Меню

Misha Simachev Blog

Шортюгская ж/д, Галич-Кострома
28.09.2016

ФОТКИ

Супротивный-Полдневица: yandex, vk
Тр*йн*оп Кострома-Галич: yandex, vk
Галическая радиомачта: yandex, vk
Галич-Кострома: yandex, vk

ВИДЕО

Супротивный-Полдневица: youtube, vk
Тр*йнх*п Кострома-Галич: youtube, vk
Галич-Кострома: youtube, vk

Золотую осень, которая в этом году началась довольно рано, лучше всего использовать для поездок в ебеня. Именно на это я в очередной раз потратил прошедшие выходные (24-25 сентября). План был таким:

1. Прибытие в Супротивный на ПДС-е (00:35-14:48, плацкарт 1140р)
2. Поездка по ведомственной («Шортюгской»)  железной дороге от станции Супротивный до станции Полдневица и назад.
3. Переезд из Супротивного в Кострому на ПДС-е (20:55-04:11, плацкарт 1140р, но я изначально взял билет до Москвы, т.к. дальнейшие планы возникли позже)
4. Тр*йнх*п из Костромы в Галич по тепловозной однопутке
5. Восхождение на широко известную заброшенную телемачту в окрестностях Галича
6. Возвращение из Галича в Кострому на пригородном поезде (14:02-17:12, 365р)
7. Возвращение в Москву на ПДС-е (23:21-05:43, плацкарт 797р)

Пассажирского движения на Шортюгской железной дороге нет с 2010-го года, а грузовое движение заключается в том, что на этой линии РЖД хранит временно ненужные вагоны (в основном, цистерны) – так же, как и на Монзенской дороге. На данный момент свободны 40 км полотна (до Полдневицы и еще несколько километров дальше), а еще примерно 6 последних километров заняты 400-450 цистернами. Для сравнения, на Монзенской дороге вагонами заняты примерно 100 км путей (что составляет более 8000 вагонов!) Привозят и забирают вагоны по будням, несколько раз в неделю. Желающие прокатиться могут попробовать связаться с директором дороги, узнать, когда именно намечается движение и напроситься в тепловоз. У нас же была организованная туристическая поездка, для которой арендовали автомотрису АС1.

На пустынной станции Супротивный (где нет вообще ничего, кроме здания диспетчерской и даже не ловят мобильные) из поезда выгрузились человек 15, причем некоторых высадили на одну сторону, а некоторых – на другую. Все эти люди были участниками поездки по Шортюгской дороге, никто другой сойти в Супротивном не пожелал (странно, что там вообще поезда останавливаются, тем более что поблизости есть более крупная станция Поназырево). А ведь поезд был ни много ни мало Москва-Владивосток! Среди приехавших на экскурсию я встретил знакомого мне Владимира Буракшаева, который, как оказалось, был на Сахалине примерно в тех же числах, что и я. Он тоже брал машину напрокат, и ему это вышло так же дорого, как и мне.

Автомотриса ждала нас на подъездном пути, до которого пришлось немного пройтись пешком. Довольно быстро погрузились и в 15:10 отправились в путь. Скорость для такой дороги была приличной – порядка 30 км/ч. Почти всю дорогу я проехал на задней автосцепке, поэтому мог делать относительно качественные фотографии (не через мутное стекло). Ветка меня несколько разочаровала, т.к. оказалась довольно однообразной, хотя и вполне себе ебенёвой (как я люблю). На всём протяжении нет ни светофоров, ни разъездов. Несколько заброшенных деревень. В Полдневице (единственный живой поселок, до которого проложена автодорога из Поназырево) есть ответвление в небольшое депо, где стоят маневровые тепловозы («ЧМухи»), именно с помощью них и таскают вагоны. Из достопримечательностей можно отметить 3 деревянных моста, где мы делали остановки для фотографирования.

В Полдневице мы пообедали макаронами с тушенкой, приготовленными организаторами и в 19:00 (уже в сумерках) тронулись в обратный путь, на этот раз без остановок. Доехали ровно за час, причём ехать пришлось задом, т.к. разворотного треугольника в Полдневице не предусмотрено. Через час погрузились в ПДС на Москву. Изначально я и планировал ехать до Москвы, но, когда билет был уже куплен, я обнаружил, что поезд прибывает в Кострому в 4:11 и стоит там больше часа (до 05:23). Это очень удачно совпадало с таким обстоятельством, что ежедневно ровно в 5:00 из Костромы в Галич отправляется единственный в сутки грузовой поезд (мы это знали из выписок на gdevagon), и грех было не воспользоваться возможностью тр*йнх*пнуть по этой малодеятельной тепловозной однопутке. К тому же, если бы этот поезд вдруг отменили, я мог бы запросто успеть вернуться в ПДС и уехать в Москву.

Итак, в 4:30 я вышел в Костроме-Новой и действительно обнаружил на путях сборный состав под тепловозом. Состоял он в основном из пустых лесовозов, а также других вагонов, не пригодных для тр*йнх*па, и лишь в середине были 2 полувагона, но все выступы внутри них оказались спилены, поэтому я пошёл проситься в локомотив. С бригадой состоялся следующий диалог:

— Доброе утро! До Галича возьмете?
— А ты кто?
— Связист, с Московской железной дороги
— А чего пьяный?
— Я не пьяный! С чего вы взяли?!
— Да видно же! (Наверное, дело в моем помятом виде после сна в ПДС-е)
— Да не пьяный я! Хотите, дыхну?
— Ладно, залезай в последнюю дверь. Только там охранник едет

Ехать с охранником я не хотел, поэтому все-таки залез в полувагон. Чтоб иметь возможность высовываться, пристегнул карабином свою супер-пупер-скамейку к лестнице снаружи вагона. С помощью неё же смог потом довольно легко выбраться. Отправились мы действительно ровно в 5 утра. К 6-ти стало светать, но всю дорогу до Галича мы ехали в густом тумане (да и в самом Галиче туман рассеялся лишь к обеду). Было очень холодно (+4), и, несмотря на то, что я оделся по-зимнему, мне приходилось разогреваться подтягиваниями, приседаниями и бегом на месте (с рюкзаком на спине). Из-за тумана ничего толком не рассмотрел, можно было только судить, что местность довольно холмистая, особенно ближе к Галичу. Более подробно я заценил эту ветку по дороге назад, когда ехал днём на пригороде. Важен был сам факт того, что я еду тр*йнх*пом. Кстати, по этой ветке тр*йнх*пал Арсений в конце августа, и тогда тоже был туман.

В Галич прибыли в 8 утра, проехав 126 км за 3 часа. Поездка в ТИСС. По дороге нигде не останавливались, хотя это нетипично, т.к. обычно поезд тормозит в Судиславле и/или Первушино для отцепки/прицепки вагонов (поэтому ехать в хвосте крайне не рекомендуется). Когда мы въехали на станцию Галич, я вылез в межвагонье, и меня спалил путеец, встречавший поезд, который сказал при виде меня что-то типа «Нихуя себе!». Но я спрыгнул на другую сторону и быстренько смотался за пределы станции.

Чуть позже, приведя себя в порядок, пришел на вокзал и принял там душ (всего 50р), а также оставил рюкзак в камере хранения (130р), после чего вызвал такси и доехал до заброшенной радиомачты (330р). Это уже 4-е мое посещения данной достопримечательности (первое и второе были удачными, а третье совпало как раз с тем моментом, когда там спилили 2 нижних пролета лестниц, так что залезть я не смог). С тех пор какие-то энтузиасты оборвали всю колючую проволоку, раскурочили металлические листы, которыми был заварен низ вышки, а главное – соорудили 2 деревянных лестницы. Я боялся, что от непрекращающегося потока «туристов» лестницы быстро придут в негодность (следил за этим в группе, посвящённой вышке), но оказалось, что они в хорошем состоянии и держатся надежно. Чтоб преодолеть нижние пролеты, никакого снаряжения, а также особой физической подготовки не требуется – достаточно элементарной аккуратности.

Восхождение я начал в 9:30, наверху оказался в 10:10, т.е. поднялся за 40 минут. Примерно до середины отдыхал на каждой второй площадке, потом силы стали меня покидать, и я уже делал передышки на каждой первой. Вероятно, сказалась моя изначальная усталость из-за попыток согреться физическими упражнениями в процессе тр*йнх*па. Наверху вышки находились 3 человека – два парня и девушка, все из Питера. Кстати, они ехали через Буй и сообщили, что небольшой участок на трассе Буй-Галич до сих пор не отремонтировали, там по-прежнему говна. Сама вышка почти не изменилась, стала чуть более ржавой и покрылась дополнительными надписями (особенно много упоминаний Балашихи). Наверху кто-то установил российский флаг, а также повесил 2 футболки))

Спустился за 25 минут. Походил вокруг вышки, обнаружил могилу (или муляж могилы) – а я-то думал, что в мой первый приезд сторож наврал про то, что здесь похоронены неудачно приземлившиеся бэйсджамперы. Также нашел кучку галлюциногенных грибов (собирать и есть не стал) и несколько обычных (подберёзовиков, тоже собирать не стал). Питерцы подкинули меня до Галича (хотя им было не по пути), за что им большое спасибо!

На вокзале я пошел в туалет и привел себя в порядок – помыл голову в раковине (и посушил феном, который у меня всегда собой), а также обтерся холодной водой. Заметив это, администраторша туалета очень возмущалась и настаивала, что заниматься такими вещами в туалете запрещено))

В 14:02 из Галича в Кострому отправляется пригород, который представляет собой тепловоз ТЭП70 с двумя прицепными вагонами. Кроме того, примерно 15:30 в Кострому отправляется тот самый грузовой поезд, на котором я приехал утром, и можно было бы снова тр*йнх*пнуть на нём, но он прибывает в Кострому примерно в 19:30, когда уже сгущаются сумерки, а я хотел ехать при свете дня, чтоб лучше всё рассмотреть.

Как обычно, обосновался в тамбуре последнего вагона, чтоб сквозь стекло торцевой дверцы втыкать на убегающие рельсы, однако вскоре туда завалился охранник и заявил, что находиться в тамбуре запрещено. Охранник был долговязым и усатым, такие всегда вредные просто песдетс, и никакие доводы (включая демонстрацию удостоверения РЖД) на него не действовали. Тогда я подошел к проводнице, но и она поначалу настаивала, что ехать в тамбуре нельзя. Ситуацию переломил мой вопрос: «А можно узнать, каким распоряжением это запрещено?», после этого меня оставили в покое, но периодически заглядывали в тамбур, чтоб убедиться, что я не занимаюсь там чем-то незаконным. Проводница даже сказала, что у меня так блестят глаза, будто я что-то употреблял. За несколько километров до Костромы в тамбур снова заявился охранник и стал грубо требовать, чтоб я уже, наконец, пошёл в вагон, как все нормальные люди. Честно говоря, за 3 часа я уже сам устал стоять, так что спорить не стал. Но вообще в таких случаях нужно говорить «Я никуда не пойду, если хотите – вызывайте ментов».

Про ветку можно сказать, что она довольно живописна, т.к. проходит по холмам и постоянно петляет. Она фрагментарно отремонтирована, так что примерно на половине всего расстояния уложен бессыковый путь. Вторая половина, соответственно, — ламповые деревянные шпалы. Некоторые платформы сложены из деревянных шпал, чего я раньше нигде не наблюдал. Местность малозаселенная, так что ветку тоже можно отнести к сравнительно ебенёвым. В Первушино есть еще более ебенёвое ответвление в Заволжск.

В Кострому я прибыл в 17:12 и до 23:21 сидел в зале ожидания, читая книгу, после чего погрузился на московский ПДС.