (43°9’20»N, 40°20’57»E)

14-4. Пицундский маяк (43°8’51»N, 40°20’32»E). Дойти можно только пешком, примерно 1 км от ближайшего места, куда можно подъехать на машине. Мы не ходили

14-5. Пицундский храм (43°9’35»N, 40°20’20»E)

14-6. Старинная водонапорная башня (43°9’48»N, 40°20’26»E)

15. Ж/д туннель №12 (43°13’5»N, 40°25’49»E). Мы нашли только восточный портал, где на нас наорал сторож.

16. Ж/д туннель №13 (43°13’7»N, 40°27’10»E). Порталы не нашли, да и не особо пытались.

17. Выезд в сторону побережья

17-1. Дача Сталина (43°9’15»N, 40°27’26»E) и Дача Горбачева (43°9’6»N, 40°27’20»E). Немного не доезжая КПП пансионата «Мюссера» (43.1531407, 40.4608226), повернуть направо (будет неприметный указатель «Гос.дачи»). Въезд на территорию — 250р с человека, за эти деньги также можно послушать экскурсовода, если сможете его найти.

17-2. Старинный храм греческой постройки (43°8’36»N, 40°29’22»E)

19. Ж/д станция Звандрипш (43°10’21»N, 40°32’7»E)

20. Заброшенный пансионат (43°5’33»N, 40°35’58»E). Массивное заброшенное современное 9-этажное здание. Как ни странно, ещё целы многие стеклопакеты, и я сначала подумал, что его будут восстанавливать, но нет — внутри оказался полный дестрой. Поднялся на крышу, пофоткал

21. Лыхненский храм (43°8’23»N, 40°37’4»E). Короткий выезд в сторону гор по нормальной дороге. Популярное туристическое место

22. Три платана (43°11’20»N, 40°43’19»E). Ещё один выезд в сторону гор (чуть более длинный), асфальт норм. Деревья имеют толстенные стволы, полые изнутри. Внутри одного из деревьев даже поставили скамейку. Впечатляет!

23. Восточный портал ж/д туннеля №14 (43°05’29»N, 40°47’59»E). Можно свернуть с трассы (43.0834956, 40.7952189) и, проехав вдоль ж/д несколько сот метров, подобраться к туннелю практически вплотную.

24. Новый Афон

24-1. Автобусная остановка «Ракушка» (43°5’4»N, 40°48’41»E)

24-2. Новоафонская пещера (43°5’26»N, 40°48’36»E). Статья в Википедии. Очень популярное место. Я приехал туда 3 мая в 11 утра, и билеты были только на 13:20. Стоимость посещения — 500р, парковка рядом со входом — 150р, фотосъемка — 50р (за последним никто не следит). Экскурсия длилась 1:20, в каждой группе было человек по 100, но тесно не было, т.к. пещера просто гигантская. Уникальной особенностью является наличие в ней мини-метро, состоящего из 3 станций. Первая станция — вход, вторая — начало пешего маршрута, третья — конец пешего маршрута, после чего всех отвозят назад на первую станцию. В пещере обустроено 8 залов. Экскурсия охватывает 6 из них, а в двух других в специальные дни проводятся концерты

24-3. Ж/д станция Псырцха (43°5’30»N, 40°48’56»E). Расположена между западным порталом ж/д туннеля №14 и восточным порталом ж/д туннеля №15. Пейзаж дополняют склоны гор с одной стороны и озеро — с другой. Нереально крутое место, один из символов Абхазии!

24-4. Келья Симона Кананита (43°5’44»N, 40°48’54»E). От станции Псырцха примерно 500 м по оборудованной тропе. Вход на территорию — 150р

24-5. ГЭС на реке Псырцха (43°5’27»N, 40°48’59»E). Так называемый Новоафонский водопад

24-6. Церковь Симона Кананита (43°5’24»N, 40°49’0»E)

24-7. Ново-Афонский монастырь (43°5’16»N, 40°49’16»E). Подъехать вплотную нельзя, последние 500 м — пешком. Несмотря на то, что монастырь является одной из наиболее посещаемых достопримечательностей Абхазии, выглядит он довольно обшарпанно.

24-8. «Три котла» (43°6’3»N, 40°48’18»E). По нормальной грунтовке вправо вверх от входа в Новоафонскую пещеру. Я побывал там в период высокой воды (после дождей) и поэтому вместо «котлов» увидел обычную горную реку.

25. Западный портал ж/д туннеля №15 (43°04’59»N, 40°49’58»E). Проще всего дойти по путям от Новоафонского вокзала

26. Новоафонский ж/д вокзал (43°4’51»N, 40°50’17»E)

27. Виадук через р.Гумисту (43°3’18»N, 40°59’48»E). Под мост можно проехать на машине (чтоб увидеть его во всей красе), для этого нужно вскоре после него (43.0493059, 40.9927154) свернуть с трассы направо (при движении на запад). Под мостом мы наткнулись на компанию абхазов, которые тренировались в стрельбе из боевого пистолета, они настоятельно требовали, чтоб я их не фотографировал (а я и не собирался). Позже мы встретили их ещё раз на площади вокзала Сухума, один из них (наиболее борзый) заявлял, что они, якобы, из охраны президента, и грозил проблемами в случае, если мы их все-таки сфотографировали. А еще через пару дней мы встретили того борзого на Кындыгском горячем источнике, в тот раз мы сделали вид, что не узнали его, а он — нас. Это единственный негативный случай взаимодействия с местным населением.

28. Ж/д вокзал Сухум (43°0’25»N, 40°59’45»E). Обнесен забором, вероятно, будут реставрировать, поскольку это одна из немногих действующих станций в стране.

29. Сухум

29-1. Набережная, на которой расположены несколько прикольных скульптур: «Ника и патефон» (42°59’51»N, 41°1’21»E), «Чик с курицей в руках» (42°59’51»N, 41°1’20»E) и «Пингвин-философ» (42°59’47»N, 41°1’13»E), а также дом братьев Ксандопуло (42°59’48»N, 41°1’13»E) и Здание бывшей гостиницы «Россия» (42°59’52»N, 41°1’19»E)

29-2. Заброшенная стройка с башенным краном (42°59’58»N, 41°1’23»E). Обнесена забором, можно пробраться, но я не стал рисковать, хотя с крана открылась бы хорошая панорама города.

29-3. Колоннада на набережной (42°59’56»N, 41°1’28»E) и фонтан с грифонами (42°59’58»N, 41°1’30»E)

29-4. 250-летняя липа (43°0’23»N, 41°1’21»E). Находится на территории Ботанического сада

29-5. Ж/д станция Гума (43°0’25»N, 41°1’16»E) и восточный портал ж/д туннеля №18 (43°0’30»N, 41°1’28»E)

29-6. Сухумская гора (43°0’40»N, 41°1’58»E). Раньше там была смотровая площадка, но сейчас из-за деревьев ничего не видно. Тем не менее, хороший вид открывается с одной из двух заброшенных вышек, которые расположены там же. А еще на горе находится сухумская телевизионная вышка (действующая). По пути на гору встречается колоритная колоннада (43°0’18»N, 41°2’0»E)

29-7. Усадьба Алоизи (43°0’19»N, 41°1’46»E). Обнесена забором, поэтому хороших кадров не получилось

29-8. Западный портал ж/д туннеля №18 (43°0’15»N, 41°2’13»E). На машине можно доехать до путепровода (43°0’13»N, 41°2’17»E), затем нужно подняться на насыпь и пройти немного пешком

29-9. Заброшенная вилла (43°0’0»N, 41°2’37»E). Обнесена забором, калитка закрыта на замок. Можно было легко перелезть, но мы постеснялись, т.к. мимо периодически ходили люди.

29-10. Замок Баграта (43°0’0»N, 41°2’46»E). Машину можно припарковать неподалеку от упомянутой выше виллы, после чего немного пройти пешком вверх.

30. Дорога вдоль побережья назад к Новому Афону. Грунтовка, которая указана на Navitel лишь фрагментарно. Двигаясь по этой дороге, проще подобраться к объектам различным ж/д, поскольку основная трасса идет далеко в стороне.

30-1. Сухумский маяк (42°58’52»N, 40°58’18»E)

30-2. Ж/д мост через р.Гумисту (43°1’2»N, 40°56’59»E) — охраняется

30-3. Ж/д станция Эшера (43°1’32»N, 40°55’57»E)

30-4. Западный портал ж/д туннеля №17 (43°02’16»N, 40°54’37»E)

30-5. Ж/д станция Шицквара (43°3’6»N, 40°53’47»E) — крошечный остановочный пункт, расположенный между восточным порталом ж/д туннеля №17 и западным порталом ж/д туннеля №16. Охраняется, фотографировать не разрешают.

30-6. Восточный портал ж/д туннеля №16 (43°03’51»N, 40°53’02»E) — охранник был на месте, но никак на меня не реагировал.

30-7. Ж/д станция Гуандра (43°4’15»N, 40°52’29»E)

31. Выезд в сторону гор. Дорога начинается от ж/д станции Гума, упомянутой выше. Сильно разбитый асфальт вскоре сменяется не менее сильно разбитой грунтовкой.

31-1. Недостроенный мост окружной сухумской автодороги (43°2’21»N, 41°2’4»E). Ещё один похожий есть восточнее (43°2’40»N, 41°0’33»E) но мы там не были. На мост можно подняться, что мы и сделали. Местное население идентифицировало нас как руферов(!)

31-2. Сванская башня с крестом (43°2’27»N, 41°2’11»E)

31-3. Известковый завод (43°2’31»N, 41°2’10»E). Трубы необычной формы. Похожие, только заброшенные, я видел ещё в нескольких местах Абхазии.

31-4. Храм святого Иоанна Златоуста (43°5’44»N, 40°59’49»E). После моста через реку (43°5’20»N, 41°1’23»E) нужно держаться левее по нижней дороге.

31-5. Место третьего обретения главы Иоанна Предтечи (43°6’29»N, 41°0’3»E). Это если после указанного выше моста поехать по правой дороге вверх. Туда мы не ездили.

32. Выезд в сторону гор. Дорога сильно разбита

32-1. Радоновый лечебно-профилактический комплекс (43°1’24»N, 41°3’52»E). Полный дестрой, радоновых источников не обнаружил, ничего интересного

32-2. Опоры не построенного виадука окружной дороги (43°1’42»N, 41°4’23»E)

32-3. Дореволюционный известковый завод (43°1’49»N, 41°4’36»E) и Беслетский мост «Царицы Тамары» (43°1’50»N, 41°4’33»E)

32-4. Беслетская ГЭС (43°2’5»N, 41°4’18»E). Действующая, но можно напроситься на экскурсию. На калитке висел звонок, а также табличка с номером телефона. На звонок никто не вышел (вероятно, потому, что я приехал довольно рано — в 8 утра), по телефону звонить не стал, т.к. не знал код города. Перелезать через забор я не решился, но пробрался к ГЭС вдоль берега реки. На обратном пути заметил сторожа, открывавшего калитку, поздоровался с ним. Он мне сказал что-то типа «Ты что, позвонить не мог?» Я ответил, что да, не мог, т.к. у меня не местный телефон, после чего сел в машину и спокойно уехал.

33. Ж/д станция Келасур (42°58’39»N, 41°3’40»E)

34. Выезд в сторону гор. Сначала дорога просто разбита, а после военной части — очень сильно разбита. Путь в один конец занимает 1 час

34-1. Подвесной мост (42°57’54»N, 41°6’45»E)

34-2. Водопад Волчьи ворота (42°59’41»N, 41°10’51»E) — у нас были ошибочные координаты, поэтому мы его не нашли. Насчет приведенных тут тоже не уверен, поскольку нашёл их постфактум

34-3. Ольгинский водопад (43°1’27»N, 41°13’44»E)

34-4. Шакуранский водопад (43°1’41»N, 41°19’46»E). Самый красивый водопад Абхазии, состоит из трех каскадов, высотой по 10-30 метров каждый, все их стоит посмотреть, не ограничиваясь каким-то одним. Найти водопад не очень просто. Примерно здесь 43°1.791’N 41°19.391’E нужно оставить машину и затем спускаться вправо перпендикулярно дороге. Желательно найти в окрестностях протоптанную тропу, которая затем выведет к самому дну каньона (уточнить можно у местных жителей). Спуск долгий и сложный (особенно после дождей), занимает примерно полчаса. В некоторых местах есть металлические лестницы, либо натянута проволока, которая помогает не упасть. Если спускаться по наиболее протоптанной тропе, держась левее, то в итоге оказываешься у низа нижнего каскада, в месте впадения маленькой безымянной речушки (на которой и расположен водопад) в р.Кодор. Чтобы посмотреть другие каскады, нужно искать ответвления от главной тропы вправо (если смотреть в сторону спуска). В случае низа самого верхнего (и самого высокого) каскада тропа выводит на берег реки, но самого водопада не видно. Чтоб попасть к нему, нужно пробраться между двух огромных валунов прямо через поток воды (сапоги обязательны). Как ориентир, на правом валуне нарисована красная стрелка. Вроде бы также есть возможность обойти валуны слева по верху. У меня осмотр всех каскадов занял 2.5 часа, но я много плутал.

34-5. Озеро Амткел (43°5’36»N, 41°17’57»E). Из описания, найденного в инете, следует, что до озера нужно идти пешком от села Амткели, а это более 5 км по прямой. На Navitel же есть дорога, которая подходит к озеру гораздо ближе. Чтоб попасть на неё, нужно, следуя в сторону побережья, сразу после военной части (43°1’24»N, 41°16’40»E) повернуть направо. Туда мы не ездили, пешком тоже не ходили.

35. Заброшенный санаторий им.Ленина (42°55’30»N, 41°7’26»E)

36. Ж/д станция Дранда (42°52’24»N, 41°8’28»E)

37. Ж/д мост через р.Кодор (42°50’44»N, 41°10’0»E). Заброшенный, не охраняется

38. Кындыгский горячий источник (42°47’57»N, 41°15’27»E) Из скважины бьет вода температурой на ощупь градусов 60-80 и скапливается в верхнем пруду, откуда, остывая, по желобам стекает на головы стоящим людям, а затем скапливается в нескольких бассейнах, в которых можно поплавать. Вода пахнет сероводородом. Вход — 150р.

39. Еще один термальный источник (42°47’54»N, 41°18’27»E). Хорошо заметен с шоссе по клубам пара, устроен так же, как описанный выше, цена та же. Сотрудник сообщил, что глубина скважины — 2500 м

40. Выезд в сторону гор, отличный асфальт. По дороге видели похоронную процессию, в которой участвовало не менее 100 человек.

40-1. Пещера «Голова Отапа» (42°55’17»N, 41°32’31»E). Находится на частной территории, за 250р устроят экскурсию, которая занимает буквально 20 минут, поскольку пещера короткая. Сводить могут даже одного человека, не обязательно ждать, пока соберется группа. Пещера оборудована освещением и настилами, но иногда приходится идти по воде (сапоги дают), а в одном месте даже немного плыть на лодке (настилы там сделать нельзя из-за низкого потолка). Натёчных образований в пещере нет.

40-2. Пещера «Абраскил» (42°55’15»N, 41°33’17»E). Также находится на частой территории, посещение стоит 250р. Освещение есть, настилов нет, всё время приходится идти по воде, уровень которой по щиколотку (сапоги дают). В пещере много натечных образований, в том числе огромных размеров. Экскурсия занимает примерно 40 минут.

41. Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы (42°50’5»N, 41°30’27»E). Выезд в сторону гор. Состояние дороги не помню, но вроде среднее.

42. Очамчыра. Находится на побережье (последний курортный город на запад) в 5 км от трассы

42-1. Заброшенное колесо обозрения (42°42’24»N, 41°27’56»E). Напомнило Припять

42-2. Ж/д вокзал Очамчира (42°42’55»N, 41°28’29»E)

42-3. Ж/д мост через р.Галидзг (42°42’51»N, 41°29’14»E). Заброшен, не охраняется.

43. Выезд в сторону гор. Асфальт хороший до Ткуарчала, дальше в горы дорога очень сильно разбита.

43-1. Ж/д мост (42°51’12»N, 41°36’41»E). Арочный

43-2. Ж/д мост через р.Галидзгу (42°51’15»N, 41°37’2»E)

43-3. Гупский водопад (42°50’12»N, 41°37’48»E). Непосредственно перед переездом (42°51’12»N, 41°37’15»E) нужно повернуть направо, там будут две дороги, двигаться нужно по левой вверх. Машину можно оставить на площадке (42°50’41»N, 41°37’55»E). Дальше нужно идти перпендикулярно дороге вниз, следуя по координатам и стараясь найти тропу к водопаду. Тропа выводит к берегу реки, откуда водопад не виден (он находится на небольшом притоке речки), но слышен его шум. Чтоб попасть к водопаду, нужно перейти реку в брод или по поваленным брёвнам. В сухую погоду можно не оставлять машину на площадке, а ехать дальше вниз, таким образом можно подобраться практически к самому берегу, однако дальше к водопаду нужно идти по дну каньона, что возможно только при низкой воде. Мы попытались съехать на машине вниз в дождливую погоду, в результате чего некисло застряли и следующие полчаса выкладывали колею валунами, чтоб выехать назад.

43-4. Ж/д станция Ткуарчал (42°50’40»N, 41°40’29»E)

44-4. Ткуарчельская ГРЭС (42°50’31»N, 41°40’36»E). Заброшенная, очень атмосферное место.

44-5. Заброшенная канатная дорога. Нижняя станция (42°50’38»N, 41°40’21»E), верхняя станция (42°50’44»N, 41°41’0»E). Также есть промежуточная опора, на которую можно было бы забраться, если б не были спилены нижние пролеты лестницы. На тросах по сей день висят несколько кабинок. На начало 2018 года канатка уже была демонтирована

44-6. Ж/д мост через р.Галидзгу (42°50’23»N, 41°41’55»E). Арочный

44-7. Ж/д мост (42°51’25»N, 41°45’10»E). Арочный. И еще один (42°51’27»N, 41°45’21»E) похожий

44-8. Рудник им.Сталина (42°52’37»N, 41°48’1»E). Навигатор предложил мне свернуть налево в горы перед угольной базой (42°52’20»N, 41°47’38»E), в итоге я оставил машину (очень плохая дорога) и шел 1.5 км пешком. Но, судя по всему, нужно было ехать прямо, через базу. Вход в рудник находится на берегу реки, его заметно с дороги по заброшенному подъемному крану. Также там есть небольшой туннель и мост. Сам рудник представляет собой почти горизонтальную штольню, вход в которую открыт для свободного посещения (ни заборов, ни завалов). Из штольни идет сильный поток теплого влажного воздуха. В рудник не ходил за отсутствием свободного времени и хорошего фонаря. По информации из инета, его длина составляет 7 км (не считая ответвлений). Отчет (не мой).

45. Бедийский монастырь (42°46’45»N, 41°40’15»E). Выезд в сторону гор. Дорога — грунтовка средней разбитости, местами короткие асфальтированные участки.

46. Руины ж/д вокзала Гал (42°37’39»N, 41°43’29»E). В отличие от других станций, вокзал имеет современную архитектуру, но разрушен практически до основания. Сам же город Гал выглядит, как новенький. По рассказам местных жителей, после окончания войны восстановление страны началось именно с этой стороны.

47. Руины ж/д моста через реку Ингур (42°32’17»N, 41°47’18»E). Это граница с Грузией. Как ни странно, к мосту удалось подъехать почти вплотную. Большая часть пути — отличный асфальт, затем нужно пересечь ж/д насыпь (рельсы давно сняты) и сразу после неё свернуть налево. Вскоре грунтовка выводит к мосту. Также можно оставить машину у переезда и пройти по насыпи пешком. В одном месте дорогу преграждает забор из бамбука, но это для животных, поэтому можно без зазрения совести через него перелезть. У моста стоит будка охраны, но внутри неё никого нет. По словам местного жителя, там стоит видеокамера, и в случае чего военные приезжают из здания, расположенного неподалеку (42°32’50»N, 41°46’54»E)

РОССИЯ

1. Змейковские водопады (43°38’8»N, 39°48’59»E). Хороший асфальт до самых водопадов. Вход 150р. Водопадов несколько штук, вдоль них оборудована тропа.

2. Ореховский водопад (43°42’26»N, 39°46’27»E). Большая часть дороги — хороший асфальт. Последние 1.5 км — очень узкая грунтовка-серпантин, на которой с трудом разъезжаются 2 машины. Вход бесплатный.

3. 33 Водопада (43°50’34»N, 39°33’34»E). Хороший асфальт до самых водопадов, парковка 50р, вход 150р. Водопады по смыслу похожи на Змейковские.

4. Свирское Ущелье (43°55’59»N, 39°19’13»E). Находится в Лазаревском недалеко от трассы. Вход 150р

АПШЕРОНСКАЯ УЖД

Статья в Википедии. Начинается в посёлке Черниговское (44°14’50»N, 39°45’40»E) заканчивается в поселке Отдаленный (44°4’10»N, 39°42’6»E). Длина линии — 29 км, поезд идет 2.5 часа в одну сторону. Существует также 3-километровый участок в Гуамском ущелье, который уже не соединен с основной магистралью и по которому курсирует туристический поезд. Его мы посетили в 2013 году в завершении Крымской поездки.

Со стороны Сочи лучше ехать по трассе Туапсе-Апшеронск, хотя навигатор предлагает огромный крюк по М4 через Горячий ключ. Причина — небольшой отрезок грунтовки (буквально километр, причем грунтовка хорошего качества) на трассе Туапсе-Апшеронск, а в остальном — отличный асфальт. Оказалось, что на серпантирах специально оставляют грунтовые участки, т.к. зимой машины на них меньше скользят

В Черниговское мы приехали 8 мая чуть позже 7 вечера, нашли диспетчерскую (она расположена прямо на главной площади) и пообщались с диспетчером. Оказалось, что поезд ушёл буквально перед нашим приездом, в 7 вечера. Впрочем, уже темнело, так что мы бы всё равно им не воспользовались. Телефон диспетчерской 8-988-474-34-43, работает она круглосуточно и без выходных. На узкоколейку приезжает много народа, так что к туристам там привыкли, и возможно даже взять тепловоз в аренду (1500р/час).

Поезд ходит ежедневно в 7 утра и в 7 вечера, но по выходным (т.е. в том числе и на следующий день) — только вечером. Впрочем, следующим утром в 10 часов поезд должен был отправиться до станции Кушинка (44°12’53»N, 39°39’31»E), чтоб забрать «поисковую группу» из Тихорецка, которая зависала там уже несколько дней. Занимались они тем, что искали артефакты, оставшиеся после Великой Отечественной войны, а также восстанавливали и красили памятники и могилы солдат, расположенные в том районе.

Станция Кушинка — это меньше половины пути, к тому же, она находится на ответвлении от основной магистрали, однако выбора у нас не было. Нам также сообщили телефон некоего Альберта, у которого есть пионерка, и который мог бы нас прокатить, но дозвониться ему не удалось. Других пионерок в Черниговском нет, но вроде есть пионерки в Отдаленном. До Отдаленного можно добраться и на машине, но для этого нужно сделать большой крюк по разбитой грунтовке. По словам местных жителей, дорога в один конец занимает 3 часа. До остальных населенных пунктов, расположенных вдоль УЖД, добраться на машине нельзя.

Этой ночью мы переночевали в гостинице в Апшеронске. Как ни странно, небольшая гостиница была и в Черниговском, но ещё более странно было то, что все номера в ней оказались заняты. На следующий день с утра сделали небольшой крюк, чтоб посетить термальный источник (44°17’26»N, 39°56’2»E). Машину нужно оставить на обочине и затем 500 м идти пешком по глубокой колее, оставленной внедорожниками. Внезапно за деревьями открывается полянка, где из земли торчит труба, покрытая толстенным слоем шлаков, из которой льется вода (температура на ощупь — градусов 40). Не заметно никаких попыток сделать из этого места рекреационную зону, что довольно необычно. Просто лес, поляна и труба, ничего лишнего

Чуть позже 9 мы снова оказались в Черниговском и снова немного опоздали: оказалось, что тот самый Альберт совсем недавно уехал по УЖД на своей пионерке (вроде бы тоже в Кушинку). Дозвониться ему снова не удалось. Делать нечего, стали ждать отправления поезда (который представлял собой тепловоз с отсеком для пассажиров), с расчётом перехватить Альберта где-то по дороге. Помимо нас было ещё двое туристов и одна местная жительница, которая ехала до «10 километра» (место, где начинается ответвление на Кушинку).

Отправились с небольшим опозданием. С нас собрали за проезд по 100р с человека за дорогу до Кушинки и обратно. Узкоколейка оказалась более унылой, чем я предполагал. Несмотря на то, что с одной стороны возвышаются горы, а с другой течет река, всё заросло деревьями, и из-за них практически ничего не видно. Даже наиболее известная местная достопримечательность — ущелье «Волчьи ворота» (44°12’26»N, 39°42’17»E) из окна поезда не впечатляет, однако на обратной дороге мы делали там остановку и смогли всё посмотреть. На 10-м километре есть УЖД-мост через реку (44°12’20»N, 39°40’56»E), и поскольку мы там останавливались для высадки пассажирки, его тоже удалось пофоткать.

Поисковая группа состояла как минимум из 20 человек разного возраста и пола с огромным количеством вещей и рюкзаков, поэтому назад мы ехали, как селедки в бочке, некоторые даже расположились на тепловозе снаружи. Альберта мы так и не встретили, но видели его пионерку примерно на полпути к Кушинке. По словам местных, он ушёл в горы.

На этом наше путешествие закончилось, и мы отправились в Москву с остановками только на сон, еду и дозаправку.

БЮДЖЕТ

Бензин — 14640
Жилье — 14200
Штрафы — 3500
Платная трасса — 1170
Ремонт машины — 700
Сборы и экскурсии — 4350
Сувениры — 1500
Еда и прочее — 18090

ИТОГО — 58150

Пробег — 4940 км
Сожжено бензина — 420 л
Средний расход — 8.5 л/100 км
Средняя стоимость — 34.8 р/л