Меню

Misha Simachev Blog

Автопробег по Карелии (1/3)
17.10.2017

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3

ФОТКИ

Вышка в Педасельге (2017.08.13) yandex, vk
Карелия (2017.08.13-17) yandex, vk
Воттаваара (2017.08.13) yandex, vk
Паанаярви (2017.08.15) yandex, vk
Ленинградская область (2017.08.12-20) yandex, vk
УЖД Гладкое (2017.08.18) yandex, vk
Пергольская УЖД (2017.08.18) yandex, vk
Тесовская УЖД (2017.08.18) yandex, vk

ВИДЕО

Малый Горчаковщинский водопад youtube, vk
Горчаковщинский водопад youtube, vk
Водопад Кивач youtube, vk
Пальеозерская ГЭС youtube, vk
Водопад Куми youtube, vk
Водопад Киваккакоски youtube, vk
Водопад Воицкий Падун youtube, vk
Водопад Верхняя Койриноя youtube, vk
Водопад Юканкоски (Белые мосты) youtube, vk
Ляскеля ГЭС youtube, vk
Водопад Ахвенкоски (Рускеальский) youtube, vk
Саблинский водопад youtube, vk
Тосненский водопад youtube, vk
Нижнеоредежская ГЭС youtube, vk
Лужский каньон youtube, vk
Белогорская ГЭС youtube, vk
Изливающияся скважины youtube, vk
Пергольская УЖД youtube, vk

GPS-треки

Небольшое предисловие. План осмотра Питера, Ленинградской и Новгородской областей, а также Карелии я составил более 3 лет назад (и затем периодически дополнял его), суммарно он насчитывал порядка 400 объектов (бОльшая часть которых находилась, понятное дело, — в Питере). Этот план казался мне таким неподъёмным, что я даже думал о том, чтоб перебазироваться в Питер на несколько месяцев (благо, удаленная работа это позволяла), чтоб делать вылазки оттуда и таким образом сэкономить время на дорогу. Также стоит отметить, что на момент составления плана я объездил уже практически все интересные места в радиусе 1000 км от Москвы за исключением ленинградского направления. Не последней причиной этого было вечно стоящее в пробках Ленинградское шоссе, самое загруженное на тот момент (хуже даже Горьковского и Новосовихинского). Ситуация резко улучшилась с открытием в конце 2014 года платных обходов Химок и Вышнего Волочка.

В 2015-2016 годах я сделал 2 двухдневных выезда (на выходные) в Новгородскую и Ленинградскую области и осмотрел там значительное количество объектов (в том числе, несколько узкоколеек). Также в 2015-2017 годах я четыре раза приезжал в Питер на 2-3 дня и за это время обошел бОльшую часть намеченных интересных мест, в результате стало понятно, что переезжать в Питер необязательно. Тем не менее, Карелия оставалась для меня «терра-инкогнита», я был наслышан, что дороги там в основном грунтовые, но каково их состояние – было непонятно (а у меня ведь не внедорожник). Сильно разбитый асфальт, который встречался мне в Новгородской области, тоже наводил на грустные мысли (было опасение, что в Карелии с этим еще хуже). Также было непонятно, где в Карелии ночевать (за исключением палатки) и заправляться бензином, нестабильная переменчивая погода и отсутствие сотовой связи тоже добавляли сомнений.

В июне 2017 года я совершил короткую ознакомительную поездку в Западную Карелию на поездах (пассажирских и тр*йнх*пом), а также немного автостопом, после чего решил: ехать в Карелию на машине можно и нужно, причем этим же летом. Как уже не раз случалось, в реальности все оказалось гораздо проще и лучше, чем я ожидал, в итоге поездка прошла совершенно гладко и даже оказалась одной из самых легких в моей практике. Чуть больше, чем за неделю, удалось выполнить план не только по Карелии, но и по Ленинградской и Новгородской областям, и даже по Питеру. Осенью 2017 года я сделал еще одну коротку вылазку в сторону Северной столицы, и по итогам на карте этого региона из 400 упомятнутых выше объектов осталось всего лишь порядка 30.

Карелию я бы условно разделил на 3 части: южная (всё, что прилегает к берегу Ладожского озера), восточная (всё, что находится в окрестностях трассы Р-21 «Кола», в том числе города Петрозаводск, Медвежьегорск, Беломорск, Кемь и Кандалакша) и северо-западную (города Суоярви, Поросозеро, Суккозеро, Муезерский, Ледмозеро, Костомукша, Калевала и Пяозерский). Так вот южная и восточная Карелия – это цивилизация и в основном отличные дороги.

Трасса «Кола» — двухполосная, но трафик небольшой, а асфальт идеальный, можно практически постоянно гнать 130-150 км/ч. Камер немного, и видны они издалека. Разметка довольно либеральная – она прерывистая даже на подъемах, поворотах, мостах и пересечениях со второстепенными дорогами. Впрочем, обгонять в этих местах всё равно не стоит (исходя чисто из здравого смысла). Заправки немного, но хватает, они есть на поворотах ко всем более-менее крупным населенным пунктам.

Трасса Петрозаводск-Сортавала-Приозерск – тоже двухполосная (и тоже идеальный асфальт), но очень извилистая, поэтому разметка почти на всём протяжении сплошная, и обогнать медленно ползущие транспортные средства (которых довольно много) – целая проблема. Медленно ползут не только грузовики, но и многочисленные легковушки под управлением слоупоков, которые считают, что 30-40 км/ч – это нормальная скорость, как нормально и собирать за собой хвост из десятков машин. Трасса проходит через множество населенных пунктов, заправок полно.

На этом перечень отличных дорог заканчивается, остальное – грунтовки и местами асфальт разной степени разбитости. Грунтовки по большей части хорошие (за ними следят, можно ехать 60 км/ч, кое-где даже быстрее), хотя встречаются и умеренно разбитые участки (о них будет сказано отдельно). Про езду по грунтовкам, прежде всего, нужно знать следующее: они очень скользкие (как будто покрыты льдом), и поэтому манера езды (особенно на недоприводе) по ним должна быть соответствующей. Ситуация усугубляется тем, чем рельеф в Карелии холмистый, поэтому дороги очень извилистые, много крутых поворотов вплоть до 90 градусов. Тормозить на крутых поворотах ни в коем случае нельзя, скорость нужно успеть сбросить до начала вхождения в поворот. На не очень крутых поворотах лучше тоже не тормозить, т.к. если в момент торможения колесо попадет на тонкий слой щебёнки или песка, покрывающий твердую укатанную поверхность дороги (а такое случается довольно часто) – машина сразу уходит в занос. Одна машина так улетела с дороги прямо на моих глазах, причем, как потом выяснилось, водитель был местным и ездил по этой дороге много раз (к счастью, обошлось без последствий). На участках, покрытых толстым слоем неукатанного песка (таких было мало, но всё-таки встречались) машину начинает заносить даже при равномерном прямолинейном движении – здесь нужно быть особенно аккуратным и избегать резких действий, будь то ускорение, торможение или руление.

У меня к моменту поездки в Карелию был уже достаточный опыт езды по грунтовкам, поэтому даже при относительно быстром передвижении (обгонял почти всех) обошлось без происшествий, хотя стрёмные моменты были. И всё же настолько много ездить по грунтовкам за одну поездку (суммарно порядка 1000 км) мне довелось впервые. Машина всё это перенесла нормально, диагностика подвески по возвращении показала, что никаких повреждений нет.

Что касается заправок, то в северо-западной Карелии их действительно мало. В Суоярви, как ни странно, заправок нет вообще. В Поросозере бензин продает «с рук» некая женщина (точно есть 92-й, качество – говорят, что норм). В Суккозере есть заправка, но ее лучше обойти стороной («Некоторые возят с собой канистру бензина, чтоб не заправляться в Суккозере» — слова одного из жителей соседнего поселка). В Муезерском есть сетевая заправка (ТНК вроде). В Костомукше заправок много (Костомукша – вообще оплот цивилизации в ебенях северо-западной Карелии). В Калевале две заправки. В Пяозерском есть заправка, но работает она с 8 утра до 8 вечера. Я возил с собой 20-литровую канистру бензина, но в результате она мне не пригодилась, хотя с ней, по крайней мере, было гораздо спокойней. Цена на бензин на 1-3 рубля дороже, чем в Москве.

Про сотовую связь я уже писал в отчете о предыдущей (короткой) поездке в Карелию – лучше иметь симку Мегафона, другие операторы ловят только в крупных городах. С ночлегом всё оказалось лучше, чем я ожидал. В южной Карелии гостиниц и гостевых домов полно, правда по большей части они весьма и весьма дорогие (от 2.5к за номер), поскольку эта зона считается курортной, впрочем, и что-то бюджетное тоже найти реально. Бюджетная гостиница есть в Суоярви. В Гимолах (ближайший поселок к горе Воттоваара) есть недорогая база отдыха. В Костомушке, как нетрудно догадаться, гостиниц много (цены правда не узнавал). Есть гостиницы и в Калевале, а также Пяозерском (ближайшем поселке к национальному парку Паанаярви). В самом Паанаярви есть гостевые домики (которые, правда, нужно бронировать сильно заранее, чуть ли не за несколько месяцев), а также оборудованные места для кемпинга и бани, правда там нет ни электричества, ни сотовой связи.

12 августа (суббота)

Первый крупный объект в моем путешествии – отключенная радиомачта (61°32’46»N, 34°43’15»E) под Петрозаводском. До нее мне составил компанию один мой приятель. Кроме того, до Волховстроя с нами ехала также его подруга (в Волховстрое она пересела на электричку и поехала к родственникам). Выехали в 6 утра, в пробке постояли около получаса (с учетом активного использования обочины)) только один раз уже ближе к Питеру из-за ремонта моста, на котором было организовано реверсивное движение. Что посмотрели по дороге:

Указатель «Бордюр-поребрик» (57°58’39»N, 33°15’1»E) – в Валдае на главной улице рядом с почтой

Казармы Аракчеева (58°53’49»N, 31°40’8»E) – рядом с шоссе

Малый Горчаковщинский водопад (60°0’50»N, 32°19’45»E) – рядом с шоссе, нужно немного пройтись по тропинке, спуститься вниз и затем подняться немного назад вверх по руслу ручья (в дождливую погоду понадобятся сапоги, в сухую можно без них) – отсюда открывается хороший вид на водопад, хотя его видно и сверху

Горчаковщинский водопад (60°1’8»N, 32°19’50»E) – тоже рядом с шоссе, но здесь идти пешком чуть дольше. Чтобы сделать хорошие фото, здесь так же нужно пройтись вверх по руслу, но в кроссовках (не замочив их) это сделать чуть сложнее, чем на предыдущем водопаде. Довольно популярное место, много отдыхающих

Климентовская церковь (60°6’33»N, 32°19’14»E) и Георгиевская (Суворовская) церковь (60°5’52»N, 32°18’9»E) – в Новой Ладоге

В Педасельгу (поселок, рядом с которым расположена вышка), прибыли в районе 9 вечера, уже в сумерках. Дорога от Петрозаводска до Педасельги представляет собой асфальт сносного качества. Недалеко от вышки съехали на грунтовку и расположились на ночлег, я спал в палатке, приятель – в машине.

13 августа (воскресенье)

Подъем в 3 часа утра – чтоб к восходу солнца (4:30) уже быть на вышке. Дорогу, ведущую к вышке, преграждает КПП, оборудованный видеокамерой, поэтому незадолго до КПП нужно свернуть вправо в лес, после чего перелезть через забор (это не составляет ни малейшего труда). Пройдя еще немного по лесу, можно снова выйти на дорогу и идти по ней до здания радиоцентра, который снова нужно обойти по лесу справа (рядом со зданием дорога к вышке поворачивает на 90 градусов вправо). Надо сказать, что лес заболоченный, а рано утром к тому же еще и мокрый, так что идти нужно в сапогах и непромокаемых штанах. Дорога от радиоцентра к вышке представляет собой заросшую колею, тоже местами заболоченную. Весь путь от машины до вышки (1.7 км) занял у нас почти час, т.к. передвигаться по лесу непросто.

Вышка огорожена невысоким деревянным забором, в котором есть калитка, закрывающаяся на гвоздь. Вышка выглядит работающей, но у нас были сведения, что на самом деле она отключена (к тому же, в мае на нее успешно слазали наши знакомые). На всякий случай, мы дотронулись до фидеров веткой – ничего не произошло. Если бы вышка была рабочей, то при этом наблюдалось бы искрение.

Первая лестница обшита листами железа на высоту человеческого роста, поэтому, чтоб забраться по ней, нужно подняться на 3 ступеньки, используя только руки (трижды подтянуться). Это не очень легко, но и не сказать, чтоб нечеловечески сложно. При желании эти листы можно и оторвать, но мы решили обойтись без дестроя. Подъем наверх занял 50 минут. С помощью высотометра (прога, определяющая высоту над уровнем моря по gps) мы выяснили, что высота вышки составляет 220 м. Вид сверху – супер, и да, мы наблюдали восход солнца над Онежским озером (с погодой повезло, было почти безоблачно).  Из всех вышек, на которых я был, эта – самая крутая (в том числе, благодаря своей необычной конструкции). Спустились за 20 минут, к машине вернулись тем же путем, обходя по лесу здание радиоцентра и КПП на въезде. Суммарно весь поход занял 3.5 часа.

Затем мы доехали до Петрозаводска и похавали в Бургер-Кинге. Еще я заценил набережную, которая выглядела очень понтово: на ней расположен огромный тренажерный зал под открытым небом, а также «Тюбингенское панно» (61°47’32»N, 34°22’53»E) и другие скульптуры.

Дальше наши пути расходились: я высадил приятеля на трассе «Кола» (он поехал автостопом в Питер), а я продолжил путешествие в одиночестве. Что посмотрел в этот день:

Водопад Кивач (62°16’4»N, 33°58’49»E) – находится недалеко от трассы, дорога к нему заасфальтирована, вход на территорию платный, место очень популярное, возможны толпы туристов

Вулкан Гирвас (62°29’9»N, 33°40’26»E) и Пальеозерская ГЭС (62°29’2»N, 33°40’24»E). Прежде всего, нужно сказать, что если после посещения вулкана вы планируете продолжить путешествие по грунтовкам северо-западной Карелии, то лучше заправиться на АЗС, расположенной на повороте к Гирвасу с трассы (62°28’33»N, 33°48’37»E) – в следующий раз нормальную заправку вы увидите очень нескоро (ближайшая сетевая – в Муезерском). Вход на территорию вулкана – платный (хотя запросто можно проникнуть и бесплатно), касса расположена по другую сторону дороги (62°29’3»N, 33°40’7»E). ГЭС расположена по соседству с вулканом и формально охраняется, но через территорию вулкана можно подойти к ней почти вплотную

Гора Воттоваара (63°5’4»N, 32°37’30»E) (wiki) – очень необычное и запоминающееся место, о нем стоит рассказать подробно. Ближайший к горе поселок – Гимолы, ехать к нему от Гирваса нужно через Юстозеро и Поросозеро (не заезжая в последний), дорога – хорошо укатанная, но очень извилистая грунтовка и местами асфальт. В Гимолы можно также ехать от Сортавалы через Суоярви и Поросозеро, дорога, по рассказам, — очень хорошая грунтовка. Доехать можно и на поезде до станции Гимольская из Питера или Петрозаводска (поезд ходит дважды в неделю).

От Гимол до Воттоваары – 20 км грунтовки, которая была бы проезжабельна на любой машине, если б не несколько невысыхающих луж глубиной до полуметра и даже больше, дно которых покрыто огромными валунами и даже бревнами. Валуны и бревна (частично вкопанные) встречаются и просто по дороге, есть подозрение, что размещены они были местными жителями, которые неплохо зарабатывают на доставке туристов к подножью горы (цена заброски – 2000р за машину в один конец). Тем не менее, проехать на обычной машине всё-таки можно, я своими глазами видел у начала южной тропы самую обычную жигули-семерку, даже не лифтованную. Как мне потом рассказали, это машина местного жителя, который возит туристов и знает всё нюансы этой хитровыебанной дороги. Тем, кто там едет впервые, я бы всё же советовал не рисковать – есть высокий шанс сесть на днище в одной из луж и заглохнуть с последующим попаданием воды в глушитель.

Итак, машину лучше оставить в поселке и дальше добираться с местными, вот телефоны некоторых проводников: 8 921 227 56 95 (Михаил Лагун), 8 921 626 29 52 (Александр), 8 921 728 04 86 (имя не знаю). Также можно обратиться на базу отдыха (62°56’37»N, 32°32’55»E), расположенную в километре от Гимол, телефон 8 921 620 13 30. Там занимаются сбором организованных групп и их отправкой на гору (выезд – обычно в районе 10 утра). Помимо доставки на гору можно заказать и экскурсию по ней, ориентировочная цена – 500р с человека (каков минимальный размер группы – не знаю). На базе отдыха можно переночевать, цена койкоместа в двухместном номере – 700р, есть душ. Парковка на охраняемой стоянке – 150р. Вообще эта база отдыха – бывшее общежитие работников карьера, который теперь закрыт. По некоторым данным, до горы можно добраться и из поселка Суккозеро (и вроде бы там даже получше дорога). В Суккозере следует обратиться к Сергею Михайловичу Симоняну, тел. 8 921 526 48 38

В Гимолы я прибыл около 13 часов. На деревьях висело несколько табличек с номерами телефонов проводников, я их обзвонил, но все они уже были на горе (кстати, мобильная связь на горе работает). Тогда я обратился на базу отдыха, и там мне сообщили, что один проводник в поселке все-таки остался (Михаил Лагун). Как раз в это время в Гимолы приехала парочка туристов из Питера, и мы решили объединиться, чтоб меньше платить. К сожалению, Михаил в этот день был занят и организовать нам экскурсию не смог, взялся только отвезти к горе. На гору можно подняться по южному или по северному склону. Южная тропа более крутая, но зато короче, северная – пологая, но длинная и к тому же проходит через болото (необходимы сапоги). Нас отвезли к началу южной тропы (63°3’29»N, 32°37’5»E), мы там оказались в 3 часа дня. Михаил уехал, сказав, что вернется только в 10 вечера, чтоб забрать большую группу, а до этого времени у него дела.

Кстати, когда мы ехали на гору, то пересеклись со встречной машиной, за рулем которой сидел знакомый нашего водителя. Из их разговора я понял следующее: кто-то лоббирует установку на вершину горы православного креста, но против этого выступают как местные жители, так и туристы (гора считается мистическим местом явно нехристианского толка). В итоге решили, что крест всё-таки установят, но где-то на отшибе, вдали от туристических троп. Также местные жители не понимают, зачем было освящать родник, находящийся у подножья горы неподалеку от южной тропы, и вообще возмущены повсеместным насаждением православия.

Нужен ли на горе проводник? Скорее нужен, чем нет, но и разобраться самому тоже несложно. Южная тропа выводит на относительно плоское плато, на котором находится симпатичное озеро (63°4’11»N, 32°37’32»E), в окрестностях которого в сезон установлено множество палаток. Оттуда можно пройти немного вперед и подняться еще выше – на первый гребень, за которым следует спуск в низину и затем второй гребень. В низине расположен т.н. «амфитеатр» (63°4’19»N, 32°37’11»E), а рядом с ним – «Каменный колодец» (63°4’19»N, 32°37’1»E). Если пройти еще дальше на север, можно обнаружить идеально ровно расколотый валун (63°4’35»N, 32°37’33»E). Среди других достопримечательностей можно отметить «Лестницу в небо» (63°4’59»N, 32°38’39»E), но вообще особых достопримечательностей на горе нет, по ней просто интересно бродить, любуясь многочисленными валунами и стволами мертвых деревьев причудливой формы. Стоит также упомянуть т.н. «сейды», которых на горе много (например). Сейд представляет собой большой валун, покоящийся на трёх маленьких камушках. Ничего мистического тут нет, такая конструкция образуется в результате вымывания из-под валуна почвы, пока не останется 3 точки опоры.

Троп на горе много, большинство из них хорошо различимы и приводят к той или иной достопримечательности. Чтоб не заблудиться, лучше иметь при себе навигатор и координаты знаковых мест. В сезон людей на горе много в любой день недели, так что дорогу спросить есть у кого. Приятно удивило полное отсутствие мусора. Я ходил по горе ровно 4 часа (без остановок), и находил за это время 12 км, обойдя всю ее центральную часть (некоторые места – даже по несколько раз), трек записал. В очередной раз отметил, что при передвижении по пересеченной местности ноги устают гораздо меньше, чем при ходьбе по ровному шоссе. Пока я ходил, трижды или четырежды встретил пару из Москвы, с ними же договорился ехать назад в Гимолы (внизу их ждал местный житель на своей машине), разделив с ними расходы (так же, как и за дорогу к горе, заплатил 700р). Воттоваара мне очень понравилась и стала одним из самых любимых мест в России. При возможности, с удовольствием побываю здесь еще раз.

В Гимолы мы приехали в 8 вечера. Позвонил Михаилу (с которым мы договорились на 10 вечера) и предупредил, что уже вернулся, чтоб он меня не искал. Заночевал на базе отдыха (700р за койкоместо в двухместном номере, без подселения). Там же и пообедал (полный обед – кажется, 400р, дороговато)

ЧАСТЬ 2