Меню

Misha Simachev Blog

Абхазская/Северо-Кавказская ЖД (часть 1/2)
11.03.2018

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2

Фотки

Прилет (2018.01.01) yandex, vk
Ткуарчал-Очамчира (2018.01.02) yandex, vk
Очамчира-Адзюбжа (2018.01.03) yandex, vk
Адзюбжа-Сухум (2018.01.04) yandex, vk
Сухум-Адлер (2018.01.05) yandex, vk
Адлер-Роза Хутор (2018.01.06) yandex, vk
Роза Хутор-Адлер (2018.01.06) yandex, vk
Адлер-Туапсе (2018.01.06) yandex, vk
Туапсе-Горячий Ключ (2018.01.06) yandex, vk
Туапсе-Белореченская (2018.01.07) yandex, vk
Минеральные Воды-Кисловодск (2018.01.08) yandex, vk
Фото с поездки 2016 года (2016.05.01-07) yandex, vk

Кто-то нашел мои фотки и подписал некоторые

Видео

Сухум-Адлер (2018.01.05) youtube, vk
Адлер-Туапсе (2018.01.06) youtube, vk
Туапсе-Горячий Ключ (2018.01.06) youtube, vk
Грузовой поезд на Абхазской ж/д (2016.05.07) youtube, vk

Видео Вани

Часть 1 youtube, vk
Часть 2 youtube, vk
Часть 3 youtube, vk
Часть 4 youtube, vk

Другие видео

От Ростова-на-Дону до Адлера за 1 час
На грузовых поездах в Абхазию и обратно (часть 1)
На грузовых поездах в Абхазию и обратно (часть 2)

Группа VK, посвященная поездке

Новогодние праздники я всегда проводил в Москве (исключение – 2009 год, поездка в Гоа), т.к. в Москве почему-то всегда находилась куча дел, да и ехать куда-то на Новый год я считал неоптимальным из-за ажиотажа и завышенных цен на все направления. Однако в этом году, несмотря на то, что я снова устроился на офисную работу, и количество свободного времени резко уменьшилось, я внезапно осознал, что на праздники мне делать совершенно нечего, кроме как тусить-приходить в себя-снова тусить-снова приходить в себя)) В общем, было решено куда-нибудь свалить, выбирал между Грузией, Абхазией, Мурманском-Кировском (посмотреть северное сияние, а заодно покататься на горных лыжах) и Питером, в итоге остановился на Абхазии. Я уже ездил в эту страну на машине и относительно подробно ее обследовал, эту же поездку решил полностью посветить Абхазской железной дороге, которая оставалась для меня белым пятном. В любом случае, Абхазия – это уникальное место, в которое хочется возвращаться снова и снова.

В этот раз мне составил компанию один мой знакомый из Брянска – Ваня Волчек, бывший однокурсник небезызвестного путешественника Ильи Бондарева. До Адлера решили лететь на самолете, самые дешевые билеты были на утро 1 января. Я купил билет на рейс 8:10 за 4150р (а/к Nordwind Airlines), однако сразу после этого билеты подорожали, и Ваня решил повременить с покупкой. Через несколько дней та же авиакомпания ввела дополнительный рейс всего 15-ю минутами позже, и он купил на него билет за ту же сумму. В дальнейшем мы ради интереса мониторили цены, и они постоянно менялись, например, одно время даже появились «промо» (без багажа) за 3к. Обратно в Москву я решил лететь из Минеральных вод и купил билет на 8 января 18:30 за 9590р (а/к Red Wings Airlines) – высокая цена обусловлена тем, что это последний день праздников, когда все возвращаются в Москву. Ваня решил возвращаться в Брянск на поезде.

План поездки был таким:

1.01 – прилететь в Адлер, доехать (любым способом) почти через всю Абхазию до города Ткуарчал
2.01 – проехать (если будет на чём) или пройти пешком ветку Ткуарчал-Очамчира (28 км)
3-4.01 – проехать (если будет на чём) или пройти пешком ветку Очамчира-Сухум (54 км)
5.01 – проехать ветку Сухум-Адлер на ПДС-е (ходит не каждый день) или, если повезет, на грузовом
6.01 – съездить на электричке до Розы Хутор и назад, затем доехать на ПДС-е до Горячего ключа и вернуться в Туапсе
7.01 – проехать на электричке Туапсе-Белореченская, а оттуда тр*йнх*пом куда повезет или снова на электричке до Армавира

Тр*йнх*п мы в итоге ни разу не применили, т.к. нигде не подвернулось готовых составов, а ждать мы не могли себе позволить из-за очень короткого светового дня (всего 9 часов – с 7:30 до 16:30). Движение на линии Ткуарчал-Очамчира уже минимум полгода как отсутствует: раньше возили уголь, но сейчас его добыча приостановлена. Причины могут быть как экологическими (загрязнение реки и моря), так и неизвестными нам экономическими или политическими. Зато возят уголь из России и через порт Очамчиры отправляют его в Турцию. Поезд (50 вагонов) прибывает на станцию Очамчира в 8-9 вечера, ходит он не каждый день. Меняют ли локомотив в Сухуме, или поезд сразу идет из Адлера под тепловозом – неизвестно. Есть теория, что уголь поступает с Донбасса, раньше его экспортировали через одесский порт.

Ткуарчал-Очамчира-Сухум (82 км) мы полностью прошли пешком за 3 дня. Прежде мне не приходилось совершать такие марш-броски, да еще с рюкзаком (10 кг). Идти было не очень легко, т.к., во-первых, шпалы высоко выступали над землей, и приходилось наступать на каждую, поэтому шаги получались короткими. Кстати, шпалы везде бетонные (и даже кое-где бесстыковый путь), деревянные – только первые примерно 8 км от Ткуарчала. Во-вторых, во многих местах пути заросли дикой малиной, которая не только цеплялась за одежду, как колючая проволока, но и стелилась по земле, из-за чего мы постоянно спотыкались (но в итоге ни разу не упали). Кроме того, из-за влажной погоды приходилось идти в сапогах, что тоже не способствовало легкости передвижения.

В день мы проходили в среднем 27 км, шли практически нон-стоп, отдыхая по 5 минут каждые примерно 3 км. Первые 10 км преодолеваются совершенно легко, следующие 10 – уже с напрягом, остаток – через силу. Таким образом, 30 км в день для меня – предел, по крайней мере, при таких условиях. В удобной обуви, по хорошей дороге и налегке, возможно, осилил бы и 40. Кстати, интересное наблюдение. Поскольку темнело рано, то и ложились спать мы тоже рано – в районе 8 вечера (ну а что еще делать), так вот: обычно мне бывает сложно заснуть, но после таких марш-бросков вырубало практически сразу, и спал я часов 11 к ряду (обычно сплю не более 9 часов).

Погода в основном была хорошей, дождь периодически шел только первые два дня, а в дальнейшем было солнечно, температура достигала +15, и мы большую часть дня шли без курток. Однажды (ближе к Сухуму) даже видели, как кто-то купался в море!

31 декабря – 1 января

Вечером 31 декабря ко мне из Брянска автостопом приехал Ваня с тем, чтоб с утра вместе ехать в аэропорт. Вставать предстояло в 4:30, поэтому мы легли спать в 11 вечера и Новый год проспали)) Вылет был из Шереметьево, а поскольку я живу на севере Москвы, мы поехали на такси, это обошлось в 1040р (с учетом повышающего коэффициента новогодней ночи), что примерно равно стоимости двух билетов на аэроэкпресс.

В аэропорту какого-то особого новогоднего настроения не наблюдалось, всё было, как обычно. Про полет тоже рассказать нечего, кроме того, что он занял 2 часа. Несмотря на то, что мы летели разными рейсами, приземлились практически одновременно. От аэропорта до границы с Абхазией – 12 км, мы поехали на такси (500р), хотя можно было воспользоваться маршруткой (номер 610м).

Еще находясь в Москве, я звонил в пограничное управление ФСБ по Краснодарскому краю, чтоб убедиться, что утром 1 января граница будет работать на пропуск туристов – меня заверили, что будет, так и оказалось. Народа было немного, прохождение российской таможни заняло примерно полчаса, тормозили в основном из-за родителей с детьми – пограничники задавали детям разные вопросы, чтоб убедиться, что их не пытаются вывезти нелегально. Вещи ни у кого не проверяли.

Ваню задержали на дополнительных полчаса, т.к. у него на главной странице паспорта отклеился ламинат, и его не просто не хотели пропускать, но и собирались выписать штраф за попытку незаконного пересечения границы. К счастью, у него оказался загранпаспорт, после демонстрации которого его сразу же оставили в покое, причем выездной штамп туда не ставили. Как известно, Грузия считает Абхазию временно оккупированной своей территорией, и въезд туда со стороны России по грузинским законам приводит к уголовной ответственности, поэтому грузинским органам о вашем посещении Абхазии знать не следует. Видимо, поэтому при посещении Абхазии по загранпаспорту въездные/выездные штампы больше не ставят (раньше вроде ставили).

Прохождение абхазской таможни занимает несколько секунд, тут на отклеившийся ламинат не обратили внимания. Забегая вперед, скажу, что, когда мы ехали обратно (на поезде), пограничники (и наши, и абхазские) опять этот косяк не заметили. Между таможнями расположен мост через реку Псоу, на восточном берегу которой (со стороны Абхазии) находится магазин Duty Free – это типа нейтральная территория.

От границы до Сухума ходит автобус, но мы решили его не ждать и принялись стопить. Некоторое время никто не останавливался: проезжали либо локальные машины, либо машины с российскими номерами, уже забитые под завязку (туристы), наконец нас подобрал абхаз на старых жигулях без заднего сидения и довез чуть дальше Гудауты. По дороге расспросили его про жизнь в Абхазии. Оказалось, что вопрос с возможностью покупки недвижимости российскими гражданами до сих пор не решен, к тому же, местные кланы совершенно не дают россиянам вести здесь бизнес. Тем не менее, по сравнению с маем 2016 года (когда я был в Абхазии в прошлый раз), вдоль трассы появилось несколько новых сетевых заправок (раньше была всего одна – на полпути к Сухуму), т.е. какое-то развитие все-таки есть. Из производства в Абхазии есть только пивной завод в Сухуме (пиво «Сухумское», мы попробовали – обычное, пиво как пиво).

Под Гудаутой нас довольно быстро подобрала женщина на каком-то кроссовере и довезла до самого вокзала Сухума, где мы сразу же пересели в уже стоявший там автобус до Очамчиры (проезд стоил 100р, автостоп решили не применять, т.к. для начала пришлось бы как-то выбираться из Сухума). Очамчира находится на берегу моря чуть в стороне от трассы, и мы попросили высадить нас на повороте. Там нас почти сразу подобрал абхаз с сыном-подростком, который ехал как раз в сторону Ткуарчала (но не до самого города). Мы спросили его насчет ночлега в Ткуарчале, и он пообещал решить этот вопрос. Когда мы доехали до его деревни, он познакомил нас со своими друзьями, и один из них оставил свой телефон с тем, чтоб мы позвонили, когда доберемся до города, и тогда он скажет, к кому там обратиться.

Машину до Ткуарчала мы застопили почти сразу (чем дальше в ебеня – тем лучше автостоп), снова спросили про ночлег, и нас довезли до дома некой женщины, которая, по словам подвозивших нас, сдавала комнаты. Во всех окнах дома горел свет, но на стук никто не вышел, тогда мы зашли к соседям и от них узнали, что хозяйка уехала на несколько дней в Сухум. Кстати, свет здесь, как позже выяснилось, не экономят, т.к. счетчиков ни у кого нет – платят какую-то фиксированную ежемесячную плату (была озвучена цифра в 600р). Мы еще походили по домам, но вписывать нас никто не хотел. С тем же вопросом зашли также в расположенный неподалеку новенький спортзал, охранник был в сомнениях, и, я думаю, его можно было бы уговорить, но тут мы вспомнили про номер телефона, который нам дали раннее. Звонок имел успех – менее, чем через 10 минут нас подобрал мужик на машине и довез до дома, в котором сдавалась квартира, причем он сказал, что нас поселят бесплатно. В разговоре непосредственно с владельцем мы не стали наглеть и спросили, сколько мы ему должны, оказалось – всего 300р, причем квартира была двухкомнатной и с вполне приличным современным ремонтом. Кроме того, нам дали обогреватель и угостили огромным лавашем с сыром.

2 января

Спустившись утром к ж/д станции Ткуарчал, по состоянию рельсов мы сразу поняли, что тут уже давным-давно ничего не ездит, поэтому отправились в Очамчиру пешком по шпалам. Раньше ветка уходила еще на 10 км дальше в горы, до города Акармара, рядом с которым расположены угольные шахты, где раньше производилась погрузка. Сейчас этот участок разобран, но, если бы не ограничения во времени (до темноты нужно успеть в Очамчиру), пройти по нему стоило бы, т.к. он очень живописен (виадуки, туннели, противообвальные галереи). Фотки можно посмотреть здесь. Сам город Акамара тоже достоин внимания, т.к. он практически полностью заброшен. Среди угольных шахт стоит выделить «Рудник им. Сталина» (42°52’39″N, 41°48’3″E) доступ в который открыт всем желающим (отчет о посещении). Кстати, в Ткуарчале раньше была заброшенная канатная дорога, но на данный момент всё снято, похоже, что охотники за металлом наконец добрались и сюда.

Весь день ушел на дорогу до Очамчиры, ничего примечательного за это время не произошло. Относительно живописны первые 6 км (до моста через реку), затем линия выходит на равнину и становится почти прямой. Пути в относительно нормальном состоянии, и только последние 3 км перед Ткуарчалом крайне ушатаны, ездить там сейчас явно нельзя. По дороге встречаются только две полноценных станции – Акваскиа и Баслаху. То тут, то там валяются старые вагоны, некоторые приспособлены под хозяйственные нужны людьми, живущими по соседству.

На станции Очамчиры мы обнаружили порядка 20 стоявших на разных путях вагонов, некоторые были заполнены крупнокусковым углем, некоторые – пустые. В здании станции горел свет, но внутри никого не было (обычная для Абхазии ситуация). Затем мы приступили к поискам жилья, для чего зашли в первый попавшийся магазин и спросили, где тут можно переночевать. Продавщица дала телефон владельца магазина, оказалось, что он как раз сдает квартиру. Через 10 минут он подошел сам, и мы отправились на осмотр. С электричеством в доме творилось что-то странное: при включении лампочки в одной комнате, в другой свет начинал гореть то ярче, то тусклее, а мог и вообще погаснуть. У соседей было то же самое. Бойлер для подогрева воды в такой ситуации включать не решились, и от этой квартиры нам пришлось отказаться, однако наш новый знакомый подыскал нам гостиницу, двухкомнатный номер в которой обошелся нам в 1200р. Гостиница, в которой я дважды ночевал в свой предыдущий приезд, в этот раз оказалась закрыта.

3 января

С утра мы первым делом пошли к морю пофоткать восход. Там к нам привязалась стая из трёх собак, которые сопровождали нас следующие примерно 10 км до первого крупного моста через реку. Переходить мост собачки побоялись и, оставшись на другом берегу, жалобно скулили, глядя нам в след.

Придя на станцию Очамчиры, мы обнаружили, что количество и расположение вагонов за ночь изменилось. В здании на этот раз были люди (две женщины и мужчина), и я зашел к ним пообщаться. Выяснилось, что уголь из Ткуарчала не возят уже по крайней мере полгода (по другим данным – год), но зато его возят из России (и отправляют через порт Очамчиры в Турцию). Какой смысл гнать уголь в Абхазию при наличии двух крупных портов в Новороссийске и Туапсе – непонятно, есть версия, что услуги очамчирского порта дешевле. Есть также теория, что уголь поступает из Донбасса, а очамчирский порт является нелегальным (по причине непризнания независимости Абхазии большинством стран), т.е. действует какая-то серая схема вывоза угля из одного непризнанного государства через другое такое же непризнанное. Поезд (50 вагонов) под тепловозом 2ДМ62 (синего цвета) прибывает в Очамчиру в 8-9 вечера, ходит он, насколько я понял, не каждый день, но довольно часто. Порт находится не в самом городе, а 5 км западнее (в сторону Сухума), к нему ведет ответвление от главного хода, однако поезд сначала все-таки прибывает в Очамчиру, а оттуда в порт вагоны таскает уже маневровый тепловоз.

В этот день мы прошли полпути до Сухума (29 км), а именно – до поселка Адзюбжа. Тут уже поинтересней – много мостов через речки и в целом более живописная местность. Особый интерес представляет станция Тамыш, которая внезапно оказалась отреставрированной. По рассказам, ее поддерживает в хорошем состоянии местный железнодорожный фанат, который работал на этой магистрали еще до Грузино-Абхазской войны. Также интересно отметить несколько термальных источников, расположенных на узкой полосе между железной и автодорогами. Их используют не только для купания — рядом с каждым из источников построены теплицы.

Уже на подходе к Адзюбже мы встретили трех местных парней, шедших по путям нам навстречу. Перекинулись с ними парой слов, спросили про ночлег, но они не знали. Пройдя еще чуть дальше (до переезда) наткнулись еще на одного чувака, который стал расспрашивать, кто мы такие и откуда идём, очень навязчиво просил показать фотографии, причем непременно все до одной. Тем временем, вернулись те парни, которых мы встретили раньше, и мы уже подумали, но нас сейчас гопнут, но вели они себя миролюбиво, и вскоре мы от них отвязались, просто уйдя в сторону трассы.

Традиционно, зашли в магазин, расположенный у автодороги, и спросили про ночлег. Оказалось, что гостевой дом находится буквально в 500 м, причем как раз с той стороны, откуда мы пришли, его координаты — 42°49’20″N, 41°12’13″E, телефон хозяйки +7 940 995 48 17. Ночлег нам на этот раз обошелся в 1000р, но зато с утра нам подарили несколько кг мандаринов, которые растут здесь на деревьях даже зимой. Уже засыпая, мы слышали, как проехал поезд, про который нам рассказывали утром в Очамчире. Судя по звуку, ехал он довольно медленно, не более 40 км/ч.

ЧАСТЬ 2