Меню

Misha Simachev Blog

Байкало-амурская магистраль (часть 4/4)
27.09.2015

ЧАСТЬ 3

18 сентября (пятница), Саянская-Абакан

Подъём в 5 утра. Вернулся в Саянскую на такси и обосновался в здании вокзала в ожидании товарняка. В районе 7 утра на Кошурниково (это примерно середина пути) отправляется рабочий поезд, а из Кошурниково есть второй (согласованный) поезд до Абакана (это я узнал от таксиста, который оказался бывшим железнодорожником). На рабочем поезде я решил не ехать, но после его ухода долгое время в нужную сторону ничего не было, и я уже начал ругать себя за то, что не воспользовался этой возможностью. Потом вдруг вспомнил, что накануне при подъезде к Саянской видел ещё один парк, но изначально мне даже в голову не пришло идти туда, т.к. днём раньше поезда на запад останавливались рядом с вокзалом. Этим же утром парк у вокзала был забит поездами на восток. Как бы в подтверждение моих мыслей, мимо вокзала проехал товарняк на запад на приличной скорости.

Я быстренько двинул в другой парк (он находится восточнее, вот здесь: 55.548835, 94.723105), там как раз стоял состав под электровозом. Подошёл, спросил, возьмут ли меня до Абакана, и начал было доставать удостоверение, но машик сказал: «Да мы бы тебя и так взяли, даже если б ты был обычным рыбаком!» Отправились буквально через 15 минут, в 9:40.

Как я уже писал, участок оказался неимоверно крутым, чуть ли не лучшим за всё путешествие. Я догадывался, что там красиво, но не думал, что настолько! Очень рад, что не улетел в Москву из Братска, и что не поехал дальше накануне, а остался ночевать в Саянской. К сожалению, единственный пассажирский поезд, который ходит по этой ветке (что в одну, что в другую сторону), проезжает её в тёмное время суток, поэтому посмотреть её можно только из рабочего поезда или товарняка.

Въезд в Манский тоннель и выезд из него  я снимал на видео. На следующей после него остановке в ЗК зашёл машик со словами: «Ты вообще нормальный? Первый день что ли работаешь? Давай сюда удостоверение!» (переписал данные). Оказалось, что охранники тоннеля передали им по рации, что «какого хрена вы фотографируете стратегический объект?!» Я ответил, что уже сто раз так делал, и никто мне слова не сказал (это действительно так). В общем, машик порекомендовал мне удалить фотки и предупредил, что в Абакане меня, возможно, будут встречать люди в форме. Удалять я ничего не стал и в «тёплую встречу» тоже не особо поверил (до Абакана ещё ехать и ехать), но всё равно неудобно как-то получилось, с этого момента старался фотографировать окружающую местность аккуратно и в окно лишний раз не высовываться.

Ехали мы достаточно быстро и останавливались всего несколько раз (ненадолго). Кошурниково, где иногда происходит смена бригад, проследовали без остановки, обогнав при этом тот товарняк, который я упустил утром. В Абакан прибыли в 7 вечера, проехав 398 км за 9ч. 20мин. Мимо пассажирского вокзала товарняк тащился со скоростью пешехода, и я применил заранеесходинг. Вряд ли кто-то в самом деле ждал меня на грузовой станции (которая находится на 1.5 км дальше), но лучше перестраховаться, да и идти до цивилизации отсюда меньше. Жаль только с бригадой не попрощался. Поездка в ТИСС

Затем я похавал на вокзале и на такси доехал до квартиры, об аренде которой договорился накануне. Таксистом внезапно оказалась женщина, до этого я видел женщину-таксиста лишь однажды, да и то в Нидерландах. Цены на такси по городу очень гуманные – 80р. А квартира оказалась мини-гостиницей (2 комнаты + офис, с общим душем), поэтому так дёшево. В Абакане, кстати, намного теплее, даже деревья ещё зелёные, в то время как в Тайшете листва не только полностью пожелтела, но и начала опадать.

Фотки: yandex, vk
Видео1: youtube, vk
Видео2: youtube, vk

19 сентября (суббота), Саяно-Шушенская ГЭС, Тубинский залив

Подъём в 5 утра. В этот день по плану была поездка на Саяно-Шушенскую ГЭС (52°49’36»N, 91°22’21»E) (wiki), расположенную в посёлке Черёмушки, который находится в 110 км от Абакана на юг. Доехать до Чёремушек можно на прямой маршрутке 246, которая ходит 3 раза в день (6:25, 14:00, 18:15, в обратную сторону – 10:00, 16:00, 20:20), либо с пересадкой в Саяногорске на автобусе, который ходит то ли раз в полчаса, то ли раз в час. Про вариант с автобусом я на тот момент не знал, поэтому встал пораньше, чтоб выехать на первой маршрутке. Отправляется она с автовокзала (53°43’12»N, 91°27’31»E), билет стоит 200р, дорога занимает чуть меньше 2 часов. До Саяногорска дорога идёт через холмистую степь (выглядит довольно сюрреалистично), затем – по каньону вдоль Енисея, красота! На полпути к Саяногорску можно увидеть памятник арбузу (53°17’33»N, 91°32’0»E).

Из Черёмушек до ГЭС доехал на такси (3 км, 70р). Оказалось, что дальше смотровой площадки (52°50’8»N, 91°23’22»E) пройти нельзя, как и подняться наверх, поэтому осмотр ГЭС занял буквально 10 минут. Саяно-Шушенская ГЭС – самая высокая в России. Так же, как и Братская, она расположена в очень красивом месте (вокруг горы), но Братская ГЭС почему-то впечатлила меня больше.

Затем я дошёл до моста через Енисей (52°50’28»N, 91°24’55»E), залез на него и пофоткал, после чего снова вызвал такси, чтоб доехать до Майнской ГЭС (52°58’10»N, 91°29’57»E) (wiki), которая расположена на 20 км севернее Саяно-Шушенской. По дороге заскочили в очень живописное место – базу отдыха «Тортуга» (52°53’39»N, 91°28’23»E). Также проезжали мраморный карьер (52°55’36»N, 91°26’41»E), который хорошо виден с дороги (вверху слева, если ехать на север). По сравнению с Саяно-Шушенской Майнская ГЭС выглядит совершенно несерьёзно)) Рядом с ней, кстати, расположено форелевое хозяйство (52°58’7»N, 91°29’35»E), где можно купить свежую рыбу.

Фотки: yandex, vk

В Майне я сел на автобус до Саяногорска, а там почти сразу пересел на автобус до Абакана (ехать с пересадкой чуть-чуть дешевле, чем на прямой маршрутке). В Абакане оказался в 12 часов дня, то есть, на посещение ГЭС в сумме ушло меньше 6 часов. Затем сразу пересел на маршрутку до Минусинска (25 км, ехать полчаса, цена 45р), поскольку дальше мой путь лежал к Тубинскому заливу. В инете было написано, что дорога до залива очень хреновая, и я не был уверен, что кто-то возьмётся отвезти меня туда, но снова решил рискнуть. По приезду в Минусинск позвонил в первое попавшееся такси, изложил свою просьбу, и водитель нашёлся довольно быстро, за поездку туда/обратно с получасовым ожиданием запросили 1500р.

Из Минусинска нужно ехать до деревни Николо-Петровка (53°55’56»N, 91°40’48»E) (35 км, на всём протяжении отличный асфальт), в деревне свернуть налево на грунтовку, которая уходит в гору (её хорошо видно издалека) и дальше двигаться по ней примерно 7 км. Дорога несколько раз раздваивается, нужно держаться правее, ориентироваться на сосновый бор, конечная точка — 53°55’26»N, 91°34’1»E. В сухую погоду дорога проходима для любого автомобиля и совсем не такая плохая, как я ожидал. Путь в один конец (от Минусинска) занял 40 минут. В интернетах про это место пишут, что оно является одним из красивейших в России. Пожалуй, соглашусь: сосновый бор, огромный песчаный пляж, сам залив и в особенности гора Тепсей, расположенная на противоположном берегу и имеющая необычную форму – всё это смотрится потрясающе! В инете также пишут, что цивилизация сюда не добралась – так вот, это не правда, на берегу уже построили небольшую турбазу, правда в этот день там не было ни души, и висела табличка «Сезон закрыт».

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

На обратном пути таксист немного покатал меня по старой части Минусинска. Есть несколько интересных исторических зданий, но в целом ничего особенного. Впрочем, в Абакане, как я понял, исторический центр отсутствует вообще. В Абакан вернулся тоже на маршрутке (такси обошлось бы в 450р), после чего сразу же сел на автобус до Саяногорска. Зачем? Дело в том, что утром было пасмурно, и всё вокруг было затянуто туманом, а теперь погода разгулялась, и я решил посмотреть Саяно-Шушенскую ГЭС при более благоприятных условиях. В Саяногорске пересел на пригородный автобус до Черёмушек, а затем на такси доехал до ГЭС (прибыл туда в 6 часов вечера). Можно сказать, прослеживается аналогия с моим походом к «Ущелью шорохов» во время Мурманского трипа, однако на этот раз особой разницы я не заметил: в воздухе по-прежнему висела легкая дымка, то ли это был уже вечерний туман, то ли там всегда так.

После этого снова залез на мост через Енисей, а затем прогулялся примерно 4 км до конечной станции трамвая «Вторая терраса» (52°51’51»N, 91°25’12»E). Да, там есть трамвай, сотрудники ГЭС ездят на нём на работу, хотел на нём прокатиться и я. По информации из инета, трамвай должен был пойти со «Второй террасы» в 19:30, но я его так и не дождался, уехал в Абакан на последней 246-й маршрутке в 20:20. От автовокзала до дома снова ехал на такси, и за рулём снова была женщина (уже другая), причём машину она вела очень быстро и уверенно. Разрыв шаблона))

Фотки: yandex, vk

20 сентября (воскресенье), Абакан, Буйбинский перевал

Подъём в 8 утра, самый поздний за всю поездку, ощущение было, будто проспал полдня)) Небольшое предисловие. Таксист, который возил меня на Тубинский залив, посоветовал съездить в сторону Кызыла до остановки Арадан, поскольку там очень красивая дорога (Буйбинский перевал). Изучив в инете расписание, я выяснил, что за день туда идут 3 автобуса (06:53, 16:24, 23:31), дорога в один конец занимает 5 часов, и чтоб вернуться назад в разумное время, подходит только первый. А вот обратного расписания почему-то не было, поэтому я отказался от этой поездки, решив, что лучше высплюсь и погуляю по Абакану.

Абакан меня разочаровал. С одной стороны, город довольно аккуратный и ухоженный, много зелени, фонтанов и т.п., но с другой – совершенно безликий, он практически полностью отстроен в стиле советской архитектуры 70-80-х (то есть, серый цвет, прямые линии, ничего лишнего) и почти не имеет достопримечательностей. Я пожалел, что выделил на его осмотр целый день, и стал думать, чем ещё себя занять.

Фотки: yandex, vk

Проходя мимо ж/д вокзала, я увидел мужика, который зазывал людей поехать с ним в Кызыл – отлично, то, что нужно! Причём накануне я уже видел его на автовокзале, тогда он собирал народ для поездки в Саяногорск. До Кызыла поездка с ним стоила 1500р, до Арадана (240 км, примерно половина пути) – 750р (если ехать на автобусе – 450р). Насчёт дороги назад он заверил меня, что я без проблем вернусь на попутке или на автобусе, которых, по его словам, на самом деле гораздо больше, чем 3 штуки в день.

Больше 2 часов пришлось ждать, пока соберётся нужное количество людей (ему невыгодно было везти меньше, чем четверых), за это время я успел ещё немного погулять по Абакану. Потом вдруг нарисовались сразу 3 новых человека, и вшестером (не считая водителя) мы тронулись в путь (в 13:30). Первые 150 км (до Танзыбея) не очень интересно, затем дорога начинает подниматься всё выше в горы (Саяны), петляет всё сильнее и превращается в очень живописный (и опасный) серпантин. Вокруг заснеженные пики, глубокие каньоны, озёра и горная река – действительно красиво, не обманули!)) Изюминка трассы – противолавинный тоннель (галерея) (52°52’1»N, 93°15’47»E) длиной почти 1.5 км, построили его недавно. На высшей точке перевала находится место гибели генерала Лебедя (52°51’18»N, 93°15’29»E), там установлена часовня.

Кстати, ещё не доезжая Танзыбея у нас произошла непредвиденная задержка, о которой стоит рассказать отдельно. Движение по трассе полностью перекрыли из-за ремонта моста через ручей, и нам в течение часа  довелось наблюдать, как это происходит. Строителям нужно было с помощью подъёмного крана поднять бетонный блок (часть моста) и перенести его на обочину, но вот беда: кран на подъём таких тяжёлых блоков рассчитан не был, поэтому блок поднимали то за одну, то за другую сторону и таким образом хотели его постепенно переместить. Действовали они, на мой взгляд, совершенно нелогично, к тому же, у них вскоре порвалась стропа, с помощью которой они цепляли блок к крючку крана. В итоге плюнули, отогнали кран в сторону и открыли движение. Наглядное пособие на тему того, почему в России всё так медленно и грустно))

В Арадан мы прибыли примерно в 17:30, то есть, даже несмотря на задержку, ушло всего 4 часа, правда водитель гнал шопесдетс)) Я вышел и стал ловить машину в обратную сторону. Место с точки зрения автостопа удобное (несколько кафе), но машин было мало (одна в 3-5 минут), и никто не останавливался, а те, кто остановился похавать, не хотели брать по разным причинам. В итоге уехал только через час на «Газели». Ехали не очень быстро (иногда мы обгоняли грузовики, иногда они нас), обратная дорога заняла 4 часа. Попросил высадить меня на автовокзале, купил поесть и поехал домой на такси.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

21 сентября (понедельник), домой

В 9:30 самолет в Москву. Собрался, вышел на улицу, вызвал такси, и тут рядом со своим домом увидел ту самую «Газель» на которой ехал вчера. Водитель меня узнал, говорит: «О, привет! Так ты не уехал?» (он, наверное, подумал, что раз мне нужно на автовокзал, значит, я поеду куда-то дальше) — «Неа, вот сейчас уезжаю». Бывает же! Через 15 минут мне перезвонили из такси и сообщили, что свободных машин нет, пришлось вызывать другое. Вообще до аэропорта там рукой подать, он находится в черте города, ехать буквально 5-10 минут (при желании можно было и пешком дойти).

До Москвы лететь 4.5 часа, в 10:30 (по московскому времени) я снова оказался в столице. P.S. Сейчас уже жалею, что не поехал дальше, в Новокузнецк

Бюджет

А/б Москва-Комсомольск (Transaero): 27760
А/б Абакан-Москва (Aeroflot): 11090
Билеты на ПДС-ы: 3080
Жилье: 13010
Экскурсии: 10000
Разное: 28500
Итого: 93440