Меню

Misha Simachev Blog

Канаш-Рузаевка-Сызрань-Самара-Тольятти (10-12.06.2017)
22.06.2017

ФОТКИ

Канаш-Красный узел (ПДС): yandex, vk
Рузаевка-Сызрань (тр*йнх*п): yandex, vk
Сызрань-Самара (электричка): yandex, vk
Самара-Тольятти (катер): yandex, vk
Тольятти-Сызрань (ПДС): yandex, vk

ВИДЕО

Канаш-Красный узел (ПДС): youtube, vk
Самара-Тольятти (катер): youtube, vk
Тольятти-Сызрань (ПДС): youtube, vk

С осени 2014 года у меня осталось незаконченное дело: в одну из поездок нам не удалось доехать от Рузаевки до Сызрани. С тех пор меня не покидала мысль проехать там еще раз, и вот, наконец, время для этого нашлось. Стартовать решил в Канаше, из которого можно достичь Рузаевки по тепловозной однопутке (судя по выпискам с gdevagon, там проходят в среднем 2 поезда в сутки). Также хотелось прокатиться по круговому маршруту Сызрань-Самара-Тольятти-Сызрань (на чем угодно – товарняках или электричках) и посмотреть Жигулевские горы.

Билет до Канаша из Москвы (плацкарт) обошелся в 1730р, туда я прибыл в 8:25. В Канаше два парка, один – на вокзале, другой – на 1.5 км восточнее, у путейцев выяснил, что поезда на Красный узел отправляются из обоих парков, но чаще – из восточного. Кроме того, мне даже показали готовый состав в нужную сторону (в основном из хопперов и буханок, плюс 2 полувагона в конце), но даже дежурная по станции не знала, когда он отправится (в ближайшие несколько часов – точно нет, сказала она).

Я обосновался в западной горловине восточного парка на обочине шоссе рядом со складом стройматериалов (здесь: 55.518671, 47.497732) и сидел там несколько часов, читая книгу, но ничего полезного не происходило. За это время до меня успел доебаться ВОХР, которому показалось странным, что здесь, где отродясь никого не было, сидит какой-то непонятный человек с рюкзаком. Я ему рассказал почти как есть: что я имею отношение к железной дороге и хочу уехать в задней кабине на Красный узел. ВОХР был миролюбив, удовлетворился этим объяснением и оставил меня в покое.

падение с платформы, Карл!

В районе 14 часов, по словам дежурной, в Красный узел должен был пойти рабочий поезд, и я решил им воспользоваться. Ближе к этому времени я пошел в депо и нашел этот поезд, им, к моему удивлению, оказался РА2, но машинист сообщил, что поедет не до Красного узла, а только примерно половину пути. После этого я снова зашел к дежурной, у нее к тому времени появилась информация, что грузовой на Красный узел отправится в районе 17 часов. Это было для меня слишком поздно – ехать далеко (до Красного узла – 241 км, затем до Рузаевки еще 56 км), и до наступления темноты я не смогу посмотреть даже половину линии. Решил ехать на ПДС-е, который отправляется из Канаша в 15:13 и прибывает в Рузаевку в 22:44, плацкарт обошелся в 990р.

Всю дорогу фоткал сквозь стекло торцевой двери последнего вагона, ветка оказалась довольно ламповой и разнообразной в плане ландшафта и окружающей местности. Почти на всём протяжении уложен бесстыковый путь, но периодически встречаются отрезки с деревянными шпалами длиной от нескольких десятков метров до нескольких километров. Насколько я понял, чаще всего по этой ветке возят хопперы и буханки. Примерно по середине между Канашем и Красным узлом находится какой-то карьер, откуда и идет большое количество хопперов. В 20:35 прибыли в Красный узел, где за полчаса тепловоз заменили на электровоз (кстати, на этой станции есть дом отдыха локомотивных бригад). К тому времени стемнело, но ничего интересного дальше не ожидалось, тем более что до Саранска я уже ездил. В Рузаевке заночевал на вокзале в комнатах отдыха, цен не помню.

Из прошлой поездки я знал, что отправление поездов на Сызрань происходит из парка, находящегося на 4 км восточнее вокзала (54.054786, 45.014288, рядом с поселком Надеждинка), туда я доехал на такси (150р). На самом деле, парка там два – восточный (снизу, если смотреть на карте) и западный (сверху), они расположены параллельно друг другу и разделены длинным узким прудом. Палева там практически нет, т.к. весь персонал представлен двумя или тремя путейцами, исповедующими похуизм.

К моему огромному удивлению, восточный парк был совершенно пуст, я даже сначала подумал, что приехал куда-то не туда. Чуть позже в восточный парк все-таки прибыл поезд, я сразу же залез один из полувагонов (пустой) ближе к хвосту и стал ждать, пока сменится бригада, и мы отправимся дальше, однако этого не произошло. Зато произошло нечто другое: часть вагонов (включая мой) отцепили и потащили (с помощью маневрового тепловоза) назад в сторону вокзала, при этом я немедленно эвакуировался. Отправился в восточную горловину парка по дороге, идущей вдоль западного парка – там тусуются рыбаки и поэтому левые люди не вызывают подозрения. Выяснилось, что локомотив от моего состава отцепили.

В восточной горловине я нашел удобное место для наблюдения: на возвышении в кустах находится колодец и скамейка рядом с ним (здесь: 54.057021, 45.034694), там я и обосновался. Спустя некоторое время, по громкой связи вдруг объявили отправление поезда на восток, причем оказалось, что выезжает он почему-то из западного парка (не знаю, как я его не заметил, наверное, он приехал уже после того, как я окопался в кустах, наблюдал-то я только за восточным парком). В общем, поезд довольно быстро набрал ход, и зацепить его не удалось. Чуть позже, почти один за другим, на скорости 25-30 км/ч проследовали еще два состава на восток, шли они непосредственно с вокзала (не думал, что оттуда тоже отправляют), зацепить их также не удалось.

Еще через некоторое время я обнаружил, что к тому составу, в который я залез изначально, наконец, прицепили электровоз. Перед этим с ним проводили еще несколько манипуляций по отцепке/прицепке вагонов. В кабине электровоза никого не было, но я решил, что раз уж его прицепили, то состав скоро поедет, и за неимением ничего лучшего снова забрался в один из полувагонов (там оказались металлические уголки).

Спустя еще время в восточный парк приехал и остановится состав, полностью состоявший из хопперов. Я подумал, что на нем удастся уехать быстрее, и пошел проситься в заднюю кабину, но машинист сказал, что едет не до Сызрани, а до какой-то станции между Рузаевкой и Инзой. Между тем, в локомотиве моего состава появилась бригада (вероятно, они приехали на этом хопперном поезде), так что я снова залез в какой-то полувагон (там оказались мешки с известняковой мукой). Хопперный состав уехал, а вскоре тронулся и мой, произошло это в 14:40, то есть я прождал более 7 часов, а ведь рассчитывал уехать максимум за час. Движение на этой ветке обычно очень активное (составы проходят каждые полчаса-час), но в этот день, видимо, было окно.

До Сызрани ехали без единой остановки, Инзу проследовали в 16:30 на скорости 20 км/ч, пассажирский вокзал Сызрани – в 20:05 на скорости 5-10 км/ч по крайнему правому пути. Можно было там запросто сойти, но мне стало интересно, куда состав поедет дальше, тем более что была информация о об удлинении плеча, и теперь смена бригад происходит вроде бы не в Сызрани, а в Кинели. Состав свернул на южную ветку в сторону Самары и в 20:36 остановился на станции Октябрьск, расположенной в 15 км от Сызрани. Проехали 320 км за 6 часов. Поездка в ТИСС. Я вылез и выяснил, что смена бригад будет здесь. У меня было желание в этот же вечер доехать до Самары, но я не был уверен, что поезд там остановится, поэтому тр*йнх*п решил не применять. От новой бригады узнал, что остановки в Самаре не будет, и ушел было со станции, рассудив, что на сегодня хватит, однако, ещё чуть подумав, решил все-таки доехать до Кинели с тем, чтоб завтра вернуться в Самару на электричке.

Вернувшись на станцию, я сразу же столкнулся с двумя ВОХРами, одетыми в гражданское. Они спросили, кто я такой и что здесь делаю, я ответил, что собираюсь доехать до Кинели в задней кабине, и предъявил удостоверение. ВОХРы сказали, что это всё очень интересно, но они видели на камерах, как я приехал в полувагоне (рамка с камерами АСКО-ПВ установлена на въезде на станцию). Отпираться я не стал (большой рюкзак в любом случае меня выдавал) и ответил, что да, это был я, в полувагоне приехал потому, что пассажирских в этот день не было (что соответствует действительности), а в заднюю кабину меня не взяли. ВОХРы изучили содержимое моего рюкзака (прямо на улице), сходили в будку, чтоб отксерить паспорт, просмотрели фотографии, расспросили про дальнейший маршрут, назвали идиотом и вообще каким-то мутным, но в итоге отпустили на все 4 стороны без штрафа и составления протокола.

Я вышел на шоссе и стал стопить в сторону Сызрани, вскоре остановился таксист, который довез меня за 280р. А вообще там каждый час (круглосуточно) ходит служебный автобус, который возит железнодорожников, но и обычных людей в него тоже берут (я на него чуть-чуть опоздал). Ветка Рузаевка-Сызрань довольно живописна, особенно в некоторых местах (высокие холмы). Кое-где встречные пути разнесены на большие расстояния друг от друга (проложены по разным траекториям), при этом создается ощущение, что едешь по однопутке. В Сызрани заночевал на вокзале в комнатах отдыха, цен тоже не помню.

На следующее утро выехал в Самару на электричке (отправление в 09:35, ехать 2.5 часа), интересно только первые 20 км (до моста через Волгу), т.к. линия проходит вдоль берега реки, затем — ничего примечательного: равнины и частный сектор. Электричка была битком наполнена народом.

По приезду в Самару я рассчитывал погулять по городу несколько часов, после чего отправиться на электричке в Тольятти, откуда у меня был заранее куплен билет в Москву (плацкарт за 2310р). В кассе выяснилось, что единственная подходящая мне по времени электричка (в 16:40) идет не до Тольятти, а только до аэропорта (полпути), зато оказалось, до Тольятти можно доплыть по Волге на скоростном катере (за 2.5 часа), который отправляется от речного вокзала в 14:15 (цена билета – 400р). До Тольятти можно доехать и на автобусе (отправление от ж/д вокзала), но он идет целых 3 часа, да еще и в неудобное для меня время. От ж/д вокзала до речного – 3.5 км, из-за жары решил не идти пешком, а поехать на такси. Бомбилы у вокзала заломили 500р, но я вызвал такси по телефону, и поездка обошлась всего в 130р. Самара произвела впечатление чрезвычайно обшарпанного города, но девушки действительно красивые)) Вот, например:

Прогулка на катере оказалась самой прикольной частью поездки, поскольку с катера открывался прекрасный вид на Жигулевские горы. Забегая вперед, скажу, что с железнодорожных линий Жигулевские горы практически не видны. По пути в Тольятти катер проходит через 2 шлюза, я раньше никогда не видел процесса шлюзования (который, кстати, происходит довольно быстро – шлюзовая камера заполняется водой всего за 15-20 минут), поэтому было вдвойне интересно.

От речного вокзала Тольятти доехал на автобусе до станции Жигулевское море, на тот момент я пребывал в уверенности, что это и есть главный вокзал Тольятти, однако оказалось, что главный вокзал находится в новой части города, и до него от Жигулевского моря 25 км. Мой поезд отправляется оттуда в 18:30 и прибывает в Жигулевское море в 19:09. Ветку Жигулевское море-Сызрань тоже отфоткал через стекло торцевой двери последнего вагона – довольно интересная линия: например, она проходит по плотине Жигулевской ГЭС. В основном она однопутная, но есть двухпутные вставки. Шпалы где-то бетонные, где-то деревянные. Перед Сызранью есть довольно длинный участок (десяток километров), где второй путь разобран, однако контактный провод до сих пор висит. В Сызрань прибыли уже в сумерках (21:43), я лег спать и проспал до самой Москвы.