Меню

Misha Simachev Blog

Байкало-амурская магистраль (часть 3/4)
27.09.2015

ЧАСТЬ 2

11 сентября (пятница), Чара-Таксимо

Подъём в 5:30. Хотел затариться едой в магазине, на котором аж с трёх сторон было написано «Круглосуточно! Открыто!», дернул дверь – и она, конечно же, оказалась заперта)) Грузовая станция (56.799105, 118.263285) в Чаре находится позади пассажирского вокзала (56°47’58»N, 118°16’31»E), их разделяет здание депо. В нужную сторону стоял состав под тепловозом. Я хотел было залезть в полувагон (обещали хорошую погоду), но потом смалодушничал и попросился в ЗК (и правильно сделал, потому что на участке Чара-Таксимо, как оказалось, есть тоннель, где меня, вероятно, спалили бы). Отправились в 6:50, в Таксимо прибыли в 13:20, проехав 250 км за 6ч. 30мин. В Таксимо начинается электрификация, но, несмотря на это, станция сравнительно небольшая и совершенно беспалевная.

В Таксимо есть комнаты отдыха и как минимум 2 гостиницы. В первой (которая рядом с вокзалом) мест не оказалось, во второй снял одноместный номер за 1300р в сутки. Расположена она прямо напротив западной горловины станции (ул.Советская, 3), что было для меня очень удобно. На вокзале Таксимо повышенная концентрация гопников и всяких мутных типов. До меня никто не доёбывался, но несколько раз я был свидетелем разборок и гнилых базаров в стиле «Пойдём отойдём, ёба».

На участке Таксимо-Новый Уоян находятся Северомуйский обход и Северомуйский туннель, на осмотр которых я собирался потратить следующий день. Из интернетов я знал, что основной трафик идёт по туннелю, а обход можно посмотреть только из рабочего поезда. Пошёл на вокзал узнать, во сколько этот поезд отправляется, мне сообщили, что поезда два: в 7:24 (ежедневно, кроме воскресенья) и в 17:14 (ежедневно). Утренний поезд – рабочий, вечерний – пассажирский. Позже удалось выяснить, что по обходу идёт только вечерний поезд, сказал мне об этом машинист этого поезда, больше никто такой информацией не располагал. До Нового Уояна он идёт 6 часов и обход проезжает в районе 8 вечера (то есть, уже в темноте), мне этот вариант никак не подходил. Назад из Уояна он отправляется примерно в 3 часа ночи и обход проезжает на рассвете. Кроме того, уже на следующий день выяснилось, что существует ещё один рабочий поезд, который отправляется из Уояна примерно в 6 утра (только непонятно, по московскому (+5 часов) или местному времени), но идёт не до Таксимо, а только до Окусикана (впрочем, этого вполне достаточно). Если бы я изначально располагал этой информацией, то сразу по приезду в Таксимо пересел бы на товарняк до Уояна и заночевал бы там, но я пребывал в заблуждении, что до обхода проще добраться из Таксимо (читал об этом в каком-то отчёте). Вечерним пассажирским поездом я воспользоваться тоже не смог, т.к. вещи остались в гостинице, а до отправления оставалось буквально 15 минут, к тому же, часть одежды я сдал в стирку.

Сначала я думал забить на посещение Северомуйского обхода, но потом залез в инет, посмотрел ещё раз фотки и решил, что непременно должен там побывать. Разработал такой план: следующим утром доехать на рабочем поезде до Северомуйска (небольшой городок, расположенный рядом с обходом), там найти такси или машину и проехать вдоль обхода на ней, а назад в Таксимо вернуться на там же рабочем поезде. Правда было непонятно, в каком состоянии там дорога, и возьмётся ли кто-то отвезти меня, но решил рискнуть. Кстати, доехать на машине до Северомуйска из Таксимо нельзя – разрушен мост через одну из крупных рек.

Забегая вперёд, скажу, что лучше всего поступить следующим образом. Выезжать из Нового Уояна на пассажирском (в 3 часа ночи) или на рабочем (в 6 или 11 утра — непонятно), причём лучше использовать рабочий, т.к. ранним утром горы могут быть затянуты туманом. Проехать по обходу и сойти на станции Окусикан или Казанкан, пешком дойти до Северомуйска, найти там такси и проехать на нём вдоль обхода (теперь уже по низу). Назад в Уоян вернуться на одном из трёх поездов (два рабочих и один пассажирский). Кроме того, на станции Окусикан останавливаются ПДС-ы, можно уехать на них.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

12 сентрября (суббота), Северомуйский обход

Город Северомуйск, как ни странно, находится не на станции Северомуйск, а на станции Казанкан, туда я прибыл в 10:21. Помимо меня, на этой остановке вышли ещё 2 человека, их встречали на машинах, нужно было сразу подойти и узнать насчет такси, но я вместо этого зачем-то зашёл в здание станции, а когда вышел на улицу, никого уже не было. Посёлок вроде недалеко, но как к нему подойти – непонятно, т.к. местность горная. Немного поплутав, понял, что иду куда-то не туда, и вернулся к станции. Очень кстати там как раз нарисовался мужик, который узнавал в кассе что-то насчёт билетов. Он подбросил меня до посёлка и познакомил с местным таксистом.

Главная достопримечательность Северомуйского обхода – «Чертов мост» (56°16’18»N, 113°21’36»E) (wiki), таксист пообещал свозить только до него и затем отвезти назад в Северомуйск (за 500р), но я хотел доехать до станции Итыкит (56°17’10»N, 113°20’18»E), которая расположена рядом с западным порталом Северомуйского туннеля, чтоб вернуться назад уже через туннель (на поезде). Ехать до Итыкита он сначала почему-то не хотел, говорил, что плохая дорога, да и свободного времени мало, позвонил нескольким своим знакомым, но они тоже отказались. В итоге всё-таки согласился, запросил 1000р за всё. Уже дома я посмотрел по карте, что от «Чёртова моста» до Итыкита всего 3 км, да и дорога оказалась не хуже, чем от Северомуйска до «Чёртова моста» (20 км). Странно, но не похоже, что он набивал цену… Вообще дорога вдоль обхода представляет собой вполне нормальный грейдер, проходимый для любого автомобиля и в любую погоду, если ехать аккуратно.

«Чёртов мост», конечно, впечатляет! Даже хорошо, что я поехал не на рабочем поезде, а на машине, т.к. была возможность пофотографировать его с разных ракурсов и даже подняться на опоры. Пока я гулял рядом с мостом, по нему вдруг проехал поезд, состоявший из пассажирского вагона и двух платформ (это произошло в 13:20). Позже выяснилось, что это тот самый рабочий поезд из Нового Уояна, про который я писал выше. Помимо моста посмотрел также восточный (56°11’35»N, 113°32’32»E) и западный (56°16’58»N, 113°21’1»E) порталы Северомуйского туннеля, а также вертикальные стволы, которые были пробурены при его строительстве (они сейчас законсервированы и охраняются): раз (56°15’29»N, 113°24’4»E), два (56°13’24»N, 113°27’0»E), три (56°12’42»N, 113°29’46»E). Ещё мне хотелось посмотреть петлевые туннели Северомуйского обхода – первый (56°16’40»N, 113°19’36»E), второй (56°12’19»N, 113°30’51»E) – но они находятся высоко в горах, и таксист сказал, что подъехать к ним нельзя (скорее, просто не захотел заморачиваться). Помимо «Чертова моста» на обходе есть ещё несколько мостов похожей конструкции, но гораздо меньше.

Вся «экскурсия» заняла чуть меньше 2 часов, на станции Итыкит я оказался в 13:50. Рабочий поезд в обратную сторону пойдет в 17:00, так что у меня оставалось ещё 3 часа. Оставил рюкзак у дежурной по станции, отправился гулять вдоль ж/д. Если смотреть на запад, Северомуйский обход в этом месте находится на склоне горы слева, он хорошо заметен издалека по противолавинным галереям. Нашёл место, где склон зарос меньше всего, и поднялся наверх, но всё равно порвал при этом непромокаемый костюм (ПВХ вообще очень ненадежный материал). Пофоткал галереи, дошёл до того места, где обход сходится с главным ходом (в тоннель) и вернулся назад уже по нему (примерно 5 км в одну сторону, на всё ушло 2 часа). Также пофотографировал западный портал туннеля, подойдя к ограждению почти вплотную. Думал, что охрана будет орать, но никто мне даже слова не сказал, скорее всего, уже привыкли к такому. За всё это время проехал всего один поезд (грузовой, на восток).

Зашёл к дежурной за рюкзаком, разговорились. Оказалось, что Северомуйский обход очень популярен у туристов, часто приезжают иностранцы, например, накануне здесь видели поляка. Дежурная предложила мне попроситься в переднюю кабину электровоза рабочего поезда, чтоб посмотреть туннель во всей красе. Честно говоря, сомневался, что меня возьмут, но взяли, правда, машинист перед этим довольно внимательно изучил удостоверение, а потом, как мне показалось, вёл разговор в ключе «вы там у себя в Москве жируете, а мы тут выживаем». Чувствовал себя неловко: с одной стороны, он прав, но с другой я-то не виноват, что у нас в стране всё так, даже не знаю, как вести себя в подобных ситуациях.

Небольшое лирическое отступление на тему отношения к москвичам в регионах. С каким-то заметным негативном мне сталкиваться практически не приходилось, на моё происхождение реагируют совершенно нормально, тем более что у большинства из тех, с кем не доводилось общаться, в Москве есть родственники или друзья, либо им самим довелось пожить в столице некоторое время. Многие говорят, что переехать в Москву не хотели бы – слишком много народа и суеты. Однако также неоднократно слышал примерно такую историю: в посёлке было предприятие (как правило, градообразующее), которое худо-бедно работало, затем его купили москвичи, после чего сразу же стало резко хуже: сотрудников посокращали, зарплаты урезали, а бывало, что предприятие и вовсе закрывалось (хотя не совсем понимаю, зачем его покупать, что закрыть). Такие дела.

Кстати, куда бы я ни приехал, везде во мне определяли приезжего по акценту. В этой поездке один попутчик (в ПДС-е) даже спросил, русский ли я, сказал, что больно говор у меня странный. При этом сам я практически ни у кого акцента не замечаю, разве что в Вологодской области говор немного отличается. Наверное, мне медведь на ухо наступил))

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

13 сентября (воскресенье), Таксимо-Северобайкальск

Подъём в 5 утра. В этот день я хотел непременно доехать до Северобайкальска (то есть проехать 2 участка: Таксимо-Новый Уоян-Северобайкальск), чтоб наверстать день, потраченный на осмотр Северомуйского обхода, а для этого нужно было ехать либо на ПДС-е (отправление в 7:35), либо уехать на товарняке гораздо раньше ПДС-а. Сначала в нужную сторону ничего не было, через час ожидания к одному из составов прицепили электровоз, но я прикинул, что даже если он уедет раньше ПДС-а, ПДС его всё равно потом обгонит (так и получилось, обогнали на одном из первых же разъездов). В общем, я нацелился на ПДС и купил билет в общий вагон (который оказался, как ни странно, купейным) за 605р, однако решил попробовать вписаться в заднюю кабину электровоза. Дождался, когда до отправления останется 10 минут, подошёл, попросился – взяли! Это, кстати, мой первый опыт езды в ЗК ПДС-а.

Доехать таким способом мне удалось только до Нового Уояна. Там в ЗК подсел какой-то мужик и спрашивает: «А ты кто?» — «ГазМяс, из командировки возвращаюсь» — «Тебя сейчас высадят! ГазМяс не относится к РЖД!» — «Как это не относится? Относится!». Потом в кабину стали заходить люди и заносить какие-то коробки, и я под шумок смотался и пересел в пассажирский вагон от греха подальше (хорошо, что купил билет заранее). Проводница очень удивилась, что не видела меня раньше, билет-то куплен от Таксимо. После Нового Уояна ощущение нахождения в ебенях исчезает, дальше цивилизации становится всё больше.

Фотки: yandex, vk
Видео1: youtube, vk
Видео2: youtube, vk

В Северобайкальск прибыл в 3 часа дня. Нашёл понтовую гостиницу почти на берегу Байкала — 1100р за место в 3-местном номере без подселения (были варианты и дешевле, но дальше и от вокзала, и от Байкала), заселился, отправился гулять по высокому обрывистому берегу (очень красиво), затем на такси доехал до второго (если считать со стороны Северобайкальска) Мысового тоннеля, пофоткал порталы и галереи. Тоннели охраняются, галереи – нет, можно хоть наверх забираться (что я и делал). Затем пешком вернулся в Северобайкальск (примерно 5 км). Город, кстати, самый симпатичный и аккуратный на БАМ-е, но достопримечательностей в нём практически нет.

В окрестностях Северобайкальска есть несколько термальных источников. Наиболее легкодоступны Дзелинда (55°58’0»N, 110°31’28»E) (90 км на восток от Северобайкальска) и Гоуджекит (55°42’5»N, 109°4’26»E) (50 км на запад). И до того, и до другого можно добраться как на электричке или рабочем поезде, так и на автомобиле. Ходит ли маршрутка до Дзелинды, я не знаю, а до Гоуджекита она отправляется с вокзальной площади в 9, 12, и 15 часов, назад – в 10, 13 и 16, цена 100р. На маршрутку я опоздал, на электричку тоже, а такси до Гоуджекита стоит 1200р в одну сторону, соответственно, не побывал ни там, ни там.

Фотки: yandex, vk

14 сентября (понедельник), Северобайкальск-Лена

Подъём в 5 утра. Пошёл на станцию и ждал больше 2 часов, но ничего не происходило. Наконец, к одному из составов прицепили электровоз, однако как раз в это время приехал ПДС на запад отправлением в 9:00 (стоянка почти час). Станция довольно палевная, плюс днём обещали дождь, поэтому  я отправился проситься в ЗК электровоза, но совершил при этом ошибку – пошёл напрямик, прямо по путям, и буквально на подходе к локомотиву меня остановили ВОХР-ы. Вохрятник находится в западной горловине станции (со стороны вокзала) и представляет собой неприметный деревянный домик, а одеты они были не в салатовые жилетки, а в синюю форму, поэтому я сначала не обратил на них внимания. Так вот, меня остановили, задавали обычные вопросы «откуда-куда», попросили показать содержимое рюкзака и в итоге отпустили с миром, хотя сказали, что вообще-то за хождение по путям положен штраф. Рассказывали ужасы про раздавленных поездами людей, обещали показать фотографии с кишками)) Про желание попасть в ЗК я ничего говорить не стал, т.к. это было бы довольно странно, ведь на станции как раз стоял пассажирский поезд, да и вообще от проезда в ЗК теперь пришлось отказаться, тем более что бригада наверняка видела мой фейл.

Делать нечего, пошёл на вокзал и купил билет до Лены в последний вагон (чтоб можно было фоткать через окно торцевой двери) – плацкарт, 865р. Перед отправлением попытался вписаться в локомотив ПДС-а, но ответ машика был категоричным: «Никого не берём, все в вагон!» (единственный отказ за всю поездку). В итоге, кстати, ПДС уехал раньше того грузового, на который я нацелился изначально.

Участок Северобайкальск-Лена в данный момент активно реконструируют (делают второй путь, меняют опоры контактного провода), кроме того, начато строительство второй нитки Байкальского тоннеля. В Лену прибыл в 15:24, проехав 343 км за 6ч. 24мин. Станция расположена в городе Усть-Кут. Город большой, точнее, длинный, он растянулся вдоль рек Лена и Кута, по меньшей мере, на 30 км, в его черте находятся сразу несколько станций: Лена-Восточная, Якурим, Портовая, Речники и, собственно, Лена (пассажирский вокзал). В Лене-Восточной (56°48’34»N, 105°57’1»E) происходит перегрузка леса с барж на поезда и его отправка как на восток, так и на запад. Транзитные грузовые поезда останавливаются на пассажирском вокзале (56°46’53»N, 105°44’44»E).

Рядом с вокзалом находится понтовая гостиница, но там дохуя дорого. Чуть подальше нашёл ещё одну подешевле, 1300р за одноместный номер (с удобствами на этаже), заселился. Гостиница оказалась одной из самых убитых, в которых мне доводилось бывать. К примеру, ручки на дверях держались на честном слове, а то и вовсе были оторваны, а в душе прямо над головой висела лампочка на чуть ли не на оголённых проводах, мыться было довольно стрёмно)) Вообще Усть-Кут показался каким-то особенно обшарпанным и неопрятным, что сильно контрастировало с природной красотой местности, в которой он расположен, и наводило на мысли о том, что Рашка находится в жопе, и это надолго)) Лена, кстати, здесь совсем узкая и на вид мелкая (не то, что в Якутске), даже удивительно, как по ней ходят баржи.

Фотки: yandex, vk
Видео1: youtube, vk
Видео2: youtube, vk

15 сентября (вторник), Лена-Вихоревка, Братская ГЭС

Подъем в 5 утра. В 6:00 на запад отправляется ПДС, на котором можно добраться до Братска уже к 2 часам дня, и это было очень заманчиво, поскольку в этом случае можно не только проехать сразу 2 участка (Лена-Коршуниха-Братск), но и посмотреть в тот же день Братскую ГЭС и город. Исходя из этого, я даже не стал рассматривать вариант проезда на товарняке, и ещё накануне купил билет до Падунских порогов (ближайшая к ГЭС остановка) за 850р (опять в последний вагон). Кстати, на тот момент я уже точно решил, что улетать в Москву из Братска не буду, а поеду дальше, в Абакан.

С утра зашёл похавать в единственное работающее кафе рядом с вокзалом. Несмотря на раннее время (и будний день), внутри стоял чад кутежа. Кого там только не было: вахтовики, рыбаки, гопники, алкаши. Один особо пьяный валялся на полу, его подняли и вытолкали на улицу, но он через некоторое время заполз назад)) Своя атмосфера.

Сначала я хотел попробовать вписаться в ЗК ПДС-а, но рядом с локомотивом ошивался мент, поэтому я не стал этого делать. Тем не менее, в Коршунихе, где стоянка 15 минут, я всё-таки подошёл к машику. Он спросил, есть ли у меня право проезда, я ответил, что нет, только удостоверение. Сначала он сказал, что «вообще-то не положено», и я уже собрался было уходить, как вдруг услышал: «Лана, залезай!» К сожалению, почти сразу следом за мной в ЗК вписался ВОХР. На меня он внимания не обращал и вопросов не задавал (и вообще всю дорогу сидел в наушниках и смотрел фильм на планшете), но фотографировать теперь можно было только с одной стороны, да и делать это приходилось изредка, чтоб не привлекать внимания, то есть, от пересадки из вагона в ЗК я только проиграл. Ближе к Братску в ЗК подсели трое путейцев, а через остановку – ещё какой-то мужик, в итоге мы ехали аж вшестером. На меня всем было пофиг.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

В Падунские пороги я прибыл в 13:50, проехал 394 км за 7ч. 50мин. Оказалось, что Братск растянут вокруг Братского водохранилища на 50-60 км и состоит из нескольких микрорайонов: Гидростроитель, Энергетик (здесь находится станция Падунские пороги), Падуны и, собственно, Братск (станция Анзёби), а Вихоревка расположена ещё чуть дальше на запад, уже в стороне от водохранилища. Где ловить грузовые составы, я на тот момент ещё не знал, поэтому решил для начала найти жильё в Братске.

Единственная гостиница в микрорайоне Энергетик оказалась дохуя дорогой, поэтому я решил снять квартиру посуточно, для чего позвонил по одному из номеров, висевших на фонарном столбе рядом с вокзалом. Ответивший мужик предложил однушку по цене 1300р в сутки, договорились встретиться через полчаса по названному им адресу. В назначенное время я перезвонил ему и сказал, что уже нахожусь на месте и жду его, после чего он заявил, чтоб я готовил паспорт в качестве залога. Я настолько охуел, что даже уточнил, действительно ли мне придётся отдать паспорт, или он только перепишет данные. Да, паспорт он заберёт в обмен на ключи. На мой вопрос, что делать, если меня остановят менты, и как я без паспорта буду покупать билет на поезд, он ответил, что, значит, сначала нужно сделать все дела и только потом заселяться. Разумеется, он был послан. Пиздец, просто слов нет. Я почти не сомневаюсь, что это лохотрон, и на паспорта доверчивых гостей Братска немедленно оформляют кредиты.

После этого я поговорил по телефону с Арсением, и с помощью gdevagon он выяснил, что основная грузовая движуха происходит в Вихоревке. Кроме того, на станции Падунские пороги я узнал, что в Вихоревке есть комнаты отдыха. Оставил рюкзак в камере хранения (100р), на такси доехал до плотины Братской ГЭС (56°17’2»N, 101°47’21»E) и прогулялся по ней пешком из конца в конец. Место очень красивое: берега Ангары рядом с плотиной представляют собой почти отвесные скалы высотой несколько десятков метров. На один из этих берегов (левый, если стоять спиной к водохранилищу) я отправился, чтоб пофоткать ГЭС и окружающую местность.

Территория ГЭС огорожена забором, поэтому пришлось идти вдоль него по тропинкам, а иногда и напролом через траву и кусты. На том же берегу расположен искусственный водопад (56°17’47»N, 101°47’34»E), он тоже частично находится за забором (раньше был общедоступен), но при желании подойти близко можно. Вся прогулка заняла час, затем я поторопился в обратный путь, т.к. внезапно начала портиться погода, и к тому же до единственной электрички на Вихоревку оставалось меньше часа (такси до неё обошлось бы в 800р). Вышел на шоссе, ведущее к ГЭС, стал голосовать, остановилась первая же машине. Водитель сначала сказал, что довезет меня только до верха, но потом начался дождь, и он подбросил меня до самых Падунских порогов, хороший мужик! Вообще надо признать, что большинство людей, которых мне довелось встречать во время путешествий по России, были позитивными и отзывчивыми.

Фотки: yandex, vk

Ливень закончился так же быстро, как начался, поэтому по дороге в Вихоревку (ехать до которой час) я имел возможность наблюдать очень красивый закат. По дороге фотографировал, как результат – привлёк внимание сотрудников РЖД. Кондукторша спросила, зачем я это делаю, а мент попросил показать, что в рюкзаке. Впрочем, он был вежлив и даже зачем-то подарил брошюрку с рекомендациями для пассажиров (не оставлять вещи без присмотра, не выпивать с незнакомыми людьми и т.п.). В Вихоревке снял одноместный номер за 1500р на 12 часов, это оказался очень понтовый двухкомнатный люкс с душем, даже не думал, что на вокзалах такие бывают! Кстати, что в Вихоревке, что в Падунских порогах, туалет бесплатный для всех, причём это нормальный туалет, а не сортир типа «дырка в полу».

Фотки: yandex, vk

16 сентября (среда), Вихоревка-Тайшет

Подъём в 6 утра. В этот день я решил применить тр*йнх*п и отправился в западную горловину станции. Местность там открытая, и спрятаться особо негде, поэтому я засел за последнем этаже заброшенной трехэтажной будки (56.120111, 101.152722). Место оказалось идеальным – хороший обзор на станцию плюс сам остаешься невидимым для случайных прохожих (главное – не подходить близко к окнам). Ждал около 3 часов, но за это время в нужную сторону прицепился только один локомотив, да и то состав полностью состоял из рельсовозов.

Затем неожиданно выяснилось, что в Вихоревке существует филиал ТХПЧ)) Я заметил мужика лет 40-ка, который шароёбился по станции между составов, затем он погулял вокруг будки, в которой находился я, после чего тоже поднялся на третий этаж. Он сразу догадался, что я жду товарняк, а я не стал отпираться, т.к. настроен он был миролюбиво. Разговорились, оказалось, что он много раз ездил на грузовых до Тайшета и назад. Он сообщил, что есть ещё один парк («нечётный») рядом с локомотивным депо (56.114740, 101.188494), и поезда на запад отправляются из обоих парков, поэтому проще поймать машину до станции Турма, поскольку там все товарняки тормозят для прицепки толкача.

Я направился в нечётный парк, там под электровозами стояли сразу 4 состава, я наудачу подошёл к одному из них (состоял он в основном из лесовозов и полувагонов с досками) и попросился в ЗК, меня взяли, к тому же, оказалось, что этот состав поедет первым (отправились в 11:30). В Турме действительно прицепили дополнительный электровоз, только не сзади, а спереди, а в Тарее (буквально через 35 км) отцепили, но ничего особенного между этими двумя станциями я не заметил – холмы и лес. В Тайшет прибыли в 17:00, проехав 269 км за 5ч. 30мин.

В Тайшете я высадился там же, где в прошлый раз (во время поездки по Транссибу), парк приёма находится рядом с деревней Новый Акульшет в 7.5 км от вокзала. Не думал, что окажусь здесь снова всего лишь через какие-то 4 месяца, на тот момент поездка по БАМ-у казалась чем-то очень далёким. Как и в прошлый раз, почти сразу столкнулся с ВОХР-ом (причём, по-моему, тогда был тот же самый), он хотел было до меня доебаться, но я его опередил и начал разговор первым, спросил, как пройти к автобусной остановке. Он объяснил (на этот раз более понятно, чем в прошлый), но всё-таки спросил, как я здесь оказался, я ответил, что приехал на товарняке)) Больше вопросов не было.

Я прошёл через пешеходный туннель под путями и вышел к деревне. На одном из крайних участков 4 человека копали картошку, я спросил у них, правильно ли я иду к остановке, они подняли головы, внимательно посмотрели на меня и молча вернулись к работе. WTF?! Причём это были явно русские, то есть, вариант, что они меня не поняли, полностью исключён. Вообще я заметил, что в Тайшете все какие-то странные, особенно на вокзале. А ещё в Тайшете в середине сентября цветут одуванчики.

Остановку я всё-таки нашёл, правда было непонятно, приедет ли автобус в обозримом будущем, поэтому стал голосовать, но, как обычно, никто не останавливался. В итоге доехал на такси, которое вызывал из Тайшета. Почти все места в комнатах отдыха оказались заняты, мне выделили койкоместо в 4-местном номере (800р за 12 часов), где уже спал какой-то чувак. Я тоже лёг спать пораньше, но к вечеру он съехал, зато заселились двое других, в общем, был проходной двор.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

17 сентября (четверг), Тайшет-Саянская

Подъём в 6 утра. Пришёл в парк, откуда отправляются поезда на Красноярск и Абакан (55.930363, 98.027462), но, в отличие от прошлого раза, ни одного локомотива прицеплено не было. Прятаться там совершенно негде, и я некоторое время слонялся туда-сюда (чего, вообще говоря, делать не следует). ВОХР-ы наблюдали за мной из будки, но ничего не сказали. Потом зашёл к дежурной по парку и от неё узнал, на каком пути стоит поезд на Абакан, но когда он отправится – было неизвестно. Также она сообщила, что иногда в ЗК едет вторая бригада.

Начался дождь, и я решил засесть прямо на крыльце будки путейцев)) Через некоторое время проходившая мимо сотрудница предложила мне зайти внутрь, что было очень кстати, т.к. я сильно замёрз (на улице было около 0). Внутри оказалось что-то типа прихожей с двумя рядами кресел и лестницей наверх. Я сидел и читал книгу, время от времени выглядывая наружу, чтоб узнать, не прицепили ли электровоз, на меня никто не обращал внимания.

Наконец электровоз прицепили. Попросился в ЗК – взяли без проблем. Отправились в 9:20, рядом с вокзалом зачем-то тормознули минут на 15. Кстати, вокзал товарняки проезжают на невысокой скорости, так что теоретически цеплять можно прямо там. В Тайшете заканчивается Восточно-Сибирская и начинается Красноярская железная дорога. Также, почти сразу за Тайшетом (после станции Кварцит) находится граница часовых поясов, переводим часы на час назад (теперь уже MSK+4). В Саянскую прибыли в 13:30 по новому времени, проехав 249 км за 5ч. 10мин.

Дальше встал выбор: то ли ехать дальше (ведь впереди ещё пол дня, а заняться в Саянской совершенно нечем), то ли остаться здесь до завтра, чтоб гарантированно проехать весь участок Саянская-Абакан в светлое время суток. Склонялся ко второму варианту, но проблема была в том, что гостиниц в Саянской нет, а в дом отдыха лок.бригад идти не хотелось, т.к. я не смог бы вразумительно объяснить, зачем мне тут ночевать (посёлок-то маленький) и почему я не могу уехать в Абакан вечерним ПДС-ом. К тому же, не хотелось столкнуться там с лок.бригадой, с которой я приехал, – они бы тоже посчитали моё присутствие там подозрительным, ведь я сказал им утром, что еду в Абакан.

Погулял по посёлку в надежде найти объявление о сдаче квартиры, но нашёл только объявление с номером такси и от безысходности позвонил туда. Таксист рассказал, что гостиница есть в соседнем поселке Партизанское (до которого 25 км), и поездка туда будет стоить 300р. Затем я все-таки зашёл в дом отдыха лок.бригад, но не стал ничего выдумывать, сказал напрямую, что в Саянской нахожусь по личным делам, можно ли переночевать, готов заплатить. Администратор сначала наотрез отказала, потом сказала, чтоб я шёл к начальнику депо, если он разрешит, тогда можно. Привлекать к себе лишнее внимание не хотелось – поехал в гостиницу. Кстати, в РЖД-шной столовке висит объявление, что обслуживаются только люди, имеющие удостоверение, но у меня никто ничего не спросил.

В гостинице оказалось всего 2 номера и вообще не было душа (сталкиваюсь с таким впервые), место в 4-местном номере (без подселения) обошлось в 600р. Остаток дня потратил на то, чтоб найти жильё в Абакане на выходные (однокомнатную квартиру по цене 700р в сутки), а также купить авиабилет в Москву (на утро понедельника). За 2 дня (с тех пор, как я смотрел цены в последний раз) он успел подорожать с 9 до 11к. Кроме того, погуглил, какие в окрестностях Абакана есть достопримечательности и как до них добраться.

Фотки: yandex, vk
Видео: youtube, vk

ЧАСТЬ 4