Меню

Misha Simachev Blog

Абхазия (Часть 1/2)
15.05.2016

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2

ФОТКИ

Яндекс
vk

ВИДЕО

Шакуранский водопад
Новоафонское «метро»
Кындыгский горячий источник
Беслетская ГЭС
Гегский водопад
Грузовой поезд
Термальная скважина под Апшеронском

Закрыто ещё одно белое пятно на карте мест, где я давно мечтал побывать — Абхазия. Абхазия как независимое государство образовалась в результате Абхазско-грузинской войны в 1992-93 годах. Из-за военных действий, а также межнациональной вражды примерно половина населения (в основном, грузины) покинула страну. Никакой войны в Абхазии уже давным-давно нет, но всё как будто замерло в далёком 93-ем: брошенные дома, замороженные стройки — такого добра там не просто много, а очень много, настоящий рай для любителей урбантрипа. По моим прикидкам, в заброшенном состоянии находится примерно 2/3 всей недвижимости. Климат в стране субтропический (теплее, чем в Крыму, например), поэтому буйство растительности делает эстетически привлекательной даже самую унылую заброшку, а унылых там не так уж много, гораздо больше различных дореволюционных зданий, которые в плане архитектуры одно интереснее другого. В общем, вряд ли где-то ещё в мире вы найдете подобное!

Поездка длилась с 30 апреля по 10 мая включительно, непосредственно в Абхазии мы были с вечера 1 мая до вечера 7 мая и за это время успели посмотреть всё самое интересное и сравнительно легкодоступное (куда не нужно ехать на внедорожниках или долго идти пешком). Общий пробег — 4940 км.

ДОРОГА

Выехали 30 апреля (суббота) в 6 утра по трассе М4 (Дон). Серьезных пробок нигде не было, но пришлось постоять в среднем по 15 минут на каждом пункте оплаты (а было их 8 штук). Стоимость проезда: 100р + 60р + 60р + 120р + 80р + 35р + 70р + 60р = 585р. Оплачивать можно в т.ч. банковской картой, при этом ввода пин-кода не требуется. Зато были большие скопления машин практически на всех заправках. Стоять в очередях я жутко не люблю, поэтому, когда закончился бензин, я перебежал с канистрой на другую сторону шоссе, где на заправке народа не было вообще, и купил бензин там.

В Московской и Тульской областях есть несколько участков, где ограничение скорости аж 130 км/ч, но большую часть пути ограничение 90 км/ч. В Краснодарском крае довольно много гаишников с камерами на обочинах. Стационарных камер не очень много, и они видны издалека. Не все камеры выписывают штрафы, многие нужны просто для наблюдения за дорожной ситуацией. В итоге мне пришел 1 штраф (500) по дороге туда и 4 штрафа (500+500+1000+1000) по дороге обратно, поскольку в сторону дома я гнал гораздо быстрее, чтоб успеть въехать в Москву до начала вечерних пробок.

Пост Цукерова Балка (46°45’33″N, 39°39’39″E) миновали без остановки что туда, что обратно, хотя в инете про него написано много ужасов (вплоть до того, что подбрасывают наркоту). Так же успешно миновали и пост на подъезде к Сочи, про который тоже ходит немало страшилок. На посту нужно не забыть притормозить, поскольку там висит знак «Stop/Контроль».

Почти сразу за Краснодаром начинается серпантин. До побережья дорога 3-полосная (3-я полоса — для обгона на подъеме), далее — двухполосная до самого Сочи. Из-за многочисленных крутых поворотов поездка вдоль побережья занимает порядка 4-х часов. По дороге туда грузовиков не было совсем, обратно — мало, и они периодически останавливались, пропуская поток. Через Сочи трасса проходит по многочисленным туннелям и эстакадам (движение безсветофорное). В Адлере мы потеряли примерно час на поиск шиномонтажа и замену ниппеля (спускало колесо), к границе Абхазии подъехали около 7 вечера 1 мая (воскресенье), очереди не было совсем.

И на российской, и на абхазской таможне просят открыть двери машины, багажник и бардачки, но я не видел, чтоб кого-то хоть как-нибудь досматривали, поэтому формальности занимают считанные минуты. Единственный момент — у меня с собой была канистра с 20л бензина, и на российской таможне мне сказали, что разрешено провозить только 10л, но потом всё-таки пропустили. При пересечении границы в обратную сторону российские таможенники снова обратили внимание на канистру, но она была почти пустой.

Российскую таможню пассажиры проходят отдельно (в порядке общей очереди), а на абхазской пассажирам из машины выходить не обязательно. Для прохождения границы требуется российский паспорт и свидетельство о регистрации на автомобиль. Никаких деклараций заполнять не нужно — таможенники сами вносят информацию в систему, и это происходит очень быстро. ОСАГО также покупать не нужно — на территории Абхазии действует российское. Похоже, это всё нововведения последнего года. Въезжать в Абхазию можно и по заранпаспорту, въездные/выездные штампы при этом не ставят во избежании проблем в дальнешем при посещении Грузии, поскольку Грузия считает пересечение русско-абхазской границы незаконным (уголовная ответственность).

В обратную сторону мы пересекали границу 7 мая (суббота) около 6 вечера, очередь машин была метров на 100. Абхазскую таможню прошли быстро, а на российской почему-то были тормоза, хотя снова вроде бы никого особо не досматривали, и пропускных пунктов работало много. В итоге весь процесс занял 1 час 15 минут.

Через всю Абхазию проходит двухполосная трасса (от российской до грузинской границы — 200 км). Асфальт на ней отличный, за исключением участка Сухум-Очамчыра, где он слегка раздолбанный. Про ответвления в сторону гор будет сказано отдельно. Ограничение скорости в Абхазии — 60 км/ч, хотя несколько раз видел знаки с ограничением 70 км/ч. За превышение скорости на 10-30 км/ч штраф 600-1800р, за превышение более чем на 30 км/ч, а также за пересечение сплошной разметки — 3000-6000р. При выписывании штрафа забирают права и дают вместо них времянку, а права отправляют в Сухум (столицу), где их можно получить в обмен на квиточек об оплате штрафа. В связи с этим, «решать» лучше на месте. На границах областей (фактически, между любыми двумя крупными городами) на трассе расположены стационарные посты, где, как правило, нужно притормозить (установлен знак «Stop/Контроль»). В инете пишут, что ночью трассу перекрывают шлагбаумами, но мы ночью не ездили, подтвердить не могу. Ментов с радарами на обочинах видел всего один или два раза. Камеры видел только один раз — на въезде в Сухум.

Непосредственный контакт с местной милицией случался трижды:

1) Буквально через полчаса после въезда в Абхазию. Подъезжаю к посту, рядом с ним стоит машина, габариты включены, непонятно, то ли поедет, то ли нет. А объехать её нельзя, не выезжая на встречку. Запуганный страшилками про местных гайцов, остановился, жду. Подходит гаец:
— Какие-то проблемы?
— А вон тот впереди собирается ехать или нет?
— Да там нет никого, объезжайте!
— Так сплошная линия разметки же!
— Ну давайте подумаем, как вам его объехать (улыбается). Езжайте!
— Можно?
— Да!

2) Рано утром остановили в Сухуме, произошел следующий диалог:
— Здравствуйте, извините за беспокойство, проверка документов
Протянул документы в открытом виде, гаец их даже не посмотрел
— Отдыхаете?
— Да
— А где остановились?
— Да по всех Абхазии колесим
— Хорошего вам отдыха, всего доброго! (жмет руку)

3) Снова в Сухуме рано утром. Развернулся в неположенном месте (ехал по навигатору, да ещё разметка там была стерта). Через минуту меня догнала милицейская машина (и откуда они только взялись), остановился, пересел к ним. Свозили меня на место, где я развернулся, показывали знак, согласно которому разворачиваться там, якобы, нельзя. На знаке было изображено, что правая полоса поворачивает направо, а левая упирается в кирпич. Куда должны деваться машины, едущие по левой полосе — непонятно. Препирался с гайцами в сумме минут 10, но разговор шёл по кругу. Штраф мне светил 3000-6000р, в итоге они легко согласились на 2к.

Как ни странно, несмотря на общую разруху, в Абхазии сравнительно много светофоров, причём все они оснащены табло с обратным отсчетом времени.

Судя по информации из инета, местные водители постоянно друг другу сигналят, лихачат, превышают скорость и обгоняют через сплошную разметку (а гайцы их, якобы, не трогают, кормясь за счёт приезжих). Всё это действительно имеет место, но в гораздо меньшем объеме, чем я ожидал. В основном все ездят спокойно, и за неделю мы не видели ни одного ДТП. Машин в стране немного (пробок нет), разброс моделей очень широкий — от Лексусов и Инифинити до допотопных Жигулей со старыми советскими номерами. Абхазские номера аналогичны российским, только с флагом Абхазии вместо кода региона. По дорогам гуляет много коров, свиней и лошадей (особенно если свернуть куда-нибудь в глубинку), так что ограничения скорости вполне оправданны.

Бензин в Абхазии какой-то непонятный. Названия большинства бензоколонок мне были незнакомы, единственный раз видел Роснефть (43°1’44″N, 40°58’53″E), где и заправился. Ещё раз заправился на какой-то noname-заправке по дороге в Ткуарчал, где мне даже не дали чек, после чего двигатель стал заметно хуже тянуть (от греха подальше, разбавил нормальным бензином из канистры). Стоимость 92-го — 34-36р/л (примерно как в Краснодарском крае и чуть дороже, чем в Москве).

Для навигации я использовал Navitel, пришлось купить карту Грузии, поскольку Navitel считает Абхазию грузинской территорией. Как и ожидалось, с ним возникло значительное количество трудностей, а именно случалось, что в реальности нет дорог, которые указаны на карте, и наоборот: существуют дороги, которых на карте нет. В подобных случаях приходилось блуждать или прибегать к помощи местных жителей. Удобнее было бы воспользоваться спутниковыми картами Яндекса или Гугла, но интернет в роуминге дорогой, а местных симок мы почему-то покупать не стали.

Помимо замены ниппеля на колесе в начале путешествия, вторая (и последняя) поломка машины случилась ближе к концу: в результате поездок по раздолбанным грунтовкам стал отваливаться глушитель. Его мне приварили за 600р. По возвращении в Москву сделал диагностику подвески, которая показала, что нужно поменять только передние стойки стабилизатора, а в остальном всё ок. И это несмотря на бесчисленное количество ям, которые я собрал во время многократных поездок в горы. Toyota Celica в очередной раз доказала свою неубиваемость.

ЖИЛЬЕ, ЕДА и ДРУГОЕ

Мы привыкли к комфорту, поэтому искали номера с удобствами и горячей водой. С централизованным горячим водоснабжением в Абхазии то ли плохо, то ли совсем никак, поэтому везде, где мы ночевали, были бойлеры. А ночевали мы в различных частных гостиницах, расположенных в курортных городах у побережья, найти их не составляло никакого труда. Вот перечень мест наших ночевок (цена везде за двухместный номер с удобствами):

30.04 — Миллерово (1500р)
01.05 — Гагры (1400р + 100р стоянка)
02.05 — Пицунда (1500р)
03.05 — Сухум (1200р + 50р стоянка) — двухкомнатный люкс, но жутко раздолбанный
04.05 — (аналогично)
05.05 — Очамчыра (1600р)
06.05 — (аналогично)
07.05 — Недалеко от Сочи (1500р)
08.05 — Апшеронск (1000р) — удобства на этаже
09.05 — Миллерово (1500р)

Если селиться в частном секторе, то, по информации из инета, стоимость составляет 300-500р в сутки с человека, но мы не уточняли. Также от случайных знакомых узнали, что квартиру в Пицунде (в многоэтажном доме) можно снять за 1000р в сутки. Поскольку в начале мая еще не сезон (море холодное), то отдыхающих было мало, и многие гостиницы пустовали.

Про еду рассказать особо нечего. Несмотря на слухи о частых отравлениях в Абхазии, питались мы в случайных кафешках, не слишком выбирая, небольшие проблемы с желудком были лишь однажды (после борща). Цены на супы — 100-150р, салат Цезарь — 200р, солянка — 150-200р, остальное не помню. Порции большие.

Несколько слов про деньги. У Абхазии нет своей валюты, в обороте российские рубли. Поскольку Абхазия не признана большинством стран мира, международные платежные системы на ее территории не действуют, поэтому все деньги нужно везти в виде наличности. Сбербанк Абхазии не имеет никакого отношения к Сбербанку России. По слухам, 2 банкомата, которые принимают российские карты, в стране всё-таки есть (и летом к ним выстраиваются огромные очереди), но мы не проверяли. Вот их адреса:
г.Гагра, ул.Демерджипа, 28-а
г.Сухум, ул.Эшба, 166, Маркет «Сухум»

Устойчивая мобильная связь есть почти везде (даже в горах), интернет сравнительно шустрый. Местных симок мы не покупали, пользовались роумингом, что в итоге вышло накладно. Интересный момент: при пересечении русско-абхазской границы время на всех телефонах автоматически перевелось на час вперед, хотя время в Абхазии такое же, как в Краснодарском крае.

Про передвижение через лесные массивы могу сказать, что клещей мы не видели, комаров было мало. Зато кучу проблем доставляла дикая малина, которая растет повсеместно. Она цепляется за кожу и одежду, как колючая проволока, так что прорваться через её заросли очень сложно, иной раз проще обойти ее скопления, но это возможно не везде (иногда она растет сплошной стеной на много метров). В результате одного эпизода особенно суровой борьбы с малиной, в которой мы получили многочисленные колотые ранения и занозы (это произошло на крутом склоне, на который мы зачем-то решили подняться), мы даже приняли решение посетить травмпункт и сделать прививки от столбняка — это уже по возвращении в Сочи (больница, кстати, очень современная — впечатлило!)

АБХАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Статья в Википедии. Для любителей железных дорог эта дорога — must see. Её изучению немало времени уделил и я в этой поездке. Дорога однопутная (с разъездами), проходит по очень живописным местам вдоль побережья через большое количество туннелей и мостов, а также по эстакадам (например, в Сухуме). Некоторые мосты и туннели охраняются, некоторые — нет, охрана агрессивно реагирует на туристов с фотоаппаратом. Переезды не охраняются, светофоры не работают. Станции имеют интересную своеобразную архитектуру, но все до одной находятся в полуразрушенном состоянии. Дорога электрифицирована от российской границы до Сухума, но пассажирские поезда идут под тепловозами (2ТЭ), что связано с перебоями в энергообеспечении. Грузовые составы идут под электровозами (раритетный ВЛ8), мы, правда, видели всего один (примерно из 45 вагонов разного типа). Существует также неэлектрифицированное ответвление в Ткуарчал, откуда, по слухам, везут уголь в порт Очамчыры. Западнее Очамчыры рельсы сняты. Шпалы, как ни странно, везде бетонные.

Зимой 2018 года посетил Абхазию еще раз с целью изучения ж/д

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

В этот раз перечень интересных мест будет не в разбивке по дням, а сплошным списком в том порядке, в котором их удобнее всего посещать. Те достопримечательности, для осмотра которых нужно сворачивать с основной трассы и ехать куда-то далеко (в основном, в горы), будут объединены в группы. Также привожу места, которые были в планах, но которые по разным причинам посетить не удалось.

1. Выезд в сторону гор. При движении на запад нужно сворачивать с трассы налево после моста через р.Хашупсе (43°22’57″N, 40°5’7″E). По словам местных, дорога представляет собой грунтовку хуже среднего. Решили не ездить.

1-1. Хашупсинский каньон (43°25’40″N, 40°7’4″E)

1-2. Малый Сандрипшский каньон (43°25’27″N, 40°9’29″E)

2. Белые скалы (43°21’54″N, 40°6’22″E). Машину можно оставить на съезде с шоссе (43.3678244, 40.1023936), а затем спуститься к скалам по тропинке

3. Спуск к туннелям. Двигаясь на запад, рядом со станцией Абаата можно свернуть направо, к гостинице Гостиница «Старая Гагра» и спуститься к пляжу, а затем еще немного проехать в обратную сторону уже по низу. Дальше — только пешком

3-1. Восточный портал ж/д туннеля №10 (43°19’47″N, 40°12’37″E)

3-2. Река Репруа (43°19’52″N, 40°12’16″E). Одна из самых коротких рек в мире

3-3. Ж/д туннель №9 (43°19’55″N, 40°12’0″E)

4. Ж/д станция Абаата (43°19’38″N, 40°13’19″E), а также западный портал ж/д туннеля №10 и восточный портал ж/д туннеля №11. Станция расположена на эстакаде между двух туннелей, место очень живописное. Вход на станцию закрыт, но никто за этим не следит.

5. Пансионат «Скала» (43°19’29″N, 40°14’3″E) и заброшенный фуникулер: верхняя станция (43°19’29″N, 40°13’58″E), нижняя станция (43°19’22″N, 40°13’55″E)

6. Колоннада г.Гагры (43°19’17″N, 40°14’12″E) и заброшенный кинотеатр (43°19’18″N, 40°14’15″E), а также западный портал ж/д туннеля №11 (43°19’19″N, 40°14’17″E), подойти к которому не удалось

7. Западный портал заброшенного автомобильного туннеля (43°19’4″N, 40°14’51″E). Вход загорожен забором, но при желании можно пролезть

8. Заброшенный пансионат «Гагрипш» (43°18’56″N, 40°14’53″E)

9. Санаторий «Амра» (43°18’43″N, 40°14’58″E). Действующий, но зайти на территорию может любой желающий

10. Заброшенный башенный кран (43°15’36″N, 40°16’38″E). Забрался наверх, пофоткал Гагры

11. Остатки Бзыбского домостроительного комбината с невысоким подъемным краном (43°13’35″N, 40°20’52″E) и ж/д станция Бзыпта (43°13’33″N, 40°21’9″E)

12. Выезд в сторону гор. Очень попсовое направление, море туристов. До озера Рица — отличный асфальт.

12-1. Старый автомобильный мост через р.Бзыбь (43°14’27″N, 40°23’58″E)

12-2. Водопад «Девичьи слезы» (43°15’37″N, 40°23’41″E). По склону просто стекают многочисленные ручейки, такое есть и в Подмосковье. Рядом расположен подвесной мост (43°15’39″N, 40°23’44″E)

12-3. Подвесной мост (43°16’45″N, 40°23’41″E)

12-4. Подвесной мост (43°17’31″N, 40°24’9″E)

12-5. Подвесной мост (43°18’49″N, 40°24’30″E)

12-6. Голубое Озеро (43°21’3″N, 40°24’43″E) — всего 20 м в диаметре, но при этом имеет глубину 76 м. Рядом расположен небольшой, но мощный водопад.

12-7. Гегский Водопад (43°26’6″N, 40°26’30″E), поворот налево с трассы после туннеля (43°24’30″N, 40°27’45″E), далее 5 км только на внедорожнике. У поворота дежурят УАЗ-ики, поездка до водопада и назад стоит 2000р за машину (в которую влезает 6 человек). Водопад огромный и производит впечатление.

12-8. Юпшарское Ущелье (43°25’26″N, 40°31’7″E). Шоссе проходит прямо по нему

12-9. Водопад «Мужские слезы» (43°26’3″N, 40°31’47″E)

12-10. Озеро Рица. Припарковаться можно только на специальной площадке (43°28’29″N, 40°32’23″E) (платно, цен не помню, 50 или 100р), после чего придётся вернуться 500 м назад к набережной, кафе и причалу. По озеру можно покататься на катере (цены не узнавал).

12-11. Водопад «Молочный» (43°29’2″N, 40°33’32″E)

12-12. Дача Сталина (43°29’7″N, 40°32’18″E). Находится на противоположном берегу озера относительно парковки, упомянутой выше. Дорога до дачи сносная, но узкая (машины разъезжаются с трудом). Стоимость посещения дачи — 150р.

12-13. Водопад Птичий клюв (43°28’42″N, 40°33’57″E). Находится в начале дороги на Авадхару. Поворот на эту дорогу расположен, немного не доезжая (43°28’44″N, 40°33’0″E) дачи Сталина.

12-14. Минеральные источники Авадхара (43°29’55″N, 40°39’48″E), от дачи Сталина до них примерно 15 км по очень плохой дороге (сильно разбитый асфальт, следы многочисленных камнепадов, броды через ручьи). Мы проехали только треть, после чего решили, что оно того не стоит. Кстати, в месте, где мы повернули назад, ещё лежал толстый слой снега. Сами источники, судя по рассказам, не представляют собой ничего особенного.

12-15. Озеро Малая Рица (43°28’31″N, 40°30’11″E). Дойти можно только пешком (5 км), тропа начинается от смотровой площадки на Рице (43°28’17″N, 40°32’1″E). Мы туда не ходили

ЧАСТЬ 2